Проведение экспертизы рабочих мест

О проведении государственной экспертизы условий труда

О проведении государственной экспертизы условий труда

Государственная инспекция труда в Хабаровском крае на многочисленные вопросы, связанные с проведением государственной экспертизы условий труда и установлением работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда , разъясняет :

• В соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Рострудом), а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом, на основании пункта 2 Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2003 N 244, указанной экспертизе (проводимой в том числе по запросам работодателей) подлежат документация и материалы по условиям и охране труда. Представляется, что в состав указанной документации и материалов могут входить и изучаться при проведении экспертизы также документы, характеризующие санитарно-гигиеническое состояние рабочих мест.

• В соответствии с абзацем 3 части 6 статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации профсоюзным инспекторам труда и уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов предоставлено право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.

• В настоящее время порядок проведения такой экспертизы, формы документов, оформляемых по итогам ее проведения, устанавливаются локальными актами соответствующих профессиональных союзов. В этой связи представляется, что рекомендации указанных независимых экспертиз в первую очередь в части размеров повышения оплаты труда и компенсаций работникам определенных профессий и должностей, занятым в опасных и (или) вредных условиях труда, могут использоваться работодателями для принятия решений по этим вопросам.

• В то же время если в подписанном и действующем коллективном договоре (соглашении) содержится положение об обязательности исполнения требований профсоюзных инспекторов труда, то в соответствии с требованиями абзаца 1 части 2 статьи 22 Кодекса такие рекомендации приобретают для работодателя обязательный характер.

• При этом следует отметить, что выполнение рекомендаций независимой
экспертизы не освобождает работодателя от обязанности обеспечить
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, установленной
абзацем 10 части 2 статьи 212 Кодекса, в том числе в целях установления
соответствующих компенсаций работникам, занятым в опасным и (или)
вредных условиях труда, а также не лишает его права на обращение в
соответствующие органы и организации для проведения государственной
экспертизы условий труда.

• Если по результатам проведения аттестации будет установлено, что на конкретном рабочем месте условия труда соответствуют нормативным требованиям по охране труда, то в соответствии с частью 4 статьи 219 Кодекса для таких работников компенсации не устанавливаются.

git27.rostrud.ru

Как осуществляется государственная экспертиза условий труда: цели

С начала 2014 года процедура аттестации рабочих мест заменена спецоценкой условий труда. Ее качество и правильность проведения контролируют государственные надзорные органы, которые оценивают соблюдение всех требований и правильность ее проведения. Так, для проверки качества спецоценки и соблюдения прав рабочего персонала предусмотрена государственная экспертиза условий труда. Информацию о ней содержит статья 216.1 Трудового кодекса РФ.

Зачем проводится госэкспертиза

Ответственность за своевременное проведение спецоценки и организацию безопасной работы сотрудников возложена на руководителя организации. Он обязан своевременно инициировать такую оценку и вносить коррективы в список рабочих мест, где на сотрудников влияют вредные и/или опасные условия.

Законодательно зафиксированы основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда:

Понятно, что государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным надзорным органом, который имеет полномочия следить за соблюдением положений трудового права. Данную проверку проводят представители Роструда. В том числе территориальные трудовые инспекции – ГИТ.

Как проводится госэкспертиза

По установленным правилам, экспертизу качества специальной оценки условий труда организуют по инициативе работодателя, сотрудников, профсоюзов, также ее могут запросить представители страховых организаций и различных государственных органов. При выявлении фактов нарушения законодательства проверка проводится на основании судебного предписания, она должна подтвердить несоблюдение правил безопасности на производстве или отсутствие компенсаций за вредные и опасные факторы.

Вне зависимости от инициатора проведения экспертиза условий труда состоит из ряда обязательных этапов:

  • состав экспертной комиссии;
  • сроки проведения процедуры.

В общем случае вся процедура занимает не больше 30 дней. А в особых ситуациях ее срок может быть увеличен. Итоговый срок проведения госэкспертизы составляет не больше 60 дней.

Подача заявления о проведении экспертизы

Чтобы начать процедуру госэкспертизы, заявитель должен обратиться в уполномоченную организацию с заявлением, которое содержит всю требуемую информацию. В том числе необходимо прописать:

  • полное название предприятия;
  • Ф.И.О. и адрес заявителя;
  • сведения о рабочих местах на объекте;
  • данные о проведенных ранее проверках.

Также к заявлению может быть прикреплён пакет иных документов. Их собирают в зависимости от цели проведения проверки.

Если проверка начата по представлению суда или трудовой инспекции, заявление должно быть обязательно зарегистрировано в уполномоченном органе. С момента регистрации заявления начинается отсчет времени на получение ответа и на проведение самой процедуры.

Если же проверка проводится для анализа качества спецоценки, то к заявлению прикладывают квитанцию об оплате госэкспертизы.

Оформление заключения после проверки

По результатам проведенной проверки готовят проект заключения. В нем прописывают выводы по экспертизе. А они зависят от поставленных целей.

Если проверка зафиксировала нарушения, их прописывают максимально подробно. При этом указывают нормативные акты, положения которых были нарушены.

Проект должен пройти утверждение в экспертной комиссии. После чего в течение 3-х дней его переправляют заявителю.

Результаты рассматриваемой экспертизы при необходимости можно обжаловать в Роструде или в суде.

Помните, что государственная экспертиза условий труда и ее функции направлены на проверку соблюдения законодательства и предотвращение нарушений прав работников. Она позволяет выявить и подтвердить факты нарушений, а также предотвратить несчастные случаи и профзаболевания.

С начала 2014 года процедура аттестации рабочих мест заменена спецоценкой условий труда. Ее качество и правильность проведения контролируют государственные надзорные органы, которые оценивают соблюдение всех требований и правильность ее проведения. Так, для проверки качества спецоценки и соблюдения прав рабочего персонала предусмотрена государственная экспертиза условий труда. Информацию о ней содержит статья 216.1 Трудового кодекса РФ.

Зачем проводится госэкспертиза

Ответственность за своевременное проведение спецоценки и организацию безопасной работы сотрудников возложена на руководителя организации. Он обязан своевременно инициировать такую оценку и вносить коррективы в список рабочих мест, где на сотрудников влияют вредные и/или опасные условия.

Законодательно зафиксированы основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда:

blogkadrovika.ru

Государственная экспертиза условий труда

Статьи по теме

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях определения качества проведенной СОУТ, правильности назначения льгот и состояния условий труда работающих (статья 216.1 ТК РФ). Это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Из статьи вы узнаете:

  • в каких целях осуществляется государственная экспертиза условий труда (далее – ГЭУТ);
  • каков порядок её проведения;
  • как составляется заключение госэкспертизы.

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

Целью проведения ГЭУТ является объективная оценка качества проведенной СОУТ, законности назначенных льгот и компенсаций работающим, работ по фактической оценке УТ, согласно ст. 216.1 ТК РФ.

В процессе ГЭУТ проводится экспертиза правильности проведения лабораторно-инструментального контроля на рабочих местах, идентификация ВОПФ, установление класса УТ и, соответственно, – наличие оснований для назначения или не установления гарантий работающим.

Существуют две крайности в проведении СОУТ, являющиеся причинами разногласий и инициирования ГЭУТ.

1. В условиях превышения спроса над предложением на рынке СОУТ, монополистические условия в северных и других отдаленных и малонаселенных регионах РФ и перенасыщенного рынка организаций (острая конкурентная борьба за клиентов), проводящих СОУТ в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и в других крупных городах РФ, характеризуемых наличием большого количества производственных мощностей и, соответственно, рабочих мест, организации, проводящие СОУТ, воздействуют как на цену договора, так и на результаты спецоценки.

Поскольку СОУТ для государственных и муниципальных служащих не проводится, во многих населенных пунктах, например, Забайкальского края СФО, спецоценка проводится только для крупного сектора материального воспроизводства в сельском хозяйстве и деревообрабатывающей промышленности.

Фермеры не торопятся регистрировать рабочие места, и, уж тем более, проводить на них СОУТ. Если это и происходит, то СОУТ проводится «городскими» аккредитованными экспертами СОУТ. В такой ситуации экспертная организация, пользуясь своим «исключительным правом работы» на определенных огромных территориях, без фактического участия работодателя проводит все необходимые замеры.

Стоимость СОУТ напрямую зависит от количества установленных вредных классов УТ, поэтому организация выставляет огромные счета за проведение СОУТ, льготы и гарантии назначаются по максимуму. Работодатель, не имея в своем штате опытного специалиста по ОТ, считает выводы экспертов истиной в последней инстанции.

2. В условиях перенасыщенного рынка некоторые (конечно, меньшинство) из организаций, проводящих СОУТ, идут осознанно на нарушение процедуры оценки. Экспертная организация в этом случае вступает в преступный сговор с работодателем, занижает классы условий труда, не идентифицирует ВОПФ в полном объеме, проводит формально лабораторный контроль, относит множество разнородных процессов к аналогичным рабочим местам, не прислушивается к мнению работников.

Работникам, разумеется, не разъясняются их права. Комиссия по проведению СОУТ не взаимодействует с экспертами, всеми вопросами фактически занимается один из представителей работодателя. Стоимость СОУТ напрямую зависит от степени сговорчивости экспертной организации.

В обеих ситуациях рано или поздно наступит конфликт.

В первом случае сам работодатель станет сомневаться в обоснованности дополнительных финансовых затрат по сравнению с другими аналогичными предприятиями такого же профиля и численности работающих, во втором случае –работник обнаружит, что его права нарушены, и обратится в суд или в ГИТ.

Да, руководители организаций общаются со своими коллегами на тематических выставках, и порой обмен мнениями может раскрыть глаза на некоторые, мягко говоря, нестыковки.

ГИТ может выявить странности в проведении СОУТ при анализе деклараций и сводных отчетов, при анализе статистических данных, при проведении плановой или внеплановой проверки. Инспектора непременно насторожит стройность цифр при фактическом плачевном состоянии УТ.

В каких случаях проводится, и кто инициирует государственную экспертизу УТ

ГЭУТ носит сугубо заявительный характер.

Возможны следующие основания для проведения экспертизы:

  • по обращению работников и их представителей;
  • по обращению страховщиков по социальному страхованию;
  • по решению суда;
  • по представлениям ГИТ на местах в ходе надзорных мероприятий;
  • по обращению работодателей (тоже не редкость) или органов ФСС.

Если заявителем является работник, государственную экспертизу условий труда проводят только на его рабочем месте. Но если в карте СОУТ были указаны и аналогичные рабочие места, то экспертиза распространяется и на эти места.

Экспертизу проводят бесплатно, если поводом для нее послужили обращения органов исполнительной власти, ГИТ, решений суда. Для работников, профсоюзов и работодателей экспертиза является платной, если они обратились в исполнительный орган напрямую, а не через ГИТ.

Государственная экспертиза условий труда по инициативе работодателя может быть как платной, так и бесплатной. Это зависит от цели проведения. В некоторых случаях саму экспертизу проводят бесплатно, но все необходимые исследования и измерения в отношении вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса оплачивает работодатель.

Во время плановой проверки ГИТ инспектор наблюдал, что, пока он весь день работал с документами, в окне напротив газоэлектросварщик без перерыва занимался сваркой, с утра и до вечера.

Через некоторое время инспектор прочитал отчет на корпоративном сайте, где напротив РМ газоэлектросварщика увидел класс 2. Почему такое стало возможным? Это заинтересовало инспектора, и он пошел разговарить с работником. Обычно работники не любят беседовать с чужаками, поэтому газоэлектросварщик Н. пояснил, что работает так не всегда, раз-два в неделю бывает и передышка, когда сварка длится часов пять-шесть, а в остальное время он отдыхает – таскает вдвоем с другим сварщиком полные баллоны со склада в мастерскую, когда вручную, а когда – в тачке.

– «Был ли у Вас эксперт по проведению СОУТ?» – полюбопытствовал инспектор.

– «Да, приходил, с начальником, спросил, как дела,и ушел».

Затем в материалах комиссии по проведению СОУТ инспектор обнаружил интересный документ: «Лист самофотографии рабочего дня». Из этого листа следовало, что газоэлектросварщик Н. провел самофотографию рабочего дня и выявил, что работает непосредственно с аппаратом на сварке не более двух часов в день, а все остальное время занимается обслуживанием и чисткой своего аппарата – то есть 6 часов работник протирает сварочный аппарат, чистит рабочее место от нагара, подметает сварочный пост, который после такого ухода просто обязан был блестеть. Не работа, а курорт.

– «Вы составляли этот документ?»

При этом лист самофотографии был напечатан на ПК, но внизу стояла действительно подпись работника, были видны следы от сажи.

– «Да, подпись моя, прибегала инженерша, велела расписаться».

Оказалось, что работник постоянно расписывается в каких-то документах, читать их ему вроде как предлагают, но всегда торопят, прибегут без пальто и в туфельках, жалко их, холодно, он и подписывает так.

То есть нельзя было собрать в теплом помещении всех газоэлектросварщиков, разъяснить им их права во время проведения СОУТ и особенно – право на участие в оценке своего рабочего места, это раз.

Самофотография рабочего дня подразумевает, что работник сам фиксирует свой технологический процесс в выданной ему табличной форме, сам пишет, где он включил аппарат, где проверил сварочный шов, где стал зачищать сварку, когда начал убираться на рабочем месте.

Инспектор инициировал проведение ГЭУТ. До этого он рассказал работнику, каким образом нарушены его права и как нужно добиться справедливого назначения гарантий и компенсаций, чтобы получить право на досрочную пенсию по своему тяжелому труду.

Газоэлектросварщики входят в льготные списки на досрочную пенсию.

Расходы на лабораторно-инструментальные замеры по ГЭУТ понес работатель, так же как и расходы на внеплановую СОУТ – по рабочему месту заявителя-газоэлектросварщика и по остальным аналогичным РМ.

В результате проведенной госэкспертизы карта по недавно проведенной таким образом СОУТ на РМ газоэлектросварщика была признана недействительной, работодателя обязали выплатить ему и остальным «аналогичным» работникам гарантии и компенсации в полном объеме.

В настоящее время решается вопрос о лишении аккредитации экспертной организации П. и аннулирования аттестатов экспертов СОУТ.

Заключение органа госэкспертизы о некачественной спецоценке ввиду нарушений порядка ее проведения организацией, осуществлявшей такую оценку, будет основанием для вынесения административного наказания в отношении нее, а также в отношении экспертов, которые участвовали в проведении спецоценки. Для юридических лиц максимальный штраф – 200 тыс. руб. либо возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для экспертов – штраф до 50 тыс. руб. либо лишение права заниматься профессиональной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет.

Но всем ли работникам так повезёт с принципиальным сотрудником Рострудинспекции?

Во другом случае новый специалист по ОТ или сам работодатель выявит, что его «надули», что счета за медосмотр, дополнительные взносы в ПФР и ФСС, да и сами выплачиваемые к окладу суммы в результате такой СОУТ взлетели до небес по сравнению с прошлыми годами.

Гарантии и компенсации по результатам ГЭУТ не устанавливаются! Основанием является только спецоценка.

Если работодатель несогласен с результатам СОУТ, ему лучше обратиться напрямую в Рострудинспекцию, т.е. в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочих мест или по юридическому адресу. В этом случае и экспертиза, и замеры будут проводиться бесплатно. Уже Рострудинспекция будет оценивать объективность доводов заявителя, направив, помимо материалов по проведенной с нарушениями СОУТ, документы и по ранее проведенной АРМ.

Если работник пишет обращение на неправильно проведенную СОУТ не в ГИТ, а напрямую в Роструд, то он будет оплачивать эту экспертизу сам, и экспертиза будет проведена только на его рабочем месте. Если же инициатором проверки будет Роструд по обращению работника, то и экспертиза будет бесплатной, и проверены будут как рабочее место работника, так и аналогичные РМ.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда

Статья 216.1 ТК РФ Н3

ГЭУТ осуществляется в соответствии со статьй 216.1 ТК РФ федеральной инспекцией труда и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области ОТ. К таким органам, относится, например, отдел охраны и экспертизы условий труда при департаменте труда и занятости городов и областей РФ.

Для проведения лабораторно-инструментального контроля измерений департаменты и министерства составляют конкурсные заявки на выбор аккредитованной испытательной лаборатории (по договорам гражданско-правового характера).

Заявление о проведении госэкспертизы

Заявление и сопроводительные документы направляют в орган государственной экспертизы условий труда лично, почтой с уведомлением о вручении, или на портале госуслуг.

В пункте 11 приказа Минтруда № 549н содержится требование к составлению заявления.

Как проводится экспертиза

Государственный эксперт или экспертная комиссия проводят ГЭУТ в соответствии с «Административным регламентом по осуществлению государственной экспертизы условий труда», утв. приказом Минтруда России от 05.12.2016 № 708н.

Вот блок-схема услуги по проведению ГЭУТ:

К работе по осуществлению экспертизы привлекаются аккредитованные испытательные лаборатории. Срок её проведения не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации оснований для ГЭУТ, а продлеваться он может по решению председателя экспертной комиссии, но не более, чем на 60 рабочих дней.

Заключение госэкспертизы

По итогам работы эксперты составляют заключение государственной экспертизы условий труда с выводами о том, соответствуют ли результаты спорной СОУТ требованиям Методики № 33 и ФЗ-426.

Если СОУТ была проведена с нарушениями, в заключении указывают выявленные недочеты. Не позднее трех дней с момента утверждения заключения один экземпляр направляют инициатору ГЭУТ. Остальные экземпляры распределяют так: в Минтруд и в исполнительный орган по ОТ. Сведения о результатах проведенной ГЭУТ направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения.

Что делать в случае несогласия с результатами государственной экспертизы?

Разногласия по вопросам проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно.

www.trudohrana.ru

Экспертиза условий труда, аттестация рабочих мест.

Независимая экспертиза условий труда.

Оосновной целью любого профсоюза (профсоюзного объединения) является представление трудовых и социально-экономических интересов своих членов перед работодателем.

Эта цель достигается при решении трех главных задач:

— обеспечение максимальной заработной платы для членов профсоюза;

— обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников;

— обеспечение по возможности полной занятости членов профсоюза.

Решаются эти задачи в основном в переговорном процессе с работодателем. При этом профсоюзы оставляют за собой функцию контроля за соблюдением достигнутых договоренностей. Однако, в области охраны труда контролирующая функция профсоюзов распространяется и на соблюдение работодателем законодательства и иных нормативных актов. В России — по Конституции социально-ориентированном государстве — эта функция закреплена за профсоюзами законодательно. Главным механизмом при выполнении этой функции является независимая экспертиза условий труда, которую в соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) «Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», имеют право проводить профсоюзные инспекторы охраны труда.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ
«Об основах охраны труда в Российской Федерации»

Статья 22. Общественный контроль за охраной труда

1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

Независимая экспертиза условий труда заключается в комплексной оценке факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса по показателям, оказывающим влияние на здоровье и работоспособность работника в процессе труда.

Экспертиза проводится ежегодно во всех организациях, в которых в соответствии с коллективным договором реализуется программа охраны труда.

Экспертиза проводится по заявке соответствующей профсоюзной организации на всех рабочих местах организации, на рабочих местах структурного подразделения организации либо выборочно на конкретных рабочих местах, указанных в заявке. Основным нормативным актом при проведении экспертизы является Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда P 2.2.2006-05, утвержденное Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 июля 2005 г. и введенное в действие с 1 ноября 2005 г.

Для проведения экспертизы работодатель обязан предоставить в распоряжение экспертной комиссии всю необходимую документацию на каждое рабочее место, по всем подразделениям и на организацию в целом.

За 3 года активной деятельности независимыми экспертами проверены условия труда более чем в двухстах организациях. Во многих из них экспертиза проводилась неоднократно. За этот период накоплен немалый опыт по части проведения независимой экспертизы условий труда, выявлен ряд существенных особенностей. Основные различия наблюдаются в зависимости от того, была или не была проведена аттестация рабочих мест организации по условиям труда.

Проведение экспертизы по результатам аттестации рабочих мест.

На первый взгляд такая постановка вопроса может показаться странной — действительно, зачем проводить независимую экспертизу условий труда в организации, где уже проведена полная аттестация рабочих мест по условиям труда?

Но вот например: на одном из нефтедобывающих предприятий в Южном федеральном округе была проведена полная аттестация рабочих мест в основных производственных подразделениях. Когда эксперты нашей организации приступили к независимой экспертизе, они затребовали результаты проведенной аттестации и обнаружили, что по целому ряду рабочих мест показатели тяжести и напряженности трудового процесса занижены по сравнению с требованиями Руководства P 2.2.2006-05. Наши эксперты потребовали от руководства организации учета именно своих результатов при установлении работникам компенсаций за работу во вредных условиях труда. А для того, чтобы уже ни у кого не вызывало сомнений в правильности действий наших экспертов — материалы и независимой экспертизы, и аттестации рабочих мест по условиям труда были направлены на государственную экспертизу условий труда в областную администрацию, которая подтвердила правильность выводов независимых экспертов.

Такие случаи нередкость — давно уже всем известно о том, что среди аккредитованных организаций, производящих замеры вредных факторов производственной среды есть немало, мягко говоря, свободно относящихся к своим обязанностям организаций, которые весьма часто занижают показатели тех или иных вредных факторов.

Поэтому при проведении экспертизы экспертная комиссия в обязательном порядке исследует результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и соответствие их нормативным документам по охране труда.

Кроме того экспертная комиссия:

— выявляет наличие и степень влияния на здоровье работников вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, в том числе — неустранимых при современном техническом состоянии производства и организации труда;

— проверяет предоставление работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующих доплат, льгот и компенсаций;

— оформляет Акт о проведении экспертизы;

— дает обоснованное представление работодателю по результатам проведенной экспертизы, в том числе — рекомендации по предоставлению работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующих доплат, льгот и компенсаций.

В практике проведение независимой экспертизы условий труда в организациях, где уже была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, занимает примерно 10% от общего числа экспертиз. Такое положение сложилось под воздействием двух обстоятельств.

Во-первых, отечественный работодатель в основной своей массе не очень любит тратиться на мероприятия по охране труда вообще, и на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в частности. Это неудивительно — приглашение лаборатории для проведения замеров вредных факторов стоит немалых денег.

Во-вторых, если уж работодатель решил потратиться на проведение аттестации, то он, как правило, серьезно относится к ее проведению и для исследований приглашает те лаборатории, которые дают реальную картину условий труда на рабочих местах. Поэтому в таких организациях ни у работников, ни у их представителей — профсоюзных организаций не возникает сомнений в результатах проведенной аттестации. А следовательно, профсоюзная организация не подает заявку на проведение независимой экспертизы условий труда.

Тем большее значение имеет независимая экспертиза условий труда для организации, в которой аттестация рабочих мест по условиям труда не была проведена.

Проведение экспертизы в организации, не проводившей аттестацию рабочих мест.

В процессе проведения независимой экспертизы условий труда на рабочих местах в организации, не проводившей аттестацию рабочих мест, комиссии экспертов необходимо выявить весь комплекс факторов производственной среды и трудового процесса, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья работников, и определить причины их образования.

Кроме того экспертная комиссия:

— инициирует начальный этап проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

— определяет соответствие предметов труда, орудий труда, продуктов труда, материалов, окружающей производственной среды, параметров трудового процесса соответствующим нормам и нормативам;

— оформляет протоколы оценки условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса;

— определяет класс условий труда (КУТ) по каждому рабочему месту, на котором проводилась экспертиза.

Разумеется проведение независимой экспертизы условий труда в организациях, не проводивших аттестацию рабочих мест, гораздо более трудоемкий процесс для профсоюзных инспекторов охраны труда. Приходится не только анализировать уже готовые материалы и проводить выборочную инспекцию по нескольким рабочим местам — приходится детально исследовать все рабочие места, указанные в заявке первичной профсоюзной организации, опрашивать работников, занятых на этих рабочих местах, составлять протоколы по этим рабочим местам.

Как уже отмечалось выше независимая экспертиза условий труда может проводится на всех рабочих местах организации, на рабочих местах структурного подразделения организации либо выборочно на конкретных рабочих местах, указанных в заявке профсоюзной организации.

Конечно, в большинстве случаев, в организациях, не проводивших аттестацию рабочих мест, независимая экспертиза условий труда проводится на всех рабочих местах организации.

Однако, нередки случаи, когда профсоюзная организация первоначально заявляет о проведении независимой экспертизы условий труда только на рабочих местах, на которых заняты члены профсоюза. Например, на одной из Табачных фабрик Южного федерального округа независимую экспертизу условий труда пришлось в течение одного года проводить четыре раза — всякий раз, когда первичная профсоюзная организация прирастала членами профсоюза из новых подразделений предприятия.

Иногда инициатором ограничения выступают работодатели. Так в одном из водочных предприятий Северо-Кавказского федерального округа работодатели просили первоначально ограничиться двумя торговыми точками — продовольственными магазинами. Но уже через год независимую экспертизу условий труда провели по остальным подразделениям.

Одним из основных требований к работодателю после проведения независимой экспертизы условий труда является проведение полной аттестации рабочих мест по условиям труда на тех рабочих местах, где проводилась экспертиза.

Оформление результатов экспертизы.

По результатам экспертизы, руководствуясь утвержденными критериями, показателями и нормативами, экспертная комиссия составляет Акт независимой экспертизы, в котором излагаются рекомендации по совершенствованию охраны труда на рабочих местах и применению доплат и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Акт о проведении независимой экспертизы условий труда в организации оформляется на основе представленных на экспертизу материалов и дополнительных исследований условий труда, проведенных в соответствии с Руководством P 2.2.2006-05.

Конкретный перечень рабочих мест организации с вредными условиями труда оформляется приложением к Акту независимой экспертизы.

Одновременно с Актом независимой экспертизы работодателю, как правило, направляется представление профсоюзного инспектора охраны труда об устранении выявленных нарушений в области охраны труда. Представление носит более конкретный характер по неотложным мерам, которые работодателю необходимо принять для устранения существенных нарушений в области охраны труда: например, поставить защитные ограждения на травмоопасных участках, нанести предупреждающие надписи на потенциально опасном оборудовании, заменить комплекты спецодежды на определенных рабочих местах и тому подобное.

Рекомендации экспертов, проводивших экспертизу, обязательны к исполнению работодателем, если это прямо оговорено в коллективном договоре, и в любом случае обязательны к рассмотрению их работодателем или его представителями с обязательным обоснованным ответом в семидневный срок. В противном случае результаты экспертизы передаются в органы государственной экспертизы условий труда и в органы государственной инспекции труда.

Наличие в независимой экспертной организации проработанной и согласованной с государственными органами документации позволяет ей эффективно выполнять свои функции по организации работ по охране труда, и по контролю за соблюдением работодателем законодательства о труде и об охране труда.

www.neooexpert.ru

Популярное:

  • Закон фз 143 Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями […]
  • Хамовнический мировой суд Мировые судьи (Хамовнический суд), Хамовники, с/у 365 Мировой судья: Веклич Екатерина Андреевна Телефон для справок: 8 (499) 236-25-42 Телефон судебного участка: 8 (499) 237-63-45 ф E-mail: [email protected] Режим работы: […]
  • Правила саймона на jailbreak Правила саймона на jailbreak 1. Использовать любые Скрипты/читы и прочее. [Бан на 1 Неделю/Навсегда] 2. Использовать баги игры,карт. [Бан на 30 мин/1 день] 3. Использовать программы, меняющие голос/воспроизводящие посторонние […]
  • Тело колеблется по закону Механические и электромагнитные колебания 4. Колебания и волны 1. Гармонические колебания величины s описываются уравнением s = 0,02 cos (6πt + π/3), м. Определите: 1) амплитуду колебаний; 2) циклическую частоту; 3) частоту […]
  • Газосварочных работ правила Газосварочных работ правила 30. Наряд-допуск выдается на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. В случае возникновения в процессе производства работ опасных или вредных производственных факторов, не […]
  • Оптина пустынь проживание частный сектор Оптина Пустынь ТолкованияСвященногоПисания Сми­ряй­тесь, сми­ряй­тесь. Вся на­у­ка, вся муд­рость жиз­ни зак­лю­ча­ет­ся в сих сло­вах: Сми­рих­ся, и спа­се мя Гос­подь (Пс. 114, 5). Сми­ряй­тесь и тер­пи­те все. […]
  • Гос проверки закон Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями и […]
  • Новый федеральный закон о судебных приставах Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., 29 июня, […]