Работа с федеральным законом о несостоятельности

Работа с федеральным законом о несостоятельности

В части усиления социально-реабилитационной функции института банкротства граждан и расширения сведений, публикуемых в федеральном информационном ресурсе

Дата внесения в ГД: 8 ноября 2017 года

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект) разработан в целях установления механизма обеспечения публичности сведений об обременениях имущества, а также усиления защиты имущественных прав.

Положения статьи 1 Законопроекта направлены на устранение правовых пробелов и противоречий, выявленных практикой применения законодательства о банкротстве. Так, пункт 1 статьи 1 Законопроекта дополняет определение термина «реализация имущества гражданина», содержащегося в статье 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), указанием на то, что одной из целей данной процедуры является освобождение от долгов граждан.

Одновременно с этим пункт 5 статьи 1 Законопроекта устанавливает правило, согласно которому отсутствие у гражданина имущества, которое могло бы быть после покрытия расходов на процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, направлено на удовлетворение требований кредиторов, не препятствует введению процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина.

Данные положения основаны на том, что, помимо соразмерного удовлетворения требования кредиторов, у процедуры банкротства гражданина есть социально-реабилитационная цель, которая достигается списанием непосильных долговых обязательств гражданина с одновременным введением для него ограничений, установленных статьей 213.30 Закона о банкротстве, и с мерами против недобросовестных должников.

Указанная позиция относительно правовой природы процедуры банкротства граждан находит подтверждение в последней правоприменительной практике, например, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2017 года № 304-ЭС16-14541 по делу № А70-14095/2015.

Изменения, вносимые пунктом 2 статьи 1 Законопроекта, направлены на устранение противоречий между обязанностью ликвидационной комиссии должника подать заявление о признании должника банкротом в течение 10 дней с момента наступления оснований для обязательной подачи соответствующего заявления (пункт 3 статьи 9 Закона о банкротстве в текущей редакции) и обязанностью должника опубликовать уведомление о подаче такого заявления не менее чем за 15 дней до даты его подачи (абзац второй пункта 4 статьи 37 Закона о банкротстве). Для устранения указанного противоречия срок подачи ликвидационной комиссией должника заявления должника о признании его банкротом продлевается до 20 дней.

Устраняется дифференциация между представителем работников должника и иными лицами, имеющими право созыва собрания кредиторов. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Законопроекта указанным правом наделяется также и представитель работников должника.

Пункт 1 статьи 2 Законопроекта устраняет указание на то, что сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее – ЕФРС) могут вноситься исключительно юридическими лицами. Одновременно с этим пункт 3 статьи 2 Законопроекта устанавливает перечень данных о физическом и юридическом лице, подлежащих отражению при внесении сведений в ЕФРС. Указанные изменения связаны с установлением Законопроектом возможности вносить в ЕФРС сведения в том числе и физическим лицом (например, сведения об ограничениях, установленных корпоративным договором, которые вносятся стороной такого договора).

Пункт 2 статьи 2 Законопроекта закрепляет обязательное внесение в ЕФРС сведений о продаже предприятия. Поскольку при продаже предприятия к покупателю переходит имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, указанные изменения позволяют защитить потенциальных контрагентов такого предприятия, которые до настоящего момента не имели возможности достоверно узнать, было ли отчуждено предприятие новому собственнику полностью, или были отчуждено только отдельное имущество и (или) имущественные права, не приводящие к переходу к новому собственнику всего предприятия.

Подпункты «а», «б» и «в» пункта 12 статьи 7 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) в редакции, предлагаемой пунктом 4 статьи 2 Законопроекта, устанавливают право внесения в ЕФРС сведений об ограничениях, установленных внутренними корпоративными документами (корпоративным договором и соглашением товарищей о порядке ведения дел товарищества).

Указанные изменения являются развитием соотношения концепции «относительности обязательства», в общем виде закрепленной в пункте 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), а, применительно к корпоративным договорам, в пункте 5 статьи 67.2 ГК РФ, в соответствии с которыми обязательство не может создавать обязанности для лиц, не являющихся сторонами данного обязательства, и концепции добросовестности, в соответствии с которой участники гражданского оборота должны действовать добросовестно и не вправе извлекать преимущества из своего недобросовестного поведения, в том числе с помощью заключения сделок, которые другая сторона сделки (контрагент) не имела права заключать и при этом лицо знало или должно было знать о таких ограничениях.

Так, в соответствии со статьей 67.2 ГК РФ, решения органа хозяйственного общества, принятые в нарушение корпоративного договора (равно как и сделки, заключенные на основании такого решения), а также сделки стороны корпоративного договора, заключенные в нарушение корпоративного договора, могут быть признаны недействительными по иску другой стороны корпоративного договора. При этом необходимо отметить, что признание таких сделок недействительными возможно лишь в случае, если другая сторона сделки знала или должна была знать об ограничениях, установленных корпоративным договором (пункт 6 статьи 67.2 ГК РФ), поэтому механизм информирования третьих лиц о заключении таких сделок является ключевым в т.ч. для решения вопроса о добросовестности контрагента, заключающего сделку с участником корпоративного договора.

В настоящее время защита прав участников корпоративного договора путем признания сделок, заключенных в нарушение корпоративного договора, недействительными, фактически заблокирована, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 67.2 ГК РФ, раскрытие содержания корпоративного договора не требуется, а в случае заключения корпоративного договора участниками непубличного общества его содержание является конфиденциальным.

Законопроектом создается механизм, при помощи которого участники корпоративного договора получают возможность публиковать информацию об ограничениях, содержащихся в корпоративном договоре, что позволит им оспаривать сделки и решения органов управления хозяйственных обществ, заключенные в нарушение условий корпоративного договора.

Подпункты «г», «д», «е» и «ж» пункта 12 статьи 7 1 Закона о госрегистрации в редакции, предлагаемой пунктом 4 статьи 2 Законопроекта, устанавливают возможность внесения в ЕФРС информации о правах лиц, не являющихся владельцами имущества, на вещи и имущественные права, закрепленные в договорах с собственником (владельцем) вещи.

Так, продажа вещи с правом на обратный выкуп (т.н. «обеспечительная купля-продажа»), право удержания вещи и право на товар (в частности, сохранение права собственности на товар за продавцом, предусмотренное статьей 491 ГК РФ) во многих случаях являются для гражданского оборота необходимыми инструментами обеспечения исполнения обязательств. Например, сохранение права собственности за продавцом зачастую применяется в сделках по приобретению оборудования производственными предприятиями в случаях, когда предприятие-покупатель не имеет возможности полностью оплатить оборудование, а продавец не хочет нести риски, связанные с залогом или другими способами обеспечения исполнения обязательств. Рискованность таких правовых конструкций заключается в том, что для третьих лиц создается видимость перехода права собственности на вещь, вследствие чего они могут считать владельца вещи ее правомочным собственником, имеющим право на ее отчуждение, хотя в действительности такого права у приобретателя нет (т.н. «обеспечительная собственность»). Для будущих приобретателей это может создать риск истребования вещи ее настоящим (первоначальным) собственником.

Подпункт «з» пункта 12 статьи 7 1 Закона о госрегистрации в редакции, предлагаемой пунктом 4 статьи 2 Законопроекта, устанавливают возможность внесения в ЕФРС сведений о поручительстве. Указанные сведения являются важными для потенциальных кредиторов поручителя, поскольку у них может создаваться видимость платежеспособности их должника, хотя в действительности такой должник может нести значительную ответственность своим имуществом как поручитель за другое лицо, что может существенно повлиять на его платежеспособность.

Предлагаемый пунктом 4 статьи 2 Законопроекта механизм позволяет информировать неопределенный круг лиц об имеющихся обременениях, а значит дает возможность противопоставить эту информацию против третьих лиц (уведомленных с момента записи в реестре), а также в целом способствует стабильности гражданского оборота. Как установлено пунктом 3 статьи 3 Законопроекта, третьи лица считаются извещенными об установленных правах и (или) ограничениях со дня опубликования в ЕФРС соответствующего сообщения. Законопроектом также предусматривается порядок внесения указанных сведений в ЕФРС, а также возможность получения лицом, указанным в опубликованных сведениях, выписки из ЕФРС с соответствующими сведениями (пункты 13, 14 и 15 статьи 7 1 Закона о госрегистрации в редакции, предлагаемой пунктом 4 статьи 4 Законопроекта). При этом с учетом значимости сведений, содержащихся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, а также в целях дальнейшего использования такой выписки, Законопроектом устанавливается необходимость подписания выписки усиленной квалифицированной электронной подписью оператора Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Законопроект) разработан в целях обеспечения публичности сведений по взысканию просроченной задолженности.

Законопроектом предлагается новая редакция части 1 статьи 9 Федерального закона № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», предусматривающая возможность опубликования уведомления должника о привлечении кредитором иного лица для осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, путем размещения сообщения в ЕФРС.

Предлагаемая Законопроектом редакция нормы предполагает, помимо информации, обязательной для направления должнику кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в целях возврата просроченной задолженности посредством почтовых отправлений по месту жительства или месту пребывания должника, опубликование номера и даты договора (договоров), требования по которым передаются и ИНН должника. При этом Законопроектом устанавливается запрет на раскрытие в сообщениях, публикуемых в ЕФРС, иных сведений о должниках.

Указанный механизм позволит обеспечить публичность деятельности по взысканию просроченной задолженности, а также будет способствовать информированности должников о передаче долга иным лицам, нежели первоначальный кредитор, что позволит им в полной мере пользоваться нормами, направленными на защиту прав и законных интересов физических лиц, при осуществлении взыскания просроченной задолженности и исключит ситуацию, при которой должник узнает о передаче долга только после начала процедуры взыскания иным лицом, чем его первоначальный кредитор.

Кроме того, опубликование указанных сведений в ЕФРС позволит избежать возможной путаницы с адресами места жительства, места пребывания физического лица, по которым должно происходить почтовое уведомление о передаче долга и начале процедуры взыскания, а также снимет с кредитора и лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, бремя выяснения надлежащего адреса для уведомления должника.

Последнее событие

Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении (рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом)
Результат: 23 января 2018 года было принято решение перенести рассмотрение законопроекта; назначить комитет-соисполнитель
Документ:

eshulepov.ru

Статья 20. Арбитражные управляющие

1. Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

наличие высшего образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее — стандарты и правила профессиональной деятельности);

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

3. Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным статьей 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней наряду с требованиями, предусмотренными пунктами 2 и 3 настоящей статьи, вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.

5. В период членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий обязан соответствовать установленным саморегулируемой организацией в соответствии с пунктами 2-4 настоящей статьи условиям членства в ней. Порядок подтверждения соответствия арбитражного управляющего условиям членства в саморегулируемой организации устанавливается саморегулируемой организацией.

Член саморегулируемой организации, не соответствующий условиям членства в саморегулируемой организации, исключается из ее членов в течение одного месяца с даты выявления такого несоответствия.

С даты выявления несоответствия арбитражного управляющего требованиям, установленным пунктами 2-4 настоящей статьи, арбитражный управляющий не может быть представлен саморегулируемой организацией в арбитражный суд для утверждения в деле о банкротстве.

6. В целях настоящего Федерального закона работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

7. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих на основании установленных условий членства в ней определяет перечень документов, которые должны представляться лицами при приеме в члены саморегулируемой организации, а также требования к оформлению этих документов. В течение тридцати дней с даты представления лицом заявления о приеме в члены саморегулируемой организации с приложением всех документов, предусмотренных указанным перечнем, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации рассматривает представленные таким лицом документы и в случае соответствия такого лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации, принимает решение о приеме такого лица в ее члены.

8. Решение о приеме лица в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих вступает в силу с даты представления таким лицом в саморегулируемую организацию документов, подтверждающих исполнение всех условий членства в этой организации, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

В случае неисполнения лицом, в отношении которого принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, указанных условий членства в саморегулируемой организации в течение двух месяцев с даты принятия такого решения оно признается аннулированным.

9. Сведения о лице, принятом в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включаются в реестр членов саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней с даты вступления в силу решения о приеме такого лица в члены саморегулируемой организации. Лицо, в отношении которого вступило в силу решение о приеме в члены саморегулируемой организации, может быть утверждено арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В течение десяти рабочих дней с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих ему выдается документ о членстве в саморегулируемой организации.

10. В случае несоответствия лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации принимает решение об отказе в приеме такого лица в члены саморегулируемой организации с указанием причин отказа.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации направляется такому лицу в течение десяти рабочих дней с даты принятия этого решения.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации или уклонение саморегулируемой организации от принятия решения о приеме или об отказе в приеме в члены данной организации может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев с даты принятия этого решения или даты, когда это решение должно было быть принято.

11. Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае подачи арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию заявления о выходе из этой саморегулируемой организации или в случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации в связи с:

нарушением арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации;

нарушением арбитражным управляющим требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.

12. Споры, связанные с профессиональной деятельностью арбитражного управляющего (в том числе о возмещении причиненных им убытков), его отношениями с саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, разрешаются арбитражным судом.

13. В случае, если в отношении арбитражного управляющего, подавшего в саморегулируемую организацию заявление о выходе из этой саморегулируемой организации, возбуждено дело о применении к нему мер дисциплинарного воздействия, решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации о прекращении членства такого арбитражного управляющего принимается после завершения рассмотрения возбужденного в отношении такого арбитражного управляющего дела о применении к нему мер дисциплинарного воздействия.

Комментарий к Ст. 20 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Управляющий в деле о несостоятельности (банкротстве) играет центральную роль в эффективном применении законодательства.

Институт арбитражных управляющих предусматривался еще в Законе о банкротстве 1992 г. Правовое положение арбитражного управляющего было закреплено и в Законе о банкротстве 1998 г. Однако понятие арбитражного управляющего, содержащееся в указанных Законах, существенно отличается от того, как оно определено в Законе 2002 г. В соответствии со ст. 2 настоящего Закона О банкротстве (несостоятельности) арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций. По Закону 1998 г. арбитражным управляющим могло быть лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Законом о банкротстве. Разница в указанных определениях заключается в том, что по новому Закону арбитражным управляющим может быть не любое физическое лицо, а только гражданин Российской Федерации. Арбитражный управляющий теперь утверждается, а не назначается арбитражным судом, а также должен являться членом одной из саморегулируемых организаций (см. комментарий к ст. ст. 21 — 22 настоящего Закона).

Понятие арбитражного управляющего имеет собирательный характер, поскольку в зависимости от того, какая процедура банкротства проводится — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, — соответственно утверждаются временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий и конкурсный управляющий.

2. С точки зрения трудового законодательства арбитражный управляющий не является работником суда или должника, он признается индивидуальным предпринимателем (порядок регистрации граждан-предпринимателей установлен п. 3 ст. 23 и ст. 51 ГК РФ).

Как индивидуальный предприниматель арбитражный управляющий с доходов от своей деятельности обязан уплачивать налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ для индивидуального предпринимателя.

Арбитражный управляющий может быть признан банкротом как индивидуальный предприниматель в порядке, установленном ст. 25 ГК РФ и главой X Закона о банкротстве.

Арбитражным управляющим не может быть назначено юридическое лицо, им может быть назначено только физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

При осуществлении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с утвердившим его арбитражным судом. Трудовой договор с арбитражным управляющим не заключается в силу ст. 56 ТК РФ, где определено, что трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Арбитражный управляющий обязан выполнять не только предписания рассматривающего дело о банкротстве арбитражного суда, установленные в решении или определении (например, представление отчета о проделанной работе, представление в суд доказательств уведомления всех кредиторов о дате проведения собрания кредиторов и др.), но в определенных случаях — указания собрания кредиторов. В соответствии со ст. 22 Закона о банкротстве арбитражный управляющий является членом СРО и поэтому должен выполнять также и ее предписания.

Между собранием кредиторов и арбитражным управляющим также не возникает трудовых отношений. Деятельность арбитражного управляющего осуществляется в строгом соответствии с законодательством и состоит в выполнении обязанностей, которые возложены на него Законом о банкротстве. Эти обязанности не могут быть изменены ни арбитражным судом, ни собранием кредиторов, ни СРО.

Законом о банкротстве собранию кредиторов, СРО предоставлена возможность контролировать деятельность арбитражного управляющего. Так, СРО может заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего, в действиях (бездействии) которого установлены нарушения законодательства о банкротстве.

Следует отметить, что Закон о банкротстве 1992 г. не предусматривал применения такой процедуры, как наблюдение, и поэтому в нем отсутствовало понятие временного управляющего. Закон о банкротстве 2002 г. ввел процедуру финансового оздоровления и понятие «административный управляющий».

В отличие от Закона о банкротстве 1998 г., где под арбитражным управляющим понималось физическое лицо, назначенное арбитражным судом для осуществления установленных законом полномочий в целях реализации различных процедур банкротства: наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, — теперь под арбитражным управляющим понимается гражданин РФ, утвержденный арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из СРО.

3. Закон о банкротстве предусматривает четыре вида арбитражных управляющих применительно к каждой из процедур банкротства:

а) временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения;

б) административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления;

в) внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Федеральным законом полномочий. Иных полномочий нет у временного и административного управляющих;

г) конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Федеральным законом полномочий.

4. Требования, предъявленные Законом о банкротстве к арбитражным управляющим, могут быть дифференцированы на две группы.

Первую группу составляют общие требования. Арбитражный управляющий должен:

быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя;

иметь высшее образование;

иметь стаж руководящей работы не менее двух лет (руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику);

сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих. Содействие повышению уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих осуществляет СРО. Организация проведения теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти (например, ФСФО), уполномоченным Правительством РФ, и образовательными учреждениями;

пройти стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего. СРО осуществляет организацию и проведение стажировки гражданина РФ в качестве помощника арбитражного управляющего, представляет сведения о правилах прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в регулирующий орган;

не иметь судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

являться членом одной из СРО;

предоставить финансовое обеспечение своей деятельности в качестве арбитражного управляющего.

Вторая группа требований включает в себя требования, которые могут быть предъявлены к кандидатуре арбитражного управляющего конкурсным кредитором или уполномоченным органом (собранием кредиторов) при подготовке заявки в СРО на предмет представления в арбитражный суд кандидатур административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего. К ним относятся:

наличие у кандидата высшего юридического образования, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

установление определенного количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего.

Эти требования могут применяться в совокупности. При этом конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) не вправе выдвигать не предусмотренные Законом о банкротстве требования к кандидатуре арбитражного управляющего.

5. Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1544 лицензирование деятельности арбитражных управляющих было введено с 1 марта 1999 г. До указанного момента в качестве арбитражных управляющих могли назначаться арбитражным судом и регистрироваться в соответствующем арбитражном суде лица, получившие в установленном порядке аттестат специалиста по антикризисному управлению (п. 3 ст. 185 Закона 1998 г.). В соответствии с новым Законом о банкротстве арбитражные управляющие действуют без соответствующей лицензии. Связано это с тем, что лицензирование деятельности арбитражных управляющих прекращено с 1 июля 2002 г. (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

6. В п. 4 комментируемой статьи руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего, при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику. К руководящему составу предприятия, учреждения, организации относятся не только их непосредственные руководители (директор, генеральный директор и т.д.), но и их заместители.

В соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 231 Закона о банкротстве в течение года со дня его вступления в силу (т.е. с 3 декабря 2002 г.) в качестве стажа руководящей работы, достаточного для назначения арбитражным управляющим, также учитывается стаж по исполнению обязанностей арбитражного управляющего сроком не менее года, за исключением стажа по исполнению таких обязанностей в отношении отсутствующего должника.

Если в соответствии с настоящим Законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника.

7. В случае если исполнение полномочий утвержденного арбитражным судом арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, такой арбитражный управляющий должен иметь или получить допуск к этим сведениям (порядок доступа должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» и Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050 ).
———————————
СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220.

СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4987.

В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне» допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

— принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

— согласие на частичные, временные ограничения их прав (ограничения могут касаться права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне);

— письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

— определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных Законом «О государственной тайне»;

— ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

— принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

В случаях, когда исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, по запросу собрания кредиторов или арбитражного суда СРО должна представить на утверждение арбитражного суда кандидатуры арбитражного управляющего, имеющие допуск к государственной тайне.

8. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляется комиссией, которая формируется на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (в настоящее время таким органом является Министерство юстиции Российской Федерации), и соответствующим образовательным учреждением.

9. Организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляются саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. Порядок осуществления стажировки определен Правилами проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2003 г. N 414 .
———————————
См. приложения. С. 931 — 937.

10. Требование, предъявляемое к арбитражным управляющим, не иметь судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления представляется не вполне понятным. Так, ст. 15 Уголовного кодекса РФ определяет четыре категории преступлений — небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Как видно из комментируемой статьи, она не предусматривает преступления небольшой тяжести. Преступлениями небольшой тяжести согласно ч. 2 ст. 15 УК РФ признаются умышленные или неосторожные деяния, за совершение которых предусматривается максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы. Так, УК РФ, например, предусматривает в качестве одной из мер уголовной ответственности за угрозу убийства или причинения тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, лишение свободы на срок не более двух лет. Причем данная статья не предусматривает повышение ответственности за неоднократность или рецидив, т.е. даже если это будет происходить неоднократно, то максимальное наказание должно быть два года лишения свободы.

Что касается отсутствия судимости как одного из требований, предъявляемых к арбитражным управляющим, то здесь также имеются неясные вопросы. В соответствии с ч. ч. 2 — 5 ст. 86 УК РФ судимость может быть снята или погашена при наличии условий, указанных в этих нормах. А согласно п. 6 данной статьи погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Видимо, правильным будет признать, что, если лицо не имеет судимости или судимость снята, значит, оно вправе быть арбитражным управляющим, даже если данное лицо совершило преступления, указанные в абз. 7 п. 1 комментируемой статьи.

Данное требование вызывает большие сомнения, так как ставит арбитражных управляющих в полную зависимость от СРО, членами которой они являются.

11. Арбитражный управляющий должен быть членом одной из СРО.

12. Положения, содержащиеся в п. 6 комментируемой статьи, устанавливают ограничения при утверждении арбитражным судом арбитражных управляющих. Так, арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих арбитражные управляющие:

— которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;

— в отношении которых введена процедура банкротства;

— которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;

— которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц;

— которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями Закона о банкротстве договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

13. Для утверждения кандидатуры арбитражного управляющего саморегулируемая организация арбитражных управляющих представляет в арбитражный суд документ, удостоверяющий соответствие кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, перечисленным в п. 1 комментируемой статьи.

14. Принципиальной новеллой Закона о банкротстве является процедура страхования ответственности арбитражного управляющего. Договор страхования ответственности является формой финансового обеспечения арбитражного управляющего. Минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем 3 млн. рублей в год. Финансовое обеспечение осуществляется за счет собственных средств арбитражного управляющего. Размер страхового возмещения определяется судом.

Арбитражный управляющий в течение 10 дней с даты его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, который определяется исходя из балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства, а именно:

— три процента балансовой стоимости активов должника, превышающей 100 млн. рублей, при балансовой стоимости активов должника от 100 до 300 млн. рублей;

— 6 млн. рублей и два процента балансовой стоимости активов должника, превышающей 300 млн. рублей, при балансовой стоимости активов должника от 300 млн. до 1 млрд. рублей;

— 20 млн. рублей и один процент балансовой стоимости активов должника, превышающей 1 млрд. рублей, при балансовой стоимости активов должника более чем 1 млрд. рублей.

Общий порядок страхования ответственности регулируется Гражданским кодексом РФ (глава 48). Договор заключается на срок не менее одного года и подлежит обязательному возобновлению на тот же срок.

15. Утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих. Это означает, в частности, что по делам, возбужденным судом, арбитражным судом на основании исков арбитражных управляющих после назначения новых арбитражных управляющих последние должны признаваться истцами в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

16. Из п. 4 ст. 231 Закона о банкротстве следует, что по истечении года со дня вступления в силу Закона (т.е. с 3 декабря 2003 г.) арбитражные управляющие при их утверждении арбитражным судом должны обязательно соответствовать требованиям, касающимся сдачи теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, членства в одной из саморегулируемых организаций. В течение одного года со дня вступления в силу Закона о банкротстве данные требования к арбитражным управляющим не предъявляются. Связано это с тем, что настоящий Закон устанавливает новые требования к кандидатуре арбитражных управляющих, которые не предусматривались ранее действовавшими Законами 1992 и 1998 гг. Поскольку настоящий Закон вступил в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования, к этому моменту не было ни одного арбитражного управляющего, полностью отвечающего установленным требованиям, так же как и не были созданы саморегулируемые организации.

В течение указанного года кандидатура арбитражного управляющего утверждается в порядке, установленном ст. ст. 15 и 45 Закона о банкротстве, либо собрание кредиторов может определить и представить арбитражному суду три кандидатуры на должность арбитражного управляющего (административного управляющего, внешнего управляющего или конкурсного управляющего). При этом собрание кредиторов или его представитель вправе заявить отвод одной из представленных кандидатур на место арбитражного управляющего. Регулирующий орган вправе заявить мотивированный отвод одной кандидатуре или нескольким кандидатурам на должность арбитражного управляющего в случае их несоответствия требованиям п. 4 ст. 231 Закона о банкротстве.

17. Арбитражный суд утверждает кандидатуры административного управляющего, внешнего управляющего или конкурсного управляющего из числа кандидатур, в отношении которых в установленном порядке не был заявлен отвод.

zakonobankrotstverf.ru

Популярное:

  • Закон фз 143 Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями […]
  • Калькулятор осаго 2018г Реальна ли отмена полисов страховки ОСАГО в 2017-2018 годах? Безаварийный страховой стаж (полных лет): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+ Если у вас было ДТП Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой […]
  • План ликвидации аварий угольных шахт План ликвидации аварий угольных шахт должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий ПЛА, и их обязанности; исполнителей мероприятий ПЛА. ПЛА разрабатывается техническим руководителем (главным инженером) шахты и […]
  • Федеральный закон от 27072004 года 79-фз Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской […]
  • Закон о защите конкуренции 2006 г Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции" С изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2007 г., 29 […]
  • Правила саймона на jailbreak Правила саймона на jailbreak 1. Использовать любые Скрипты/читы и прочее. [Бан на 1 Неделю/Навсегда] 2. Использовать баги игры,карт. [Бан на 30 мин/1 день] 3. Использовать программы, меняющие голос/воспроизводящие посторонние […]
  • Федеральный закон no 255-фз от 291206 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным […]
  • Хамовнический мировой суд Мировые судьи (Хамовнический суд), Хамовники, с/у 365 Мировой судья: Веклич Екатерина Андреевна Телефон для справок: 8 (499) 236-25-42 Телефон судебного участка: 8 (499) 237-63-45 ф E-mail: [email protected] Режим работы: […]