Прямые методы управления объектами государственной собственности включают

Уровни, виды и методы государственного управления

Виды и уровни государственного управления.

Основанное на силе власти и верховенстве права государственное управление представляет собой очень сложную систему, имеющую комплексный, многоплановый и многогранный характер, что требует выделения в его составе отдельных элементов – субъектов и объектов управления, их сложных взаимосвязей и проявлений, подходов и принципов управления, форм и методов и т. д., которые находятся между собой в определенной логической согласованности, взаимодействии и взаимозависимости, обеспечивая государственному управлению сложную организованную целостность.

Сложная организованная целостность государственного управления во всем богатстве и разнообразии его элементов и свойств имеет первостепенное значение для практики государственного управления.

Все многообразие государственного управления, исходя из определенных основополагающих признаков – критериев, можно представить через его различные уровни и виды.

В зависимости от характера взаимоотношений центральной власти и органов административно-территориальных единиц выделяют субординационное и координационное управление.

Координационное управление присуще федерациям или конфедерациям, когда наряду с едиными центральными органами власти существуют и периферийные, обладающие полной, или частичной самостоятельностью. Для координации действий (например, в области обороны) создаются специальные объединенные органы.

Субординационное управление основано на административном подчинении периферии центру, что характерно для унитарных государств, которые не имеют в своем составе самостоятельных административных единиц. В таком государстве органы государственного управления всех уровней действуют по единым стандартам.

По уровню управления выделяют республиканское, региональное и местное управление.

По воздействию на объект и в зависимости от самого объекта управления выделяют отраслевое и функциональное управление.

Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчинения от центра до предприятия и реализуется через функциональные и отраслевые министерства. Наиболее эффективно оно реализуется через министерства, которые осуществляют единую техническую политику в отрасли, обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции.

Функциональное управление осуществляется органами исполнительной власти по направлениям: экономика, социальное развитие, оборона, безопасность и т. д.

В зависимости от периода действия управление может быть стратегическим, тактическим и оперативным.

Стратегическое управление определяет долгосрочную перспективу развития общества как по всем, так и по отдельным направлениям, сферам, объектам, территориям, задает программу деятельности каждому звену управления.

Тактическое управление – это кратковременное управление, которое предполагает конкретные действия по реализации намеченных целей. В случае необходимости тактическое управление предполагает корректировку некоторых показателей стратегического плана (если, например, выявляется действие каких-либо ранее неучтенных факторов). Этот вид управления предполагает высокий профессионализм, гибкость мышления, инициативность управленческого персонала.

Оперативное управление направлено на решение текущих задач, а также возникающих в процессе управления новых проблем. Этот вид управления предполагает четкую постановку задачи исходя из конкретной ситуации.

Можно выделить также такой специфический вид управления, как антикризисный, который вводится для предупреждения и проведения процедуры банкротства предприятий.

Все виды государственного управления обусловлены формой правления, территориально-административным устройством, политическим режимом, что, в конечном счете, определяет социальную сущность государства.

Территориально-административное деление государств во многом определяет структуру уровней государственного управления. В большинстве стран их три: национальный, региональный и местный. Каждому из уровней управления отведена особая, автономная сфера, компетенции, каждый подчинен определенным органам: парламенту, правительству, общинному представительству и т. д. (в соответствии с законом).

На национальном уровне государственное управление осуществляется центральными органами, представляющими все общество. К таким органам относятся глава государства, парламент, правительство, министерства и ведомства и др. Они имеют широкие полномочия и призваны, прежде всего, решать вопросы обороны, внешней политики, экономического и социального развития, связи, транспорта, всего жизнеобеспечения государства. Принятые ими решения носят общеобязательный характер.

На региональном уровне управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации, комплексное развитие территорий и выравнивание уровней их экономического и социального развития.

На местном уровне, вне зависимости от формы территориально-административного устройства, выполняются следующие функции:

• обеспечение общественной безопасности;

• решение проблем здравоохранения;

• регулирование (защита потребителей, дорожная безопасность);

• обслуживание (школы, парки, библиотеки и т. д.);

• планирование общественного строительства;

• владение и распоряжение государственными предприятиями.

Кроме выделенных видов, государственное управление можно представить в единстве государственно-политического и государственно-административного аспектов, что предопределяет возможность разделения его на политическое и административное управление.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Государственное управление осуществляется с помощью разнообразных методов. Они обеспечивают реализацию функций и достижение целей государственного управления.

Под методами (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) государственного управления понимаются приемы, способы реализации управленческой деятельности. С помощью методов, осуществляется определенное воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц.

Разнообразная деятельность органов государственного управления предполагает использование различных методов управления, которые можно классифицировать по самым различным критериям. Можно выделить общенаучные и специальные методы, прямые и косвенные, административно-распорядительные, экономические, социально-психологические и т.д.

Административно-распорядительные методы – это способы прямого, непосредственного воздействия на поведение объекта управления. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения, носят обязательных характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий и, напротив, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (определенные условия охраны труда, установление очистных сооружений и т.д.).

Административно-распорядительные методы государственного управления достаточно эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения. Однако, следует отметить, что в развитых странах с рыночной экономикой масштабы применения административно-распорядительных методов достаточно ограничены, но в критических ситуациях (военные действия, кризисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль существенно возрастает.

Экономические методы – это комплекс материальных средств, рычагов, воздействия органов государственной власти на объект управления. Они воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную политику. При этом отсутствует прямое принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе вариантов действия при условии, что они не противоречат действующему законодательству. То есть, они призваны создать такие условия, чтобы объекту управления было выгодно действовать так, как того желает государство. Такими методами является налоговая, бюджетная, финансовая политика, материальное стимулирование, применение финансовых санкций, предоставление дотаций регионам, санация предприятий и т.д. Например, государство снижает налоги на производство детских товаров, стимулируя его рост, или устанавливает повышенные стипендии для студентов-отличников, заботясь о качестве образования. При этом важно, чтобы экономические методы применялись гибко и не являлись тормозом в реализации целей и функций государственного управления.

Социально-психологические методы – это способы социально-психологического воздействия на управляемых для достижения соответствующих целей. Это такие средства воздействия, как:

• политическая агитация, пропаганда;

• разъяснение позиции государства, его политики, правовых актов с использованием СМИ;

• личные встречи руководителей государства с трудовыми коллективами;

• различные виды индивидуального поощрения, продвижения по службе и т.д.;

• нравственное осуждение, имеющее зачастую большее воздействие, нежели административное, или иное наказание.

С помощью социально-психологических методов формируются социальные установки, ценностные ориентации, групповое сознание, ориентация на лидера.

Можно также выделить прямые и косвенные методы государственного управления.

Прямые методы непосредственно воздействуют на объекты, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.

Косвенные методы свое воздействие оказывают опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Использование тех или иных методов зависит от формы собственности объекта управления. Прямые и административно-распорядительные методы, чаще всего, используются в управлении объектами государственной и коммунальной форм собственности. По отношению к объектам негосударственной формы собственности применяются в основном косвенные и экономические методы управления.

Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

Дата добавления: 2015-03-11 ; просмотров: 3341 . Нарушение авторских прав

studopedia.info

7.3. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования.

Методы прямого государственного регулирования.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно- технических, экономических и других государственных программ;

финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;

введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих мо-нополий;

государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;

государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

Методы косвенного государственного регулирования

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно- денежное регулирование.

Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для финансирования деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов.

Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.

Более подробно эти методы будут рассмотрены в § 7.4. Последователи Дж.М. Кейнса поощряют расширение государственного вмешательства в экономику и первостепенную роль отводят бюджетно-налоговым методам регули-рования. Современные последователи неоклассического направления — монета-ристы — считают, что рыночная экономика обладает способностью к саморегу-лированию и выступают за ограничения государственного вмешательства. Центр тяжести они переносят на кредитно-денежное регулирование.

Полувековой опыт регулирования экономики в развитых странах показывает, что влиять на конкурентный рынок можно в основном косвенными, экономическими методами. Это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование. Бывают ситуации, характерные именно для рыночной экономики, когда применение таких методов не только допустимо, но и необходимо.

Сами косвенные методы регулирования экономики надо использовать очень осторожно, не подменяя ими рыночный механизм. Надо помнить, что нет ни одного экономического регулятора, который давал бы одинаковый эффект на любом рынке, в любое время в различных национальных экономиках. Более того, один и тот же регулятор может дать на одном рынке при изменении ситуации противоположный эффект. Большинство регуляторов оказывают противоположное воздействие на экономику.

Любая экономика, в том числе и рыночная, обладает определенной инерционностью. Экономические процессы требуют затрат ресурсов и времени. Поэтому неизбежно возникает эффект запаздывания, появляется лаг (разрыв во времени), отделяющий изменения цели от изменений инструмента. Поэтому одна из важнейших проблем государственного регулирования: необходимо заранее знать не только вероятный результат воздействия на экономику данным регулятором, но и то, когда его можно ожидать.

textbook.news

4. Основные понятия управления государственной собственностью

Все указанные выше обстоятельства говорят о важности и сложности вопросов, связанных с управлением федеральной собственностью. Многие моменты, связанные с этим процессом, здесь пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют проведения широкого круга специальных научных исследований.

1. Федеральная собственность — совокупность объектов недвижимости, имущественных прав, работ и услуг, информации и технологий, нематериальных благ и других частей национального богатства, право пользования, владения, распоряжения которыми принадлежит только Российской Федерации.

2. Объект собственности — организационно обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников.

3. Объект, находящийся в федеральной собственности, федеральной или собственности субъектов Российской Федерации — представляет собой объект собственности, принадлежащий в том числе: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям и округам. На практике большинство данных объектов закреплено за конкретными собственниками или группой собственников.

4. Незакрепленная часть федеральной собственности составляет казну Российской Федерации (ГК РФ).

5. Федеральная собственность включает предприятия трех организационно-правовых форм: казенные предприятия, государственные унитарные предприятия и акционерные общества с федеральной долей собственности.

6. Объекты права собственности Российской Федерации (объекты управления):

* недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки, мосты, и др.);

* движимое имущество (доли, паи, ценные бумаги, в т.ч. акции, облигации, и др.);

* денежные средства (валюта, и др.);

* долги иностранных государств;

* интеллектуальная собственность и другие результаты интеллектуальной деятельности.

Объекты собственности Российской Федерации могут принадлежать на праве:

* собственности — Российской Федерации, юридическим и физическим лицам;

* хозяйственного ведения — юридическим лицам, в т. ч. религиозным и другим организациям;

* оперативного управления — федеральным органам исполнительной власти, учреждениям и организациям.

7. Объекты собственности Российской Федерации, находящиеся за границей, дополнительно могут принадлежать на праве:

* собственности — Союзу ССР (требуется доказательство и переоформление прав собственника на Российскую Федерацию);

* собственности — бывшей Российской Империи (требуется доказательство и переоформление прав собственности на Российскую Федерацию).

Эти объекты могут:

* находиться в розыске или быть оформленными в розыск;

* требовать доказательства из-за неправомерного отчуждения (оформленного или неоформленного) государствами, юридическими и физическими лицами.

Объекты собственности могут находиться под двойной юрисдикцией: Российской Федерации и иностранного государства.

8. Субъектами управления собственностью Российской Федерации является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, иностранные государства, российские и иностранные юридические и физические лица.

Кроме того, субъектами могут быть государства, иностранные и российские юридические и физические лица, неправомерно удерживающие объекты в своем управлении, владении, пользовании и распоряжении.

9. Право собственности относится к категории вещных прав, сущность которых заключается в прямом господстве над вещью, подразумевающем использование ее управомоченным лицом в своих интересах, и в исключительности осуществления данной возможности.

Субъективное право собственника распадается на три основных правомочия: владения, распоряжения, пользования.

Под правомочием владения понимается юридически обеспеченное господство над вещью, то есть возможность иметь данную вещь у себя, содержать ее в собственном хозяйстве.

Правомочие распоряжения — это возможность определения юридической судьбы вещи путем изменения ее принадлежности, состояния и назначения.

Правомочие пользования — юридически обеспеченная возможность использования вещи путем извлечения из нее любых полезных свойств.

Эти правомочия не полностью характеризуют право собственника. Это лишь основные правомочия с точки зрения отечественной доктрины.

10. Управление — элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая: сохранение их определенной структуры; поддержание режима деятельности; реализацию их программ и целей.

Управление осуществляется (реализуется) системой федеральных органов власти и управления, а также другими (в том числе общественными) организациями с целью достижения максимального народно-хозяйственного эффекта.

Управление собственностью — как текущее управление федеральной собственностью, так и стратегические преобразования структуры собственности в стране, направленные на ее оптимизацию в смысле поставленных целей и проводимые в рамках промышленной (реструктуризационной) политики государства в отношении собственности.

11. Система — совокупность объединенных одной целью объектов, их функций и связей.

12. Приватизация федеральной собственности — возмездное отчуждение находящихся в собственности Российской Федерации и ее субъектов объектов приватизации в собственность юридических и физических лиц.

Здесь приватизация рассматривается как средство оптимизации структуры собственности, направленное, с одной стороны, на сужение границ госсобственности, позволяющее государству сконцентрировать усилия по текущему управлению его объектами, а с другой — на рост настоящих и будущих доходов бюджета за счет продажи госсобственности эффективному собственнику.

13. Деприватизация — обращение федерального имущества, например, за счет дополнительной эмиссии акций и последующей передачи их эффективному собственнику (по заранее определенным критериям эффективности).

В рамках рассмотренных понятий и определений в первую очередь необходимо рассмотреть существующие проблемы управления федеральной собственностью. В рамках классификации федеральной собственности, принятой в настоящее время (на наш взгляд, она нуждается в углублении и детализации, что будет показано ниже), выделяются насколько видов собственности:

* государственные унитарные предприятия;

* пакеты акций, находящиеся в федеральной собственности.

finlit.online

Управление ГосСобственностью Соколова / Лекция 5

Лекция 5. Механизм управления государственной и муниципальной собственностью.

Функции и структура органов управления государственной собственностью.

Система управления муниципальной собственностью

Методы управления государственной и муниципальной собственностью.

Функции и структура органов управления государственной собственностью.

Управление государственной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства, на все объекты принадлежащей ему собственности. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила и условия владения, пользования и распоряжения этими объектами.

Наибольший эффект от реализации этих правил и условий достигается тогда, когда управленческое воздействие государства в лице уполномоченных им органов власти осуществляется системно, т. е. с применением комплекса мер, образующих систему управления государственной собственностью.

Согласно Конституции государственная власть в Российской Федерации организована и функционирует на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Применительно к управлению государственной собственностью основной функцией органов законодательной власти является принятие законов о собственности и утверждение бюджета. При этом органы исполнительной власти обеспечивают организационную и распорядительную деятельность по исполнению законов, органы судебной власти — отправление правосудия.

Государственная собственность управляется многочисленными субъектами. В этой системе находит отражение свойственная государственному управлению процедура делегирования полномочий, что означает вовлечение в орбиту управленческой компетенции по определенному вопросу органов государственной власти различных уровней, а также органов местного самоуправления и прочих субъектов права. И дело далеко не в статичном срезе картины управляющих субъектов; конкретные персоны и целые государственные органы могут меняться, упраздняться и пр. Дело в том, что существование государственного сектора предопределяет управленческую компетенцию государства вообще, а уж распределение этой компетенции между органами государственной власти — вопрос процедурный, а не принципиальный.

Президент России — глава государства, который de jure к системе исполнительной власти не принадлежит. Однако de facto Президента РФ можно назвать главой исполнительной власти, потому что именно ему здесь принадлежит определяющая и решающая роль. В числе конституционных полномочий Президента РФ — утверждение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти по представлению Председателя Правительства, внесение в них изменений, назначение Председателя Правительства и пр. Некоторые федеральные органы непосредственно подчиняются Президенту. Именно Президент РФ может использовать согласительные процедуры для урегулирования разногласий между органами исполнительной власти. Издавая указы, Президент РФ может решать вопросы управления государственной собственностью и общего плана, и конкретно.

Особенно это было характерно для этапа массовой приватизации и становления отношений собственности, когда на уровне президентских указов регулировались очень важные и крупные блоки экономических проблем.

Общая характеристика полномочий Правительства РФ дается в ст. 114 Конституции РФ. Из их числа к «экономическим» можно отнести разработку и представление федерального бюджета и отчета о его исполнении; обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в областях культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществление управления федеральной собственностью.

Реализуя свои полномочия, Правительство издает постановления и распоряжения, многие из которых определяют порядок управления государственной собственностью, а также содержат конкретные мероприятия по такому управлению.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (официальное сокращённое наименование — Росимущество). Положение о Росимуществе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.

Основными функциями Росимущества в пределах установленных полномочий являются:

проведение единой государственной политикив области имущественных и земельных отношений;

осуществление полномочий собственникав пределах и в порядке, определённыхфедеральным законодательством, в отношении имуществафедеральных государственных унитарных предприятийигосударственных учреждений(за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства),акций(долей)акционерных (хозяйственных) обществи иного имущества, составляющегоказнуРоссийской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений иказённых предприятийизлишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федеральногонедвижимогоимущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам,приватизации(отчуждению) федерального имущества;

разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерациии собственностьмуниципальных образований;

осуществление полномочий собственника имущества должника—федерального государственного унитарного предприятияпри проведении процедурбанкротства;

защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

осуществление учёта федерального имущества и ведение реестрафедерального имущества.

Является учредителем специализированного сельскохозяйственного банка «Россельхозбанк», а также основным акционером банковской группы «ВТБ» и нефтяной компании «Роснефть»;

Является владельцем ОАО «Пензенское производственное объединение ЭВТ», которое занимается выпуском электроники под марками «Electroincsdeluxe» и «Deluxe».

Росимущество имеет следующую структуру центрального аппарата:

Управление реестра и анализа использования федерального имущества (ранее — Управление учёта и ведения реестра федерального имущества);

Управление земельного фонда;

Управление имущества государственной казны, обеспечения имущественной основы деятельности публичных образований, федеральных органов власти и организаций;

Управление приватизации государственного имущества;

Управление по работе с арестованным имуществом и государственной собственностью;

Управление по распоряжению имуществом, обращённым в собственность государства, и иным изъятым имуществом;

Управление имущества силовых ведомств, правоохранительных и судебных органов;

Управление инфраструктурных отраслей и организаций военно-промышленного комплекса;

Управление инновационных корпоративных технологий и организаций промышленного комплекса (ранее — Управление организаций промышленности, сельского хозяйства и природопользования);

Управление организаций социально-культурной сферы и зарубежной собственности (ранее — Управление организаций непроизводственной сферы и зарубежного имущества);

Управление организации оценки федерального имущества и аудита;

Управление организации работы территориальных органов;

Управление материально-технического обеспечения и государственного заказа;

Управление имущества организаций научной сферы;

Управление информационной политики;

Отдел режима и секретного делопроизводства;

Управление продаж и предпродажной подготовки приватизируемого имущества.

Как отмечалось выше, в управлении государственной собственностью принимают активное участие разнообразные органы государственной власти, и не всегда исполнительной. К примеру, таким органом, осуществляющим свою деятельность в области государственной собственности, в том числе и не относящимся к органам исполнительной власти, является Счетная палата РФ. Согласно ФЗ о Счетной палате, это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему. Одной из задач Счетной палаты является определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности. Контроль осуществляется за поступлением в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи) и от управления объектами федеральной собственности.

Большими полномочиями в экономической области вообще, и по отношению к государственной собственности в частности, обладает Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России). Это министерство являяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реализацию государственной социально-экономической политики, включая единую государственную торговую политику, определение путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов РФ и управление государственной собственностью.

Общая схема управления государственной собственностью, реализованная в уставах субъектов РФ, заключается в следующем. Государственная собственность и управление ею закрепляется в качестве предмета ведения субъекта РФ. Законодательная власть устанавливает общий порядок управления государственной собственностью в законах (максимальный размер сделок с государственной собственностью, перечень объектов, не подлежащих приватизации, определение объектов государственной собственности и пр.). Осуществляет полномочия собственника высший орган исполнительной власти (администрация области, правительство республики), который координирует действия других исполнительных органов.

При разграничении полномочий по предметам совместного ведения на федеральные органы возлагается осуществление функций органов исполнительной власти, имеющих общегосударственное (федеральное) значение, а также государственных полномочий, эффективная реализация которых не может быть обеспечена на уровне субъектов РФ. Немаловажно, что функции федеральных органов исполнительной власти устанавливаются на основе единой методологии классификации функций государственного управления, осуществляемых в рамках единой системы исполнительной власти в РФ, которая содержится в классификаторе функций органов исполнительной власти (утверждается Президентом не реже 1 раза в 2 года).

В литературе описаны следующие формы взаимодействия органов исполнительной власти:

1. координация деятельности органов исполнительной власти;

2. делегирование полномочий;

3. внутриведомственный (включая внутриорганизационный) и межведомственный контроль;

4. проведение совместных мероприятий органами исполнительной власти (совместные проверки);

5. межведомственный обмен информацией.

Учитывая региональную структуризацию собственности и выделение федеральной, субфедеральной и муниципальной ее форм, управление ею построено на основе совместного ведения государственных органов различного уровня. Государственная собственность является предметом совместного ведения федеральных и региональных органов власти и уп­равления, а муниципальная — объект совместного ведения органов даже трех уровней: федерального, субфедерального и местного.

Разграничение собственности по трем указанным уровням, безуслов­но, способствует децентрализации управления и его демократизации, учету региональных особенностей территорий, однако процессы госу­дарственного регулирования, в частности процедуры принятия реше­ний, усложняются. Например, если речь идет о создании или ликвида­ции федерального предприятия, решения принимаются Правительст­вом РФ по совместному представлению трех органов — Росимущества, Министерства экономики, соответствующего отраслевого мини­стерства (ведомства) — согласованному с органами исполнительной власти субъекта федерации, на территории которого размещается это пред­приятие.

Решения, касающиеся создания (ликвидации) муниципальных пред­приятий, принимаются с учетом федерального законодательства, пра­вовых актов субъектов федерации и местных представительных орга­нов, изданных в пределах их полномочий, и согласуются со всеми заин­тересованными сторонами. Кроме органов представительной и испол­нительной власти разного уровня (включая Территориальные управления Росимущества), к ним можно отнести ряд органов государст­венного и местного управления, без санкции которых упомянутые ре­шения не могут быть приняты (органы по земельным ресурсам, охране природы и др.).

Следовательно, управленческие процедуры при реализации прав соб­ственности на местном уровне становятся еще более сложными. Это тре­бует очень четкого разделения компетенции и ответственности органов власти и управления различного уровня, которые принимают решения, затрагивающие отношения собственности. Однако такой четкости в дей­ствующем законодательстве не достигнуто, нормативные акты нередко сформулированы без должной конкретизации, что не только затрудняет управление собственностью на региональном уровне, но и создает предпо­сылки для снижения оперативности в управлении собственностью.

Разрозненность управления государственной собственностью, разви­тие отраслевого подхода имеет целый ряд негативных последствий.

1. Правовые. Нарушается ст. 295 Гражданского кодекса РФ, со­гласно которой собственник имущества (в данном случае его пред­ставитель — Госкомимущество РФ) решает вопросы реорганизации предприятий, дает согласие на продажу недвижимого иму­щества, сдачу его в аренду, залог, внесение вклада в уставный капитал и т.д.

2. Экономические. Многосубъектность управления государственной собственностью возвращает ей статус «ничейной» собственности, за которую фактически никто не несет ответственности. Это приводит к значительным потерям государственного имущества, нецелевому его использованию. Приоритет отраслевого подхода вносит дисбаланс в развитие российской экономики в целом, создает предпосылки для воз­никновения так называемых депрессивных регионов.

3. Управленческие. Отсутствует единая политика управления и распоряжения государственной собственностью, своего рода «правила игры» общие для всех объектов, независимо от отраслевой принадлежности; обратная связь от объекта к субъекту управления. Ввиду этого затруднена корректировка, устранение негативных последствий различных управляющих воздействий. Усиление фактора ведомственности в управлении государственной собственностью усиливает командно-административные методы управления экономикой.

4. Политические. Упор на отраслевой подход ущемляет права perионов и ограничивает их функции в управлении и распоряжении государственной собственностью, что в условиях федеративного государства приводит к усилению политической нестабильности и регионального сепаратизма.

Ведомственный подход к управлению государственной собственностью создает угрозу для национальной безопасности страны, так ведомственные и общегосударственные интересы могут не совпадать.

Система управления муниципальной собственностью

Отношения собственности являются центральной проблемой в процессе формирования и развития системы управления городской недвижимостью, так как на территории современных городов расположены объекты, которые могут находиться как в государственной, так и в муниципальной собственности. Соответственно система управления становится строго иерархической.

От имени Российской Федерации правомочия собственника в отношении федеральных объектов в пределах установленной законодательством компетенции осуществляет Правительство РФ.

От имени субъекта Федерации управление государственным, в том числе недвижимым, имуществом осуществляют органы государственной власти субъектов Федерации в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

От имени муниципального образования полномочия собственника осуществляют органы местного самоуправления, которые имеют право самостоятельно создавать органы по управлению муниципальной недвижимостью. В достаточно крупных муниципальных образованиях это может быть комитет муниципального имущества. В небольших городах и поселках управление и распоряжение недвижимым имуществом осуществляется с согласия главы местного самоуправления структурным подразделением, которое, как правило, имеет достаточно широкий круг полномочий, охватывающих экономику, управление имуществом, налоги и финансовую политику.

Административно-территориальное устройство — это деление территории на определенные части (территориальные образования) исходя из исторически сложившегося расселения, социально-экономических и культурных связей территорий с целью оптимальной организации государственного управления и местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство следует рассматривать так же, как систему административно-территориальных единиц, имеющих фиксированные границы, название, установленный законом соответствующий статус.

Под границей муниципального образования понимают границу совокупной территории, включающей земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Граница муниципального образования отделяет совокупную территорию от территорий других муниципальных образований.

С точки зрения управления существенным является вопрос о совпадении или несовпадении границ административно-территориальных единиц и муниципальных образований. Граница муниципального образования может полностью или частично совпадать с границей административно-территориальных единиц. На территории административно-территориальной единицы могут быть расположены одно или несколько муниципальных образований, но территория одного муниципального образования не может быть расположена в пределах территорий двух или более административно-территориальных единиц. Если же такая необходимость возникла, границы последних изменяются с таким условием, чтобы муниципальное образование находилось в границах одной административно-территориальной единицы. До принятия уставов территориями муниципальных образовании считаются территории, соответствующие действующему административно-территориальному устройству.

Муниципальное образование должно существовать как независимый хозяйствующий субъект, решающий задачи местного значения за счет средств местного бюджета и эффективного использования муниципальной собственности. Поэтому муниципальная собственность играет важную роль в реализации местной экономической политики.

В последние годы администрации каждого муниципального образования приходится решать задачи, которые ранее оставались за рамками ее деятельности, — это формирование муниципальной собственности, организация ее учета, выбор форм и методов управления. В настоящее время организационно-экономический механизм управления муниципальной собственностью только формируется. Уже созданы отдельные элементы этого механизма, некоторые определены в законодательных и нормативных актах и должны быть введены в действие.

В процессе управления муниципальной собственностью органы местного самоуправления реализуют общие и конкретные функции управления, в том числе планирование и программирование; маркетинг; мониторинг; аудит; учет; контроль; оценку и др.

Управление и распоряжение собственностью муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления: Дума, Законодательное собрание, муниципальный совет или другие органы представительной власти и местная администрация. Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154 ФЗ и «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 123 ФЗ определили права органов местного самоуправления в сфере управления собственностью и полномочия местного самоуправления в процессе приватизации муниципальной собственности.

Эффективное функционирование системы управления муниципальной собственностью возможно при наличии достоверной и полной информации о составе, структуре и состоянии отдельных ее объектов и их комплексов. С этой целью местные администрации создают необходимые информационные системы и устанавливают порядок учета муниципального имущества, по данным которого формируется и ведется реестр муниципальной собственности.

Реестр муниципальной собственности — это муниципальная информационная система, представляющая совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах баз данных, содержащих перечни объектов учета и сведения о них.

Объектами учета, расположенными на территории муниципального образования и за его пределами, являются:

1. муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения с учетом стоимости муниципального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в установленном порядке;

2. объекты муниципального нежилого фонда;

3. объекты муниципального жилищного фонда;

4. находящиеся в муниципальной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных товариществ и обществ.

Формы учета утверждаются соответствующим комитетом по управлению муниципальным имуществом.

Учет основан на данных, во-первых, технической инвентаризации объектов и, во-вторых, бухгалтерской отчетности балансодержателей муниципального имущества.

Информатизация процессов управления муниципальной собственностью предполагает реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний о состоянии системы управления и рынка, в числе главных участников которого выступает местная администрация. Основная цель информатизации — удовлетворение спроса на информационные продукты и услуги.

Наличие информационной инфраструктуры является необходимым условием для работы любого рынка.

Практически для всех субъектов рынка, работающих на нем профессионально, необходимой и важной является информация, во-первых, о существующих «правилах игры» на рынке и их изменениях (не только уже происшедших, но и наиболее вероятных) и, во-вторых, о структуре спроса и предложения по конкретным объектам рынка.

Практически все законодательные и нормативные правовые акты трактуют управление собственностью как процесс принятия решений о выборе формы использования объекта.

Управление муниципальной собственностью — это совокупность эффективных действий собственника (или управляющего), направленных на сохранение основных качеств объекта собственности или их приращение; целенаправленное воздействие на объекты собственности и субъекты их использования в интересах муниципального образования, связанное с установлением правил, условий использования муниципальной собственности, достижением поставленных целей с учетом общественных ценностей.

Подобная формулировка предполагает разработку и реализацию программ управления собственностью муниципальных образований. Обобщая отечественный и зарубежный опыт в сфере муниципального управления, можно определить основные направления реализации таких программ:

— проведение анализа существующей системы управления муниципальной собственностью и основных результатов ее использования на территории муниципального образования;

— установление цели, задач, основных принципов и направлений развития системы управления муниципальной собственностью на территории муниципального образования;

— определение способов, методов и особенностей управления отдельными видами собственности муниципального образования;

— реализация прямых методов регулирования инвестиционной деятельности, к которым можно отнести бюджетное финансирование производственной и социальной сферы; разработку целевых муниципальных программ, механизмов инвестирования отдельных перспективных проектов; проведение инвестиционных конкурсов;

— реализация косвенных методов регулирования инвестиционной деятельности, в числе которых использование инвестиционных налоговых кредитов, долгосрочного кредитования, ипотеки, лизинга; содействие созданию финансово-промышленных групп; предоставление государственных гарантий;

— развитие фондового рынка корпоративных ценных бумаг;

— установление направлений движения собственности, в т.ч. осуществление приватизации, национализации, передачи собственности с одного уровня управления на другой (федеральный, региональный, муниципальный);

— демонополизация и развитие конкурентной среды, включая прямое воздействие на монополистов, меры по формированию конкуренции и развитию рынка товаров и услуг;

— совершенствование механизма санации, внешнего управления, банкротства, в т.ч. уточнение критериев несостоятельности;

— учет и контроль муниципальной собственности;

— информатизация процесса управления муниципальной собственностью;

— прогнозирование доходов и расходов, связанных с управлением муниципальной собственностью;

studfiles.net

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Основные признаки права собственности Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]