Принципы окружающей среды и правила

Принципы и правила охраны природы;

1. Все явления природы имеют для человека множественное значение и должны оцениваться с разных точек зрения. К каждому явлению необходимо подходить с учетом интересов различных отраслей производства и сохранения восстановительной силы самой природы.

Так, лес рассматривается прежде всего как источник древесины и химического сырья. Однако леса имеют, кроме того, водорегулирующее, почвозащитное и климатообразующее значение. Лес важен как место отдыха людей. В этих случаях промышленное значение леса отодвигается на второй план.

Река не может служить только транспортной магистралью или местом для сооружения гидроэлектростанций. Нельзя использовать ее как место для стока отработанных промышленных вод. Реки доставляют в моря биогенные вещества, необходимые для живых организмов. Поэтому использование реки только в интересах одной отрасли нерационально; необходимо комплексное использование ее в интересах различных отраслей производства, здравоохранения, туризма с учетом сохранения чистоты водоема и восстановления в нем запасов воды.

2. Второй принцип заключается в необходимости строгого учета местных условий при использовании и охране природного ресурса. Этот принцип называют правилом региональности. В большей степени он касается использования водных и лесных богатств.

На Земле много мест, где сейчас ощущается дефицит пресной воды. Избыток воды в других местах не улучшает затруднительного положения с водой в засушливых районах.

Там, где лесов много и они не освоены, допустимы интенсивные рубки, а в лесостепных районах, в центральных промышленных густонаселенных областях России, где лесов мало, эти ресурсы надо расходовать очень бережно, с постоянной заботой об их возобновлении.

Правило региональности действует и в отношении животного мира. В одних районах промысловые животные нуждаются в строгой охране, в других, при высокой численности, возможен интенсивный промысел.

3. Третий принцип состоит в том, что охрана одного объекта означает одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.

Охрана водоема от загрязнения – это одновременно охрана рыб, обитающих в нем. Сохранение с помощью лесов нормального гидрологического режима – это и предупреждение эрозии почвы, и многое другое.

Часто в природе складываются отношения противоположного характера,

когда охрана одного объекта приносит вред другому. Охрана лосей приводит к их перенаселенности, и это наносит ощутимый ущерб лесу из-за повреждения подроста.

Значительный вред растительности некоторых национальных парков Африки приносят слоны, в избытке населяющие эти территории.

Поэтому охрана каждого природного объекта должна быть соотнесена с охраной других природных компонентов.

Охрана природы должна быть комплексной. Охраняться должна не сумма отдельных природных ресурсов, а природный комплекс (экосистема), включающий различные взаимосвязанные компоненты.

Охрана и использование природы – на первый взгляд, два противоположно направленных действия человека. Однако антагонистического противоречия между этими действиями нет. Важно разумное соотношение использования и охраны природы, что определяется количеством и распределением ресурсов, экономическими условиями страны, социальными традициями и культурой населения.

studopedia.su

Охрана окружающей среды: понятие, принципы, объекты и субъекты

уголовный конституция окружающий право

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.

Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т.е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей среды».

Охрана окружающей природной среды складывается из:

? правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

? материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

? инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» закреплены цели, принципы и правовые основания природоохранной деятельности, круг подлежащих охране природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, права и обязанности граждан и общественных объединений по охране окружающей среды, система экологического просвещения, воспитания и образования, государственная политика, государственное регулирование и управление в данной сфере, экономический механизм охраны окружающей среды, государственная система наблюдений за ее состоянием и кадастрового учета природных ресурсов; определены вопросы нормативно-технического и научного обеспечения природоохранных мероприятий, экологической экспертизы, экологические требования к хозяйственной деятельности; предусмотрены охрана окружающей среды от вредного воздействия и защита озонового слоя; выделение особо охраняемых природных территорий и объектов, территорий экологического риска, зон экологического кризиса и экологического бедствия: контроль и надзор в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушения природоохранного законодательства и возмещение экологического вреда; разрешение споров и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Положения данного закона детализируются и дополняются другими природоохранными, природоресурсными, иными нормативными правовыми актами.

В процессе регулирования отношений по охране окружающей среды определяются основания природоохранной деятельности, объекты, подлежащие охране, субъекты, осуществляющие такую охрану, их права и обязанности.

Основаниями для охраны окружающей среды являются юридические факты в виде действий (бездействия) и событий, соответственно совершение (несовершение) или наступление которых может повлечь или повлекло нарушение, разрушение и (или) уничтожение элементов и компонентов окружающей среды, ее качественное ухудшение и деградацию. Для предотвращения, снижения или устранения указанных отрицательных последствий может и должна осуществляться природоохранная деятельность. Например, юридические факты в виде действий компетентных государственных органов, научных учреждений и учебных заведений по созданию особо охраняемых природных территорий являются основаниями для заповедной охраны окружающей среды. Бездействие лесхоза по профилактике заболеваний леса может привести и таким заболеваниям, что впоследствии станет основанием для проведения лесхозом специальных лесозащитных мероприятий. Событие в виде мощного снегопада и обледенения, повлекшее массовую гибель диких животных, служит основанием для принятия неотложных мер по захоронению павших животных и предотвращению дальнейшей их гибели.

Правовая охрана окружающей среды может осуществляться в активной. консервативной и смешанной организационно-правовых формах. Первая форма выражается в организации и обеспечении рационального. комплексного, неистощимого использования земель, недр, вод, лесов, воздушных компонентов атмосферного пространства, растительного и животного мира, а при возможности также в их улучшении, восстановлении и (или) воспроизводстве.

Консервативная форма охраны окружающей среды имеет место при изъятии из оборота естественных и антропогенных ресурсов путем создания заповедных территорий или объявления полностью не используемыми территорий и зон, пострадавших от катастроф, аварий или стихийных бедствий. Изъяты из оборота, например, ресурсы заповедников, естественные и антропогенные ресурсы загрязненных радионуклидами территорий и зон, на которых исключено проживание населения.

Смешанная форма охраны окружающей среды может сочетать разные элементы активной и консервативной форм природоохранной деятельности, например создание национальных парков, заказников, иных территорий и зон, в которых выделены частично используемые и изъятые из хозяйственного оборота участки.

Объектами правовой охраны окружающей среды в самых общих чертах признаются природные ресурсы, природные объекты и охраняемые природные или природно-антропогенные комплексы. К природным ресурсам и природным объектам соответственно относятся земля, воды, леса, недра, атмосферное пространство и полезные его компоненты, растительный и животный мир, климатические ресурсы, уникальные, редкие или типичные ландшафты, иные природные объекты. Охраняемыми природными комплексами являются особо охраняемые заповедные (заповедники, национальные парки, заказники) и другие территории, например пострадавшие от катастроф, аварий и стихийных бедствий. К охраняемым природно-антропогенным объектам следует отнести участки природных ресурсов и неразрывно связанные с ними строения, сооружения (дамбы, плотины, каналы, оросительные системы, естественные хранилища газа, нефти и др), лесопосадки, защитные полосы, иные объекты.

Права и обязанности субъектов природоохранной деятельности в процессе охраны окружающей среды обусловлены видами и состоянием природных ресурсов, природных объектов или природных комплексов, целями и характером хозяйственного, заповедного или иного нехозяйственного использования данных ресурсов, объектов и комплексов, составом проводимых на них средозащитных работ и мероприятий, другими факторами.

В качестве субъектов правовой охраны окружающей среды могут выступать государственные, кооперативные, общественные, другие предприятия, организации, объединения, учреждения и граждане, лица без гражданства, международные организации, иностранные юридические и физические лица.

Основными правами субъектов правовой охраны окружающей среды являются их возможности: содействовать реализации государственных экологических программ; проводить общественную экологическую экспертизу; возбуждать ходатайства перед государственными органами и природопользователями о соблюдении ими природоохранного законодательства, проведении природоохранных работ и мероприятий; осуществлять общественный экологический контроль; принимать участие в охране земель, вод, лесов, национальных парков, заповедников, заказников, памятников природы, других природных ресурсов, комплексов и объектов, получать достоверную экологическую информацию; требовать возмещения вреда или ущерба, причиненных нарушением природоохранных правил и др.

Субъекты правовой охраны окружающей среды обязаны: соблюдать природоресурсное, природоохранное, иное законодательство; проводить необходимые работы и мероприятия по охране земель, вод, лесов, особо охраняемых и других природных ресурсов, объектов и комплексов; возмещать причиненные экологический вред, ущерб или убытки; устранять неблагоприятные для окружающей среды последствия и т.д.

Применительно к конкретным охраняемым объектам субъекты правовой охраны окружающей среды могут иметь другие права и нести соответствующие обязанности.

Закрепленные в статье 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» принципы экологического законодательства — это его основные начала, руководящие идеи и положения, определяющие общую направленность и конкретное содержание правового регулирования в данной сфере. Принципы распространяют свое действие на более обширную область общественной жизни, нежели правовые нормы. Как правило, один принцип находит свое отражение и воплощение в целом ряде отдельных норм. В сочетании со сферой жизнедеятельности, методами, источниками и правовыми режимами, принципы, свойственные той или иной отрасли права, создают особый режим правового регулирования, который является наиболее комплексной характеристикой данной отрасли. Принципы отрасли права самым отчетливым образом выражают ее специфику: вполне достаточно ознакомиться с этими принципами, чтобы, не зная ничего другого о данной отрасли, составить себе адекватное представление об ее системе, социальном назначении, целях и задачах, средствах их решения.

Принципы законодательства служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Соблюдение принципов законодательства обеспечивает нормальное и единообразное развитие и функционирование всей российской правовой системы в целом. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в своих постановлениях часто напоминают о необходимости использования принципов права, поскольку последние могут являться источником права при обнаружении в нем пробелов.

Формируемое экологическое законодательство и право основывается на следующих принципах:

— предотвращение вреда окружающей среде в процессе социально-экономического развития. Лицо, осуществляющее; или планирующее деятельность, которая оказывает или может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду, обязано заранее принять и реализовать необходимые меры в соответствии с требованиями законодательства для того, чтобы предотвратить возможный вред. Уполномоченные государственные органы в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение данного принципа;

— охрана жизни и здоровья человека. По существу, это — принцип экологической безопасности человека. В соответствии с ним при планировании и ведении хозяйственной и иной деятельности должны быть приняты такие решения и осуществлены такие варианты деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни людей, предотвратить или снизить воздействие неблагоприятных факторов окружающей природной среды на здоровье человека;

— охрана окружающей среды — дело каждого. Основой этого принципа является ст. 58 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным ресурсам. Его содержание — не только обязанность каждого охранять природу, но и обязанность государства последовательно решать вопросы экологического воспитания и образования;

— демократизация экологического права. Это проявляется в n создании правовых условий для вовлечения граждан и общественных формирований в механизм охраны окружающей среды, в частности, в механизм подготовки и принятия экологически значимых решений, экологического контроля;

— гуманность. В соответствии с этим принципом законодательство предусматривает меры по предупреждению нанесения вреда растительному и животному миру, всем формам жизни. Он вытекает также из ст. 137 ГК РФ, устанавливающей, что при осуществлении гражданских прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.;

— обеспечение рационального использования природных ресурсов, в соответствии с которым должно быть обеспечено неистощительное, экологически обоснованное природопользование в интересах настоящего и будущих поколений, сохранение долгосрочного потенциала национальных природных ресурсов;

— устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие. Его содержание определяется обеспечением учета экологических требований в хозяйственной, управленческой и иной деятельности с учетом интересов настоящего и будущих поколений;

— сохранение и защита экологического равновесия в природе как важнейшего компонента не только развития человечества, но и его выживания. Обеспечивается посредством экологического нормирования, предупреждения экологического вреда, восстановления нарушенного состояния природной среды;

— свободный доступ к экологической информации. Полная, достоверная и своевременная информация о состоянии окружающей среды и уровнях антропогенного воздействия на нее является открытой и доступной для всех граждан России и не должна составлять государственную и иную тайну;

— платность природопользования, согласно которому любое использование природных ресурсов осуществляется за плату, за исключением общего природопользования граждан, а также случаев, прямо указанных в законодательных актах;

— разрешительный порядок воздействия на окружающую среду, в соответствии с которым любая хозяйственная и иная деятельность» оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться только на основе соответствующего разрешения, а в необходимых случаях — при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;

— «загрязнитель платит». В соответствии с этим принципом любое лицо обязано платить за отрицательное воздействие осуществляемой им деятельности на окружающую среду. Основан на идее создания условий экономической заинтересованности загрязнителя оплатить проведение превентивных природоохранных мер;

— экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользования. Этот принцип обусловлен диалектической взаимосвязью предметов, явлений и процессов в природе. Реализуется посредством установления требований по охране других природных объектов и окружающей среды в процессе землепользования, лесопользования, недропользования, водопользования, пользования иными природными богатствами. Включает обеспечение выработки и осуществления мер по охране окружающей среды и природопользованию с учетом взаимозависимости явлений и процессов в экологической системе. Он может быть реализован в рамках развивающейся отрасли права окружающей среды. Инструментами его реализации являются экологическое нормирование, оценка воздействия планирумой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, лицензирование охраны окружающей среды и природопользования. Данный принцип не получил пока должного нормативного регулирования и обеспечения, поскольку в развитии права окружающей среды до последнего времени господствовал отраслевой подход к правовому регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов — земель, недр, вод, лесов и др. В рамах отраслевого подхода недооценивались и соответственно не учитывались в необходимой степени факторы взаимосвязи явлений и процессов в природе как интегрированном объекте;

— ответственность должностных лиц, предприятий, общественных организаций и граждан за нарушение (невыполнение) требований экологического законодательства;

— гармонизация российского законодательства об окружающей среде с законодательством зарубежных государств. Одним из ее проявлений является участие Российской Федерации в международных договорах в области охраны окружающей среды и природопользовайия. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

studbooks.net

Понятие, принципы, задачи охраны окружающей среды. Источники

Охрана окружающей среды — это плановая система государственных, международных и общественных мероприятий по рациональному использованию, охране и восстановлению природных ресурсов, защите окружающей среды от загрязнения и разрушения для создания наиболее благоприятных условий существования человеческого общества, удовлетворения материальных и культурных потребностей живущих и грядущих поколений.

Участие государства в этих мероприятиях закономерно и обязательно, поскольку охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности человека — неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития государства.

В ч.1 ст.46Конституции РБ закреплено, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права».

Государственная политика в области охраны окружающей среды строится в соответствии со следующими принципами:

· приоритет охраны жизни и здоровья человека в сравнении с другими целями природопользования, обеспечения прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду;

· соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды;

· научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;

· сочетание национальных и международных интересов в области охраны окружающей среды;

· рациональное использование природных ресурсов с учетом возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека. В ч.2 ст.46 Конституции Республики Беларусь определено, что государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды;

· гласность в работе, тесная связь с общественными объединениями и населением при решении природоохранных задач.

В соответствии с основными принципами государственная политика охраны окружающей среды строится с целью решения следующих задач:

· обеспечение безопасного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды;

· регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов;

· сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, охрана естественных богатств, природного окружения, ландшафтов и других природных комплексов.

Охране подлежат как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и не используемые напрямую виды природных ресурсов, к которым относятся:

— атмосфера (включая озоновый слой),

— земля, ее недра и почва,

— вода (поверхностная, подземная и почвенная влага),

— растительный и животный мир в их видовом разнообразии во всех сферах обитания и произрастания,

— типичные и редкие ландшафты,

— иные природные объекты как компоненты экологических систем и биосферы.

В целях определения и реализации своей политики в сфере охраны окружающей среды государство через свои законодательные и исполнительные органы создает правовую базу и на ее основе реализует вышеозначенные мероприятия.

В Республике Беларусь происходит постоянное обновление законодательных норм различных отраслей права, в том числе и экологического, что связано с усилением суверенитета государственной власти на территории Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» был принят 26 ноября 1992г., который был призван обеспечить правовые основы реализации экологической политики государства, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья окружающую среду, определить правовые и экономические основы охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности человека.

В 1993году приняты Законы Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». В последнем законе определены меры по предупреждению воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье людей и регламентированы действия органов государственного управления, учреждений, организаций и граждан по обеспечению санитарно-эпидемической безопасности. В 1996г. принят Закон Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира», в 1997г. – Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» и др.

Содержание экологических прав граждан и гарантии их обеспечения.

Экологическая политика государства имеет важнейшее значение для обеспечения устойчивого человеческого развития, поскольку при осуществлении государственной политики в области охраны окружающей среды гарантируется право граждан Республики Беларусь и иных лиц, проживающих на ее территории, на здоровую и благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

Гарантиями здесь выступают:

· планирование и нормирование качества окружающей среды мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

· государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства, привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения;

· страхование граждан, образование государственных, общественных и иных фондов помощи лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды;

· возмещение в добровольном и судебном порядке вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения окружающей среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;

· привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь лиц, умышленно искажающих или скрывающих информацию о состоянии окружающей среды, препятствующих выполнению гражданами и общественными объединениями их прав, вытекающих из законодательства Республики Беларусь; другие гарантии, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и иными законодательными актами Республики Беларусь.

В Республике Беларусь, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, проводится целенаправленная экологическая политика, главными задачами которой являются оздоровление экологической ситуации, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье человека, сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы, эффективное участие Беларуси в международной природоохранной деятельности.

Экологическая политика в Республике Беларусь направлена на решение следующих задач:

· последовательная экологизация экономики, перевод производства на безотходное производство, ресурсо- и энергосберегающие технологии;

· развитие и размещение производственных объектов с учетом возможностей природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала окружающей среды;

· совершенствование хозяйственного механизма природопользования, предусматривающего отказ от затратного подхода, переход к биосферно совместимому природопользованию, расширение системы платности за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды;

· усиление правовой ответственности и экономических санкций за природоохранные нарушения;

· реализация комплекса мер по реабилитации радиационно загрязненных территорий, максимальному снижению вредного воздействия последствий катастрофы ЧАЭС на природную среду и население;

· создание надежных систем мониторинга окружающей среды;

· повышение уровня экологического образования и воспитания населения;

· обеспечение гласности и доступности информации о состоянии окружающей среды, оперативное и объективное оповещение населения об экологически опасных ситуациях.

Для реализации экологической политики необходимо совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, норм и требований, регламентирующих природопользование с последующим переходом на международные стандарты как необходимое условие вхождения Республики Беларусь в международную систему обеспечения экологической безопасности.

Особое место в экологической политике Беларуси занимает проблема преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В последние годы в республике продолжалось проведение крупномасштабных мероприятий по ликвидации последствий крупнейшей техногенной аварии. Вместе с тем многие проблемы, связанные с Чернобыльской катастрофой, решены не в полной мере. Необходимо отметить, что уменьшились объемы финансовых средств на выполнение Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС и социальную защиту пострадавших граждан.

Объясняется это рядом факторов:

— завершением широкомасштабного переселения жителей из районов радиоактивного загрязнения;

— выведением значительного числа населенных пунктов и соответственно граждан из категории пострадавших;

— упорядочением выплат денежных компенсаций за имущество, находящееся на территории радиоактивного загрязнения;

— отсутствием у государства необходимых финансовых ресурсов для реабилитации пострадавших территорий и создания благоприятных условий жизни для переселенцев.

При низком уровне доходов граждан, проживающих в пострадавших районах, проблематичным является обеспечение их чистыми продуктами питания. Переход на потребление продукции, произведенной в частном секторе, способствует накоплению внутренней дозы облучения.

Для создания необходимых условий проживания людей в зонах радиоактивного загрязнения важное значение имеет развитие социальной инфраструктуры. В этих районах водопровод и канализация, горячее водоснабжение, центральное отопление, наличие бань и прачечных создают не только коммунально-бытовые удобства, необходимые для нормального человеческого развития, но и имеют медико-профилактическое значение.

Для минимизации и преодоления последствий Чернобыльской катастрофы в дальнейшем необходимо:

· поэтапное восстановление загрязненных территорий и возвращение жителей к нормальному укладу жизни;

· осуществление системы радиационной, экологической, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения;

· снижение медико-биологических последствий аварии путем широких медико-профилактических и лечебно-восстановительных мероприятий;

· снижение социально-психологической напряженности;

· защита населения от воздействия других вредных техногенных факторов;

· совершенствование нормативно-правовой базы по проблеме минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС.

studopedia.org

Лекция 1 Понятие, предмет, принципы, источники экологического права

Цель лекции: рассмотреть понятие, предмет, принципы, источники экологического права

Вопросы к теме: 1.

Понятие экологического права 2.

Предмет и методы экологического права 3.

Принципы экологического права 4.

Источники экологического права 5.

Экологическое законодательство РК

Краткое содержание темы (тезисы)

Экологическое право — самостоятельная отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие между человеком, обществом, государством, с одной стороны, и окружающей природной средой – с другой, по поводу охраны, рационального использования окружающей природной среды и природных объектов, восстановления нарушенных экосистем в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Предметом экологического права являются общественные экологические отношения в области взаимодействия общества и природы.

Под методом экологического права понимается способ воздействия на поведение субъектов экологических отношений. Существует три основных метода экологического права: административно-правовой, гражданско-правовой и метод экологизации. В праве окружающей среды административно-правовой метод проявляется в форме установления нормативов качества окружающей среды, экспертизе, сертификации и стандартизации и т.д. Гражданско-правовой метод выражается в заключение соглашения между природопользователями и государством, выдачи лицензий на природопользование, заключении договоров или контрактов на природопользование и т.д. Метод экологизации проявляется в закреплении эколого-правовых норм в ином действующем законодательстве (например, гл.11 УК РК «Экологические преступления», гл. 19 КоАП «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов»).

Экологическое право является комплексной отраслью права, так как она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права — земельное, горное, лесное, водное, воздухоохранительное, фаунистическое. Рассматриваемая отрасль права сочетает в себе институты как базовых, так и специальных отраслей права.

Основные принципы охраны окружающей среды: —

приоритет охраны жизни и здоровья человека, сохранения и восстановления окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека; —

сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем окружающей среды; —

обеспечение экологической безопасности и восстановления нарушенных естественных экологических систем на территориях с неблагоприятной экологической обстановкой; —

рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, поэтапного введения платы за природопользование и внедрения экономического стимулирования охраны окружающей среды; —

обеспечения сохранения биологического разнообразия объектов окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение; —

государственного регулирования и государственного контроля, неотвратимости ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды; —

предотвращения нанесения ущерба окружающей среде, оценки возможного воздействия на окружающую среду; —

активного и демократического участия населения, общественных объединений и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды; —

международного сотрудничества в области охраны окружающей среды на основе международного права.

Система экологического права — совокупность взаимосвязанных между собой элементов, частей этой отрасли: подотраслей, институтов, норм. Выделяют следующие части экологического права: общую и особенную. В общую часть входят следующие основные институты: понятие, предмет, метод, субъекты, объекты экологического права, право природопользования, государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за нарушение экологического законодательства и т.д. К особенной части относят эколого-правовой режим охраны и использования природных ресурсов и природных объектов: земель, вод, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и т.д.

Под источником экологического права следует понимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в установленной форме и процедуре и содержащий государственную волю законодателя в области охраны и использования природных ресурсов и природных объектов.

Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительной и природоресурсной. Первую подсистему составляют Закон РК «Об охране окружающей среды», Закон РК «Об экологической экспертизе» и т.д. Природоресурсное законодательство представлено Земельным кодексом РК, Водным кодексом РК, Лесным кодексом и т.

Нормативный правовой акт отвечает следующим требованиям: —

нормативный правовой акт должен иметь объективно выраженную форму – в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом; —

должен приниматься специально уполномоченным на то органом; —

должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

Виды источников экологического права:

а) По юридической силе нормативно-правовые акты экологического права подразделяются на законы – «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе» и т.д. и подзаконные акты – «Отдельные вопросы возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды». Постановление Правительства РК от 12 сентября 2001 года №1186 и т.д.;

б) По предмету правового регулирования источники права окружающей среды подразделяются на общие – Конституция РК, Гражданский кодекс РК, Уголовный кодекс РК и специальные – Водный кодекс РК, Лесной кодекс РК, Земельный кодекс и т.д.

в) По характеру правового регулирования — на материальные – Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», указ Президента РК, имеющий силу закона «О недрах и недропользовании» и процессуальные ГПК РК, УПК РК и т.д.;

г) По степени систематизации – кодифицированные — Водный кодекс РК, Лесной кодекс РК, Земельный кодекс и некодифицированные – Закон РК «О ветеринарии»; Закон РК «Об охране атмосферного воздуха» и т. д.

д) По степени значимости – основные — указ Президента РК, имеющий силу закона «О нефти», указ Президента РК, имеющий силу закона «О недрах и недропользовании» и производные – Положение о Комитете лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РК и т. д.

Основным законом РК, регулирующим экологические правоотношения, является Конституция РК. Пункт 3 статьи 6 Конституции РК регулирует право собственности на природные ресурсы в Республике Казахстан. П. 1 ст. 29 Конституции РК закрепляет право граждан РК на охрану здоровья. Вместе с тем, на граждан возлагается обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 38).

Вторым по степени значимости источником экологического права является Закон РК от 15 июля 1997 года № 160-1 «Об охране окружающей среды». Данный закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования. Закон РК «Об охране окружающей среды» является систематизированным нормативным актом, регулирующий отношения общества и природы. Главным недостатком рассматриваемого акта является отсутствие комментариев к нему, а также актов подзаконного характера о порядке лицензирования деятельности по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Разновидностью источников экологического права являются нормативно-правовые акты министерств и ведомств. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей отрасли. Компетенция Правительства РК в области природопользования и охраны окружающей среды регламентируется ст. 7 Закона «Об охране окружающей среды». Им приняты следующие постановления: —

Правила выдачи разрешений на загрязнение окружающей среды от 6 сентября 2001 года№1154; —

Правила организации и проведения мониторинга окружающей среды и природных ресурсов от 27 июня 2001 года №885; —

Временное типовое положение о государственных заповедниках РК, утвержденное постановлением Кабинета Министров РК от 5 июля 1994 года №753.

Важную роль в качестве источников экологического права играют нормативные акты, принятые специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды в соответствующих сферах: службами госсанэпиднадзора РК – в области санитарной охраны окружающей среды; Госстандартом РК – в области экологической стандартизации и др.

Большую роль в регулировании экологических отношений имеют нормативно-правовые акты других отраслей права — Гражданский кодекс РК, Уголовный кодекс РК, где закреплены экологические нормы.

Международные договоры, ратифицированные РК, имеют приоритет перед ее законами. Придание договору особой роли вызвано потребностью поддержания и обеспечения мирового экологического правопорядка и международной экологической безопасности.

texts.news

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Основные признаки права собственности Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]