Правило 5 с в журналистике

Правило 5 с в журналистике

Общение в журналистике: секреты мастерства

Психологию общения можно назвать наукой и искусством совершенствования личности. Знание этой науки позволяет получить максимальную отдачу от профессиональной работы журналиста, приобрести навыки «совершенного» поведения, воспроизводящего стратегии достижения успеха. Психология общения охватывает не только поведение людей, но и способ мышления, процесс общения человека с самим собой и другими людьми.

Вашему вниманию предлагаются для обсуждения темы, связанные с применением принципов и техник профессионального общения, которые помогают журналисту выбрать верный путь к достижению цели.

Цель книги – помочь обрести представление о психологических процессах массовых коммуникаций, человеческой психике и ее законах, научиться «входить во внутренний мир других людей», понять механизмы «обработки людей людьми»[1].

Мы рассмотрим лишь некоторые проблемы возникновения и проявления «публичной индивидуальности» журналиста как основы его имиджа, а также вопросы психологических проявлений контакта журналиста и читателя, зрителя, слушателя. При этом будем исходить из понимания, что существует постоянная психическая асимметрия взаимодействия «коммуникатор – реципиент» как следствие разности психологических структур личности передающего и воспринимающего информацию.

Заметим, что содержанием профессии журналиста является общение, контакты с другими людьми, без которых нет и творческого роста. Психологический анализ профессиональных действий журналиста возможен при наблюдении за его работой на стадиях общения с партнерами, при проведении интервью, пресс-конференций, презентаций, организации расследования, подготовке текста.

Надеемся, что знакомство будущих журналистов с психологическими приемами общения, несомненно, обогатит их творчество. Хотя здесь уместно замечание: не старайтесь отнестись ко всему, о чем вы узнаете из этой книги, как к истине в последней инстанции. Методики журналистского общения содержат не набор трюков и приемов, а рекомендации по стилю поведения.

В первом разделе книги речь пойдет о стилях, видах и типах и социально-психологических функциях, общих правилах и принципах общения, его структуре, ступенях, о восприятии людьми друг друга.

Во втором разделе мы дадим несколько полезных советов, идей и описание техник, которые можно применять в журналистской практике для установления контактов с людьми. Этот раздел будет посвящен личностной эффективности, способам преодоления психологических барьеров общения, выбору героя будущего произведения, умению профессионально слушать собеседника. Мы познакомим вас с поведенческими стратегиями в общении и методами воздействия на собеседника, в том числе с техниками НЛП, защитой от психологических манипуляций.

В третьем разделе рассказывается о феномене теле– и радиообщения, техниках формирования имиджа ведущего, стратегиях поведения в интерактивных передачах – телешоу и дискуссиях.

В четвертом разделе книги вас ждут советы, рекомендации известных журналистов по организации эффективного общения. Они поведают о связанных с нарушением правил общения курьезах, которые происходили в их профессиональной практике.

Надеемся, что книга вызовет интерес и будет добрым спутником каждому, кто стремится повысить свою психологическую культуру.

Профессиональное общение в журналистике: слушаю, слышу, понимаю

Смысл общения – в его результате.

Профессиональная жизнь по своей значимости для судьбы человека и его развития как личности занимает ведущее место среди других его линий жизни. Искусство повседневного живого общения с людьми – органическая часть профессиональной квалификации журналиста. В настоящем разделе книги мы постараемся показать вам:

• как сделать журналистский стиль общения действеннее, глубже, осмысленнее, ценнее;

• как научиться слушать собеседника;

• как контролировать ситуацию общения;

• как достигать эффективного и результативного общения с людьми разных психологических типов.

1.1. Общение – основа профессии журналиста

Для журналиста «творческое состояние – состояние взаимодействия с другим человеком, который становится „источником“ информации» [1]. Без постоянного контакта с другими людьми нет профессионального роста. Общая коммуникативная компетентность, или просто умение общаться, является показателем социально-психологической приспособленности любого человека. Журналисту она необходима больше, чем кому-либо, поскольку это связано с общественным характером его деятельности. И тем не менее от 50 до 70 % журналистов испытывают те или иные трудности в процессе общения с людьми при интервьюировании, при работе с источниками информации и документами, при наблюдении за ситуацией в процессе знакомства с объектом своего внимания.

«Профессиональный успех и карьера журналиста определяются динамикой его мышления, продуктивностью мысли и чувства, творческой целесообразностью поведения журналиста во всех, подчас весьма неожиданных, профессиональных ситуациях» [2], особенно в работе с людьми – героями будущих произведений.

Как творческая личность журналист проявляет свои качества на трех уровнях развития – биопсихическом, на уровне психических процессов и опыта и на системообразующем уровне [3]. На первом уровне наблюдается чувствительность нервной системы, проявляющаяся в острой впечатлительности и эмоциональности; на втором возникает чувствование (эмпатия).

На системообразующем уровне (на котором происходит формирование ценностных ориентации, мировоззрение личности) талантливых журналистов отличает гуманизм, следование духовным, эстетическим и религиозным принципам в их творчестве, жизни, общении с другими людьми [4].

Каждый человек имеет свою систему социально-психологических знаний, которые складываются из эпизодических наблюдений, обобщений услышанного и прочитанного, т. е. каждый из нас обладает определенным багажом обыденного сознания и навыком общения, коммуникативным опытом. Журналист приобретает профессиональный опыт, повседневно овладевая искусством общения, ведь большую часть своего времени он тратит на общение с героями своих будущих произведений. Журналистика – многопрофильная профессия, и каждая из специальностей – репортер, аналитик, обозреватель, ведущий ток-шоу, модератор и т. д. – имеет свои особенности, требует определенной совокупности качеств.

Журналистская деятельность развивает специфические профессиональные качества личности: общительность, быстроту реакции, умение сосредоточиться и работать в оперативных условиях, находчивость, наблюдательность, память, прагматизм, инициативность, наличие интригующего начала в журналистских способностях, умение выявить в окружающей действительности факты, которые могут заинтересовать партнеров [5]. Вместо протокольного отображения ситуации или человека от журналиста требуется подетальная разработка собственных впечатлений. Многочисленные контакты, разнообразие круга общения обогащают жизненные впечатления журналиста и делают насыщенной профессиональную биографию.

Наряду с широкой информированностью, стрессоустойчивостью, любознательностью, находчивостью, образной, метафоричной манерой говорить от журналиста, в какой бы области он ни специализировался, требуются такие качества, как коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника, внушить доверие.

Хотя и не существует универсальных чудодейственных методов воздействия на других людей, которые подходили бы для любой ситуации общения и могли гарантировать журналисту профессиональный успех, имеется ряд психологических и педагогических принципов, которых он может придерживаться для эффективного общения.

www.litmir.me

Правило 5 с в журналистике

«Лично я, проводя семинарские занятия, которые теперь модно называть мастер-классом, пытаюсь руководствоваться тремя правилами, которые должны очень хорошо усвоить студенты. Прошу, кстати, не путать эти правила с теми максимами и правилами, что я выводил в лекциях. То были правила журналистики вообще, а эти относятся лишь к проведению семинарских занятий со студентами.

ПРАВИЛО 1. ПРАВО НА ТВОРЧЕСКИЙ МАНЁВР

В течение семестра каждый студент имеет право не выполнить два из 6-7 заданий. Как будущий журналист — он личность творческая. Материал может не сложиться, «не пойти», может наступить творческий застой (в брутальных формах — запой). Учитываются также влюблённости и прочие треволнения студенческой жизни. Не сделанные две работы, естественно, не оцениваются. Но добросовестность и дисциплинированность всё равно учитываются. Максимальная сумма баллов за семестр при полном комплексе выполненных на «отлично» работ — 30-35 . Её, естественно, никогда не наберёт тот, кто пользуется пусть даже законными послаблениями. Это правило не относится к обязательным заданиям, помеченным в плане звездочкой.

ПРАВИЛО 2. ОПОЗДАЛ — ЗНАЧИТ, НЕ УСПЕЛ

Не вовремя выполненная работа не засчитывается, сколь бы хорошей она не была. Это правило диктуется логикой практической журналистики: материал, не сданный в срок, не попадает в номер. Репортаж со случившегося сегодня пожара нужно печатать в завтрашнем номере газеты, а не через неделю. Следования этому правилу крайне сложно добиться, но здесь преподаватель должен просто занять принципиально непреклонную позицию.

Невыполненное в срок задание оценивается оценкой «0».

Студент может попытаться реабилитировать себя, принеся с опозданием материал на заданную тему, но в этом случае материал должен отвечать двум требованиям:

— во-первых, его заголовок и первый абзац должны быть столь интересны, чтобы я взялся читать материал на устаревшую тему;

ПРАВИЛО 3. ОЦЕНКИ — КАК В РЕДАКЦИИ

Оценка журналистского текста, особенно гладко написанного, дело весьма субъективное. Вот почему многим студентам бывает довольно тяжело понять, почему я поставил им четыре балла, а не пять. Они, студенты, упорно делают вид, что «не врубаются» в мою логику. Поэтому я приравнял всем известные оценки к следующим резолютивным решениям:

В печать — 5 баллов
Редактировать — 4 балла
Переписать — 3 балла
В корзину — 2 балла

Оценка в 1 балл, как известно, никем у нас в стране не используется. Споры сразу прекращаются. Я — главный редактор, вы — журналисты. Мы на работе. Я либо пропускаю ваш материал в номер, либо нет, требуя его переработки или даже вовсе отказываясь печатать. Субъективно это или объективно — спорить бессмысленно.

В конце семестра оценки из вербальной формы переводятся в цифровую и суммируются».

Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., «Ладомир», 2004 г., с.426-428.

vikent.ru

Интервью как метод сбора информации в журналистике

Интервью наиболее часто употреб­ляемый в журналистской практике метод получения информации при подготовке публикаций практически всех газетных жанров.

Характерная черта метода интервью заключается в том, что автор будущей публикации предъявляет интервьюируемому некий пере­чень вопросов в устной форме, затрагивающих наиболее важные, по мнению журналиста, стороны интересующей его проблемы, и выслушивает ответы, которые и составят основное содержание его будущего выступления. Одним из самых распространенных методов является интервью(от 75-80 % материалов, используемого журналистом при написании текста, получено этим способом).

Виды интервью:

Информационное интервью — наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами.

Оперативное интервью — разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте.

Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы.

Интервью-портрет, или персональное интервью — сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

Креативное интервью — когда журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества. Такое креативное интервью чаще называют беседой, диалогом.

Интерьвюдискуссия: выявление разлиячн точек зрения

Интервьюанкета: выяс мнение разн людей по одному вопросу.

По форме проведения:

1. строго-стандартизированное. Проводится по опред-му, часто согласованному опроснику.

2. полу-стандартизированное. Список вопросов сост заранее, но журналист может менять их порядок, формуклировки в ходе беседы, задавать доп вопросы.

3. импровизированное. нет списка вопросов, не определены темы общения.

Подготовка к интервью:складывается из 4 моментов – 1.определение цели интервью и характера необходимых сведений 2.изучение предмета интервью (мнение) и собеседника. Знать max о предмете интервью. Изучить больше материала, помня о сохранении собственных взглядов. 3. предварительное обдумывание хода беседы и сост.вопросов. иногда наличие списка вопросов обязательно. Например, при встречи с офиц.лицом и беседе о какой-либо четкой программе. Заранее подготовленные вопросы нужно иметь и при беседе по телефону и при условии ограниченного времени. Хью Шервуд считает сост. Списка вопросов обязательным: это дает уверенность, что не забудете ни одной проблемы, кот.должны осветить; прекрасное доказательство того, что вы готовились, тонкий намек, что если вы потрудились над обдумыванием вопросов, то собеседник должен потрудиться дать обдуманный ответ. Остановка в вопросах – вывод из интервью должна быть психологически приятной. 4. договориться о встречи, месте и времени. Не рекомендуется проводить интервью, где присутствуют коллеги, начальник интервьюируемого.

Множество методик общения с респондентом. Например, интервьюера трудно считать профессионалом, если:- Он начинает беседу превознося приглашенного гостя, в его же присутствии, в то время как тот от неловкости не знает куда деться;-способен на полуслове прервать собеседника, не позволив ему закончить мысль. Умение прервать собеседника в нужный момент и так, чтобы тот не почувствовал обиды- свидетельство профессионализма;-он обивается откровенности и душевной самоотдачи любой ценой, чего бы это ни стоило самому герою;-Если бросая взгляд на часы ведущий констатирует – «К сожалению, нам не хватает времени»;-если эмоции в разговоре исходят не от собеседника, а лишь от интервьюера;-если в словах журналиста превалируют личные обиды и раздражение, -если у аудитории складывается впечатление, что ведущий симпатизирует одному из участников и настроен против другого, -если журналист не умеет скрыть своей робости в присутствии лиц, обличенных властью или общепризнанных знаменитостей ( «интервью на цыпочках»);-если прибегает к репликам, типа: «Вы что всерьез полагаете…А если ответить честно…Разве вы не понимаете, на чью мельницу льете воду..и.т.п.»;-если он позволяет уходить от ответа на острую тему, когда собеседник отделывается общими фразами или шутками, а то и меняет тему разговора.

6 заповедей Сергея Муратова:1) Ясность и краткость — если собеседник не понял вопрос, это вина журналиста 2)Не допускайте односложных ответов – нужно задавать доп.вопросы 3) «Нельзя ли конкретнее?»,4)Берегите паузу 5)Корректность и уважение к собеседнику;6) А интересен ли ваш вопрос? 7) избегать вопросов штампов.

Виды респондентов, с которыми сталкивается журналист в своей работе, определяют манеру общения с каждым из них. Типыреспондентов: он объединяет людей по натуре бесхитростных простодушных, отзывчивых. Люди данного склада чистосердечно рассказывают о себе, о событиях, очевидцами которых они были. Они точно излагают то, что знают, их ответы бывают наивными, но всегда отличаются искренностью. Таким собеседникам всегда сложно доверять и они наиболее удобны для начинающего журналиста;

1) К этому типу относят людей с более или менее выраженным эксцентричным характером. Эти люди требуют повышенного внимания к себе, к своему делу, к его результатам. Журналисту постоянно надо выражать интерес к рассказу такого собеседника и к нему самому. Увлекшись респондент этого типа может завысить свои заслуги, приписать себе то, чего в жизни не происходило, поэтому сведения, полученные от эгоцентрика требуют внимательной проверки, уточнения.К нему причисляют людей, по своему внутреннему нгастрою предрасположенных к исповеданию и даже жаждущих исповеди. Такой человек, как правило, не считается с задачей журналиста, не задумывается над тем, что последний пришел к нему не просто поговорить, а поговорить на конкретную тему. Жаждущего исповеди очень трудно остановить.Научный тип-это наиболее авторитетный тип с точки зрения практической журналистики, у таких людей широкие и глубокие познания, они не только рассказывают, но и доказывают, подкрепляют свои мысли ссылками на авторитетную литературу. К встрече с таким собеседником нужно очень тщательно готовиться.Спорщик-он стремится затеять диалог с журналистом, опровергать и переубеждать его. От таких собеседников журналист чаще всего уходит пустой.

Как снять напряжение: 1. если чел. отказывается от интервью, ссылаясь на неопытность – давайте попробуем. 2. эффективным бывает такой метод как переключение внимание на что-то не касающегося темы интервью. 3. если чел. сознательно отказывается от интервью, боязнь микрофона, то не стоит быть назойливым.

studopedia.org

Сюжет в журналистике

Литературное оформление журналистского материала тесно связано с поиском и систематизацией фактов, с разработкой и трактовкой темы. Элементы содержания упорядочены в произведении не только благодаря идее, синтезирующей жизненные наблюдения. Эта упорядоченность достигается также и средствами формы, среди которых видное место занимает сюжет.

Причем в данном случае сюжет рассматривается не с литературных позиций. Термин сюжет применяется для обозначения динамической структуры журналистского произведения, отражающей движение публицистической мысли. Сюжет в журналистике предстает не столько историей роста характера — как в литературе — сколько системой событий, историей развития публицистической идеи, историей постановки и разрешения актуальной общественной проблемы.

Сюжет в журналистике имеет ряд отличительных черт. Он часто не развернут, в нем, как правило, отсутствует экспозиция. Завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой главной частью всего сюжетного построения. При этом следует подчеркнуть, что сюжет строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует журналист.

Сюжет в журналистике не однотипен. Имея документальную основу, он весьма разнообразен в своих проявлениях. Развития в сюжете определяются тем, что организует материал в единое целое — событие, характер или проблема. Конечно и через характер раскрывается проблема, и в событии может обнаружиться характер, и проблема проявляется в событии. Однако акцент в ту или иную сторону предмет ведет к различным содержательным и формальным решениям, в том числе и в сюжетной организации материала.

Один из наиболее распространенных — событийный сюжет. Обычно он представлен в зарисовках, репортажах, очерках, отражающих «завершенные» ситуации. События, так сказать, сюжетны в своем жизненном проявлении, и основная трудность для автора состоит в том, чтобы найти органичный для журналистики предмет, точно сфокусировать на нем внимание читателя, отсечь малозначащие детали, подчеркнуть сущностные черты явления.

Событийный сюжет при внешней своей простоте вовсе не иллюстративен. Он служит наиболее полному выражению идеи, помогает отобрать из суммы фактов наиболее существенные, выстроить их в необходимой последовательности и взаимодействии — так, чтобы читатель смог увидеть главное, понять смысл происходящего.

Кроме событийного следует назвать также сюжет, выражающий историю характера. Причем в отличие от художественного сюжета, воспроизводящего судьбу человека во вей ее индивидуальной неповторимости, во всем многообразии психологических состояний и оттенков, сюжет в журналистике отражает главным образом актуальный с общественной точки зрения аспект человеческой судьбы. Журналиста прежде всего интересуют проблемы настоящего дня.

Сюжет помогает высветить в человеческом характере насущную социальную проблему, которая открывается в поступках, мыслях, чувствованиях героя. Развитых побочных линий в сюжете нет, они намечаются ровно настолько, чтобы сделать достоверным и живым художественно-публицистический образ, но не увести читателя в сторону от главной идеи. Относительная неразвернутость сюжета не означает его искусственной ограниченности, напротив, такой сюжет наиболее естественен в журналистике, соответствует целям выступления журналиста.

Другая разновидность сюжета — это проблемный сюжет, помогающий провести публицистическое исследование действительности. Он чаще всего встречается в статье, обозрении, рецензии, публицистическом комментарии и так далее, то есть там, где читателю предлагается включиться в «интеллектуальную интригу», сопряженную с поиском ответа на поставленный автором вопрос.

Здесь главное средство воздействия на аудиторию состоит в логике авторских рассуждений, в умелом использовании фактических данных, в убедительности аргументов и выводов. Проблемный сюжет имеет аналог в системе научных доказательств: его завязка, напоминает постановку вопроса, развитие действия — анализ фактов, сопоставление идей — изложение аргументов, а кульминация — решение вопроса.

Однако сходство с научным исследованием не ведет к отрицанию сюжета как способа организации журналистского произведения. Сюжет, оформляя содержание, тем самым «руководит» читательским восприятием.

Проблемный сюжет проецируется на предмет, представляющий сложное, часто противоречивое социальное явление, раскрывает взаимосвязи между явлениями. Вместе с тем проблемный сюжет помогает создать эффект духовного общения с читателем, включить его в процесс поиска истины, решения той или иной социально-практической задачи.

Знание средств организации материала позволяет развивать журналистское мастерство, находить оригинальные решения. Сюжетный ход — это такая система событий, отраженных в произведении, которая органичнее всего соответствует жизненному материалу и наиболее выразительно оформляет содержание. Сюжетный ход упорядочивает структуру произведения, да и в самом творческом процессе играет заметную роль, помогая автору добиться цельности, динамичности изображения.

Поиск сюжетного хода — это поиск в процессе разработке темы.

Сюжетный ход задан самим жизненным материалом, авторской позицией журналиста. В одном случае сюжетный ход является следствием сопоставления событий, итогов извлеченных из предмета аналогий; в другом — совпадает с конфликтом, который определяет не только динамику, но и способ развития действия. В третьем — основой сюжетного хода служат авторские ассоциации и так далее.

Сюжет и композиция — близкие. Но не тождественные понятия. Сюжет воспроизводит динамику событий. Композиция представляет собой построение, архитектонику произведения. Отношение между сюжетом и композицией — это отношение между динамикой и статикой, между движением и устойчивостью сложившейся структуры.

Своеобразие композиции предопределяется характером диалога журналиста с аудиторией, который требует максимально экономной, сжатой формой изложения. В композиции отражаются закономерности функционирования средств массовой информации, имеющие не только субъективные, но и объективные основания. Традиционность, регулярность общения, осуществляемого в ходе взаимодействия прессы и аудитории, а также сходство многих решаемых журналистикой задач привели. В частности, к выработке некоторых композиционных стереотипов, которые нередко имеют позитивное значение и которые не следует путать со штампом. Однако эффективность композиционного стереотипа ограничена. Если журналист овладевает многогранным содержанием, разрабатывает сложную и новую тему, композиционный стереотип оказывается недостаточным.

Общие законы композиции — соразмерность составных частей, подчиненность второстепенного главному гармония между общим и частным — своеобразно преломляются в журналистике как соотношение факта и комментария, факта и идеи, доказательства и вывода, детали и характера, конкретной ситуации и общей проблемы.

В журналистике композиционные приемы разделяются на три основные группы:

1. Построение материала, логика развития темы отражает по преимуществу последовательность и субординацию событий и фактов. Это так называемая предметная группа приемов.

2. Архитектоника материала воспроизводит структуру авторских рассуждений. Цель этих приемов — создать завершенную картину там, где позволяют цель и замысел произведения. Эти приемы позволяют раскрыть глубинное, аналитически выявленное содержание, предоставляют возможность добиваться соразмерности между широтой обобщения и частными наблюдениями, между общим паном изображения и деталью.

3. Построение материала диктуется сопоставимостью авторских ассоциаций, сравнений, аналогий — «эссеистские приемы».

Сюжетно-композиционное построение — прямое выражение взаимодействия содержания и формы, следствие творческого решения профессиональной задачи. От того, насколько совершенно владеет журналист умением выстраивать гармонично и цельно свои произведения, во многом зависит уровень его мастерства.

Литературное оформление журналистского материала тесно связано с поиском и систематизацией фактов, с разработкой и трактовкой темы. Элементы содержания упорядочены в произведении не только благодаря идее, синтезирующей жизненные наблюдения. Эта упорядоченность достигается также и средствами формы, среди которых видное место занимает сюжет.

Причем в данном случае сюжет рассматривается не с литературных позиций. Термин сюжет применяется для обозначения динамической структуры журналистского произведения, отражающей движение публицистической мысли. Сюжет в журналистике предстает не столько историей роста характера — как в литературе — сколько системой событий, историей развития публицистической идеи, историей постановки и разрешения актуальной общественной проблемы.

Сюжет в журналистике имеет ряд отличительных черт. Он часто не развернут, в нем, как правило, отсутствует экспозиция. Завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой главной частью всего сюжетного построения. При этом следует подчеркнуть, что сюжет строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует журналист.

Сюжет в журналистике не однотипен. Имея документальную основу, он весьма разнообразен в своих проявлениях. Развития в сюжете определяются тем, что организует материал в единое целое — событие, характер или проблема. Конечно и через характер раскрывается проблема, и в событии может обнаружиться характер, и проблема проявляется в событии. Однако акцент в ту или иную сторону предмет ведет к различным содержательным и формальным решениям, в том числе и в сюжетной организации материала.

Один из наиболее распространенных — событийный сюжет. Обычно он представлен в зарисовках, репортажах, очерках, отражающих «завершенные» ситуации. События, так сказать, сюжетны в своем жизненном проявлении, и основная трудность для автора состоит в том, чтобы найти органичный для журналистики предмет, точно сфокусировать на нем внимание читателя, отсечь малозначащие детали, подчеркнуть сущностные черты явления.

Событийный сюжет при внешней своей простоте вовсе не иллюстративен. Он служит наиболее полному выражению идеи, помогает отобрать из суммы фактов наиболее существенные, выстроить их в необходимой последовательности и взаимодействии — так, чтобы читатель смог увидеть главное, понять смысл происходящего.

Кроме событийного следует назвать также сюжет, выражающий историю характера. Причем в отличие от художественного сюжета, воспроизводящего судьбу человека во вей ее индивидуальной неповторимости, во всем многообразии психологических состояний и оттенков, сюжет в журналистике отражает главным образом актуальный с общественной точки зрения аспект человеческой судьбы. Журналиста прежде всего интересуют проблемы настоящего дня.

Сюжет помогает высветить в человеческом характере насущную социальную проблему, которая открывается в поступках, мыслях, чувствованиях героя. Развитых побочных линий в сюжете нет, они намечаются ровно настолько, чтобы сделать достоверным и живым художественно-публицистический образ, но не увести читателя в сторону от главной идеи. Относительная неразвернутость сюжета не означает его искусственной ограниченности, напротив, такой сюжет наиболее естественен в журналистике, соответствует целям выступления журналиста.

Другая разновидность сюжета — это проблемный сюжет, помогающий провести публицистическое исследование действительности. Он чаще всего встречается в статье, обозрении, рецензии, публицистическом комментарии и так далее, то есть там, где читателю предлагается включиться в «интеллектуальную интригу», сопряженную с поиском ответа на поставленный автором вопрос.

Здесь главное средство воздействия на аудиторию состоит в логике авторских рассуждений, в умелом использовании фактических данных, в убедительности аргументов и выводов. Проблемный сюжет имеет аналог в системе научных доказательств: его завязка, напоминает постановку вопроса, развитие действия — анализ фактов, сопоставление идей — изложение аргументов, а кульминация — решение вопроса.

Однако сходство с научным исследованием не ведет к отрицанию сюжета как способа организации журналистского произведения. Сюжет, оформляя содержание, тем самым «руководит» читательским восприятием.

Проблемный сюжет проецируется на предмет, представляющий сложное, часто противоречивое социальное явление, раскрывает взаимосвязи между явлениями. Вместе с тем проблемный сюжет помогает создать эффект духовного общения с читателем, включить его в процесс поиска истины, решения той или иной социально-практической задачи.

Знание средств организации материала позволяет развивать журналистское мастерство, находить оригинальные решения. Сюжетный ход — это такая система событий, отраженных в произведении, которая органичнее всего соответствует жизненному материалу и наиболее выразительно оформляет содержание. Сюжетный ход упорядочивает структуру произведения, да и в самом творческом процессе играет заметную роль, помогая автору добиться цельности, динамичности изображения.

Поиск сюжетного хода — это поиск в процессе разработке темы.

Сюжетный ход задан самим жизненным материалом, авторской позицией журналиста. В одном случае сюжетный ход является следствием сопоставления событий, итогов извлеченных из предмета аналогий; в другом — совпадает с конфликтом, который определяет не только динамику, но и способ развития действия. В третьем — основой сюжетного хода служат авторские ассоциации и так далее.

Взаимодействие содержания и формы в журналистике обеспечивается также композиционным построением материала. Сюжет и композиция — близкие. Но не тождественные понятия. Сюжет воспроизводит динамику событий. Композиция представляет собой построение, архитектонику произведения. Отношение между сюжетом и композицией — это отношение между динамикой и статикой, между движением и устойчивостью сложившейся структуры.

Своеобразие композиции предопределяется характером диалога журналиста с аудиторией, который требует максимально экономной, сжатой формой изложения. В композиции отражаются закономерности функционирования средств массовой информации, имеющие не только субъективные, но и объективные основания. Традиционность, регулярность общения, осуществляемого в ходе взаимодействия прессы и аудитории, а также сходство многих решаемых журналистикой задач привели, в частности, к выработке некоторых композиционных стереотипов, которые нередко имеют позитивное значение и которые не следует путать со штампом. Однако эффективность композиционного стереотипа ограничена. Если журналист овладевает многогранным содержанием, разрабатывает сложную и новую тему, композиционный стереотип оказывается недостаточным.

Общие законы композиции — соразмерность составных частей, подчиненность второстепенного главному гармония между общим и частным — своеобразно преломляются в журналистике как соотношение факта и комментария, факта и идеи, доказательства и вывода, детали и характера, конкретной ситуации и общей проблемы.

В журналистке композиционные приемы разделяются на три основные группы:

1. Построение материала, логика развития темы отражает по преимуществу последовательность и субординацию событий и фактов. Это так называемая предметная группа приемов.

2. Архитектоника материала воспроизводит структуру авторских рассуждений. Цель этих приемов — создать завершенную картину там, где позволяют цель и замысел произведения. Эти приемы позволяют раскрыть глубинное, аналитически выявленное содержание, предоставляют возможность добиваться соразмерности между широтой обобщения и частными наблюдениями, между общим паном изображения и деталью.

4. Построение материала диктуется сопоставимостью авторских ассоциаций, сравнений, аналогий — «эссеистские приемы».

Сюжетно-композиционное построение — прямое выражение взаимодействия содержания и формы, следствие творческого решения профессиональной задачи. От того, насколько совершенно владеет журналист умением выстраивать гармонично и цельно свои произведения, во многом зависит уровень его мастерства.

В работе над текстом очень важно соблюдать два правила композиционного решения текста.

Правило первое:

Композиционная структура журналистского материала должна быть представлена в виде четырех композиционных блоков, сформированных на основе подтем и ориентированных на решение стоящих перед атвором коммуникативных задач.

Число четыре тут берется не с потолка. Это:

-ввод в ситуацию

-предъявление оценок и аргументов

-практическая постановка вопроса.

Такая композиционная структура характеризует все журналистские материалы, несколько изменясь в соответствии в их жанровой спецификой. Однако эти изменения не имеют принципиального характера.

Правило второе:

Последовательность «композиционных блоков» журналистского текста может и должна меняться в зависимости от конкретного авторского замысла. Но во всех этих случаях она должна быть согласована с жанровой спецификой материала (мотивирована жанром) и подкреплена (оправдана) соответствующими монтажными приемами.

Анализ текста

Для того, чтобы лучше усвоить все вышесказанное, необходимо потренироваться в профессиональном анализе текста. Это тем более важно, что в повседневной деятельности журналиста анализ занимает большое место: анализировать приходится и своих коллег, нештатных авторов, свои собственные. Методика анализа складывается из двух процедур: выявление основных характеристик данного текста и их оценки в соответствии с определенными критериями.

Сначала устанавливаются характеристики, осознаваемые при целостном восприятии текста: тема, идея. Образный ориентир.

Для того, чтобы определить тему, надо понять, какая реальная ситуация рассматривается журналистом и какая за ней стоит проблема, понять отношения между ними. При этом нужно иметь в виду, что отношения бывают двух типов:

— конкретная реальная ситуация может представлять собой опыт разрешения проблемы (тогда мы имееи дело с положительным материалом)

— конкретная реальная ситуация — это проблемная ситуация, или конфликтная ситуация (это критический материал).

Для определения идеи прежде всего необходимо осознать цель, выдвигаемую журналистом перед читателем (слушателем, зрителями). Сделать это легче всего путем соотнесения проблемы и тех практических рекомендаций, которые либо непосредственно даются в материале, либо с определенностью вытекают из отображения реальной конкретной ситуации. То есть определить рабочую идею.

В качественном журналистском материале легко выделить и образный ориентир: он специально обыгрывается в тексте, осознается при восприятии материала в первую очередь, и часто выносится в заголовок (что конечно не означает, что любой заголовок — это образный ориентир).

Следующий момент анализа — осознание и систематизация использованных в произведении элементарных выразительных средств, особенности монтажа и композиции.

Когда будут уяснены компоненты формально-содержательной структуры текста, можно перейти к оценке его качества. При этом рекомендуются следующие критерии:

1) актуальность и значимость проблемы, на разрешение которой нацелен материал

2) глубина, точность и новизна понимания конкретной ситуации в ее отношении к проблеме

3) новизна, конструктивность и убедительность идеи

4) достаточная полнота и яркость элементарных выразительных средств, мотивированность их использования

5) четкость и мотивированность монтажа и композиции материала

6) яркость, запоминаемость, новизна образного ориентира

7) лексико-стилистическая грамотность произведения.

helpiks.org

Популярное:

  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Из юриста в продавцы Дипломированных юристов берут только в продавцы В понедельник в концертном зале "Россия" начался XIV Международный форум "Карьера" - крупнейшая ежегодная ярмарка вакансий, ориентированная на студентов и молодых специалистов. […]
  • Химия пособие по егэ Химия, Новые задания ЕГЭ, Доронькин В.Н., 2016 Химия, Новые задания ЕГЭ, Доронькин В.Н., 2016. Пособие составлено в соответствии с изменениями формулировок и содержания заданий в тестах ЕГЭ по новой спецификации и предназначено […]
  • Беженец получение гражданства Гражданство РФ для украинцев: как получить российское гражданство? Гражданство РФ для украинцев 2017-2018. Как получить гражданство РФ беженцу Граждане Украины могут стать гражданами России как в общем, так и в упрощенном […]
  • Судебно-медицинская экспертиза архангельск ГБУЗ Архангельской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Адрес: 163045, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Самойло, 21 Телефон: +7 (8182) 212753, +7 (8182) 212752 Факс: +7 (8182) 229181 Подразделения 163045, […]
  • Нужна срочно сиделка с проживанием Срочная сиделка с проживанием Внезапное ухудшение состояния, инсульт, обострение хронических заболеваний, травмы, любое происшествие, от которого не застрахован никто, может привести к тому, что вы поймете: нужна срочная сиделка […]
  • Госпошлина на охранника 6 разряда Удостоверения частного охранника 4, 5, 6 разряда Удостоверение частного охранника представляет собой документ, имеющий уровень защиты класса «В», серию и номер. Бланк удостоверения является полиграфической продукцией, […]
  • Закон о службе наркоконтроля Ликвидация ФСКН: судьбы и факты Независимый доклад к годовщине ликвидации Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков … Независимый доклад к годовщине ликвидации ФСКН России подготовлен совместными усилиями […]