Принцип независимость суда

Образовательный портал — все для студента юриста.

II-5. Принцип независимости судов и судей.

Принцип независимости судов и судей.

Независимость судов и судей при осуществлении ими полномочий по реализации судебной власти на территории Российской Федерации закреплена в статье 120 Конституции РФ и в статье 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Судьи, присяжные и арбитражные заседатели в рамках своих полномочий обладают независимостью и самостоятельностью и подчиняются исключительно Конституции РФ и законам Российской Федерации.

Принцип независимости судов и судей направлен на предотвращение какого-либо влияния или воздействие (будь то моральное, физическое или правовое) на судей, присяжных и арбитражных заседателей. В соответствие со статьей 9 закона Российской Федерации « О статусе судей в Российской Федерации», устанавливаются гарантии независимости судей: запрет на вмешательство в деятельность судьи; установленный порядок приостановления и прекращения полномочий; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; наличие системе органов судейского сообщества; предоставление содержания, соответствующего его высокому статусу; защита судьи, членов его семьи, имущества со стороны государства; право судьи на ношение и хранение оружия. Также, ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и ФЗ «О арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации» устанавливают свои гарантии независимости и неприкосновенности для присяжных и арбитражных заседателей.

Действия, связанные с оказанием давления на судей, присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении ими своих полномочий, расценивается действующим законодательством как противоправное деяние.

allstatepravo.ru

Принцип независимость суда

Независимость судей — важнейший принцип правосудия. Не случайно по­этому он получил отражение в законах о судах (ст. 12 Закона о судоустройстве; ст. 6 Закона об арбитражном суде; ст. 5, 13 Закона о Конституционном Суде), в процессуальных кодексах (ст. 16 УПК, ст. 7 ГПК, ст. 5 АПК); Законе о статусе судей (ст. 1, 9, 10). Особо необходимо отметить ст. 120 Конституции РФ, в кото­рой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчи­няются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Корректируя в связи с принятием Конституции РФ Закон о статусе судей, зако­нодатель подчеркнул в ст. 1 п. 4 этого закона: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны».

Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматри­вать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других феде­ральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убежде­нием. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, о которой со всей определенностью упоминает ст. 10 Конституции РФ.

Независимость судей является непременным условием отправления право­судия. Независимость — это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рас­смотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внут­ренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в со­вокупности.

В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает: а) наличие особой процедуры осуществления правосудия; б) установ­ление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) систему органов судейского сообщества; ж) пре­доставление судье за счет государства материального и социального обеспече­ния, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты госу­дарством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

К числу гарантий, кроме перечисленных, следовало бы, на наш взгляд, от­нести специальный порядок назначения судей и их несменяемость (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102,ч. 1 ст. 121 Конституции РФ; ст. 11 Закона о статусе судей).

Созданием условий, исключающих угрозу независимости извне, поставлен­ная проблема не решается в полной мере. Конечно, существует проблема ограж­дения суда от влияния со стороны, от посторонних лиц. Но существует опасность влияния или давления на судей со стороны председательствующего или других судей, входящих в судейскую коллегию. Вот почему закон, в особенности при рассмотрении уголовных дел, призван процессуальными средствами решить эту двуединую проблему. В этих целях УПК, в частности, предусматривает поста­новление приговора в специальном помещении — совещательной комнате. Во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу; присутствие иных лиц не допус­кается (ч. 1 ст. 302 УПК). При этом в ходе совещания судей председательствующий (в коллегии присяжных — старшина) подает свой голос последним (ст. 306, 453 УПК).

Правило о тайне совещания относится как к профессиональным судьям, так и к народ­ным и присяжным заседателям (ст. 302, 306, 452, 453 УПК, ст. 11 Закона о судоустройстве РСФСР).

Ограждение суда от проникновения влияния извне еще не решает, как было отмечено, проблемы обеспечения тайны совещания судей. Поэтому закон запрещает судьям разглашать суждения, имевшие место во время совещания (ч. 2 ст. 302 УПК). Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нару­шение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязатель­ную отмену приговора (ст. 345 УПК).

Закрепление в законе принципа независимости судей служит осуществле­нию судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.

www.xserver.ru

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ» в других словарях:

Независимость судей — (англ. independence of judges) в демократических государствах конституционный принцип правосудия, согласно которому судьи при разрешении судебных дел свободны от какого бы то ни было постороннего воздействия на них, подчиняются только закону и… … Энциклопедия права

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ — конституционный принцип правосудия в демократических государствах, означающий, что судьи, народные заседатели, присяжные заседатели разрешают судебные дела на основе закона, в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на них. В… … Юридическая энциклопедия

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ — – состоит в том, что при вынесении советским судом приговоров и решений судьи руководствуются только законом и свободны от посторонних влияний. Никто не вправе указывать судьям, как решать конкретные уголовные или гражданские дела, и оказывать на … Советский юридический словарь

независимость судей — конституционный принцип правосудия в демократических государствах, означающий, что судьи, народные заседатели, присяжные заседатели разрешают дела на основе закона, в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие. Согласно ст. 120… … Большой юридический словарь

Независимость судей — один из демократических конституционных принципов социалистического правосудия, означающий, что при вынесении решения (приговора, определения, постановления) судьи не связаны никакими соображениями, посторонними правосудию, и обязаны… … Большая советская энциклопедия

Независимость судей — конституционный принцип гражданского процессуального права, в соответствии с которым при осуществлении правосудия по гражданским делам судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судьи рассматривают и разрешают… … Большой юридический словарь

Независимость судей — принцип гражданского процессуального права, в соответствии с которым при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону; любое вмешательство в деятельность судей по… … Правоведение: глоссарий

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ — конституционный принцип правосудия в демократических государствах, означающий, что судьи, народные заседатели, присяжные заседатели разрешают судебные дела на основе закона, в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на них. В… … Энциклопедический словарь экономики и права

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ — гарантируемая Конституцией РФ (ст. 120) и другими законами возможность принимать ответственные решения при осуществлении правосудия на основании предписаний закона по внутреннему убеждению без какого бы то ни было давления, вмешательства или… … Энциклопедический словарь конституционного права

Независимость судей арбитражных судов — при осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону; какое либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

dic.academic.ru

4. Принцип независимости судей

Данный принцип закреплен в ст. 120 Конституции РФ. Это конституционное положение нашло отражение в таких законах, как Закон «О судебной системе РФ» (ст. 5), Закон «О судоустройстве РСФСР» (ст. 12), Закон «Об арбитражных судах в РФ» (ст. 6). В ст. 1 Закона «О статусе судей в РФ» указано: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны». По действующему законодательству рассмотрение дел в судах первой инстанции осуществляется с участием присяжных, народных, арбитражных заседателей. Заседатели при осуществлении правосудия также независимы и подчиняются только закону, пользуясь всеми правами судьи. Независимость судей является проявлением самостоятельности судебной власти, ее отделенности от власти исполнительной и законодательной. Независимость судей заключается в том, что исключается любое воздействие на них со стороны других лиц и организаций при разрешении ими конкретных уголовных, гражданских и арбитражных дел. При рассмотрении дела суд руководствуется не мнениями участников процесса, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств.

Значение данного принципа состоит в том, что только независимый и беспристрастный суд может справедливо рассмотреть уголовное, гражданское, арбитражное дело, вынести по нему законное и обоснованное решение, приговор. Вмешательство в деятельность суда, даже с «добрыми намерениями», влечет нарушение законности, произвол.

Согласно Закону «О статусе судей РФ» независимость судей обеспечивается:

1) наличием особой процедуры осуществления правосудия;

2) установлением запрета под угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;

3) установлением порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

4) правом судьи на отставку;

5) неприкосновенностью судьи;

6) системой органов судейского сообщества;

7) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

8) наличием особой защиты государством судей, членов их семей и имущества. Независимость судьи зависит во многом и от него самого, от его моральных и профессиональных качеств. Поэтому гарантией независимости является установленный законом порядок отбора кандидатов на должность судьи, обеспечивающий формирование действительно независимого, беспристрастного судейского корпуса. При наличии обоснованных сомнений в беспристрастности судьи, присяжного, народного, арбитражного заседателя они подлежат отводу. Независимость судей гарантируется и несменяемостью судей. Судья не может быть переведен на другую работу, в другой суд без его согласия. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком.

Проблемой в настоящее время является исключение влияния на судей со стороны председателей судов, других судей. Определенные гарантии предоставляют регулируемый процессуальным законом порядок принятия решений (тайна совещательной комнаты, порядок голосования, при котором председательствующий подает голос последним). Однако все еще встречаются случаи дачи председателями судов судьям указаний по конкретным делам. Такая практика, даже если объясняется недостаточной квалификацией, неопытностью судей, является нарушением закона.

www.bibliotekar.ru

Принцип независимости судей

Независимость судей – важнейший принцип правосудия, который не случайно получил отражение в законах о судах: ст. 5 Закона о судебной системе; ст. 5 Закона о судах общей юрисдикции; ст. 6 Закона об арбитражных судах; ст. 5, 13 Закона о Конституционном Суде; ст. 1, 9, 10 Закона о статусе судей; ст. 2 Закона о мировых судьях; ст. 5 Закона о военных судах. Особо необходимо отмстить ст. 120 Конституции, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Корректируя в связи с принятием Конституции Закон о статусе судей, законодатель подчеркнул в п. 4 ст. 1 этого Закона: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны». Не менее категорично констатируют самостоятельность и независимость судебной власти законы о судебной системе (ч. 2 ст. 1), о военных судах (ст. 5).

Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такое положение может быть обеспечено, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия (ст. 10 Конституции). Провозглашение самостоятельности органов судебной власти на высшем законодательном уровне, во-первых, означает их неподведомственность иным видам власти (законодательной, исполнительной). Например, в ч. 4 ст. 5 Закона о судах общей юрисдикции установлено, что: «Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей». Во-вторых, оно означает неподчиненность нижестоящих судов вышестоящим.

Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость – это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.

В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает: а) наличие особой процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) систему органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

В ч. 4 ст. 5 Закона о судебной системе, кроме того, указано, что в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

К числу гарантий независимости и самостоятельности судов, помимо перечисленных, следует отнести специальный порядок назначения судей и их несменяемость (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102, ч. 1 ст. 121 Конституции; ст. 5, 13, 15 Закона о судебной системе; ст. 6, 11, 12 Закона о статусе судей).

В развитие конституционных идей о независимости и самостоятельности суда и основываясь на них, Закон о судебной системе возложил на суд обязанность в случае выявившихся несоответствий между законами принимать решение в соответствии с законом, имеющим высшую юридическую силу (ч. 3 ст. 5).

Созданием условий, исключающих угрозу независимости суда и судей извне, поставленная проблема не решается в полной мере. Кроме проблемы ограждения суда от влияния со стороны, от посторонних лиц, существует опасность влияния или давления на судей со стороны председательствующего или других судей, входящих в судейскую коллегию. Поэтому закон, в особенности при рассмотрении уголовных дел, призван процессуальными средствами решить эту двуединую проблему. В этих целях УПК, в частности, предусматривает постановление приговора в специальном помещении – совещательной комнате. Во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи [1] , входящие в состав суда по данному делу; присутствие иных лиц не допускается (ст. 298 УПК). При этом в ходе совещания судей председательствующий (в коллегии присяжных – старшина) подает свой голос последним (ст. 301, 342 УПК).

Ограждение суда от проникновения влияния извне не решает проблемы обеспечения тайны совещания судей. Поэтому закон запрещает судьям разглашать суждения, имевшие место во время совещания (ч. 2 ст. 298 УПК). Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора (ст. 381 УПК).

Закрепление в законе принципа независимости судей служит обеспечению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.

  • [1] Правило о тайне совещания относится как к профессиональным судьям, так и к присяжным заседателям (ст. 298, 341 УПК).

studme.org

Популярное:

  • Купля продажа квартир в кривом роге Продажа квартир в Кривом Роге (Криворожский район, Днепропетровская область) м-н Солнечный, 30, Саксаганский р-н По курсу НБУ - 316 017 грн / 4 648 грн/м² Срочная продажа 3-х комн. квартиры м-н Солнечный 6 этаже в 9 этажном […]
  • Как уплачивается налог усн 6 Сроки уплаты УСН за 2017-2018 годы Отправить на почту УСН - сроки уплаты налога при этом режиме должны соблюдаться так же, как и по любому иному налогу. Их мы и рассмотрим в настоящей статье, а также определим, какие штрафные […]
  • Расчет госпошлины на снижение размера алиментов Расчет госпошлины на снижение размера алиментов Суды придерживаются следующей позиции: Госпошлина рассчитывается от суммы, на которую уменьшается размер алиментов (от цены иска). Пример расчета размера госпошлины в суд при […]
  • Законы рф как источник экологического права Законы рф как источник экологического права III. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 1. Понятие, особенности, классификация и система источников экологического права2. Конституционные основы регулирования природопользования и […]
  • Закона рф n 2116-i Информационное агентство Бизнес Мордовии Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с […]
  • В каком размере выплачиваются алименты на ребенка в 2018 году Алименты по МРОТ Алиментные обязательства вменяются родителям, отказывающимся добровольно участвовать в содержании своих детей, на довольно-таки долгосрочный период, а именно — до достижения ребенком совершеннолетия (ст. 80, 120 […]
  • Опека и попечительство нефтеюганск Подразделы Вниманию жителей города Нефтеюганска! В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 9 ФЗ РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в органы опеки и […]
  • Муниципальная пенсия в 65 лет ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 16 мая 2018 Отделение ПФР по г. Москве и Московской области напоминает, что с 2017 года […]