Процедура принятия закона в российской федерации

Процедура принятия закона в российской федерации

4. Процедура принятия федеральных конституционных законов / Федеральный конституционный закон как источник конституционного права

Конституция Российской Федерации, регламентируя законодательный процесс, определяет, что законопроекты, в том числе законопроекты ФКЗ, вносятся в Государственную Думу (ч.2 ст.104 Конституции РФ), федеральные законы принимаются Государственной Думой (ч.1 ст.105 Конституции РФ). Законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации, что призвано обеспечить учет его мнения в законодательном процессе и предоставляет ему возможность выразить свое согласие либо несогласие с Государственной Думой в отношении ФКЗ.

Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены ст.104 Конституции РФ. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроект рассматривается Государственной Думой в трех чтениях по правилам главы 13 Регламента Государственной Думы РФ.

Поступивший в Государственную Думу законопроект и сопроводительные документы регистрируются, законопроекту присваивается номер, он передаются профильному комитету (комиссии) Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального конституционного закона. Комитет «ведет» законопроект, дает предложения и заключения по включению проекта в сессию, направлению в Совет Федерации и т.д. Процедура подробным образом урегулирована ст.ст.107-115 Регламента Государственной Думы РФ.

Согласно ч.2 ст.108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решения о принятии или отклонении законопроекта оформляется постановлением.

Одобренные Государственной Думой федеральные конституционные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами заседаний Государственной Думы, заключениями Правительства Российской Федерации и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Государственной Думы и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации (п.2 ст.126 Регламента Государственной думы РФ).

Порядок рассмотрения Советом Федерации федерального конституционного закона устанавливается в специальной главе 15 Регламента Совета Федераций.

Поступившие в Совет Федерации законопроект и сопроводительные документы регистрируются, передаются комитету (комиссии) Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального конституционного закона, которые определяется Председателем Совета Федерации или по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации (п.п.4, 5 Регламента Совета Федераций).

В период предварительного рассмотрения федерального конституционного закона члены Совета Федерации вправе организовать его обсуждение в субъектах Российской Федерации (ст.123 Регламента Совета Федераций).

Комитет (комиссия) Совета Федерации, ответственная за рассмотрение федерального конституционного закона, вправе принять одно из следующих решений (п.3 ст.124 Регламента Совета Федераций):

а) рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный конституционный закон, одобренный Государственной Думой;

б) рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный конституционный закон, одобренный Государственной Думой.

Рассмотрение одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения докладчиком заключения комитета (комиссии) Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального конституционного закона, обобщенной позиции органов государственной власти субъектов Российской Федерации по рассматриваемому федеральному конституционному закону и проекта постановления Совета Федерации, внесенного комитетом, комиссией палаты.

По результатам рассмотрения одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона ставится на голосование вопрос о его одобрении.

Одобренный Государственной Думой федеральный конституционный закон считается одобренным Советом Федерации, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

В случае если за одобрение закона не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации закон считается отклоненным.

В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении федерального конституционного закона Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание палаты. Если указанное решение не принято, то ставится на голосование вопрос об одобрении федерального конституционного закона. В случае принятия решения о переносе на следующее заседание соответствующего вопроса его рассмотрение должно быть завершено на очередном заседании палаты принятием решения об одобрении или отклонении федерального конституционного закона.

Решение об одобрении (отклонении) федерального конституционного закона оформляется постановлением Совета Федерации.

В постановлении Совета Федерации об отклонении одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона могут содержаться (ст.126 Регламента Совета Федерации):

а) перечень разделов, глав, статей, а также частей, пунктов статей и других структурных единиц этого федерального конституционного закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой;

б) обоснование решения об отклонении федерального конституционного закона;

в) предложение Государственной Думе согласовать способ и процедуру преодоления возникших разногласии.

Постановление Совета Федерации об отклонении одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона вместе с федеральным конституционным законом направляется в Государственную Думу в пятидневный срок со дня принятия постановления (п.3 ст.126 Регламента Совета Федерации).

Порядок преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона утвержден в ст.128 Регламента Совета Федерации.

Для преодоления возникших разногласий в связи с отклонением Советом Федерации одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона может быть создана согласительная комиссия. Согласительная комиссия создается как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации. Так, например, Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1999 г. N 450-СФ «О проекте федерального конституционного закона «О внесении дополнения в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [1] было предложено создать согласительную комиссию; приглашены для участия в согласительных процедурах представители Правительства Российской Федерации.

Еще один пример: Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 октября 1998 г. N 3019-II ГД «О согласительной комиссии по проекту федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» Государственная Дума РФ выразила согласие с предложением Совета Федерации о создании согласительной комиссии для преодоления разногласий по проекту федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»; был избран состав указанной согласительной комиссии от Государственной Думы; избран сопредседатель указанной согласительной комиссии; приглашены представители Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации [2] .

Согласительная комиссия создается на паритетных началах из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке; прекращает свою деятельность после принятия Советом Федерации решения об одобрении или отклонении федерального закона, для преодоления возникших разногласий по которому она была создана.

Акцентируем внимание, что в случае отклонения Советом Федерации инициативы Государственной Думы о создании согласительной комиссии федеральный закон считается отклоненным Советом Федерации в целом (п.6 ст.111 Регламента Совета Федерации).

Образованная согласительная комиссия рассматривает лишь те положения федерального закона, по которым возникли разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, стремясь выработать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих разделов, глав, статей, а также частей, пунктов статей и других структурных единиц рассматриваемого федерального закона. Решения согласительной комиссии принимаются путем раздельного голосования депутаций от Совета Федерации и от Государственной Думы. Депутация от Совета Федерации в согласительной комиссии принимает решения открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов депутации (п.2, 3 ст.113 Регламента Совета Федерации).

Решение считается принятым, если за его принятие проголосовали обе депутации.

Депутация от Совета Федерации в согласительной комиссии вправе голосовать за предложения по редакции соответствующих разделов, глав, статей, а также частей, пунктов статей и других структурных единиц рассматриваемого федерального закона, отличные от предложений Совета Федерации.

В результате голосований составляется протокол, в котором фиксируются предложения по преодолению возникших разногласий или обосновывается невозможность их преодоления этим составом согласительной комиссии, и сопоставительную таблицу статей федерального закона, в которые были внесены изменения. Протокол согласительной комиссии составляется в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу и представляется соответственно в Совет Федерации и Государственную Думу (п.п.3,4 ст.114 Регламента Совета Федерации).

Если Государственная дума после рассмотрения протокола согласительной комиссии отклонит одно или несколько предложений согласительной комиссии и предложит Совету Федерации продолжить работу согласительной комиссии, Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии либо отказаться от участия в ее работе. В случае если протокол согласительной комиссии содержит обоснование невозможности преодоления возникших разногласий этим составом согласительной комиссии, он передается на рассмотрение Совета Федерации и Государственной Думы.

Протокол согласительной комиссии, содержащий обоснование невозможности преодоления возникших разногласий по федеральному закону, рассматривается на ближайшем заседании Совета Федерации. Совет Федерации вправе принять одно из следующих решений (п.3 ст.115 Регламента Совета Федерации):

а) изменить предложения Совета Федерации по редакции отдельных положений федерального закона;

б) изменить состав депутации от Совета Федерации в согласительной комиссии;

в) отказаться от участия в работе согласительной комиссии.

Решение направляется в Государственную думу.

Федеральный конституционный закон, одобренный Государственной Думой с учетом предложений согласительной комиссии, рассматривается Советом Федерации в порядке, установленном для первоначального рассмотрения. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. При этом на конституционные законы не распространяется президентское вето.

В юридической литературе высказано справедливое мнение о том, что в случае нарушения установленного Конституцией РФ порядка принятия федерального конституционного закона, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, Президент РФ вправе в силу ч. 2 ст. 80 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ вернуть его в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения названных конституционных требований. При этом такой закон не может считаться «принятым федеральным конституционным законом» в смысле ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, а его возвращение в палаты Федерального Собрания — отклонением, не предусмотренным статьей 108 Конституции РФ, поскольку установленные Конституцией РФ требования к принятию федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса [3] . При этом споры между субъектами законодательного процесса, включая главу государства и палаты Федерального Собрания, в связи с порядком принятия федерального конституционного закона в случае недостижения согласия могут быть переданы заинтересованными сторонами в соответствии со ст. 125 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» на рассмотрение Конституционного Суда Российской Федерации.

Рассмотренную процедуру принятия ФКЗ можно проиллюстрировать на примере проекта федерального конституционного закона N 54268-4 «О референдуме Российской Федерации» (новая редакция) [4] .

Законопроект был внесен Президентом РФ. Предварительно

17.05.2004 законопроект получил заключение Правительства РФ (письмо N П27-160).

18.05.2004 распоряжением Президента РФ N 217-рп направлен в Государственную Думу РФ.

20.05.2004 принят к рассмотрению протоколом заседания Совета ГД N 27.

31.05.2004 принято заключение Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству N 3.1-13/1061.

31.05.2004 дано заключение Правового управления Аппарата ГД N вн 2.21/1889.

02.06.2004 законопроект принят ГД в первом чтении постановлением N 612-IV ГД.

08.06.2004 дано заключение Правового управления Аппарата ГД N 2.2-1/2077.

11.06.2004 законопреокт принят ГД во втором чтении постановлением N 709-IV ГД.

11.06.2004 законопроект принят ГД постановлением N 710-IV ГД.

23.06.2004 законопроект одобрен СФ постановлением N 184-СФ

28.06.2004 законопроект подписан Президентом РФ N 5-ФКЗ.

В рассмотренной процедуре, как видно, процесс принятия ФКЗ прошел «гладко» без разногласий и применения процедуры устранения разногласий.

[1] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1999 г. N 450-СФ «О проекте федерального конституционного закона «О внесении дополнения в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 ноября 2003г. — №47. — Ст.5656.

[2] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 октября 1998 г. N 3019-II ГД «О согласительной комиссии по проекту федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 19 октября 1998г. — №42. — Ст.5104.

[3] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- Система ГАРАНТ, 2003 г.

[4] Досье на проект федерального конституционного закона N 54268-4 «О референдуме Российской Федерации» (новая редакция) // СПС «ГАРАНТ»

www.allpravo.ru

Порядок принятия законов в РФ — особенности процедуры

Порядок принятия законов в РФ зависит от того, какой закон принимается — федеральный или федеральный конституционный. В настоящей статье будут рассмотрены все особенности путем сравнения процедур принятия данных видов законов.

Как принимаются федеральные конституционные законы

Вопрос о том, как принимаются законы в РФ, урегулирован Конституцией РФ, которая выделяет 2 вида законов:

  • федеральные конституционные законы (ФКЗ);
  • федеральные законы (ФЗ).

Согласно ст. 108 Конституции РФ ФКЗ принимаются в случаях, когда это прямо указано в основном законе. В соответствии с ч. 3 ст. 76 Конституции РФ ФЗ не могут противоречить ФКЗ.

Порядок принятия ФКЗ следующий:

  1. Законодательная инициатива. Согласно чч. 1 и 2 ст. 104 Конституции РФ проект вносится в Госдуму определенными субъектами (Президентом РФ, палатами парламента, их членами и депутатами, региональными законодательными органами и высшими судебными органами РФ по вопросам их ведения).
  2. Рассмотрение Госдумой. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ для принятия ФКЗ необходимо набрать 2/3 голосов в Госдуме.
  3. Рассмотрение Советом Федерации. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ для принятия ФКЗ необходимо набрать ¾ голосов в верхней палате парламента.
  4. Подписание и обнародование Президентом. Глава страны не может не подписать ФКЗ, принятый парламентом. Ему дается 14 дней на подписание и официальное опубликование данного правового акта (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ).

Следующий раздел статьи будет посвящен принятию ФЗ. О нововведениях в законодательстве РФ в 2018 году читайте в нашей статье по ссылке: «Новое в законодательстве с 2018 года».

Общая схема принятия федеральных законов

Процедура принятия закона (ФЗ) является следующей:

  1. Законодательная инициатива. Правила для ФЗ абсолютно аналогичны правилам для ФКЗ.
  2. Рассмотрение Госдумой. По общему правилу для принятия ФЗ требуется ½ голосов в Госдуме (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).
  3. Рассмотрение Советом Федерации. ФЗ считается принятым, если в течение двух недель не рассмотрен в верхней палате или она одобрила его ½ голосов (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
  4. Подписание и обнародование Президентом. В течение 14 дней после поступления ФЗ главе государства он подписывает его и публикует (ч. 2 ст. 107 Конституции РФ).

Вместе с тем при принятии ФЗ имеются следующие нюансы:

  • При неодобрении ФЗ в верхней палате создается согласительная комиссия, после чего доработанный ФЗ снова рассматривается в нижней палате (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
  • Госдума может настоять на принятии ФЗ в изначальной редакции без изменений, для этого необходимо одобрить закон 2/3 голосов (ч. 5 ст. 105 Конституции РФ).
  • Существуют законы, для принятия которых недостаточно их нерассмотрения в верхней палате в течение двух недель. Верхняя палата обязана их рассмотреть. Такие ФЗ перечислены в ст. 106 Конституции РФ, и к ним относятся, например, ФЗ, связанные с бюджетом, международными договорами, вопросами границы, войны и мира.
  • Глава государства может не подписать ФЗ. Для преодоления такого права вето требуется повторное одобрение ФЗ 2/3 голосов в обеих палатах парламента (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

Итак, порядок принятия законов зависит от того, какой вид закона, ФЗ или ФКЗ, подлежит принятию. В общем виде процесс движения законопроекта проходит следующие этапы: инициирование законодательной работы, рассмотрение закона в Госдуме, рассмотрение вопроса в верхней палате, подписание и опубликование нормативного акта Президентом.

rusjurist.ru

ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОВ

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОВ» в других словарях:

ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОВ — в РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов. После этого они передаются на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины членов этого… … Юридическая энциклопедия

ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОВ ПРОЦЕДУРА — ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОВ … Юридическая энциклопедия

ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОВ ПРОЦЕДУРА — (см. ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОВ) … Энциклопедический словарь экономики и права

ЗАКОНОВ ПРИНЯТИЯ ПРОЦЕДУРА — ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОВ … Юридическая энциклопедия

ЗАКОНОВ ПРИНЯТИЯ ПРОЦЕДУРА — (см. ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОВ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Процедура выборов в парламент Польши — Согласно Конституции Республики Польша, законодательную власть в стране осуществляют Сейм (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата). Сейм осуществляет контроль за деятельностью Совета Министров в пределах, определенных положениями Конституции и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Бельгия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Западной Европе. Территория 30,5 тыс. кв. км. Столица г.Брюссель. Население 10,2 млн. чел. (1998 г.), в том числе… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Люксембург, Великое Герцогство Люксембург — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство в Западной Европе. Территория 2,6 тыс. кв. км. Столица г.Люксембург … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Законодательство — (Legislation) Содержание Содержание как комплекс нормативных актов Законодательство как деятельность по принятию Систематизация нормативных актов Правовая природа и основные характеристики понятия закон. . Основные признаки закона. .… … Энциклопедия инвестора

Закон — (Law) Определение закона, признаки и классификация законов Информация об определении закона, признаки и классификация законов Содержание Содержание Правовая природа и основные характеристики понятия . . Основные признаки закона. . Классификация… … Энциклопедия инвестора

dic.academic.ru

Процедура принятия закона в Российской Федерации

Для регулирования, контроля и регламентирования разных сфер жизни, устройства государства, военной службы принимаются законы. Для контроля и урегулирования правоотношений между гражданами, государством, служащими и прочими лицами используются принятые ФЗ. При помощи Федеральных законов можно избежать конфликтов, беспорядков и разрешить возникшие споры в лучшую сторону.

Порядок принятия закона в РФ

Порядок принятия Федеральных законов в РФ регулируется и регламентируется Правительством Российской Федерации и Федеральным собранием. Принятие происходит при помощи голосования в Государственной Думе. В случае, если большинство депутатов проголосовало «за» принятие, он будет принят. Проекты Федерального масштаба должны быть одобрены Советом Федерации. Так вступил в силу закон о госслужбе. Подробности по ссылке:

Схема принятия законов в РФ:

  • Первым делом закон составляется. Он может быть составлен Президентом России, Верховным, Конституционным или Высшим судом, депутатами Гос. Думы, Правительством России или Советом Федерации. (ФЗ о конституционном суде в РФ читайте здесь:);
  • Затем в трех этапах ФЗ анализируется депутатами Гос. Думы. Во время первого этапа депутаты рассматривают общие положения, основные принципы, цели и задачи. Во время второго этапа рассматриваются дополнительные положения, вносятся дополнительные нюансы и детали, корректировки. Во время третьего этапа проходит голосование и законопроект одобряется или не одобряется Правительством РФ или Гос. Думой;
  • Обязательно при принятии каждого закона проходит голосование депутатов в Гос. Думе. Депутаты голосуют «за» или «против» него. Если большинство депутатов проголосовало «за» принятие, то он передается на рассмотрение Совету Федерации. В случае срочных Федеральных законов достаточно голосов трех или четырех человек «за» и он будет принят;
  • ФЗ принят в случае, если голосов на заседании Совета Федерации больше половины. В случае Федеральных конституционных законов количество голосов во время голосования должно превысить 70% для вступления в силу. Совет Федерации одобряет или отклоняет законопроект в течение 14 дней. В случае, если он был отклонен, его отправляют обратно в Гос. Думу для повторного рассмотрения или внесения поправок;
  • Когда закон прошел все инстанции и каждый совет принял его, он передается Президенту Российской Федерации. Президент в течение 14 дней проверяет его, рассматривает и в конце подписывает или отклоняет и отправляет обратно. Документ снова должен пройти через Государственную Думу для повторного голосования и внесения необходимых изменений. Если повторно закон набрал более 66% голосов в Гос. Думе, то он принимается без согласия Президента, он обязан подписать его в течение семи дней;
  • Президент ставит подпись на документах законопроекта и в течение недели он должен быть открыто опубликован и передан в СМИ. А в течение десяти дней ФЗ вступает в силу.

При публикации и принятии Федерального закона ему присваивается идентификационный номер, буквы «ФЗ» и дата его подписания Президентом. Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ №324 тут.

О ФЗ 25 в последней редакции читайте по ссылке:

Кто разрабатывает проект закона?

Проекты законов РФ рассматриваются и разрабатываются Правительством Российской Федерации. После разработки проекта он отправляется вместе со всей документацией в Государственную Думу для проведения голосования.

Среди необходимых бумаг, отправляющихся вместе с ФЗ в Гос. Думу:

  • Отчет экономической и финансовой составляющей вместе с предварительной информацией о социальной стороне, прогнозами и анализом;
  • Дополнительные бумаги, в которых составлены сведения об изменениях или поправках, необходимых для принятия или положениях, анализ и изменения которых нужно произвести;
  • Бумаги с оформленными отчетами и информацией о финансовой составляющей государства в будущем году;
  • Документы с исполненным или подлежащим исполнению минимумом бюджета за прошлые кварталы.

Согласно Конституции Российской Федерации объекты законодательных инициатив имеют право предлагать и подавать документы на рассмотрение для внесения изменений в определенные положения Федеральных законов. В случае, если по предоставленным документам социальная статистика и предполагаемый бюджет на будущий год выше, чем есть на самом деле, то есть социальная и экономическая составляющая снижаются, проводится анализ примерного дохода на будущее по Федеральному бюджету.

О последних изменениях в ФЗ 220 читайте тут:

Когда законодательный акт вступает в силу?

Согласно последовательности принятия закона в РФ по Федеральному закону номер 5 о публикации и вступления в силу федеральных конституционных проектов, ФЗ и актам палат Федерального Собрания, он вступает в силу в момент одобрения его Государственной Думой. Но по настоящему положению вещей закон вступает в силу только через 10 дней после подписания бумаг Президентом России.

Согласно ФЗ номер 5, Конституционные проекты считаются принятыми и вступают в силу после одобрения его членами Парламентом России. В этот момент законопроект получает юридическую силу.

Кто утверждает поправки в ФЗ?

В Государственной Думе проводится несколько чтений. Во время этих чтений депутаты обсуждают, рассматривают, предлагают и регулируют изменения и поправки в положениях ФЗ. После обсуждений в Государственной Думе все рассмотренные изменения в документах и бумагах передаются в Совет Федерации. Там анализируются поправки, предложенные депутатами Государственной Думы в течение нескольких недель. Если Совет Федерации принимает поправки, они передаются на подписание Президенту Российской Федерации, но в случае отклонения Советом поправок, проводятся другие процедуры.

Согласно статье 208 Бюджетного Кодекса, в случае отклонения изменений Советом Федерации бумаги передаются в согласительную комиссию. Уполномоченный орган обязан разрешить разногласия. Согласительная комиссия анализирует бумаги и изменения, предлагает решение и отправляет бумаги Государственной Думе.

lawlinks.ru

Виды законов в Российской Федерации

Закон — нормативный акт высший юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:
• федеральные законы;
• законы субъектов федерации.

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:
• федеральные законы;
• федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов).

Федеральный закон является основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего.числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе — не ограничены, Советом Федерации — 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ — 14 дней. Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) — преодоление вето Совета Федерации — и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).

Вето Президента РФ считается отклоненным если и государственная Дума, и Совет федерации вновь примут данный Законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа — то есть сооветственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон течение 7 дней.

4. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:
• о военном положении;
• о чрезвычайном положении;
• о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
• о изменении статуса субъекта РФ;
• о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
• о референдуме;
• о судебной системе;
• о судах основного звена;
• о Конституционном Суде РФ;
• о Верховном Суде РФ;
• о Высшем арбитражном суде РФ;
• о Конституционном собрании РФ.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами. По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и федерации. Конституция РФ предусмотрела возможность принятия законов субъектов федерации.

5. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов РФ.

psyera.ru

Популярное:

  • Бюро судебных экспертиз при минюсте Официальные реквизиты Полное наименование Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Краткое наименование ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России […]
  • Первичный учет материальных ценностей Тема 4. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 4.2. Синтетический учет материально-производственных запасов Основные особенности учета производственных запасов: 1) на складах материально-ответственными лицами ведется только […]
  • Если налог на прибыль меньше ндс «Прибыльные» доходы ≠ «НДСные» доходы Объясняем налоговикам причины несовпадения сумм доходов в декларациях по налогу на прибыль и НДС Некоторые организации после сдачи отчетности получают от налоговиков сообщение (уведомлени е […]
  • Пособие по беременности в 2014 Пособия в 2014 году В соответствии с Федеральным законом № 349-ФЗ от 02 декабря 2013 года «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, […]
  • Приказ минфина 104н от 15 октября 2009 г Приказ Минфина РФ от 15 октября 2009 г. N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Минфина РФ от 15 октября […]
  • Порядок уплаты алиментов по соглашению об уплате алиментов Статья 104. Способы и порядок уплаты алиментов по соглашению об уплате алиментов 1. Способы и порядок уплаты алиментов по соглашению об уплате алиментов определяются этим соглашением. 2. Алименты могут уплачиваться в долях к […]
  • Закон саратовской области об административных правонарушениях 104 Закон Саратовской области от 1 февраля 2016 г. N 11-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" Закон Саратовской области от 1 февраля 2016 г. N […]
  • Уголовный закон статьи научные Актуальные проблемы системности уголовного закона Дата публикации: 05.05.2014 2014-05-05 Статья просмотрена: 104 раза Библиографическое описание: Бердников А. Н. Актуальные проблемы системности уголовного закона // Молодой […]