Содержание:
Источники права средневековой Германии. Общая характеристика Саксонского зерцала;
План семинарского занятия
Тема 9 Саксонское зерцало
1. Источники права средневековой Германии. Общая характеристика Саксонского зерцала.
2. Правовое положение основных групп населения.
3. Вещное и обязательственное право.
4. Наследственное право.
5. Преступления и наказания.
6. Суд и процесс.
Цель семинарского занятия
Саксонское зерцало представляет собой один из наиболее известных правовых памятников средневековой Германии. Созданный около 1230 г. саксонским рыцарем Эйке фон Репгау (Репков)[18], он отразил особенности развития правовой мысли Германии, а также традиционные институты германского вещного, обязательственного, наследственного, уголовного, процессуального права до начала рецепции римского права.
В стихотворном прологе к Саксонскому зерцалу говорится, что оно должно отражать институты действовавшего в то время саксонского права, «как образ женщины зерцало». (Таким образом автор объясняет название документа.) Благодаря подробному рассмотрению основных институтов земского права (местного права, распространявшегося на все население Саксонии) и ленного права (права благородного, рыцарского сословия), а также благодаря отраженным здесь глубоким идейно-политическим воззрениям его автора, Саксонское зерцало получило широкое распространение не только в Саксонии, но и далеко за ее пределами, способствуя становлению единой традиции в германском праве. Авторитет этого памятника был столь велик, что в судах Германии на него продолжали ссылаться вплоть до начала XX (!) в.
Целью занятия является изучение основных положений Саксонского зерцала и выявление наиболее характерных институтов средневекового германского права, особенностей правовой системы и правовой мысли Германии середины XIII в.
Изучение права средневековой Германии (Священной ямской империи германской нации) невозможно без чета тех сложных государственно-политических процессов, которые происходили здесь в XII—XIII вв. В этот период по существу закладывались основы ее последующего политического и правового развития. К началу XIII в. в Германии прочно возобладала тенденция к децентрализации, ослаблению власти германского императора. В правовой сфере это привело к закреплению правовой раздробленности (партикуляризму). Основная масса правовых отношений регулировалась нормами обычного права отдельных германских государств. На общеимперском уровне действовали лишь немногочисленные «статуты мира». Некоторые из них оказали влияние на содержание Саксонского зерцала. Студенту необходимо ответить нa вопрос:, с чем связано принятие подобных статутов, каково происхождение и содержание термина «мир» (Frieden): «земский мир», «имперский мир» и др.
Анализ Саксонского зерцала следует начать с его структуры. Первая книга памятника содержит положения земского права, вторая посвящена вопросам действующего в Германии ленного права. Необходимо дать четкое определение этих понятий. В литературе часто встречается определение земского права по Саксонскому зерцалу как права свободного, но неблагородного (шеффенского) сословия, что, однако, неверно. Земским правом в Германии называлось местное право отдельного германского государства (в данном случае право Саксонии), которое распространялось на всех его жителей. Большинство правоотношений благородного (рыцарского) сословия, и, прежде всего отношения, связанные с передачей и использованием феода (лена), регулировались нормами ленного права. Тем не менее, многие положения земского права распространялись и на них.
Чрезвычайно важным для понимания специфики источников и институтов средневекового права является понятие феода, или лена (нем. der Lehri). Связанные с ним правоотношения регулировались нормами ленного права. Студент должен раскрыть сущность этих правоотношений, вытекающих из социальной иерархии «сеньор — вассал». Характерной чертой Саксонского зерцала является закрепление в нем целого ряда важных идейно-политических концепций. Многие из них несут на себе яркую печать позиции автора — Эйке фон Репгау. Сюда следует отнести теорию верховенства права, теорию «двух мечей», теорию происхождения императорской власти и сословий, взаимоотношений между центральной и местной властью в Германии того времени. Эти концепции чрезвычайно важны для понимания особенностей развития германского государства в Средние века, главной из которых является ее раздробленность. Для раскрытия содержания этих теорий следует проанализировать прежде всего следующие статьи Земского права (далее — ЗП): 1.1; III. 52.1; III. 57.1,; 2; III. 78. 2, 7; III. 42. Многие из этих статей имеют конституционно-правовую природу, так как в них регламентируется порядок избрания германского короля князьями, среди которых ведущая роль принадлежит шести (!) курфюрстам[19], и его последующая коронация в Риме.
Завершая общую характеристику Саксонского зерцала, следует определить, каково его историческое значение и влияние на другие источники средневекового права Германии: Швабского и Германского зерцал, право города Магдебурга и др.
studopedia.su
Суд и процесс;
Преступления и наказания
Наследственное право
Подобно договорному праву, наследственное право в Саксонском зерцале находится под влиянием правовых взглядов германцев. Так, здесь отсутствует наследование по завещанию. (Последнее появилось позднее, во многом благодаря рецепции римского права.) Яркой чертой германского наследственного права является отличие наследования по ленному и земскому праву. В то время как лен и военное снаряжение по ленному праву передавались по принципу майората ближайшему родственнику по мужской линии (как правило, старшему сыну), по земскому праву все имуществу делилось поровну между родственниками умершего. Исключение составляли так называемая женская доля, утренний дар, пожизненное пользование вдовы. Следует раскрыть содержание названных институтов, используя при этом соответствующие статьи кн. I ЗП (I. 14, 20, 21, 24, 32) и ЛП (I. 35).
В значительном числе статей Саксонского зерцала рассматриваются вопросы преступлений и наказаний. Так, кн. II ЗП почти полностью посвящена этой проблематике.
Саксонское зерцало отразило складывающуюся в этот период в германском праве тенденцию к постепенному отходу от понимания преступного деяния как частного правонарушения, нанесения «обиды» конкретному лицу. Наиболее тяжкие преступления трактуются здесь уже как общественно опасные деяния, как «злодеяния» и грубые нарушения «мира».
Таким образом, при ответе на данный вопрос следует разграничить преступления («злодеяния») и частные правонарушения. Далее необходимо назвать основные виды преступлений, за которые устанавливалась ответственность в виде смертной казни, членовредительских наказаний и штрафа (ЗП. II. 13, 14; 26. 2). Дополнительным наказанием за эти преступления могло быть лишение прав (ЗП. I. 39), или королевская опала; пребывая в последней один год и один день, человек оказывался вне защиты права (ЗП. I. 38. 2).
В то же время многие правонарушения, в том числе неумышленное убийство и убийство в случае необходимой обороны, телесные повреждения и др., по-прежнему рассматриваются как «обида» частного лица и предусматривают возмещение в виде уплаты вергельда. Студенту надлежит перечислить основные виды частных деликтов и определить, от чего зависел размер вергельда. В этом поможет анализ ст. 38 кн. II и ст. 45 кн. III ЗП.
Вопрос об организации судов и судебной процедуре по Саксонскому зерцалу является одним из самых важных. Он дает ключ к пониманию особенностей существования и функционирования правового механизма в германском средневековом обществе с его иерархической структурой и сословной замкнутостью. Следует также помнить о том, что в раннесредневековом праве нормы материального права были неразрывно связаны с процессуальными положениями. Не случайно первую часть Саксонского зерцала — Земельное право — часто называют судебником, руководством для судей.
Сложная социальная организация Германии в XIII в. предопределила существование здесь иерархии судов. Согласно теории «двух мечей», в Саксонском зерцале закрепляется разделение светской и церковной юрисдикции. Об этом говорится уже в ст. 1 кн. I ЗП. Церковные суды представлены здесь главным образом судами епископов и аббатов. Намного сложнее система светских судов, что объясняется отчасти и политической раздробленностью Германии.
Высшим судебным органом является суд короля (высшая королевская курия, в которой наряду с королем значительные полномочия принадлежали пфальцграфу) (ЗП. III. 33). Этот орган рассматривал споры непосредственных вассалов короля. Ступенью ниже находились суды князей — суды отдельных германских государств. Многие из этих судов судили «банном короля», т. е. обладали правами королевского суда. Основная масса дел рассматривалась в судах графов и маркграфов. Заместителем графа в суде выступал шулътгейс, а дела рассматривались выборными судьями — шеффенами. Этот институт чрезвычайно важен для изучения особенностей средневекового права Германии, поэтому следует четко определить его содержание. В этом поможет анализ § 6, 7 ст. 64 кн. III ЗП. Пятый, шестой и седьмой разряды рыцарей («щиты») получили название шеффенского сословия, так как их споры рассматривались в подобных судах.
Ниже судов графов и маркграфов стояли суд шультгейса, который осуществлял суд над свободными крестьянами-чиншевиками, и суд гографа (суд определенного округа), где заседали ландзассы и другие крестьяне, рассматривая дела подобных себе крестьян (ЗП. III. 64. 10).
Наконец, на последней ступени судебной лестницы находился суд сельского старосты (ЗП. III. 64. 11).
Таким образом, Саксонское зерцало закрепляет одну из ярких особенностей средневекового права — суд равных — как наверху, так и внизу социальной лестницы (ЗП. I. 55.1 и др.).
Судебный процесс по Саксонскому зерцалу носит состязательный характер. Студент должен назвать основные черты этого процесса. Главными способами доказывания оставались поединок, свидетельские показания и клятва. Участие в процессе, способность доказывать свою правоту могли быть ограничены в случае лишения прав (ЗП. I. 39). В ст. 7 кн. II ЗП перечислены четыре основания неявки в суд. В противном случае неявка в суд влекла за собой оставление под подозрением, а при неявке в суд в течение одного года и одного дня человек подвергался королевской опале.
Участие в суде сеньора являлось одной из главных обязанностей его вассала. Рассмотрению дел в ленных судах специально посвящена гл. II ЛП — «О порядке судопроизводства».
studopedia.su
Суд и судебный процесс по нормам Саксонского зерцала
1. Преступления и наказания по нормам Саксонского зерцала.
2. Правовое регулирование имущественных отношений по нормам Саксонского зерцала.
3. Правовой статус основных групп населения по Саксонскому зерцалу.
4. Источники права в средневековой Германии. История создания Саксонского зерцала. Общая характеристика этого правового памятника.
Первый вопрос.
При рассмотрении данного вопроса следует учитывать, что с конца XI — начала XII века и в течение XIII века на территории Германии шел процесс усиления местных властителей — курфюрстов (князей) или герцогов, сопровождавшийся ослаблением центральной государственной власти. Формально Германия продолжала оставаться единым государством — «Священной Римской империей» — во главе с императором, выступавшим в качестве верховного судьи и носителя высшей законодательной власти. Однако фактически Германия уже в XIII веке превратилась в конгломерат самостоятельных государственных образований (курфюршеств, герцогств), в рамках каждого из которых складывались независимая от имперской системы управления администрация и собственное право.
С другой стороны, самостоятельными политическими образованиями являлись на территории Германии многие города. И, наконец, настоящее «государство в государстве» представляла собой местная организация римско-католической церкви.
Право Германии неизбежно дробилось в этих условиях на множество самостоятельных систем. Наряду с системой имперского права здесь существовали многочисленные местные правовые системы, действовавшие в рамках отдельных курфюршеств или герцогств. В городах также формировалось свое право. Городское право германского города Магдебурга имело авторитет в Средние века не только в Германии, но и в других европейских странах. Его нормы признавали в качестве действующих, например, в городе Минске (Менске, как он тогда назывался), входившем в состав Великого княжества Литовского. Самостоятельной правовой системой являлось в Германии, как и в других западноевропейских странах, каноническое право. Нормы канонического права имели прямое действие на территории Германии. Вместе с тем отдельные положения канонического права включались в ряде случаев в законодательные акты, издаваемые светскими властями.
Начиная с XV века немаловажную роль в решении тех или иных юридических проблем стало играть в средневековой Германии так называемое «римское право». Это «римское право» не было тем правом, которое действовало когда-то в рамках Древнего Рима, — оно представляло собой совокупность доктрин, принципов и норм, выработанных в итальянских университетах на основе сохранившихся римских правовых текстов (главным образом, Кодекса Юстиниана и Дигест Юстиниана).
Самым распространенным регулятором общественных отношений в средневековой Германии было, как и повсюду в тогдашней Европе, обычное право. Действие его усиливало раздробленность германского права.
Различия между сословиями средневекового германского общества вызывали к жизни системы права, действующие в рамках отдельных социальных групп. В качестве примера здесь можно назвать ленное право (lehnrecht), нормы и концепции которого вошли в состав Саксонского зерцала в качестве самостоятельной части, обособленной от земского права (landrecht).
Таким образом, право Германии являло собой совокупность многочисленных и разнообразных правовых систем. В рамках каждой из них складывалась своя иерархия источников права.
При рассмотрении источников имперского права следует особое внимание обратить на так называемые «конституции мира», издававшиеся императорами «Священной Римской империи» в XII-XIII веках.
Что означает термин «мир (pax)», присутствующий в названии данного источника имперского права? В чем заключается особенность императорских «конституций мира» как источников права? Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к текстам конкретных императорских «конституций мира». В частности, особый интерес представляет «Конституция мира (Constitutio pacis)», изданная в 1235 году императором «Священной Римской империи» Фридрихом II.
Документы, подобные императорским «конституциям мира», появлялись в указанный период и в отдельных германских землях. С какой целью они создавались?
Одним из важнейших источников имперского права в Германии был договор. Какие юридические акты можно привести в качестве примера указанного источника права?
Обращаясь к Саксонскому зерцалу, следует в первую очередь определить жанр этого юридического произведения. Для этого необходимо рассмотреть структуру его содержания, его состав. Что побудило Эйке фон Репкова создать Саксонское зерцало? Каким целям призван был служить этот трактат?
Из каких частей состоит рассматриваемый правовой памятник? Что представляют собой земское право, с одной стороны, и ленное право, с другой? В чем заключаются различия между ними?
Какова система изложения материала в первой части Саксонского зерцала, посвященной земскому праву? По какой системе излагается в данном трактате ленное право?
Есть ли какая-нибудь взаимосвязь между земским и ленным правом? Прослеживается ли эта взаимосвязь в тексте Саксонского зерцала? Если да, то в чем она выражается?
При решении заданных выше вопросов следует обратить внимание на статью 14 книги 1 первой части Саксонского зерцала. Данная статья показывает, что правовое регулирование ленных отношений по земскому праву отличается некоторыми особенностями по сравнению с правовым регулированием данных отношений в сфере ленного права.
Саксонское зерцало зафиксировало в своем тексте целый ряд норм имперского государственного права. В некоторых статьях данного произведения воспроизводятся положения «конституций мира» императоров «Священной Римской империи«. Например, статья 66 книги 2 первой части содержит нормы «конституции мира», принятой 1 сентября 1221 года. В тексте Саксонского зерцала говорится помимо прочего и о выборах короля и императора, его полномочиях, статусе и полномочиях курфюрстов. Какие различия проводятся в анализируемом трактате между королевской и императорской властью?
Рассматриваемый правовой памятник отражает определенную степень единства Германии. Статья 1 книги 2 первой части Саксонского зерцала гласит: «Если сеньоры объединяются клятвой и при этом игнорируют империю, то они действуют тем самым против империи». Что понимается в тексте рассматриваемого произведения под словом «империя»?
Саксонское зерцало является одновременно и памятником политической и правовой мысли. В его содержании нашли отражение многие характерные для средневекового западноевропейского общества политические и правовые концепции. В чем заключается суть этих концепций? В чем проявляется влияние христианской религии на содержание Саксонского зерцала?
Второй вопрос.
Саксонское зерцало довольно подробно описывает сложившуюся к началу XIII века в германском обществе сословную структуру. Это не случайно. Для средневекового права характерна тесная связь тех или иных прав и обязанностей индивида с его сословным статусом. Принадлежность индивида к тому или иному сословию определяет в средневековом обществе характер и объем его правомочий по владению и распоряжению земельными угодьями, способы защиты его прав, степень его правовой защищенности и т. п.
При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание прежде всего на статью 16 книги 1 первой части Саксонского зерцала. В § 1 указанной статьи говорится: «Никто не может приобрести иного права, кроме того, которое ему свойственно по рождению. Если он, однако, отказывается перед судом от своего права и притязает на другое право, которое он не может обосновать, он теряет оба права». В чем смысл процитированного параграфа?
Описанию сословной иерархии посвящен § 2 статьи 3 книги 1 первой части Саксонского зерцала. Вместе с тем различные аспекты правового статуса тех или иных групп населения затрагиваются и в других статьях данного трактата. В книге 1 первой части — это, например, статья 2, § 3 статьи 5, § 1 и 8 статьи 20, статьи 25, 54 и др. В книге 2 той же части рекомендуется обратить внимание на § 2 статьи 27. В книге 3 следует специально рассмотреть статьи 3, 19, 42, § 1 статьи 45, § 1 статьи 58, статьи 59, 64, 65 и др.
Статья 2 книги 1 первой части Саксонского зерцала делит свободных людей на три рода в соответствии с тем, в каком суде они участвуют. Однако, с другой стороны, здесь отмечается, что участие свободных людей в том или ином суде связано с их землевладением.
Нормы земского права, изложенные в первой части Саксонского зерцала, закрепляли правовой статус тех групп населения, которые являлись лично свободными, но не отличались знатностью. В отличие от них нормы ленного права, которым целиком посвящена вторая часть Саксонского зерцала, фиксировали правовой статус высших групп средневекового германского общества — господ, знати. При анализе текста этой части следует обратить внимание на статью 2 главы 1, в которой возможность индивида стать ленником увязывается с его принадлежностью к одному из высших сословий.
Различия в правовом статусе индивидов определяются в Саксонском зерцале не только принадлежностью их к тому или иному сословию, но в определенной степени также этническим и религиозным факторами. Так, согласно норме, изложенной в статье 29 книги 1 первой части данного трактата, сакс утрачивает свои права относительно земельного участка, «если не заявляет о них в течение тридцати лет и одного года и одного дня. Государство и шваб никогда не утрачивают права собственности, поскольку они могут его доказать свидетелями». В каких еще случаях этнический фактор обусловливает различия в правовом статусе индивидов согласно нормам Саксонского зерцала? В качестве примера влияния религиозного фактора на правовой статус индивидов можно привести статью 7 книги 3 первой части рассматриваемого правового памятника. В ней идет речь о различиях в правовом статусе приверженцев иудаизма и христианства.
Любопытно, что сам автор Саксонского зерцала, излагая нормы, закреплявшие неравенство различных групп населения, заявлял при этом в статье 42 книги 3 первой части: «Бог создал человека по своему подобию и своими страданиями освободил одного так же, как и другого. Ему бедный так же близок, как и богатый». И далее: «По правде говоря, мой ум не может понять того, что кто-нибудь должен быть в собственности другого».
Третий вопрос.
Правовые нормы, регулирующие имущественные отношения, составляют основное содержание Саксонского зерцала. Наиболее значимыми среди них являются нормы, закрепляющие те или иные права на земельные угодья.
При анализе этих норм следует особо выделить такие вещно-правовые институты, как «наследственная земельная собственность» и лен, с одной стороны, и различные формы держания земельных наделов, с другой. К последним относились: чиншевое держание, разнообразные виды чиншевого держания и аренды, служебное землевладение министериала и т. п.
Согласно статье 43 книги 2 первой части Саксонского зерцала индивид, объявляющий имение своей наследственной собственностью, обладает более веским правом на него по сравнению с тем индивидом, который объявляет данное имение леном. В соответствии с § 3 статьи 44 лен при определенных условиях мог стать аллодом, то есть наследственной земельной собственностью. Различия между институтом наследственной земельной собственности и леном наиболее ясно очерчиваются в § 2 статьи 38 книги 1 первой части Саксонского зерцала. Некоторые выводы о различиях между наследственной земельной собственностью и леном можно сделать, сопоставив нормы статей 8 и 34 книги 1 первой части рассматриваемого памятника, с одной стороны, с нормой, изложенной в § 2 статьи 9 той же книги.
При более детальном анализе института лена следует определить круг субъектов ленного права, раскрыть содержание правомочий и обязанностей, вытекающих из обладания леном, выявить способы приобретения лена, выделить разновидности данного института. Саксонское зерцало проводит различия между духовными и светскими ленами. Согласно § 1 статьи 60 книги 3 первой части «император передает в лен все духовные княжеские лены при помощи скипетра, все светские знаменные лены он передает при помощи знамени. Ни один знаменный лен он не может оставлять вакантным более года и дня». В чем заключается смысл указанных различий между двумя видами ленов?
Важнейшие нормы, закрепляющие правомочия и обязанности чиншевика, изложены в статье 54 книги 1 первой части, в статьях 21, 48, 53, 58 книги 2 той же части Саксонского зерцала. В чем состоят указанные правомочия и обязанности? В чем заключаются различия между правомочиями и обязанностями чиншевика, с одной стороны, и арендатора, с другой?
Саксонское зерцало упоминает целый ряд договоров, характерных для права любого общества. Это такие договоры, как купля-продажа, заем, аренда, найм, хранение и т. д. Вместе с тем в тексте данного правового памятника нашли свое отражение некоторые специфические разновидности договоров, характерные только для средневекового общества. Одним из таких договоров является так называемый «договор чести (Treugelubde)», предусмотренный в статье 7 книги 1 и в § 1-3 статьи 11 книги 2 первой части Саксонского зерцала. В чем заключается сущность указанного договора? В каких случаях он применяется? Какие способы обеспечения исполнения обязательств по договорам предусматривает Саксонское зерцало?
Четвертый вопрос.
Нормы, посвященные преступлениям и наказаниям, изложены в статьях 13-17, 26-28, 34-40 книги 2 первой части Саксонского зерцала и др.
В них идет речь о правонарушениях трех типов:
1) правонарушения, влекущие за собой в качестве наказания смертную казнь или какое-либо телесное наказание;
2) правонарушения, влекущие за собой в качестве наказания возмещение (вергельд) материального ущерба;
3) правонарушения, за которые наряду с вергельдом может быть установлено одновременно уголовное наказание в виде штрафа.
Так, согласно § 10 статьи 32 книги 3 первой части Саксонского зерцала судья имеет право получить штраф с того правонарушителя, который платит потерпевшему вергельд или возмещение в суде.
Правонарушения первого типа являются по своей юридической природе уголовными преступлениями. Правонарушения второго типа можно отнести к категории деликта. Правонарушения третьего типа имеют смешанную природу — это деликт и преступление одновременно. Знает ли Саксонское зерцало такую категорию преступных деяний, как государственные преступления? О каких категориях преступлений идет речь в данном трактате?
При анализе норм Саксонского зерцала о преступлениях следует определить, выделяются ли здесь стадии совершения преступления, формы соучастия в преступлении, формы вины и т. п.
Статья 14 книги 2 и § 3 статьи 84 книги 3 первой части Саксонского зерцала говорят об убийстве в условиях необходимой обороны. При каких обстоятельствах такое убийство не наказывается смертной казнью? Какое наказание взамен смертной казни полагается тому, кто совершил убийство в условиях необходимой обороны?
Наказания, предписываемые Саксонским зерцалом за правонарушения первого типа, то есть злодеяния, носят особо жестокий характер. Какова цель таких наказаний?
Феодальный характер уголовного права, изложенного в рассматриваемом правовом памятнике, ясно выражается, например, в § 2 статьи 84 книги 3 первой части. Согласно ему убийство ленником своего господина влечет за собой в качестве наказания за это деяние лишение жизни, чести и того имения, которое ленник-убийца имел от убитого. Такому же наказанию подвергался, согласно указанному параграфу, и господин в случае, если он убивал своего ленника. Очевидно, что столь жестокое наказание назначено потому, что убийство человека сочетается в данных случаях с посягательством на отношения вассалитета-сюзеренитета. Какие еще можно привести примеры, показывающие феодальный характер уголовного права, описанного в Саксонском зерцале?
Какие обстоятельства учитываются в данном произведении при назначении наказаний? Принимается ли при этом во внимание сословная принадлежность преступника или потерпевшего?
Пятый вопрос.
Тема судоустройства и судопроизводства — одна из главнейших тем Саксонского зерцала. В этом смысле данный правовой памятник можно смело назвать судебником. Нормы, определяющие организацию суда и ход судебного процесса, составляют большинство норм первой части рассматриваемого произведения, то есть земского права. Однако и во второй его части, посвященной ленному праву, судопроизводству отведена особая глава — вторая по счету. Она так и называется — «О порядке судопроизводства». Очевидно, что здесь имеется в виду судопроизводство в рамках ленного суда.
В статье 1 книги 1 первой части Саксонского зерцала говорится о двух основных видах суда — церковном суде и светском суде, которые действуют в тесной связке, взаимно дополняя друг друга.
Юридическая природа светской судебной власти, представленной в Саксонском зерцале, в полной мере соответствует феодальному типу общества. Судебная функция мыслится здесь в качестве одной из обязанностей, проистекающей из сословного статуса и владения земельным наделом. Именно поэтому указанная функция называется в тексте рассматриваемого правового памятника «судебной повинностью» (см., например, § 2 статьи 2 книги 1 первой части) или «судебным леном» (см., например, § 3 статьи 53 и § 1 статьи 54 книги 3 первой части). Именно в силу своей феодальной природы судебная функция передается, согласно Саксонскому зерцалу, по наследству (см., например, § 3 статьи 26 книги 3 первой части).
В § 1 статьи 55 книги 1 первой части Саксонского зерцала отмеченная особенность светской судебной власти выражается предельно ясно: «Всякий светский суд имеет своим началом избрание. Поэтому судьей не может быть назначенный судья и никто иной, если он не был судьей по рождению или по своему лену». В соответствии с установленным здесь принципом, если на должность судьи избирался на длительный срок человек, не имевший лена, граф или маркграф должен был наделить его леном. Об этом прямо говорится в § 1 статьи 58 книги 1 первой части рассматриваемого произведения.
Юридическая природа светского суда раскрывается и в статье 2 книги 1 первой части Саксонского зерцала. Какие выводы о сущности судебной власти, представленной в данном трактате, можно сделать из содержания указанной статьи?
Содержание рассматриваемого правового памятника показывает, что суды в Германии делились на категории, соответствовавшие сословной структуре общества. Иначе говоря, иерархия судов во многом базировалась на сословной иерархии. Это в полной мере соответствовало феодальной природе средневековых германских судов.
Какие категории судов описываются в Саксонском зерцале? В Саксонском зерцале достаточно четко разграничиваются сферы юрисдикции церковного и светского судов (см., например, § 1 статьи 87 книги 3 первой части и др.). При этом в некоторых случаях допускается повторное рассмотрение дела, уже рассмотренного в светском суде, в суде церковном или наоборот. Согласно правилу, установленному в данном трактате, никто не платит штраф дважды за одно и то же правонарушение. Однако в случае, если правонарушитель нарушил мир и подлежит за свое преступление отлучению от церкви, он платит штраф и по решению светского суда, и по постановлению суда церковного (см. об этом § 4 статьи 53 книги 1 первой части).
При анализе норм Саксонского зерцала, посвященных королевскому суду, особое внимание следует уделить § 1 статьи 26, статье 33, § 2 статьи 52 книги 3 первой части. В чем заключаются зафиксированные в тексте Саксонского зерцала отличия королевского суда от других категорий судов?
Как образуется и действует, согласно нормам Саксонского зерцала, суд графа? Каковы рамки его юрисдикции?
Как образуется и действует суд гографа? Какова сфера его юрисдикции?
Что представляет собой ленный суд, согласно нормам Саксонского зерцала? Какова его организация? Каков порядок рассмотрения дел в ленном суде, согласно нормам, изложенным в главе 2 второй части Саксонского зерцала?
studopedia.ru
§ 13. Наказание за преступления против здоровья
Как и убийство, телесные повреждения влекли за собой в древности кровную месть. В дальнейшем за телесные повреждения закон широко применяет талион, законы XII Таблиц устанавливают «Si membrum rupit, ni cum eo pacii, talio esto», а институты Юстиниана гласили: «Наказание за обиды, по закону XII Таблиц, было за сломанный член talio, т. е. обиженный имел право отнять у обидчика такой же член, а за удар в лицо были установлены денежные пени. преторы позволяли самим потерпевшим обиду оценять оную, так чтобы судья присуждал виновного уплатить столько, сколько потребует обиженный, или менее, смотря по току, как ему заблагорассудится. Наказание за обиды, введенное законом XII Таблиц, вышло из употребления, то же, которое ввели преторы, часто встречается в судебной практике» 1.
Композиции и талион влекут за собой телесные повреждения в древнем еврейском праве, в законах хеттов, законах Хамурзбби и других законодательствах древнего Востока.
В Варварских Правдах размеры композиций за телесные повреждения весьма различны, в зависимости от нанесенного повреждения. В Салической Правде самые высокие композиции за руку, ногу, глаз и нос по 100 солть дов, пальцы расцениваются различно, в зависимости от sre боевого значения (maym английского права), за второй палец, «который пускает стрелу», — 35 солидов, а за последние три пальца вместе — 50 солидов, гл. (XXIX). Глава XVII Салической Правды предусматривала нанесение ран, за удар до крови следовало уплатить 15 солидов, а без крови —’ 1 солид, за удар кулаком — 3 солида (ст. ст. 5 и 6). По Саксонскому зерцалу тяжкие телесные повреждения влекли за собой отрезание руки, а легкие —■ пени и заклад (Busse und Wette).
Русское законодательство в древности также знало кровную месть за телесные повреждения, которая в дальнейшем вытеснилась выкупами различного размера, в зависимости от характера нанесенного повреждения и лич-
хотя и составляет необходимый элемент преступления, с отсутствием которого исчезает и самое его понятие, но при определении мерк виновности играет второстепенную роль» (Таганцев, О преступлениях против жизни, т. I, стр. 139).
1 Институты императора Юстиниана. Пер. Проскурякова, СПБ 1859 г., стр. 238—239.
кости потерпевшего (Русская Правда, Академический список, ст. ст. 2 и 3 и Троицкий список, ст. ст. 25—28).
Уложение царя Алексея Михайловича назначало за телесные повреждения талион и композиции (гл. XXII, ст. 10), а Воинский устав Петра I — членовредительские и телесные наказания, а в более легких случаях денежные взыскания и испрашиваиие прощения (арт. арт. 141 —147). По Морскому уставу Петра I «ежели. . . битой. . . некоторое увечье понесет, то (виновный) имеет быть також наказан на теле и послан в галерную работу вечно или временно, по рассмотрению суда. Сие разумеется о ундср-офицерах и рядозых, а ежели офицер. . . поранитъ, то в галерную работу вечно или временно, по рассмотрению суда» (ст. 98).
Наказания за телесные повреждения в большинстве современных уголовных кодексов неосновательно низкие, Loffler писал по этому поводу следующее: «StCB разделяет с большим количеством континентальных законодательств относительную мягкость в отношении телесных повреждений, которая в высшей степени странна. Неприкосновенность личности охраняется слабее, чем имущество. Это частично результат «нравственных и хозяйственных представлений», которые сегодня должны быть рассматриваемы как устаревшие; частично это признак еще распространенной некультурности, которая драку, как охрану физической силы, одевает в романтическое татье. В наибольшей степени, конечно, это результат доходящего до степени абсурда распоряжения закона квалифицирующими и привилегирующими признаками или даже отдельными составами преступлений, которые дифференцируются чо моментам, которые должны были бы быть совершенно безразличны для установления вины» 1.
Это объяснение Loffier’a интересно только с той точки зрения, что им совершенно прикрывается основное и значительно более простое объяснение — большая охрана частной собственности, чем личности человека, в условиях капиталистического общества.
Мягкость репрессий за телесные повреждения оказывается не только 1в том,, что вообще наказание за них недостаточно, но в еще большей степени в том, что относят к легким телесным повреждениям и что покушение на легкие телесные повреждения в большом количестве законодательств вообще не наказуемо, что для привлечено f f 1 с г, KOrperverletzung, Vereleichende DarsteHung Besond. Teii, Bd. V, S. 341.
ния к уголовной ответственности за многие случаи телесных повреждений требуется жалоба потерпевшего, чего нет вовсе для самых незначительных имущественных преступлений 1.
Как нетрудно увидеть из приложенной таблицы, наказания за телесные повреждения и в особенности за легкие телесные повреждения никакого сравнения с наказаниями за преступления против имущества не выдерживают (см. табл. на стр. 389):
Для сравнения наказания за телесные повреждения и за имущественные преступления приводим некоторые примеры: в Германии грабеж карался так же, как убийство. Простая кража влечет за собой наказание до 5 лет лишения свободы; «легкие» телесные повреждения—до 3 лет. При тяжких телесных повреждениях максимум наказания 5 лет каторги. При краже из помещения ест взломом или с использованием подобранного ключа — 10 лет каторги. При имущественном преступлении учитывается профессионализм и рецидив; при преступлении против личности все это не учитывается. Вор-рецидивист, укравший белье из сада, подлежит каторге до 10 лет, а если кража была квалифицированная — каторге от 2 до 15 лет, т. е. наказание будет больше, чем если бы он выколол два глаза. В Италии удар ножом в живот, имевший результатом опасную для жизни болезнь на многие месяцы, карался заключением на срок от 1 года до 5 лет, а кража, совершенная путем случайного использования утерянного ключа, — заключением на срок от 2 до 8 лет. Неудивительно, что даже буржуазные авторы приходили к выводу — больше не должно быть такого взгляда, что
1 Старый мировой судья Тулуб в царской России в статье «Из заметок и наблюдений мирового судьи» резко высказывался против частного обвинения и примирения по делам об обидах и оскорблениях. Ои писал: «.. .оскорбление чести должно быть признано проступком обще-уголовным и преследоваться в порядке публичном. Пусть личное достоинство людей будет в такой же мере неприкосновенным, в какой неприкосновенна их собственность, их имущество. Такая, повидимому, простая и очевидная истина, но для практического торжества ее оказывается мало длинного ряда веков, прожитых человечеством». «.. .вам нанесли побои, окровавили вас. Государству нет до этого дела. Совершилось событие никому кроме вас ничем не угрожающее. Понесен ущерб нравственный, а такая потеря с точки зрения интересов общества потеря безразличная. Если угодно, жалуйтесь, это зависит от вашей доброй воли, пожаловавшись, можете вести начатое дело, можете бросать его в любой момент процесса, вы полный, неограниченный хозяин здесь», но «кража угрожает опасностью всему обществу — собственность есть основа всего существующего». (Ж. М. Ю., 1897, № 4, стр. 79).
www.pravo.vuzlib.su