Приказ 464 от 140613 минобразования

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 июля 2013 г.

Регистрационный N 29200

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр Д. Ливанов

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования

I. Общие положения

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (далее — Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Настоящий Порядок является обязательным для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена) (далее — образовательные организации).

II. Организация и осуществление образовательной деятельности

3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных организациях, а также вне образовательных организаций.

4. Формы получения образования и формы обучения по образовательным программам среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

5. Обучение в форме самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях 1 .

6. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения 2 .

7. Формы получения образования и формы обучения по образовательным программам среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

8. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения среднего профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся 3 .

9. Содержание среднего профессионального образования по каждой профессии, специальности определяется образовательными программами среднего профессионального образования. Содержание среднего профессионального образования должно обеспечивать получение квалификации.

10. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программам среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

11. Образовательные программы среднего профессионального образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.

Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим профессиям, специальностям среднего профессионального образования и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ 4 .

Образовательные программы среднего профессионального образования, реализуемые на базе основного общего образования, разрабатываются образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования 5 .

12. Образовательная программа среднего профессионального образования включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся. Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.

13. Образовательные программы среднего профессионального образования реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации 6 .

14. При реализации образовательных программ среднего профессионального образования используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение 7 .

15. При реализации образовательных программ среднего профессионального образования образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий 8 .

16. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается 9 .

17. Образовательная программа среднего профессионального образования предусматривает проведение практики обучающихся.

Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации 10 .

18. Образовательные организации ежегодно обновляют образовательные программы среднего профессионального образования с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

19. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации 11 .

Среднее профессиональное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами образовательной организации 12 .

20. Образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования организуется в соответствии с утвержденными образовательной организацией учебными планами, календарными учебными графиками, в соответствии с которыми образовательной организацией составляются расписания учебных занятий по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования.

21. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, за исключением образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.

К освоению образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, допускаются лица, имеющие начальное общее образование.

22. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно 13 .

23. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением обучающимися среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

Обучающиеся, получающие среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, изучают общеобразовательные предметы одновременно с изучением общепрофессиональных и профессиональных курсов, дисциплин (модулей) в течение всего срока освоения соответствующей образовательной программы.

Обучающиеся, получающие среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, изучают общеобразовательные предметы на первом и втором курсах обучения, в том числе одновременно с изучением обучающимися курсов, дисциплин (модулей) гуманитарной и социально-экономической направленности (профиля), общепрофессиональных и профессиональных курсов, дисциплин (модулей).

Обучающиеся, получающие среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, осваивают профессию рабочего (одну или несколько) в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы среднего профессионального образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальности среднего профессионального образования.

24. При получении среднего профессионального образования в соответствии с индивидуальным учебным планом сроки получения образования могут быть изменены образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Лица, имеющие квалификацию по профессии среднего профессионального образования и принятые на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям среднего профессионального образования, соответствующим имеющейся у них профессии, имеют право на ускоренное обучение по таким программам в соответствии с индивидуальными учебными планами.

Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации 14 .

25. Учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей образовательной программы. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации образовательной программы среднего профессионального образования в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения — не более чем на три месяца.

26. В процессе освоения образовательных программ среднего профессионального образования обучающимся предоставляются каникулы.

Продолжительность каникул, предоставляемых обучающимся в процессе освоения ими программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, составляет не менее двух недель в зимний период при сроке получения среднего профессионального образования один год и не менее десяти недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период, — при сроке получения среднего профессионального образования более одного года.

Продолжительность каникул, предоставляемых обучающимся в процессе освоения ими программ подготовки специалистов среднего звена, составляет от восьми до одиннадцати недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период.

27. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

28. Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

Объем обязательных аудиторных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю.

29. Численность обучающихся в учебной группе составляет 25 — 30 человек. Исходя из специфики образовательной организации учебные занятия могут проводиться образовательной организацией с группами обучающихся меньшей численности и отдельными обучающимися, а также с разделением группы на подгруппы. Образовательная организация вправе объединять группы обучающихся при проведении учебных занятий в виде лекций.

30. Освоение образовательной программы среднего профессионального образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно 15 .

31. Образовательная организация самостоятельно устанавливает систему оценок при промежуточной аттестации.

32. Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов — 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам (модулям).

Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации обучающихся при обучении в соответствии с индивидуальным учебным планом устанавливается данным учебным планом.

33. Освоение образовательных программ среднего профессионального образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной.

Обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, проходят итоговую аттестацию, при получении среднего профессионального образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего профессионального образования, выдается диплом о среднем профессиональном образовании, подтверждающий получение среднего профессионального образования и квалификацию по соответствующей профессии или специальности среднего профессионального образования.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы среднего профессионального образования и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией 16 .

34. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно 17 .

35. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего профессионального образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего профессионального образования. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе 18 .

36. Если федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего, то по результатам освоения профессионального модуля образовательной программы среднего профессионального образования, который включает в себя проведение практики, обучающийся получает свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Присвоение квалификации по профессии рабочего проводится с участием работодателей.

37. Документ об образовании, представленный при поступлении в образовательную организацию, выдается из личного дела лицу, окончившему образовательную организацию, выбывшему до окончания образовательной организации, а также обучающемуся и желающему поступить в другую образовательную организацию, по его заявлению. При этом в личном деле остается заверенная копия документа об образовании.

38. Обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования 19 .

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

39. Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида 20 .

Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся 21 .

40. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

41. Образовательными организациями должны быть созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 22 .

Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 23 .

42. В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается:

1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

43. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных образовательных организациях 24 .

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.

44. При получении среднего профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков 25 .

С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

1 Часть 3 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

2 Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

3 Часть 4 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

4 Часть 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

5 Часть 3 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

6 Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

7 Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

8 Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

9 Часть 9 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

10 Часть 8 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

11 Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

12 Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

13 Часть 5 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

14 Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

15 Часть 1 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

16 Часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

17 Часть 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

18 Часть 3 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

19 Часть 17 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

20 Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

21 Часть 8 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

22 Часть 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

23 Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

24 Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

25 Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

rg.ru

Отчет о работе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области

Сведения о повышении квалификации преподавателей.

2011- 2012уч. год

Обучение в ВУЗах (в том числе получение второго

3.Контингент студентов
3.1. Организация приема

В 2011- 2012 учебном году учебное заведение осуществляло подготовку специалистов по следующим специальностям:

— 100701 «Коммерция (по отраслям)»;

— 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям);

— 150401 «Металлургия чёрных металлов»;

— 190604 « Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;

— 270116 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»;

— 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»;

— 150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»;

— 190631 « Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;

— 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей»;

— 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;

— 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;

— 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»;

— 040101 «Социальная работа»;

— 080501 «Менеджмент (по отраслям)».

Подготовка специалистов проводится с учетом потребности в кадрах предприятий города и района. Колледж учитывает прогнозы потребности в специалистах Департамента занятости населения Ростовской области. Количество принятых студентов на обучение за счет федерального бюджета на 2011-2012 учебный год было установлено контрольными цифрами приема, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Ростовской области.

Структура подготовки специалистов в колледже строится на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.

Организация и проведение вступительных испытаний осуществляется в соответствии с нормативными документами Минобразования России. Содержание экзаменационных билетов соответствует базисному учебному плану среднего (полного) общего образования.

Работа приемной комиссии организуется в соответствии с действующей нормативной документацией и рекомендациями Министерства образования РФ, для чего издается приказ по колледжу об организации работы приемной комиссии, ее состав, сроки деятельности, утверждается состав предметных экзаменационных комиссий, и определяются другие организационные вопросы. В 2011-2012 учебном году набор осуществлялся в соответствии с правилами приема в учебное заведение, утвержденными директором колледжа. Поступающие в колледж могут ознакомиться в приемной комиссии с организационно-правовой документацией учебного заведения: лицензией, свидетельством о регистрации и аккредитации, Уставом Колледжа, утвержденным планом приема, наименованием дисциплин, выносимых на вступительные испытания и их форму, и рядом других документов. Вступительные экзамены определяются учебным заведением на основании перечня вступительных испытаний, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 22 сентября 2008 г. № 265. Испытания ведут преподаватели колледжа. Зачисление в колледж проводится по результатам вступительных испытаний (экзаменов), результатам ЕГЭ и ГИА.
Анализ выполнения плана приема в 2011-2012 учебном году:

100701 «Коммерция (по отраслям)»;

270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»;

270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;

151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»;

3.2.Сведения о контингенте студентов по формам обучения
Контингент студентов по формам подготовки в 2011-2012 учебном году

Для сохранения контингента в 2011-2012 учебном году в колледже проводилась работа:

    1. Заседание педагогического Совета совместно с родителями (сентябрь 2011 г.);
    2. Рассмотрение вопроса о причинах низкой успеваемости отдельных студентов и пропуска занятий без уважительной причины на заседаниях педагогического Совета и предметных цикловых комиссий (постоянно на протяжении учебного года);
    3. Проведение родительских собраний учебных групп (2 раза в год);
    4. Посещение классными руководителями семей студентов, имеющих академическую задолженность и пропуски занятий без уважительной причины;
    5. Вовлечение студентов в кружки технического творчества и творчества студентов, спортивные секции.
    6. Воспитательная работа в общежитии колледжа.
    7. Работа комиссии по предотвращению правонарушений.

4. Обеспечение механизма социального партнерства,

трудоустройства выпускников
В условиях расширения востребованности специалистов со средним профессиональным образованием, повышения требований к качеству их подготовки колледж развивает социальное партнерство с образовательными учреждениями г. Красный Сулин и Красносулинского района, службой занятости населения и комитетом по делам молодежной политики районной администрации. В целях повышения результатов деятельности образовательной системы потребностям сферы труда, приближения подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей ГБОУ СПО РО «КМК» заключил договора о социальном партнерстве со следующими субъектами сроком действия на 5 лет:

ООО «Ростовский электрометаллургический заводъ»;

ООО « Исаевский машиностроительный завод»;

Сулинский щебеночный завод филиал ООО «ПНК»;

Взаимодействие колледжа с социальными партнерами осуществляться в различных формах и направлено на обеспечение организации образовательного процесса, контроля качества образования, изучение рынка труда, кадровое обеспечение.

В 2012 году колледж подал документы на вступление в объединение работодателей «Союз работодателей Красносулинского района».

Важным направлением взаимодействия с социальными партнерами в области содержания образования является их привлечение к разработке учебно-программной документации по подготовке специалистов. Социальное партнерство играет важную роль в обеспечении практического обучения студентов, особенно по техническим специальностям (270116 «Монтаж, наладка, эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»), с использованием современного оборудования и технологий. Активное сотрудничество с предприятиями, организациями позволит колледжу более гибко подходить к подготовке специалистов и разрабатывать конкурентные стратегии.

Развивается социальное партнерство и в области привлечения дополнительных финансовых средств. Так финансовую поддержку колледжу в 2011-2012 учебном году оказывали:

ООО «Комплекс», ООО «Таврида Электрик Ростов-Дон», ОАО «Комбик», ИП Бадашев, ИП Кузовков, ИП Татарчук, ИП Дмитриевский. Средства, полученные от работодателей, в размере 23 000 рублей были расходованы на организацию досуга обучающихся.

Наш колледж уже много лет активно сотрудничает со всеми школами города и района. В рамках этого сотрудничества ежегодно в колледже проводится «День открытых дверей» для знакомства будущих абитуриентов с материально-технической базой нашего учебного заведения и в доступной форме рассказывают о специальностях. Важную роль в профориентационной работе играют студенты колледжа, которые, общаясь со своими сверстниками на различных общегородских мероприятиях, дают широкую информацию о нашем колледже.

В колледже традиционно проводятся ежегодные конкурсы «Лучший по специальности» с привлечением представителей предприятий — социальных партнёров. Студенты колледжа принимают участие в областных и зональных олимпиадах по общеобразовательным и специальным дисциплинам.

В 2009 году в колледже была создана служба «Молодой специалист», главная цель деятельности которой – содействие в трудоустройстве выпускникам и студентам колледжа. В сентябре 2011 года совместно со специалистами службы занятости населения г. Красный Сулин был проведен мониторинг трудоустройства выпускников техникума 2011 года. Проводится работа по прогнозированию возможного трудоустройства выпускников 2012 года; ведётся мониторинг трудоустройства выпускников прошлых лет (данные обновляются ежеквартально). Собран банк данных предприятий — социальных партнеров. Это позволяет дать полную информацию о предприятиях города при поиске места работы.

5. Организация производственного обучения

Производственная практика в колледже организуется в соответствии с Положением о производственной (профессиональной) практике студентов среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министра образования РФ № 1991 от 21.07.99г. и рекомендациями по применению Положения о производственной практике № 16-51-198/16-15 от 16.09.99г.

В соответствии с Государственными образовательными стандартами разработаны и утверждены учебные планы по каждой специальности, в соответствии с которыми ежегодно составляются и утверждаются графики учебного процесса, в которых определены конкретные сроки проведения учебных и производственных практик.

Основными базами производственных практик являются следующие предприятия города: МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», МУ «Управление социальной защиты населения», ГКУ «Центр занятости населения города Красный Сулин», МОУ ЦДК, МУЗ ЦРБ, «СУЛИНАВТОТРАНС», ООО «Ростовский электрометаллургический завод», ОАО «Красносулинский ЗМК» Стройметкон, Сулинский щебзавод филиал ООО» Первая нерудная компания», ОАО «Экспериментальная ТЭС», УМП «БТИ» и ряд других предприятий и организаций.

Предварительно с каждым предприятием и организацией заключаются договора по практике.

На базе колледжа проводятся следующие виды практик для получения первичных профессиональных навыков:

-слесарно-механическая по специальностям: 150411; 140613;

-учебная практика на получение первичных профессиональных навыков по вычислительной технике – 080501;

-учебная практика на получение первичных профессиональных навыков по геодезии -270103.

учебная практика на получение первичных профессиональных навыков по электрическим измерениям -140613;

Практика для получения первичных профессиональных навыков по одной из рабочих профессий, соответствующей профилю специальности организуется в основном на предприятиях и в организациях. В зависимости от специальности применяются две формы производственного обучения: индивидуальная и групповая. Продолжительность учебной практики на получение рабочей профессии составляет 9-10 недель. Итогом практики для получения первичных профессиональных навыков по рабочей профессии техниче­ских специальностей является присвоение разряда по одной из рабочих профессий. Разряд по профессии присваивается на заседании заводской или цеховой квалификационной комиссии в присутствии руководителя практики от колледжа. В колледж предоставляется копия протокола заседания квалификационной комиссии или копия приказа по предприятию.

Руководство практикой для получения первичных профессиональных навыков осуществляется в учебно-производственных мастерских мастером производственного обучения.

Учебная практика на получение первичных профессиональных навыков по «ЭВМ», «Геодезии» и «Электрическим измерениям» являются продолжением изучения учебных дисциплин, поэтому руководителями практики на­значаются преподаватели специальных дисциплин. Руководство учебной практики на получение первичных профессиональных навыков по рабочей профессии осуществляет мастер производственного обучения и преподаватели специальных дисциплин.

Продолжительность практики по профилю специальности (технологическая) со­ставляет от 7 до 14 недель в зависимости от специальности и в со­ответствии с учебными планами.

Завершающей формой производственного обучения является квалификационная практика:

-преддипломная практика продолжительностью 4 недели для технических специ­альностей:140613;150411;190604;270103;

-стажировка продолжительностью 2 недели по специальностям 080501.

Итогом практики по профилю специальности и преддипломной практики, а также стажировки, является зачет и сдача отчета по практике или стажировки. Отчет заверяется руководителем практики от цеха и от предприятия. Материалы, собранные во время преддипломной практики используются как исходные данные для дипломного проектирования.

Случаи нарушения трудовой дисциплины и травматизма в период практики со стороны студентов не отмечались.

В ходе прохождения учебной практики на получение первичных профессиональных навыков по рабочей профессии студенты осваивают по одной рабочей профессии, соответствующей профилю специальности.

Производственное обучение и все виды практики организованы в соответствии с ФГОУ СПО для реализуемых специальностей.

Доля студентов , освоивших одну из профессий составляет 100%.
6. Учебная и методическая работа

6.1. Основная проблема, над которой в учебном году работал коллектив. Выполнение учебных планов и программ. Организация методической работы. Участие в работе зональных, областных (городских) мероприятий. Наличие учебников (в т.ч. электронных) и методических пособий, публикаций преподавателей учреждения (в печатных листах за последние 3 года) Реализация основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО.
Учебная и методическая работа, являясь главным средством повышения педагогического мастерства преподавателей, строилась в 2011-2012 учебном году в рамках единой методической проблемы: «Модульно — компетентностный подход как основа профессиональной подготовки специалиста».

Основные направления деятельности колледжа:

— реализация ФГОС СПО нового поколения.

— создание инновационной образовательной среды как фактора формирования профессионального самосознания студентов.

— активное взаимодействие с работодателями в целях подготовки конкурентоспособного специалиста.

— развитие научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов.

Учебные планы разработаны на основе ГОС СПО (II поколения) в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по реализуемым специальностям и ФГОС СПО (III поколения). Учебные планы по специальностям утверждены директором колледжа, согласованы с заместителем директора по учебной работе, а также с председателями предметных (цикловых) комиссий, которые осуществляют образовательный процесс по данным специальностям. По всем специальностям реализуется базовый уровень среднего профессионального образования. Предусмотрены все виды промежуточной аттестации студентов (экзамены, зачеты, итоговые контрольные работы и выполнение курсовых работ). В учебных планах количество аудиторной нагрузки студентов в неделю составляет 36 часов, количество максимальной учебной нагрузки составляет 54 часа в неделю, в которую включаются факультативные дисциплины, консультации и самостоятельная работа студентов. Все рабочие программы соответствуют ГОС СПО и гарантируют необходимый уровень подготовки специалистов.

Методическая работа в колледже осуществлялась в соответствии с главными направлениями учебно-методической работы:

— применение эффективных форм, методов, приемов обучения и воспитания студентов

— внедрение современных педагогических технологий

— удовлетворение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагога.

Научно-методическая работа в колледже осуществляется в коллективных и индивидуальных формах. К коллективным формам относятся: педагогический совет, работа в цикловых комиссиях, педагогические мастерские, проблемные семинары, научно-практические конференции, педагогические чтения и т.п.

Индивидуальные формы – это самостоятельная работа педагогов по повышению профессионально-педагогической квалификации, разработка методических пособий, методическая помощь преподавателям и мастерам производственного обучения со стороны опытных работников и руководителей образовательного учреждения.

За учебный год проведено 6 заседаний педагогического совета колледжа:

  • Август: «Пути реализации образования в колледже в 2011-2012 учебном году».
  • Октябрь: «Повышение качества подготовки специалистов на основе комплексного использования учебного оборудования, информационных технологий и ресурсов».
  • Декабрь: «Современные подходы и требования к организации учебной деятельности».
  • Февраль: «Работа колледжа по формированию у студентов ценностного отношения к здоровью».
  • Апрель: «Участие работодателей в подготовке специалистов – основополагающий фактор в формировании профессиональных компетенций».
  • Июнь: «Итоги учебно-методической работы педагогического коллектива в 2011-2012 учебном году».

В течение учебного года на заседаниях методического совета рассматривались вопросы:

  • Об учебно-методических комплексах по специальностям;
  • Утверждение авторских и рабочих программ;
  • О результатах входного контроля;
  • О ходе работы по наставничеству;
  • Об итогах сессии, о результатах олимпиад и конкурсов;
  • О методике оценки деятельности преподавателя.

На заседаниях предметно-цикловых комиссий обсуждаются и внедряются в образовательный процесс рабочие программы учебных дисциплин и методические разработки преподавателей, анализируются наиболее эффективные формы взаимосвязи учебного процесса и производственной практики. В колледже работают 4 предметно-цикловых комиссий, возглавляемые опытными преподавателями.

Повышение эффективности педагогического труда в колледже проходит через:

-школу начинающего преподавателя;

-школу педагогического мастерства;

-аттестацию педагогических работников;

-обобщение передового педагогического опыта;

-недели предметно-цикловых комиссий;

-олимпиады и конкурсы студентов;

-выставки педагогических достижений.

Накопленный систематизированный материал (учебные планы и программы, инструктивная документация, методические разработки и рекомендации, периодические издания по педагогическим и техническим вопросам и т.п.) сосредоточен в методическом кабинете колледжа. Он оказывает значительную помощь преподавателям в повышении их методического и профессионального мастерства.

Участие в работе зональных областных, всероссийских мероприятий
В течение учебного 2011-2012 года на базе колледжа были проведены:

  • Областная олимпиада по дисциплине «Материаловедение» среди студентов ССУЗов металлургии;
  • Зональная олимпиада по дисциплине «Химия»;

В олимпиаде по материаловедению – 1 место занял студент Красносулинского металлургического колледжа Бойков Иван.

В олимпиаде по химии заняли:

1 место – Коклюгин Роман;

2 место – Кислица Ярослав.

Студенты колледжа принимали участие в зональных олимпиадах по информатике и ВТ, математике, русскому языку, истории, инженерной графике.

В областных конкурсах профессионального мастерства «Лучший по профессии» участвовали студенты специальностей 140613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям» и 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

В зональном конкурсе «Преподаватель 2012» Богуш Валентина Васильевна стала победителем в номинации «За инновационный подход в образовании».

Результатом зонального конкурса методических разработок среди преподавателей СПО – 1 и 2 место в номинациях «Рабочая тетрадь» и «УМК преподаваемой дисциплины (Богуш В. В., Романенко Ю. А., Малофеева С. А., Сай Д. Е.).

Студенты и преподаватели колледжа активно участвовали в конкурсе технического творчества: 1, 2, 3 места в номинациях заняли представленные работы.

Участие в работе областной конференции «Инновационное проектирование содержания учебного процесса в образовательном учреждении профессионального образования: проблемы, опыт, реализация (г. Азов. Апрель 2012 г.).

Большая работа в текущем учебном году была проведена колледжем на Российском уровне. Согласно плану работы Ассоциации учебных заведений металлургического комплекса были проведены мероприятия:

Интернет – конференция по проблемам подготовки специалистов металлургической отрасли (Октябрь 2011 г., г. Старый Оскол).

19 Всероссийская студенческая научно-техническая конференция «Молодежь и наука 21 века» (Апрель 201 г., г. Железногорск Курской обл.).

Региональный конкурс дипломных проектов и методических разработок в г. Железногорске ( Май 2012 г.).

Всероссийский финальный конкурс дипломных проектов по металлургии:

— 1 место – комплексный ДП «Проект модернизации шагового цепного конвейера в условиях мелкосортного прокатного стана ОАО «СМК»» и «Технология прокатки на непрерывном проволочном стане 250 с модернизацией технологической линии (пакетирующей машины) в условиях ОАО «Сулинская металлургическая компания». Студент Лукьянчиков Н. А., Шишенко О. А. – руководители – Малофеева С. А. к.т.н., Романенко Ю. А.;

— 1 место – ДП «Проект элементов корпуса печи ДСП – 90 в условиях ООО «РЭМЗ» г. Шахты». Студент – Савковский Р. И., руководитель Кудинова О. В.;

— 2 место – ДП «Электрооборудование специального мостового крана. Изготовление модели комплексного электропривода». Студент – Волокитин С. Ф., руководитель Иванюк А. Н.

Конкурс методических разработок:

— 1 место разработка классного часа «Я и Мир» (Моисеева Г. И.);

— 1 место методические указания по преддипломной практики и дипломному проектированию для студентов специальности 150411 (Кудинова О. В.);

— 2 место мульти – медиа – пособия по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика» (Романенко Ю. А., Кудинова О. В.);

— 3 место «Рабочая тетрадь по дисциплине АФХД» — Богуш В. В.

Конкурс рекламных студенческих проектов «Я — специалист»:

1 место – « Для нас Россия начинается здесь» — руководитель Сигова Л.И.Ю, студент Ермоленко В.;

— 2 место «В ногу со временем — состояние металлургии» студент Цыкоза Я., руководитель Сай Д. Е. к.т.н.;

— 3 место «Я – электрик» студент Пухальский А., руководитель Иванюк А. Н.
Цикловая комиссия механико-металлургических дисциплин

(Романенко Ю.А.) Цикловая комиссия, объединившая преподавателей по специальностям 150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям), и 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (председатель Романенко Ю.А), в 2011-2012 учебном году проводила работу в рамках единой методической темы «Формирование профессиональных компетенций».

Основная методическая работа ЦК в 2011-2012 учебном году была направлена на:

— подготовку к аккредитационной экспертизе специальностей 150411 и 190604 /проходила в январе 2012 г./;

— совершенствование учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин;

— разработку рабочих программ учебных дисциплин профессиональных модулей в рамках перехода на ФГОС СПО III поколения.

Проведена предметная неделя комиссии механико – металлургических дисциплин с 28.11.2011г. по 03.12.2011г. В течение этой недели для студентов, обучающихся по специальностям 190604 и 150411, были проведены следующие мероприятия:

— традиционная научно практическая конференция /студенты, представившие наиболее удачные работы в дальнейшем принимали участие в IX общероссийской конференции «Молодежь и наука XXI века» г.Железногорск, апрель 2012 г.

— открытые мероприятия «День специальности» подготовленное всеми членами комиссии механико-металлургических дисциплин, «День на производстве» в условиях ООО «Донские Металлические Конструкции», конкурс «Лучший слесарь» преп. Бойко О.В.

— встреча с председателем собрания депутатов Красносулинского городского поселения Ларионовой Л.Л.

— были проведены открытые классные часы «Посвящение в механики и автомобилисты» кл. рук. Билан Л.И., «Студенты за здоровый образ жизни» кл. рук. Кудинова О.В.

Преподаватель дисциплины «Материаловедение» Волненко Е.Г. проводила областную олимпиаду в которой студент группы А-11-2. Бойков А. занял I-е место.

kurs.znate.ru

Популярное:

  • Приказ 1008 минобрнауки от 29082013 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Приказ Министерства […]
  • Приказ минспорта рф от 12092013 730 Приказ Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 730 “Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области […]
  • Приказ о планировании в уис 777 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 17 декабря 2013 г. N 777 "Об организации планирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 17 декабря 2013 […]
  • Ст17 закона рф о социальной защите инвалидов в рф Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ "О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Документ является […]
  • Закон москвы 39 с изменениями Закон г. Москвы от 11 июля 2012 г. N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 11 июля 2012 г. […]
  • Приказ по преобразованию Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. N 1147 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам […]
  • Реестр примерной образовательной программы основного общего образования Реестр примерной образовательной программы основного общего образования 8(495)912-63-37 [email protected] Реестр примерных основных образовательных программ: Примерная основная образовательная программа основного […]
  • Реестр пооп дошкольного образования Реестр пооп дошкольного образования 8(495)912-63-37 [email protected] Реестр примерных основных образовательных программ: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Реестр примерных […]