Правило политического поведения и воздействия на общество это

5.3. Особенности массового политического поведения

Массовое политическое поведение мы можем условно разделить на политическое поведение в организованных и стихийных формах (поведение толпы). Оба вида массового политического поведения имеют свои особенности.

Под массовым организованным политическим поведением может пониматься участие граждан в деятельности политических партий и общественных движений, где их поведение подчиняется определенным правилам, записанным в программах и уставах этих партий и движений. Это своеобразные правила игры, по которым организуется массовое политическое поведение. Но в той ее части, где правила игры не зафиксированы, поведение организованных политических групп резко отличается от стихийных выступлений. В первом виде массового политического поведения существует четкая система распределения ролей между лидерами и их последователями, функциональное распределение труда внутри самой партии или общественного объединения. Более того, здесь производится четкая иерархизация отношений между всеми членами таких формальных групп. Для таких массовых политических организаций важны взаимодействия отдельных структур между собой, специализация видов деятельности. Поддержание жизнеспособности таких типов организаций требует и специальной работы по отбору и рекрутированию новых членов, их обучению и поддержанию их сплоченности.

Эффективность деятельности подобных политических организаций базируется на ряде условий, среди которых одно из важнейших – идентификация индивида со своей группой. Принадлежность к сплоченной группе своих коллег помогает личности почувствовать сопричастность к социально значимым целям общества, самореализовать свой творческий потенциал, раскрыть себя как личность, удовлетворяя тем самым важнейшие высокостатусные человеческие потребности. Описанные закономерности касаются отношений, которые возникают не только внутри партий, но и между партиями, блоками, с одной стороны, и их электоратом – с другой.

Анализ организованного политического поведения не может обойтись без учета внутреннего климата организаций и стиля межличностных отношений в них. Стиль таких взаимоотношений определяется, как правило, лидером движения. Если последний склонен к доминированию и диктату, то и взаимоотношения будут носить четко иерархизированный, формальный характер подчинения начальнику; если же, напротив, преобладают демократические отношения с последователями, то устанавливаются равноправные взаимодействия, которые могут носить и неформальный характер. В психологической науке принято выделять авторитарный, демократический и попустительский типы климата в организации, не вкладывая в указанные термины собственно политического смысла. Однако стоит сразу оговориться, что прямой связи между, скажем, демократическими убеждениями политика и стилем его отношений со своими коллегами нет.

В отличие от организованных политических групп стихийные выступления предъявляют к своим участникам иные психологические требования. К стихийным формам политического поведения относятся как незапланированные поступки, совершаемые отдельными людьми, так и неорганизованные массовые выступления, бунты, митинги протеста и другие стихийные мероприятия, шествия и т.п.

Такое стихийное поведение обычно является массовой реакцией людей на политический кризис и нестабильность. Причины такого поведения могут быть чрезвычайно разнообразными: от тревожных слухов о повышении цен до резкого падения курса валют, от природных бедствий до шокирующих поступков со стороны элиты. К этому может быть добавлен целый ряд провоцирующих моментов: массовая усталость от политики властей, алкогольное опьянение, состояние голода и даже повышенная активность солнца. Все это вместе взятое и приводит к появлению толпы, для которой характерно преобладание иррациональных, инстинктивных чувств над осознанными и прагматическими. Именно они захлестывают человека, делают его заложником эмоций, когда он руководствуется ими, а не разумом.

Изучением толпы занимаются давно и тщательно. Одним из первых к этой теме обратился французский психолог и социолог Г. Лебон. Он впервые отметил, что в результате промышленной революции, роста городов и средств массовой коммуникации жизнь людей все более напоминает толпу. Толпа – это слепая, разрушительная, нетерпимая, всемогущая сила. Человек в ней чувствует себя анонимно, что подталкивает его к действиям более рискованным и безответственным. Эти действия могут быть героическими, но в той же мере это может быть насилие, хулиганство и вандализм. Иррациональность поступков объясняется чувством стадности, которое позволяет отдельным участникам отключать свою волю, сознание и действовать по законам толпы.

Толпа относится к одному из видов социальных групп и характеризуется своей аморфностью, однородностью структуры. В ней либо вообще нет никакого лидера, либо, если он появляется (нередко это происходит в результате самоназначения), то все члены группы делятся на две роли: лидер и его последователи. При этом власть лидера нередко бывает неограниченной, так как последователи не размышляют над тем, что сказал или что сделал их лидер, а слепо копируют его поведение.

Изучением сознания и поведения толпы занимался и основатель психоаналитической школы в политике З. Фрейд. Исходной точкой в его рассуждениях стало положение о том, что толпа – это не механическая сумма входящих в нее людей, а единое гигантское существо. Это как бы новый большой человек с множеством рук и ног, но с единой «коллективной душой». Именно она заставляет людей, входящих в толпу, думать и действовать иначе, чем они думали бы и действовали каждый по отдельности. Почему так происходит? По мнению З. Фрейда, это как раз объясняется тем, что человек анонимен в толпе, его никто не знает, а значит, исчезает публичность презентации себя и ты становишься лишь маленькой частицей в огромном организме, имя которому «толпа». Более того, чем больше численность толпы, тем больше она придает человеку ощущение непреодолимой силы. Именно поэтому он и поддается таким инстинктам, которым он никогда не дал бы волю в обычных ситуациях. Важно и то, считает З. Фрейд, что люди по своей природе восприимчивы к внушению. Они действуют в толпе как бы под гипнозом: сознательное начало у них подавляется и их действия направляются благодаря чужой воле. Таким образом, обычный человек становится в толпе варваром, отпуская на волю свой инстинкт.

Поведение толпы характеризуется рядом особенностей. Так, толпа всегда импульсивна, изменчива и раздражительна. Вместе с тем она легковерна. Для нее не существует ничего невероятного. Она может верить в любые фантастические слухи. При этом доводы разума на нее не действуют. Заметим и то, что толпа решительна в своих действиях. Не зная сомнений и колебаний, она легко переходит к крайним своим состояниям. Например, подозрение быстро превращается в неопровержимую истину, раздражение – в агрессивность. Толпа нетерпима к одним авторитетам и абсолютно доверчива к другим. «Свой» лидер представляется воплощением добра, тогда как «чужой» – абсолютным злом. Наконец, толпа нетерпелива. Она не выносит отсрочки исполнения своих желаний. «Сейчас или никогда!» – эти слова вполне могут стать лозунгом толпы.

Таким образом, человек в толпе – это не бунтарь, сбросивший все свои оковы. Скорее, это человек, предпочитающий думать и действовать, как все. Он как бы испытывает действие наркотика, составленного из анонимности, безответственности и ощущения силы.

Существуют ли абсолютно надежные средства от возникновения толпы? Видимо, нет. Конечно, разочарование и озлобленность, страх и голод способствуют ее появлению. Но беснующиеся толпы болельщиков и толпы расистов и националистов являются примерами того, что благополучные страны не застрахованы от подобных явлений. Единственное возможное в данном случае противоядие состоит в личном отказе каждого гражданина от участия в толпе, противостоянии ее гипнозу и отвратительной привлекательности. Вот почему важно знать и понимать механизм возникновения и особенности поведения толпы. Такое знание предостерегает каждого из нас и помогает сделать выбор в пользу разумного политического поведения.

scicenter.online

ФОРМЫ и виды ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Политическое поведение всегда имеет конкретного носителя. Им может быть отдельный индивид или какая-либо социальная группа, государство или блок государств, политическая партия или другая политическая организация.

О политическом поведении личности можно говорить как в связи с ее индивидуальной политической деятельностью, так и с составом различных социальных групп и политических организаций. В каждом из этих случаев политическое поведение личности приобретает свои особенности, которые чаще всего зависят от преследуемых целей, политических установок, ориентаций лич ности, применяемых методов и средств борьбы и т.д. Вместе с тем характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от внешних регуляторов (оснований). Индивиды, предпочитающие использование в политической борьбе определенных ее методов и средств, как правило, являются членами таких политических организаций (партий, движений, объединений и т.п.), которые считают и провозглашают приемлемыми для себя именно эти политические действия и акции.

Политическое поведение личности испытывает на себе влияние широкого круга социальных и политических факторов. К ним относятся такие, как политический режим общества, его правовая система, уровень культуры, социально-классовая, национальная, идеологическая, социально-демографическая, профессиональная принадлежность личности, ее место жительства (город или село). На политическом поведении личности, его особенностях непосредственно сказываются и социально-психологические факторы: интересы, установки, ценности, убеждения, настроения, эмоции личности и др. Огромной силой воздействия на выбор той или иной формы политического поведения обладает семья, ближайшее окружение индивида. Влияние названных факторов на политическое поведение личности далеко не одинаково. Одни из них воздействуют постоянно, с большой силой и непосредственно, другие обладают меньшей силой и непосредственностью влияния.

Политическое поведение подразделяется на два основных вида: «открытое», т.е. политическое действие, и «закрытое», или так называемую политическую иммобильность.

Под политическим действием понимается часть социального действия вообще; в нем выделяются объекты действия, а субъектом являются индивиды, большие и малые социальные группы, организации. Форма и характер действия зависит от типа субъекта и специфики объекта, на который оно направлено. Существенным элементом являются обстоятельства или рамки политического действия. Они образуются факторами, которые действующее лицо не может изменить, как и предотвратить их объективное изменение (если оно имеет место): общественные нормативы, обычаи и другие элементы политической культуры, тип политической организации общества.

Под политической иммобильностью имеются в виду такие разнородные состояния деятельности людей, как их выключенность из политических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития или их заорганизованностью; политическая апатия, являющаяся формой неприятия политической системы, отказом от каких-либо форм сотрудничества с ней; политический бойкот — выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.

Политическое поведение можно классифицировать как социально осмысленное (когда процесс социализации личности завершился); ценностно-ориентированное; аффектированное и традиционно обусловленное, что в значительной степени связано с завершением процесса политической самоидентификации личности и группы. Поведение, как и его конкретное воплощение — действие, может быть прямым, т.е. непосредственно направленным на объект, или косвенным (опосредованным), основанным на делегировании полномочий в разных формах и степени.

Разнообразной может быть и степень политического действия: от поведения, характеризуемого политической пассивностью, «бегством от политики», до крайнего политического радикализма. Рассматривая политическое поведение, политологи выделяют также его правомерные, отклоняющиеся и экстремистские формы.

К правомерным относятся те формы политического поведения, которые связаны с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом. Можно сказать, что это нормальное поведение.

Отклоняющееся поведение представляет собой совокупность таких действий и поступков личности, которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного, антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге, демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.); противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п.

К экстремистским формам политического поведения относятся такие, как несанкционированные или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному свержению его; агрессивный национализм; политический терроризм и др. В целом политический экстремизм придерживается крайних взглядов и методов при решении политических проблем, достижении своих политических целей.

Касаясь конкретных форм участия в политической жизни, следует отметить такие, как участие граждан в организованных формах политической жизни, т.е. их принадлежность к партиям и по литическим организациям, деятельность в выборных органах государственной власти, в особенности на разных уровнях местной власти, их участие в политических собраниях, а также в выборах. Массовым участием в политической жизни можно считать чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио и телевидения, хотя последнее — это уже другая, пассивная форма участия в политической жизни. Наконец, особой формой политического поведения является обращение к органам власти, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с предложениями об улучшении существующего положения, в том числе если такие обращения выходят за рамки личных проблем и носят характер действий, затрагивающих общественные интересы.

В ряде политических систем решаются задачи формирования политического сознания масс, их активности, включения их в структуру управления государством, воспитания у граждан чувства сопричастности к общегосударственным делам. Таким образом решается вопрос, который известен в западной политологии как проблема «политической включенности» в общественную жизнь. В то же время политическое поведение индивида предопределяется процессом политической социачизации, т.е.

МАССОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИКЕ

В большинстве случаев люди участвуют в политике, будучи соединенными не только в однородные и организованные группы, но и в случайные, временные образования. Такие образования могут представлять собой толпу на улице, участников собрания или митинга, демонстрации, аудиторию той или иной передачи, зрителей политической программы и т.п. Многие из подобных форм политической активности оказывают непосредственное влияние граждан на органы политической власти.

Политическое значение прямых действий достаточно многообразно: они выступают и как механизм давления и поддержки, форма протеста и выражения политической позиции, сплочения или, наоборот, раскола социальной группы. Их эффективность напрямую связана с массовостью, запускающей специфические механизмы поведения людей: снижение личной ответственности и самоконтроля в острые моменты политической конфронтации, склонность к подражанию, следование за лидерами или вожаками. 282

Находясь в случайных, временных образованиях, люди приобретают специфические черты массы, к которым относятся: •

статичность — люди, собранные в массу, не представляют собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов; •

разнородность состава, его межгрупповая природа — отсюда неупорядоченность отношений, границы массы размыты, а состав неустойчив; •

ситуативность — ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята; •

аморфность — отсутствие внутренней организации, структуры.

Эти свойства и прежде всего случайность образования, неоднородность состава предопределяют специфическую манеру политического поведения людей, соединенных в такие общности, — то, что очень часто выражается термином «массовидность», выражающимся в подавлении рациональности, резком преобладании чувства над разумом, ведущим к утрате личной ответственности. Чем выше уровень стихийности, тем больше роль в политическом поведении принадлежит подсознанию, эмоциям, инстинктам.

При оценке и прогнозировании характера возможного поведения массы необходимо принимать во внимание наличие двух ее основных типов.

К одному из них относится публика, формирующаяся на основе интеллектуального взаимодействия. Ее составляют, например, читатели прессы одного политического направления; слушатели теле- и радиопередач определенного плана; люди, увлеченные тем или иным занятием, видом досуга. Тип связи, складывающийся здесь, в достаточной степени случаен, но он постоянен, более или менее устойчив.

Другим типом является толпа, возникающая на основе физического взаимодействия поддерживающих между собой непосредственный контакт людей, когда они приходят на митинг; стоят в очереди длительное время; задерживаются в аэропортах и на вокзалах, на одном месте какими-либо внешними обстоятельствами. Такие же общности образуются на стадионе из числа болельщиков, из числа посетителей парков, зрелищных учреждений, при возникновении аварии, участников похоронных процессий, свадеб, демонстраций и массовых беспорядков.

У публики нет какой-либо специальной организации, она состоит из представителей различных социальных групп, повод к ее образованию бывает случайным. Но обычно она формируется на более или менее устойчивой основе, какими являются общая информация, общий интерес. Они служат опорой формирования рациональности, предсказуемости поведения.

Ярко выраженными чертами толпы являются: скученность на ограниченном пространстве, относительная длительность совместного пребывания в одном месте, отсутствие контроля над взаимодействием, что создает возможность стремительного заражения — взаимной передачи чувств между собравшимися индивидами. Массовое общение, обладая свойством психологического воздействия, влияет на поведение и деятельность участников толпы. Данное свойство общения сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия.

Но не следует заблуждаться, что толпа возникает всегда только случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или умышленно создается. В этих случаях используются несколько иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, блокирование общественного транспорта.

Динамика психологии в толпе такова, что способствует понижению уровня рациональности поведения. Это ведет к понижению уровня критичности, самостоятельности в суждениях и действиях, и люди все в большей мере поддаются эмоциональному влиянию. Основным средством психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: крик, свист, призывы, междометия, например типичный крик «Наших бьют!».

Толпа не имеет устойчивых факторов общности, что практически блокирует способность отклика на связную, логическую аргументацию. Исходя из этого, Г. Лебон в книге «Психология народов и масс» писал, что «толпами нельзя руководить посредством правил, основанных на чисто теоретической справедливости, а надо отыскивать то, что может произвести на нее впечатление и увлечь ее».

Поэтому регуляция поведения масс должна в полной мере учитывать коллективную природу политического поведения, такую их особенность, как многочисленность, взаимодействие рациональных и иррациональных моментов, значительная зависимость от состояния и динамики коллективной психологии.

К числу факторов, степень влияния которых на политическое поведение массы практически всегда является очень большим, необходимо отнести следующие. Во-первых, роль лидера, руководителя, вожака и характер оказываемого ими влияния на массового участника политического процесса. Во-вторых, это характер аргументации, призыва, обращенного к массовому участнику. При этом на участников массовых собраний оказывает влияние не только информационное или рациональное значение речевых сообщений, но также иррациональные, непонятные для них начала, воспринятые как святыня. В-третьих, в ходе развертывания политического процесса возникает необходимость институализации политического поведения, по крайней мере, форм его организации.

И все же регуляция политического поведения масс дело весьма сложное. Трудность эта заключается прежде всего в психологизации поведения людей, соединенных в массу. Они в таком состоянии просто не могут воспринять, а тем более подчиниться сложно организованным рациональным импульсам в управлении такого рода общностью. Вместе с тем существует огромное число фактов, политических событий и процессов, в ходе которых масса, участвуя в выборах, движениях за мир или сохранение окружающей среды, показывает способность принятия верных решений и их стойкой защиты.

lib.sale

Правило политического поведения и воздействия на общество это

§ 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Только ли в словах проявляется отношение человека к политике ? Где проходит граница допустимого поведения в политической деятельности ?

Участие в политической жизни, охарактеризованное в учебнике для 10 класса, может быть рассмотрено и с точки зрения отношения человека к политике, к участвующим в ней людям, к самому себе. Внешним проявлением этого отношения является поведение человека, которое может оцениваться с позиций нравственности и права.

Представим себе политическое собрание, все участники которого заняты одной и той же деятельностью, но при этом ведут себя по-разному. Одни внимательно слушают выступающих, мысленно соглашаются или не соглашают172 ся с ними. Другие перебивают говорящего выкриками, ть» или «затопать» неугодного оратора.

Первые соблюдают нормы, регулирующие политическую деятельность, вторые отклоняются от них, демонстрируя образцы отклоняющегося поведения.

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Политическое поведение — это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызванных эмоциональным состоянием индивида. В поступках наиболее отчетливо выступают ценностные аспекты политического поведения. В реальном политическом поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. Поведение может варьироваться по степени интенсивности от корректных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательности, словесных оскорблений, даже до применения физической силы.

Сосредоточим внимание на одном из субъектов политической деятельности — на личности. Человек в сфере политики взаимодействует с другими людьми, с политическими организациями, государственными органами и т. п. Его отношения с ними могут быть отношениями поддержки, сотрудничества, союза или, напротив, противостояния, противоборства, политического соперничества. Эти отношения определяются интересами участников, их совпадением или противоположностью.

Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов и ценностей личности. Поскольку политические интересы отражают положение в обществе различных групп населения, представители этих групп, как правило, нацелены на реализацию этих интересов через политику. С этой точки зрения политическое поведение мелких предпринимателей может отличаться от поведения, например, служащих государственного аппарата.

Не менее важными являются ценности, разделяемые той или иной группой населения. Утверждение в сознании людей демократических ценностей во многом определяет и их ориентацию на демократические партии и на демократические, правовые формы политического поведения.

Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, ее действия и бездействие.

Участие в политической демонстрации — это возможное политическое действие. Неучастие в выборах — это тоже возможный вариант политического поведения, имеющего форму бездействия. Бездействие в данном случае тоже является поступком, который может иметь те или иные последствия для развития политической ситуации. Участие в выборах, манифестациях, митингах с точки зрения публичности поступков относят к открытым формамполитического поведения, а политическую пассивность, стремление уйти от политической жизни — к закрытым формам.

С точки зрения преемственности формы политического поведения делятся на традиционные (соответствующие устоявшимся политическим представлениям, менталитету, типичные для данной политической культуры) иинновационные (создающие новые образцы политического поведения, порождающие новые черты политических отношений).

По своей целевой направленности политическое поведение может бытьконструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым.Индивидуальное политическое поведение — это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведенияявляются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а еще больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Если многообразные формы политического поведения представляют собой проявление активности всех субъектов политики, то, говоря о политическом участии, мы имеем в виду только политическое поведение личности. Политическое участие, как показано в курсе обществознания для 10 класса,— это действия гражданина с целью повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров.

Поскольку наиболее массовой формой политического участия являются выборы, особое внимание исследователей привлекает именноэлекторальное поведение граждан: за кого и почему голосуют представители тех или иных слоев населения, каковы причины неучастия в выборах части граждан?

Электоральное поведение зависит от ряда факторов. В странах, где давно сложилась партийная система, связи избирателей с определенными партиями довольно устойчивы. От выборов к выборам они голосуют за партию, которую традиционно считают «своей». Значительная часть избирателей голосует за тех кандидатов и за те партии, которые предлагают наиболее приемлемое для них решение существующих проблем. Наконец, имеет место индивидуальная и групповая приверженность к определенным кадидатам. В этом случае голосуют не столько за программу, сколько за кандидата, исходя из положительной оценки того, что он уже сделал или собирается сделать.

Названные факторы взаимодействуют между собой, подчас противоречат один другому, а иногда накладываются друг на друга.

Вернемся к вопросу об участии или неучастии в выборах. К примеру, в США более или менее регулярно на выборах всех уровней голосуют от 25 до 35% взрослого населения; еще 30—40% голосуют очень редко или никогда не приходят на избирательный участок; от 3 до 7% избирателей совершенно не интересуются политикой. Есть страны, где голосуют до 95% избирателей. Как вы знаете, уклонение от участия в выборах называется абсентеизмом (от латинского слова, буквально означающего «отсутствующий») . Абсентеизм может иметь серьезные последствия: если количество голосующих будет ниже
определенной нормы (скажем, 50 или 25% от состава избирателей), то выборы будут признаны несостоявшимися. А это может парализовать важнейшие звенья политической системы. Поэтому в демократических государствах большую роль играют средства массовой информации, дающие гражданам возможность получить сведения о политике и различных политических силах, содействующие преодолению равнодушия, политической апатии.

С точки зрения соответствия господствующим нормам выделяютнормативные (соответствующие законам, требованиям политической морали) и отклоняющиеся (нарушающие правовые и моральные нормы) формы политического поведения.

Говорят и о патологических формах политического поведения. Их проявлениями могут быть крайние аффективные состояния, постоянная потребность во вражде, агрессии, антагонизме, состояния паники, маниакальные политические предубеждения и т. п. Признаком патологии политического поведения является его несоответствие требованиям ситуации или установкам личности. Так, при возникновении пугающей ситуации масса людей испытывает потрясение, страх и, вместо того чтобы организованно противостоять угрозе, впадает в панику, пытается спастись, предпринимая беспорядочные действия, создавая хаос и тем самым усугубляя опасные последствия случившегося.

В структуре политического поведения выделяютсяпротестные формы. Политический протест — это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме. Такой формой нередко становятся митинги,демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки. Они, как правило, объясняются состоянием недовольства, вызываемым расхождением между реальным и ожидаемым положением, к которому стремится субъект.

Политическая жизнь 90-х гг. XX в. продемонстрировала иэкстремальные (крайние) формы политического поведения. Экстремизм (от лат. extremus — крайний) — это приверженность в политике к крайним взглядам и мерам, правовой нигилизм, поведение, преступающее правовые и моральные нормы. За последние десятилетия мир был свидетелем множества проявлений правого и левого политического экстремизма. Например, случаи публичного самосожжения активистов политических движений, стремящихся привлечь таким образом внимание к своим требованиям. Или захват заложников с целью получения выкупа, который используется для финансирования деятельности своей группы. Подобные формы политического поведения возникают под влиянием экстремистских организаций, стремящихся спровоцировать массовые беспорядки. Их воздействию подвержены случайные, временные скопления людей: участники собраний или митингов, демонстраций, толпа на улице.

В политизированной толпе вероятны проявленияаффективного, бессознательного поведения. Аффективное (от лат. affectus — душевное волнение) поведение проявляется в бурно протекающей реакции субъекта на сильный внешний раздражитель, при которой сознательный контроль человека над своими действиями вытесняется частично или полностью. Французский ученый Г. Лебон (1841 —1931) писал: «. становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней лестницы цивилизации. В изолированном положении он, может быть, был бы культурным человеком; в толпе — это варвар, т. е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепость, но также и к энтузиазму и героизму, свойственному первобытному человеку». Для толпы характерны нетерпимость, импульсивность, раздражительность, податливость внушению, односторонность чувств и изменчивость. Ответственность человека за свои поступки как бы растворяется в эмоциях толпы. Толпа таит в себе опасность аффективного поведения, агрессивности, массовых беспорядков, насилия.

К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Политический терроризм — систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное — запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляет себя в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать все общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений. Парламентская ассамблея Совета Европы заявила, что цель политического терроризма «заключается в подрыве демократии и парламентских институтов. Терроризм представляет собой серьезную угрозу демократическому обществу, разрушая его моральную и социальную ткань».

Исследователи современного терроризма усматривают ряд причин, порождающих его. Среди них: неравномерное распределение ресурсов, доходов и богатства внутри отдельных стран и между странами; обострение проблемы бедности; концентрация населения в городах, создающая опасность их перенаселения и деградации; усиление конфронтации между этническими группами и культурными слоями, приводящее к росту агрессивного поведения, к пренебрежению законами и усвоению маргинальной частью населения преступного опыта; сопротивление глобализации, стремление к сохранению национальной (религиозной) самобытности.

Членами террористических организаций, как правило, становятся представители маргинальных слоев, отвергающие нормы культуры и следующие нормам контркультуры насилия. Принадлежность к социальной, национальной, религиозной группе воспринимается как высшая ценность при резком снижении ценности других групп. Для таких людей характерна озлобленность, нетерпимость, восприятие окружающего мира как враждебного, слепое следование предписаниям организации. Все террористы с презрением относятся к человеческой жизни, готовы ради достижения высокой, с их точки зрения, цели жертвовать жизнями ни в чем не повинных людей. Террористы-камикадзе (самоубийцы) сами готовы идти на смерть, рассматривая ее как выполнение особой миссии, приносящей им признание среди своих и открывающей путь в рай.

Члены террористических групп характеризуются высоким уровнем агрессии. Объектом их нападения становятся политические деятели, пассажиры самолетов, автобусов, поездов метро и железных дорог, покупатели в крупных магазинах. Похищения, угрозы и шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий и организаций, захват заложников — все это методы терроризма.

Политический терроризм в конце XX в. принял международный характер. В его руках современные технические средства вплоть до оружия массового поражения. Задача борьбы с терроризмом стоит перед отдельными государствами и всем мировым сообществом. Это одна из глобальных проблем современности.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Политическое поведение людей, как и любое другое, регулируется обществом и государством в различных формах.

Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия. Террор, организация массовых беспорядков и т. п. относятся к числу преступных действий и влекут за собой уголовную ответственность.

Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.

В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.

В-четвертых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.

В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их норм, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъектов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.

1 Участие в политической жизни требует взаимодействия с другими субъектами политического процесса . Для этого нужно понимать и правильно оценивать их политическое поведение . А главное — строить свое собственное поведение в соответствии с принципами и эталонами демократического общества .

2 Политический экстремизм играет в политике деструктивную роль . Между тем политические экстремисты, экстремистские организации нередко делают ставку на молодежь , рассчитывая на ее неопытность , присущую ей высокую активность и подвижность . Четкое понимание опасности политического экстремизма не позволит вам стать орудиемв руках деятелей и организаций , добивающихся своих целей незаконными методами .

З В политике нельзя поддаваться эмоциям . Необходим серьезный анализ политической обстановки , осознанное целеполагание и рациональный выбор средст в достижения цели . Политическое поведение не должно выходить за границы, обозначенные политическими и правовыми нормами . Не следует забывать и о нормах морали .

ДОКУМЕНТ

Из книги американского политолога М. Паренти «Демократия для немногих» .

Утверждают, что поскольку избегающие голосования в большинстве принадлежат к менее образованным и социально активным слоям населения, то даже лучше, что они не используют свое право голоса. Так как они легче поддаются предубеждениям и демагогии, их активизация представляла бы потенциальную угрозу нашей демократической системе.

За подобными аргументами проглядывает сомнительная посылка, что, мол, лучше образованные и высокооплачиваемые граждане, принимающие участие в голосовании, мыслят более рационально и менее подвержены узкому эгоизму и расовым и классовым предубеждениям. Это мнение, которое уже само по себе — ласкающий душу предрассудок, представители высшего и среднего классов составили о себе сами и себе в утешение.

Некоторые авторы доказывают, что невысокая активность избирателей — это признак «политики счастья»: люди безразличны к голосованию именно потому, что их вполне устраивает сложившееся положение дел.

Безусловно, найдутся люди, совершенно равнодушные к политическим проблемам, — даже если эти проблемы непосредственно касаются их жизни. Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворенным, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где бнаруживается необычайная концентрация социально обездоленных людей. «Политика счастья», как правило, не что иное, как ширма для политики разочарования. То, что принимается за апатию, на деле вполне, может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но понятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1.Как оценивает автор неучастие граждан в выборах? В чем он видит главную причину неучастия в них?
2. Можно ли высказанные автором суждения применить по отношению к поведению российских избирателей? Как вы думаете, каковы причины и последствия пассивности части граждан России на выборах?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что называется политическим поведением? Как различаются его формы? Приведите примеры .
2 . Каковы мотивы политического поведения ?
3. В каких случаях имеет место протестное поведение ?
4 . Чем характеризуется электоральное поведение ?
5. Объясните , чем опасно экстремистское поведение.
6. Каковы возможности регулирования политического поведения ?

ЗАДАНИЯ

1. Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в 2001—200 3 гг. сопровождались столкновениями с полицией ;
он и оставили после себя разбитые витрины магазинов , перевернутые и сожженные автомашины, груды мусора . Как оценить политическое поведение участников этого движения ?

2. Сопоставьте с приведенным в тексте параграфа высказыванием Г . Лебона следующую характеристику толпы , данную Л. Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники народного смысла , толпа есть соединение хотя бы и хороших людей , но соприкасающихся только животными , гнусными сторонами и выражающее только слабости и жестокость человеческой природы» . Что общего в рассмотренных характеристиках толпы? Чем они различаются ?

3. На выборах в Государственную Думу 7 декабр я 200 3 г. явка избирателей составила 55,75% от числа включенных в списки . Как вы думаете , в чем заключаются причины неучастия значительной части российских избирателей в выборах ? Дайте свою оценку политического поведения тех, кто не захотел голосовать.

4. В феврале 200 4 г . Государственная Дума приняла решение о введении пожизненного заключения за терроризм . Чем объяснить введение за терроризм высше й меры наказания ? Дайте оценку этого решения .

«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют».
Дж. Д. Натан (1882—1958), американский критик

Обществознание : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. . — М. : Просвещение, 2006. — 349 с.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию, задачи и ответы школьнику онлайн, курсы учителю по обществознанию скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

edufuture.biz

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Пособие по хиромантии для начинающих Обсуждения КНИГИ ПО ХИРОМАНТИИ 15 сообщений Законы научного чтения руки___________________________ Автор: Вильям БенхамПереводчик: С. ВойцеховГод выпуска: 1998 г.___________________________ Книга представляет собой полноценный […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Приказ мчс по службе Приказ МЧС России от 6 июля 2017 г. № 285 “Об утверждении примерной формы контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы” (не вступил в силу) В соответствии с частью 8 […]