Претензия это обращение граждан

Претензия это обращение граждан

4.2. Как правильно оформить претензию и жалобу

От того, как насколько точно и правильно составлена претензия (жалоба), отчасти, зависит результат и срок ее рассмотрения. Неверно указанные сведения, отсутствие конкретных обоснований, контактной информации, подписи заявителя и иных необходимых данных, отнюдь не будут способствовать достижению положительного эффекта. Претензии и жалобы, составленные в письменной форме, – это документы, а как любые документы, они должны соответствовать определенным критериям и требованиям.

Претензией является заявленное другому лицу требование о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов, основанных на законодательстве или договоре. Претензия, как правило, составляется в письменной форме и лично подписывается потребителем (с указанием даты). В претензии необходимо указать:

• наименование и местонахождение образовательной организации – исполнителя (можно указать фамилию, имя, отчество руководителя образовательной организации; если исполнитель – индивидуальный предприниматель, то указывается его фамилия, имя, отчество и место жительства);

• фамилию, имя, отчество потребителя, его адресные и контактные данные;

• обстоятельства, послужившие причиной предъявления требований;

• доказательства, подтверждающие обоснованность заявляемых требований (со ссылками на пункты договора, желательно – законов или иных нормативно-правовых актов);

• конкретные требования потребителя;

• сумму заявленных требований (если предъявляются требования, имеющие денежную оценку);

• добровольный срок удовлетворения требований;

• перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств;

• иные сведения, необходимые для урегулирования спора.

К претензии прилагаются:

• обоснованный расчет денежной суммы (когда заявлены денежные требования);

• иные документы, подтверждающие предъявленные требования.

Претензия отправляется с помощью любых средств связи, обеспечивающих фиксирование ее направления исполнителю. Желательно предъявить претензию лично, вручив ее секретарю канцелярии либо через юридическую службу образовательной организации. Необходимо проследить за тем, чтобы поданная претензия была зарегистрирована в журнале входящей корреспонденции либо в журнале учета претензий. Полезно подготовить два экземпляра претензии, один из которых (с указанием входящего номера либо иной отметкой о получении претензии) останется у потребителя. Можно попросить сделать ксерокопию претензии, на которой будет стоять соответствующий штамп. Индивидуальному предпринимателю можно вручить претензию под роспись с обязательным указанием даты получения. В случае если исполнитель (его уполномоченные лица) отказывается принять претензию или зафиксировать на экземпляре потребителя факт и дату ее получения, следует направить претензию заказным или ценным письмом с уведомлением о вручении адресату.

Дата подачи претензии (проставления на ней входящего номера или иной отметки о принятии) считается начало течения срока рассмотрения претензии и (или) удовлетворения заявленных в ней требований. Если в претензии потребителем заявлены требования (одно из требований):

• об уменьшении стоимости оказанных образовательных услуг;

• о возмещении расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами;

• о возврате в связи с расторжением договора уплаченной за оказанные образовательные услуги денежной суммы;

• о возмещении убытков, причиненных отказом от исполнения договора,

то исполнитель, в случае добровольного признания этих требований, должен удовлетворить их в 10-дневный срок с момента получения претензии в свой адрес. Важно иметь в виду, что если условиями договора предусмотрены иные сроки удовлетворения перечисленных требований, то это неправомерно.

Для рассмотрения иных требований потребителей действующим законодательством сроков не установлено, но они могут быть указаны в соответствующих локальных актах образовательной организации, (например, в положении о претензионно-исковой работе). Поэтому при ознакомлении с учредительными и иными документами исполнителя, поинтересуйтесь, в каком порядке и в какие сроки должны рассматриваться требования, возникающие в связи с ненадлежащим исполнением (неисполнением) обязательств исполнителя при оказании образовательных услуг. Если претензионных сроков не предусматривается и в локальных актах образовательной организации, то, потребитель может самостоятельно установить в претензии срок рассмотрения заявленных требований. Конечно же, это должен быть разумный срок. По общему правилу, установленному Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ для рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, требования потребителя должны быть рассмотрены исполнителем в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (претензии). После получения претензии исполнитель, не позднее установленного в ней срока, должен уведомить потребителя о своих намерениях.

Жалоба – это обращение заявителя с просьбой (требованием) о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод и законных интересов. Жалоба может быть как письменной, так и устной. В жалобе указываются следующие сведения:

• наименование уполномоченного органа (организации), которому направляется жалоба (государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения). Можно указать фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица или только его должность;

• наименование и местонахождение (место жительство, если это индивидуальный предприниматель) исполнителя, чьи действия (бездействия) обжалуются.

• фамилия, имя и отчество потребителя, место жительства. Необходимо указать почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ и (или) уведомление в случае переадресации жалобы. Желательно указать и контактный телефон, поскольку он может понадобиться для уточнения каких-либо обстоятельств, что позволит принять соответствующее решение в более короткие сроки;

• обстоятельства, послужившие причиной направления жалобы. То есть нужно изложить данные о тех фактах, вследствие которых права потребителя оказались нарушены (не соблюдены);

суть просьбы (требования). То есть необходимо определить, цель обращения: восстановить или защитить свои права, привлечь исполнителя к ответственности либо указать иные требования или вопросы, предложения, из которых будут явственно следовать намерения потребителя.

Перечень прилагаемых необходимых документов (их копий).

Подпись потребителя и дата составления жалобы.

Направлять жалобу рекомендуется в том же порядке, что и претензию. Если имело место предварительное обращение к исполнителю с претензией, и она не была удовлетворена, необходимо указать это в жалобе. Делать в жалобе ссылки на доказательства, подтверждающие нарушение (несоблюдение) исполнителем прав потребителя, не обязательно, но желательно.

Порядок рассмотрения жалоб (обращений) граждан в Роспотребнадзоре.

В Роспотребнадзоре рассматриваются обращения граждан – индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам, касающимся сферы деятельности Роспотребнадзора, а также порядка исполнения его государственных функций, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме личного обращения к должностному лицу во время приема граждан.

Все обращения граждан (письменные, устные, направленные по почте или заявленные на личном приеме), поступившие в центральный аппарат Роспотребнадзора, регистрируются в общем отделе Управления делами с использованием специальной программы на компьютере. Поступившие в Роспотребнадзор письменные обращения граждан в зависимости от содержания докладываются руководителю Роспотребнадзора, его заместителям либо направляются в соответствующие управления.

Письменные обращения граждан рассматриваются в течение 30 дней со дня поступления (регистрации) в Роспотребнадзор. При необходимости срок рассмотрения таких обращений может быть продлен заместителем руководителя Роспотребнадзора, но не более чем на один месяц с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Анонимные обращения (без подписи и указания фамилии, имени, отчества и почтового адреса), обращения, не поддающиеся прочтению, содержащие оскорбительные выражения, а также дубликатные (второй и последующие тексты одного обращения, направленные гражданином в различные органы государственной власти или повторяющие текст предыдущего обращения, на которое дан ответ) в Роспотребнадзоре не рассматриваются. На дубликатные обращения могут направляться уведомления о ранее данных ответах или их копии. Анонимные сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях пересылаются в соответствующие правоохранительные органы.

Кроме того, не рассматриваются по существу (за исключением случаев, установленных законодательством РФ) обращения граждан с просьбами о разъяснении (толковании норм, терминов и понятий) законодательства РФ и практики его применения (в том числе нормативных правовых актов Роспотребнадзора). Также не подлежат рассмотрению обращения с просьбами о проведении экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных ситуаций в отношениях хозяйствующих субъектов. В указанных случаях начальники управлений информируют об этом заявителей.

В случае если поставленные в обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию Роспотребнадзора, начальники его управлений направляют обращение в 5-дневный срок по принадлежности и информируют об этом заявителей.

Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы. При повторном обращении заявителей дополнительное рассмотрение разрешенных обращений граждан проводится начальниками управлений Роспотребнадзора в случаях выявления новых обстоятельств и изменении нормативного правового регулирования в сфере, касающейся решения вопроса, вызывающего указанные обращения.

Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение автором реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и сообщающее о невозможности принять обращение при отсутствии этих реквизитов. Адрес электронной почты заявителя и электронная цифровая подпись является дополнительной информацией.

При поступлении интернет-обращения, если заявителем указан адрес электронной почты, ему по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или о мотивированном отказе в рассмотрении. После чего обращение распечатывается, и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.

Основанием для отказа в рассмотрении интернет-обращения, помимо вышеперечисленных оснований, также может являться:

• указание заявителем недействительных сведений о себе и (или) адреса для ответа;

• поступление дубликата уже принятого электронного сообщения;

• некорректность содержания электронного сообщения;

• невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).

Ответ на интернет-обращение может направляться как в письменной форме, так и в форме электронного сообщения.

Прием граждан проводится начальниками управлений Роспотребнадзора (их заместителями), по рабочим дням в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком, в специально оборудованных помещениях с соблюдением мер безопасности. Запись на прием и организация приема обеспечивается секретариатом руководства Роспотребнадзора. Если во время приема граждан решение поставленных вопросов невозможно, от посетителя принимается письменное обращение, которое после регистрации направляется на рассмотрение в соответствующие управления. Если поставленные посетителем вопросы не входят в компетенцию Роспотребнадзора, ему разъясняется право обращения в соответствующие органы государственной власти.

Порядок рассмотрения жалоб (обращений) граждан в Рособнадзоре аналогичен вышеизложенному порядку, установленному Роспотребнадзором. Порядок рассмотрения жалоб (обращений) граждан в органах местного самоуправления и общественных объединениях потребителей определяется уставами муниципальных образований (иными локальными актами) и уставами (положениями) общественных объединений в соответствии с действующим законодательством РФ. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации» в целях реализации конституционного права граждан на обращение (ст. 33 Конституции РФ) предусмотрен общий (единый) порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, направляемых в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Этот порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в ином порядке, установленном федеральными конституционными, федеральными и иными законами. Данное исключение, в частности, относится к обращениям граждан в связи с реализацией предусмотренных законами их процессуальных прав (права на подачу в судебные органы иска, жалобы, ходатайства). В связи с этим нельзя отождествлять понятие жалобы, подаваемой в целях защиты нарушенных прав потребителя, скажем, в Роспотребнадзор, и жалобы, направляемой в судебные органы по причине оспаривания, к примеру, неправомерных действий (решений) должностных лиц, в результате которых были нарушены права и свободы потребителей. В настоящее время наряду с процессуальными нормами, установленными в соответствующих федеральных законах, продолжает действовать Закон РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

www.e-reading.mobi

Как правильно жаловаться в Роспотребнадзор после 1 января 2017 года?

Краткое содержание:

Правила обращения в Роспотребнадзор за содействием в защите прав потребителей с 1 января 2017 года претерпели изменения. Теперь, чтобы инициировать проверку контрольного органа по заявлению потребителя, необходимо подтвердить факт обращения к предполагаемому нарушителю (продавец, поставщик, исполнитель работ и т.д.) с официальной претензией, которая была проигнорировала или не удовлетворена. Подробнее о том, как правильно соблюсти претензионный порядок, чтобы привлечь на свою сторону Роспотребнадзор, читайте в правовой инструкции 9111.ru.

Как инициировать проверку Роспотребнадзора?

Изменения в порядок обращения в Роспотребнадзор и проведения на их основании проверок юридических лиц и ИП были внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Разъяснения даны в информации Роспотребнадзора от 07.12.2016 «О новых требованиях к обращениям потребителей как основанию для проведения внеплановой проверки».

Главное нововведение – это обязательный претензионный порядок разрешения потребительского спора до обращения в Роспотребнадзор. Без его соблюдения контролирующий орган не имеет права проводить внеплановую проверку юридического лица или индивидуального предпринимателя, которого заявитель обвиняет в нарушении прав потребителя (пп. В п.2 ч.2 ст. 10 ФЗ от 3 июля 2016 года N 277-ФЗ). Основанием для проверки может служить только отказ или игнорирование претензии нарушителем. Обязанность доказать соблюдение претензионного порядка возложена на заявителя – соответствующие документы прикладываются к обращению в Роспотребнадзор и проверяются последним.

Важно знать, что изменения касаются только потребительских споров и не распространяются на обращения и заявления граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании. Таким образом, если гражданин приобрел не соответствующий требованиям безопасности товар, он вправе обращаться непосредственно в Роспотребнадзор, который в установленном порядке организует мероприятия по контролю.

Как правильно составить претензию?

Претензия оформляется в произвольной форме, в ней необходимо указать на допущенные нарушения и заявить требования, соответствующие нормам Закона РФ «О защите прав потребителей», и сроки их исполнения. В тексте лучше сослаться на конкретные статьи закона (напр. ст.ст. 14, 18, 28, 29 ЗОЗПП и др.).

Претензию можно как лично вручить продавцу, так и отправить по почте (в том числе и электронной). Для подтверждения соблюдения претензионного порядка, чтобы нарушитель в дальнейшем не смог заявить о том, что никаких требований не получал, а также если потребуется обращаться в Роспотребнадзор, очень важно получить подтверждение направления претензии. Поэтому при личном вручении претензии на втором экземпляре, который остается у потребителя, ставится отметка о принятии с ФИО и подписью сотрудника ее принявшего, а также датой. По почте претензия отправляется письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Как уже было сказано выше, допускается также направление претензии по электронной почте через специально предусмотренный сервис на сайте продавца (если такой есть) или на указанный им адрес электронной почты. Однако в этом случае необходимо обязательно получить подтверждение от продавца о том, что претензия получена, например, ответ с официального адреса. Если такого подтверждения нет, то лучше подстраховаться и отправить претензию почтой. Адрес продавца, если он неизвестен, можно найти на сайте egrul.nalog.ru по ИНН, наименованию юридического лица, ФИО и месту жительству ИП.

Как написать жалобу в Роспотребнадзор?

Жалоба в Роспотребнадзор оформляется исходя из требований ст. 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ. Обращение должно содержать наименование госучреждения или сведения о должностном лице, которому оно направляется, и заявителе (анонимные обращения не рассматриваются), а также адрес для обратной связи — почтовый или электронный. Сама жалоба пишется в свободной форме. Обстоятельства, послужившие поводом для обращение в контролирующий орган, необходимо изложить ясно и в хронологическом порядке. Заявление должно содержать необходимые реквизиты (название, адрес и т.д.) юридического лица или ИП, действия которого обжалуются и просьбу оказать содействие в защите прав потребителя. К жалобе прикладываются все необходимые документы, подтверждающие обоснованность заявленных требований, а также доказательства обращения к нарушителю с официальной претензией. В зависимости от способа ее направления, это может быть второй экземпляр претензии, почтовое уведомление о ее вручении, скриншот страницы из электронной почты или с сайта продавца о том, что претензия получена либо официальный ответ на претензию, в котором продавец отказывает потребителю в удовлетворении требований.

Роспотребнадзор обязан дать ответ по существу обращения в срок 30 дней со дня его регистрации (срок может быть продлен на 30 дней). По результатам проверки продавцу (исполнителю работ, производителю и т.д.) может быть выдано предписание об устранении нарушений, послуживших причиной обращения. Также указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Важно также знать, что нововведениями предусмотрено право Роспотребнадзора обратиться в суд с иском о взыскании с заявителя расходов, понесенных органом в связи с рассмотрением поступившего заявления, если в нем были указаны заведомо ложные сведения (ч.3.5 ст.10).

www.9111.ru

Жалоба, заявление, предложение, ходатайство, петиция — цивилизованные способы решения проблем

Содержание:

О праве граждан на обращения в органы власти и иные инстанции

При непростых обстоятельствах и конфликтах, сложившихся, например, в процессе использования своего участка, когда вдруг невозможно зарегистрировать его границы или невозможно оформить на него правоустанавливающие документы, или сталкиваясь с несправедливостью или нарушением прав, любой человек задумывается о том, отчего это произошло и как восстановить эту самую справедливость, как решить проблему, к кому нужно обратиться в администрации или суд для разъяснений, с чего начать, будут ли негативные последствия от обращения к должностному лицу и каким должен быть план дальнейших действий.

В таких ситуациях вполне естественны и понятны появляющиеся у любого человека появляющиеся вопросы:

  • Чего я хочу добиться? Справедливы ли мои требования и претензии?
  • Есть ли нарушения прав и закона, и в чём, как мне кажется, это проявилось?
  • Если посоветусь с близкими, поймут ли они суть возникших сомнений по поводу нарушения моих прав?
  • Какое должностное лицо может помочь решить возникшую проблему?

Когда после размышления о сложившейся ситуации становится понятным, что для устранения проблемы необходимо обратиться в администрацию или другой орган власти, важно знать, что возможность обращений граждан РФ к органам власти определена законодательно:

  • Конституцией РФ (статья 33),
  • Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (№ 59-ФЗ от 02.05.2006 г.);

Заявления, жалобы, ходатайства, петиции граждан, в целом называемые обращениями, являются цивилизованными методами разрешения тех проблем, на которые люди обращают внимание органов власти, полиции, налоговиков, прокуратуры или других компетентных структур, и излагают обоснованные требования по их устранению.

В обращенииях можно изложить предложения по улучшению жизни в городе или селе, сделать заявление по поводу недостатков в работе администрации, а также высказать жалобу на нарушение ваших прав и попросить содействия в разрешении ситуации.

Обратиться в любой орган власти, в государственное или муниципальное учреждение или к должностному лицу могут как любой гражданин РФ, так и лица, не имеющие гражданства РФ.

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными, письменными, в электронной форме, отправленными почтой. Рассмотрение всех видов обращений проводится бесплатно.

Право на обращение является свободным и добровольным. Оно не должно нарушать права и свободы других лиц.

Виды обращений

1. Используемая терминология и основные виды обращений

  • должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти или выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления;
  • обращение — индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба, ходатайство гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной, письменной или электронной форме;
  • индивидуальное обращение — обращение одного гражданина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), подаваемое, как правило, от своего имени или от имени другого лица, которое не имеет возможности обратиться лично, и поручает это другому лицу (по оформленной письменной доверенности);
  • обращение от имени недееспособного гражданина или признанного ограниченно дееспособным— обращение, подаваемое его представителем (опекуном или попечителем) с предъявлением копии судебного решения о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • коллективное обращение — обращение двух и более граждан с неограниченным количеством подписей;
  • заявление — просьба гражданина по вопросам, касающимся:
  1. содействия в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц (например, заявление о предоставлении земельного участка, заявление о приёме на работу или увольнении);
  2. сообщений о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц,
  3. критики деятельности указанных органов и должностных лиц;
  • жалобаобращение с требованием о восстановлении прав, свобод или законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан;
  • предложение — обращение гражданина (граждан) в виде рекомендации по вопросам:
  1. улучшения деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц),
  2. совершенствования правового регулирования отношений:

в государственной и общественной жизни,
деятельности местного самоуправления,
деятельности предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования,
по решению проблем местного значения;
реализации прав и свобод граждан.
экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества (например, обращение жителей города в местный исполнительный орган о проведении реставрации памятника архитектуры с указанием источников финансирования, или конкретные предложения экономистов отдела руководителю предприятия о повышении рентабельности);

  • ходатайство — обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним определённого статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.
  • петиция — коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

Виды обращений по способу составления

По способу составления обращения могут быть:

  • письменными — обращения, изложенные в письменной форме и содержащие подпись гражданина (граждан) с указанием фамилии, имени, отчества, данных о месте жительства или работы (учебы).
  • устными — обращения гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приёме должностному лицу государственного органа, иной организации.
  • повторными — обращения гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).

Все виды обращений, как правило, оформляются в виде заявлений, жалоб и ходатайств, на особенностях которых имеет смысл остановиться подробнее.

Заявление (коллективное или от частного лица) представляет собой письменный официальный документ, который фиксирует обращение гражданина или группы лиц к администрации или к должностному лицу по поводу защиты интересов и осуществления прав. Оно подлежит обязательному рассмотрению в порядке, установленном ФЗ № 59 (пункт 2 статьи 8).

Заявление адресуется конкретному должностному лицу (руководителю администрации, организации, его заместителю или руководителю структурного подразделения).

Текст любого заявления начинается с существа вопроса — обращения:

  1. прошу разобраться в ситуации,
  2. прошу помочь с разрешением сложившейся проблемы,
  3. прошу проверить состояние,
  4. прошу обратить внимание на следующую ситуацию (проблему, вопрос).

Далее в тесте заявления детализируется затронутый вопрос. Форма написания завления свободная. Заявление подписывается автором и направляется в администрацию для принятия решения.

Пример подачи коллективного коллективного заявления демонстрирует этот видеоматериал:

Заявление можно отправить одним из следующим способов:

  • по почте заказным письмом,
  • принести его лично и передать в секретариат,
  • по электронной почте.

На 2-м экземпляре заявления нужно поставить отметку о дате приёма заявления. Решение должностного лица (руководителя), к которому адресовано заявление, выражается резолюцией.

Резолюция на заявлении служит основанием для подготовки письменного ответа автору завления о принятии решения, справки о состоянии затронутого вопроса, приказа о проведении экспертизы, проверки и т.п.

Обязательные разделы заявления

В заявлении в обязательном порядке должны быть следующие данные:

  • наименование документа (заявление);
  • наименование администрации, организации или учреждения, в которое будет направлено заявление;
  • ФИО, а также полное наименование должности лица, к которому обращено заявление.

В правом верхнем углу нужно указать адресата (например, «В Администрацию» и написать наименование муниципального образования, но, если конкретный адресат известен, лучше написать его должность, фамилию и инициалы).

Другие обязательные сведения:

  • ФИО и ряд других сведений о заявителе, например, его адрес, паспортные данные, указание должности, контатный номер телефона и так далее, если они являются значимыми для получения полной информации о данном деле;
  • конкретное и при этом достаточно сжатое изложение сути заявления;
  • в заключительной части заявления формулируется просьба по поводу осуществления своих прав или защиты интересов;
  • перечень документов, которые прилагаются к заявлению делается с их описью (после слова «Приложения» и перед подписью заявителя);
  • дата составления заявления;
  • личная подпись заявителя с расшифровкой.

Примечание:

  • заявление подаётся в 2-х экземплярах, на которых ставится входящий номер и подпись кто принял. Один экземпляр заявления с входящим номером и датой принятия передаётся заявителю;
  • в течение 30 дней с момента принятия заявления принявший его орган обязан дать ответ;
  • если заявление коллективное, нужно обязательно после подписей писать ФИО полностью всех заявителей;
  • заявления, в которых содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, не рассматриваются;
  • анонимные заявления не рассматриваются.

Жалоба относится к одному из способов борьбы с нарушением прав граждан и организаций, с которыми им приходится сталкиваться в быту или своей деятельности, и, вместе с тем, средством для предупреждения таких правонарушений.

Жалобой будут являться обращения:

  1. о восстановлении прав и законных интересов,
  2. о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения,
  3. обжалование действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда, по своему юридическому статусу, способствующее обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства.

Содержание жалоб разнообразно — люди жалуются как на чиновников, полицейских, управляющую жилищную компанию, на соседей, на врача или больницу, на почту или страховую компанию, на директора предприятия, на судью и т.д. как за их бездействие или на их неправомерные действия, так и в случае несогласия с решением или действиями, затрагивающими права и охраняемые законом интересы граждан.

Жалоба может быть подана в устной письменной форме в суд, в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Несмотря на большое разнообразие проблем, затрагиваемых в жалобах. цель ижалоб одна — добиться восстановления или защиты собственных нарушенных прав, свобод, законных интересов или прав, свобод, законных интересов других лиц.

Правом подачи жалоб обладают как граждане РФ, так и иностранным граждане и лица без гражданства, проживающие на законных основаниях на территории России.

О сроке подачи жалобы

В отличие от предложений и заявлений, жалобы, как правило, подаются в тех случаях, когда права гражданина или граждан уже нарушены и требуется их восстановить. Тем не менее, жалобу можно подать в течение определённого срока:

  1. не позднее 3-х месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав,
  2. не позднее 1 месяца со дня письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении его требований, содержащихся в обращении (к примеру, при несогласии с судебным решением подаётся апелляционная жалоба).

При пропуске срока подачи жалобы по уважительным причинам и при условии предоставления оправдательных документов (больничный лист, командировочное направление) срок подачи может быть продлён.

Требования к составлению жалобы

В тексте жалобы не должно быть

  • материалов клеветнического характера,
  • выражения, оскорбляющие честь и достоинство лиц, на которых жалуется гражданин.

При нарушении указанных требований обратившийся с жалобой гражданин может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, а отдельных случаях обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов (статья 128.1 Уголовного кодекса РФ).

Как оформляется жалоба?

Документ должен содержать:

  • адресат получателя;
  • данные отправителя;
  • указание заинтересованных сторон (обычно для судебных документов);
  • изложение фактов и обстоятельств, доказывающих или свидетельствующих о нарушении прав заявителя, со ссылками на законы, постановления или акты местных властей, относящихся к затронутой в жалобе проблеме (с названием, номером, датой издания, конкретных пунктов документа);
  • требования:
  1. устранить нарушения,
  2. привлечь к ответственности,
  3. выполнить конкретные действия (например, пересмотреть судебное дело, отстранить от работы сотрудника).
  • подпись под текстом жалобы (без подписи жалоба считается анонимной и не засматривается);
  • дата подачи жалобы;
  • при необходимости — дополнительные документы, прилагаемые к жалобе (из перечень нужно сгруппировать в раздел «Приложения» , разместив его под текстом жалобы перед подписью).

Всегда нужно учитывать, что просьбы в жалобе необходимо формулировать с учётом полномочий чиновника и того органа, в которое подаётся жалоба, и что требования, выставленные в ней, не должны быть взаимоисключающими.

Если жалоба подана «не по адресу», например в администрацию на бездействие полицейского, то заявителю в обязательном порядке даётся разъяснение о том, куда следует обратиться.

Если же приложенные к жалобе документы не позволяют выяснить вопрос о том, кто является их автором, такие документы считаются анонимными и, соответственно, не рассматриваются.

Ходатайство

Ходатайство является формой обращения граждан, группы лиц или организаций с прошением, подаваемым:

  1. в какую-либо общественную организацию,
  2. в государственный орган,
  3. в вышестоящую инстанцию.

Подаётся оно на имя конкретного должностного лица, которое компетентно в указанной в ходатайстве проблеме и обладает соответствующими полномочиями для решения вопроса, к примеру:

  • действующая на предприятии профсоюзная организация ходатайствует перед его руководством о предоставлении жилья из фонда предприятия конкретному работнику;
  • руководство завода может ходатайствовать о выделении своему работнику места в общежитии, находящемся на балансе другого предприятия.

Ходатайство является одним из видов обращений в государственные органы, допустимых лишь по тем вопросам и в тех случаях, что установлены законодательством РФ (к примеру, ходатайство о выдаче разрешения на въезд в Российскую Федерацию иностранным лицам и лицам без гражданства, получить которое можно, в частности, на сайте госуслуг).

В процессе судебного расследования ходатайство становится официальной просьбой, изложенной в письменной форме участниками судебного делопроизводства с целью осуществления определенных действий:

  1. выяснения отдельные фактов, касающихся судебного слушания;
  2. обеспечения собственной безопасности или законных представителей, действующих во время расследования или судопроизводства,

то есть содержание ходатайства в этом случае должно быть значимым для конкретного судебного процесса, иметь прямое отношение к делу, а отклонение таких ходатайств классифицируются как нарушение Уголовно-процессуального кодекса РФ (статья 159).

Петиция представляет собой официальное прошение, подаваемое индивидуально или в коллективном виде в органы государственной власти или органы местного самоуправления в письменном виде с целью инициализации или изменения какого-то решения правительства.

В петициях, направляемых, как правило, в высшие органы государственной власти, поднимаются не частные, а общественно значимые публичные вопросы.

В России специального федерального закона, устанавливающего особый порядок выдвижения, петиции, её направления и рассмотрения, нет или пока нет, а Конституция РФ, ввиду отсутствия в ней статей о петиции, не наделяет россиян правом их подачи.

В ряде развитых стран право на подачу петиций, как и свободное волеизъявление их народов, закреплено на законодательном уровне. В соответствии с принятыми законами, определён минимальный объём подписей, которые, нужно собрать для того, чтобы документ был внесен на рассмотрение в правительственный орган. Минимальное количество подписей в петиции зависит от особенностей правовой системы, возможностей быстрой обработки запросов и, естественно, от политической системы государства.

Петиции в странах, где разрешено их выдвижение, являются одним из важнейших инструментов влияния общества на власть. Они обеспечивают коммуникации между властью и гражданами, хотя нередко по различным мотивам.

Возможность выдвижения петиций в России

Возможность выдвижения петиций в России регламентирована Указом Президента РФ «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (№ 183 от 4 марта 2013 г.).

С помощью этого этого портала можно охватить весьма немалую аудиторию и, как следствие, собрать гораздо больше подписей. Кроме этого, исчезла необходимость в подготовке огромного пласта бумажных документов, в проведении личных встреч и в установлении контактов. Не удивительно, что по этой причине электронные петиции приобрели большую популярность. Электронный и бумажный (письменный) варианты петиций равнозначны по юридической силе.

Задача петиций заключается не только в сборе подписей. Они создают более важную возможность — объединяют людей, не безразличных к конкретной общей проблеме, по которой можно работать сообща, добиваться нужного внимания к ней как со стороны властей, так и организаций, компаний и широкого круга социально активных групп населения.

Петиция, по своей сути, является официальным изложением воли определённого количества граждан. С этим фактом власть обязана считаться. Петиция позволяет влиять на принятый закон, частично менять его или вообще отменить, если для этого окажется достаточно оснований. Петиции, по большому счёту, можно выдвигать в отношении любых вопросов, будь то снятие с должности коррумпированного чиновника или создание детского парка в городе или посёлке.

На странице сайта госуслуг «Российская общественная инициатива официальный сайт ROI.ru. Регистрация и голосование» можно в подробностях ознакомиться с условиями подачи петиции и интернет-голосования за выдвинутое предложение, в частности, с требованием о том, что петиция не должна содержать в себе инициативы, противоречащие действующему российскому законодательству.

Виртуальные приёмные для подачи заявлений, обращений, жалоб, ходатайств и предложений

Примером новых форм диалога власти и различных учреждений с населеннием могут послужить:

  • электронная приёмная Президента Российской Федерации,
  • виртуальная приёмная Государственной Думы РФ,
  • официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга, являющийся электронной приёмной для оправки обращений и сообщений,
  • электронная приёмная Правительства Ленинградской области,
  • электронная приёмная Правительства Москвы,
  • электронная приёмная Департамента развития новых территорий города Москвы,
  • виртуальная приёмная Администрации Красноярска,
  • интернет-приёмная Администрации города Смоленска,
  • официальный интернет-сайт (электронная приёмная) Администрации Гурьевскрго городского поселения Кемеровской области,
  • Портал Департамента здравоохранения Костромской области,
  • виртуальная приёмная ректора ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»,
  • сайт «Активный гражданин» — проект для тех, кому важно, что происходит в Москве, представляющий собой площадку для электронных референдумов, запущенную по инициативе Правительства Москвы,
  • Портал неравнодушных, созданный Администрацией Липецкой области,

на которых люди подают свои предложения, затрагивающие различные вопросы жизни своего региона. Они обсуждаются участниками этих интересных проектов, результатами чего становится реализация лучших идей и решение обозначенных в обращениях проблем.

Совершенно не исключающие традиционные формы письменных обращений и личный приём у руководителей, органов исполнительной власти и различных учреждений, обеспечивающие гражданам удобство обращений, дополнительные возможности для получения исчерпывающих консультаций и ответов на интересующие вопросы, выступить с предложением и инициативой, открыто высказать свое мнение по актуальным для города, области, региона темам виртуальные приёмные становятся всё более популярными.

Права лиц, подавших обращения

При обращении в органы власти и любые иные инстанции гражданин имеет право:

  • предоставлять дополнительные документы и материалы;
  • запрашивать у адресата дополнительные документы и материалы;
  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действий (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в вышестоящую инстанцию в административном и (или) судебном порядке в случае обоснованного несогласия с принятым решением или допущенными нарушениями, которые влекут ущемление прав заявителя
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гарантии безопасности в связи с подачей обращения

Закон запрещает преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица, либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов, прав, свобод и законных интересов других лиц.

Не допускается разглашение сведений, касающихся частной жизни гражданина, содержащихся в обращении, а также иных сведений, без его согласия.

Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, как и направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Порядок рассмотрения обращений граждан

1. Личный приём граждан должностными лицами

Подать обращение в государственные органы, органы местного самоуправления или сделать это в устном порядке можно в процессе личного приёма руководителями этих органов и уполномоченными на то должностными лицами.

Информация о месте приёма, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приёме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема граждан. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное заявление, принятое в ходе личного приёма, подлежит обязательной регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Если в заявлении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приёма гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

2. Обязательность регистрации письменного обращения

Письменное обращение может быть направлено непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления, тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в заявлении вопросов.

Письменное завление подлежит обязательной регистрации. На заявлении ставится входящий номер документа, дата регистрации, фамилия, должность и подпись зарегистрировавшего документ лица

Регистрация обращений граждан проводится с использованием одной из следующих форм:

  1. электронной,
  2. карточной,
  3. журнальной с графами.

Все поступившие обращения, в том числе и принятые на личном приёме, регистрируются в день их поступления.

Если компетенция должностного лица или органа администрации, к которым было направлено обращение, не позволяет решить вопросы, содержащиеся в обращении, они, в течение 7-ми дней со дня регистрации обращения, направляют это завление в другой, соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Об этом заявителель оповещается в обязательном порядке.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Запрещается направлять обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

В случае, если невозможно направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в судебном порядке.

3. Обязанности должностных лиц при рассмотрении обращений

  • принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений;
  • принимать законные и обоснованные решения;
  • письменно информировать граждан о решениях, принятых по результатам рассмотрения письменных обращений, аргументировав их принятие;
  • разъяснять порядок обжалования решений.

4. Сроки рассмотрения обращений

  1. если обращение не требуют дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней;
  2. если решение вопросов относится к компетенции получателя — не позднее 1 месяца;
  3. если рассмотрение обращения нуждается в проведение специальной проверки, запросов информации — срок его рассмотрения продляется, но не более чем на 1 месяц (с уведомлением об этом граждан).
  4. если обращение требует необходимость направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации, срок его рассмотрения может быть продлен до 6 месяцев.

Если же обращение гражданина, поданное а местные власти, в службу судебных приставов, в Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу, ЖКХ или другие органы было проигнорировано, оставлено без рассмотрения или на него предоставлен ответ, представляющий по своей сути отписку, то есть со стороны должностных лиц было допущено грубое административное правонарушение и нарушение ФЗ №59, то это обстоятельство должно стать предметом внимания прокуратуры, куда следует немедленно обратиться:

5. Контроль за рассмотрением обращений

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в пределах своей компетенции:

  1. ведут контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений,
  2. анализируют содержание поступающих обращений,
  3. принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Контроль за рассмотрение поступивших обращений граждан ведётся с использованием электронной системы контроля, регистрационно-контрольных карточек, журналов.

Поручения руководителей (должностных лиц) о дальнейшем рассмотрении обращений граждан оформляются в форме резолюций.

Гражданам письменно сообщается о решениях, принятых по результатам рассмотрения их письменных обращений.

В ответах, направленных в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) по находящимся на контроле обращениям граждан и предписаниям, указываются сведения об уведомлении гражданина о результатах рассмотрения его обращения, отметка об исполнителе.

В случаях, когда в письменных обращениях граждан, поступивших в государственные органы, иные организации (должностным лицам), одновременно содержатся вопросы, относящиеся к компетенции нескольких государственных органов, иных организаций (должностных лиц), копии данных обращений в 5-дневный срок направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан.

6. Когда обращение считается рассмотренным и разрешённым

Обращение считается рассмотренным и разрешённым, если:

  1. поставленные вопросы рассмотрены.
  2. приняты необходимые меры;
  3. письменно дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов в сроки, указанные в Законе.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по электронному почтовому адресу, указанному взаявлении.

7. Срок хранения обращений

Заявления и обращения граждан, материалов, связанных с их рассмотрением, — 5 лет.

В случае неоднократного обращения — 5 лет с даты последнего рассмотрения.

В необходимых случаях в установленном порядке государственным органом, иной организацией может быть принято решение об увеличении срока хранения или о постоянном хранении соответствующих обращений граждан.

8. Перечень оснований для отказа в рассмотрении обращений

  • в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
  • в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
  • текст письменного обращения не поддаётся прочтению, оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с его компетенцией, о чём сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
  • ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса с недопустимостью разглашения указанных сведений.
  • обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
  • в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
  • в письменном обращении содержится вопрос, на который многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращения переписки по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган или одному и тому же должностному лицу, с уведомлением гражданина, направившего обращения.

9. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Полезно учесть

Чтобы обращение было рассмотрено серьезно и в срок, желательно, чтобы в нём были ссылки на законы или какие-либо другие официальные решения.

Ссылки на нормативные акты и отдельные их пункты создадут существенные затруднения чиновникам делать отписки и помогут добиться эффективных результатов.

www.zemvopros.ru

Популярное:

  • Закон о правах третьих лиц О защите прав третьих лиц в исполнительном производстве В судебной и арбитражной практике последних лет нередки случаи, когда при осуществлении функции по своевременному и эффективному исполнению вступивших в законную силу […]
  • Опека и попечительство устанавливаются над детьми Статья 145 СК РФ. Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей Новая редакция Ст. 145 СК РФ 1. Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей […]
  • Просроченная страховка номера не снимают Здравствуйте закончилась страховка если снимут номер кто может его может забрать из гбдд Здравствуйте закончилась страховка 06.04.2015 если остановит дпс выпишут штраф снимут номер кто может забрать гос номер из гбдд Ответы […]
  • Адвокат петров игорь Теория всего a theory of everything Импринтинг Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так. Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы […]
  • Субсидии малым формам Субсидии малым формам хозяйствования Агротуризм Виноградорство и виноделие Молоко Начинающий фермер Рыбоводство Сельские усадьбы Семейные фермы Торговая площадка 350005, г. Краснодар ул. Кореновская, 3 […]
  • Пособие рождение ребенка смоленск Пособие рождение ребенка смоленск Изменения законодательства, регулирующего предоставление ежемесячной денежной выплаты гражданам, которым присвоено звание «Ветеран труда Смоленской области» В соответствии со статьей 2 […]
  • Хотели приезжать суда да Курорт Архипо-Осиповка - цены, погода, пляж и многое другое - отзывы отдыхающих Чтобы хорошо отдохнуть, нужно весь год копить деньги и потом полететь куда-нибудь за океан и там всё потратить за дней десять. Нет, на самом деле, […]
  • Взаимодействие подразделений овд при раскрытии и расследовании преступлений Использование современных компьютерных технологий в раскрытии и расследовании преступлений; Нетрадиционные средства получения значимой для расследования преступлений информации. С течением времени они перестают именоваться […]