Приказ 195 генеральной прокуратуры

Приказ Генпрокуратуры России от 01.07.2015 N 342 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 июля 2015 г. N 342

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 07.12.2007 N 195 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»

В целях совершенствования надзорной деятельности в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина при применении норм административного и миграционного законодательства, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» следующие изменения:

а) дополнить пункт 7.4 абзацем вторым следующего содержания:

«Регулярно проводить проверки соблюдения прав лиц, содержащихся в местах отбывания административного ареста.»;

б) дополнить пунктом 7.5 следующего содержания:

«При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства в сфере миграции в деятельности территориальных подразделений Федеральной миграционной службы и других контролирующих (надзирающих) и правоохранительных органов, в том числе по выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений.

Систематически, не реже одного раза в месяц, проводить проверки исполнения законов при содержании в специальных учреждениях ФМС России иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации и реадмиссии.».

2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

rulaws.ru

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Приказ №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИиИ

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

В связи с произошедшими изменениями в законодательстве и структуре органов прокуратуры, в целях совершенствования надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, приведения его в соответствие с новыми правовыми и социально-экономическими реалиями, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в полной мере использовать предоставленные федеральным и региональным законодательством полномочия для укрепления правовых основ российской государственности, обеспечения верховенства закона и единства законности.

Основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

2. В надзорных действиях руководствоваться положением о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

3. Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительными власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности.

Использовать для этого право участия в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, периодические проверки.

4. Обеспечить надзор за соответствием конституций республик, уставов, законов, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также уставов муниципальных образований Конституции Российской Федерации и федеральным законам. При этом прежде всего исходить из установленного распределения полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее субъектами и органами местного самоуправления.

4.1. В целях предотвращения принятия законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции Федерации и федеральному законодательству, наладить необходимое взаимодействие органов прокуратуры с представительными органами, обеспечить непосредственное участие прокуратуры в процессе (разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.).

4.2. При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты руководствоваться тем, что прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный правовой акт, в случае его отклонения – в установленном порядке обратиться с заявлением в суд.

5. Установить постоянный надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, включая не противоречащие федеральному законодательству законы субъектов Российской Федерации. О наиболее серьезных нарушениях законности и возникающих проблемах в осуществлении прокурорского надзора информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

6. Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь – для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

При рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской, налоговой и иной тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.

7. Конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора — соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов).

7.1. Акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина.

7.2. При проверках исполнения работодателями трудового законодательства анализировать выполнение ими обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, при этом особое внимание уделять организациям-должникам, в отношении которых применены процедуры банкротства, а также градообразующим предприятиям. Принимать меры к повышению ответственности руководителей предприятий за несоблюдение трудовых прав граждан.

7.3. В период проведения избирательных кампаний федерального, регионального и муниципального уровней повышенное внимание уделять вопросам соблюдения законодательства о выборах и о проведении публичных мероприятий, обеспечить должное взаимодействие с избирательными комиссиями и правоохранительными органами.

7.4. Решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности. Активнее использовать предоставленное ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

8. В сфере экономики сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного, налогового, банковского, таможенного, антимонопольного законодательства.

8.1. Обеспечить надлежащее взаимодействие с уполномоченными контролирующими органами в целях предупреждения, выявления и пресечения правона рушений экономической направленности, в первую очередь – со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными палатами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

8.2. Особое внимание уделять вопросам исполнениям законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

8.3. Максимально использовать потенциал прокурорской системы, имеющиеся права и полномочия в целях защиты интересов государства, общества и участников экономической деятельности. Оперативно реагировать на выявленные факты незаконного завладения собственностью и криминальные захваты предприятий.

8.4. При осуществлении прокурорского надзора не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами. Исключить факты приостановления деятельности производств и строительства объектов по инициативе прокуроров, кроме случаев угрозы безопасности граждан. Не допускать использования полномочий прокуроров для создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений.

9. С учетом экологической обстановки в каждом регионе наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов.

По каждому факту экологического правонарушения принципиально ставить вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причиненного материального ущерба.

10. В надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение придавать выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений. Требовать в необходимых случаях выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Проверять законность и полноту принятых этими органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.

В случае бездействия органов контроля ставить вопрос об ответственности их руководителей.

11. При осуществлении надзора за исполнением законов должностными лицами федеральных, региональных, местных органов власти в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций.

12. В случаях выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, активно использовать полномочия, установленные ст. 45 ГПК РФ.

Учитывать, что при разрешении экономических споров обращение в арбитражный суд возможно лишь с соблюдением требований ст. 52 АПК РФ.

13. При внесении актов реагирования оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

14. Обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора. Систематически проверять исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.

Стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления. Шире использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

15. При проведении плановых, внеплановых проверок исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место.

Не допускать факты возложения на контролирующие и иные органы (статистики и др.), а также организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.

16. В документах прокурорского реагирования излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. При необходимости принимать участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования. Контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.

17. Исключить случаи внесения прокурорами субъектов Российской Федерации актов реагирования непосредственно руководителям федеральных органов исполнительной власти, имея в виду, что надзор за их деятельностью осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации; проект акта прокурорского реагирования и копии документов, подтверждающих его обоснованность, представлять в соответствующее подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

18. Для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган или орган дознания.

19. Прокурорский надзор осуществлять гласно. Гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации предоставлять возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка. Регулярно информировать об этом органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также население.

20. При обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

В случае выявления несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, несовершенства федерального законодательства представлять материалы Генеральному прокурору Российской Федерации.

21. Деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивать исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.

22. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить должную организацию прокурорского надзора подчиненными им органами и контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь. Создать эффективную систему изучения действующего законодательства и повышения профессионального уровня подчиненных работников.

Направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, в том числе по результатам проверок сообщений о массовых, грубых нарушениях закона, вызвавших общественный резонанс и критические выступления в СМИ, информировать ее о возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.

23. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, Гл авной военной прокуратуре:

осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, военного управления, их должностными лицами, соблюдением законов общероссийскими общественными объединениями по предметам их ведения;

систематически анализировать состояние законности, изучать прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению;

оказывать практическую и методическую помощь нижестоящим прокурорам в организации прокурорского надзора, осуществлять руководство и контроль за их деятельностью;

наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, используя при этом предметный принцип организации работы. Установить тесную координацию надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров иных специализированных прокуратур;

совместно с Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрабатывать нормативно-методические основы прокурорского надзора, распространять положительный опыт работы прокуроров.

24. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22.05.1996 № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

25. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным, к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур.

www.genproc.gov.ru

Организация прокурорского надзора за исполнением законов

Представление о сущности организации надзора за исполнением законов можно получить путем исследования положений организационно-распорядительных актов Генерального прокурора РФ и аналогичных документов, издаваемых прокурорами субъектов РФ (приравненными к ним прокурорами специализированных прокуратур), в которых перед нижестоящими прокурорами ставятся соответствующие задачи.

При этом следует отметить, что изменяющиеся тенденции в социально-экономическом развитии страны, смена приоритетов внутриполитического курса ставят на повестку дня необходимость корректировки традиционных направлений деятельности, обусловливают введение новых ориентиров, поэтому ряд задач может иметь непродолжительный характер действия в отличие от традиционно сохраняющих свою актуальность вопросов. Например, указанием Генерального прокурора РФ от 14.11.2008 № 229/7р «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики» прокуроры были ориентированы па принятие определенных мер в соответствующий кризисный период. Более продолжительными по времени реализации являются требования к нижестоящим прокурорам, содержащиеся в приказе Генерального прокурора РФ от 19.01.2007 № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов».

И наконец, неопределенно длящийся во времени (хотя и не бесконечно долгий) характер имеют базовые организационно-распорядительные документы, которые нередко называются отраслевыми, поскольку именно они создают регламентную основу соответствующего направления прокурорской деятельности (в нашем случае — надзора за исполнением законов) и формируют единообразные подходы в организации надзорной работы.

К числу последних с учетом обозначенного выше двусоставного предмета рассматриваемой отрасли надзора относятся приказы Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (далее — Приказ № 195) и от 02.10.2007 N° 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».

Пунктом 5 Приказа № 195 прокурорам предписано установить постоянный надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, включая не противоречащие федеральному законодательству законы субъектов РФ. Данная норма имеет важное значение, поскольку конкретизирует положения ст. 1 и 21 Закона о прокуратуре в части раскрытия термина «закон, действующий на территории Российской Федерации» через ссылку на законодательные акты субъектов РФ. В свою очередь, п. 6 Приказа № 195 раскрывает также не детализированные Законом о прокуратуре виды источников информации о нарушениях законов, относя к ним обращения граждан, должностных лиц, сообщения средств массовой информации, а также другие источники о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, включая материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики. При этом оговаривается, что при рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской, налоговой и иной тайне, необходимо руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом. Безусловно, перечисленные источники информации не являются исчерпывающими, но они наиболее традиционны в надзорной практике.

Па уровне Генеральной прокуратуры РФ наибольший объем задач в рамках надзора за исполнением законов призвано решать созданное в 2006 г. Главное управление но надзору за исполнением федерального законодательства, на которое п. 23 Приказа № 195 возложены:

• осуществление надзора за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов федеральными органами исполнительной власти, военного управления, их должностными лицами, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом РФ, соблюдением законов общероссийскими общественными объединениями по предметам их ведения;

• систематический анализ состояния законности, изучение прокурорской и правоприменительной практики, определение актуальных проблем и внесение предложений по их разрешению;

• оказание практической и методической помощи нижестоящим прокурорам в организации прокурорского надзора, осуществление руководства и контроля за их деятельностью;

• налаживание взаимодействия всех звеньев органов прокуратуры, используя при этом предметный принцип организации работы;

• установление тесной координации надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров иных специализированных прокуратур;

• разработка совместно с Академией Генеральной прокуратуры РФ нормативно-методических основ прокурорского надзора, распространение положительного опыта работы прокуроров.

Вместе с тем необходимо отметить, что узкоспециализированные или более локализованные задачи по надзору за исполнением законов решают и созданные в рамках ряда других подразделений Генеральной прокуратуры РФ «общенадзорные» отделы. Речь, в частности, идет о таких структурах, как Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управления в федеральных округах. Утвержденными Генеральным прокурором РФ положениями о таких управлениях четко обозначаются приоритеты в организации надзорной работы. Работа в соответствующих отделах также строится по предметному принципу, поскольку, например, сфера работы транспортных прокуроров предполагает такие направления, как обеспечение безопасности на различных видах транспорта (что само по себе предопределяет необходимость узкой специализации), вопросы сохранности и законного использования государственной собственности, исполнение таможенного законодательства и т.д.

Кроме того, в организационном плане важную роль играет работа подразделений Генеральной прокуратуры РФ по подготовке методических рекомендаций, нацеливающих прокуроров на конкретное выполнение задач в рамках проверки исполнения тех или иных законов, информационных писем, с помощью которых распространяется положительный опыт, апробированный одной или несколькими прокуратурами, либо обращается внимание нижестоящих прокуроров на недопустимые недостатки в организации и осуществлении надзорной работы, обзоры судебной и иной правоприменительной практики.

В прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах в зависимости от штатной численности оперативного состава формируются управления или самостоятельные отделы по надзору за исполнением законов1. Работа в соответствующих подразделениях, так же как и в Генеральной прокуратуре РФ, строится по предметному принципу1, но с учетом меньшей штатной численности работников, чем в управлениях и отделах Генеральной прокуратуры РФ. За прокурорами-исполнителями на региональном уровне закрепляется большее число предметов.

Ориентируясь на требования Приказа № 195 и ряда иных, в том числе названных выше, организационно-распорядительных документов, прокуроры регионального уровня издают собственные приказы и указания, конкретизирующие общие задачи и дополняющие их новыми требованиями, обусловленными складывающимся состоянием законности в сфере ответственности соответствующей прокуратуры.

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур организуют свою работу по надзору за исполнением законов, исходя из требований приказов и указаний Генерального прокурора РФ и своих непосредственных вышестоящих руководителей — прокуроров регионального звена. При этом между подчиненными работниками — заместителями, старшими помощниками и помощниками обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов распределяются преимущественно по предметному принципу, однако во многих малосоставных прокуратурах (где насчитывается всего 3—4 оперативных работника) соответствующие задачи могут возлагаться на одного сотрудника, причем нередко наряду с рядом других направлений деятельности.

С учетом одновременного функционирования во многих субъектах РФ помимо соответствующих территориальных прокуратур еще и специализированных (военных, транспортных, природоохранных и др.) важное организационное значение имеет грамотное определение каждому прокурору непосредственных сфер ответственности, что предполагает недопустимость дублирования действий прокуроров в отношении тех или иных поднадзорных объектов, а равно и избежание ситуации, когда тот или иной объект может оказаться вне сферы прокурорского внимания. Эта задача на региональном уровне решается с помощью безусловного исполнения требований приказа Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», согласно которому на прокуроров субъектов РФ в рассматриваемой сфере возложены:

• надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

• надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов главными следственными управлениями и следственными управлениями Следственного комитета РФ по субъектам РФ (в том числе их подразделениями по административным округам);

• надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях.

Аналогичным образом решен вопрос в отношении специализированных прокуроров регионального звена. В то же время по-своему уникальным является решение вопроса о разграничении компетенции между Волжским межрегиональным природоохранным прокурором и прокурорами субъектов РФ, находящихся в бассейне реки Волги, — они обязаны определять по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ в совместных документах перечни городов и районов, на которые распространяется компетенция Волжского межрегионального природоохранного прокурора.

В свою очередь, приказами прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур осуществляется дальнейшее разграничение компетенции, в том числе по вопросам надзора за исполнением законов между нижестоящими прокурорами районного звена. Речь, как правило, идет о закреплении за соответствующими прокурорами конкретных поднадзорных объектов.

Определенные нюансы имеются в организации надзорной работы прокуроров в городах с районным делением. Так, приказом Генерального прокурора РФ от 12.03.2008 № 39 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением» на городских прокуроров возложен:

• надзор за исполнением законов городскими органами местного самоуправления, их главами, контролирующими органами городского звена, городскими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

• надзор за исполнением законов о противодействии терроризму и экстремизму городскими органами исполнительной власти.

Работа прокуроров по надзору за исполнением законов традиционно как наиболее объемная среди других направлений деятельности органов прокуратуры учитывалась в формах статистического наблюдения. В настоящее время в органах прокуратуры применяются несколько соответствующих ведомственных форм статистического наблюдения, среди которых следует отметить такие, как:

ОН — «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (полугодовая);

ОНТ — «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина транспортными прокурорами» (полугодовая);

ГМК — «Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства контролирующими органами в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (полугодовая);

К — «Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и о результатах расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности» (квартальная);

• ФБ — «Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму и о результатах расследования уголовных дел экстремистской и террористической направленности» (квартальная).

Помимо учета собственной работы важным компонентом в организации выступает анализ состояния законности, предполагающий надлежащим образом осуществляемую информационно-аналитическую деятельность прокуроров в рамках закрепленного за ними предмета, в том числе с использованием статистических и иных материалов контролирующих и правоохранительных органов, судов, систематизированных сведений, поступающих из различных институтов гражданского общества (общественных объединений, саморегулируемых организаций, торгово-промышленных палат и др.).

С помощью сопоставления учетных показателей за отчетный и предшествующие периоды, а также аналитических записок (докладов) удается выявить позитивные или негативные тенденции, позволяющие соответственно на локальном, региональном или федеральном уровне делать обоснованные выводы и принимать значимые решения, направленные на корректировку задач, обращение внимания нижестоящих прокуроров на недостатки в организации и осуществлении надзорной деятельности и т.д.

Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что грамотная организация надзорной деятельности, сопряженная с наличием необходимого уровня профессионализма у исполнителей, является залогом достижения высоких результатов при выполнении стоящих перед органами прокуратуры задач в сфере надзора за исполнением законов.

studme.org

Прокуратура вологодской области

официальный сайт

Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства

старший советник юстиции

Гришин Максим Вячеславович

Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства является самостоятельным структурным подразделением прокуратуры области, созданным приказом Генерального прокурора РФ. Организация и порядок отдела определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», приказами и указаниями Генерального прокурора РФ и прокурора области, а также утвержденным прокурором области Положением об отделе.

В целях обеспечения конституционных положений о верховенстве закона, обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства отдел осуществляет надзор:

за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти Вологодской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, органами местного самоуправления; их должностными лицами; органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

за соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными и исполнительными органами государственной власти Вологодской области, ведомствами службами, органами контроля; их должностными лицами; органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Отдел во взаимодействии с органами государственной власти, общественными организациями осуществляет системный мониторинг законодательства и правоприменительной практики.

Отдел организует работу по предметно-зональному принципу в соответствии с планами работы прокуратуры области и отдела, во взаимодействии с другими структурными подразделениями аппарата прокуратуры области, в координации с правоохранительными органами.

Основные организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ, регламентирующие деятельность отдела по надзору за исполнением федерального законодательства:

1. Приказ Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской федерации и местного самоуправления».

2. Приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

3. Приказ Генерального прокурора РФ от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности».

4. Приказ Генерального прокурора РФ от 19.11.2008 № 236 «Об утверждении программы действий органов прокуратуры Российской Федерации в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики».

5. Приказ Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

6. Приказ Генерального прокурора РФ от 09.06.2009 № 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах».

7. Приказ Генерального прокурора РФ от 22.03.2010 № 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания, налогов, пеней и штрафов».

8. Приказ Генерального прокурора РФ от 11.08.2010 № 313 «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

9. Указание Генерального прокурора РФ от 14.11.2008 № 229/7р «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики».

10. Указание Генерального прокурора РФ от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами».

11. Указание Генерального прокурора РФ от 13.08.2009 № 260/7 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства, устранением административных барьеров предпринимательской деятельности, исполнением законов органами исполнительной власти, обладающими контрольно-надзорными полномочиями и реализующими разрешительные процедуры».

12. Указание Генерального прокурора РФ от 06.09.2010 № 339/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах».

13. Указание Генерального прокурора РФ от 08.08.2011 № 236/7 «Об исключении из практики прокурорского надзора фактов необоснованного вмешательства в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций».

prokvologda.ru

Популярное:

  • Екатеринбург нотариусы на карте Нотариусы в Екатеринбурге Предлагаем вашему вниманию все нотариусы и нотариальные конторы на карте Екатеринбурга. Нотариусы на карте Екатеринбурга Если вы собираетесь срочно оформить доверенность или заключить какой нибудь […]
  • Увольнение ст 77 п2 Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора СТ 77 ТК РФ. Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса); 2) истечение срока трудового договора (статья 79 […]
  • Работа в сочи вахта с проживанием для женщин Вакансии вахтой для женщин Фельдшер - от 68 000 руб. ОАО СНГ НГДУ "Быстринскнефть" Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут Требования к кандидату - Диплом врача терапевта, опыт работы в оказании первой экстренной […]
  • Приказ департамента по тарифам нсо 41-в Приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 19 марта 2015 г. N 41-В "О внесении изменений в приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 16.08.2012 N 170-В" (утратил силу) Приказ Департамента по тарифам […]
  • Справка о пенсии по инвалидности Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности? Существует три вида пенсий по инвалидности (п. 2 ст. 6 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; пп. 3, 5 п. 1, п. 6 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ): страховая пенсия по […]
  • Ставки налога акцизы Ставки налога акцизы 41. Акцизы: налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты, налоговые льготы Налоговые ставки. Устанавливаются отдельно по каждой категории подакцизных товаров. Адвалорная (процентная) ставка применяется […]
  • Единый налог на вмененный налог 2014 рассчитать Калькулятор ЕНВД бесплатно Содержание Использование программы бесплатно, без регистрации и без отправки СМС. Изменения 2017 Появилась новая форма ЕНВД (действует с 1 квартала 2017 года). Изменение одно - учтено что ИП с […]
  • Заявление об амнистии образец Включи праздничное настроение! Образец ходатайства об освобождении по амнистии к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 2015 года об освобождении от назначения наказания в виде лишения свободы Я, Иванов Иван Иванович, […]