Приказ 128 от 14042009

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 апреля 2009 г. N 09АП-5825/2009-АК

Дело N А40-82716/08-87-400

Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 27.04.2009 года.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи В.Я. Голобородько,

судей Е.А. Солоповой, Н.О. Окуловой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Москве

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2009

по делу N А40-82716/08-87-400, принятое судьей В.Н. Семушкиной,

по заявлению ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго»

к Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Москве

о признании незаконным бездействия и обязании возместить налог на добавленную стоимость в размере 110 899 931 руб. путем возврата,

при участии в судебном заседании:

от заявителя — Панкин К.А. по дов. от 29.12.2008

от заинтересованного лица — Прядко А.Ю. по дов. от 14.05.2008

ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 3 по г. Москве, в котором просило признать незаконным бездействие Инспекции ФНС России N 3 по г. Москве, выражающееся в непринятии решения о возмещении ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» из бюджета суммы налога на добавленную стоимость за ноябрь 2006 года в размере 110 899 931,00 рублей, а также обязании Инспекции ФНС России N 3 по г. Москве возместить ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» сумму налога на добавленную стоимость за ноябрь 2006 года в размере 110 899 931,00 рублей путем возврата на расчетный счет.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2009 г. по делу N А40-82716/08-87-400 заявленные требования ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением, Инспекция ФНС России N 3 по г. Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит вынесенный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» отказать, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оснований к отмене решения не усматривает.

Как видно из материалов дела, 19.12.2006 г. Общество представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2006 г., согласно которой сумма НДС, исчисленная уплате в бюджет, составила 12 201 334 руб. Данная сумма была отражена в Книге продаж Общества за период с 01.11.2006 г. по 30.11.2006 г. Одновременно к вычету из бюджета Обществом заявлена в декларации сумма НДС 12 244 604 руб., уплаченная при покупке у контрагентов по договорам товаров, работ, услуг в составе договорной цены. Данная сумма к возмещению была отражена в Книге покупок Общества за период с 01.11.2006 г. — 30.11.2006 г. С учетом разницы между суммой НДС, которую Общество было обязано уплатить в бюджет (12 201 334 руб.) и суммой, которая была заявлена к вычету (12 244 604 руб.), в первоначальной декларации была отражена итоговая сумма, подлежащая возмещению заявителю из бюджета, в размере 43 270 руб.

01.11.2007 г. Общество направило в Инспекцию корректирующую декларацию по НДС ноябрь 2006 года. Сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет 12 201 334 руб., указанная в первоначальной декларации, не изменилась. Подача уточненной декларации связана с корректировкой суммы НДС, заявленной к вычету из бюджета. Уточненная сумма НДС к вычету из бюджета составила 123 101 265 руб. и была отражена в «Дополнительном листе N I» к книге покупок за ноябрь 2006 года». Итоговая сумма НДС, заявленная к уменьшению по корректирующей декларации за ноябрь 2006 года, составила 110 899 931 руб.

По требованию Инспекции N 1017/08/40078 от 02.11.2007 г. Обществом по описям N 1 — 21, а также впоследствии с сопроводительным письмом N 19-11/07/2 от 19.11.2007 были представлены документы, служащие основанием для принятия сумм налога к вычету (возмещению). При этом каких-либо претензий по полноте представленных документов и необоснованности указанных в декларациях сумм со стороны Инспекции заявлено не было.

В подтверждение заявленных в декларациях сумм НДС, исчисленных к уплате бюджет и заявленных к возмещению, Обществом в материалы дела представлен подробный расчет НДС (т. 19 л.д. 26 — 34), а также первичные документы, которые также представлены в материалы дела и получили оценку в решении суда первой инстанции.

На основании правильной правовой оценки представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности бездействия Инспекции ФНС России N 3 по г. Москве, выражающееся в непринятии решения о возмещении ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» из бюджета суммы налога на добавленную стоимость за ноябрь 2006 года в размере 110 899 931,00 рублей, а также обязании Инспекции ФНС России N 3 по г. Москве возместить ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» сумму налога на добавленную стоимость за ноябрь 2006 года в размере 110 899 931,00 рублей путем возврата на расчетный счет.

При этом доводы апелляционной жалобы во внимание приняты быть не могут и основаниями к отмене решения не являются.

Является необоснованным вывод налогового органа о том, что в соответствии с Законом N 39-ФЗ, ПБУ 2/94 и ПБУ по учету долгосрочных инвестиций, и с учетом фактически осуществляемой деятельности участников строительства ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» является Инвестором и не является Заказчиком (Застройщиком).

Все строительно-монтажные работы, НДС по которым принят к вычету Обществом в ноябре 2006 г., выполнялись по договорам строительного подряда с ООО «Энергомаш (Екатеринбург)», ООО «Энергомаш-Атоммаш», ОАО «Энергомашкорпорация», ООО «Энергомаш (Чехов)».

Во всех вышеуказанных договорах ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» выступает в качестве Заказчика соответствующих работ. Согласно ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Факт заключения договоров на проведение строительных работ с подрядчиками является достаточным основанием для признания ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» заказчиком.

По своей природе (ст. 740 ГК РФ) договор строительного подряда предполагает оплату работ заказчиком.

Ответчик ошибочно полагает, что заказчик, оплачивающий работы самостоятельно, автоматически теряет статус заказчика и становится Инвестором. Выводы налогового органа не соответствуют положениям заключенных ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» договоров и ГК РФ.

ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» выполнялись, в частности, следующие функции Заказчика:

— выбор площадок для строительства объектов ГТ ТЭЦ: поиск перспективных площадок, получение исходных данных от администраций и предприятий, заинтересованных в строительстве (Тарифы РЭК, топографическая основа, чертежи, схемы), технико-экономическая оценка проекта, подписание с администрациями городов и регионов (областей) соглашений о сотрудничестве;

— предпроектные работы: согласование акта выбора земельного участка промплощадки ГТ ТЭЦ, получение постановления на выделение земельного участка под проведение проектно-изыскательских работ, оформление градостроительного плана, оформление, оплата, продление, регистрация в УФРС договоров аренды земельных участков на период строительства и эксплуатации;

— разработка технических заданий на проектирование и на инженерные изыскания, разработка утверждаемых частей рабочих проектов ГТ ТЭЦ (тома I — VI), согласования в надзорных органах проектной документации;

— разработка разделов проектов организации строительства (ПОС), охраны окружающей среды, инженерно-технических мероприятий по ГО и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

— разработка рабочих чертежей и заказных спецификаций свайных оснований, генерального плана;

— получение экспертных заключений надзорных органов и государственной экспертизы на рабочие проекты строительства ГТ ТЭЦ;

— получение технических условий и заключение договоров на технологическое присоединение к сетям ЕНЭС, разработка схем выдачи мощности ГТ ТЭЦ, технических заданий на проектирование присоединений и согласование проектов и технических заданий с Сетевыми организациями и с ОАО «СО ЕЭС», разработка;

— выдача технических условий на подключение потребителей электрической энергии к ГТ ТЭЦ;

— согласование схем выдачи тепловой мощности, получение технических условий на выдачу тепла, водопотребление;

— контроль за оформлением актов выбора земли и договоров аренды под трассы выдачи электроэнергии, тепла, ЦТП, водопровода;

— разработка и согласование проектов предельно допустимых выбросов (ПДВ), проектов организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ), проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), разработка и согласование с органами Ростехнадзора паспортов опасных отходов и ежеквартальное осуществление платежей за загрязнение окружающей среды по согласованию с Ростехнадзором;

— получение разрешения на строительство, оформление договоров генерального подряда на строительство ГТ ТЭЦ, лицензионное сопровождение всех необходимых видов деятельности по созданию и поддержанию в работе ГТ ТЭЦ, контроль сроков строительства, качества и соответствия проекту выполняемых работ, оформление актов-допусков и нарядов-допусков на производство СМР и ПНР на территории ГТ ТЭЦ, извещение государственного строительного надзора о начале строительства,

— технический надзор заказчика над строительством, приемка выполненных работ актами, паспортизация крановых путей и тупиковых упоров, оформление состава пусковых комплексов, на основании Актов приемки объектов, получение разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, оформление паспортов БТИ, регистрация прав собственника, регистрация опасного производственного объекта в Госреестре, аттестация персонала в органах Ростехнадзора по промышленной безопасности;

— получение технических условий на газоснабжение ГТ ТЭЦ от ОАО «Газпром» или газораспределительных организаций (облгазы, горгазы), получение согласований ОАО «Газпром», получение ходатайств и обращений от глав субъектов РФ в Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) об установлении топливного режима для ГТ ТЭЦ, оформление разрешения на использование газа в виде топлива в МЭРТ, оформление актов выбора земельных участков и договоров аренды под газопроводы, газораспределительные станции, домики операторов и коммуникаций к ним, контроль за ходом проектирования и строительства объектов газоснабжения, согласование этих проектов со стороны ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» как заказчика строительства, согласование смет расходов на строительство внешнего газоснабжения ГТ ТЭЦ.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167, а также Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное Письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160, на которые ссылается ответчик, устанавливают правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности долгосрочных инвестиций и операций, связанных с выполнением договоров подряда (контрактов) на капитальное строительство. Указанные положения являются элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и не могут регулировать отношения сторон договора подряда и порядок уплаты налогов. Согласно п. 2 ПБУ 2/94 и п. п. 1.2 и 1.4 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций понятия, определенные и используемые в указанных Положениях, применяются исключительно для целей бухгалтерского учета.

Так, для целей бухгалтерского учета в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций все предприятия, осуществляющие строительство объектов и контроль за его ходом, именуются застройщиками. При этом в соответствии с абз. 4 п. 1.4 Положения при выполнении строительных работ подрядным способом застройщик по отношению к подрядной строительной организации выступает в роли заказчика. ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» в бухгалтерском учете отражало операции, связанные с исполнением договора строительного подряда, в полном соответствии с указанным Положением, поскольку осуществляло строительство объектов, но при этом по отношению к подрядным организациям являлось именно заказчиком.

Выводы Инспекции ФНС России N 3 также не соответствуют градостроительному и земельному законодательству.

Согласно ст. 747 ГК РФ заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок.

Налоговым органом не учтено, что ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» приобретало права на земельный участок и оформляло на себя всю разрешительную документацию по строительству. В результате только ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» могло выступать заказчиком при строительстве.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, — в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

По всем объектам строительства ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» оформляло земельные участки в долгосрочную аренду. Соответственно, именно ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» могло выступать Застройщиком (Заказчиком) в договоре строительного подряда.

Налогоплательщик, возражая против доводов апелляционной жалобы ссылается на документы, представленные в материалы дела по приобретению на правах аренды земельного участка для строительства газотурбинной ТЭЦ в г. Элиста Республика Калмыкия. Согласно п. 7 ст. 51 ГСК РФ «Выдача разрешений на строительство» в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 — 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются в частности следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации.

Согласно п. 3 ст. 52 ГСК РФ лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи. Налогоплательщик, возражая против доводов апелляционной жалобы ссылается на документы, представленные в материалы дела: градостроительная и разрешительная документация, подтверждающая права ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» как Застройщика (Заказчика) по строительству газотурбинной ТЭЦ в г. Элиста Республика Калмыкия.

Поскольку «ГТ-ТЭЦ Энерго» является субъектом права на земельные участки (права аренды), на которых велось строительство, соответственно, в силу положений земельного и градостроительного законодательства РФ только ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» имело право выступать в качестве Застройщика земельного участка и Заказчика строительства. Ни одна из других организаций, упомянутых в отзыве (ООО «Энергомаш (Екатеринбург)», ООО «Энергомаш-Атоммаш», ОАО «Энергомашкорпорация», ООО «Энергомаш (Чехов)») такими правами не обладала.

Выполнение ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» функций Заказчика подтверждается также имеющимися у Общества лицензиями. ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» имеет лицензию на строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности.

Согласно Положению о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2002 N 174, данный вид деятельности включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.

Таким образом, вывод налогового органа о том, что ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» не выступало Заказчиком по спорным объектам строительства, необоснован.

Необоснован вывод Инспекции ФНС России N 3 о порядке уплаты НДС и выставления счетов-фактур.

ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» пояснило суду апелляционной инстанции, что при строительстве газотурбинных ТЭЦ инвесторы не привлекались. Финансирование работ осуществлялось исключительно силами Заказчика — ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго».

Генподрядчики — ООО «Энергомаш (Екатеринбург)», ООО «Энергомаш-Атоммаш», ОАО «Энергомашкорпорация», ООО «Энергомаш (Чехов)» осуществляли реализацию строительных работ Обществу, которое оплачивало принятые этапы работ. Тем самым возникал объект налогообложения НДС (ст. 146 НК РФ). В свою очередь, Общество, выполнив все условия принятия налоговых вычетов, заявляло налоговые вычеты в налоговых декларациях. При этом Общество как Заказчик передавало указанным организациям денежные средства не как инвестиции, а как оплату за произведенные работы.

Согласно п. 1 ст. 753 ГК РФ «Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ, либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке». Не может быть принят во внимание довод ИФНС N 3 о том, что объемы работ, выполненные в отчетном периоде не образуют законченный конструктивный комплекс, который возможно технологически принять к эксплуатации, а представляют совокупность фактически понесенных при строительстве прямых затрат и накладных расходов в отчетном периоде. Согласно дополнительных соглашений к договорам генерального подряда, дополняющим статью 4 «Условия платежей» пунктом 4.4, предусматривающим, что приемка выполненных работ Заказчиком от Генподрядчика осуществляется ежемесячно по конструктивным элементам за выполнение отдельных работ и услуг, генеральный подрядчик для продажи формирует свои затраты только по тем элементам структурного плана проекта, по которым работы завершены. Каждый объект строительства ГТ ТЭЦ разбит на 250 структурных элементов, по каждому из которых и отчитывается генеральный подрядчик на основе законченного объема работ. При этом на балансе генерального подрядчика остается незавершенное производство в разрезе СПП-элементов. Согласно п. 1 ст. 753 ГК РФ результат выполненных работ определяется заключенным договором строительного подряда.

В соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

Пунктом 5 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 настоящей статьи.

С учетом данных норм налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Для рассмотрения вопроса о правомерности применения налоговых вычетов не могут быть приняты во внимание и ссылки налогового органа на Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, а также Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, поскольку глава 21 НК РФ не связывает применение налогового вычета с фактом отражения товаров (работ, услуг) на каком-либо определенном счете бухгалтерского учета или квалификации товаров (работ, услуг) в качестве определенного актива в бухгалтерском учете. Для предъявления налога к вычету имеет значение сам факт приобретения и принятия товаров (работ, услуг) к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ). Аналогичный вывод содержится во многих судебных решениях, рассматривающих данный вопрос (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.02.2004 N 10865/03, Постановление ФАС МО от 08.09.2008 N КА-А40/8309-08-2; Постановление ФАС Московского округа от 24.07.2008 N КА-А41/6836-08; Постановление ФАС Московского округа от 14.07.2008 N КА-А40/6169-08; Постановление ФАС Московского округа от 02.07.2008 N КА-А40/4426-08).

Довод налогового органа о том, что на момент направления апелляционной жалобы бездействие фактически прекратилось в связи с вынесением Решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности 11.03.2009 г., которым отказано в возмещении НДС в сумме 109 470 605 руб. и возмещено 1 429 326 руб., не может быть принят как основание для отмены решения суда первой инстанции.

На момент вынесения решения судом первой инстанции налоговый орган незаконно бездействовал, уже более года.

Таким образом, в день вынесения судебного акта решение налогового органа отсутствовало. Более того, его не было даже 11.03.2009 г., т.к. налоговый орган только в конце марта 2009 г. выдал его налогоплательщику. Данный ненормативный акт в силу не вступил в связи с подачей налогоплательщиком апелляционной жалобы, не рассмотренной УФНС по г. Москве до сих пор.

Налоговый орган в своей жалобе говорит о том, что налогоплательщику возмещено 1 429 326 руб. Данное утверждение ни на чем не основано, эти денежные средства налогоплательщику не поступили.

С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции, оценив все доводы жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.

На основании статьей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2009 по делу N А40-82716/08-87-400 оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

www.derev-grad.ru

Приказ Министерства юстиции РФ от 17 июня 2014 г. N 128 «Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства юстиции РФ от 17 июня 2014 г. N 128
«Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата»

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2015 г., 21 декабря 2017 г.

В соответствии с частью третьей статьи 34.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21, N 27, ст. 3213, N 41, ст. 4845, N 43, ст. 5084; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 14, ст. 20, N 29, ст. 3642; 2010, N 28, ст. 3554; 2011, N 49 (ч. 5), ст. 7064, N 50, ст. 7347; 2012, N 27, ст. 3587, N 41, ст. 5531; 2013, N 14, ст. 1651, N 51, ст. 6699) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2013 г. N 126 «Об утверждении состава сведений, подлежащих включению в единую информационную систему нотариата» (зарегистрирован Минюстом России 07.08.2013, регистрационный N 29298).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 июня 2014 г.

Регистрационный N 32711

Требования
к содержанию реестров единой информационной системы нотариата
(утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 2 июня 2014 г., приказом Министерства юстиции РФ от 17 июня 2014 г. N 128)

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2015 г., 21 декабря 2017 г.

1. Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата (далее — Требования) подготовлены во исполнение положений части третьей статьи 34.2, части третьей статьи 37 и части третьей статьи 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I.

2. Требования распространяются на ведущиеся в электронной форме реестры единой информационной системы нотариата (далее — ЕИС):

реестр нотариальных действий;

реестр наследственных дел.

3. Реестр нотариальных действий ЕИС состоит из записей о совершенных нотариальных действиях.

Каждая запись в реестре содержит следующие сведения:

1) номер регистрации нотариального действия в реестре для регистрации нотариальных действий на бумажном носителе;

2) дата регистрации нотариального действия в реестре для регистрации нотариальных действий на бумажном носителе;

3) номер, дата и время регистрации нотариального действия в реестре нотариальных действий ЕИС; номер, дата и время регистрации в ЕИС изменения ранее зарегистрированного нотариально оформленного документа или изменения записи в реестре нотариальных действий (в случаях, предусмотренных подпунктом 12 пункта 3 Требований);

4) сведения о лице (лицах), обратившемся (обратившихся) за совершением нотариального действия:

Информация об изменениях:

Подпункт «а» изменен с 7 января 2018 г. — Приказ Минюста России от 21 декабря 2017 г. N 266

а) о физическом лице (включая: лицо, от имени или по поручению которого совершено нотариальное действие; лицо, принимающее участие в совершении нотариального действия в качестве свидетеля, переводчика, исполнителя завещания с указанием статуса лица, принимающего участие в совершении нотариального действия): фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина; дата рождения (число, месяц, год арабскими цифрами); место рождения; место жительства; реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина (наименование документа, серия и номер (при наличии), дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ); страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии). В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства эти сведения должны быть продублированы буквами латинского алфавита (за исключением случаев, если в документах, удостоверяющих личность, не используются буквы латинского алфавита в написании сведений об имени). При удостоверении сделок от имени несовершеннолетнего лица указываются реквизиты документа, подтверждающего наличие полной гражданской дееспособности несовершеннолетнего лица (наименование документа, серия и номер (при наличии), дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ); при удостоверении сделок — наличие или отсутствие производства по делу о банкротстве в отношении гражданина; при свидетельствовании подлинности подписи переводчика — информация о знании иностранного языка, языка малочисленных народов Российской Федерации, жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода) со слов лица, обратившегося за совершением нотариального действия;

Информация об изменениях:

Подпункт «б» изменен с 7 января 2018 г. — Приказ Минюста России от 21 декабря 2017 г. N 266

б) о юридическом лице, от имени или по поручению которого совершено нотариальное действие: полное наименование в соответствии с учредительными документами; адрес и реквизиты документов государственной регистрации юридического лица (номер, дата регистрации и орган, осуществивший государственную регистрацию); основной государственный регистрационный номер юридического лица и идентификационный номер налогоплательщика — для российского юридического лица; регистрационный номер юридического лица в стране его регистрации (при наличии) — для иностранного юридического лица или международной организации, имеющей права юридического лица; реквизиты учредительного документа (наименование документа, в случае изменения учредительного документа — государственный регистрационный номер изменений). При удостоверении сделок указывается наличие или отсутствие производства по делу о банкротстве в отношении юридического лица;

в) о представителе физического или юридического лица (в том числе родителе, усыновителе, опекуне, лице, действующем по доверенности), помимо сведений, перечисленных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, указываются: реквизиты документа, подтверждающего полномочия такого лица (наименование, дата выдачи, кем выдан, сведения об удостоверении документа, если он удостоверен); статус и (или) должность этого лица при их наличии; реквизиты документа, подтверждающего данный статус или должность (наименование документа, серия (при наличии) и номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего документ);

г) о лицах, принимающих участие в совершении нотариального действия в качестве лица, подписывающего документ вместо лица, которое не может расписаться собственноручно, наряду со сведениями, перечисленными в подпункте «а» настоящего пункта, указывается причина, по которой лицо, обратившееся за совершением нотариальных действий, не может расписаться собственноручно;

д) отметка о получении нотариально оформленного документа лицами, от имени или по поручению которых совершено это действие.

Если за совершением одного нотариального действия обратилось несколько лиц, то сведения, перечисленные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, указываются в отношении каждого из этих лиц. Если одно лицо обратилось за совершением нескольких нотариальных действий, сведения указываются при регистрации каждого нотариального действия;

5) вид нотариального действия с указанием наименования нотариально оформленного документа;

Информация об изменениях:

Подпункт 6 изменен с 7 января 2018 г. — Приказ Минюста России от 21 декабря 2017 г. N 266

6) содержание нотариального действия:

а) при удостоверении сделок, волеизъявлений, выдаче свидетельств, совершении исполнительной надписи, протеста векселя, морского протеста — вид сделки, текст сделки, свидетельства, исполнительной надписи, протеста векселя, морского протеста, волеизъявления; реквизиты документа, выражающего согласие на совершение сделки, выданного физическим или юридическим лицом, органом юридического лица, органом опеки и попечительства, финансовым управляющим (наименование документа, наименование лица или органа, выдавшего документ, серия и номер (при наличии), дата выдачи документа);

б) при удостоверении требования участника общества о приобретении обществом принадлежащей такому участнику доли в уставном капитале общества, оферты дополнительно указывается статус лица, обратившегося за совершением нотариального действия в качестве участника общества с ограниченной ответственностью, с указанием даты получения нотариусом сведений из Единого государственного реестра юридических лиц;

в) при удостоверении заявления участника общества с ограниченной ответственностью о выходе из общества дополнительно указываются статус лица, обратившегося за совершением нотариального действия в качестве участника общества с ограниченной ответственностью, дата получения нотариусом сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, реквизиты устава общества с ограниченной ответственностью, основной государственный регистрационный номер, указанный на уставе, а в случае изменения устава — государственный регистрационный номер изменений;

г) при принятии в депозит денежных сумм и ценных бумаг — фамилия, имя, отчество (при наличии) кредитора, наименование обязательства, по которому поступили денежные суммы и ценные бумаги; размер внесенных денежных средств;

д) при обеспечении доказательств — вид обеспечения доказательства (допрос свидетеля, осмотр письменных и вещественных доказательств, назначение экспертизы);

е) при передаче заявления (или) иных документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам — наименование нотариального действия;

ж) при свидетельствовании верности копий документов и выписок из них — наименование документа, верность копии которого свидетельствуется, дата, номер документа (при наличии), наименование лица или органа, выдавшего документ, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование юридического лица, которым принадлежит этот документ, количество страниц в документе;

з) при свидетельствовании подлинности подписи на документах — наименование документа, на котором свидетельствуется подлинность подписи, его краткое содержание; при свидетельствовании подлинности подписи переводчика — наименование документа, перевод которого совершен, дата, номер документа (при наличии), наименование лица или органа, выдавшего документ, язык, с которого и на который совершен перевод;

и) при принятии мер к охране наследственного имущества — мера, принятая к охране наследственного имущества;

к) при свидетельствовании верности перевода документа с одного языка на другой — наименование документа, перевод которого совершен; дата, номер документа (при наличии), наименование лица или органа, выдавшего документ, краткое содержание документа, язык, с которого и на который совершен перевод;

л) при удостоверении времени предъявления документов — наименование нотариального действия, наименование предъявленного документа, время предъявления документа;

м) при предъявлении чеков к платежу и удостоверении неоплаты чеков — сумма протеста чека, наименование плательщика по чеку;

н) при выдаче дубликатов нотариальных свидетельств, исполнительных надписей и дубликатов документов, выражающих содержание нотариально удостоверенных сделок — наименование нотариального действия, наименование, дата и реестровые номера удостоверенных документов, дубликаты которых выдаются, статус заявителя, подтверждающего право на получение дубликата; при выдаче дубликата завещания — также реквизиты документа, подтверждающего смерть завещателя (наименование документа, дата, номер документа (при наличии), наименование органа, выдавшего документ); при выдаче дубликата договора, на основании которого построены или приобретены прежним собственником здание, строение, — также реквизиты документа, подтверждающего принадлежность указанного имущества заявителю (наименование документа, дата, номер документа (при наличии), наименование органа, выдавшего документ);

о) при удостоверении равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе, удостоверении равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу — наименование нотариального действия, наименование документа, равнозначность которого удостоверяется, с указанием даты, номера документа (при наличии), наименования лица или органа, выдавшего документ, количества страниц документа на бумажном носителе;

п) при представлении документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним — реестровый номер нотариально оформленного документа, на основании которого подается заявление на государственную регистрацию прав;

р) при представлении документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — реестровый номер заявления о государственной регистрации, на котором нотариусом свидетельствовалась подлинность подписи;

с) при совершении иных нотариальных действий, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, — наименование нотариального действия, его краткое описание.

Нотариус вправе более подробно изложить содержание нотариального действия;

7) серия и номер бланка (бланков), используемого (используемых) для совершения нотариального действия (если такой бланк использован при совершении нотариального действия);

8) сведения о лице, совершившем нотариальное действие:

а) о нотариусе: должность, фамилия, имя, отчество (при наличии); наименование нотариального округа; наименование нотариальной палаты (для нотариусов, занимающихся частной практикой) или наименование государственной нотариальной конторы;

б) о временно исполняющем обязанности нотариуса: статус, фамилия, имя, отчество, а также сведения, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, в отношении нотариуса, обязанности которого исполняются;

в) о главе местной администрации или специально уполномоченном должностном лице местного самоуправления: фамилия, имя, отчество (при наличии), должность такого лица, наименование местной администрации или органа местного самоуправления, наименование субъекта Российской Федерации;

г) о должностном лице консульского учреждения Российской Федерации: фамилия, имя, отчество (при наличии), должность такого лица, наименование консульского учреждения, наименование страны нахождения консульского учреждения;

9) сведения о лице, внесшем в реестр нотариальных действий ЕИС сведения о нотариальном действии, совершенном лицом, не являющимся нотариусом:

а) о сотруднике нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, внесшем в реестр нотариальных действий ЕИС сведения о нотариальном действии, совершенном главой местной администрации или специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления: фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность такого сотрудника;

б) о сотруднике Федеральной нотариальной палаты, внесшем в реестр нотариальных действий ЕИС сведения о нотариальном действии, совершенном должностным лицом консульского учреждения: фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность такого сотрудника;

10) сведения об оплате за совершение нотариального действия:

а) сумма (цифрами) государственной пошлины (нотариального тарифа), взысканной за совершение нотариального действия;

б) денежная сумма (цифрами), полученная нотариусом за оказание услуг правового и технического характера;

Информация об изменениях:

Подпункт «в» изменен с 7 января 2018 г. — Приказ Минюста России от 21 декабря 2017 г. N 266

в) сумма (цифрами) государственной пошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариального действия, не взысканная в связи с предоставлением льготы при обращении за совершением нотариального действия в соответствии со статьями 333.35 и 333.38 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2006, N 1, ст. 12; 2007, N 49, ст. 6045; 2013, N 23, ст. 2866), и основание освобождения от уплаты государственной пошлины (нотариального тарифа);

г) сумма (цифрами) государственной пошлины (нотариального тарифа), возвращенная полностью или частично на основаниях и в порядке, предусмотренных статьями 333.25 и 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2006, N 1, ст. 12, N 31 (ч. 1), ст. 3436; 2009, N 29, ст. 3642, N 52 (ч. 1), ст. 6450; 2011, N 50, ст. 7347; 2012, N 49, ст. 6750), и реквизиты документа (серия, номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего документ), на основании которого возвращается государственная пошлина (нотариальный тариф);

11) электронный образ нотариально оформленного документа (в случаях, предусмотренных Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата*);

12) сведения об изменении, внесенном в нотариально оформленный документ и (или) в запись реестра нотариальных действий (в случае, когда такие изменения не требуют совершения нового нотариального действия): причины (основания) внесения изменения и характер изменения;

13) сведения о ранее удостоверенной сделке, с которой связано совершение регистрируемого нотариального действия по изменению, расторжению или отмене этой сделки (при наличии у нотариуса сведений о ранее удостоверенной сделке), в том числе: дата и реестровый номер удостоверенной сделки; сведения о нотариусе, удостоверившем сделку;

14) особые отметки (например: факт совершения нотариального действия вне нотариальной конторы; факт удостоверения сделки с участием ограниченно дееспособного лица, несовершеннолетнего, лица, подписывающего документ вместо лица, которое не может расписаться собственноручно; факт совершения нотариального действия по льготному тарифу; в случаях, предусмотренных федеральным законом, — сведения о распоряжении нотариуса, подтверждающем полномочия работника нотариуса при совершении нотариального действия).

4. Реестр наследственных дел единой информационной системы нотариата содержит сведения, подтверждающие факт регистрации в ЕИС нотариусом наследственного дела к имуществу конкретного наследодателя:

1) номер наследственного дела и дата начала производства по наследственному делу согласно книге учета наследственных дел;

2) сведения о нотариусе, открывшем наследственное дело: фамилия, имя, отчество (при наличии), наименование нотариального округа, наименование нотариальной палаты (для нотариусов, занимающихся частной практикой) или наименование государственной нотариальной конторы;

Информация об изменениях:

Приказом Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. N 153 пункт 2 дополнен подпунктом 2.1

2.1) сведения о нотариусе, уполномоченном приказом территориального органа Минюста России по согласованию с нотариальной палатой временно вести наследственное дело: фамилия, имя, отчество (при наличии), наименование нотариального округа, наименование нотариальной палаты (для нотариусов, занимающихся частной практикой) или наименование государственной нотариальной конторы;

3) сведения о наследодателе: фамилия, имя, отчество (при наличии), а также при наличии: дата рождения, место рождения, дата смерти, дата и регистрационный номер записи акта о смерти и наименование органа, который произвел эту запись; место открытия наследства (последнее место жительства наследодателя либо место нахождения наследственного имущества (его основной части) согласно правилам статьи 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552; 2013, N 52 (ч. 1), ст. 7011);

4) номер, дата и время регистрации наследственного дела в электронном реестре наследственных дел единой информационной системы нотариата;

5) сведения об окончании производства по наследственному делу с указанием даты и причины такого окончания (например: выдача свидетельства о праве на наследство, вынесение нотариусом постановления об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство);

6) сведения о передаче наследственного дела по принадлежности другому нотариусу: дата и способ передачи; количество листов наследственного дела; в отношении нотариуса, передавшего наследственное дело, и нотариуса, которому направлено наследственное дело — фамилия, имя, отчество (при наличии); наименование нотариального округа; наименование нотариальной палаты (для нотариусов, занимающихся частной практикой) или наименование государственной нотариальной конторы; наименование территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации, которому направлено наследственное дело (в случае, если нотариус, в чью компетенцию входит ведение конкретного наследственного дела, не известен);

Информация об изменениях:

Приказом Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. N 153 подпункт 7 изложен в новой редакции

7) сведения о наследодателе, после которого наследство фактически было принято, но не были оформлены наследственные права;

8) сведения об изменении, внесенном в запись реестра наследственных дел: причины (основания) внесения изменения и характер изменения;

Информация об изменениях:

Приказом Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. N 153 в подпункт 9 внесены изменения

9) особые отметки (например: сведения о направлении копии наследственного дела другому нотариусу; сведения о передаче нотариусом в случае его временного отсутствия другому нотариусу находящихся в его производстве наследственных дел для дальнейшего ведения; о признании в судебном порядке лица умершим; о получении наследственного дела по принадлежности от другого нотариуса или от территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации; о возобновлении производства по наследственному делу).

* Справочно: приказ Минюста России от 17.06.2014 N 129 «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата» (зарегистрирован Минюстом России 18.06.2014, регистрационный N 32716).

С 1 июля 2014 г. начинает функционировать Единая информационная система нотариата (ЕИС). Она включает в себя в том числе реестры нотариальных действий и наследственных дел, ведущиеся в электронной форме. Определены требования к содержанию указанных реестров.

Каждая запись в реестре нотариальных действий включает вид и содержание нотариального действия с указанием наименования нотариально оформленного документа; дату и номер регистрации действия в реестре на бумажном носителе; сведения об обратившемся лице и нотариусе; информацию об оплате за совершение нотариального действия; серию и номер бланка, используемого для совершения нотариального действия, и некоторые иные данные. В ряде случаев размещается электронный образ нотариально оформленного документа.

Реестр наследственных дел включает номер наследственного дела и дату начала производства по нему; сведения об открывшем его нотариусе; данные о наследодателе; информацию об окончании производства и ряд иных сведений.

Приказ Министерства юстиции РФ от 17 июня 2014 г. N 128 «Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 июня 2014 г.

Регистрационный N 32711

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 20 июня 2014 г. N 136

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства юстиции РФ от 21 декабря 2017 г. N 266

Изменения вступают в силу с 7 января 2018 г.

Приказ Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. N 153

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

base.garant.ru

Популярное:

  • Закон о лицензировании строительства Министерство экономического развитияРоссийской Федерации Об осуществлении деятельности в строительной сфере в связи с прекращением предоставления лицензий. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 […]
  • Приказ нанимателя Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральный прокурор Заместители Генерального прокурора О Генпрокуратуре России Международное сотрудничество Взаимодействие со СМИ Правовое просвещение Генеральная […]
  • Военная пенсия в 2018 году красная звезда Весенний призыв 2018 года стартует 1 апреля и продлится до 15 июля Весенний призыв 2018 года стартует 1 апреля и продлится до 15 июля Подписан указ о весеннем призыве. Весной в российскую армию призовут 128 тысяч […]
  • 257 закон челябинской области Закон Челябинской области от 24 апреля 2008 г. N 257-ЗО "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения […]
  • Приказ мвд рф 19-2006 года Приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. N 19"О деятельности органов внутренних дел по […]
  • Ук вовлечение несовершеннолетней Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления См. комментарии к статье 150 УК РФ 1. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение […]
  • Закон номер 5 фз Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан […]
  • Ст 205 3 ук рф Статья 205. Террористический акт Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ в наименование статьи 205 внесены изменения О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях […]