Преступление в сфере информационной технологии

Уголовная ответственность за преступления в информационной сфере;

Уголовная ответственность относится к одной из видов юридической ответственности и является по своему содержа­нию наиболее строгим из них. Уголовная ответственность возлагается только за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Другие виды ответственности могут наступать как за совершение правонарушений, содержащих состав преступления, так и за совершение иных проступков.

Под уголовной ответственностью чаще всего понимают обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть наказание, заключающееся в лишениях личного или имущест­венного характера, порицающее его за совершенное преступ­ление. Уголовная ответственность носит личный характер, т.е. возлагается на виновное в совершении преступления физи­ческое лицо. Основанием уголовной ответственности являет­ся совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.

Уголовное законодательство устанавливает значитель­ное количество норм, в соответствии с которыми деяния, совершенные в информационной сфере, признаются уго­ловно наказуемыми. Данные нормы содержатся в главе 31 Уголовного кодекса.

Уголовно-правовые санкции, связанные с информацией прямо или опосредованно, установлены в отношении таких деяний, как клевета оскорбление, нарушение неприкос­новенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, отказ в предоставлении гражданину информа­ции, фальсификация избирательных документов, докумен­тов референдума или неправильный подсчет голосов и др.

Список использованных источников:

1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. В редакции Решения республиканского референдума 17 октября 2004 года. – Мн.: Амалфея, 2004. – 48 с.

2.Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 609 «О Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524

3.Закон Республики Беларусь от 6 октября 1994 года “ О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь”

4.Закон Республики Беларусь от 13 января 1995 года “ О печати и других средствах массовой информации”

5.Закон Республики Беларусь от 18 февраля 1997 года “ О рекламе”

6.Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 года “ Об авторском праве и смежных правах”

7. Закон Республики Беларусь от 6 сентября 1995 года “ Об информатизации”

8.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 1997 года № 869 “ Об утверждении положения о пребывании и профессиональной деятельности на территории Республики Беларусь представительств и аккредитованных в Республике Беларусь корреспондентов иностранных средств массовой информации”

9.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 апреля 1999 года № 572 “ Об утверждении положения о порядке размещения наружной рекламы”

10.Агалец Н.А. Информационное право:ответы на экзаменационные вопросы/ — Минск: ТетраСистемс, 2007. – 144с.

11.Копылов В.А. Информационное право:Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2004. – 512 с.

studopedia.su

Преступление в сфере информационной технологии

«По-настоящему безопасной можно считать лишь систему, которая выключена, замурована в бетонный корпус, заперта в помещении со свинцовыми стенами и охраняется вооруженным караулом, — но и в этом случае сомнения не оставляют меня».

Юджин Х. Спаффорд.
(эксперт по информационной безопасности)

Информационная преступность — это и кража денег, и распространение вредоносных программ (вирусов).

Сегодня проблема преступности в информационных технологиях является актуальной и достаточно болезненной, так как с развитием информационных технологий жестко развивается и вредоносная вирусная база, и сети взломщиков. Сегодня взлом паролей, кража номеров кредитных карточек, фишинг, неправомерное противозаконное распространение информации через глобальную сеть стали очень популярными и практически ненаказуемы.

Главной проблемой современности является уровень специальной подготовки должностных лиц правоохранительных органов.

Цель исследования состоит в изучении и анализе положений, характеризующих понятие «компьютерного преступления» и уголовно-правовой состав неправомерного доступа к информации, а также в выявлении недостатков в современном законодательстве устраняющих неопределенность знаний в сфере информационных правонарушений.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

— изучить развитие преступлений в сфере высоких информационных технологий;

— рассмотреть понятие и дать общую характеристику преступлений в сфере компьютерной информации;

— исследовать законодательство России об уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации;

— дать уголовно-правовую характеристику преступлениям в сфере компьютерной информации;

— проанализировать проблемы, возникающие в области борьбы с компьютерными преступлениями и предложить пути их решения.

Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Объектом исследования являются организационно-правовые отношения, складывающиеся в сфере охраны целостности компьютерной информации.

Предметом исследования является законодательство, направленное на борьбу с преступностью в сфере высоких информационных технологий.

Изучение темы работы основано на использовании таких научных методов исследования как: общетеоретический, анализ, синтез, логический, сравнительно-правовой, исторический, статистический, а также метод анализа и толкования правовых актов.

Нормативно-правовой основой исследования являются: Всеобщая декларация прав человека, Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ «О государственной тайне» и некоторые другие нормативно-правовые акты.

В главе 28 УК РФ указаны следующие общественно опасные деяния в отношении средств компьютерной техники:

1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации.

2. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, что приводит к уничтожению, блокированию или модификации охраняемой законом информации ЭВМ.

Появлению информационной преступности способствовало появление так называемых «хакеров» (hacker) – пользователей занимающихся изучением и поиском уязвимых мест компьютерных сетей, операционных систем и систем информационной безопасности. К хакерам можно отнести лица, важной особенностью которых является сочетание профессионализма в области программирования с элементами фанатизма и изобретательности. У преступников данной группы нет каких-либо ярко-выраженных намерений. Большая часть действий совершается ими с целью проявления своих интеллектуальных и профессиональных способностей.

Рассмотрим теперь мотивы и цели совершения компьютерных преступлений. Мотивы и цели совершения преступления напрямую связаны с социально-психологической и криминологической характеристиками личности преступника. Некоторые мотивы указаны в уголовном законе в качестве смягчающих обстоятельств (преступления вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, под влиянием угрозы или принуждения, либо материальной, служебной или иной зависимости, совершение преступления в состоянии аффекта или невменяемости и т.д.). Однако для большинства умышленных преступлений мотив и цель не является необходимыми элементами субъективной стороны и, следовательно, не входят в уголовно-правовую характеристику.

В связи с этим, представляется возможным остановиться на более узком сегменте информационной сферы — сфере компьютерной информации. Их, можно разделить на две категории (табл.1).

Компьютер как объект преступления

Компьютер как орудие преступления

Хищение технических средств и компьютерной информации

Повреждение технических средств и компьютерной информации

Шпионаж (государственный, промышленный, коммерческий)

Несанкционированный доступ к техническим средствам и информационным ресурсам

Фальсификация результатов голосования

В первой категории компьютер и (или) компьютерная информация является объектом преступления. К этой категории относятся хищение или нанесение ущерба техническим средствам и информации, несанкционированный вредоносный доступ к компьютерной системе и информационным ресурсам.

Во второй категории компьютер служит орудием преступления. Таковы, например, осуществляемые с помощью компьютера банковские хищения; государственный, коммерческий, промышленный шпионаж; распространение компрометирующей информации, фальсификация результатов голосования и т.п. Обе категории преступлений тесно взаимосвязаны: например, компьютер может служить орудием несанкционированного доступа к другому компьютеру.

Это позволяет выделить среди преступлений, совершаемых с применением компьютерных технологий и использованием компьютерной информации, три категории преступлений:

— преступления в сфере компьютерной информации, посягающие на информационные компьютерные отношения, т.е. отношения, возникающие по поводу осуществления информационных процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления компьютерной информации, создания и использования компьютерных технологий и средств их обеспечения, а также защиты компьютерной информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации;

— преступления в информационном компьютерном пространстве, посягающие на отношения возникающие по поводу реализации прав на информационные ресурсы (собственности и т.д.), информационную инфраструктуру и составляющие ее части (ЭВМ, системы и сети ЭВМ, программы для ЭВМ и т.д.);

— иные преступления, для которых характерно использование компьютерной информации или составляющих ее элементов информационного пространства при совершении деяний, посягающих на иные охраняемые уголовным законом правоотношения (собственности, общественной безопасности и т.д.).

Различают следующие группы преступлений.

Экономические преступления — самые распространенные, осуществляются с корыстными целями (мошенничество; хищение программ, услуг, компьютерного времени; экономический шпионаж).

Преступления против личных прав и частной сферы (сбор компрометирующих данных о лицах; разглашение банковской, врачебной и другой частной информации; получение данных о доходах или расходах).

Преступления против государственных и общественных интересов (ущерб обороноспособности, фальсификация результатов голосования).

К преступному вмешательству в работу компьютера относится:

Несанкционированный доступ к компьютерной информации в корыстных целях. При этом может использоваться чужое имя, изменение физических адресов технических устройств, остаточная информация, модификация информации и программного обеспечения, подключение записывающих устройств к каналам связи, маскировка под законного пользователя путем раскрытия его пароля (если нет средств аутентификации). При наличии незащищенных файлов несанкционированный доступ возможен и вследствие поломки.

Разработка и распространение «компьютерных вирусов», которые могут распространяться и заражать другие компьютеры; «логических или временных бомб», которые срабатывают при определенных условиях или по достижении определенного времени и полностью или частично выводят из строя компьютерную систему, а также «червей».

Халатная небрежность при разработке и эксплуатации программного обеспечения компьютерной системы, которая может привести к тяжелым последствиям. Но полной надежности быть не может, в программах всегда могут остаться незамеченные ошибки.

Подделка и фальсификация компьютерной информации. Например, при выполнении контрактных работ можно таким путем выдать вновь разработанные негодные компьютерные системы и программное обеспечение за годные и сдать заказчику. Можно фальсифицировать результаты выборов, референдумов, опросов. Возможна и фальсификация в корыстных целях.

Хищение программного обеспечения. В РФ значительная часть программного обеспечения распространяется путем краж, продажи краденого, обмена краденым. Таковы, например, известные «пиратские» компакт-диски, которые значительно дешевле лицензионных и поэтому широко применяются пользователями компьютеров. Бороться с этим видом хищений очень трудно.

Несанкционированное копирование, модификация, уничтожение информации. Преступное присваивание информации может осуществляться путем копирования. Информация должна представлять собой самостоятельный объект охраны.

Несанкционированный просмотр или хищение информации из баз данных, банков данных, баз знаний.

Одним из важных элементов обеспечения информационной безопасности является защита интеллектуальной собственности. Актуальность проблемы обусловлена тем, что, во-первых, информационная сфера насыщена технологиями, которые являются объектами интеллектуальной собственности. Закрепление прав на информационные технологии и защита этих прав являются базисом для развития отношений в данной сфере. Во-вторых, в результате некоторой финансовой стабилизации, позволившей накопить стартовые бюджетные ассигнования для поддержки инноваций, экономика страны переходит на инновационный путь развития. Неотъемлемым условием этого перехода является эффективная защита прав на объекты интеллектуальной собственности, что особенно важно для военно-технического комплекса.

Рисунок 1. Диаграмма мотивов совершения компьютерных преступлений

Исходя из результатов изучения зарубежных исследователей по этому вопросу, в настоящее время можно выделить, пять наиболее распространенных мотивов совершения компьютерных преступлений, представленных в следующей диаграмме:

Как правило, 52% преступлений связано с хищением денежных средств; 16% — с разрушением и уничтожением средств компьютерной техники; 12% — подменой данных;10% — с хищением информации и программного обеспечения; 10% — связанно с хищением услуг.

Профилактика компьютерных преступлений

Почти все виды информационных преступлений можно, так или иначе, предотвратить. Для решения этой задачи правоохранительные органы должны использовать различные профилактические меры. В данном случае профилактические меры следует понимать как деятельность, направленную на выявление и устранение причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению.

На основе данных, полученных в ходе анализа отечественной и зарубежной специальной литературы и публикаций в периодической печати по вопросам теории и практики борьбы с компьютерной преступностью, можно выделить три основные группы мер предупреждения компьютерных преступлений:

Подводя итоги, можно сделать выводы о том, что сложность компьютерной техники, неоднозначность квалификации, а также трудность сбора доказательственной информации не приведет в ближайшее время к появлению большого числа уголовных дел, возбужденных по статьям 272-274 УК.

К сожалению, даже обладая достаточно полным набором значащих элементов портрета компьютерного преступника, мы лишь на 30-49% приближаемся к конкретному правонарушителю. Самое печальное, что дальнейшее продвижение по процентной шкале практически исключено – любое высокотехнично исполненное преступление не раскрываемо, если преступник не допустил серьёзных ошибок или его не сдали подельщики.

Но криминологическая характеристика даёт нам, по крайней мере, возможность в определённой степени предвидеть, что может принести конкретное правонарушение с точки зрения личности преступника и его действий, на что надо обращать внимание в первую очередь, какие меры планировать, какую реакцию преступника ожидать. А это уже не мало.

Разработка проблемы компьютерной преступности и поиск методов борьбы с нею всего лишь дело времени и опыта. И российские криминологи, и криминалисты внесут в это свой вклад.

science-start.ru

Преступление в сфере информационной технологии

Основным предметом правового регулирования информационного права являются информационные отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации

Информационное право как наука — это система научных знаний об информационном праве как отрасли права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

Информационное право как учебная дисциплина — это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Информационное право — отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества.[2]

Отдельные нормы информационного права содержат в себе также положения гражданского, финансового и предпринимательского права, регулирующие соответствующие гражданские, финансовые и предпринимательские отношения.

Конституционно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью обеспечения гарантий осуществления информационных конституционных прав и свобод граждан, которые нашли свое развитие в других законодательных актах.

Гражданско-правовое регулирование информационных отношений обусловлено тем, что большая часть информационных прав и свобод реализуется в процессе гражданского оборота информации. Это имущественные права и право собственности на информационные ресурсы в информационной сфере.

Административно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью государственного управления информационными процессами формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности.

Уголовно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью противодействия противоправным действиям в информационной сфере.

Информационно-правовая деятельность, осуществляемая в процессе информационных отношений, направлена на сбор и обработку информации, ее оценку, принятие решений, создание программных продуктов и т.д. В процессе этой деятельности решаются цели и задачи правового регулирования и в случае нарушения информационного законодательства принимаются меры административного и уголовного характера.

Итак, учитывая комплексный характер информационного права, можно сделать вывод, что его предметом являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов.

Методы и принципы информационного права.

Методы ИП – это средства, приемы и способы изучения соответствующих норм, информационно-правовых явлений и процессов. В юридической науке принято выделять общие и частные методы права.

Общие методы распространяются на многие юридические науки и все направления самого ИП.

Исторический метод – характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения многоаспектных проблем ИП – историческое исследование проблем предмета и способов правового регулирования, конкретных актов в области информатики, видов информационных ресурсов и пользования ими, ответственности за нарушение информационного законодательства. Т.е. интерес вызывают вопросы: Как возникало то или иное явление?; Какие основные этапы оно прошло в своем развитии?; Каковы его исторические перспективы?

Системный подход – совокупность теоретических принципов и положений, позволяющих рассматривать все нормы ИП как систему, единое целое в тесной связи и взаимодействии с другими правовыми нормами и институтами. Позволяет ответить на такие вопросы, как: Какова структура процесса правового регулирования информационно-правовой деятельности (субъектов, объектов, норм, связей и т.д.)?; Каков характер и степень влияния на этот процесс внешней среды?

Средством реализации системного подхода является системный анализ. Например, одна из форм системного анализа – классификация предметов и явлений информационного характера.

Исторический и системный методы взаимосвязаны и объединяются в так называемый системно-исторический метод.

Частные методы – методы правового регулирования, используются для изучения разнообразных аспектов и сторон информационного законодательства и ИП в целом. Применительно к отрасли права, прежде всего необходимо понимать, что любой метод направлен на осуществление некоего воздействия одного субъекта права на другого. Такое воздействие осуществляется обычно путем волеизъявления одного участника по отношению к другим. Таким образом, метод приобретает роль связующего средства от одного субъекта информационных правоотношений к другим. При этом метод правового регулирования заключает в себе не только волеизъявление, но и характер такого волеизъявления.

Развитие юридической науки последних лет привело к появлению принципиально новых отраслей российского права, которые не имеют преобладающего метода правового регулирования и именуются комплексными.

Императивные методы правового регулирования основаны на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения. В информационном праве используются императивные методы:

1) повеления — метод заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности совершать какие-либо действия. Метод властного повеления используется, например, в правоотношениях государственному управлению в сфере информации и информатизации, по использованию информации с особым правовым режимом.

2) запрета — метод заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий. Метод запретов используется в первую очередь для обозначения деяний, представляющих собой информационные правонарушения.

Диспозитивные методы правового регулирования основаны на равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения. В информационном праве используются диспозитивные методы:

1) дозволения — метод дозволения заключается в предоставлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору. Метод дозволения используется, к примеру, в сфере библиотечного и архивного дела и т.д.

2) согласования — метод согласования применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними. Метод согласования широко применяется в сфере регулирования интеллектуальной собственности.

3) рекомендаций — метод рекомендаций заключается в указании законодателем предпочтительной (но не обязательной) модели поведения участников информационных правоотношений. Метод рекомендаций широко используется, например при регулировании деятельности средств массовой информации. При регулировании информационных правоотношений, возникающих в сети Интернет, рекомендательные правовые нормы тесно переплетаются с этическими.

4) поощрения — метод поощрения тесно примыкает к методу рекомендаций. Разница состоит в том, что при использовании метода поощрений законодатель не только рекомендует какую-либо модель поведения, но и предоставляет какие-либо льготы или иные блага при ее выборе.

В информационном праве могут использоваться и иные методы правового регулирования. В целом можно отметить, что информационное право использует в равной степени как императивные методы, характерные для публичного права, так и диспозитивные, характерные для частного права. Это говорит о том, что информационное право нельзя отнести ни к публичному, ни к частному праву и лишний раз подчеркивает его комплексный характер.

Принципы ИП – зафиксированные в правовых нормах, регулируемые информационные отношения, положения и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права, придающие системный характер ее нормам и институтам и позволяющие говорить о целостности механизма правового регулирования информационных отношений в обществе.

· Принцип приоритетности интересов государства в определении всей государственной политики в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации страны (См.Статья 3. Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»: Обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации).

· Принцип строгого соблюдения законности в информационных отношениях.

· Принцип строгого соблюдения прав и личных интересов человека в информационном обмене (Конституция РФ).

· Принцип равенства граждан перед законом в случае совершения любых противоправных действий в сфере информации и информатизации.

· Принцип обеспечения информационной безопасности (выполнение данного принципа достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения ИБ, системой организационно-правовых, экономических и других мер, адекватных угрозам жизненно важным информационным интересам личности, общества и государства).

· Принцип необходимости программно-целевого подхода к проблемам информатизации российского общества.

Система информационного законодательства Российской Федерации.

Система информационного законодательства РФ

— совокупность норм права, регулирующих отношения в информационной сфере.

Норма права – правило поведения участников правоотношений.

Источник права – форма выражения этого правила, способ придания ему общеобязательной силы через принятие государственных актов.

Совокупность норм права, закрепленных законодательно, и составляют систему информационного законодательства РФ:

· Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

· Федеральные законы «О средствах массовой информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О связи», «О федеральных органах правительственной связи и информации»

· Указы Президента РФ

· Доктрина информационной безопасности

· Законы местных органов самоуправления

Постановления различных государственных учреждений и т.д.

Выделяют следующие виды норм:

· Материальные нормы – закрепляют материальное, информационно-правовое содержание прав и обязанностей участников информационных отношений.

· Процессуальные нормы – устанавливают порядок и действие норм материального права.

· Обязывающие нормы – возлагают определенные обязанности, предписывают участникам правоотношений совершение определенных действий.

· Запрещающие нормы – устанавливают запрет на совершение определенных действий.

· Управомочивающие нормы – предоставляют участникам информационно-правовых отношений возможность совершать те или иные действия.

Элементы нормы ИП.

· Гипотеза – определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть

· Диспозиция – предписание о том, как должны поступать юридические и физические лица в информационной сфере, т.е. определяет их права и обязанности.

· Санкция – указывает на последствия несоблюдения нормы ИП, которые в ней содержатся и которые вытекают из действий участников информационных правоотношений.

Информационно-правовые отношения, их сущность и структура.

Любая норма ИП реализуется только посредством информационно-правовых отношений: обязывая одних участников (субъектов) этих отношений к совершению конкретных действий и предоставляя конкретным лицам право требовать выполнения определенных действий, руководить данными действиями.

К информационно-правовым отношениям относятся те общественные отношения, которые отражены в нормах ИП и регулируются ими. Эти общественные отношения не являются однородными. Можно выделить следующие группы общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:

1) отношения, связанные с созданием и преобразованием информации. В данную группу входят, в частности, отношения, связанные с созданием объектов интеллектуальной собственности; отношения, связанные с созданием официальной информации органами государственной власти и местного самоуправления; отношения, связанные с созданием массовой информации и т.п.

2) отношения, связанные с хранением информации. Данную группу будут составлять отношения по поводу обязательного хранения некоторых видов информации; защиты информации; хранения информации с особым режимом доступа и др.

3) отношения, связанные с передачей и распространением информации. Отношения данной сферы связаны в первую с правовым положением средств массовой информации, также они включают в себя отношения по поводу распространения официальной информации, в том числе правовой; отношения, возникающие при распространении информации посредством использования сети Интернет и других глобальных информационных систем.

4) отношения, связанные с потреблением информации. Сюда будут включаться отношения по поводу реализации прав граждан на информацию; отношения в сфере библиотечного дела и архивов, а также некоторые другие.

Следует иметь в виду, что выделение в информационной сфере групп общественных отношений в определенной степени условно. Различные виды информационных правоотношений тесно пересекаются, поэтому на практике не всегда представляется возможным, да и необходимым отличить одну группу от другой. Кроме того, многие права и обязанности субъектов в сфере информационных правоотношений корреспондируют друг другу. Так, например, праву граждан иметь информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления корреспондирует обязанность соответствующих должностных лиц эту информацию предоставить.

Сущность информационно-правовых отношений:

1) Данные отношения определяются объективными экономическими отношениями, основанными на многообразии форм собственности, в т.ч. на информацию и информационные технологии.

2) Информационные правоотношения – это отношения граждан, СМИ, гос . органов и т.д., предусмотренные и урегулированные нормами ИП, выражающие идеи свободы и демократии в информационно-правовой сфере.

3) Информационно-правовые отношения являются средством решения задач в области формирования единого информационно-правового пространства страны, защиты прав журналистов, информационного обмена, укрепления информационной безопасности и многих других.

Социально-правовая структура информационно-правовых отношений.

· Субъект ИП – лицо, гражданин, учреждение, организация, банк и т.д.

· Объект ИП – материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых завязываются правоотношения.

· Информационные права (полномочия).

Действие норм информационного права в пространстве и во времени.

Нормы ИП применяются на определенном пространстве и в течение определенного времени.

Проблема применения норм ИП в пространстве решается обычным способом:

· Законы РФ и другие акты информационного характера, принятые соответствующими государственными органами страны в установленном порядке, действуют на всей территории РФ.

· Нормативные акты, принятые субъектами РФ, действуют лишь на их территории.

· Отдельные нормы ИП действуют и за пределами РФ (Например, ст.32 федерального закона «О рекламе» 1993г. говорит о заключении с зарубежными странами договоров о рекламе, правила которой действуют при условии приоритета норм международного права).

При применение норм ИП во времени надо иметь в виду начало и окончание действия данной нормы либо законодательного акта в целом.

· Закон вступает в силу со дня его опубликования или издания.

· Завершение применения закона – со дня отмены. Необходимо также учитывать, что возможно издание закона на определенный срок или период.

Правонарушения в информационной сфере.

Правонарушение – юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению).

Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.

Признаки, состав и характеристика правонарушений в информационной сфере.

Наиболее частые правонарушения в информационной сфере – проступки (незначительная опасность): дисциплинарные, административные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемых соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций.

Административный проступок – противоправное виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое действующее законодательство предусматривает административную ответственность в виде штрафа, конфискации или предупреждения. При этом правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с организацией или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций.

Дисциплинарный проступок – проступок, совершенный лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должен соблюдать правила, устанавливающие тот или иной режим деятельности. Санкции – замечание. Выговор, штраф и т.д.

Гражданские правонарушения выражаются в нарушении норм, регулирующих информационно-имущественные отношения и интересы собственно информационных ведомств, организаций, структур и фирм. Ведущим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением.

Наиболее серьезные правонарушения в информационной сфере – преступления.

Преступлением в РФ признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:

· Общественная опасность преступления выражается в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности (в информационной сфере – свобода личности, конституционные права и свободы).

· Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности. За их деяния отвечают виновные лица, по инициативе, под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния.

· Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится только в одном федеральном законе – Уголовном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.

Состав правонарушения в информационной сфере – совокупность характерных признаков рассматриваемого правонарушения, которые предусмотрены соответствующими нормами ИП и характеризуют данное правонарушение как общественно-опасное, противоправное и наказуемое явление.

sites.google.com

Популярное:

  • Полномочия и правовые акты правительства рф Статья 23. Акты Правительства Российской Федерации Информация об изменениях: Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ в статью 23 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения Статья […]
  • Адвокат зубков Зубков Сергей Борисович Зубков Сергей Борисович, адвокат. Председатель Московской межрайонной коллегии адвокатов. Образование высшее юридическое, в 1999г. окончил Московскую государственную юридическую академию (МГЮА). Кроме […]
  • Журнал российский юрист Издаётся с 1994 г. Журнал рекомендуется Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ для публикаций основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук Журнал в РИНЦ […]
  • Уголовный кодекс банда Уголовный кодекс РФ c комментариями Комментарий к статье 209 1. В УК РСФСР 1960 г. состав бандитизма был включен в главу о государственных преступлениях. В УК РФ 1996 г. объектом бандитизма признается общественная […]
  • Реестр оао газпрома ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА АКЦИОНЕРОВ ОАО "ГАЗПРОМ" Для ОАО "Газпром" и многих акционерных обществ газовой промышленности таким специализированным регистратором является закрытое акционерное общество "Специализированный регистратор - […]
  • Закон об избирательной системе в рф Комментарии к Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятому Государственной Думой и направленному в Совет Федерации Проект - не для […]
  • Список переселения с севера Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Нормативные документы: Приказ Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Республики Карелия от 25.01.2017 №21 ЗДЕСЬ Постановление […]
  • Оплата налога усн предприниматель Сроки уплаты УСН в 2018 году для ИП и организаций Статьи по теме Мы составили таблицу со сроками уплаты налога по УСН в 2018 году. В нее включены сроки уплаты авансовых платежей по УСН в 2018 году и срок уплаты налога по УСН за […]