Противодействие преступлениям в сфере экономики

Преступления в сфере экономики (общая характеристика).

Преступления против личности (общая характеристика)

В ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Глава 2 Конституции гарантирует право каждого человека на жизнь, охрану собственного достоинства, свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст. 20-23). Охрана личности от преступных посягательств является важнейшей задачей уголовного законодательства. Приоритетность указанной задачи обусловливает, в частности, то место, которое занимают в Особенной части УК РФ преступления против личности. Особенная часть УК открывается разд. VII «Преступления против личности», который состоит из пяти глав (16-20), предусматривающих ответственность за криминальные посягательства на те или иные блага и интересы человека.

Преступления против личности — это общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом и непосредственно посягающие на безопасность жизни, здоровья, свободу, честь и достоинство, половую неприкосновенность, конституционные права и свободы человека и гражданина, интересы семьи и несовершеннолетних.

Родовым объектом таких преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность личности. Этот родовой объект включает в себя ряд указанных в законе видовых объектов, с учетом которых все преступления против личности можно классифицировать следующим образом:

1) преступления против жизни и здоровья — гл. 16 УК (ст. 105- 125);

2) преступления против свободы, чести и достоинства личности — гл. 17 УК (ст. 126-130);

3) преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности — гл. 18 УК (ст. 131-135);

4) преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина — гл. 19 УК (ст. 136-149);

5) преступления против семьи и несовершеннолетних — гл. 20 УК (ст. 150-157).

Исходя из особенностей непосредственного объекта преступления внутри некоторых из названных групп могут быть выделены определенные подгруппы родственных их характеру преступлений. Прежде всего это относится к преступлениям против жизни и здоровья, которые подразделяются в УК РФ на:

а) преступления против жизни (ст. 105-110);

б) преступления против здоровья (ст. 111-118, 121, 122);

в) преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье (ст. 119, 120, 123-125).

Преступления против свободы, чести и достоинства личности включают две подгруппы преступлений:

а) против личной свободы (ст. 126-128);

б) против чести и достоинства (ст. 129-130).

В преступлениях против конституционных прав и свобод человека могут быть выделены преступления:

а) против политических прав и свобод (ст. 141-142, 149);

б) против социальных прав и свобод (ст. 136, 144- 147);

в) против личных прав и свобод (ст. 137-140, 148).

Преступления, указанные в гл. 20 УК, подразделяются на две группы: а) преступления против несовершеннолетних (ст. 150-152, 156);

б) преступления против семьи (ст. 153-155, 157).

Преступления в сфере экономики (общая характеристика).

Раздел VIII УК РФ включает общественно опасные деяния, посягающие на экономику Российской Федерации. При этом включенные в данный раздел посягательства на экономические отношения могут причинять существенный вред экономике России в целом, субъектам Российской Федерации, отдельным городам, районам, территориям. Такой вред может причиняться различным отраслям (сферам) экономики, предприятиям и организациям государственной, муниципальной, частной, акционерной собственности. Преступления, посягающие на экономику, существенным образом посягают на материальные интересы граждан, интересы собственности объединений граждан, интересы экономической безопасности государства. Большая часть (свыше 60%) совершаемых преступлений имеет корыстный мотив. В этой связи эффективное противодействие преступлениям в сфере экономики является важным средством обеспечения правопорядка в стране.

В данный раздел вошли гл. 21 «Преступления против собственности», гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих организациях».

Глава 21 УК РФ включает различные посягательства на собственность независимо от ее форм: кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой, вымогательство и др.

Глава 22 УК РФ содержит различные посягательства на экономические отношения: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, незаконное получение кредита, заведомо ложная реклама, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, преднамеренное или фиктивное банкротство, уклонение гражданина от уплаты налога, уклонение от уплаты налогов с организаций и др.

Глава 23 УК РФ включает различные посягательства на интересы службы в коммерческих и иных организациях: злоупотребление полномочиями, превышение полномочий служащими частных охранных и детективных служб, коммерческий подкуп и др.

Родовым объектом преступлений, предусмотренных разделом VIII УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность экономической сферы в России.

Видовыми объектами соответственно главам будут отношения собственности, нормальное функционирование сферы экономики, интересы службы в коммерческих и иных организациях.

lektsii.org

Транснациональные преступления в сфере экономики

К наиболее распространенным экономическим транснациональным преступлениям относятся фальшивомонетничество и легализация доходов, полученных преступным путем.

Фальшивомонетничество является одним из старейших преступлений. Оно подрывает экономику любого государства, поскольку вывод на рынок поддельных денежных знаков существенно влияет на рост инфляции и другие экономические отношения в государстве.

Основным международно-правовым документом, содержащим обязательства государств по установлению уголовной ответственности за подделку денежных знаков, направления предупреждения фактов изготовления и сбыта поддельных денежных знаков и в целом осуществления борьбы с фальшивомонетничеством, является Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков’, заключенная 20 апреля 1929 г. в Женеве. Согласно данной Конвенции государства-участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различий между подделкой национальных и иностранных денежных знаков и с одинаковой строгостью наказывать преступников. Фальшивомонетничество объявлялось международным уголовным преступлением, поэтому все государства — участники Конвенции должны оказывать помощь заинтересованным странам в розыске и возвращении скрывшегося за границу изготовителя, сбытчика денежных знаков или их соучастников.

Отличительной чертой Конвенции, во многом отличающей се от других универсальных международных договоров, является положение, закрепляющее принцип международного рецидива фальшивомонетничества (ст. 6). Это означает, что страны, принявшие обязательства осуществлять совместную борьбу с фальшивомонетничеством, признают иностранные судебные приговоры, вынесенные в силу совершения одного из действий, предусмотренных ст. 3 этой Конвенции. Норма данной статьи включает в себя деяния, которые должны быть наказуемы как обычные уголовные преступления, а именно:

1) все обманные действия но изготовлению или изменению денежных знаков, каков бы ни был способ, употребляемый для достижения этого результата;

1 Ратифицирована СССР в 1931 г. Вступила в силу для СССР 17 января 1932 г. — Примеч. ред.

2) сбыт поддельных денежных знаков;

3) действия, направленные к сбыту, ввозу в страну, получению или добыванию для себя поддельных денежных знаков, при условии, что их поддельный характер был известен;

4) покушения на эти правонарушения и действия по умышленному соучастию;

5) обманные действия по изготовлению, получению или приобретению для себя орудий или иных предметов, предназначенных по своей природе для изготовления поддельных денежных знаков или для изменения денежных знаков.

Ряд положений названной Конвенции устарел и не отвечает современному положению. Так, Конвенция предусматривает подделку бумажных денег и металлических монет (ст. 2), но на сегодняшний день подделка металлических монет совершенно неактуальна, так как современные металлические монеты не изготавливаются из сплавов драгоценных металлов.

Легализация доходов, полученных преступным путем

Одним из актуальных направлений борьбы с организованной преступностью, экономическими и другими опасными преступлениями корыстной направленности является противодействие легализации преступных доходов.

Оценка ООН, ЕС и ФАТФ легализации доходов, полученных преступным путем, как реальной угрозы экономической безопасности страны обусловлена общественной опасностью этих деяний, заключающейся в следующих негативных последствиях [1] :

— неспособность государства и общества бороться с легализацией доходов от преступлений существенно облегчает обогащение групп людей и отдельных лиц за счет таких доходов, тем самым делает саму преступную деятельность более привлекательной, позволяет финансировать расширение организованной и иной преступной деятельности, способствует воспроизводству капиталов, полученных преступных путем;

— контролируемое использование сферы финансовых отношений организованными преступными группировками, отдельными криминально ориентированными лицами угрожает как финансовым учреждениям, так и финансовой системе в целом;

— формирование финансовой базы организованной и иной преступной деятельности неизбежно ведет к подрыву не только национальной экономики, но и основ демократической организации общества.

Учитывая транснациональный характер операций по отмыванию доходов, имеющих криминальное происхождение, международное сообщество разработало соответствующие организационно-правовые стандарты, которым должны соответствовать все национальные системы противодействия легализации преступных доходов. Национальные институционально-правовые механизмы, позволяющие эффективно выявлять, предупреждать, пресекать факты легализации противоправных доходов, сформировались под влиянием Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (ЕТЭ № 141) [2] , 40 рекомендаций ФАТФ, Директивы Европейского экономического союза от 10 июня 1991 г. № 91308ЕЭС «О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег» и др.

Международная система противодействия легализации преступных доходов, сложившаяся в результате реализации инициатив различных государств и международных организаций, имеет ряд специфических черт, сформировавшихся в ходе постановки и решения задач по ее созданию.

Анализ международных правовых актов и документов показывает, что главной целью создания международной системы противодействия легализации преступных доходов являлось и является недопущение использования кредитно-финансовой системы в противоправных целях и, как следствие, снижение финансового потенциала транснациональной организованной преступности.

Эффективно функционирующая система противодействия легализации преступностью своих доходов создает предпосылки для предохранения от проникновения криминала в легальную экономику и, соответственно, для обеспечения стабильности финансовых учреждений и всей финансово-экономической системы стран.

Среди ряда международных организаций, созданных для борьбы с незаконным оборотом денежных средств, особое место занимает Международная комиссия по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). За относительно короткий срок своего существования она стала авторитетным центральным органом координации и поддержки усилий правоохранительных органов большой группы стран по ликвидации данного вида преступлений. ФАТФ является межправительственной организацией, созданной в 1989 г. но решению участников встречи глав государств и правительств, проходившей в том же году в Париже. Перед ней была поставлена задача разработать стратегию и тактику борьбы правоохранительных органов с легализацией денежных средств, полученных преступным путем, а также пресечь намерения международных преступных групп использовать эти деньги в своих корыстных целях, вкладывая их в экономику развитых стран. ФАТФ возглавляет председатель, назначаемый на год из числа высокопоставленных государственных чиновников из той или иной страны-участницы по согласованию с членами ФАТФ [3] .

В феврале 1990 г. ФАТФ были разработаны и предложены на рассмотрение всех заинтересованных стран, в том числе с неразвитой финансовой системой, 40 рекомендаций по борьбе с отмыванием денег, которые являются конкретными предложениями по совершенствованию странами-участницами своих законодательных систем и финансовых структур, направленными на повышение эффективности совместной борьбы государств с отмыванием денег, а также на укрепление международного сотрудничества в этой области.

Список данных рекомендаций дополнялся несколько раз и на сегодняшний день включает в себя 49 рекомендаций.

Закрепленные в рекомендациях положения получили дальнейшее развитие и закрепление в конвенциях ООН и актах иных международных организаций и структур. Так, резолюция Совета Безопасности ООН № 1617 (2005) призывает все государства соблюдать всеобъемлющие международные стандарты, закрепленные в 40 рекомендациях ФАТФ, касающихся вопросов противодействия отмыванию денег, и в девяти специальных рекомендациях ФАТФ, касающихся борьбы с финансированием терроризма.

Отмечая положительную роль ФАТФ, не следует забывать о специализированных структурах и органах ООН, Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка, Группы «Эгмонт» и других международных организаций, принимающих активное участие в разработке, внедрении и распространении международных стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов.

Направления международного сотрудничества в борьбе с данными преступлениями закреплены, например, в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (Венской конвенции) и Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. (Страсбургской конвенции). Основными направлениями такого сотрудничества являются:

1) согласование криминализации определенных деяний;

2) установление юрисдикции над соответствующими преступлениями и преступниками;

3) арест и конфискация преступных доходов и террористических активов;

4) выдача преступников и передача осужденных лиц;

5) оказание взаимной правовой помощи (вручение судебных документов, получение свидетельских показаний, предоставление вещественных доказательств и т.п.);

6) совместные расследования, включая специальные методы расследования (электронное наблюдение, контролируемые поставки и т.п.);

7) оказание технической помощи, в том числе в осуществлении программ исследований и подготовки кадров.

Следует также отметить Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма от 16 мая 2005 г. (Варшавская конвенция).

В настоящее время существует форма международного сотрудничества в рамках Глобальной программы по борьбе с отмыванием денег (ГПБОД). Эта программа была учреждена в 1997 г. Управлением ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности. ГПОБД инициировала создание глобальной всеобъемлющей базы по национальным законодательствам против отмывания денег и Международной информационной системы по вопросам противодействия отмыванию денег в системе Интернет (ИМОЛИН; International Money Laundering Information Network —IMOLIN) [4] . Основная функция ИМОЛИН — предоставление необходимой информации правоохранительным органам различных государств.

Еще одним действенным механизмом международного обмена информацией выступает Объединенный банк данных органов безопасности и спецслужб государств СНГ (ОВД СНГ). Он состоит из центрального и абонентских звеньев. В соответствии с договором о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью центральное звено ОВД создается па базе ФСБ России. Пользуются данной системой органы безопасности и специальные службы государств — участников СНГ, уполномоченные подразделения, перечень которых утверждается Советом руководителей органов безопасности и спецслужб государств — участников СНГ.

Стоит отмстить, что в связи с транснациональным характером операций отмывания преступных доходов немаловажную роль в борьбе с данным видом преступлений играет информационное обеспечение международного розыска денежных средств и имущества, полученных преступным путем.

Основным инструментом информационного обеспечения международного розыска денежных средств и имущества, полученных преступным путем, является использование возможностей Международной организации уголовной полиции — Интерпола.

  • [1] См.: Алиев В. М. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем : уголовно-правовое и криминологическое исследование : монография. М.: Ии-т современного права. 2001. С. 7.
  • [2] Подписана Российской Федерацией 7 мая 1999 г. Ратифицирована с оговорками, заявлениями Федеральным законом от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ. Вступила в силу для Российской Федерации 1 декабря 2001 г.
  • [3] См.: Зимин О. В., Болотский Б. С, Гереев Г. Т. Организационно-правовое обеспечение борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов (зарубежный опыт) : монография. М.: ВНИИ МВД России, 2008.
  • [4] См.: Зимин О. В.. Болотский Б . С. Зарубежный опыт формирования системы противодействия легализации преступных доходов : монография. М. : ВНИИ МВД России, 2008. С. 22.

studme.org

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раскрывается роль Следственного комитета Российской Федерации в противодействии экономической преступности. Приводятся основные статистические данные по следственной деятельности в данной сфере. Рассматриваются правотворческая инициатива Следственного комитета и особенности взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Ключевые слова: экономика, экономические преступления, Следственный комитет, правотворчество, расследование.

К одной из основных задач российских правоохранительных органов относится экономическая безопасность Российской Федерации. Уже более года экономика нашей страны испытывается на прочность антироссийской американо-европейской коалицией.

В этом внешнем давлении экономика России продолжает подвергаться и внутренним угрозам, среди которых, в частности: преступления в кредитно-финансовой сфере; в области законодательства о налогах и сборах; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем; рейдерство; взяточничество и другие коррупционные и должностные преступления, особенно связанные с нецелевым использованием бюджетных средств; преступления в сфере государственного оборонного заказа, жилищно-коммунального комплекса, здравоохранения и образования, автодорожного хозяйства; связанные с приватизацией государственного имущества и реализацией государственных непрофильных активов.

Неблагополучие в данной области не позволяет обеспечить необходимый уровень экономического роста, затрудняет реформирование экономики, оказывает негативное воздействие на торговую и внешнеэкономическую деятельность страны, препятствует совершенствованию бюджетной, налоговой, страховой и иных сфер финансовой системы Российской Федерации.

Одним из направлений противодействия преступлениям в сфере экономики остается их расследование, которое возложено на специализированный государственный орган – Следственный комитет Российской Федерации .

См. подробно: Багмет А.М. Деятельность следственных органов СК России по раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности // Российский следователь. 2014. N 13. С. 8 – 10.

В своем ежегодном Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал прямым ударом по национальной безопасности нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ, призвал работать по таким фактам так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма.

Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news.

Председатель Следственного комитета А.И. Бастрыкин, выступая 23.12.2014 в Совете Федерации, заявил о необходимости прицельно сконцентрировать усилия на противодействии экономическим преступлениям, нейтрализовать такие явления, как манипулирование рынком, незаконный оборот и использование инсайдерской информации, картельные сговоры, бороться с рейдерством, посягающим на основу экономического уклада – собственность, с уклонением от уплаты налогов и других платежей в бюджет.

Привлечение к ответственности виновных, оценка и возмещение нанесенного государству материального ущерба – важнейшие задачи, стоящие перед сотрудниками следственных органов Следственного комитета.

В 2014 г. следователями Следственного комитета возбуждено около 30 тысяч уголовных дел в сфере экономики (29594) .

См. подробно: Материалы к расширенному заседанию коллегии Следственного комитета Российской Федерации “Об итогах работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации за 2014 г. и задачах на 2015 г.”.

Окончены производством почти 18 тысяч дел (17941), что на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В суд направлено 14 тысяч уголовных дел (+14%) о хищениях и легализации бюджетных средств при государственных закупках, в сферах ЖКХ, здравоохранения, образования и других важнейших направлениях жизнедеятельности страны.

Всего же правоохранительными органами выявлено в прошлом году 107314 преступлений экономической направленности, а удельный вес преступлений этой категории в общем числе зарегистрированных составил 5%, что больше, чем в предшествующие периоды.

Эти цифры еще раз свидетельствуют о необходимости повышения эффективности не только следственных органов, но и всей правоохранительной системы страны в противодействии экономической преступности и обеспечении безопасности государства.

При этом нельзя не согласиться с тем, что многие вопросы, касающиеся государственно-правового механизма борьбы с экономической преступностью, все еще остаются недостаточно проработанными, а средства и методы борьбы с экономическими преступлениями – недостаточно эффективными .

См. подробно: Багмет А.М. Противодействие преступлениям в сфере экономики: проблемы и пути их решения // Противодействие преступлениям в сфере экономики: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (24.04.2015). М., 2015. С. 9 – 12.

Следственный комитет, в том числе его высшее образовательное учреждение – Академия Следственного комитета Российской Федерации, постоянно работает над совершенствованием данных вопросов.

Важное место в этой деятельности занимает необходимость устранения пробелов уголовно-правового регулирования в области экономики, состояние и рост которой зависят во многом от регулятивного влияния, которое оказывает государство.

По инициативе Следственного комитета Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен новыми статьями, позволяющими привлекать рейдеров к уголовной ответственности уже на начальных этапах захвата чужой собственности.

Новые нормы получили эффективную правоприменительную реализацию. В суд направлено уже более 150 уголовных дел данной категории.

Вступили в силу поправки, подготовленные по инициативе Следственного комитета, изменяющие порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях.

Теперь поводом для возбуждения уголовных дел могут быть не только материалы, направляемые налоговым органом, но и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность .

См. подробно: Багмет А.М., Перов В.А. Объективная истина как основа эффективности и результативности предварительного расследования преступлений в сфере экономической деятельности // Российский судья. 2015. N 3. С. 27 – 29.

Это даст возможность эффективно выявлять налоговые махинации.

Важное место в противодействии экономическим преступлениям имеет качественное взаимодействие следственных органов с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, контролирующими и надзорными органами.

В этом направлении в прошедшем году Следственным комитетом проделана большая работа.

Следственный комитет и Счетная палата подписали Соглашение о сотрудничестве и порядке взаимодействия.

Проведены совместные заседания коллегий с Федеральной налоговой службой и Росфинмониторингом.

В декабре 2014 г. в Следственном комитете состоялась коллегия, посвященная вопросам эффективности расследования преступлений в сфере экономики и возмещения причиненного ущерба.

В ближайшее время вступит в действие совместный Приказ Генеральной прокуратуры, Федеральной налоговой службы, Министерства внутренних дел и Следственного комитета, которым утверждена Инструкция по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями.

В 2015 г. Следственный комитет в тесном взаимодействии с Минобороны России, Росфинмониторингом и Счетной палатой особое внимание планирует уделять пресечению преступных злоупотреблений при выполнении государственного оборонного заказа и обеспечению целевого расходования бюджетных средств.

В Госдуму внесен подготовленный при активном участии Следственного комитета законопроект о введении уголовной ответственности за незаконное установление контроля иностранным инвестором над российским предприятием, имеющим стратегическое значение для укрепления обороны и безопасности Российской Федерации.

Поддержаны законодательные предложения Следственного комитета о мерах по противодействию злоупотреблениям при проведении приватизации госимущества. Их реализация позволит ввести запрет на участие в приватизации граждан государств, входящих в офшорные зоны, организаций, зарегистрированных в таких странах, а также контролируемых ими российских юридических лиц, обеспечивая прозрачность приватизации и исключая офшорные схемы сокрытия бенефициара приватизируемого имущества.

Последовательно отстаивается позиция по введению уголовной ответственности юридических лиц, без которой невозможно экстерриториальное уголовное преследование иностранных организаций, финансирующих терроризм, спонсирующих дестабилизацию политической обстановки, а также другие транснациональные преступления, совершаемые на территории России. Без этого института затруднена репатриация капитала, нажитого преступным путем и выведенного за рубеж.

Отрадно, что проект закона поддержан Росфинмониторингом, Центробанком, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Финансовым университетом при Правительстве, сотрудники которых приняли участие в работе данной конференции.

Но этого всего еще недостаточно, чтобы прицельно сконцентрировать усилия на противодействии экономическим преступлениям, привлечении к ответственности виновных, оценке и возмещении нанесенного государству материального ущерба.

Необходима продуманная сбалансированная государственная политика мер уголовно-правового воздействия на экономические отношения, которая даст положительные результаты, связанные с эффективной защитой экономики от негативных факторов, в том числе от внешних санкций.

Налицо большая практическая значимость и необходимость проведения комплексного научного анализа и исследования проблем борьбы с экономической преступностью как важнейшего направления в обеспечении финансовой безопасности государства.

Таким образом, деятельность Следственного комитета Российской Федерации по противодействию преступности в общем и преступлениям в сфере экономики в частности, как независимого следственного органа в стране, несомненно, способствует более эффективной борьбе с нарушением законности и лучшей защите государства, общества и личности от противоправных деяний.

  1. Багмет А.М. Деятельность следственных органов СК России по раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности // Российский следователь. 2014. N 13. С. 8 – 10.
  2. Багмет А.М. Противодействие преступлениям в сфере экономики: проблемы и пути их решения // Противодействие преступлениям в сфере экономики: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (24.04.2015). М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2015. С. 9 – 12.
  3. Багмет А.М., Перов В.А. Объективная истина как основа эффективности и результативности предварительного расследования преступлений в сфере экономической деятельности // Российский судья. 2015. N 3. С. 27 – 29.

zakoniros.ru

Наказания за преступления в сфере экономики

На основании изложенного существует необходимость:

по ч. 1 ст. 198 предусмотреть наказание, которое на сегодняшний день может быть назначено по ч. 2 этой статьи;

при наличии отягчающих обстоятельств наказывать гражданина за уклонение от уплаты налога лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой;

по ч. 1 ст. 199 УК предусмотреть наказание, которое в настоящее время указано в ее второй части;

за квалифицированный состав уклонения от уплаты налогов с организаций предусмотреть наказание в виде лишения свободы от шести до десяти лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового;

за уклонение от уплаты таможенных платежей предусмотреть наказание в виде штрафа в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда либо в виде лишения свободы сроком до трех лет; при наличии отягчающих обстоятельств – в виде лишения свободы от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

Не соответствуют характеру и степени общественной опасности санкции двух статей, предусматривающих ответственность за деяния, стоящие на вооружении организованных групп и преступных организаций. Речь идет о лжепредпринимательстве (ст. 173 УК РФ) и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174 УК РФ).

Лжепредпринимательство максимально может быть наказано лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или без такового. Представляется, что преступление должно быть отнесено законом к числу тяжких с максимальным наказанием в виде лишения свободы от трех до семи лет со штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Такое изменение категории наказания обусловлено в первую очередь распространенностью такого способа, как лжепредпринимательство, при совершении других экономических преступлений, прежде всего – мошенничества, более широкими возможностями осуществления последних в связи с доверием общества к государственной форме регистрации предприятия и использованием лжефирм организованной преступностью.

Неквалифицированная легализация преступных доходов влечет в настоящее время наказания, не связанные с лишением свободы, или лишение свободы на срок до четырех лет со штрафом до ста минимальных размеров оплаты труда и относится к преступлениям средней тяжести. Квалифицированная и особо квалифицированная легализация отнесена законом к тяжким преступлениям и может повлечь (по ч. 3) – максимально – лишение свободы на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Исходя из того, что отмывание преступных доходов подчеркивает безнаказанность деяний, совершенных виновным ранее, уравнивает законно и незаконно нажитый капитал, противоречит принципу социальной справедливости, используется чаще не преступниками-одиночками, а преступными группами, в том числе преступными сообществами, полагаем, что это преступление даже без отягчающих обстоятельств должно признаваться тяжким и наказываться:

по ч. 1 – лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере от трехсот до семисот минимальных размеров оплаты труда;

по ч. 2 – лишением свободы от шести до одиннадцати лет с конфискацией имущества или без таковой;

по ч. 3 – лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Последним несоответствием степени и характера общественной опасности выступает санкция ст. 185 УК – злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии). Максимально оно может быть наказано исправительными работами на срок от одного года до двух лет. Ущерб же от подобных деяний, а значит, и преступная выгода оценивается. Кроме того, этот состав должен в определенной мере быть «состыкован» с другими подделками официальных документов – служебным подлогом (ст. 292 УК РФ) и подделкой или изготовлением поддельных документов (ст. 327 УК РФ).

Максимальное наказание по двум последним составам заключается в лишении свободы на срок до двух лет. Соответственно, в санкции ст. 185 УК РФ в качестве максимального должно быть также предусмотрено лишение свободы. Принимая во внимание возможный экономический вред от злоупотреблений при эмиссии, представляется, что отнесение этого преступления к преступлениям небольшой тяжести нарушает принцип социальной справедливости. Преступление должно быть отнесено к посягательствам средней тяжести с максимальным наказанием за него в виде лишения свободы до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Размер штрафа как основного наказания необходимо повысить; он должен составлять пятьсот-восемьсот минимальных размеров оплаты труда.

Здесь же следует коснуться вопроса освобождения от уголовной ответственности и от наказания за преступления в сфере экономики. В соответствии со ст. 75 и ст. 76 УК РФ по преступлениям небольшой тяжести при наличии оснований возможно освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или в связи с примирением с потерпевшим. Лица, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, могут быть освобождены от ответственности, если вследствие изменения обстановки эти лица или совершенные ими деяния перестали быть общественно опасными (ст. 77 УК РФ).

Специальные виды освобождения от уголовной ответственности за преступления в сфере экономики законом не предусмотрены. Между тем целесообразно было бы предусмотреть возможность освобождения от ответственности за некоторые виды тяжких преступлений, чтобы стимулировать нейтрализацию причиненного государству и обществу ущерба. Прежде всего, к таким преступлениям следует отнести предусмотренное ст. 190 УК РФ.

Для совершенствования данной нормы можно дополнить ее примечанием следующего содержания: «Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, вернувшее на территорию Российской Федерации предметы художественного, исторического и археологического достояния народов России или зарубежных стран, освобождается от уголовной ответственности вне зависимости от мотивов, которыми оно руководствовалось».

Таким образом, на основании проведенного анализа санкций норм, содержащихся в главе 22 УК РФ, можно сделать вывод, что существующая система санкций за преступления в сфере экономики не отвечает требованиям эффективного противодействия преступности в этой сфере, а наоборот «содействует» тому, что совершать такие преступления становится экономически выгодно.

В целях устранения имеющихся в законодательстве пробелов считаю возможным предложить следующие рекомендации:

вернуться к определению штрафа в кратности к минимальному размеру оплаты труда;

увеличить размер штрафа за преступления в сфере экономики до уровня, превышающего крупный и особо крупный размер причиняемого ущерба, извлекаемого дохода или образованной задолженности;

санкции за преступления в сфере экономики, относящиеся к категориям небольшой и средней тяжести, а также за некоторые тяжкие преступления, должны быть альтернативными и преимущественно кумулятивными, что позволило бы более последовательно осуществлять индивидуализацию наказания и более эффективно обеспечивать достижение его целей;

в связи с введением краткосрочного лишения свободы за некоторые преступления в сфере экономики возникает вопрос о целесообразности сохранения ареста в перечне наказаний и соответствующих санкциях статей УК РФ, предусматривающих наказания за данные преступления;

при конструировании санкций уголовно-правовых норм законодателю следовало бы учитывать правила согласованности санкций по виду, сроку или размеру наказаний. В связи с этим следовало бы привести в соответствие санкции ст. 165 УК РФ и предусмотреть в ч. 1 наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, а в ч.ч. 2 и 3, соответственно, – до трех и пяти лет;

наступление смерти или иных тяжких последствий, указанных в ч. 2 ст. 167 УК РФ, свидетельствуют о повышенной общественной опасности таких видов умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества. Поэтому в санкции ч. 2 ст. 167 УК РФ следовало бы увеличить наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет, поскольку в подобных случаях имеет место посягательство на чужое имущество и жизнь человека;

включить штраф в качестве дополнительного вида наказания в следующие санкции статей: ч. 4 ст. 166, ч. 2 ст. 167, ч. 2 ст. 179, ч. 2 ст. 181, ст. 193 и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в санкции статей: 171, 1711, 172, 173, 174, 174.1, 178, ч. 4 ст. 183, 195, 196, 197, 198, 201 УК РФ. В ст. ст. 199, 199.1 УК РФ предусмотреть данный вид наказания в качестве обязательного.

Наказание, являясь основной формой реализации уголовной ответственности, выступает одним из важных средств реализации государственной политики в сфере борьбы с преступностью, главной целью которой является обеспечение охраны наиболее важных социальных ценностей от преступных посягательств путем восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Ярким примером реализации такой борьбы выступают нормы уголовного законодательства, обеспечивающие охрану интересов в сфере экономики.

Посягательство на указанные интересы образует уголовно-наказуемое деяние. Под преступлением в сфере экономики следует понимать деяние, при совершении которого его субъект преследует незаконные экономические интересы, в том числе интересы корыстные, либо стремится причинить вред законным экономическим интересам государства, общества, хозяйствующим субъектам или частным лицам.

Назначая наказания за преступления данной категории, законодатель определил максимально возможные сроки. Такая детальная регламентация уголовной ответственности указывает на активную позицию уголовного закона в борьбе с данной категорией преступлений. Однако проведенный сравнительно-правовой анализ санкций за преступления в сфере экономики показал, что качество законодательных запретов, несмотря на их максимальный размер, находится на низшем уровне.

На основании чего возникает необходимость замены лишения свободы высокими штрафами за преступления в сфере экономики легкой и средней тяжести. Ведь многие мелкие преступники могли бы исправиться и без лишения свободы, тем самым данная мера поможет разгрузить переполненные тюрьмы.

К данному выводу неоднократно приходили и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, и в свое время бывший президент РФ В.В. Путин. По их мнению, уголовное наказание за преступления данной категории может быть заменено штрафами, а лишение свободы должно сохраниться, но лишь за особо «дорогие» для бюджета преступления.

Действительно, как было проанализировано в основной части дипломной работы, на сегодняшний день уголовная ответственность предусмотрена за целый ряд преступлений в экономической сфере. Занимаясь незаконным предпринимательством, можно угодить в тюрьму на пять лет. На два года можно лишиться свободы, если препятствовать законной предпринимательской деятельности. На срок от двух до пяти лет можно оказаться за решеткой за незаконное получение кредита. Преднамеренное банкротство предприятия грозит фигурантам дела лишением свободы на срок до шести лет. Неуплата налогов гражданами грозит им тюрьмой на срок до трех лет. Если же от платежей уклонялась компания, то ее директору грозит лишение свободы на срок до шести лет.

Наряду с этим, обратим внимание на уже использованное ранее интервью главы СКП А. Бастрыкина. «…Мы не выступаем за механическое расширение репрессивного вмешательства государства в общественные отношения в сфере экономики. Эти отношения преимущественно должны регулироваться отраслями частного права, но нельзя недооценивать роль в этом процессе уголовно-правовых запретов. Ведь суть уголовного наказания заключается не только и не столько в каре за содеянное, сколько в восстановлении социальной справедливости. А самое главное – в предупреждении новых преступлений как самим осужденным, так и другими… Надо согласиться с тем, что нельзя приравнивать убийц и насильников к лицам, совершившим преступление экономической направленности. Если применительно к насильственной преступности главным будет репрессивное начало уголовного закона… то относительно преступлений экономической направленности преобладающей должна стать так называемая регулятивная функция. Здесь по возможности должны преобладать наказания, не связанные с лишением свободы».

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию главной рекомендацией для совершенствования и устранения недейственности уголовно-правовых норм выступает замена лишения свободы как основной формы наказания высокими штрафами за преступления в сфере экономики легкой и средней тяжести. Если внести предлагаемые изменения в УК РФ, то совершать преступления станет попросту экономически не выгодно.

Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: (по состоянию на 21 января 2009 года). – М.: Приор, 2009.

О гражданских и политических правах [Текст]: Международный пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – №12.

О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания: постановление Пленума Верховного Суда РФ №2 от 11 января 2007 г. // Российская газета. – 2007. – 24 января.

О банках и банковской деятельности [Текст]: Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. №395–1-ФЗ (ред. от 02.11.2007) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №6. – Ст. 492.

О валютном регулировании и валютном контроле [Текст]: Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ (ред. от 05.07.2007) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №50. – Ст. 4859.

О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций [Текст]: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №9. – Ст. 1097.

О рынке ценных бумаг [Текст]: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ (ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №17. – Ст. 1918.

Об утверждении инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества [Текст]: Приказ Минюста РФ от 12 апреля 2005 г. №38 (ред. от 13.01.2006) // Российская газета. – 2005. – 11 мая.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: (по состоянию на 10 июля 2009 года). – М.: Юрайт, 2009.

Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: (по состоянию на 25 октября 2009 года). – М.: Омега-Л, 2009.

Бунин, О.Ю. Реализация принципа справедливости при установлении санкций уголовно-правовых норм: Монография [Текст] / О.Ю. Бунин. – М.: Проспект, 2006.

Гальперин, И.М. Наказание: социальные функции, практика применения [Текст] / И.М. Гальперин. – М., 1983.

Дробот, С.А. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика преступлений в сфере кредитных отношений [Текст]: Учебное пособие / С.А. Дробот, Ю.А. Мерзлов. – Челябинск: Фрегат, 2004.

Зубкова, В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика [Текст] / В.И. Зубкова. – М., 2002.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации [Текст] / В.М. Лебедев. – М., 2004.

Новое об экономических преступлениях [Текст]: Уголовно-правовой анализ (научно-практическое пособие) / Н.М. Андреев, Б.Д. Завидов, П.В. Зотов, В.Б. Липатенков. – М.: Приор-издат, 2003.

Полубинская, С.В. Цели уголовного наказания [Текст] / И.И. Карпец, С.В. Полубинская. – М.: Наука, 1990.

Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности [Текст] / В.Д. Ларичев. – М.: ВНИИ МВД РФ, 2002.

Российская экономическая система: Настоящее и будущее: политэкономический очерк [Текст] / Г. Явлинский. – М.: Медиум, 2007.

Сверчков, В.В. Уголовное право. Общая часть [Текст]: курс лекций / В.В. Сверчков. – 4-е изд. – М.: Юрайт, 2007.

Уголовное право России. Общая и Особенная части [Текст]: Учебник / Н.Г. Кадников. – М.: Проспект, 2007.

Уголовное право России. Общая часть [Текст]: Учебник / О.Я. Баев. – М.: Дашков и К, 2007.

Энциклопедия уголовного права. Назначение наказания [Текст] / С.А. Велиев, В.Б. Малинин. – Т. 9. – СПб., 2008.

Энциклопедия уголовного права. Уголовная ответственность и наказание [Текст] / З.А. Астемиров, В.Б. Малинин. – Т. 8. – СПб., 2007.

Белякова, Н.И. Некоторые проблемы исполнения уголовных наказаний в виде обязательных и исправительных работ [Текст] / Е.И. Белякова // Законодательство. – 2009. – №9.

Бубон, К.В. О российской системе и практике применения наказаний в качестве мер юридической ответственности [Текст] / К.В. Бубон // Адвокат. – 2009. – №4.

Васильева, Ю. «Охота на ведьм» отменяется. Ответственность за экономические преступления смягчат [Текст] / Ю. Васильева // Российская Бизнес-газета. – 2009. – 22 декабря. – №733 (49).

Волженкин, Б.В. Некоторые вопросы общей характеристики преступлений в сфере экономической деятельности по Уголовному кодексу Российской Федерации [Текст] / Б.В. Волженкин // Российский следователь. – 2005. – №4.

Гаухман, Л. Справедливость наказания: принцип и реальность [Текст] / Л. Гаухман, С. Максимов, А. Жаворонков // Законность. – 1997. – №7.

Досюкова, Т.В. Уголовно-правовое противодействие преступлениям в сфере экономической деятельности: парадоксы и абсурды [Текст] / Т.В. Досюкова // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2008. – №6.

Евграфов, О.А. Совершенствование системы уголовных наказаний как одна из гарантий защиты прав человека [Текст] / О.А. Евграфов // Право и государство: теория и практика. – 2008. – №5.

Жалинский, А.Э. Уголовное право и современная экономическая ситуация [Текст] / А.Э. Жалинский // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2009. – №3.

Келина, С.Г. Наказание и иные меры уголовно-правового характера // Государство и право. – 2007. – №6.

Кузнецов, А.П. Проблемы назначения и исполнения наказаний по преступлениям, совершаемым в сфере экономической деятельности [Текст] / И.Н. Бокова, С.В. Изосимов, А.П. Кузнецов // Юрист. – 2000. – №2.

Лопашенко, Н. Некоторые проблемы наказания за преступления в сфере экономической деятельности [Текст] / Н. Лопашенко // Законность. – 1997. – №12.

Лядов, Э.В. О некоторых проблемных аспектах назначения штрафа как вида уголовного наказания [Текст] / Э.В. Лядов // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2007. – №4.

Мазур, С. Объект и виды экономических преступлений и преступлений в сфере экономической деятельности [Текст] / С. Мазур // Уголовное право. – 2003. – №2.

Мызникова, Е.А. Уголовно-правовая политика в сфере экономической деятельности [Текст] / Е.А. Мызникова // Право и государство: теория и практика. – 2009. – №11.

Петин, И.А. Цели наказания, их обоснованность и возможность достижения [Текст] / И.А. Петин // Российский следователь. – 2009. – №19.

Плешков, В.А. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления [Текст] / В.А. Плешков // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2009. – №4.

Репнев, Г.А. О совершенствовании системы уголовных наказаний, назначенных за совершение преступлений экономической направленности [Текст] / Г.А. Репнев // Закон и право. – 2009. – №11.

Цепляева, Г. О целях, функциях и системе наказания [Текст] / Г. Цепляева // Уголовное право. – 2007. – №3.

Швыдкий, В.Г. Кара – качество уголовного наказания // Государство и право. – 2006. – №4.

xreferat.com

Популярное:

  • Ст уголовного кодекса убийство Уголовный кодекс РФ c комментариями Глава 16. Преступления против жизни и здоровья. Статья 105. Убийство. 1. Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - наказывается лишением свободы на срок от шести до […]
  • Первичный учет материальных ценностей Тема 4. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 4.2. Синтетический учет материально-производственных запасов Основные особенности учета производственных запасов: 1) на складах материально-ответственными лицами ведется только […]
  • Знаки адвокатов У адвокатов появится отличительный нагрудный знак 22 апреля 2015 г. VII Всероссийский съезд адвокатов Российской Федерации утвердил дизайн Нагрудного знака адвоката, который должен стать отличительным атрибутом и официальным […]
  • Единый реестр плательщиков ндс Свидетельство плательщика НДС и Единого налога отменили! Согласно Закону № 657- VII отменено свидетельства НДС и свидетельство единого налога. Теперь не будет необходимости получать свидетельство о регистрации плательщика НДС и […]
  • Несовершеннолетние договор покупки квартиры Формы и образцы нотариальных документов Город Екатеринбург, Свердловская область, Российская Федерация Тридцатого марта две тысячи четвертого года Мы, гр. Шепилова Екатерина Ивановна, 17.01.1958 года рождения, проживающая в г. […]
  • Великое переселение народов доклад по истории Великое переселение народов Великое переселение народов является одной из важнейших вех в человеческой истории. Та карта мира, которую мы знаем, во многом сложилась благодаря процессам, продолжавшимся со II по VII века нашей эры […]
  • Законы хаммурапи медицина Глава 3. Врачевание в древней Месопотамии Междуречье Тигра и Евфрата назвал Месопотамией (от греч. Mesopotamia — Междуречье, или Двуречье) греческий историк и географ Геродот, который посетил эти края в V в. до н.э. На рубеже […]
  • Какой король правил во время похода жанны д арк Поход Жанны Дарк Дата: 8 мая 1429 года Освобождение Орлеана Жанной Дарк 1429 год. Начатая еще в 1337 г. франко-английская война, которую позже назовут Столетней, находится в полном разгаре. По договору в Труа (1420) королева […]