Принципы налога всеобщность

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Принцип — всеобщность

Принципы всеобщности и равенства налогообложения и сборов, закрепленные в пп. [1]

Принцип всеобщности требует вовлечения в управление всех трудящихся независимо от их специальности. [2]

Принцип всеобщности исключает какие-либо ограничения на количество трудящихся, участвующих в управлении. Это, однако, не означает, что он может быть сведен к механическому подходу: чем больше, тем лучше в каждый данный момент, в решении каждого вопроса. Принцип предписывает вовлечение всех в управление, но вопрос о количестве привлекаемых к управлению людей, которые необходимы для решения какой-либо конкретной задачи, решается на основе опыта и требований научной организации труда. Производство и, значит, жизненные интересы трудящихся могли бы только пострадать, если бы, например, выносился на всеобщее обсуждение всякий конкретный вопрос, требующий быстрого административного решения. [3]

Принцип всеобщности налогообложения Этот принцип означает, что каждый член общества обязан участвовать в уплате налогов наравне с другими. Не допускается предоставление индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованных с позиции конституционно значимых целей. Конституции РФ, устанавливающей, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. [4]

В Российской Федерации действуют принципы всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. [5]

Важнейшими из этих принципов являются принципы всеобщности , равенства, справедливости, соразмерности, законности налогообложения и сборов. Все они взаимосвязаны и дополняют друг друга. [6]

Социализм и коммунизм провозглашают и осуществляют принцип всеобщности труда . Отношения между людьми строятся на основе коллективизма, товарищеского сотрудничества и взаимопомощи равноправных и свободных членов общества. [7]

Два первых принципа непосредственно связаны с третьим — принципом всеобщности участия в законодательстве. [8]

Рассмотрим, как с учетом конкретно-исторических условий менялось понимание принципа всеобщности в уплате налогов. [9]

Касаясь первого уровня, следует отметить, что в нашей стране действует принцип всеобщности труда . С развитием макроэкономики возникает необходимость организации рациональной занятости трудоспособных. Для этого нужно постоянно следить за структурными изменениями занятости и регулировать их в макроэкономике. В настоящее время, например, наблюдается процесс сокращения удельного веса работников сферы материального производства и, наоборот, растет доля работников, занятых в сфере услуг и коммерческих структурах. [10]

Суть отношений соединения факторов производства состоит в непосредственно общественном объединении в единый общенародный коллектив ( ассоциацию) всех производителей на принципах всеобщности и обязательности труда в целях соединения с общественными средствами производства для реализации совместных целей. [11]

Право на труд и обячанносп — грудиться каждого трудоспособного гражданина провозглашены Конституцией СССР в ст. 40 и ст. 60: выоажаег единство трудовых прав и обязанностей граждан СССР является — законодательным закреплением принципа всеобщности груда при социализме. [12]

Всеобщность — распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Принцип всеобщности заключается далее в том, что он распространяется на все категории трудящихся: рабочих, служащих, колхозников, военнослужащих, учащихся и других граждан. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жены ( муж), отец, дед, бабушка и некоторые другие. [13]

В ст. 73 Закона РСФСР Об охране окружающей природной среды формулируются принципы экологического воспитания и образования — всеобщность, комплексность, непрерывность. Принцип всеобщности означает, что экологическое воспитание и образование должны охватывать всех членов общества. Его мы и рассмотрим подробнее, так как для проведения эффективной коммуникации менеджеру PR необходимо выявить те целевые аудитории, с которыми ему впоследствии предстоит работать. [14]

По их мнению, опасно освобождать почти от всякого участия в несении государственного бремени многочисленный класс низкооплачиваемых рабочих, имеющих возможность оказывать сильное влияние на политику. Защитники принципа всеобщности выдвигали аргумент, что государство и его организация есть столь же важная и безусловная потребность для гражданина, как и материальная потребность в пище и одежде, что оно настолько же составляет условие его существования, как и насущный хлеб. [15]

www.ngpedia.ru

Принципы налога всеобщность

8. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Принцип налогообложения – основополагающее, базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной. Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения.

Принцип справедливости налогообложения.

Налогообложение должно быть справедливым. Идея справедливости воплощается во всей системе принципов налогообложения. Справедливость проявляется и во всеобщности, и в равенстве, и в соразмерности, и в определенности, и в других правовых основах налогообложения. Налогообложение изначально несправедливо по отношению к налогоплательщику, поскольку предполагает изъятие части принадлежащего ему имущества. Справедливость в отношении налогоплательщика проявляется в строгом соблюдении государством общих и специальных принципов налогообложения при установлении, введении и взыскании налогов.

Принцип законности налогообложения. Подразумевает верховенство закона, неукоснительное выполнение каждым субъектом актов налогового законодательства.

Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Правовые нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения участников социальных взаимодействий. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования.

Из требования всеобщности и равенства налогообложения вытекает закрепленный в ст. 56 НК РФ запрет устанавливать налоговые льготы индивидуального характера.

Принцип равного налогового бремени не допускает установление дискриминационных правил налогообложения в зависимости как от организационно-правовой формы, так и от характера(содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.

Равенство налогообложения не означает подушную систему уплаты налогов, когда все налогоплательщики уплачивают одинаковые налоги. Принцип равенства в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.

Принцип соразмерности налогообложения. Соразмерность налогообложения включает требования: 1) пропорциональности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ); 2) обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ); 3) допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ).

Требование пропорциональности дополняет принцип всеобщности налогообложения: каждый участвует в формировании централизованных бюджетных и внебюджетных фондов соразмерно своей фактической способности уплачивать налоговые платежи. Предполагается дифференцированный подход к различным по размерам объектам налогообложения. Чем больше налоговая база (размер земельного участка, стоимость имущества, мощность двигателя, величина дохода или прибыли), тем больший налог должен уплатить налогоплательщик.

www.e-reading.mobi

Принцип всеобщности и равенства налогообложения

Норма ст. 3 Основного закона ФРГ гласит: «Все люди равны перед законом». В ст. 3 Конституции Италии записано: «Все граждане имеют одинаковое достоинство и во всех смыслах равны перед судом и законом».
В конституционном и налоговом праве США рассматриваемый принцип называют «принципом равной защиты от дискриминации». Применительно к налоговому праву этот принцип означает наличие равного права у всех налогоплательщиков на защиту от несправедливого налогообложения, основанного по половому, расовому, религиозному или иному признаку. Правда, справедливости ради, в отношении Соединенных Штатов следует признать, что с учетом специфики прецедентного права этой страны в отдельных штатах этот принцип получил оригинальное прочтение. Например, в соответствии с продолжающей действовать судебной доктриной штата Флорида (сформировавшаяся еще до Гражданской войны в США), не допускается установления дифференцированных ставок местного налога с продажи рабов в зависимости от их (рабов) цвета кожи (например, — негры, желтые, индейцы), состояния (здоровья) или склонности к нарушениям закона (побегам). Вот и такое бывало равенство налогообложения. Принцип справедливости налогообложения
В российской юридической науке данный принцип нередко именуют принципом равного налогового бремени. Кроме того, следует отметить, что рассматриваемый принцип тесно связан с общеправовым принципом равенства и нало- гово — правовым принципом равенства налогообложения.

В Российской Федерации до принятия первой части Налогового кодекса Российской Федерации данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9 — П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».
Впоследствии данный принцип нашел свое закрепление и в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, правда, в несколько преломленном виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «. При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается сквозь призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».
В доктрине налогового права США принцип справедливого налогообложения понимается несколько иначе — через фактический принцип единообразия налогообложения или принцип единства налогового пространства. Он закреплен в ст. 1 Раздела 8 Конституции США: «. все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединенных Штатах наших». При этом указанный принцип означает единые правовые условия взимания налога с учетом реальных возможностей налогоплательщика, одинаково по всей стране, и единые требования к налоговому закону[51].
Рассмотренный принцип, естественно, закреплен и в законодательстве большинства стран мира. Например, в
ст. 53 Конституции Италии сказано: «Все обязаны участвовать в государственных расходах сообразно своей платежеспособности ».
Следует отметить, что в мировой науке имеет место и точка зрения о «несправедливости такого принципа справедливости». Так, по мнению великого французского экономиста, нобелевского лауреата Мориса Алле, указанный принцип экономически наказывает более эффективно работающего предпринимателя, так как «при такой справедливости с тех, кто больше работает, и следовательно, больше заработал, берется налогов больше, чем с нерадивого предпринимателя, «улов» которого — одни убытки. Если при налогообложении учитывается фактически способность такого нерадивого предпринимателя к уплате налога, то эта система налогообложения и является по-настоящему несправедливой и вредной для экономики». Соглашаясь с этой позицией, другой лауреат Нобелевский премии в области экономики — американский ученый М.Леонтьев напоминал американскую же поговорку времен рейганомики (т.е. экономических преобразований времен президента Р.Рейгана): «Предприниматель — больше работай и чаще плати налоги, тысячи служащих в государственном аппарате США надеются на тебя. ».

lib.sale

3.3. Принцип равенства и всеобщности налогообложения

Принцип равенства и всеобщности налогообложения, так же как и принцип законности налогообложения, закреплен в Конституции РФ, следовательно, является конституционным. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Конституции РФ «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Из данной конституционной нормы вытекает правило, установленное ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которым каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Данное положение закреплено и развивается в налоговом законодательстве Российской Федерации: в соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога», и п. 5 ст. 3 «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом».

КС РФ указал, что «налог — это безусловное, атрибутивное условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства» . При этом каждое лицо (и гражданин, и организация) обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы, в отношении которых оно признано налогоплательщиком.

Постановление КС РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П.

Таким образом, принцип всеобщности налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются по общему правилу для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям, при этом налогообложение строится на единых принципах. Например, транспортный налог уплачивают все владельцы транспортных средств.

В соответствии с принципом всеобщности налогообложения все субъекты Российской Федерации — как физические, так и юридические лица, а также само государство — обязаны участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими.

Принцип всеобщности и равенства налогообложения, равно как и принцип законности налогообложения, закреплен и во многих конституциях зарубежных стран.

Согласно ст. 53 Конституции Италии «все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими возможностями».

Согласно ст. 31 Конституции Испании «каждый должен участвовать в общественных расходах в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы».

Согласно ст. 30 Конституции Японии «население подлежит обложению налогами в соответствии с законами».

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ «все равны перед законом и судом». Из данного конституционного принципа вытекает принцип равенства налогообложения, который отображен в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: «Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев».

Принцип равенства и всеобщности налогообложения закреплен также в ст. 56 НК РФ: «Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера» (абз. 2 п. 1 ст. 56 НК РФ). Однако при установлении определенных налоговых льгот все равно так или иначе нарушается принцип формально-юридического равенства сторон, так как если налоговое бремя снижается для одних налогоплательщиков, то оно автоматически повышается для других.

До вступления в силу гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ некоторые категории российских государственных служащих освобождались от уплаты подоходного налога (НДФЛ): сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, военнослужащие, судьи, работники прокуратуры. Однако данные нормы содержались не в налоговых законах, а в актах отраслевого характера. В настоящее время в НК РФ отсутствуют подобные налоговые льготы.

Принцип равенства налогообложения означает также, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер. Таким образом, налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

До закрепления принципа равенства в НК РФ его содержание было выработано судебной практикой. Так, принцип равного налогового бремени был сформулирован КС РФ следующим образом: «Не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика, от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества и иных носящих дискриминационный характер оснований» . Также Конституционный Суд РФ установил, что повышение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении индивидуальных предпринимателей, адвокатов и частных нотариусов носит чрезмерный характер и ставит их в худшее положение по сравнению с такими плательщиками страховых взносов, как лица наемного труда. Тем самым нарушается ст. 19 Конституции РФ, исключающая какую-либо дискриминацию в зависимости от рода труда и занятий .

Постановление КС РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П.

Постановление КС РФ от 24 февраля 1998 г. N 7-П.

vuzirossii.ru

Принцип равенства и всеобщности налогообложения

Принцип равенства и всеобщности налогообложения, имеющий свою основу в ст. 19 Конституции, непосредственно закреплен в ст. 3 НК РФ. В п. 1 и 2 данной статьи указывается, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Принцип равенства и всеобщности является не менее значимым для налогового права принципом, нежели принцип регулирования налоговых отношений законом. Значение этого принципа настолько велико, что позволяет вводить указание на этот принцип непосредственно в определение понятия налога [1] . Значительное нарушение принципа равенства и всеобщности при установлении конкретного налога ведет к тому, что соответствующий платеж не приобретает свойств собственно налога, а может быть квалифицирован как незаконное фискальное взимание – противоправный, безосновательный побор или даже как мера конфискационного характера.

Принцип равного налогового бремени, вытекающий из ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 19 и ст. 57 Конституции, в сфере налоговых отношений означает, в частности, что нс допускается установление носящих дискриминационный характер правил налогообложения, в том числе в зависимости от организационно-правовой формы и характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков [2] .

Вместе с тем в практике Конституционного Суда РФ подчеркивается, что равенство в сфере налогов не означает полную тождественность правового статуса.

Принцип равенства предполагает лишь недопустимость установления законом необоснованных различий в правовом положении. Различие в правовом положении не является нарушением принципа равенства всех перед законом (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции), который гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных условий привлечения к ответственности для различных категорий субъектов права. Такие различия, однако, не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.

Применение принципа равенства как инструмента разрешения конкретных юридических проблем нередко вызывает заметные сложности. В реальных жизненных ситуациях различные субъекты по определенным критериям могут находиться в равном положении, по другим – их положение может существенно различаться. Следовательно, корректное применение принципа равенства возможно лишь в том случае, если правильно выбран критерий, на основании которого сопоставляется правовое и экономическое положение субъектов. В п. 3 Постановления от 23.12.1999 № 18-П Конституционный Суд РФ подчеркнул, что критерий, на основании которого должен применяться принцип равенства и сопоставляться положение субъектов, – это критерий экономический. Вместе с тем следует также учитывать, что применение принципа равенства на основании экономического критерия, в свою очередь, зависит от того, какой конкретно экономический показатель будет избран в качестве объекта сопоставления. Как известно, в экономической и финансовой науках, в рамках которых экономические принципы налогообложения традиционно изучаются, выработаны различные подходы к принципу равного налогообложения. Теория «услуг», или «обмена», исходит из необходимости определять сумму налога в зависимости от выгоды, получаемой налогоплательщиком от деятельности государства. Концепция «налога – социального долга» предполагает учет платежеспособности плательщика. Таким образом, в современных условиях экономическим критерием для применения налогово-правового принципа равенства к лицам, находящимся в неравном материальном положении, выступает показатель платежеспособности (налогоспособности) плательщика.

Другим проявлением принципа равенства является всеобщий, всеохватывающий характер налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения (как особое проявление принципа равенства) по существу означает, что требование равенства перед налогом применимо не только в отношении лиц, признаваемых законом налогоплательщиками, но оно может стать основанием для проверки и конституционной обоснованности непризнания определенных лиц налогоплательщиками по конкретному налогу’. Налог, если нет веских экономических оснований для отступления от общего принципа, должен касаться всех субъектов, у которых может появиться соответствующий объект налогообложения.

  • [1] См.: Винницкий Д. В. Налоги и сборы. М., 2002. С. 9–49, 88–84; Его же. Российское налоговое право.
  • [2] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 № 5-П.

studme.org

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Основные признаки права собственности Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]