Предпосылки ликвидации

Предпосылки ликвидации

42. ПРЕДПОСЫЛКИ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 г., ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Крестьянский вопрос в середине XIX в. стал первостепенной социально-политической проблемой в стране:

1) крепостное право тормозило процесс промышленного развития России;

2) крепостное право препятствовало преодолению военно-технической отсталости страны;

3) мешал складыванию рынка свободной рабочей силы;

4) не способствовал повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

После поражения России в Крымской войне, которое показало значительное отставание страны от уровня развития передовых европейских государств, стала еще очевиднее необходимость реформ для приведения экономической и социально-политической системы в соответствие с потребностями времени.

О необходимости отмены крепостного права заявляла передовая российская общественность (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, декабристы, славянофилы и западники и др.). Всю первую половину XIX в. этот вопрос обсуждался и в правительственных кругах. Но даже попытки лишь смягчить крепостное право вызывали сопротивление помещиков.

После 1856 г. критика самодержавно-крепостнической системы усилилась.

В данных обстоятельствах новый император Александр II (1855–1881) вынужден был начать процесс реформирования земельных отношений.

В 1857 г. был создан Секретный комитет, который начал разрабатывать план освобождения крестьян. В 1858 г. он был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его члены должны были выработать общую правительственную линию по вопросу освобождения крестьян. В 1859 г. при Главном комитете под председательством Я.И. Ростовцева были учреждены редакционные комиссии для рассмотрения проектов, которые были подготовлены губернскими комитетами, и для разработки проекта закона об отмене крепостного права. Представленные варианты проектов реформы в 1860 г. поступили в Главный комитет, где были детально изучены.

19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права.

1. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права.

2. Положения регулировали вопросы наделения крестьян землей.

3. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел, но за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз.

4. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.

5. До выкупа земли крестьяне продолжали считаться временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности – барщину и оброк.

Выход крестьян из крепостной зависимости обострил проблему малоземелья, наделы многих крестьян были очень малы, что препятствовало развитию сельского хозяйства.

Большая часть дворян, которые привыкли паразитировать на труде крепостных, не смогла использовать деньги, полученные в качестве выкупа, на развитие своего хозяйства. Дворяне зачастую продавали земли, проматывали деньги.

Но, несмотря на ограниченный характер, крестьянская реформа имела большое значение. Она дала простор развитию капитализма в России.

www.e-reading.club

НАТО: предпосылки к ликвидации

4 апреля 1949 года был создан НАТО. Его целью которого ставилось «отражение советской угрозы». По словам первого генсекретаря альянса Исмэя Гастингса, данная организация должна «…удерживать русских в стороне, американцев — внутри, а немцев — под».

Впоследствии формулировка целей менялась, но суть оставалась одна: сохранить военную гегемонию США, ведь политики и военные этой страны и были основоположниками создания НАТО. С годами реализация поставленных задач становилась все более сложной, и современные главы альянса в большей степени ведомы своими страхами, нежели формированием новых планов и перспектив.

В 2010 году были поставлены три задачи: общая оборона, регулирование кризиса и сохранение безопасности посредством сотрудничества. Но в 2015 году альянс возвращается к истокам и ставит главной целью борьбу с угрозой теперь уже со стороны России. РФ в свою очередь не придерживается агрессивной политики, но надо американцам как-то оправдывать существование и огромное финансирование НАТО.

К тому же боевая мощь России становится все более инновационной, с каждым годом занимая все более высокое положение на рынке вооружения. Поэтому со стороны альянса проводится все больше провокаций вроде учений в странах, имеющих границы с РФ. Литва, Латвия и Эстония становятся полигонами и подушками безопасности для НАТО.

Сейчас западные вояки все чаще делятся своими опасениями касательно политики НАТО и развития вооружения России. Недавно бывший генерал НАТО Филипп Бридлав заявил по этому поводу следующее: «Ни один «натовский» генерал, проснувшись утром, точно не скажет, что он хочет вступить в войну с Россией».

Одним из самых ужасных страхов НАТО, по данным National Interest, является «вооруженный до зубов Калининград». Там расположены ракетные комплексы «Искандер-М», которые в случае надобности могут нанести точечные удары по военно-морским польским и прибалтийским объектам.

Альянс же в свою очередь не сможет противостоять этим ударам, а, если РФ задействует еще и ВКС, в частности, ракеты Х-55 и Х-10, то любая цель в Польше будет достигнута, ведь о количестве единиц данной российской военной техники ничего не известно.

И это не говоря о морском вооружении России, которое базируется в Калининграде: корабли проекта с установкой на восемь ракет «Калибр», которые хорошо себя показали в Сирии, а также подводные лодки, миноносец, корабли типа «Неустрашимый», корветы, малые ракетные корабли и так далее.

Поэтому размещение вооружения и войск НАТО в приграничных к РФ странах (Польша, Литва) не увенчались успехом. Никто не сможет противостоять калининградскому комбо в случае вооруженного конфликта.

И это не говоря о других приграничных областях. Например, в Псковской и Ленинградской областях дислоцируются несколько бригад специального назначения, в том числе ракетная и противовоздушная. Есть также и базы военно-воздушных сил, в каждой из которой размещается несколько десятков боевых самолетов.

Еще одним страхом НАТО являются Иран, Северная Корея и Китай. Терроризм же называется угрозой как бы между прочим. Действительно, зачем бояться боевиков, если они взращиваются Западом…

Иран и Китай не устраиваются альянс дружбой с Россией. Так что по итогу получается, что мощь РФ и умение нашей страны сотрудничать с другими – главный страх НАТО. Но соль в том, что наша страна не собиралась нападать на натовские войска, мы наращиваем военный потенциал для защиты, а не с целью нападения.

Так что по итогу получается, в альянсе придумали угрозу, чтобы оправдать размещение своих войск в других странах. Но это не стало панацеей и пришел страх, поглотивший даже самых опытных вояк НАТО.

Добавляет огонька и то, что европейские политики больше не хотят подчиняться США и платить по 2% от ВВП для поддержания альянса в «рабочем» состоянии. В ЕС решили создать свой аналог НАТО, а это значит, что существующая организация вскоре перестанет существовать за ненадобностью, бессмысленностью и отсутствием в ней участников. Что ж, гудбай, НАТО!

Автор: Людмила Корсунова

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

novorosinform.org

Какие бывают причины ликвидации ООО

Ликвидация организации – ответственное решение, которое приводит к прекращению деятельности компании. Оно приводит к наступлению определенных последствий.

Выделяют различные причины ликвидации ООО. Это связано с возможностью компании продолжать свою деятельность и исполнять обязанности по кредитным соглашениям.

В каких случаях может наступить ликвидация компании?

Схемы ухода

Выделяют различные причины ликвидации ООО:

  • Учредители имеют право запустить ликвидацию, не озвучивая причины своих действий. Но наиболее частой причиной становится утрата возможности дальнейшей деятельности компании, так как она прекращает получать прибыль.
  • Даже при нулевом балансе фирма обязана оплачивать налоги, вести документооборот и оплачивать заработные платы. Поэтому часто компании закрывают по этой причине.
  • В этом случае требуется решение суда. Речь может идти о нарушении законодательства в процессе организации компании или при осуществлении их деятельности.
  • Выделяют специальные законы, которые устанавливают основания, по которым компанию можно ликвидировать в принудительном порядке.
  • Ликвидация по данному основанию производится, если предприятие не может расплатиться со своими кредиторами. При этом она не может исполнить обязательства не только в добровольном, но и принудительном порядке.
  • Назначается управляющий, который действует под строгим контролем арбитражного суда. Когда фирма будет признана банкротом, ее исключат из реестра юридических лиц и включат в другой реестр.

Компанию признают ликвидированной в тех ситуациях, когда она исключается из реестра путем слияния, преобразования или разделения. Все эти действия приводят к тому, что предприятие прекращает действие, как отдельное юридическое лицо. Но в отличие от стандартной ситуации, права и обязанности компании переходят к правопреемнику.

Возможные предпосылки

Существует множество предпосылок для ликвидации компании. К ней может приводить не только материальный, но и организационный факторы.

Выделяют две большие группы для ликвидации:

  • низкая эффективность или убыточность предприятия;
  • неразрешимые противоречия между учредителями;
  • реорганизация компании;
  • отказ от осуществления конкретного вида коммерческой деятельности;
  • истечение срока лицензии, аренды и временного интервала, на который компанию создавали.

Обратите внимание! Если ликвидация проводится добровольно, в качестве основания для прекращения деятельности компании может выступать только совместное решение учредителей.

  • нарушение закона в момент создания компании;
  • ведение запрещенной законом деятельности;
  • ведение деятельности без необходимых документов, таких как патенты, лицензии и соответствующие разрешения.

Если ликвидация производится в принудительном порядке, решение может быть принято только судом.

Дополнительные факторы

Помимо специфических причин, которые использует в своей деятельности налоговая полиция, выделяют и некоторые другие. Они приводят к тому, что фирма закроется в недалеком будущем.

Среди них выделяют следующие причины:

Также к ним можно отнести намеренное уклонение от текущих налоговых платежей. Если фирма в течение долгого времени не вела деятельность по лицензии, которая признается основной для нее. В этом случае суд пресечет дальнейшее существование предприятия.

В некоторых случаях достаточно одного серьезного правонарушения, чтобы правоохранительные органы запустили процедуру банкротства. Но обычно такие нарушения являются систематическими. А суд часто выступает на стороне кредиторов, налоговых органов или прокуратуры.

От чего зависят причины ликвидации ООО

Критерии решений

Важно, чтобы было вынесено грамотное решение о прекращении деятельности компании. Это поможет избежать наступления уголовной, административной или гражданской ответственности.

Как связаны ликвидация кредитных организаций и Банк России — мы расскажем.

Ликвидация компании начинается в соответствии с критериями, которые побуждают к этому шагу. Во многом именно побудившие причины приводят к окончательному шагу.

Если организация ликвидируется по решению учредителей, обычно используются следующие критерии:

  • истечение срока, на который учредители создавали ООО;
  • достижение основной цели, которую учредители ставили при создании организации;
  • учредители могут ликвидировать компанию и по другими причинам, если соблюден установленный порядок процедуры.

Решение о добровольной ликвидации принимается на основе протокола собрания всех учредителей. При ликвидации филиала также издается приказ, в котором должны присутствовать основания, сроки и порядок ликвидации. Указывается и состав ликвидационной комиссии.

Что касается критериев принудительной ликвидации, они могут быть следующими:

  • признание судом недействительности процедуры регистрации, если были допущены существенные нарушения, носящие неустранимый характер;
  • если деятельность осуществляется без лицензии, когда она необходима;
  • если деятельность осуществляется в нарушение закона, чему служит постоянное возникновение неисправностей в работе.

Обратите внимание! Ликвидация осуществляется в определенном порядке, который предусмотрен в законодательстве. Окончательной целью ликвидации является исключение фирмы из реестра.

Прочие основания

Существует ряд прочих оснований, когда судья может ликвидировать компанию.

Для этого выделяют следующие основания:

  • Если есть отказ фирмы принять решение о закрытии предприятия самостоятельно, когда цель ее существования достигнута или истек установленный срок ее действия.
  • Если постоянно осуществляется деятельность, противоречащая уставу компании.
  • Если прибыль занижается регулярно.
  • Если осуществляется деятельность, полностью противоречащая учредительным документам.
  • Если существует задолженность перед государственным бюджетом на протяжении более полугода.
  • Если обязательная отчетность не предоставляется регулярно.
  • Если регулярно нарушаются права сотрудников и клиентов.
  • Если нарушаются сроки и порядок формирования минимального уставного капитала. При этом размер чистых активов ниже установленной суммы в течение нескольких отчетных периодов. Минимальный размер для ООО составляет 10 тысяч рублей.

Если по решению регистрирующего органа назначена регистрации ООО, в течение месяца берется письменная расписка об устранении нарушения.

Если нарушение не будет устранено в течение 2-х месяцев, регистрирующий орган может в течение 10 дней принять решение о ликвидации. Но у юридического лица остается право на обжалование данного решения через судебный орган.

Инициатива налоговой

В некоторых ситуациях ликвидация предприятия производится по инициативе налоговой службы. Если у компании нет возможности исправить свое финансовое затруднение, а сокращение расходов ни к чему не приводит, налоговая может инициировать процедуру ликвидации. Почему становится возможной подобная ситуация?

Если ликвидация произошла по инициативе налоговой службы, кредиторы могут оспаривать подобное решение. Считается, что предприятие намерено прошло данную процедуру, чтобы не вносить платежи по своим долгам. В этом случае стоит предварительно проконсультироваться у юриста и финансиста.

Если процедуру банкротства инициирует налоговый орган, она всегда носит принудительный характер. На это должно быть соответствующее решение суда.

Ликвидация осуществляется, если нарушения носят систематический, грубый и неисправимый характер. Если же есть возможность исправить нарушения, ликвидация может не состояться.

Часто причиной для банкротства выступают декларации, в которых на протяжении нескольких лет подряд присутствуют отрицательные показания активов предприятия

Принудительно

Принудительная процедура осуществляется на основе п. 2 ст. 61 ГК РФ. Если доказаны грубые и неоднократные нарушения со стороны организации, арбитражный суд должен установить, какие конкретные нарушения были допущены.

В качестве подобных нарушений может называться не предоставление отчетности о своей деятельности, сведений и документов об уплате и исчислении налогов.

При рассмотрении иска может подаваться предложение запретить компании распоряжаться имеющимися на счетах средствами до принятия решения.

Если число участников ООО составляет более 50 человек, необходимо преобразовать компанию в производственный кооператив или акционерное общество в течение года. В противном случае компания будет ликвидирована по решению суда.

Читайте также, можно ли отменить ликвидацию фонда.

Отсюда вы сможете узнать, как составить реестр кредиторов при ликвидации.

Таким образом, для решения о ликвидации необходимо доказать, что нарушения имеют место и носят грубый или регулярный характер.

calculator-ipoteki.ru

Соколов: есть предпосылки для возобновления авиасообщения с Египтом до конца года

Соколов: есть предпосылки для возобновления авиасообщения с Египтом до конца года

Министр транспорта РФ рассказал журналистам, что Египет выразил готовность подписать протокол, необходимый для возобновления авиасообщения с Россией.

Максим Соколов, министр транспорта РФ: «Для открытия воздушного сообщения по любому из направлений — в первую очередь, каирскому, поскольку этот аэропорт сегодня уже дополнительно проверен специальной группой экспертов в области авиационной транспортной безопасности, которая проводила этот анализ в конце июля, — необходимо подписание соответствующего протокола с египетской стороной, в чем они тоже выразили готовность, и внесение изменений в указ президента».

По словам Соколова, предпосылки для возобновления авиасообщения между РФ и Египтом в этом году есть, цитирует ТАСС.

Максим Соколов: «Пройдены все внутригосударственные процедуры, и проект протокола считается согласованным и готовым для подписания с египетской стороной. Мы ждем ответного шага от наших коллег».

Напомним, А321 «Когалымавиа», летевший из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на Синайском полуострове утром 31 октября 2015 года. На борту лайнера находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа, никто не выжил. ФСБ квалифицировала случившееся как теракт. В ноябре 2015 года Россия объявила о временном прекращении авиасообщения с Египтом, которое не восстановлено до сих пор.

www.ntv.ru

Предпосылки отмены крепостного права в России

Предпосылки реформы

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями (природой) российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.

Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее в разряд отсталых государств. В конце XVIII — середине XIX в. российская общественность постоянно обсуждала проблему освобождения крестьян. Об этом говорили некоторые депутаты Уложенной комиссии 1767—1768 гг. (И. Чупров, Ф. Полежаев, А. Д. Маслов, г. Коробьин), просветители (Н. И. Новиков, С. Е. Десницкий), А. Н. Радищев, первые русские революционеры (декабристы), либералы (славянофилы и западники), все радикально настроенные общественные деятели.

Создавались различные проекты, вызванные в основном морально-этическими соображениями.

Даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания необходимости решения крестьянского вопроса (вспомним проекты М. М. Сперанского, Н. Н. Новосильцева, деятельность Секретных комитетов по крестьянскому делу, указ об обязанных крестьянах 1842 г. и особенно реформу государственных крестьян 1837—1841 гг.). Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников.

К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы, созрели окончательно. Прежде всего она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков.

Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. В целом антикрепостнические народные выступления в первой половине XIX в. были довольно слабыми. В условиях полицейско-бюрократической системы, созданной при Николае I, они не могли вылиться в широкие крестьянские движения, потрясавшие Россию в XVII—XVIII вв. В середине XIX в. недовольство крестьян своим положением выражалось в разных формах: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побеги (особенно в годы Крымской войны), поджоги помещичьих имений и др. Участились волнения в районах с нерусским населением. В 1857 г. в Грузии восстали 10 тыс. крестьян.

Народное движение не могло не влиять на позицию правительства. Император Николай I в речи на заседании Государственного совета весной 1842 г. с горечью был вынужден признать: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным». В этом высказывании содержится вся суть николаевской внутренней политики. С одной стороны, понимание несовершенства существующей системы, а с другой — справедливая боязнь, что подрыв одного из устоев может привести к ее полному краху.

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

После 1856 г. в общественном мнении окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права. Эту идею открыто высказывали не только радикалы и либералы, но и консервативные деятели. Ярким примером служит изменение политических взглядов М. П. Погодина, который в 40-е годы был рупором консерватизма, а после Крымской войны выступил с решительной критикой самодержавно-крепостнической системы и потребовал ее реформирования. В либеральных кругах разрабатывались многочисленные записки о ненормальности, аморальности и экономической невыгодности крепостного состояния крестьян. Наибольшую известность приобрела «Записка об освобождении крестьян», составленная юристом и историком К. Д. Кавелиным. Он писал: «Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития России». Его план предусматривал сохранение помещичьей собственности на землю, передачу крестьянам небольших наделов, «справедливое» вознаграждение помещиков за потерю рабочих рук и предоставленную народу землю. К безоговорочному освобождению крестьян призывали А. И. Герцен в «Колоколе», Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в журнале «Современник». Публицистические выступления представителей разных общественно-политических направлений во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками.

Император Александр II (1855—1881)

Старший сын Николая I вступил на российский престол 19 февраля 1855 г. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. В детстве он получил прекрасное воспитание и образование. Его наставником был поэт В. А. Жуковский. Составленный им «План учения» цесаревича был нацелен на «образование для добродетели». Нравственные принципы, заложенные В. А. Жуковским, значительно повлияли на формирование личности будущего царя. Как и все российские императоры, Александр с юных лет приобщался к военной службе и в 26 лет стал «полным генералом». Путешествия по России и Европе способствовали расширению кругозора наследника. Привлекая цесаревича к решению государственных вопросов, Николай ввел его в Государственный совет и Комитет министров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу. Таким образом, 36-летний император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошел как царь «Освободитель».

По словам умиравшего Николая I, Александр II получил «команду не в добром порядке». Исход Крымской войны был ясен — Россия шла к поражению. Общество, недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские волнения. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не заставить нового хозяина Зимнего дворца задуматься о направлении своей внутренней политики.

Подготовка реформы

Впервые о необходимости освобождения крестьян император заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу», означала, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования государства. Среди них были члены императорской фамилии (младший брат Александра великий князь Константин Николаевич, тетка царя великая княгиня Елена Павловна), а также некоторые представители высшей бюрократии (министр внутренних дел С. С. Ланской, исполняющий должность товарища министра внутренних дел Н. А. Милютин, генерал-адъютант, граф Я. И. Ростовцев), общественные деятели (князь В. А. Черкасский, Ю. Ф. Самарин), сыгравшие выдающуюся роль в подготовке и проведении реформы.

Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в традиционном для России Секретном комитете, созданном в 1857 г. «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Однако недовольство дворянства, обеспокоенного слухами о возможной отмене крепостного права, и медлительность Секретного комитета привели Александра II к мысли о необходимости учреждения нового органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях большей гласности. Он поручил другу детских лет и генерал-губернатору В. И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского Дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. последовал указ (рескрипт В. И. Назимову) о создании губернских комитетов «по Улучшению быта помещичьих крестьян». Вскоре и другие генерал-губернаторы получили аналогичные распоряжения.

Рескрипт В. И. Назимову считается началом официальной и открытой истории подготовки крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу.

Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Переименование означало решительное изменение характера деятельности комитета — она перестала быть тайной, Правительство разрешило обсуждение проектов реформы и, более того, предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса. Отдавая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их заняться этим вопросом, а с другой — предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующего класса. Крестьяне от обсуждения проекта реформы были отстранены, так как в губернских комитетах участвовали только дворяне.

В марте 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии (председатель — Я. И. Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.

В поступающих с мест проектах размеры крестьянских наделов и повинностей зависели от плодородия почвы. В черноземных районах помещики были заинтересованы в сохранении земли и поэтому были против предоставления ее крестьянам. Под нажимом правительства и общественности они готовы были дать крестьянам небольшие наделы по высокой цене за десятину. В нечерноземной полосе, где земля не имела такой ценности, местные дворяне соглашались передать ее крестьянам, но за большой выкуп.

Обобщенные редакционными комиссиями проекты к октябрю 1860 г. поступили в Главный комитет. Он еще больше сократил размеры крестьянских земельных наделов, а повинности увеличил. 17 февраля 1861 г. проект реформы утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал Александр II. Об отмене крепостного права возвестил Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…» Практические условия освобождения были определены в 17 актах — «Положениях» о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.

Манифест и «Положения» касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.

Личное освобождение

Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Правительство начало создавать органы местного самоуправления освобожденных крестьян.

Вместе с тем личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.

«Положения» регламентировали наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший — больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший — меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. Среди них были в основном защитники интересов дворян, однако некоторые прогрессивные общественные деятели (писатель Л. Н. Толстой, физиолог И. М. Сеченов, биолог К. А. Тимирязев и др.), став мировыми посредниками, отражали интересы крестьянства.

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот «излишек» отчуждался в пользу помещика. В черноземной полосе отрезали от 26 до 40% земли, в нечерноземной — 10%. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян. Традиционно считая эту землю своей, крестьяне боролись за ее возвращение вплоть до 1917 г.

При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставлявшая крестьянина арендовать помещичью землю, выплачивая ее стоимость или деньгами, или полевыми работами (отработки).

Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, т.е. в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства. (Фактически крестьяне платили и за личное освобождение.)

У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20% крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд. рублей, т. е. почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г.

Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое временнообязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел, т. е. 20% стоимости земли. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян.

Значение отмены крепостного права

Великой назвали современники реформу 1861 г. Она принесла свободу более чем 30 миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.

Вместе с тем реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX — начале XX в. (О влиянии реформы на экономическое и социально-политическое развитие страны во второй половине XIX в. см. главу 25.)

Александр II — поистине великий монарх, имя которого сейчас прочно ассоциируется с отменой крепостного права. Также как и Линкольн в свое время, Александр II поплатился жизнью за принятое им политическое решение. Процесс освобождения страны от крепостного права был очень тяжелым, во многом из-за того, что реформа была продумана не до конца. И все же, Александр принял на 100% верное решение, ведь Российская империя не могла считаться великой до тех пор, пока крепостное право существовало.

Величие Александра II в том, что он отменил крепостное право не будучи человеком либеральных убеждений. В период правления своего отца Николая I он зарекомендовал себя как ярый консерватор. Однако поражение в Крымской войне и осознание социально-экономической отсталости Российской Империи вынудили его переступить через себя, через собственные убеждения. Разве это не поступок сильного правителя и сильного человека?

Скорее наоборот. Еще в 1857 году, выступая перед дворянами, император говорил, что не хочет отменять крепостное право. Он не был сильным и мудрым правителем. Он просто испытывал давление общественности и объективных обстоятельств. По-настоящему обеспокоенным жизнью простого народа был скорее Александр I, но в его времена отменить крепостное право в России было немыслимо.

Отмечая заслуги перед Россией императора Александра II, надо не забывать многие промахи и откровенные попустительства вредным для страны деяниям. Величайшее деяние — освобождение крестьян соседствует с бесчеловечным массовым расстрелом в деревне Бездна и других. А чего стоит только продажа Аляски?

Продажа Аляски была стратегическим ходом. Америка хотела защититься от Британии. А мы тогда Британию не жаловали.

histerl.ru

Популярное:

  • Кадровый аудит пособия Кадровый аудит Автор: Чешко Анатолий. Руководитель направления «Кадровый консалтинг» ЗАО «Евроменеджмент» Источник: Акционерное общество: вопросы корпоративного управления Опубликовано: 6 февраля 2007 Несмотря на то, что […]
  • Субсидии на жильё в рб Шпаргалка: какие субсидии на жилье получат очередники по 240-му указу Указ № 240 уже вступил в силу с 7 августа. А это значит, что выделение в области адресных субсидий вот-вот начнется. Кого и как в мечте обрести свои […]
  • Роль конституционного суда в развитии федеративных отношений Роль конституционного суда Российской Федерации в развитии федеративных отношений Дербенев Евгений Анатольевич Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении […]
  • Гибдд рязань проверка штрафов Штрафы гаи беларусь 2014 21.06.2014 | автор: AYNUR1 | Штрафы гибдд мопеды | Просмотров: 283 Быстрая загрузка: Штрафы гаи беларусь 2014 Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы […]
  • Пособие по монтажу вентиляции Инструкция к монтажу системы вентиляции Предварительно нужно подготовить кровлю к монтажу системы вентиляции. Для этого нужно: I. Установить манжеты из ЭПДМ – резины, в местах, где будут вмонтированы вентиляционные трубы и […]
  • Законы больших чисел чебышева Решение задач по ТОЭ, ОТЦ, Высшей математике, Физике, Программированию. § 5. ЗАКОНЫ БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ. 2. Закон больших чисел Чебышева. Имеет место следующее утверждение. Пусть - последовательность попарно независимых случайных […]
  • Пособие по оплате коммунальных услуг Ежемесячная субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг в 2018 году Ежемесячная субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в сфере ЖКХ предоставляются малообеспеченным гражданам и членам их семей по месту постоянного […]
  • Пенсии военным пенсионерам в 2018 году последние новости в белоруссии Центр правовой помощи Пенсии военным пенсионерам в 2017 году белоруссии последние новости Категория инвалида / группа Размер надбавки по группе инвалидности, в руб. I II III Вследствие военной травмы 15540,73 12950,61 9065,43 В […]