Проводки госпошлина за автомобиль

Содержание:

Начислен транспортный налог (бухгалтерские проводки)

Отправить на почту

Начислен транспортный налог — проводки в бухгалтерском учете по данной операции могут быть различными. От чего зависит отражение в проводках тех или иных счетов учета, вы узнаете из нашей статьи, а также сможете разобраться с тем, как начисляется и учитывается транспортный налог.

Раскрытие понятия транспортного налога

Налог на транспорт является региональным. Ставки по нему регулируются властями регионов, однако они не должны более чем в 10 раз отличаться от ставки, указанной в Налоговом кодексе (ст. 28 НК РФ).

Уплачивать этот налог необходимо всем владельцам транспорта (ст. 357 НК РФ) — юридическим и физическим лицам, имеющим в распоряжении (на праве собственности или владения) транспорт, оформленный в соответствии с законами РФ.

Как начисляется транспортный налог

Обязанность самостоятельно рассчитывать налог закреплена только за юрлицами. Для ИП и физлиц такой расчет делает ИФНС (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Начисление транспортного налога подразумевает применение к базе по налогу ставки с учетом времени нахождения транспорта в собственности плательщика. В ряде случаев также применяется повышающий коэффициент (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Обращаем внимание на то, что оплачивать налог должен не тот, кто использует транспортное средство, а тот, кто им владеет. Даже если собственником выдана доверенность на управление транспортом, доверенное лицо налог не платит.

Начисляется налог за полный месяц, в течение которого транспорт находится в собственности плательщика. До 2016 года месяц постановки на учет и снятия с учета считался полным месяцем, за который исчислялся налог. Начиная 2016 года месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15 числа включительно. Месяц снятия с учета признается полным в случае, когда объект снят с регистрации после 15 числа.

К примеру, если автомобиль приобретен и поставлен на учет 15.04.2018, то транспортный налог за 2018 год у покупателя исчислялся за период владения автомобилем начиная с апреля 2018 года, а у продавца — по март 2018 года включительно.

Начисление транспортного налога: проводки

Согласно ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) транспортный налог считается расходом по обычному виду деятельности. Как именно он будет показан в учете, связано с тем, где используется транспорт.

В общем случае транспортный налог отражается в учете такими проводками:

  • Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 68 — начислен налог или аванс по нему;
  • Дт 68 Кт 51 — осуществлена оплата налога.

Если же единицу транспорта используют в деятельности, не связанной с основной, начисление налога по нему отражается в прочих расходах (п. 11 ПБУ 10/99). В данном случае в бухучете это будет выглядеть так: Дт 91.2 Кт 68.

Не забудьте правильно оформить первичные документы, прежде чем сделать записи в учете. Справка бухгалтера — это тот документ, в котором отражается налог или начисленный аванс по нему.

Как именно будет отражаться в учете данный налог, плательщику обязательно следует указать в учетной политике.

О последних изменениях в документе, регулирующем основные вопросы формирования бухгалтерской учетной политики, читайте в материале «ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)».

Налоговый учет транспортного налога

Для расчета налога на прибыль транспортный налог учитывается в прочих расходах, которые связаны с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК РФ).

Рассчитывая УСН-налог с объектом «доходы», сумму транспортного налога не учитывают, поскольку расходы для его исчисления значения не имеют (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). При упрощенке с объектом «доходы минус расходы» налог на транспорт включается в расходы (ст. 346.16 НК РФ). Неуплаченный налог на транспорт при расчете УСН учесть нельзя.

Что касается ЕНВД, то размер вмененного налога не зависит от суммы налога на транспорт, т. к. его расчет делается без учета полученных доходов и понесенных расходов.

Если плательщик применяет совместно ОСНО и ЕНВД и транспорт используется им в обоих режимах налогообложения, сумму налога нужно разделить. При использовании транспорта только в одном из режимов такое разделение делать не нужно. Если транспорт использовался в деятельности, связанной с ОСНО, его можно учесть для снижения налога на прибыль, если при ЕНВД — вмененный налог уменьшить нельзя.

Для правильного распределения налога на транспорт между двумя режимами нужно рассчитать, какую часть составляют доходы по каждому из видов деятельности. Чтобы рассчитать часть доходов по ОСНО, необходимо сделать следующее: поделить сумму доходов по ОСНО на доходы от всех видов деятельности. Налог на транспорт, относящийся к ОСНО, определяется перемножением суммы налога на транспорт и доли доходов, полученных на ОСНО. Налог на транспорт, относящийся к деятельности по ЕНВД, рассчитывают в таком же порядке, задействуя в этом расчете сумму доходов, полученных на ЕНВД. Сумма полученных результатов обоих расчетов должна дать общую величину начисленного налога.

О разделении расходов при одновременном применении УСН и ЕНВД читайте в материале «Порядок раздельного учета при УСН и ЕНВД».

Самостоятельное начисление транспортного налога — это прерогатива юрлиц. Они же ведут учет начисления и оплаты налога, отражая его в учете бухгалтерскими проводками. В бухгалтерском учете налог обычно формирует расходы по осуществляемой деятельности. В налоговом учете он включается в затраты, уменьшающие базу по налогу на прибыль или УСН-налогу с объектом «доходы минус расходы». При совмещении режимов налогообложения налог может оказаться распределяемым.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

nalog-nalog.ru

Учет купленного для нужд компании автомобиля: бухгалтерские проводки и налоги

Главными документами для грамотного бухгалтерского оформления приобретенного компанией автомобиля, являются: договор купли-продажи, акт приемки-передачи (форма No ОС-1), инвентарная карточка (форма No ОС-6). В статье расскажем про учет купленного автомобиля, рассмотрим эти документы более подробно.

Разница между новым и подержанным автомобилем

Смотря, новый приобретается автомобиль, или подержанный, акт оформляется бухгалтером компании-покупателя или продавцом авто:

  • амортизационная группа,
  • срок полезного использования,
  • период пользования автомобилем по факту.

Можно принять от продавца УПД с той оговоркой, что данные, о которых говорилось выше, будут указаны в документе отдельно.

Если не получить информации о сроке полезного пользования б/у автомобиля, останется только принять его равным сроку полезного пользования нового транспорта, значения которых, конечно же, не равны. Это в значительной степени повысит затраты компании и приведет к неверным расчетам амортизации и прочих показателей, и, как следствие, к претензиям налоговых инспекторов.

Первоначальная стоимость машины складывается из:

  • суммы, потраченной на покупку авто;
  • расходов, возникших при покупке.

Расходы, касательные приобретения автомобиля

  1. Госпошлина на услуги ГИБДД по регистрации авто Чтобы избежать проблем с налоговой службой, лучше прибавлять сумму пошлины именно к первоначальной стоимости машины. Претензии налоговой связаны с тем, что так деньги списываются на протяжении долгого интервала времени, через расходы на амортизацию. В случае же единовременного отнесения траты к прочим расходам, фирма занижает налог на прибыль.
  2. Модернизация транспортного средства. Налоговая инспекция называет модернизацией любую доукомплектовку автомобиля, так как при этом не изменятся характеристики и предназначение машины (и не имеет значения, новая машина или бывшая в употреблении). Есть вариант учета доп. оборудования стоимостью выше 40 тыс. рублей как самостоятельное основное средство. Или можно признать расход в текущем периоде, если доукомплектовка обошлась дешевле 40 тысяч. Однако оформление таким образом отопителя может вызвать споры, потому что его подключение меняет характеристики машины.
  3. Входной НДС. НДС, указанный продавцом, также оплачивается отдельно от первоначальной стоимости. Ее законно учесть как расход на общих условиях.
  4. Процент по кредиту. В случаях, когда машина куплена на заемные деньги, переплата по займу не включается в первоначальную стоимость. Ее заносят в списки расходов как % по любым прочим долгам, притом проценты обязательно нормируются (списание происходит в границах ставки рефинансирования, помноженной на коэффициент 1,8).

Срок полезного использования автомобиля

В течение СПИ законно производить списание первоначальной стоимости машины. Для новых автомобилей нормированы сроки по установленной Классификации Основных Средств:

Важно! Старайтесь выбирать минимальные указанные СПИ, это поможет в кратчайшие сроки списать расходы на покупку автомобиля.

Трудности появляются со СПИ автомобилей б/у, он вычисляется по формуле:

  • СПИ б/у = СПИ аналогичного нового авто — срок эксплуатации прежним владельцем.

СПИ б/у вносится в ту же амортизационную группу, в какой он был у прежнего владельца. Лучше начислять амортизацию, даже если пользоваться автомобилем осталось меньше года. Когда машина приобреталась у физического лица, не занимающегося предпринимательством, СПИ определяется как по новым появившимся основным средствам.

Начисление амортизации на купленный автомобиль

Для грамотного расчета амортизации, нужно обладать знаниями о двух показателях:

  • дате начала амортизации;
  • СПИ, в течение которого и списывается первоначальная стоимость.

Выплата транспортного налога

Для бухгалтерского учета не важно, зарегистрирован автомобиль, или нет. Принимать к учету в составе основных средств можно и еще не прошедший регистрацию транспорт, при условии соблюдения обязательных условий для принятия его к БУ. Если имеет место подобный случай, не лишним будет завести на счете 01 «Основные средства» отдельный субсчет для отнесения к нему не прошедших регистрацию авто. Читайте также статью: → «Счет 01. Бухучет основных средств, пример, проводки».

ТН не платится за незарегистрированный транспортные средства, так что было бы удобным иметь под рукой данные об объектах, которые не будут браться в расчет при ежегодном отчете о транспортном налоге. А как только автомобиль зарегистрируют, по нему нужно будет делать стандартную проводку по счету 01.

В зависимости от региона, в котором предприятие зарегистрировано, в течение года необходимо делать отчисления в счет авансов по транспортному налогу (ТН).

Сумма ТН за весь год рассчитывается по формуле:

  • Годовой налог = (Мощность двигателя)*(Ставка налога):(Число месяцев, сколько авто находится в собственности компании):12

По окончании года в налоговую выплачивается ТН за минусом авансовых отчислений, при этом налог на прибыль уменьшается на сумму ТН и авансовых платежей (их следует внести в перечень прочих расходов). Бухгалтера отчитываются по ТН не позже 1 числа февраля месяца.

Бухгалтерский учет купленного автомобиля (пример)

Организация N в октябре купила авто (мощностью 102 л.с.) у сторонней компании. Уже в январе оно было зарегистрировано в ГИБДД, им сразу стали пользоваться. Цена машины была 330 000 рублей, включая НДС в размере 30 000 рублей. В акте приемки-передачи указан СПИ равный 40 месяцам, срок эксплуатации автомобиля — 10 месяцев. Ставка транспортного налога 32 рубля.

Нормирование горюче-смазочных материалов

Ранее Минфин предполагал нормирование ГСМ для правильного налогового учета, но на данный момент финансовое ведомство признало это правом организаций, не обязанностью, по причине отсутствия в налоговом кодексе подобных требований. Исходя из вышесказанного, предприятие, стоящее на налоговом учете при упрощенной форме налогообложения, суммы, затраченные на ГСМ, может учесть в полной мере или в границах норм.

Если было решено пользоваться нормами, то нужно знать, что они могут и не совпадать с нормами Минтранса. Подойдут данные, отраженные в технической документации завода-изготовителя машины. Или есть возможность выявить собственные показатели, исходя из замеров и расчетов, проведенных на предприятии. Налоговые служба на местах могут все же требовать соблюдения нормативов, так что нужно будет уметь отстоять свою позицию.

Приходуется купленное топливо на счет 10 «Материалы» субсчет «Топливо». Списание проводится на основании данных путевых листов и чеков на закупку ГСМ в полной мере по факту. Счета затрат: 20, 26, 44, 91… Рекомендуется также иметь отдельный субсчет на закупку ГСМ сверх нормативов. Читайте также статью: → «Особенности учета расходов на (горюче-смазочные материалы) ГСМ».

Нормативные акты по теме:

Типичные ошибки учета купленного автомобиля

Ошибка №1. Отказ от начисления амортизации в случаях, когда СПИ подержанного автомобиля выходит менее одного года.

Подобные действия могут вызвать споры с налоговой инспекцией. Даже если автомобиль был в пользовании прошлого владельца достаточно долго, и новому хозяину пользоваться машиной придется в течение короткого промежутка времени, следует все же начислять амортизацию. Проверяющие обнаружат несовпадения в случае, когда машиной пользовались дольше, чем предполагалось.

Ошибка №2. В случае, когда покупаемый подержанный автомобиль полностью амортизирован, компания самостоятельно начисляет срок полезного использования и осознанно занижает его с целью скорейшего списания стоимости машины.

Этого делать нельзя, так как в будущем налоговый инспектор заметит, что автомобиль эксплуатировался на протяжении большего срока, а значит амортизация была вычислена неправильно. Это будет означать, что налоги были занижены неправомерно.

Ошибка №3. Уплата предприятием транспортного налога на арендованный автомобиль.

ТН должен выплачиваться собственником машины (абз. 1 ст. 357 НК РФ), не арендателем, если только авто не зарегистрировано на фирму в лизинг. Но при этом даже на арендованную машину должен быть учтен экологический сбор, так как его выплачивает пользователь транспортного средства. Читайте также статью: → «Начислен транспортный налог: бухгалтерские проводки».

Ошибка №4. Неотображение в БУ данных по выплате страховых премий.

Суммы, перечисленные страховой компании, должны быть в полной мере отображены в БУ. Списание стоимости полиса может быть единовременным, или может происходить равными долями в течение всего срока действия договора. В учетной политике предприятия нужно обозначить предпочитаемый способ оплаты страховки.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Как учесть доукомплектовку автомобиля предприятия магнитолой?

По обыкновению магнитола включена в базовую комплектацию, ее стоимость приплюсована к общей цене на машину. Следовательно, затраты на магнитолу относятся к первоначальной стоимости авто. Когда она покупается отдельно, затраты на ее приобретение учтутся единовременно или спишутся через амортизацию, в зависимости от цены (до 40 тыс. или более 40 тыс.). При спорах с налоговой можно доказать, что покупка магнитолы обоснована и направлена на увеличение прибыли, сказав, что она обеспечивает психологическую разгрузку водителя и повышает производительность труда.

Вопрос №2. Есть ли законный способ уменьшить налог на прибыль, используя данные о расходах на амортизацию автомобиля?

Да, такой способ есть. Возможно указание в расходах 30% от изначальной стоимости авто как амортизационной премии (АП), а потом учитывать траты на амортизацию за вычетом этой премии. АП нужно будет списывать в месяце, когда фирма начала амортизировать основное средство. Тем не менее, в БУ амортизация начисляется на общих условиях без принятия во внимание АП.

Вопрос №3. Нужно ли составлять ежеквартальный отчет о транспортном налоге?

Нет, существует только ежегодный отчет.

Вопрос №4. Как рассчитывать транспортный налог на дорогостоящие автомобили?

Повышающие коэффициенты для автомобилей с очень высокой стоимостью учитываются только по итогам прошедшего года и не применяются для расчетов авансовых платежей.

Вопрос №5. Как оформлять приобретение машины по схеме trade-in, то есть обмен старого автомобиля компании на новый транспорт с доплатой?

Сделка может быть проведена несколькими разными по своей сути способами, оба из которых абсолютно законны:

  • как договор мены (с соответствующей доплатой);
  • подписанием двух соглашений купли-продажи с последующим зачетом встречных требований одного рода.

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7(812) 309-13-76

online-buhuchet.ru

На каком счете учитывается госпошлина за регистрацию транспортного средства?

Цитата: «Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 1

ГОСПОШЛИНА ЗА РЕГИСТРАЦИЮ ТС

Учет и налогообложение

При отражении в учете платежей за регистрацию (перерегистрацию) транспортных средств основной вопрос, на который нужно ответить бухгалтеру, — включать или нет эти платежи в первоначальную стоимость ТС. Первое, что приходит в голову, — уплачиваемые государственные пошлины за получение номеров, свидетельства о регистрации, ПТС являются фактическими затратами, связанными с приобретением авто и вводом его в эксплуатацию. Сторонники данной позиции отмечают, что, как правило, приобретение и регистрация автомобиля происходят почти одновременно и бухгалтер получает документы на автомобиль вместе с бумагами об уплате госпошлины за регистрацию. Но это, конечно, не основной аргумент. Более убедителен п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В нем сказано, что в сумму фактических затрат, включаемых в стоимость ОС, входит в том числе государственная пошлина, уплачиваемая в связи с приобретением объекта основных средств. Однако в отношении ТС госпошлина связана не с его приобретением (это имеет место при покупке объектов недвижимости), а с вводом его в эксплуатацию (получением права на участие в дорожном движении). Регистрация ТС как объектов движимого имущества нужна не в целях регистрации (возникновения, изменения, прекращения) вещных прав владельцев на них, а для допуска авто к участию в дорожном движении и обеспечения технического учета и контроля за эксплуатацией ТС на территории РФ.
Вместе с тем при отсутствии ПТС, свидетельства о регистрации, государственных номеров транспортное средство не будет допущено к эксплуатации, а значит, перевозчик не получит доходов от его использования. Какое же тогда это ОС, если от него нет экономических выгод? Следовательно, госпошлина за регистрацию ТС является неотъемлемым платежом, который будет «покрываться» доходами в течение всего срока эксплуатации зарегистрированного ТС. Правда, суммы госпошлины по сравнению со стоимостью ТС незначительны, эффект от списания пошлин через амортизацию невелик. Но это уже вопрос целесообразности выбранного метода отражения операции, а не методологии бухгалтерского учета. Прежде чем делать окончательный вывод в пользу включения госпошлины в стоимость ТС , обратимся к другим правовым актам, например к МСФО (IAS) 16 «Основные средства». В нем сказано, что стоимость объекта ОС включает любые затраты, прямо относимые на доставку актива в нужное место и приведение в состояние, обеспечивающее его функционирование в соответствии с намерениями руководства организации. С этих позиций уплату госпошлины при регистрации можно смело отнести к затратам, обеспечивающим функционирование (эксплуатацию) автомобиля как объекта ОС в соответствии с намерениями руководства транспортной организации.
Такая позиция высказана в Письме Минфина России от 29.09.2009 N 03-05-05-04/61.

Приходится констатировать, что в отраслевых документах — Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте и Инструкции по калькулированию себестоимости перевозок — ни слова не сказано о затратах транспортной организации на уплату госпошлины, но есть упоминание о расходах на государственную регистрацию ТС. Они включаются в себестоимость перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта как затраты на ввод в действие нового (поступившего на баланс предприятия) подвижного состава автомобильного транспорта. Если рассматривать формулировку в контексте вышеприведенных норм, то расходы на постановку транспортных средств на учет следует капитализировать в их стоимости, списываемой через амортизационные отчисления.
Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.
Утверждена Минтрансом 29.08.1995.

Для целей налогообложения первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (кроме НДС и акцизов). Уплата государственной пошлины за регистрацию ТС не относится к исключениям, поэтому данные расходы можно учесть в первоначальной стоимости авто, являющегося амортизируемым имуществом. Это поможет сблизить налогообложение с бухгалтерским учетом. Однако есть и другие варианты налогового учета расходов на постановку ТС на учет в органах ГИБДД.
Есть мнение, что такая регистрация не является доведением ТС до состояния пригодности для использования. Само по себе отсутствие либо наличие регистрации никак не влияет на готовность приобретенного авто к работе. С этой точки зрения, затраты на регистрацию не участвуют в формировании первоначальной стоимости транспортных средств и могут быть единовременно учтены при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Постановления ФАС УО от 19.01.2010 N Ф09-10766/09-С2, от 25.11.2008 N Ф09-8694/08-С3). Но эта позиция чревата налоговыми рисками.

Пример 1. Организация приобрела автомобиль, уплатив госпошлину за получение номерных знаков (1500 руб.), оформление свидетельства о регистрации (300 руб.) и выдачу ПТС (500 руб.). Организация является плательщиком налога на прибыль, для расчета которого включила пошлину в стоимость данного амортизируемого имущества. Цена покупки автомобиля — 590 000 руб. (в том числе НДС — 90 000 руб.).
При выборе счета учета расчетов по оплате государственных пошлин за регистрацию нужно помнить, что пошлина относится к сборам, а для учета налогов и сборов предназначен счет 68 (см. Инструкцию по применению Плана счетов). Однако в отличие от налогов пошлина — не периодический, а разовый платеж, поэтому учет его вместе с налогами перегружает счет 68 информацией. Мы полагаем, можно для учета расчетов по госпошлине выбрать другой счет, например 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:

Обратите внимание! Начало начисления амортизации по транспортному средству связано с датой ввода его в эксплуатацию, но не зависит напрямую от даты его постановки на учет в ГИБДД (Постановление ФАС МО от 07.09.2010 N КА-А40/10331-10). Тем не менее, если начать эксплуатировать ТС (например, самоходную машину), не зарегистрированное в органах Ростехнадзора, это станет основанием для предъявления претензий по обоснованности амортизации по таким ТС (Постановление ФАС ЗСО от 18.06.2010 N А27-19317/2009).

Рассмотренный выше порядок учета и налогообложения применяется к расходам на уплату государственных пошлин за регистрацию, связанную с первоначальной постановкой ТС на учет и вводом его в эксплуатацию в составе основного средства. Уплата госпошлин в иных ситуациях, например за временную регистрацию авто в другом регионе, выдачу утраченных номерных знаков, ПТС, свидетельства о регистрации, снятие с учета авто, относится к текущим затратам как для целей бухгалтерского учета, так и с позиции налогообложения.

www.buhonline.ru

Компания купила автомобиль

После покупки автомобиля компания получила транзитные номера и несколько дней эксплуатировала транспортное средство. Зарегистрировать его в ГИБДД удалось только в следующем квартале. Разберемся, в какой момент принять к учету этот автомобиль и инужно ли включать в первоначальную стоимость регистрационную пошлину.

Чем руководствоваться

1 Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утв. приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001.

2 Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001.

3 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

4 Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

5 Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

6 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные акти­вы», утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н.

Регистрация в ГИБДД

Транспортные средства регистрируются в органах ГИБДД по месту нахождения покупателя. Причем компания должна позаботиться о регистрации в ограниченные сроки (п. 4 Правил 1 ):

• в течение 5 суток после приобретения или таможенного оформления — если автомобиль куплен на территории подразделения ГИБДД, где он должен быть зарегистрирован;

• в течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» — если автомобиль перегоняется с территории другого подразделения ГИБДД.

Если все документы в порядке, то процесс регистрации занимает не более трех часов с момента приема заявления и подтверждения факта уплаты госпошлины. В случаях, когда требуется дополнительная проверка документов подразделением ГИБДД, регистрация может затянуться до 30 суток (п. 25 Административного регламента 2 ).

Просто ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Так или иначе, получается, что период между покупкой автомобиля и постановкой его на учет в ГИБДД может составить почти два месяца. Разумеется, в этот период компания уже использует автомобиль: сначала со знаком «ТРАНЗИТ», а потом, например, на территории своего предприятия.

Когда принимать к учету

Автомобиль принимается к бухгалтерскому учету как основное средство, если одновременно выполняются условия п. 4 ПБУ 6/01 3 :

• автомобиль будет использоваться в производстве, для управленческих нужд либо сдаваться в аренду;

• срок использования превышает 12 месяцев или обычный операционный цикл (если он больше 12 месяцев);

• организация не намерена продавать авто;

• автомобиль способен приносить доход в будущем.

Если при поступлении автомобиля от продавца все эти условия выполняются, компания обязана принять его на учет сразу, не дожидаясь регистрации в ГИБДД. При этом непосредственно в момент приобретения заполняется акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений) по форме № ОС-1. По этому акту автомобиль принимается к учету и вводится в эксплуатацию ( , утв. Постановлением 4 ). При этом делаются проводки:

Дт 08 Кт 60 — оприходован автомобиль (на основании товарной накладной);

Дт 01 Кт 08 — автомобиль принят к учету в составе основных средств (на основании акта по форме № ОС-1).

На новый объект основных средств бухгалтер открывает инвентарную карточку (п. 12 Методических указаний 5 ). Например, по форме № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств» (утв. Постановлением 4 ).

Налог на имущество

Средняя стоимость имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ), признаваемого объектом налогообложения за отчетный период (п. 1 ст. 374 НК РФ), определяется так. Берутся величины остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом. Эти величины складываются, полученная сумма делится на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Таким образом, имущество включается в налоговую базу по налогу на имущество с того месяца, в котором оно принято к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств. Можно предположить, что в зависимости от конкретной ситуации налоговая инспекция будет по-разному оценивать правильность исчисления налога на имущество.

Просто НЕ УПУСТИТЕ

Регистрация в месяце покупки. Налоговики вполне могут опираться на автори­тет Минфина. В письмах ведомства от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61 и от 05.07.2006 № 03-06-01-04/138 чиновники разъясняют, что в фактические затраты на приобретение автомобиля, которые формируют его первоначальную стоимость, включаются в том числе государственная пошлина и плата за государственный технический осмотр.

Однако Минфин ушел от ответа на вопрос, в какой же момент компания должна учесть авто как основное сред­ство для целей налога на имущество.

В этом случае логично предположить, что принятие автомобиля к бухгалтерскому учету подождет несколько дней — до завершения госрегистрации. Ведь для бюджета выгоднее, чтобы сумма госпошлины за регистрацию транспортного средства и другие возможные платежи включались в первоначальную стоимость объекта.

Регистрация позже месяца покупки. Компании не следует особенно затягивать с постановкой имущества на учет. Лучше сделать это в месяце покупки, не дожида­ясь регистрации. Иначе налоговики сочтут, что компания тянет с увеличением налоговой базы по налогу на имущество. Отсюда риск навлечь налоговые санкции.

Поэтому если компания не хочет рисковать, то бухгалтер может создать оценочное обязательство на сумму будущей госпошлины, увеличив на его величину первоначальную стоимость. По правилам бухучета компания, в принципе, и так обязана это сделать (пп. 4, 5, 8 ПБУ 8/2010 6 ).

Приведем схему проводок ниже.

В месяце покупки автомобиля:

Дт 08 Кт 60 — оприходовано авто;

Дт 08 Кт 96 — создано оценочное обязательство на сумму будущей госпошлины (бухгалтерская справка);

Дт 01 Кт 08 — автомобиль принят к учету в составе основных средств.

В месяце уплаты госпошлины:

Дт 68 Кт 51 — уплачена госпошлина;

Дт 96 Кт 68 — на дату регистрации начислена госпошлина.

Налоговый учет

Можно ли не включать госпошлину в налоговом учете в первоначальную стоимость и амортизировать автомо­биль, не дожидаясь регистрации? В законодательстве прямого ответа нет, а из норм НК РФ проглядывают разные подходы.

Подход 1. Госпошлина включается в первоначальную стоимость. Первоначальная стоимость купленного основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (кроме возмещаемых НДС и акцизов) (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если регистрацию в ГИБДД считать действием по доведению автомобиля до эксплуатационного состояния, то госпош­лину за регистрацию нужно включать в первоначальную стоимость. При таком подходе до регистрации в ГИБДД амортизировать автомобиль в налоговом учете нельзя.

Подход 2. Госпошлина учитывается как прочий расход. Государственная пошлина за регистрацию в ГИБДД является федеральным сбором (ст. 13, гл. 25.3 НК РФ). Поэтому в налоговом учете она должна включаться в состав прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). При таком подходе первоначальная стоимость формируется задолго до регистрации автомобиля в ГИБДД.

В пользу плательщиков. Отметим, что совсем недавно Минфин России и налоговые органы придерживались подхода 1(письмо Минфина России от 01.06.2007 № 03-03-06/2/101). Однако налогоплательщикам удавалось доказать несостоятельность этого подхода и правомерность подхода 2 (постановления ФАС Уральского округа от 25.11.2008 № Ф09-8694/08-С3, от 30.01.2008 № Ф09-57/08-С3).

Успехи налогоплательщиков в судах, вероятно, и повлияли на позицию Минфина России. Так, в письме от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303 финансовое ведомство прямо не подтвердило правомерность налоговой амортизации автомобиля до регистрации в ГИБДД, но косвенно допустило такую возможность.

Интересно, что в письме была проведена грань между регистрацией прав на недвижимость и регистрацией транспортных средств. Основные средства, права на которые подлежат госрегистрации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию (п. 11 ст. 258 НК РФ). Между тем, госрегистрации подлежат права собственности на объекты недвижимости (ст. 164, 223 ГК РФ). Исходя из ст. 130 ГК РФ автотранспортное средство является движимой вещью. Его регистрация в ГИБДД не является регистрацией сделки по передаче права собственности.

Ввод в эксплуатацию до регистрации

В том же письме от 13.06.2012 № 03-03­06/1/303 финансисты сделали такой вывод.

Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества — транспортному средству — начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

В результате остается неясность: насколько правомерен ввод транспортного средства в эксплуатацию до регистрации в ГИБДД. Чтобы найти решение, можно прибегнуть к аналогии.

В частности, суды разбирали похожую проблему: можно ли начислять в налоговом учете амортизацию по объектам связи, на которые не получено разрешение Минсвязи на ввод в эксплуатацию.

Точку поставил Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.09.2007 № 5600/07. Судьи заключили, что для целей налогообложения необходимым подтверждением ввода объектов в эксплуатацию является их принятие к бухучету на основании акта приемки-передачи основных средств по унифицированной форме № ОС-1. И что дополнительные условия, налагае­мые нормативными правовыми актами в сфере государственного надзора, не влекут изменения порядка принятия данных объектов к бухгалтерскому учету. И не влияют на налоговые последствия.

www.ibuh.ru

Популярное:

  • Декларация при продаже квартиры несовершеннолетним Нужно ли подавать декларацию? У моих родителей было 2 комнаты в общежитии. Одна комната принадлежала им по 1/2 а вторая моему несовершеннолетнему сыну (ему 6 лет). Они продали эти комнаты и купили квартиру, соответственно у […]
  • О государственных пенсиях в российской федерации от 20 ноября 1990 О государственных пенсиях в российской федерации от 20 ноября 1990 В настоящее время в пенсионном законодательстве (Законе о трудовых пенсиях) и на практике используются различные понятия стажа. В приведенной ниже таблице, […]
  • Материнский капитал россия 2018 год Выплаты из материнского капитала в 2018 году за 2 ребенка Президентом Владимиром Путиным 28 декабря 2017 года подписан новый закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», он вступит в силу уже с 1 января 2018 года. Новый […]
  • Заявление на получение единовременного пособия при рождении ребёнка Образец заявления о назначении пособия при рождении ребенка После рождения ребенка для получения единовременного пособия при рождении один из родителей представляет в отдел кадров заявление о назначении этого пособия. Заявление […]
  • Автомобильные детские кресла правила Новый порядок перевозки детей в автомобилях с 10 июля 2017 года Изменение ПДД: Новые правила перевозки детей до 11 лет. В России, наконец, Правительством РФ внесены изменения в ПДД, которые касаются правил перевозки детей в […]
  • Какие документы нужны для мфц для получения пособия МФЦ начали принимать заявления на выплату ежемесячных пособий на детей МФЦ начали принимать заявления на выплату ежемесячных пособий на детей Во всех регионах России начали принимать заявления на получение ежемесячных пособий […]
  • Фкз рф о судах общей юрисдикции в рф Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ"О судах общей […]
  • Экономические преступления киров Экономические преступления киров Статистические данные о состоянии безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних и против них в муниципальном образовании «Город Киров» по итогам 1 квартала 2014 года За 3 […]