Правила репризы

Реприза с вольтами в Sibelius

Реприза с вольтами в Sibelius

murom сказал(-а): 10.09.2007 18:02

Ответ: Учебник по Sibelius

Ставите в конце «Знак повтора» (кликаете правой конопкой мышки — barline — End repeat — и уже синей стрелкой на тактовую черту или даже в середине такта, с которого места нужно сделать повтор) стучите по букве L, открывается окно и выбираете в нем скобку с цифрой 1 (первая вольта) ОК и кликаете выше последнего такта. Растягиваете и расмещаете эту «первую вольту» красивенько над тактом. Пишите следующий такт после знака повтора, сверху него вставляете «вторую вольту» тем же способом и уже в конце двойную тактовую черту — конец.
Если такой повтор с двумя вольтами в середине произведения, то нужно изменить нумерацию тактов, так как получается лишний такт.
Кликаем на Create (В самом верху) — Other — Bar Number Change. Выбираете нужный номер — ОК и вносите исправление.

Компьютер все играет правильно. как вы видите, там есть и третья вольта тоже.

sonaroid сказал(-а): 10.09.2007 19:30

Ответ: Реприза с вольтами в Sibelius

Ответ: Реприза с вольтами в Sibelius

Уважаемый Sonaroid, Ваше пожелание постараюсь исполнить. Однако хочу заметить, что изначально моё сообщение было в ветке, посвящённой руководству по Sibelius. Поскольку автор руководства выразил пожелание услышать замечания и критику, которые помогут ему в работе, я счёл своим долгом откликнуться на его просьбу. Таким образом, Ваш упрёк мне кажется не совсем обоснованным.

Уважаемый Murom, большое спасибо! Всё работает, как Вы сказали. Вы мне очень помогли.
С уважением,
Sesquialtera

www.forumklassika.ru

Нотная грамота — вольта, реприза

Нотная грамота учит тому как перенести свое музыкальное сочинение на бумагу. Это очень полезный навык для тех кто занимается музыкой. Например, один раз записав «свежесочиненную» композицию, позже уже будет просто вспомнить придуманное, тем более, если материал имеет сложную конструкцию.

Конечно, в настоящее время существует множество компьютерных программ, которые помогают быстро в электронном виде сохранить файл со своей музыкой, но это не позволит вам узнать самую суть того на чём построена нотная запись. Если вы думаете что знание нот и правил их правильного перенесения на нотный стан узконаправленный навык, который нужен только для сохранения материала и демонстрации заинтересованным людям, то это не так. На самом деле уже в импровизации (то есть сочинении мелодии на ходу) человек можно сказать «записывает музыку», только это происходит в голове. Необходимо понимать, благодаря чему происходит так, что из последовательности непонятных символов вырисовывается музыка. Это поможет вам не только сочинять более качественную музыку, но и без особого труда записать её, не прибегая к помощи специальных программ. Наряду с нотной грамотой неплохо было бы узнать и о том, что такое тональность, о способах построения гармонии, об аккордах и других музыкальных вещах. Да, если вы придумали мелодию то лучше в нотную тетрадь писать, все таки с карандашом и ластик не забыть — это очень удобно, потому что ошибки для вас будут не серьезным препятствием, просто стёрли и делов-то.

Нотная грамота — закон ритма

Знание нотной грамоты предполагает использование одного из основных законов музыки — закона ритма. Этот закон затрагивает не только барабанщиков, но и всех музыкантов, играющих на любых инструментах. Обычно ведь мало кто вникает в тонкости ритмической структуры, в самом начале занятий на гитаре, например. Кажется можно выучить пару стандартных ритмов, всем известных хитов и без проблем также сочинять свои песни. Но со временем всё это начинает надоедать.

Так, как же не потерять интереса к музыке и продолжать сочинять? Если вас волнует данный вопрос, то на нашем сайте, возможно найдется парочку ответов. В первую очередь — полный пересмотр своего подхода к созданию музыки, сразу надо оговорится — это никак не повлияет на то, что вы так любите в процессе музицирования. Перестройка эта относится именно к вашему чувству ритма. Развитие последнего дает более тонкое понимание написанных вами или кем-то произведений.

Каждое произведение, какого-либо великого композитора нужно, в первую очередь, представить с точки зрения ритма, чтобы прочесть и сыграть. В музыке обычно за единицу отсчета принято брать четвертные длительности, каждую такую длительность мы разбиваем в зависимости от мелодии на более «мелкие», ведь четвертную ноту можно представить как две восьмых, четыре шестнадцатых и т.д. То, на какие именно «части» разбить длительность зависит от тех нот, которыми представлена композиция.

Если в мелодии присутствуют в основном четвертные и восьмые, то мы «разбиваем» доли взятые за единицу отсчета на восьмые, то есть самые меньшие, что присутствуют в записи. Так, равномерно отсчитывая восьмые, мы «накладываем на них более долгие ноты», то есть в четвертной две восьмые, в четвертной ноте с точкой три и т.д. Вот по такой примерной схеме и происходит чтение нот с листа, но это еще не все. Схема эта может быть применена и в таких жанрах музыки как джаз, где подразумевается постоянное переиначивание основной мелодии или импровизация.

Знание нотной грамоты дает представление об импровизации, как сочинении на ходу полноценного произведения, которое содержит вступление, кульминацию и завершение. В случае когда гармония темы достаточно сложная и содержит много тональностей, которые переходят одна в другую чувство ритма просто жизненно необходимо развивать, ведь «вылететь» из гармонии очень просто. С использованием вышеописанного подхода к чтению нот и эта проблема отпадает.

Говоря «развивать чувство ритма» подразумеваются обычно такие вещи как счет ногой или использование метронома. И они используются как раз для обозначения единиц отсчета. В эстрадно-джазовой музыке за единицу отсчета берут длительность четвертной ноты.

Что можно встретить в нотной записи: вольта, реприза и др.

Прежде чем познакомится со способом как читать ноты нужно узнать некоторые обозначения, которые можно встретить на нотном стане.

1 Такт — это временное расстояние между 2-мя сильными долями. Значение такта нужно знать хотя бы для того чтобы уметь определять размер произведения. Сосчитайте число долей от сильной до сильной и получите верхнюю цифру в обозначении размера произведения.

2 Реприза — кусок, который располагается в промежутке между репризой и репризой повторяется два раза (это значение её по умолчанию, еще может быть пометка сколько конкретно раз играется эта часть произведения):

3 Рядом с репризой часто встречается вольта. Она используется в случаях когда за первым разом и вторым содержимое части, для которой действует реприза немного различается. На рисунке без изменений повторяется только то что находится вне вольты. Первый раз мы в конце до репризы играем то что под первой вольтой, второй раз под второй (вольта с цифра два).

4 Крещендо (постепенное усиление громкости) и диминуэндо (постепенное затихание звука).

gorstorehov.com

Реприза в середине такта

Роман Стансков, набирая ноты для издательства «Композитор», поставил знак двойной репризы в середине такта, поскольку это соответствовало дроблению музыкального материала на фразы. Издательство рекомендовало ему исправить запись, чтобы знаки репризы совпадали с тактовыми чертами, аргументируя это тем, что «нынче другие правила». При этом запись стала более громоздкой и менее наглядной. См. описание этой истории в ЖЖ у Романа.

Разумеется, каждое издательство вольно вводить свои правила. (Правда, при этом стоит ссылаться на них, говоря, что не «нынче» другие правила, а у нас другие правила.) Удивило меня не это, а то, что люди в комментариях однозначно заявили, что вариант Романа «просто безграмотный», и что «так нельзя».

Ну это какой-то полный квинтет, вы уж извините. Люди, вы когда-нибудь ноты в руках держали? Если нет, то я вам помогу.

Вот фрагмент Фортепианной сонаты № 11 Моцарта, известный в народе, как Турецкий марш (издательство Henle):

Вот фрагмент Фортепианной сонаты № 14 Бетховена, известной в народе, как Лунная (издательство Peters):

Если вы скажете, что западные издательства нам не указ, то вот вам фрагмент Мазурки Op. 6 № 1 Шопена (издательство П. Юргенсона):

Если вы скажете, что Юргенсон печатал сто лет назад, и с тех пор всё изменилось, вот вам фрагмент клавира балета Медный всадник Р. Глиэра (издательство «Музыка», 1984 год):

Во всех приведённых фрагментах (и в сотне аналогичных) знак репризы подчёркивает строение формы, а не нарушает его, как хотелось бы почему-то некоторым. В последнем фрагменте знаки репризы не только отсекают куски такта, но и переносят их на новую строчку.

Ну и, наконец, фрагмент из Руководства по графическому оформлению нотного текста Карцева, Оленева и Павчинского, переизданного издательством «Композитор» в 2004 году и являющегося для этого издательства самым авторитетным сводом правил:

У меня есть только одно объяснение этой истории. Когда ноты штамповали и гравировали, то технически было всё равно, куда втыкать знак репризы — в середину такта или между тактами. Теперь же, когда мы все пользуемся «умными» компьютерными программами, они диктуют нам, что нам можно и чего нельзя. В частности, поставить знак репризы между тактами очень легко, а чтоб поставить его в середину такта, нужно на самом деле вставлять два такта, «обманывать» программу, задавая скрытый размер в этих кусках такта, и только после этого ставить знак репризы между ними. Естественно, в издательстве ленятся это делать (или, может быть, даже не знают, как это сделать?), а потому решают: «А давайте мы установим правило, чтобы все знаки реприз ставились только между тактами». А чтоб не обидно было — и тех, кто приносит им грамотный набор извне — тоже обязать переставить все репризы.

ptrue.livejournal.com

Секреты репризы

Автор: mozin · Февраль 10, 2016

Секрет репризы

Дом складывают из кирпичей. Точно так же и пьеса слагается из драматических положений. Из каких же элементарных частиц строится литературное произведение, предназначенное для исполнения в цирке? Филологическая литература такого определения не дает. Но практика сама подсказывает нам его.

Элементарную частицу, образующую в совокупности с другими такими же частицами любое юмористическое или сатирическое произведение для цирка, мы называем репризой. Условимся понимать под этим словесную остроту или смешной действенный трюк, содержащий законченную мысль.

Реприза — как бы атом смешного.

Она воплощает в себе единство интеллектуального и эмоционального, мысли и чувства, как атом — единство материи и энергии. По аналогии с дневниковой записью Александра Блока, заметившего что «стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов», можно сказать, что любое разговорное произведение для цирка — высоковольтная энергосистема, питаемая генераторами реприз. Чтобы понять устройство системы, надо прежде всего изучить механизм действия отдельной частицы.

Раскроем газету. Перед нами в статье законченная мысль: «В целях сохранения насквозь прогнившего капиталистического строя… монополистические объединения используют подчиненный им буржуазный государственный аппарат для еще большего закабаления трудящихся, уничтожения политических свобод и демократии, для удушения революционного и национально-освободительного движения широких масс, развязывания захватнических войн».

А теперь приведем репризу (современный французский фольклор), выражающую приблизительно ту же мысль.

Знаменитый артист заказал портному брюки. Портной выполнил заказ с большим запозданием. Желая уязвить портного, артист сказал ему: «Господу богу потребовалось всего шесть дней, чтобы создать целый мир. А вам, чтобы создать только одни брюки, потребовалось целых шесть недель!» Портной, не смущаясь, ответил: «Да, но взгляните на этот мир — и взгляните на эти брюки…».

Сравним с газетным отрывком эту репризу-анекдот. Отрывок дает исчерпывающее абстрактно-логическое перечисление признаков, характеризующих современный капиталистический мир. Реприза не называет ни одного из них. Она ограничивается только намеком. Но по смысловой емкости она нисколько не уступает отрывку. Благодаря какой же особенности наша короткая реприза вмещает такое богатство содержания, вызывает смех да еще успевает вскользь, двумя штрихами, создать два законченных образа?

Все дело здесь в неожиданном, но мотивированном сближении двух понятий, далеко отстоящих друг от друга: мир и брюки.

Как только эти понятия, подобно двум электродам, сближаются, мгновенно высвобождается «внутриатомная» энергия репризы, она вспыхивает ярким содержанием и раздается взрыв смеха. Весь текст репризы служит лишь подготовкой к последней фразе, обладающей этим удивительным свойством.

Газетный отрывок конечен, он содержит только точно определенный смысл, заключенный в тридцати семи словах. Содержание же репризы шире: в ней — вся сумма смыслов, которые вкладывают в репризу любые читатели и слушатели, а каждый из них привносит сюда свой личный жизненный опыт.

Чтобы механизм действия репризы пришел в движение, чтобы реприза «дошла», вызвала смех, она должна опираться на жизненную практику зрителей, намекать на то, что зрителям уже знакомо и задевает их само по себе.

Так называемый познавательный материал, вполне уместный в очерке или научно-популярной брошюре, не вызывает в цирке никакого интереса. Смех звучит тем оглушительнее, воздействие репризы тем сильнее, чем дальше отстоят друг от друга понятия, сближаемые в репризе, и чем злободневнее жизненный материал, на который она опирается (то есть чем свежее соответствующий опыт зрителя и чем чувствительнее он затрагивает зрителя вне цирка).

Здесь обнаруживается социальная обусловленность комического. Смех возникает, когда неожиданно, в парадоксальной форме проявляется противоречие между тем, как бывает, и тем, как должно быть. Реприза напоминает зрителю, как бывает иногда в жизни. А как должно быть — зритель сам знает, потому он и смеется. Реприза не преподносит мысли в готовом, разжеванном виде, а заставляет самого зрителя, смеясь, делать нужные выводы.

На умелом использовании свойства репризы извлекать из сочетания противоположностей «магический» эффект зиждется словесная ткань любого циркового номера.

Проявление этого эффекта называется обычно остроумием, так как оно, прежде всего — функция ума, мысли, а вызывает эмоциональную реакцию уже потом, в качестве следствия. Остроумию противостоит острословие — поверхностная, чисто внешняя игра слов, которой обычно уснащается речь на манеже. Такая игра слов веселит зрителя забавностью речевого строя, но не углубляет содержания смыслового ряда в речи.

Клоунада представляет собой всегда систему реприз, развивающихся последовательно друг из друга, причем и вся клоунада в целом строится тоже как реприза с неожиданным ударным концом. Сюжетные положения служат для мотивировки репризных «ударов». Комические ситуации и четкие характеры — «маски» — усиливают здесь активность зрителя в каждой репризе средствами театральной драматургии — игрой на симпатии или антипатии к действующим лицам и на интересе к тому, как они сумеют выйти из затруднительного положения.

Диалог на манеже имеет тенденцию касаться одновременно двух не связанных друг с другом тем, при скрещении которых возникают репризы. Например, один из клоунов делает «доклад о международном положении», а другой в это время проводит физкультурную зарядку.

П е р в ы й. Заправилы Уолл-стрита требуют, чтобы подчиненные им страны увеличили свои военные бюджеты. К чему они вынуждают народ?

В т о р о й. Втянуть живот, опустить руки! Протянуть ноги!

П е р в ы й. Но народы, борясь за мир, сумеют…

В т о р о й. Расправить плечи, выпрямиться! Поднять голову и дышать полной грудью!

На репризах строятся куплеты с неизменным рефреном, который в каждом куплете поворачивается новым, неожиданным содержанием, возникающим от его сближения с другой, на первый взгляд далекой смысловой линией, занимающей в порядке подготовки почти все «пространство» куплета.

В этих беглых заметках нет возможности проследить взаимосвязь реприз в их сопряженной системе, какой является любой разговорный номер в цирке. Но основой любого из них всегда будут репризы.

Втиснутая между двумя зрелищными номерами, реприза коверного рассчитана на то, чтобы вниманию зрителей, утомленному предыдущим, дать короткую передышку, разрядку. Но реприза лаконична не только поэтому. По самой своей природе она должна быть короткой и ясной. Если рассказывать анекдот слишком пространно, слушатели раньше времени догадаются, куда клонит рассказчик. Элемент неожиданности в конце анекдота исчезнет, и смеха не будет. Если же рассказывать анекдот слишком сжато, слушатель не успеет понять, в чем дело, и тоже не станет смеяться. Этот же закон обусловливает лаконичность репризы на манеже. Однако при всей своей краткости реприза успевает создать типический образ — в этом главное назначение репризы, как и всякого художественного произведения.

В романе Сервантеса образ Дон-Кихота вырисовывается из множества эпизодов и деталей, на чтение которых уйдет добрая неделя. В известном рисунке Пикассо тот же образ набросан всего несколькими штрихами. Но эти штрихи реально существуют, и тот, кто не читал романа, сразу поймет, что именно изображено на рисунке, А в репризе, создающей этот образ, даже и штрихов нет. Образ дорисовывает воображение зрителя по скупым подсказкам. Здесь с Дон-Кихотом сравниваются колонизаторы, пытающиеся распоряжаться в королевском замке в Аммане, столице Иордании. Только Дон-Кихот принимал постоялые дворы за замок, а колонизаторы, видно, принимают замки за постоялые дворы…

Сближение двух разнопланных понятий или смысловых рядов в репризе обязательно должно быть неожиданным. При этом в цирке неожиданность носит иной характер, нежели, скажем, в драме. Там она всегда логична, мотивирована либо психологическими «поворотами» характеров, либо логикой развития событий. В репризе же нет времени на длительную подготовку. Здесь неожиданность проявляется в том, что намек на знакомый зрителю образ вдруг возникает там, где этого не ожидали. Поэтому в цирке неожиданность производит впечатление алогичности.

Реприза чаще всего строится на своеобразной цирковой фантастике, лучше всего мотивирующей парадоксальное противопоставление понятий. То перед нами зеркало, отражающее все вверх ногами, и, чтобы посмотреться в него, надо стать на голову. То коверный выходит в дамской шляпке с бантом в виде пропеллера…

И н с п е к т о р. Что это у вас за шляпа, вроде вентилятора?

К о в е р н ы й. А это вентилятор и есть. Собственного изобретения!

И н с п е к т о р. Как же он приводится в действие? Электричеством?

К о в е р н ы й. Нет, ветром.

И н с п е к т о р. А если ветра нет?

К о в е р н ы й. Так ведь эта шляпа — для тех модниц, у которых всегда ветер в голове… (Реприза А. Ирошникова.)

Фантастика цирка сродни сатирической фантастике Щедрина и Маяковского: «Органчик» или «Прозаседавшиеся» вполне органично вошли бы в цирковое представление.

Искусство цирка по своей природе зрелищно. На манеже реприза тяготеет к зрительно-эффектному трюку в конце.

И фантастический элемент пронизывает не только словесную грань репризы, но и ее зрелищную сторону. Коверный обычно берет себе в «партнеры» животных и реквизит. Но вещи и животные ведут себя самым неожиданным образом. Курица бегает по манежу хвостом вперед, из бутафорских яиц вылупляются живые цыплята, вязанка дров звучит, как ксилофон. Даже обыкновенные грабли, которыми разравнивают тырсу на манеже, включаются в игру.

И н с п е к т о р. Почему не убираешь манеж? Коверный. Мне грабель не хватило. Инспектор. Возьми у него.

К о в е р н ы й (берет грабли, переворачивает и, выдергивая из них зуб за зубом, гадает, как на цветке). Работать, не работать, работать, не работать… Работать! А чем работать?

Буффонная форма репризы, естественно, связана с гиперболой. Преувеличение необходимо для того, чтобы обыденные, примелькавшиеся зрителю в жизни явления и типы показать с подчеркнутой яркостью и выпуклостью, привлечь к ним общественное внимание или заставить зрителя понять их глубже и вернее. Вот коверный ведет через манеж лошадь.

И н с п е к т о р. Куда вы лошадь ведете?

К о в е р н ы й. В местком. Хочу поставить о ней вопрос в общественном порядке. Подхалимством занимается.

И н с п е к т о р. Лошадь — подхалимством? Выдумываете… Коверный. Да, да, вы не смотрите, что она такой тихоней прикидывается. А сама прошлой зимой три раза директору дрова возила на квартиру. (Реприза Г. Рыклина.)

Каким бы невероятным ни было преувеличение в цирке, какой бы фантастической ни была фактура репризы, создаваемый ею образ должен быть узнан зрителем. Здесь проходит граница цирковой гиперболы: если зритель не поймет, кого высмеивает артист, реприза «не пройдет». Вот почему реприза является произведением реалистическим. Присущими ей эксцентрическими приемами она дает верное и живое воспроизведение действительности. Не случайно здесь так часто используется «подсадка», чтобы на мгновение выдать репризу за подлинный факт. Соблюдена и правдивость деталей и верность передачи типических характеров. Нарочитая фантастичность обстоятельств не уменьшает, а подчеркивает их типичность.

В цирке заострение типических сторон жизненных явлений настолько велико, что создаваемые репризой образы всегда приобретают обобщающий смысл. Даже если автор имел бы в виду высмеять только отдельных носителей порока, реприза независимо от его воли будет восприниматься как постановка вопроса о типическом явлении — пусть даже в тексте усиленно подчеркивается, что речь идет лишь об отдельном, частном, особенном. Зритель все равно обобщит частный случай, опираясь на свой жизненный опыт.

И н с п е к т о р. Вот вы утверждаете, что ваша собака говорящая. Какие же она слова может выговорить?

К о в е р н ы й. Какие угодно.

И н с п е к т о р. Ну, пусть она скажет хотя бы «да» или, допустим, «нет».

К о в е р н ы й. Пожалуйста. Бутуська, скажи «да». Ну, быстренько, скажи «да-а». Ладно, не хочешь сказать «да», тогда скажи «нет». Бутуська, в чем дело? Ну, скажи мне на ушко… А, понимаю… У него такой характер, что сказать определенно «да» или «нет» он не может. (Реприза А. Ирошникова.)

Поэтика репризы — поэтика живописания намеками. Все сценическое действие, заключенное в ней, весь ее текст имеют лишь подсобное значение. Главное, то, ради чего создана реприза, не сказано в ней, оно находится в сознании зрителя, в его опыте. «Аппарат» репризы предназначается только для того, чтобы заставить зрителя самостоятельно додумать и обобщить то, на что натолкнула его реприза, а затем самому же дать этой мысли оценку, выряжаемую смехом.

Нельзя не согласиться с определением Н. Г. Чернышевского: «Ограничиваясь воспроизведением явлений жизни, художник удовлетворяет нашему любопытству или дает пособие нашим воспоминаниям о жизни. Но если он притом объясняет и судит воспроизведенные явления, он становится мыслителем, и его произведение к художественному своему достоинству присоединяет еще высшее значение — значение научное».

Многие разговорные произведения для цирка не только верно воспроизводят явления действительности, но объясняют и судят их.

Однако было бы ошибкой утверждать, что реприза приспособлена исключительно для осмеяния отрицательных явлений. Ее палитра значительно богаче. Еще в 20-х годах, например, наш зритель горячо аплодировал репризе, которой советский цирк отликнулся на китайскую революцию 1924—1927 годов. Реприза отталкивалась от хвастливой реплики Рыжего о том, что он объехал весь мир и знает множество языков, в том числе и китайский.

К л о у н. А как сказать по-китайски «человек»?

К л о у н. А если два человека?

Р ы ж и й. Там-там.

К л о у н. А если три?

Р ы ж и й. Там-там-там.

К л о у н. А если сотни, тысячи, миллионы людей?

Р ы ж и й. Там-там, там-там-там, там-там-там-там… (Поет «Интернационал».)

Горячо принимаются зрителем репризы, обращенные к чувству советского патриотизма, национальной гордости советских людей. Зритель реагирует на них не смехом, а аплодисментами.

Коверный обращается к инспектору:

Взгляните, что я в комоде нашел.

И н с п е к т о р. Обыкновенная зажигалка.

К о в е р н ы й. Не обыкновенная, а историческая. Читайте — «сделано в США, именная — Джону Паркеру».

И н с п е к т о р. Как же она оказалась у вас в комоде?

К о в е р н ы й. Я сам из Архангельска. В восемнадцатом году, когда американцев попросили из нашего города, этот вояка впопыхах потерял свою зажигалку.

И н с п е к т о р. А что, если съездить в Америку и вернуть ему зажигалку? Джону Паркеру было бы приятно от нее прикурить, вспомнить свою молодость.

К о в е р н ы й. Зачем же ехать в Америку? Если этот вояка захочет вспомнить свою молодость, мы и отсюда дадим прикурить, (Реприза Б. Романова, октябрь 1957 г.)

Советский цирк повседневно откликается на наши достижения злободневными репризами. И в этих случаях, как и в предыдущих примерах, реприза строится на том же принципе неожиданного сближения отдаленных смысловых рядов:

«Много есть машин у нас,

Мчащихся в эфире:

Эту хвалят один раз,

Едва мы успели разобраться в механизме художественной выразительности репризы, как нас поражает любопытное обстоятельство: ведь это прием, характерный не для одного только цирка. Конечно, в других литературных жанрах прием репризы используется не в такой обнаженной, лапидарно-парадоксальной форме, какой требует цирк. Однако несомненно, что любой литературный материал, будь то поэма Пушкина, стихотворение Тютчева, роман Толстого, в той или иной форме обращается подчас к приемам активного вовлечения читателя в процесс создания художественного образа, — приемам, которыми создаются репризы. Большая литература протягивает руку цирку.

urokikino.ru

Правила репризы

Ваш браузер не поддерживает iframe

Ваш браузер не поддерживает iframe

Ваш браузер не поддерживает iframe

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Нотная грамота
  • Сокращение нотного письма
  • Реприза

Нотная грамота

Реприза указывает на необходимость повтора части произведения, либо всего произведения. Посмотрите на рисунок:

Рисунок 1-1. Пример репризы

На рисунке вы видите два знака репризы, они обведены красными прямоугольниками. Между этими знаками заключена часть произведения, которую необходимо повторить. Знаки «смотрят» точками друг на друга. Послушайте пример.

Если необходимо повторить только один такт (даже несколько раз), можно использовать следующий знак (похож на знак процента):

Рисунок 1-2. Повтор целого такта

Поскольку мы в обоих примерах рассматриваем повтор одного такта, то обе записи играются следующим образом:

Рисунок 1-3. Нотная запись без сокращения

т.е. 2 раза — одно и то же. На рисунке 1-1 повтор даёт реприза, на рисунке 1-2 — знак «процента». Важно понять, что знак «процента» дублирует только один такт, а реприза может охватывать сколь угодно большую часть произведения (даже все произведение). Ни один знак повтора не может указать повтор какой-то части такта — только весь такт целиком.

Если повтор обозначен репризой, но концовки повтора разные, то ставят скобки с цифрами, которые указывают, что при первом повторе играть этот такт, при втором — этот и т.д. Скобки называются «вольтами». Первая вольта, вторая и т.д..

Рассмотрим пример с репризой и двумя вольтами:

Рисунок 1-4. Пример с репризой и вольтами

Как играть этот пример? Сейчас разберёмся. Тут всё просто. Реприза охватывает такты 1 и 2. Над 2-м тактом стоит вольта с цифрой 1: этот такт играем при первом проходе. Над тактом 3 стоит вольта с номером 2 (она уже вне пределов репризы, так и должно быть): этот такт мы играем при втором проходе репризы вместо такта 2 (над ним вольта № 1).

Таким образом, мы играем такты в следующей последовательности: такт 1, такт 2, такт 1, такт 3. Послушайте мелодию. Во время прослушивания следите по нотам.

Вы познакомились с двумя вариантами сокращения нотного письма: репризой и знаком «процента». Реприза может охватывать сколь угодно большую часть произведения, а символ «процента» повторяет только 1 такт.

www.music-theory.ru

Популярное:

  • Приказ мчс по службе Приказ МЧС России от 6 июля 2017 г. № 285 “Об утверждении примерной формы контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы” (не вступил в силу) В соответствии с частью 8 […]
  • Адвокат тарасова екатерина Адвокат тарасова Хочу проверить является ли адвокатом Тарасова Екатерина Ивановна в Москве по адресу Житная 14 МО РЕБЕНКА как второй раз не вынесла это процессура, и только в суде доказать подлежащее разрешению в отношении него […]
  • Химия пособие по егэ Химия, Новые задания ЕГЭ, Доронькин В.Н., 2016 Химия, Новые задания ЕГЭ, Доронькин В.Н., 2016. Пособие составлено в соответствии с изменениями формулировок и содержания заданий в тестах ЕГЭ по новой спецификации и предназначено […]
  • Беженец получение гражданства Гражданство РФ для украинцев: как получить российское гражданство? Гражданство РФ для украинцев 2017-2018. Как получить гражданство РФ беженцу Граждане Украины могут стать гражданами России как в общем, так и в упрощенном […]
  • Справки об отсутствии судимости минск Справки о судимости Для получения справки об отсутствии судимости и (или) привлечении к административной ответственности на несовершеннолетнего ребенка с заявлением обращается один из родителей. При подаче заявления родителю […]
  • Расторжение договора сроки возврата денег Как расторгнуть договор ДДУ и вернуть деньги? Расторжение сделки в одностороннем порядке, через суд или по соглашению сторон. Волнительный процесс приобретения желанной недвижимости в новостройке не всегда заканчивается как […]
  • Номер закона о бухгалтерском учете Новый Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" Статьи по теме: Оформление операций в бухучете в 2014 году Правильное оформление хозяйственных операций – одна из краеугольных проблем, как бухгалтерской практики, так и […]
  • Приказ 262 от 25082018 Приказ 262 от 25082018 В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа […]