Правила работы с контурными картами по истории

Приемы работы с исторической картой на уроке истории в начальном и среднем звене

Достаточно долго в мире проводится PISA – международная программа оценки знаний и умений учащихся. Впервые учащиеся российских школ участвовали в ней в 2000 году. Результаты этого участия стали шокирующими: из 32 стран мы заняли 27 место, хуже России оказались такие страны, как Мексика и Бразилия. PISA – тест включал в себя помимо прочего проверку умения работать с информацией различной типологии (схемы, таблицы, графики и т.п.). Эти неутешительные данные были приведены в статье “Почему наши школьники провалили тест PISA”, опубликованной в журнале “Директор школы” в 2005. №№ 4, 5. На основе анализа ошибок, допущенных при выполнении этого теста, были сделаны многочисленные печальные выводы, в том числе – вывод о том, что традиционно российская школа не учит детей понимать, добывать, интерпретировать, использовать информацию.

Между тем, уже в начальном звене, используя традиционные “инструменты” обучения, такие как историческая и контурная карты, возможно учить ребёнка добывать, интерпретировать, преобразовывать и использовать информацию. При правильном подходе к подобному “инструменту” учитель может решить массу проблем, стоящих перед современной системой образования:

  • проблему перехода от репродуктиного к продуктивному уровню обучения;
  • проблему узкопредметного характера информации и формируемых умений и навыков;
  • проблему отсутствия связи между обучением и социализацией ребёнка.

В представленной ниже таблице показаны примеры заданий для работы с контурной картой. В левом столбце – традиционные задания, которые содержат контурные карты по истории древнего мира для V класса. Эти задания предлагают ученику механически перенести информацию из атласа на контурную карту. Справа размещён переработанный вариант задания по этой же контурной карте, целью которого является самостоятельное добывание информации в результате мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза. Итогом работы является самостоятельный выход на противоречие в информации и попытку объяснения противоречия.

Таблица “Примеры заданий для работы с контурной картой”

2. Подпишите столицы Древнего Египта;

3. Обозначьте район пирамид;

4. Покажите границу Египетского государства в 15 в. до новой эры.

2. Раздели территорию Египта на благоприятные и неблагоприятные для занятия земледелием зоны (придумай условные знаки, с помощью которых ты можешь показать это деление на карте);

3. Укажи наиболее опасные, на твой взгляд, участки Нила;

4. На карте обозначена территория государства Верхний Египет. Подумай, где могло находиться государство Нижний Египет? Отметь его на карте. Какое противоречие можно теперь увидеть на карте? Попробуй объяснить причину появления этого противоречия.

Таким образом, при подобном подходе, ученик не только получает знание о предмете, но и учится его добывать и использовать.
На уроке в начальной школе работу необходимо начинать с отработки алгоритма чтения карты:

Алгоритм чтения исторической карты

  1. Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
  2. Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
  3. Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:

а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);
б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);
в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.

Одним из способов “добывания” информации может служить сравнение информации, представленной на нескольких картах (см. Приложение 2). Ниже представлены карты Москвы и Новгорода, размещённые по адресу www.wlf.ru (рис. 1, рис. 2). Отвечая на поставленные к ним вопросы, ученик начального класса, опираясь на мыслительные операции сравнения и обобщения, может извлечь из изображения массу информации. Учителем могут быть заданы вопросы и сформулированы задания:

  1. В чём главное отличие в выборе места для города? С чем это может быть связано?
  2. Откуда мог начинаться и каким образом вырастал город?
  3. Выделите особенности формы старых русских городов.

Далее можно предложить ученикам сравнить карты Москвы и Санкт-Петербурга, (карта размещена по адресу www.silverhotel.ru) – рис. 3.

  1. Сравните расположение улиц Москвы и Петербурга: в чем различие?
  2. С чем может быть связано наличие различий (обратите внимание на время основания городов)?
  3. Подумайте, какие проблемы могут сейчас существовать в городах, построенных по типу Москвы и Новгорода?

Также важно обращать внимание на наличие чётких критериев, по которым учитель будет оценивать работу по контурной карте и преобразование условной информации карты в текстовую. Критерии позволят помимо предметных отработать некоторые общеучебные умения и навыки. Критерии содержат 5 баллов (традиционная школьная оценочная шкала). Один критерий соответствует одному баллу (см. Приложение 1).

Критерии оценивания работы с контурной картой

  1. Умение точно и правильно выполнить задание по карте;
  2. Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту;
  3. Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты);
  4. Соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами);
  5. Отсутствие речевых и грамматических ошибок.

Критерии оценивания работы с исторической картой

  1. Умение соблюдать алгоритм чтения карты;
  2. Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте;
  3. Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую;
  4. Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог);
  5. Речевая грамотность.

В итоге, такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребёнку мыслить, искать, находить.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Формирование практических навыков учащихся при работе с географическими контурными картами

Разделы: География

“Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь”, – слова, которые произносят многие учителя, на мой взгляд, можно отнести к работе с контурными картами.

Самый важный навык, который выпускники общеобразовательных учреждений могут получить при изучении географии – навык использования различных видов географических карт. Ориентирование в пространстве с помощью карты, умение читать карту является одной из ключевых компетентностей, необходимых человеку вне зависимости от его будущей профессии.

Важную роль в формировании такого рода прикладных знаний играет правильная организация систематической работы с контурными картами. Использование контурных карт позволяет развивать у учащихся чувство пространства, умение по географической основе определять взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории. Систематическое использование на уроках географии контурных карт способствует также формированию умения по словесной географической характеристике территории определять её положение на карте.

Наличие таких навыков говорит о хорошем знании географии. Сейчас эффективность использования контурных карт чрезвычайно низка. Учащиеся часто занимаются копированием содержания карт из школьного атласа, что приводит к неоправданной потере драгоценного времени. От такой работы нет пользы. Поэтому, чтобы повысить качество работы с контурными картами, учителю географии необходимо найти творческий подход к данному делу.

Контурные карты имеют большое практическое значение, так как:

– формируют у детей интерес к географии;
– повышают мотивацию к изучению предмета у школьников;
– способствуют развитию творческого воображения и мышления;
– вовлекают в учебный процесс всех учащихся;
– обеспечивают детальное изучение материала;
– способствует усвоению правильного написания и произношения географических названий.

“Все, что называешь – показывай; все, что показываешь – называй” – такими словами начинаю урок географии в 6 классе по теме “Географическая карта”. На этом уроке знакомлю учащихся с разными видами карт, и особое внимание уделяю контурным картам.

На первом этапе знакомства с контурными картами, ребята даже не представляют, что это за вид карт. Услышать от них можно самые необычные ответы. Поэтому поясняю, что контурные карты потому и называются контурными, что на них обозначены только общие очертания тех или иных географических объектов.

Курс географии включает в себя обилие географической номенклатуры, усвоение которой заставляет тщательно продумывать работу именно с контурной картой.

При работе с контурными картами выполняем самые разнообразные задания:

  • нанесение названий географических объектов;
  • закрашивание определенных территорий (пояса освещенности, природные зоны);
  • обозначение границ объектов и территорий (границы крупных государств, климатические пояса)
  • нанесение условных знаков; надписей;
  • вычерчивание путей между заданными точками.

При нанесении географических объектов на контурную карту, быстрее усваиваются их географические названия и местоположение. В процессе выполнения таких заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности. Работа с контурными картами воспитывает дисциплинированность, внимательность, точность, аккуратность. Такие работы развивают эстетический вкус.

При работе с контурными картами эффективно использовать интерактивные (электронные) карты. Такая работа позволяет учителю и учащимся наносить надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры, специального карандаша, а также использовать иллюстрированный и текстовой материал (например, рассмотрели географический объект, нанесли на карту). Таким образом, процесс запоминания географических объектов будет более эффективным. Но здесь возникает проблема в том, что не у всех и не всегда есть возможность использовать такой вид карт из-за отсутствия необходимого оборудования.

Часто вопросы на знание географической номенклатуры вызывают затруднения у учащихся школы при подготовке к единому государственному экзамену. Насыщенность материалов ЕГЭ вопросами на знание номенклатуры географических объектов еще раз заставила задуматься меня над данной проблемой и подойти к ней творчески. Из собственного опыта знаю, что ребятам нравится работать с контурными картами. Даю им ряд заданий, которые заключаются в следующем: учащимся предлагаются карточки с контурами географических объектов, которые они должны определить. Если они затрудняются сразу ответить о том, что за географический объект перед ними, то они могут воспользоваться подсказками, расположенными ниже. Иногда предлагаю выполнить разноуровневые задания:

1) по очертанию объекта и описанию его местоположения, назови географический объект (на оценку”3”);
2) найти по очертанию объект на физической карте (на оценку “4”);
3) назови объект, и ответь на ряд вопросов, характеризующих географию данного объекта (на оценку “5”).

Каждый учитель географии способен разработать аналогичные задания и с успехом использовать их не только при подготовке к ЕГЭ, но и в своей повседневной учительской практике.

Чтобы ребятам было легче усваивать географические понятия, использую такую игру: на классную доску вывешиваю карточки с контурами географических объектов, каждому ученику раздаю карточки с названием географического объекта (озера, реки, горы и т.д.). Ученик должен быстро определить свой географический объект и подойти к нему. Иногда задание усложняю. На карточках, которые раздаю ребятам, даю описание объекта, они, соответственно, должны определить, о чем идет речь и показать географический объект.

В 6 классе во время изучения темы “Географические координаты” даю ребятам задания следующего характера: ответить на вопрос и нанести на контурную карту точку определенным условным знаком. Например: 1) На большом острове, центральная часть которого расположена на 19 0 ю.ш. и 47 0 в.д., водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела 12 см). Как называется это остров? На контурной карте подписать название острова. 2) В районе, который расположен на 33 0 с.ш. и 13 0 в.д. однажды была отмечена температура воздуха +58 0 С. На каком материке была зарегистрирована такая температура? Обозначьте это место на контурной карте квадратиком красного цвета. 3) На корабле, идущем из Европы в Австралию, возник пожар. С корабля по радио сообщили, что судно находится на 80 0 в.д. и 40 0 ю.ш., капитан просит о помощи. В каком океане находится судно? Обозначьте на карте треугольником место, куда надо направиться для оказания помощи. [3]

Контурные карты применяю и для создания проектов. Так на уроке географии в 10 классе по теме “Альтернативные источники энергии” класс разбила на микрогруппы по 3 человека. В каждой группе выбрали лидера, организатора и оформителя. В течение урока каждая группа работала над своим проектом, который защитили в конце урока. Суть проекта заключалась в следующем: придумать название своей карте и при помощи условных знаков наносить на контурную карту страны, имеющие электростанции, работающие на альтернативном топливе.

Для привития интереса к предмету провожу игры с применением контурных карт. В 6 классе в свободное время провожу игру “Найди половинку”. Контур каждого материка разрезаю на 2 части и раздаю ребятам, они должны найти свою половинку, назвать материк и его “визитную карточку”. Задание иногда усложняю, материк разрезаю на 3-5 частей. Соответственно, нужно найти, у кого другие части материка, собрать его, затем взять на столе учителя карточку с вопросами об этом материке и ответить на них.

Учащимся 6–8 классов при изучении физической географии нравится игра “Угадай-ка”. Для игры требуется дополнительно сделать настенную контурную карту мира, России или своего региона. Один ученик выходит из класса, остальные загадывают географический объект. Затем ученик заходит в класс и задает вопросы, на которые все могут отвечать только “да” или “нет”. Вопросы, которые задает ученик, могут иметь следующую формулировку: это река? Это озеро? Гора. После того как ребята скажут “да”, ученик у доски на контурной карте должен показать и назвать загаданный объект по принципу “да” – “нет”. Такая работа с контурными картами, как показывает опыт, является средством для закрепления в памяти названий географических объектов и их местоположений на карте, а также локализации географических явлений.

Работа с контурными картами позволяет вовлечь в учебный процесс всех учащихся и обеспечить более детальное и глубокое изучение ими материала. На протяжении обучения географии работу с контурными картами постепенно усложняю. Вместе с тем усиливается самостоятельная работа учащихся с контурной картой. Например, при изучении климата России на контурные карты учащиеся наносят изотермы, направления ветров и т.п., при изучении растительности и животного мира – граница природных зон.

В старших классах контурные карты использую в качестве основы и для таких более сложных картографических работ, как составление картограмм, картодиаграмм и экономических картосхем. Например, изучая размещение отраслей промышленности мира, учащиеся показывают на контурной карте условными знаками районы размещения сырья, старые и новые районы производства и т.п.[1]

Многие учителя сталкиваются с проблемой: учащиеся часто допускают ошибки при заполнении контурных карт. Поэтому в кабинете географии я оформила стенд “Правила работы с контурной картой”, а для ребят разработала и раздала памятки “Правильно работай в контурной карте!”.

Учащимся при работе с контурной картой должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к бездумному перерисовыванию с образца. В своей деятельности они под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения.

Если работу вести целенаправленно и систематически, то она обязательно приведет к положительному результату.[2]

Использование контурных карт в учебном процессе будет эффективным лишь при соблюдении ряда условий:

– учащиеся должны осознавать цель выполняемой работы и прогнозировать учебный результат;
– учащиеся должны усвоить требования к работе с контурными картами;
– иметь представления о последовательности выполнения отдельных действий;
– учитель должен постепенно усложнять задания;
– последовательно должна возрастать степень самостоятельности выполнения заданий.

Многолетний опыт показал, что применение контурных карт на уроках географии:

– укрепляет практические навыки;
– повторяется изученный материал по теме;
– развиваются исследовательские умения и навыки;
– отсутствуют неуспевающие по предмету;
– прослеживаются стабильные результаты качества знаний;
– учащиеся становятся более инициативными и самостоятельными.

  1. Даринский А.В. Методика преподавания географии. М.: Просвещение. 1966. Стр. 108–110.
  2. Коваленко Т.В. Контрольные работы по контурным картам. Ж-л “География в школе” 1963 № 4.
  3. Максимов Н.А. География в 5 классе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. М.: Просвещение, 1972.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Работа с картой на уроке истории

Работа с картой на уроке истории

Автор: Крузин Николай Николаевич
учитель истории МБОУ “Селиховская СОШ”

Работа с картой на уроке истории
(методические рекомендации в помощь учителю)

ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА: ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определенном масштабе с учетом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Самые древние карты созданы в Вавилонии и Египте в III-I тысячелетиях до нашей эры. Специальные учебные карты появились в XVIII в.

Исторические карты отличаются от географических карт. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства. Другая особенность исторических карт – раскрытие динамики событий и процессов. На географической карте все статично, а на исторической легко увидеть возникновение государств и изменение их территорий или пути движения войск, торговых караванов и т.д. Передвижения людей на карте показывают цельные и прерывистые стрелки; военные удары – стрелки с более коротким древком и широким основанием; места сражений – скрещенные мечи, пункты сосредоточения восставших – точки.

Исторические карты различаются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные). На обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все основные события и явления, предусмотренные разделами школьной программы и госстандарта. В названии карты указаны место и время событий.

Обобщающие карты конкретизируют и более подробно раскрывают карты тематические. Последние так названы потому, что на них отражены события и явления учебных тем. На географическом фоне тематических карт отображены отдельные события или стороны исторического процесса. Эти карты разгружены от обозначений, не имеющих отношения к теме. На них более подробно, ярко и красочно представлены фрагменты важнейших событий и явлений обобщающих карт. Как правило, тематические карты используются на фоне и в сочетании с общими картами, дополняя друг друга.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С КАРТОЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Первичные умения по работе с картами ученики получают на уроках природоведения в начальной школе. Они имеют представление о том, что на горизонтальной плоскости карт изображена местность в условном виде и масштабе. Ученики знают об условных знаках рек, морей, гор, рельефе местности и обращаются к условным знакам по мере надобности. Они могут показать населенные пункты, определить границу государства. У них складываются представления о различии географических и исторических карт (статика и динамика, цветность). Им известно, как ориентирована карта (север, юг, запад, восток). В основной школе эти знания требуют своего дальнейшего углубления и развития.

На первых уроках в основной школе выявляются картографические умения и навыки учащихся, и, прежде всего, умеют ли они пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Для этого учитель показывает условный знак на карте и просит определить по легенде его значение. Или же по ходу объяснения предлагает ученикам обратиться к своду условных знаков карты. В ходе обучения чтению исторической карты одновременно привлекается настенная карта и ее уменьшенные копии в виде раздаточного материала.

Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Этому способствует постоянное наличие исторических карт в кабинете истории. На уроках рассказ учителя или описание исторических событий всегда сопровождается показом по карте.

При появлении новой для учеников исторической карты в ходе беседы выясняется: какую часть земной поверхности она охватывает; какой хронологический период истории на ней отражен; какова зависимость климата от географической широты. Учитель показывает географические ориентиры, важнейшие объекты, взаиморасположение политических объединений; раскрывает характерную особенность границ данного периода; знакомит с исторической географией, называя прежние и современные названия на карте; разъясняет условные обозначения (легенду) карты.

При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность. Если на картах отмечены разные регионы, то определяются их пространственные взаимоотношения. Этому помогает обобщающая карта, охватывающая оба этих региона. Затем выявляются временные отношения между картами – разновременность или синхронность событий истории, отраженных на картах. Для установления межкурсовых связей на уроках целесообразно одновременное применение синхронных карт по истории России и всеобщей истории. Одновременная работа с несколькими картами помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размеров карты, ее масштаба и охвата территории.

Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют одновременно историческую и географическую (физическую) карты или общую и тематическую. На них помещен один и тот же объект, но он изображен в разных масштабах. Обучение может идти от единичного к общему или от общего к единичному. В первом случае учитель продемонстрирует историческую карту (единичное), потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии, направлениям рек ученики найдут эту же территорию на физической карте полушарий (общее). Ученики убедятся, что на исторической карте отображена меньшая часть земной поверхности. Ее очертания мелом учитель нанесёт на физическую карту, и ученики еще раз сравнят положения рек, морей с контурами исторической карты.Во втором случае учитель демонстрирует, например, карту «Древние государства мира» (общее). Затем с помощью мела выделяет на ней местоположение Древнего Египта в виде треугольника (единичное). Этот район земного шара можно увеличить. Учитель показывает аппликацию Египта и помещает ее на карту «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Для закрепления полученных знаний желательно провести игру «Кто быстрее соберет карту» (по принципу сбора картинки из детских кубиков). Ученик получает карту Древнего Египта, разрезанную на части в виде квадратов. Как показывает практика, ему потребуется около четырех минут, чтобы собрать такую карту. Затем дается задание определить, как можно попасть из родного города в современный Египет (прием путешествия).

На уроке «Природа и занятия жителей Древнего Египта» историческая карта, содержание учебника помогают ученикам уяснить особенности естественно-географической среды, выявить условия благоприятные и неблагоприятные для земледелия.

Развитию пространственных представлений учащихся способствует одновременное применение карты и учебной картины. Картина как бы раскрывает условные обозначения карты, создавая представление о реальной местности и пространстве. Так, рассказывая о завоеваниях монголов, учитель сочетает показ по карте с описанием местности и демонстрацией картины «Сухие степи». Или же, характеризуя путь «изваряг в греки» и создавая представление об этом великом восточнославянском водном пути, наряду с картой «Русские земли в XII – начале XIII в.» учитель привлекает картину «Днепровские пороги».

Ученикам следует рассказать о приеме запоминания карты профессиональными военными. (Они мысленно разбивают карту на квадраты и анализируют один квадрат за другим, начиная с верхнего левого угла и двигаясь по горизонтали к правому.Особенно тщательно они изучают места стыка квадратов).

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТУРНОЙ КАРТЫ

Учитель истории должен обучить школьников общим требованиям оформления контурной карты:

1. Надписи и подписи

– оформляются аккуратным печатным шрифтом. Что должно бать записано на контурной карте определяет учитель (главное – не пере грузить карту информацией);

– размер надписи должен соответствовать размерам и важности объекта, размер букв должен быть одинаковым (как и промежутки между ними);

– надписи не должны перекрывать контуры и другие обозначения;

– надписи названий населённых пунктов, других объектов, занимающих на карте маленькую площадь, располагают относительно параллелей. Если на карте параллели не указаны – надписи располагают параллельно нижней рамки карты. Начало надписи этих объектов должно начинаться рядом с объектом (города правее от пунсона.Если надпись длинная – можно ставить первые буквы, сделав ссылку в легенде);

– название объектов, имеющих форму кривых линий, располагают на самом изображении объектов или вдоль их направления;

– название объектов, имеющих на карте форму плоскости, подписывают в середине изображения. Буквы названия должны быть расположены так, чтобы сама надпись раскрывала форму и размер объекта;

– надписи рек располагают в местах наименьшей загруженности карты над линией реки. Надписи длинных рек повторяют два или три раза.

– надписи и подписи всех типов должны быть чёткими, легко читаться и не перегружать карту;

– государственные границы обязательно наводятся («поднимаются») красным цветом;

– обязательно подписываются названия соседних государств.

Во время оформления (составления) легенды обращать внимание школьников на следующее:

– все условные обозначения карты, за исключением общепринятых, и все сокращения должны быть пояснены;

– каждое новое пояснение необходимо располагать в столбик с нового ряда. Если «поля» легенды не хватит, легенда продолжается на обратной стороне карты;

– желательно придерживаться определённого порядка расположения в легенде условных обозначений: границы и территории, населённые пункты, направления.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧЕНИКОВ, КОТОРЫЕ ПРИОБРЕТАЮТ УЧЕНИКИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ

Работа с исторической картой поможет ученикам

– что название карты отражает тему и ее основное содержание;

– что историческая карта отражает действительность в определенный хронологический период;

– на ней могут быть показаны разновременные события;

– сменявшиеся события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве;

– карты имеют масштаб;

– условные обозначения расшифровываются в легенде карты;

– узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство;

– определять последовательность и время, отображенных на карте событий;

– правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность;

– передавать содержание карты графическими средствами;

– сопоставлять обозначенные на карте явления;

– сравнивать размеры территорий;

– находить на карте и называть включенные в легенду знаки;

– находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство;

– сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями;

– выделять изменения в территории, новые черты в хозяйстве;

– применять карту при анализе причин и следствий событий;

– анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира;

– сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт; – сопоставлять разномасштабные карты и планы;

– читать карты и картосхемы.

ПРИМЕРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ С КАРТОЙ

Тема «Создание Египетского государства»

При помощи карты учебника:

– Охарактеризуйте особенности географического положения Египта;

– Какие природные условия способствовали хозяйственной деятельности человека? Какие мешали хозяйственному развитию?

Тема «Древний Китай»

– Покажите на карте район возникновения древней китайской цивилизации;

– Назовите реки, в долинах которых зародилась древняя китайская цивилизация;

– Какие природные условия влияли на развитие древней китайской цивилизации;

– Что такое Большая Китайская стена? Кто и для чего приказал её соорудить? Найдите её на карте. Вычислите её протяжённость. Прочтите текст в учебнике об этом сооружении. Сравните его с прочтённой информацией на карте.

Тема «Природные условия Италии»

– В чём похожи природные условия Италии и Греции?

– В чём отличие природных условий и как это влияло на занятия населения Древней Италии?

xn—-8sb3aemcew1d.xn--p1ai

4.Методика работы с контурной картой на уроках истории.

Общая характеристика исторических карт Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Исторические карты отличаются от географических. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Первичные умения по работе с картами ученики получают на уроках природоведения и исторической пропедевтики в начальной школе. Они имеют представление о том, что на горизонтальной плоскости карт изображена местность в условном виде и масштабе. На первых уроках в основной школе выявляются картографические умения и навыки учащихся, и прежде всего умеют ли они пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах.Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Этому способствует постоянное наличие исторических карт в кабинете истории, Обращение к картам во внеурочное время помогает ученикам усвоить их обозначения. На уроках рассказ учителя или описание исторических событий всегда сопровождается показом по карте. При появлении новой для учеников исторической карты в ходе беседы выясняется: какую часть земной поверхности она охватывает; какой хронологический период истории на ней отражен; какова зависимость климата от географической широты. Учитель показывает географические ориентиры, важнейшие объекты, взаиморасположение политических объединений; раскрывает характерную особенность границ данного периода; знакомит с исторической географией, называя прежние и современные названия на карте; разъясняет условные обозначения (легенду) карты. При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность. Если на картах отмечены разные регионы, то определяются их пространственные взаимоотношения. Этому помогает обобщающая карта, охватывающая оба этих региона. Затем выявляются временные отношения между картами — разновременность или синхронность событий истории, отраженных на картах. Развитию пространственных представлений учащихся способствует одновременное применение карты и учебной картины. Картина как бы раскрывает условные обозначения карты, создавая представление о реальной местности и пространстве. В старших классах понять соотношение неизменного и поддающегося трансформации позволяет сравнение нескольких карт, изображающих одну и ту же территорию в одном и том же масштабе, но в различных исторических условиях. При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила. Перед показом учитель дает словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные ученикам ориентиры или обращаясь к физической карте (без подписей объектов). Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся. Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

studfiles.net

Памятка для работы по контурной карте

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Как правильно работать с исторической контурной картой ?

Контурная карта — это особый вид карт, позволяющий изобразить любые географические и исторические объекты, явления, процессы, события с помощью условных обозначений.

Контурные карты потому и называются контурными, что на них обозначены только общие очертания тех или иных географических объектов.

Зачем нужно выполнять задания в контурной карте на уроках истории?

Работа с контурными картами позволяет лучше усвоить исторический материал, развивает память, внимание, художественное воображение и пространственное восприятие, способствует запоминанию картографического содержания.

Памятка для работы с контурной картой.

1.Для работы с контурной картой используйте атлас и карты учебника.

2.Внимательно прочитайте задание для работы с контурной картой. Найдите требуемые в задании объекты на соответствующей карте атласа или учебника. Посмотрите, какими условными знаками обозначены требуемые объекты в легенде карт атласа и учебника.

Легенда карты — перечень используемых на карте условных знаков и объяснения к ним.

3.Прежде чем начать работу с контурной картой, продумайте все её этапы от начала до конца и только потом приступайте к нанесению требуемых объектов на карту:

А) продумайте, какие условные обозначения будете использовать для выполнения именно этого задания (по форме и цвету), для разных символов используйте разные цвета;

Б) продумайте, где и как обозначите границы, направления походов, напишите необходимые названия (рек, стран, городов) так, чтобы надписи и значки не мешали друг другу.

В) если подписи объектов слишком длинные и будут занимать много места, ОБОЗНАЧЬТЕ ИХ ЦИФРАМИ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ, ПОЯСНЕНИЕ К КОТОРЫМ НАПИШИТЕ В ЛЕГЕНДЕ ВАШЕЙ КОНТУРНОЙ КАРТЫ.

4.При заполнении используйте тонко заточенные цветные и простые карандаши (НЕ ФЛОМАСТЕРЫ. ). Не давите сильно на стержень карандашей, но надписи делайте четко и разборчиво.

5.Территории государств раскрашивайте ровно, бледным цветом, ЧТОБЫ ПОТОМ ПО НИМ МОЖНО БЫЛО НАНОСИТЬ БРУГИЕ ОБЪЕКТЫ И НАДПИСИ.

6.Названия стран, рек, городов, годы и пр. пишите тонким синим или черным стержнем шариковой ручки. Пишите разборчиво, четко, небольшими по размеру буквами, чтобы оно не занимали много места.

7. На каждой карте, даже если нет такого задания, наносите названия основных географических объектов: названия океанов, морей, рек, столицу изучаемого государства.

8.Не забывайте заполнить легенду контурной карты, в которой обозначь и расшифруй используемые тобой символы. Условные знаки на контурной карте и в легенде должны совпадать!

9.Помните! Не надо копировать карту атласа или учебника, ваша задача выполнить только те задания, которые от вас требует задание! Избегайте «лишней информации» на карте!

10. В работе с картой важна аккуратность!

infourok.ru

Популярное:

  • Приказ от 05102005 617 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 октября 2005 г. N 617 "О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при […]
  • Примеры заявление на учебный отпуск Заявление на учебный отпуск: образец 2017 Обновление: 27 сентября 2017 г. Заявление на учебный отпуск (образец) Работники, которые параллельно с работой получают образование в учебных заведениях, могут столкнуться с тем, что […]
  • Приказ 279 фсин россии от 04092006 Приказ Минюста РФ от 4 сентября 2006 г. N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы" Приказ Минюста РФ от 4 сентября 2006 г. N […]
  • Вмененный налог ип 2014 Фиксированные платежи ИП на ЕНВД в 2018 году Индивидуальные предприниматели, работающие на специальном налоговом режиме — ЕНВД (единый налог на вмененный доход), обязаны уплачивать фиксированные платежи в Пенсионный и […]
  • Преступления против экологической безопасности рб bargu.by - Сайт студентов БарГУ - Барановичского Государственного Университета Преступления против общественной безопасности 1. понятие и виды преступлений против общественной безопасности2. преступления против основ […]
  • Документы на предоставление субсидии на оплату жкх Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 […]
  • Новые налоги для ип на 2018 год Налоги для ИП в 2018 году без работников Ноябрь 27, 2017 Налоги ИП за что платит ИП 0 Каждый год в налогообложение ИП вносятся изменения. Это и новые лимиты доходов на УСН, и коэффициент-дефлятор для ЕНВД, и размер страховых […]
  • Налог на комнату в коммуналке Как будет начислять налог на комнату в коммунальной квартире, если нет кадастрового паспорта? Добрый день! Ответьте пожалуйста, прочитала информацию про налог на имущество по кадастровому паспорту, у меня комната в комунальной […]