Принципы налога по смиту

Принципы налога по смиту

1. Принципы (от лат. principium — основа, первоначало) — это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.

Однако, учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов. Так, можно условно выделить три такие системы : — экономические принципы налогообложения; — юридические принципы налогообложения (принципы налогового права)— организационные принципы налоговой системы

Кроме того, в рамках каждой из указанных систем необходимо выделять как общие принципы налогообложения, присущие всей системе налогообложения в целом (именно об общих принципах налогообложения, установление которых входит в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов, говорится в подпункте «и» ст. 72 Конституции России), так и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения, например принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов, принципы местного налогообложения и т. д.

2. Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:

1) принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;

2) принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «. соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»’;

3) принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

4) принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

5) принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:

1) принцип справедливости;

2) принцип соразмерности;

3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;

4) принцип экономичности (эффективности). Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.

Согласно принципу справедливости, каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Однако содержание этого принципа настолько многогранно, неоднозначно и широко, что требует своего специального исследования (см. § 2.6 настоящего пособия).

Принцип соразмерности заключается в соотношении напол-ндемости бюджета и неблагоприятных для налогоплагельщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплателыцика и государственной казны.

Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лэф-фера (Laffer curve) (рис 2). Артур Лэффер — американский экономист, профессор Калифорнийского университета (г. Лос-Анджелес) — при построении своей кривой показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.

Задача законодателя — на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.

Таким образом, налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности.

Налоговый предел — условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или другую сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и др.

Уровень налогового предела может повышаться, как правило, только в чрезвычайных ситуациях, как это было, например, в США во время Второй мировой войны, когда налоговый предел составлял 80-90%. В Великобритании после Второй мировой войны изымалось 100% получаемой сверхприбыли на условиях возвратности^ В России экономические сложности переходного периода конца 1993 года вызвали введение в 1994 году двух дополнительных целевых налогов (спецналог и транспортный налог), предоставление прав местным органам устанавливать свои собственные налоги, а также повышение ставки налога на прибыль до 38%.

Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков

Данный принцип является одним из важнейших экономических положений, известных в России еще с начала XIX в. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством дяя налогоплательщика. По словам Н. И. Тургенева (1789-1871 гг.): «Количество налога, время и образ платежа должны быть определены, известны платящему и независимы от власти собирателей. Если у земледельца потребуется подать тогда, когда его хлеб еще не продан, то он должен или отдать свой хлеб за бесценок, или занимать деньги и платить проценты»^

Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика — обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, — а также простота исчисления и уплаты налога.

Безусловно, именно из данного принципа исходил российский законодатель при принятии Федерального закона от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»*, в котором предусматривается замена множества налогов одним.

Кроме того, одним из проявлений данного принципа можно считать возможность выбора налогоплательщиком того или иного способа поведения из предложенных налоговым законодательством. Так, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций»^ с 1997 года предприятия могут самостоятельно определять порядок уплаты налога на прибыль — либо поквартально с уплатой авансовых платежей, либо ежемесячно, но без внесения авансов по налогу.

Однако в ряде случаев современное российское налоговое законодательство вступает в противоречие с данным принципом. Так, по мнению специалистов, сложность, громоздкость и запутанность положений «Практического пособия по заполнению декларации о совокупном годовом доходе» (утверждено письмом Госналогслужбы РФ от 20 января 1997 г. № ПВ-6-08/58) не позволяют налогоплательщикам, не искушенным в налоговых лабиринтах, точно и правильно исчислить свои налоговые обязательства^.

Принцип экономичности (эффективности)

Принцип экономичности называют также принципом эффективности, так как по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Примером игнорирования этого принципа может стать налог на имущество граждан. Усилия налоговых органов по выявлению объектов налогообложения, исчислению налога, извещению граждан и контролю едва покрываются суммами уплачиваемого налога, а уж о взыскании мизерных сумм налога в судебном порядке не может быть и речи. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обосновано, что доходы от его сбора будут превышать расходы десятикратной

порядке не может быть и речи. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обосновано, что доходы от его сбора будут превышать расходы десятикратной

www.xserver.ru

Принципы налогообложения по Адаму Смиту

Теоретические изыскания в области налогообложения появились в Европе в конце XVIII в. Основоположником теории налогообложения стал шотландский экономист и философ Адам Смит. В своей вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные постулаты теории налогообложения, которые впоследствии были развиты в учениях о налогах последующих исследователей, в том числе и российских. Заслуга А. Смита заключается в том, что он сумел теоретически обосновать потребность государства в собственных финансовых ресурсах. Он говорил, что при системе государственного управления, при которой государство не руководит деятельностью отдельных личностей («система естественной свободы»), у государства имеются три обязанности. Во-первых, государство обязано оберегать свое общество от внешних врагов; во-вторых, государство обязано оберегать каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества; в-третьих, государство обязано содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам вместе, поскольку прибыль от деятельности этих предприятий и учреждений не может покрыть необходимые расходы. Эти обязанности, лежащие на государстве, требуют для своего исполнения определенных расходов, а значит, и определенных доходов в пользу государства. «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства»[2]. То есть граждане государства должны уплачивать налоги, необходимые для формирования государственных финансовых средств, которые, в свою очередь, необходимы государству для выполнения им своих функций. Вместе с тем, для того чтобы налогообложение имело положительный эффект, следует соблюдать правила налогообложения. Эти правила были сформулированы А. Смитом и вошли в историю науки как «четыре принципа налогообложения Адама Смита».

Первый принцип — принцип справедливости — состоит в том, что каждый налогоплательщик должен участвовать в финансировании государства соразмерно со своими возможностями. При этом размер налогового платежа должен изменяться с ростом доходов индивидуума по прогрессивной шкале. «Не может быть неблагоразумия в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше».

Второй принцип именуется принципом определенности. Этот принцип сводится к тому, что необходима строгая определенность относительно количества взноса, способа взимания, времени уплаты, причем неопределенность еще губительнее неравенства. «Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью»..

Третий принцип именуется принципом удобности. В соответствии с этим принципом налог должен быть незаметным для плательщика, то есть должен взиматься в самое удобное время и самым удобным способом.

Наконец, четвертый принцип, именуемый принципом экономии, заключается в том, что расходы, связанные с администрированием системы налогообложения, должны быть значительно ниже доходов, получаемых от сборов налогов. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Несмотря на то, что открытие этих законов произошло более двухсот лет назад, они не потеряли своей актуальности и сейчас.

studopedia.org

Принципы налогообложения по А.Смиту

Налоги

Понятие и функции налогов.

Налог-обязательный, индивидуально безвоздмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Классификация налогов.

§ По субъекту налогообложения

⁃ Налоги, уплачиваемые только физическими лицами

⁃ Налоги, уплачиваемые только юридическими лицами

⁃ Налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами (смешанные налоги)

§ По объекту налогообложения

⁃ Рентные (от использования ресурсов)

⁃ Пропорциональный (с пропорциональной ставкой)

⁃ Прогрессивный (с прогрессивной процентной ставкой)

⁃ Регрессивный налог (с регрессивной процентной ставкой)

§ По методу установления налоговых ставок

⁃ С твердыми ставками

⁃ С процентными ставками

⁃ С комбинированными ставками

§ По способу (форме) обложения и изъятия

§ По принадлежности к уровню власти

⁃ Государственные (федеральные и региональные)

§ По территории охвата

§ По способу уплаты

§ По порядку использования государством полученных сумм налога

§ По уровню бюджета

§ По порядку введения

§ По срокам уплаты

Принципы построения системы налогообложения.

Принципы налогообложения — Свод некоторых фундаментальных требований, которым должна удовлетворять любая система налогообложения, считающаяся надежной (с точки зрения функций государства), справедливой (с точки зрения распределения налогового времени для налогоплательщиков) и эффективной (с точки зрения экономии ресурсов, времени и сил всех участников налогового процесса).

Современные принципы налогообложения: Экономические, Юридические, Организационные

Экономические принципы налогообложения:

Юридические принципы налогообложения:

⁃ Установление налогов законами

⁃ Приоритетность налогового законодательства

⁃ Равенство и справедливость

Организационные признаки налогообложения

⁃ Единство налоговой системы

4. Характеристика налоговой системы РФ.

Экономическая сущность и признаки налога и сбора.

Налог-обязательный, индивидуально безвоздмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Признаки налога с экономич. точки зрения:

⁃ Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

⁃ Возмездный характер отношений между государством и налогоплательщиком.

⁃ Единовременность уплаты – отсутствие регулярности платежей.

Принципы налогообложения по А.Смиту.

Классическая теория (Смит, Д. Рикардо)

Налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов,

которые должны покрывать расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти. Другой роли налоги не играют. Пошлины и сборы налогом не являются.

lektsii.org

Принципы налогообложения

Шпаргалка на тему Принципы налогообложения

Налоги – обязательные платежи, взимаемые гос-вом (центр-ными и местными органами власти) с физических и юридических лиц на безвозмездной основе в гос. и местные бюджеты.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с орг-й и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с орг-й и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ.

Необходимость налогов вытекает из функций государства,: полит., экономич., внешнеэконом., оборонную, соц. и др., требующую ср-в. Налоги являются главным источником ср-в для финансирования гос. нужд.

Сущность налогов вытекает из их функций:

1) фискальная – налоги – осн. инструмент мобилизац. фин. ресурсов в бюджет гос-ва;

а) стимулирующая – применение поощрений и санкций для побуждения к действиям.

б) распредилительная (перераспредилительная) – распределение чист дохода на воспро-во израсх факторов про-ва (капитала, труда, природных рес-ов)

в) регулирующая – оказывае на воспро-во серьёзное влияние: стимулирут или сдерживает его темпы, усилив или ослабляет накопление капитала, расшир или умень платеже способный спрос населения.

г) контрольная – способствует кол и кач отражению хода распред процесса, позволяет контрол полноту и своевременность нал поступлений в бюджет.

Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: – объект налогообложения; – нал. база; – нал. период; – нал. ставка (ставки); – порядок исчисления; – порядок и сроки уплаты.

Объектами налогообложения – обстоятельства, с наличием которых у плательщика нал. Кодекс, другие законы РБи (или) акты Президента РБ либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства.

Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Н.Б.устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено нал. Кодексом. Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Налоговая база и налоговые ставки по республиканским налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются законодательными актами. Налоговая база и налоговые ставки по местным налогам и сборам устанавливаются местными Советами депутатов в соответствии с нал. Кодексом. Налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются нал. Кодексом, другими законами РБи (или) актами Президента РБлибо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Сроки уплаты налога, сбора (пошлины) могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено.

Плательщики налогов, сборов (пошлин) – организации и физические лица, на которых в соответствии с налКодексом, Таможенным кодексом РБи (или) актами Президента РБвозложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). Под организациями понимаются: – юридические лица РБ; – иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами; – простые товарищества (участникдоговора о совместной деятельности); – хозяйственные группы. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено Президентом РБили законами РБ. Участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества. Головная организация (центральная компания) либо участник хозяйственной группы, который в соответствии с законодательством или договором наделен полномочиями по ведению дел этой группы, исполняют налоговое обязательство этой хозяйственной группы.

Под физическими лицами понимаются:– граждане РБ; – граждане либо подданные иностранного государства; – лица без гражданства (подданства).

Плательщик (иное обязанное лицо) самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора (пошлины) либо в ином порядке, установленном нал. Кодексом, другими законами РБи (или) актами Президента РБ либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов). Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено законодательными актами. Порядок уплаты налога, сбора (пошлины) устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налог. льготы-предост-е отд. категориям плател-в предусм-е налог. законод-вом преим-ва по сравн-ю с др. плат-ми, включая возм-ть не уплач. их, или уплач-я в меньш. Размере.

Формы нал. Льгот:

1) дополнит. Налог. вычеты и (или) скидки, уменьш-е налог. базу либо сумму налог. сбора

2) освоб-е от уплаты налога, сбора

3) понижение налог. ставок

4) возмещ-е суммы уплач-го налога, сбора

5) устран-е двойного налогообл-я

Виды гос. Поддержки:

*изм-е кстан-го закон-вом срока уплаты налогов, сборов, пеней (не оказ-ся в отн-нии НДС, акцизов, взим-х при ввозе тов-в на тер-ю РБ из РФ)

Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

1) принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;

2) принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

3) принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

4) принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Учение о принципах налогообложения не стояло на месте. Основные принципы, разработанные А. Смитом, были изучены и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, немецкий экономист Адольф Вагнер выделяет три группы принципов взимания налогов:

www.coolreferat.com

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1.2 Принципы налогообложения

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

  • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
  • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

  • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
  • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.

Принципы налогового администрирования:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление — экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

  • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
  • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление — юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

tic.tsu.ru

Популярное:

  • 72 приказ минтранса Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минтранса РФ от 04.05.2009 N 72 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ […]
  • Спор за аляску Война и ВПК Все за сегодня Мультимедиа Когда Россия продала Аляску Америке Историки и географы часто обращают внимание на то, как происходит увеличение территории стран. Большинство ученых сопоставляют регионы, которые были […]
  • Скорость тела законы динамики 7.1 Применение законов Ньютона: задачи по динамике с ответами (Все задачи по динамике и ответы к ним находятся в zip-архиве (246 кб), который можно скачать и открыть на своем компьютере. Попробуйте решить все задачи […]
  • Свод правил по эвакуации Свод правил 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ Системы […]
  • Реестр со нко Инструкция для НКО: как попасть в реестр исполнителей общественно полезных услуг Об изменениях в порядке внесения в реестр исполнителей общественно полезных услуг в соответствии с постановлением правительства от 26 января 2017 […]
  • Гибдд рязань проверка штрафов Штрафы гаи беларусь 2014 21.06.2014 | автор: AYNUR1 | Штрафы гибдд мопеды | Просмотров: 283 Быстрая загрузка: Штрафы гаи беларусь 2014 Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы […]
  • Законы больших чисел чебышева Решение задач по ТОЭ, ОТЦ, Высшей математике, Физике, Программированию. § 5. ЗАКОНЫ БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ. 2. Закон больших чисел Чебышева. Имеет место следующее утверждение. Пусть - последовательность попарно независимых случайных […]
  • Процедура оценки интеллектуальной собственности Глава 3. Оценка объектов интеллектуальной собственности 3.3. Выбор методов оценки объектов интеллектуальной собственности Одной из важных особенностей патента как нематериального актива является тот факт, что его стоимость […]