Правило по которому расположены предметы

Правила выполнения строительных чертежей

Общие правила выполнения и оформления строительных чертежей

Чертежом называется такое изображение объемного предмета, по которому можно определить как форму предмета, так и его размеры. Строительные чертежи — это основные технические документы, по которым строят здания и сооружения.

Строительные чертежи, как и машиностроительные выполняют методом прямоугольного проектирования на основные плоскости проекций, но в отличие от последних изображениям присваивают другие на­звания: соответствующие виды здания, называют фасадами, горизонтальные разрезы здания—планами, вертикальные разрезы—поперечными и продольными разрезами, а горизонтальную проекцию или вид сверху на участок, на котором располагается проек­тируемое здание или комплекс зданий и сооружений, называют генеральным планом.

Планы, разрезы, фасады и генеральный план являются основными архитектурно-строительными чер­тежами.

Все чертежи должны быть выполнены и оформлены единой системы конструкторской документации (ЕСКД) ГОСТ 2.301-68-ГОСТ 2.307-68. Эти стандарты устанавливают форматы листов чертежей, масш­табы изображений, наименование, начертание и тол­щины линий, чертежные шрифты, правила изобра­жения предметов, зданий и сооружений, правила на­несения размеров, дают условные графические обо­значения материалов, а также правила их нанесения на чертежах.

Форматы листов чертежей следует определять внешними размерами листа, а не размерами рамки, ограничивающей чертеж. Обозначения и размеры ос­новных форматов должны соответствовать указан­ным в ГОСТе 2.301-68.

Масштабы изображений на чертежах следует выбирать в соответствии с данными ГОСТа 2.302-68.

При проектировании генеральных планов крупных объектов допускается применять масштабы: 1:200; 1:5000; 1:10000; 1:20000; 1:25000; 1:50000.

Масштабы увеличения в строительном черчении не применяются.

Масштаб 1:1 (натуральная величина) применя­ется при вычерчивании шаблонов карнизов и профи­лей тяг.

Рабочие чертежи гражданских и промышленных зданий рекомендуется выполнять в следующих мас­штабах согласно табл. А.

Планы секции и элементы планов промышленных зданий

Части разрезов промышленных зданий

Наименование, начертание, толщина линии по отношению к толщине основной линии и основные назначений линии должны соответствовать требованиям стандарта (ГОСТ 2.303-68, табл. 1).

Толщина сплошной основной линии S должна быть в пределах от 0,6 до 15 мм в зависимости от величины и сложности изображения, а также от фор­мата чертежа. Толщина линии должна быть одинако­ва для всех изображений на данном чертеже, вычер­чиваемых в одинаковом масштабе. В строительных чертежах в разрезах видимые линий контуров, не попадающие в плоскость сечения, допускается выпол­нять сплошной тонкой линией.

Чертежные шрифты для надписей на чертежах следует выполнять согласно требованиям стандартов (ГОСТ 2.304—68). Наклон букв и цифр к основанию строки должен быть около75°. Наименова­ния, заголовки, обозначения в основной надписи и на поле чертежа допускается писать без наклона. Примеры написания букв и цифр для шрифтов от 2,5 до 14 приведены в табл. 3 ГОСТа 2.304-68.

Основанием для определения величины изобража­емого здания или сооружения и его деталей служат размерные числа, нанесенные на чертеже (ГОСТ 2.307-68). Общее количество размеров на чертеже должно быть достаточным для выполнения строительных работ. Допускается размеры на строительных чертежах повторять.

Размеры на строительных чертежах проставляют в мм (без обозначения единицы измерения), отметки уровней — в м, с точностью — до третьего знака; раз­меры наносят в виде замкнутой цепочки, а цифры проставляют над размерной линией.

На чертежах шаблонов и фрагментов размеры можно проставлять в сантиметрах, единицы измерения в этих случаях допускается не указывать, если они оговорены в примечании.

На строительных чертежах на пересечении размерных и выносных линий рекомендуется делать засечки (под углом 45°), при этом размерные линии должны выступать за крайние выносные линии на 1-3 мм. Одновременное применение засечек и стрелок не допускается.

Выполнение чертежей планов

Планом называется горизонтальное сечение зда­ния, на уровне низа оконных проемов, проектируе­мое на горизонтальную плоскость проекции Чертеж плана дает представление конфигурации зда­ния о расположении всех помещений этажа, их связи между собой, их размерах и форме, о расположении лестничных клеток, оконных и дверных проемов и, их размерах. В плане отражается также и конструкция здания, система опор, пролеты перекрытий, толщи­на наружных и внутренних стен, столбов, колонн и их взаимная связь.

Планы располагаются на листе таким образом, чтобы стена главного фасада была снизу плана. При изображении на одном листе планов этажей их следует располагать в определенном порядке – снизу вверх или слева направо: первый, второй и т. д.

Чертежи планов здания рекомендуется вычерчивать в следующей последовательности сначала на лист чертежной бумаги (в том месте, где было намечено вычертить план здания) наносят модульную сетку осей, т. е. основные осевые размеры здания. Разбивочные оси необходимо располагать в соответствии с требованиями Единой модульной системы (ЕМС). После разметки на чертеже сетки осей вычерчивают наружные и внутренние несущие стены и столбы, в соответствии с правилами привязки этих конструктивных элементов к разбивочным осям, а затем вычерчивают все остальные детали плана здания, согласно принятым условным графическим обозначениям. В стенах и перегородках изображают оконные и дверные проемы. В дверных проемах показывают направление открывания дверей (отмах дверного полотна). На планы следует нанести также предусмотренные проектом санитарные приборы и оборудование, вентиляционные и дымоходные каналы и т. п.

На чертеже плана здания необходимо указать три линии (цепочки) размеров:

а) на первой размерной линии указывают размеры проемов и простенков;

б) на второй размерной линии проставляют размеры между модульными разбивочными осями несущих конструкций (наружных стен, внутренних капи­тальных стен или столбов);

в) на третьей размерной линии указывают общие (габаритные) размеры между осями наружных стен здания.

Первая размерная линия располагается на рас­стоянии 15—20 мм от внешнего контура здания. Ес­ли здание имеет выступающие части (эркер, крыльцо, ступени входа), то это расстояние принимают от наиболее выступающей части. Размерные линии следует располагать на расстоянии 7—10 мм друг от друга.

На расстоянии 12-15 мм от третьей размерной линии все разбивочные оси заканчивают кружками диаметром 7—10мм, в которых указывают маркировочные цифровые и буквенные обозначения.

По горизонтали для обозначения вертикальных осей в кружках проставляют сева направо арабские цифры, по вертикали для обозначения горизонталь­ных осей указывают снизу вверх в алфавитном порядке русские заглавные буквы. Буквы 3, О, X, Ы не применяют. Конец и начало одной оси обознача­ет одной и той же цифрой или буквой. Если план здания симметричен и имеет небольшие габариты, то простановка размеров и маркировка осей делается только слева и снизу плана.

Внутри плана здания проставляют ширину и глубину каждого помещения, толщину стен и перегородок, сечения столбов, размеры дверных проемов. На плане указывают названия помещений и их площади в м 2 (цифры заключают в кружок или подчеркивают). Если на плане невозможно указать название помещений, то составляют экспликацию, в которой указывают наименования и площади помещений в м 2 .

Вне контура плана наносят линии сечения разрезов со стрелками, показывающими направление взгляда, и обозначают их цифрами или буквами по ГОСТу 2.305-68.

На плане промышленного здания сплошными тон­кими линиями показывают рельсовые пути и конту­ры основного технологического оборудования, влия­ющего на конструктивное решение. Штриховыми линиями, обозначают контуры посадочных площадок, подпольные каналы, перекрытые съемными плитами, подкрановые пути, монорельсы, кран-балки и т. п. К этим элементам чертежа должны быть даны соответствующие поясняющие надписи, например: моторельс 1,0 т; электрокабельный тоннель и т. п.

Выполнение чертежей фасадов

Фасадом называется изображение наружного вида здания или сооружения, проектируемое на вертикальную плоскость проекции.

Чертеж фасада дает представление о внешнем виде изображаемого сооружения и его архитектурной композиции, о пропорциях и соотношениях его элементов, об общих размерах и размерах его частей.
Фасад здания должен соответствовать. Чертежам планов и разрезов, а архитектурные формы фасада — конструкциям здания. Если фасад здания вычерчивают на одном листе с планом, то необходимо что­бы чертежи плана и фасада были в одном масштабе и находились в проекционной связи (т.е. план должен быть расположен под фасадом). При выполнении чертежей фасадов и планов на отдельных листах они могут быть вычерчены в разных масштаба.
Фасады на строительных чертежах имеют, следующие названия: вид на здание спереди (с улицы) называется главным фасадом, вид сзади — дворовым фасадом, виды слева и справа — боковыми или торцовыми фасадами, а вид на здание, сверху — называется планом крыши.
В проектном задании обыкновенно разрабатывают главный и боковой фасады, а в рабочих чертежах выполняют обязательно все фасады здания.

На фасадах показывают все архитектурные и кон­структивные детали, в том числе оконные и дверные проемы с оконными переплетами и дверными полотнами, ступени и козырьки входов, цоколь, карниз, дымовые и вентиляционные трубы, слуховые окна, наружные и пожарные лестницы и т. д.

В проектном задании и техническом проекте на фасаде показывают собственные и падающие тени, фасад отмывают тертой сухой тушью или красят акварелью.

В рабочих чертежа рядом с фасадом (с одной стороны) на расстоянии 15—20 мм от контура чер­тежа проставляют общие размеры здания по высо­те и отметки земли, цоколя, низа и верха оконных и дверных проемов, карниза, конька, крыши и верха дымовых труб. Внизу фасада наносят крайние раз­бивочные оси наружных стен, оси у деформационных швов и оси в местах перепада высоты здания. Горизонтальные размеры на фасаде не указывают.

Выполнение чертежей разрезов

Разрезом называется вертикальное сечение здания или сооружения (поперечное или продольное), проектируемое на соответствующие вертикальные плоскости проекций.

Разрезы дают представление о внутренних пространствах помещений, их высотах, о конструкции стен и междуэтажных перекрытий, о размещении лестничных клеток, конструкции лестниц, характере оконных и дверных проемов, о взаимном расположении помещений друг над другом. Обычно выпол­няют не менее двух разрезов, поперечный и про­дольный, но иногда для полного представления о конструктивном и объемном решении здания может быть выполнено несколько продольных или попереч­ных разрезов. Секущая плоскость разреза должна проходить между отдельными опорами, стенами, пе­регородками, балками, фермами и обязатёльно через проемы. В целях наглядности ясности изображения допускается делать ступенчатое разрезы. В продольных разрезах конструкцию скатной крыши всегда изображают условно в сечении по коньку, ес­ли даже плоскость фактического сечения не совпа­дает с коньком крыши.

Вычерчивание разреза здания следует начинать с проведения осевых линий стен и опор. Затем вычерчивают наружные и внутренние капитальные стены и столбы, в соответствии с привязкой этих элементов к разбивочным осям. Намечают уровень пола I этажа, пола II этажа, низа чердачного перекрытия, верха конька крыши и подошвы фундамента. Сначала намечают общий габарит разреза, а затем вычерчивают все его детали.

Все конструктивные элементы, попадающие в плоскость сечения, необходимо вычертить сплошной основной линией (толщина 5 в пределах от 0,6 до 1,5 мм) и выделить условными обозначениями мате­риалы. Видимые линии контуров элементов, не по­падающие в плоскость сечения, следует выполнить сплошной тонкой линией (толщина от S|2 до S|3).
Линии невидимых контуров (столбчатые фундаменты под отдельные опоры или стены, скрытые прое­мы и т. п.) наносят штриховой линией, толщиной, равной толщине сплошной тонкой линии (ЕСКД, ГОСТ 2.303-68).

На разрезе, вне контура чертежа, на расстоянии 15 — 20 мм, от наружной поверхности стены прово­дят три вертикальные размерные линии: а) на первой линии указывают габаритные размеры оконных и дверных проемов, расстояние между проёмами по высоте, высоту цоколя (размеры проставляю цепочкой); б) на второй линии проставляют общие размеры от уровня земли до верха карниза и от уровня земли до подошвы фундамента; в) на третьей линии указывают следующие вертикальные отметки глубины заложения подошвы фундамента, поверхности
земли, верха отмостки, пола I этажа, низа и верха проемов, верха карниза, верха трубы и верха конь­ка крыши. Отметкой называется выраженное в мет­рах превышение уровня данной горизонтальной плоскости над уровнем, принятым на нуль. За нулевую отметку принимают обычно уровень чистого пола I этажа (ур. ч.п.±0.000). Отметки выше пола I этажа обозначают знаком + (плюс), ни­же пола I этажа знаком — (минус). Цифру отметки проставляют на линии—полочке условного знака с равносторонним треугольником, вершина которого показывает уровень отметки. Вершину треугольника можно направлять вверх или вниз, в зависимости от расстояния между отметками.

Под разрезом размещают две горизонтальные наружные размерные линии:

а) на первой указывают размер между осями несущих конструкций (наружных и внутренних капитальных стен или столбов);

б) на второй проставляют общий (габаритный) размер между осями наружных капитальных стен здания.
Под размерными линиями располагают в кружках маркировочные обозначения осей соответственно обозначениям на плане.

Внутри чертежа разреза должны быть вычерчены два ряда размерных линий (цепочек);

а) на первой размерной линии указывают расстояние низа оконных проемов от пола, высоту проема и расстояние от верха проема до потолка;

б) на второй размерной линии указывают высоту помещений в чистоте от пола до потолка) и толщину перекрытия или высоту этажа (от пола до по­ла). Отдельно проставляют отметки высоты дверей и других, элементов зданий.

В одноэтажных промышленных зданиях внутри разрезов проставляют отметки головки кранового рельса, нижнего пояса несущей конструкции покрытия или верха колонн и нулевую отметку пола.

Габариты, подъемно-транспортного оборудования наносят штриховой линией (на плане), а в разрезе тонкой сплошной линией.

На разрезе необходимо указать размеры элементов фундаментов, толщины стен, привязку стен и фундаментов к разбивочным осям, а также число­вые отметки уровня дола каждого этажа.

Отдельные конструкции, попавшие в разрез, фундаменты, пол 1 этажа, междуэтажные и чердачные перекрытия, крыши и др. должны иметь поясняющие надписи о принятых строительных материалах.

Поясняющие надписи к многослойным конструкциям следует делать над рядами горизонтальных линий — выносок, объединенных одной вертикальной линией, пересекающей конструкцию. В практике проектирования эту систему линий называют флажком. Размещение надписей на флажке должно соответствовать порядку расположения слоев конструкции — сверху вниз.

Названия или обозначения разрезов можно надписывать буквами или цифрами в соответствии с обозначениями линий разреза на плане.

Выполнение чертежей лестниц

Для графического построения лестницы необходимо знать высоту этажа, ширину марша, количество маршей в этаже и размеры ступеней или уклон марша. В вычерчиванию лестницы приступают по еле выполнения несложных расчетов по определению размеров отдельных элементов лестницы и разрезов лестничной клетки.

Пример. Требуется построить двухмаршевую лестницу при высоте этажа Н=3000 мм, ширина марша а = 1050 мм и уклоне марша 1:2. Принимаем стандартные ступени с подступенком n =150 мм и проступью е = 300 мм.

Ширина лестничной клетки А будет равна удвоенной ширине марша плюс промежуток между маршами, равный 100мм, который необходим для пропуска пожарного шланга и для удобства пользования лестницей

Высота одного марша будет равна

Определяем число подступенков в одном марше

Так как верхняя проступь (фризовая ступень) совпадает с лестничной площадкой,число проступей в одном марше будет на единицу меньше

Рассчитываем длину горизонтальной проекции марша Д (заложение марша)

Ширина каждой лестничной площадки должна быть не меньше ширины марша, одновременно ширина лестничной площадки должна быть не менее 1200мм(вместе с фризовой ступенью)

Принимаем ширину промежуточной и этажной площадок равным C1=C2=1200мм,тогда длина лестничной клетки составит

Для вычерчивания лестницы в разрезе высоту этажа делят на отрезки,равные величине подступенка,через полученные точки проводят горизонтальные линии.Горизонтальную проекцию марша (его заложение) разбивают на отрезки,равные величине проступи,и через полученные точки проводят вертикальные прямые.

Полученная сетка пересечения горизонтальных и вертикальных линий позволяет выявить ступенчатый профиль лестницы. Найденный профиль служит основным для вычерчивания конструкции маршей и площадок. При вычерчивании лестницы необходимо следить за тем,чтобы нижний и верхний проступенки обоих маршей, примыкающих к одной площадке,находились в одной плоскости, т.е. на одной вертикальной линии в разрезе.

В тех случаях, когда вход в здание предусмотрен через лестничную клетку под первой промежуточной площадкой,проход под площадкой двухмаршевой лестницы (при высоте этажа 2,8 — 3,6 м) возможен лишь при устройстве дополнительного цокольного марша в3- 6 ступеней, ведущего на первую этажную площадку. Проход под площадкой должен иметь высоту не менее 2,1 м до низа выступающих конструкций. В целях использования стандартных элементов лестницы, марши проектируют одинаковой длины и только один цокольный марш будет короче. Подъем цокольного марша должен соответствовать разнице между уровнем пола первого этажа и уровнем земли. Стрелкой всегда обозначают направление движения по лестнице вверх.

В плане лестницы показывают внутренние размеры ширины и длины лестничной клетки, ширину маршей и промежутка между ними, ширину лест­ничных площадок, величину проступи и длину за­ложения марша. В разрезе лестницы проставляют отметки лестничных площадок, пола этажей, указы­вают ширину лестничных площадок и величину за­ложения марша, общую длину лестничной клетки, размеры основной ступени, а также всё необходи­мые размеры маршей, площадок и других элементов, отличающихся от принятого типового решения лестницы. Если в конструкциях лестницы использованы стандартные сборные железобетонные элементы и детали, то на чертеже разреза лестницы указывают их маркировку по каталогу.

Выполнение чертежей плана крыши и плана
фундаментов

Планом крыши или планом кровли называется вид здания сверху, спроектированный на горизонтальную плоскость. План крыши определяет систему водоотвода и расположение всех элементов, выступающих над кровлей.

На чертеже плана крыши вычерчивают модульные разбивочные оси здания, размеры между ними и крайними осями. Затем наносят штриховой линией очертание здания по наружному периметру и в зависимости от величины выноса карниза сплошной тонкой линией показывают параллельно периметру здания; наружный контур свеса кровли. На план кровли наносят парапеты, фонари, слуховые окна, дымовые и вентиляционные трубы, пожарные лестницы и все местные сооружения на крыше. Для выявления системы водоотвода указывают стрелками направление скатов кровли и цифрами величину уклона, показывают ребра переломов кровли, коньки, разжелобки, воронки внутренних водостоков или желобами воронки наружных водостоков.

При построении плана скатной крыши сложной формы, представляющей собой сочетание несколь­ких прямоугольников, исходным положением является одинаковый угол наклона всех скатов, при этом проекции линий пересечения скатов, (проекции ре­бер и разжелобков) являются биссектрисами углов, образованных пересекающимися линиями свеса кровли.

Проекции линий коньков должны быть располо­жены по геометрической оси каждого прямоуголь­ного элемента проекции крыши и проходить через точки пересечения проекций ребер и разжелобков.

Построение начинают с определения линий пере­сечения скатов для прямоугольной фигуры с на­ибольшей шириной. Затем делают построение на со­седних прямоугольных участках плана, при этом проекции ребер на совпадающих скатах не вычерчи­вают.

План фундаментов — это разрез здания горизон­тальной плоскостью выше уровня пола 1 этажа или пола подвального этажа на-5—10 см, с условным изображением фундаментов, обнаженных, от грунта и конструкции полов. На плане фундаментов показывают наружные и внутренние стены с дверными проемами контуры подошвы и стен фундаментов, а также фундаменты под колонны, печи крыльца, ве­ранды и другие части здания. Контуры стен вычерчивают сплошной основной линией, а элементы фун­даментов сплошной тонкой линией.

На чертеже плана фундаментов вне контура чертежа, слева и внизу располагают две размерные линии, первая — между осями несущих конструкций, вторая — между разбивочными осями наружных стен.

Разбивочные оси маркируют соответственно маркировке осей на плане здания.

Внутри чертежа плана фундаментов наносят га­баритные размеры отдельных элементов, включая фундаменты под столбы, печи и др., указывают привязку этих размеров к разбивочным осям, а также маркируют принятые сборные железобетонные элементы и показывают числовые отметки глубины заложения подошвы-фундамента.

stroilogik.ru

Правило по которому расположены предметы

Сложение и вычитание

При изучении этой темы рассматриваются приемы вычислений с однозначными числами без перехода через десяток, составляется таблица сложения в пределах 10, вводятся задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, а также задачи в 2 действия, закрепляется умение решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
При изучении сложения и вычитания в пределах первого десятка ставится задача добиться формирования у учащихся твердых вычислительных навыков, знания табличных случаев.
С помощью числового отрезка учащиеся решают большое количество примеров на сложение и вычитание в пределах десятка, а также примеров с «окошками», позволяющих раскрыть взаимосвязь действий сложения и вычитания и выяснить на практическом уровне правила нахождения неизвестных компонентов этих действий (разумеется, без использования соответствующих терминов).
Учащимся предстоит обнаружить общий принцип, общий подход к определению результата действия, благодаря которому можно быстро проводить вычисления. Ведь усвоение алгоритмов действий происходит только тогда, когда в дело включается рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности — способы решения задач или рассуждений.
Но ошибочно было бы полагать, что учащиеся сразу же, с первой постановки задачи, смогут обосновать способ вычисления, будут в состоянии самостоятельно выделить нужные случаи. Ребята должны быть психологически готовы к этой деятельности и иметь некоторое представление о рационализации вычислений. В этих целях уже с первых уроков работы с числовым отрезком учащиеся знакомятся с любопытными способами сложения и вычитания, анализируют их и выясняют преимущество одних методов над другими.
Во многом этому способствуют упражнения с игровыми кубиками, которые в целях пропедевтики действий сложения и вычитания чисел в пределах 10 предлагаются раньше, еще при изучении нумерации этих чисел. Так, в процессе работы с этими заданиями учащиеся знакомятся с примерами в несколько действий, усваивают приемы вычислений с помощью числового отрезка, учатся составлять и решать примеры, находить более рациональные пути вычислений.
Условия игры с кубиками очень простые. Учитель может познакомить с ними первоклассников с помощью объяснительного текста в упражнении 5 на с. 83 (часть 1). Например: «Маршрут движения фишки по числовому отрезку можно указывать с помощью квадратов, изображающих верхние грани кубиков. Красный квадрат показывает число делений, на которые нужно передвинуть фишку по числовому отрезку вправо. Синий квадрат — число делений, на которые нужно передвинуть фишку влево».
Позлее учитель должен сообщить, что маршрут движения мы можем записывать в виде примеров. Знак «+» (плюс) — это движение вправо, а «–» (минус) — движение влево. Записывают это, например, так: + 3 и – 5.
Работа с этими заданиями проходит живо и интересно для учащихся. Они легко усваивают нужные способы действия, причем в более трудных случаях, и способны переносить эти знания в новые ситуации.
Вместе с тем при рассмотрении приемов вида ϒ ± 1; ϒ ± 2 задачей учителя будет не столько добиться полной самостоятельности учащихся при получении нужных выводов, сколько раскрыть общую канву рассуждений. Позже, когда будут рассматриваться другие случаи вычислений, доля самостоятельности учащихся при выполнении заданий постепенно повышается. Этому способствуют задания на выбор наиболее удобного способа или на поиск различных способов вычисления.
1. Решайте примеры двумя способами. Какой из них удобнее?

2. Расскажите по рисункам и примерам о способах прибавления и вычитания 4 (часть 1, с. 112, № 5). Какие еще способы вы знаете? Почему их здесь нет?

Хорошими упражнениями для отработки вычислительных навыков являются игры-задания под названием «Чудесная лестница» и «Вычислительная машина». Сначала следует, разумеется, разъяснить учащимся условия этих игр. Беседа по числовой лесенке (часть 2, с. 43, № 5) может быть примерно такой:
— В сказочной стране чисел есть много удивительных сооружений и приборов. Это и числовые домики, и быстродействующие вычислительные машины, и разнообразные числовые лесенки. Посмотрите на картинку. Перед вами лестница превращений. Стоит числу подняться хотя бы на одну ступеньку вверх по этой лестнице или спуститься на ступеньку вниз, как оно сразу же изменяется: становится совершенно другим числом. Посмотрите, какое число хочет подняться по чудесной лестнице? (7.) Какое действие будет выполнено с этим числом, прежде чем оно перешагнет ступеньку? (Сложение.) Назовите пример полностью. (7 + 2.) Сколько получится? (9.) Какое число будет стоять на первой ступеньке? (9.) Запишите. Во что 9 превратится, когда поднимется на вторую ступеньку? (В число 5.) Почему? (На второй ступеньке написано –4.) Посчитайте, какие получатся числа на следующих ступеньках лестницы: третьей и четвертой ступеньках? (4 и 7.) Какое число будет стоять на вершине лестницы? (5.) Как узнали? (Из 7 вычли 2.) Запишите. Теперь число 5 хочет спуститься на одну ступеньку вниз. (Направление движения указано стрелкой.) Какой пример для этого надо решить? (5 + 4.) Сколько получится? (9.) Найдите следующие два числа на лестнице превращений. Назовите их по порядку, как вычисляли: сверху вниз. (7, 10.) Какое число получилось последним? (8.) Оно и спустилось с лестницы превращений. Запишите это число в пустую карточку.
Приведем теперь пример первой беседы по ознакомлению учащихся с принципом работы вычислительной машины (часть 2, с. 50, № 5).
— На картинке изображена удивительная вычислительная машина. Она может быстро выполнять все арифметические действия: складывать, вычитать, умножать и даже делить. Чтобы машина заработала, нужно записать число в первое окошко слева. С него начинаются вычисления. А над стрелками надо указать необходимые действия. Машина будет их выполнять, записывая промежуточные результаты в соответствующие круглые окошечки в конце стрелки. Окончательный результат (ответ) записывается в последнее окошечко, в квадратной рамке.
Какое число предложено для начала вычислений? (5.) Какое действие мы будем выполнять первым? (Сложение.) Почему? (Над стрелкой после окошечка с числом 5 записано +5.) Назовите пример полностью. (5 + 5.) Сколько получится? (10.) Куда мы запишем ответ 10? (В следующее окошечко.) Запишите. Какой пример решим потом? (10 – 7.) Сколько получится? (3.) Запишите ответ. Дальше самостоятельно. Назовите окончательный ответ. (4.) Назовите все числа, которые «машина» записала в окошечках от начала до конца. (5, 10, 3, 6, 4.)
Первой единицей измерения длины, с которой будут знакомиться первоклассники, является сантиметр (часть 1, с. 110—111). Хорошо, если учитель покажет учащимся модели сантиметра, сделанные из проволоки, картона. Затем сантиметр сравнивается с шириной указательного пальца и отрезком в две клетки в рабочей тетради. Не следует сразу использовать чертежную линейку, на которой есть миллиметровые деления. Лучше, если учащиеся изготовят из бумаги мерку в 1 см и с ее помощью будут узнавать длины данных отрезков. Обязательно разбираются 2 метода: метод укладывания и метод откладывания,
После этого ребята переходят к знакомству с линейкой. Как показывает опыт, лучше сначала работать с неоцифрованной линейкой. Для ее изготовления берут полоску плотной бумаги длиной 10 см, и учащиеся сами делят эту полоску на 10 равных частей с помощью мерки в 1 см. В дальнейшем под каждым делением дети могут подписать по порядку числа от 0 до 10.
Далее идут упражнения на измерение, отмеривание и вычерчивание отрезков в сантиметрах.
В этом разделе учащиеся знакомятся также с единицей измерения массы 1 кг и единицей измерения емкости 1 л.
Надо сказать, что отношения тяжелее и легче, а также способ сравнения предметов по массе взвешиванием их в руках известны детям еще с дошкольной поры. Однако они иногда склонны оценивать массу предметов по их размерам: предмет больших размеров имеет большую массу. Чтобы исключить эти заблуждения и показать необходимость выявления такого свойства, как масса, полезно предложить детям сравнить предметы одинаковых размеров, например спичечные коробки (но в один из них положить металлический шарик). Тогда учащиеся, взвесив их в руках, убедятся, что при сравнении масс предметов их размеры никакой роли не играют.
После ознакомления с килограммом на специально подобранных задачах отрабатываются два способа измерения массы: отвешивание и взвешивание.
Для закрепления приобретенных умений определять массу предметов на чашечных весах с гирями предлагаются упражнения с иллюстрациями.
При ознакомлении первоклассников с такой мерой, как литр, следует также иметь в виду, что обычно емкость предмета дети оценивают по его высоте. А именно, они ошибочно полагают, что более высокий предмет имеет большую емкость. Чтобы учащиеся осознали эту ошибку, можно провести небольшие учебные эксперименты.
Например, взять два сосуда одинаковой емкости, но разной высоты: стакан и мензурку. На глазах детей налить воду в стакан доверху. Затем перелить ее из стакана в мензурку. Дети убедятся, что мензурка вмещает столько же воды, что и стакан, хотя уровень ее в мензурке будет выше. Таким образом, дети приходят к выводу, что судить о емкости предмета только по его высоте еще недостаточно. Нужна специальная мера для определения емкости. Такой мерой и является литр.
В заключение общей характеристики содержания третьего раздела учебника остановимся на методике работы над задачей в 2 действия, не столько ввиду их относительной сложности для учащихся, сколько учитывая их значимость для всякого начинающего изучать математику.
Непосредственному введению таких задач в учебнике предшествует специальная подготовительная работа. В систему подготовительных заданий входит: а) постановка вопроса к готовому условию, б) подбор недостающих числовых данных, в) решение пар (цепочек) простых задач.
Для ознакомления учащихся с составной задачей в данном учебнике выбрана задача с двумя числовыми данными, а для самостоятельного решения — с тремя числовыми данными, в которых действие промежуточное и действие, определяемое вопросом, разные. Аргументы в пользу такого выбора можно привести следующие.
Эти задачи явно отличаются от простых. В их условии три числа. Из условий таких задач легко выделяются обе простые задачи, что быстрее приводит учащихся к уяснению существенного признака составной задачи: ее нельзя решить сразу, выполнив только одно действие. Здесь содержание задачи помогает правильному установлению связей.
Первой в учебнике приводится следующая задача: «Катя сделала из цветной бумаги 4 красных фонарика и 1 желтый. Она подарила сестре 2 фонарика. Сколько фонариков осталось у Кати?» (часть 2, с. 41).
Разбор этой задачи лучше начинать от главного вопроса. Покажем цепочку рассуждений, которые целесообразно провести, подводя учащихся к выбору действий.
— Что нужно узнать в задаче? Можно ли сразу узнать, сколько фонариков осталось у Кати? Почему? Что неизвестно? Можно ли сейчас узнать, сколько всего фонариков сделала Катя? Каким действием это можно сделать? Почему? Теперь можно ответить на вопрос задачи? Каким действием? Решена ли задача? Во сколько действий решается задача? Какое первое действие? Какое второе действие? Запишем решение задачи.
Решение задачи учитель закрепляет, задавая учащимся вопросы:
— Что означает число 5 в ответе первого действия? Как получили это число? Почему выполнили сложение? Что показывает число 3? Сколько действий нужно было сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? Почему сразу одним действием нельзя было ответить на этот вопрос? Что мы не знали?
Для того чтобы учащиеся научились отличать составную задачу от простой, в учебнике предлагаются пары задач с одинаковым условием, но разными вопросами, такими, что одна из задач простая, а другая составная. Особое внимание обращается на дополнительную работу над задачей после ее решения. В этом плане можно выделить такие приемы, как изменение вопроса в простой задаче так, чтобы она решалась в два действия, дополнение условия простой задачи данными, изменение вопроса в составной задаче так, чтобы она решалась одним действием.
Постоянное сопоставление простых и составных задач поможет сознательному их решению.

Урок 16 (вторая четверть).
Задача (Часть 1, с. 104—105)
Цели урока:
1) уточнить термины, связанные с понятием задача: условие, вопрос, решение, ответ, познакомить учащихся с составом задачи; учить выбору действия при решении задачи;
2) закрепить вычислительные приемы вида: ϒ ± 1, ϒ ± 2.

ХОД УРОКА 1. Организационный момент.
2. Устные упражнения и практические работы.
1) На доске записаны примеры:

— В каких примерах ответ можно назвать сразу, не выполняя вычислений?
(В примерах с нулем.)
— Прочитайте эти примеры. (6 – 0 и 9 – 0.)
— Какими правилами вы воспользуетесь при вычислениях с нулем? (Если к числу прибавить 0 или из числа вычесть 0, то получится то же самое число.)
— Решите примеры с нулем.
— Каким правилом вы воспользуетесь при вычислениях с единицей? (Если к числу прибавить единицу, то получится следующее за ним число. Если вычесть единицу, то получится предыдущее число.)
— Прочитайте эти примеры и решите их.
— Каким правилом вы воспользуетесь при прибавлении числа 2? вычитании числа 2?
(Чтобы к числу прибавить 2, нужно сначала прибавить 1, а потом еще 1. Чтобы из числа вычесть 2, нужно сначала вычесть 1, а потом еще 1.)
— Прочитайте эти примеры по-разному и решите их.
2) На доске два набора картинок.
Составьте рассказы по картинкам и примерам.

Дети придумывают по картинкам разные истории, а учитель следит за тем, чтобы в этих рассказах прозвучали числовые данные и вопрос, что нужно найти. В противном случае учитель задает дополнительные, наводящие вопросы.
Иллюстрируя рассказы детей с помощью карточек с цифрами и знаком вопроса, учитель готовит детей к восприятию в дальнейшем краткой записи задачи. При этом дети должны заметить, что сюжеты рассказов по каждой картинке они придумали разные, а схемы одни и те же.

3. Физкультминутка.
4. Изучение нового материала.
На столе у учителя выложены картинки с изображением грибов. У учителя в руках корзина и фигурка Незнайки.
— Сейчас я расскажу очень короткую историю о том, как Незнайка собирал грибы. Слушайте внимательно.
Сначала Незнайка нашел 4 гриба (учитель показывает грибы, кладет их в корзину и на доску прикрепляет карточку с цифрой 4), а потом еще 2 гриба (показывает грибы, кладет в корзину и на доску рядом с цифрой 4 прикрепляет карточку с цифрой 2). Сколько всего грибов нашел Незнайка? (Ответ скрыт, а под цифрами 4 и 2 учитель прикрепляет карточку со знаком вопроса.)

— Такие истории в математике называют задачами. (Учитель прикрепляет табличку «Задача».) Давайте повторим задачу. Что в задаче мы знаем? (Незнайка нашел сначала 4 гриба, а потом еще 2 гриба.) Это условие задачи. (Рядом с цифрами 4 и 2 учитель прикрепляет карточку «Условие».) А о чем спрашивается в задаче? (Сколько всего грибов нашел Незнайка?) Это вопрос задачи. (На доске появляется табличка «Вопрос».) Всякая задача состоит из условия и вопроса. (Учитель проводит мелом соединительные линии от задачи к условию и вопросу.)
Теперь мы будем задачу решать. Как узнать, сколько всего грибов нашел Незнайка? (4 + 2.) Запишем этот пример и сосчитаем. (Учитель пишет на доске: 4 + 2 = 6 (г.).) Это решение задачи. (Выставляет рядом с этой записью табличку «Решение».)
Сколько же у нас получилось? (6.) Шесть грибов — это ответ задачи. (Пишет на доске 6 грибов и рядом прикрепляет табличку «Ответ».)
Так на доске появляется следующая схема:

5. Работа по учебнику. (Часть 1, с. 104—105.)
Беседа по картинке с объяснительным материалом.
Сколько тетрадей было у Маши? (3.) Сколько тетрадей у Вити? (2.) Скажите полностью условие задачи. Прочитайте вопрос задачи. Можем мы узнать, сколько тетрадей было у Маши и Вити? (Да.) Как мы это узнаем? (3 + 2.) Сколько получится? (5 тетрадей.) Ответили мы на вопрос задачи? (Да.) Скажите решение задачи. Скажите ответ.
Упр. 1, с. 104.
— Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопрос. О чем говорится в этой задаче? Что известно? Скажите полностью условие задачи. Что нужно узнать? Повторите вопрос задачи. Как узнать, сколько машин осталось в гараже? (4 – 1.) Сколько получится? (3.) Какие числа пропущены в решении задачи? (1 и 3.) Допишите решение. Скажите ответ задачи. (3 машины.) Заполните пропуски в ответе.
6. Физкультминутка.
7. Работа по учебнику. (Продолжение.)
Упр. 2, с. 104. Это задание направлено на закрепление умений выделять в задаче условие и вопрос, находить решение и формулировать ответ. При наличии времени решения этих задач желательно записать в тетради.
Упр. 3, с. 105. Это упражнение служит закреплению умений моделировать примеры в несколько действий с помощью красных и синих граней игральных кубиков. Беседа с учащимися здесь может быть построена так: «С какой точки числового отрезка начинает свой путь зеленая фишка? (С точки 1.) Запишем это число в первую клеточку (в начале примера). Какая грань кубика стоит первой в маршруте движения зеленой фишки? (Красная грань.) Сколько точек показано на этой грани? (5.) Что означает в примере красная грань с пятью точками? (Плюс 5.) Запишем число 5 во вторую клеточку примера. Назовите следующую грань в маршруте этой фишки. (Синяя грань с четырьмя точками.) Что она будет означать в примере? (Минус 4.) Запишите это число в пример. Какое число запишем в следующую пустую клеточку примера? (2.) Почему? (В маршруте движения фишки после грани, обозначающей минус 4, стоит красная грань с двумя точками, то есть плюс 2). Прочитайте полученный пример. Решите его. Сколько получилось в ответе? (4.)».
Заметим, что на этом этапе уже желательно, чтобы дети старались читать маршрут движения фишки, не называя цвет грани кубика и не указывая, сколько точек на ней обозначено (например, красная грань с пятью точками).
Лучше, если учащиеся будут характеризовать каждую грань, называя знак действия и число. Так, в первом примере это будут грани: плюс 5, минус 4, плюс 2. Поэтому вполне возможен и такой вариант беседы. «В примере, который нам нужно составить, уже указаны необходимые знаки действия. Нам остается только записать в пример недостающие числа. Их мы найдем в маршруте движения фишки. Прочитайте по порядку маршрут зеленой фишки, называя знак действия и число. (Плюс 5, минус 4, плюс 2.) Что означает число, которое будет записано первым в примере? (С какой точки фишка начала свое движение?) Где же стоит зеленая фишка? (В точке 1.) Запишите число 1 в первую клетку. Какое число нужно прибавить к 1? (Число 5.) Какое действие выполним после? (Вычитание.) Какое число будем вычитать? (4.) Запишите. Назовите следующее действие. (Сложение.) Сколько прибавим? (2.) Прочитайте пример. Решите его. Сколько получится? (4.)».
Упр. 4, с. 105. Ориентируясь на рисунок и выписав числа каждого из выделенных отрезков: 4, 5, 6 и 6, 7, 8, 9, учащиеся легко найдут их пересечение: число 6.
Упр. 5 и 6, с. 105, можно выполнить в классе при наличии времени.
8. Итог урока.

Раздел 4.
ЧИСЛА ОТ 11 ДО 20

В этом разделе учащиеся изучают нумерацию чисел второго десятка, составляют таблицу сложения в пределах 20, знакомятся с новой единицей измерения длины — дециметром, упражняются в решении задач в 2 действия.
Основным объектом познавательной деятельности учащихся на этом этапе будет способ выполнения арифметического действия (сложения и вычитания). Учащиеся должны научиться не только правильно вычислять, но и уметь осмыслить алгоритмы, которыми пользуются, попробовать найти и проанализировать другие вычислительные приемы, выявить наиболее рациональный и объяснить его.
Особое внимание уделяется случаям сложения и вычитания с переходом через десяток.
На закрепление изученных вычислительных приемов полезно давать задания, в которых предварительно следует сделать выбор, используя метод прикидки или оценку последней цифры. Например:
1. Решай примеры, у которых ответ оканчивается на 5:

old.prosv.ru

Популярное:

  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Индивидуально трудовая собственность Индивидуально трудовая собственность 3.2. Типы и формы собственности Отношения собственности в ходе исторического развития образовались в различные формы. Формы собственности отличаются друг от друга по субъектам собственности, […]
  • Налог на капитальный ремонт кто не платит Что говорит закон об оплате за капитальный ремонт, есть ли льготы пенсионерам? Компенсация взносов - сколько должны платить пенсионеры? С начала 2016 года вступил в силу Федеральный Закон № 271 «О капитальном ремонте в […]
  • Два закона кирхгофа Два закона кирхгофа Иногда их называют правилами. Они широко используются в электротехнике вместе с другими методами расчётов и позволяют решать целый ряд задач. Основное преимущество этих правил в том, что они имеют довольно […]
  • Заявление в садик электронное Запись в детский сад: как пойти в садик через электронную запись? Запись в детский сад — процедура хлопотная и малоприятная. По крайней мере, так было до недавнего времени. Современные технологии призваны облегчить жизнь простым […]
  • За сколько работодатель должен предупреждать об увольнении Увольнение по собственному желанию Увольнение по собственному желанию (другими словами, по инициативе работника) - одно из самых распространенных оснований расторжения трудового договора. Инициатива прекращения трудовых […]
  • Ликвидация предприятий способы "Закрытие фирмы или головная боль?" 04.02.2009 – Баранов В.В. Зачем нужно закрытие предприятия «Всё – пришла пора закрыть фирму!» - такая проблема рано или поздно встаёт перед каждым российским предпринимателем. Причины тому […]
  • Закон о больничном по беременности Пособие по беременности и родам в 2018 году Пособие по беременности и родам (или, как его часто называют, «декретные») является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Разберемся, кому и в […]