Разграничение государственной собственности на природные ресурсы

Право государственной собственности на природные ресурсы

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых говорилось в начале данного раздела.

Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.

При этом встает главный вопрос – о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между субъектами – Российской Федерацией и ее субъектами. В соответствии со ст. 72 Конституции России разграничение права государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, т.е. основные правомочия собственника.

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы. При анализе правовых норм по данному вопросу важно учитывать также положения Федеративных договоров, которые сохраняют свое действие наряду с Конституцией РФ.

В соответствии с Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в ее составе земля, ее недра, воды, растительный, животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик (ст. III). По существу, в Федеративном договоре закрепляется право собственности республик на свои природные ресурсы. Но имеет ли данное положение юридическую силу? В некоторых работах дается положительный ответ на этот вопрос*. Думается, однако, что оснований для положительного ответа нет. Во втором разделе Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» предусматривается, что в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ, действуют положения Конституции. Разграничение права государственной собственности отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72). Следовательно, применительно к регулированию отношений собственности на природные ресурсы Федеративный договор юридической силы не имеет.

Одни вопросы разграничения объектов собственности решены на законодательном уровне, другие – Указом Президента РФ от 16 декабря 1993г. «О федеральных природных ресурсах», устанавливающим некоторые критерии отнесения природных ресурсов к федеральной собственности. Они основаны преимущественно на действующем законодательстве, а также исходя из принципа их общегосударственного значения.

Соответственно к федеральным природным ресурсам могут относиться:

• земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;

• земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

• земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;

• виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

• виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

• месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

• водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;

• иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

Исключительно к федеральной собственности в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. «Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации» отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации. Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует п. «н» ст. 71 Конституции РФ.

Какие природные ресурсы отнесены федеральным законодательством к объектам федеральной и региональной собственности

Так, в соответствии с Законом РФ от 14 августа 1992 г. « О закрытом административно-территориальном образовании»* к федеральной собственности относятся земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, находящимися на соответствующей территории (ст. 6). Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан.

Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям, т.е. участкам земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, решены Федеральным законом от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Соответственно особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

К особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 2 указанного Федерального закона).

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью

Согласно ст. 1 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 2 1 ).

Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений. Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.

Помимо названного выше Указа Президента РФ об объектах федеральной собственности на континентальном шельфе, права РФ на континентальный шельф установлены в ст. 5 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации».

На континентальном шельфе Российская Федерация осуществляет:

• суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без ее согласия;

• исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

• исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают, однако, правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Водные объекты как объекты федеральной собственности

Достаточно полно решены вопросы отнесения водных объектов к объектам федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований в Водном кодексе РФ

В соответствии со ст. 36 в федеральной собственности находятся:

• поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ;

• подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ;

• водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

• водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных (т.е. нагуливающихся в море, а нерестящихся в реках) и катадромных (т.е. нагуливающихся в реках, а нерестящихся в морях) видов рыб;

• трансграничные (пограничные) водные объекты;

• внутренние морские воды;

• территориальное море Российской Федерации;

• водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

• водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

• иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. При этом часть этих полномочий Правительство в соответствии с Конституцией РФ и Водным кодексом РФ может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.

В собственности субъектов РФ, согласно Водному кодексу РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности. Водные объекты признаются собственностью субъектов РФ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти (ст. 37).

Что касается лесов, то они в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ находятся преимущественно в государственной собственности. Причем лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. Федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Разграничение объектов собственности на природные ресурсы

Для федеративного государства разграничение объектов собственности на природные ресурсы носит политический и экономический характер. С проблемой разделения объектов права собственности Федерации и ее субъектов связано два существенных интереса – распоряжения природными ресурсами и получения доходов от предоставления природных ресурсов в пользование. Распоряжаясь природными ресурсами, субъект имеет возможность определять и реализовывать экономическую и социальную политику на своей территории. Предоставляя «свои» природные ресурсы в пользование, субъект получает стабильные доходы, которые могут использоваться для осуществления функций государства, т.е. для решения общих для общества задач, в том числе экологических. Так, специалисты утверждают, что российская экономика в настоящее время просто держится за счет сырьевых ресурсов, большую часть которых составляют нефть и газ. Других отраслей, способных поддерживать экономику России, пока нет.

Но общие для общества задачи решаются на трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Чтобы иметь «природные» деньги, вовсе не обязательно владеть и распоряжаться природными богатствами. Независимо от того, является ли тот или иной природный ресурс собственностью Федерации, субъекта Федерации, важно оптимально, справедливо решить вопрос о распределении платежей в определенных долях, поступающих в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов РФ и муниципалитетов

Принципиальным при этом является вопрос о ставках платежей за природные ресурсы. Он должен быть урегулирован в Федеральном законе «О собственности на природные ресурсы» путем определения критериев, показателей, которые должны учитываться органами исполнительной власти, управляющими природными ресурсами.

Представляется, что природные ресурсы, кроме земельных, преимущественно должны оставаться федеральной собственностью. Федерация, распоряжаясь природными богатствами от имени народа, должна обеспечивать интересы общества и государства, в том числе территорий. Распоряжение природными ресурсами, т.е. предоставление их в пользование, должно осуществляться под взаимным контролем федеральных органов и территориальных. Этому, в частности, способствует единая система органов государственного управления по использованию и охране природных ресурсов в пределах территории Российской Федерации. Законодательное регулирование отношений по распоряжению природными ресурсами осуществляется таким образом, что право пользования ими устанавливается главным образом на основе лицензии, выдаваемой специально упономоченным органом, который входит в федеральную систему управления природопользованием, и договора, заключаемого правительством субъекта Федерации с природопользователем.

Управляет государственной собственностью на природные ресурсы в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России. Законом устанавливаются правовые рамки управления. Чтобы предупредить истощение природных ресурсов, особенно невозобновимых, важно установить в законодательстве четкие лимиты использования природных ресурсов, в пределах которых Правительство вправе в определенный период времени распоряжаться тем или иным природным ресурсом.

bibliotekar.ru

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Разграничение — государственная собственность

Разграничение государственной собственности на территории субъекта РФ, включая разграничение собственности на земельные, водные и другие природные ресурсы, на федеральную собственность и собственность субъекта РФ, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории субъекта РФ проводится, как правило, отдельными соглашениями. [1]

После разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в доходы бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от установленного права собственности на земельные участки. [2]

О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности. [3]

Федеральный закон О разграничении государственной собственности на землю от 4 июля 2001 г. ( 17 июля 2001 г.) № 101 — ФЗ1 по объему небольшой, состоящий всего из восьми статей, был принят в целях решения одного из сложнейших вопросов — разграничения государственной собственности, отнесенного Конституцией РФ к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов и вызывающего острые дискуссии в теории конституционного и иных отраслей права и многочисленные проблемы на практике. Поэтому законодательное определение момента и оснований отнесения земельных участков к тому или иному виду государственной собственности на землю ( федеральной, муниципальной, субъектов РФ), а также порядка разграничения и установления круга проводящих его субъектов имеет первостепенное значение. В качестве оснований в данном Законе названы статус земель и их значение, например земли особо охраняемых природных территорий федерального значения, принадлежность недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, целевое предназначение земель и др. Для Москвы и Санкт-Петербурга основания возникновения у них права государственной собственности на землю удваиваются, поскольку они являются субъектами РФ и сложным конгломератом муниципальных образований, для которых необходимо сохранение единства городского хозяйства. Важные положения содержатся в заключительной ст. 8 Закона. [4]

Федеральный закон О разграничении государственной собственности на землю от 19 июля 2001 г. 1 также в качестве собственников земли называет Российскую Федерацию, ее субъектов и муниципальные образования и перечисляет основания включения земельных участков в федеральную собственность, муниципальную и собственность субъектов РФ. [5]

Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и поэтому приватизация имущества отделения, к которому ответчик относил и жилищный фонд, находящийся в его ведении, осуществляется лишь по решению Правительства Российской Федерации. [6]

Совета Министров РСФСР от 27 декабря 1991 г. О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и поэтому приватизация имущества отделения, к которому ответчик относил и жилищный фонд, находящийся в его ведении, осуществляется лишь по решению Правительства Российской Федерации. [7]

Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020 — 1 О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность ( Ведомости РФ. [8]

В совместном ведении находятся: установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ, разграничение государственной собственности , вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами. Вне пределов ведения федеральных органов власти и их полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Они обладают правом самостоятельно формировать и исполнять свои бюджеты, осуществлять бюджетный процесс, иметь свое бюджетное и налоговое законодательство. Кроме того, Конституцией РФ предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам, а органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Эти положения Конституции РФ создают основу для индивидуально-договорных отношений федерального центра и регионов. [9]

С помощью межевания объектов землеустройства предусматривается решить ряд задач, связанных с формирование земельных участков при разграничении государственной собственности на землю в целях регистрации прав собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; совершенствованием системы государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, с индивидуализацией земельных участков и иных объектов недвижимости; формированием информационной базы землеустроительной документации и другие. [10]

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. [11]

На первый взгляд, может показаться, что это положение не согласуется со ст. 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой разграничение государственной собственности ( в том числе на недра), вопросы владения, пользования и распоряжения недрами и законодательство о недрах относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. [12]

Верховным Советом РСФСР были приняты постановления О порядке введения в действие Закона РСФСР Об охране окружающей природной среды, О введении в действие Земельного кодекса РСФСР и О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность. [13]

Как уже отмечалось, ст. 72 Конституции к предметам совместного ведения относит вопросы: владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничения государственной собственности ; природопользования; охраны окружающей среды и экологической безопасности и др. Субъектами права государственной собственности на земельные участки являются: Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования. В соответствии с Федеральным законом О разграничении государственной собственности на землю от 17 июля 2001 г. это право возникает с момента государственной регистрации, основанием которой являются акты Правительства РФ об утверждении перечня земельных участков — объектов государственной деятельности и вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. [14]

Статья 72 ( часть 1) Конституции Российской Федерации относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами ( пункт в), разграничение государственной собственности ( пункт г), природопользование ( пункт д), лесное законодательство ( пункт к) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. [15]

www.ngpedia.ru

Право государственной собственности на природные ресурсы

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых говорилось в начале данного раздела.

В настоящее время право государственной собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты. Водный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ устанавливают право собственности соответственно на водные объекты и лесные участки. Вопрос же о субъектах государственной собственности на природные ресурсы в законодательстве решен по-разному. Так, Лесной кодекс РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8).

Согласно Закону Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 1.2).

Важным и сложным является вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы между субъектами права — Российской Федерацией и субъектами Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции России разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, то есть основные правомочия собственника.

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы.

Вопросы разграничения объектов собственности решены на законодательном уровне. Так, Земельный кодекс РФ содержит статьи о собственности Российской Федерации (федеральной собственности) на землю (ст. 17) и собственности на землю субъектов Российской Федерации (ст. 18). Соответственно в федеральной собственности находятся земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами;

— право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами;

— право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

— занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

— предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;

— занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации. Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует пункту «н» ст. 71 Конституции РФ.

Рассмотрим, какие природные ресурсы отнесены к объектам федеральной и региональной собственности федеральным законодательством.

Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям решены Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В соответствии с ним к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Дата добавления: 2016-11-28 ; просмотров: 320 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

Право государственной собственности на природные объекты

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых говорилось в начале данного раздела.

В настоящее время право государственной собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты. Водный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ устанавливают право собственности соответственно на водные объекты и лесные участки. Вопрос же о субъектах государственной собственности на природные ресурсы в законодательстве решен по-разному. Так, Лесной кодекс РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8).

Согласно Закону Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 1.2).

Важным и сложным является вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы между субъектами права — Российской Федерацией и субъектами Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции России разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, то есть основные правомочия собственника.

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы.

Вопросы разграничения объектов собственности решены на законодательном уровне. Так, Земельный кодекс РФ содержит статьи о собственности Российской Федерации (федеральной собственности) на землю (ст. 17) и собственности на землю субъектов Российской Федерации (ст. 18). Соответственно в федеральной собственности находятся земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами;

— право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами;

— право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

— занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

— предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;

— занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации. Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует пункту «н» ст. 71 Конституции РФ.

Рассмотрим, какие природные ресурсы отнесены к объектам федеральной и региональной собственности федеральным законодательством.

Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям решены Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В соответствии с ним к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

13. Право природопользования: понятие и виды, основные черты.

«Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы».

Оценивая значение природопользования в рамках экологического права необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу.

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд — экономических, духовных, рекреационных и иных — в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», иных актах.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:

— право пользования атмосферой;

— право пользования растительным миром вне лесов;

— право пользования животным миром.

Правда, в юридической литературе о пользовании атмосферным воздухом говорится реже и меньше, чем о пользовании другими природными ресурсами. В этой сфере более остро стоят вопросы, связанные с охраной атмосферного воздуха, а не регулированием его использования. Соответствующий Закон называется «Об охране атмосферного воздуха», хотя предшествующий Закон в данной сфере (1982 г.) предусматривал также регулирование потребления атмосферного воздуха для производственных нужд (ст. 41). Видом использования атмосферы является выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Основной считается правовая классификация видов природопользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей.

В земельном законодательстве определено целевое назначение всех категорий земель в пределах территории России, соответствующее видам землепользования. Так, Земельный кодекс РФ (ст. 7) выделяет:

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли населенных пунктов;

— земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

— земли особо охраняемых территорий и объектов;

— земли лесного фонда;

— земли водного фонда;

Кроме того, названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, детализирующую их назначение. Так, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

— инженерных и транспортных инфраструктур;

— иным территориальным зонам (ст. 85).

В соответствии с Федеральным законом «О недрах» недра предоставляются в пользование для:

— геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

— разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

— строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

— для других целей.

Водный кодекс РФ устанавливает, что водные объекты могут использоваться для следующих целей:

— питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

— сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

— производства электрической энергии;

— водного и воздушного транспорта;

— лечебных и оздоровительных;

— рыболовства и охоты;

— разведки и добычи полезных ископаемых;

— обеспечения пожарной безопасности (ст. ст. 43 — 53).

Согласно Лесному кодексу РФ в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:

— заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

— заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

— ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

— ведение сельского хозяйства;

— осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

— осуществление рекреационной деятельности;

— создание лесных плантаций и их эксплуатация;

— другие виды (ст. 25).

Основными видами пользования животным миром в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» являются охота и рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих.

Специфические виды использования атмосферы, регулируемые Законом об охране атмосферного воздуха, — потребление атмосферного воздуха для производственных нужд и удаление загрязняющих веществ в процессе функционирования общества.

Важное юридическое значение имеет классификация природопользования на общее и специальное. Ее критерием являются основания возникновения права природопользования.

studopedia.org

Популярное:

  • Как оформить сокращение ставки Может ли работодатель в одностороннем порядке перевести сотрудницу на 0,5 ставки? Такого понятия, как "ставка", трудовое законодательство не определяет. Исходя из смысла, который обычно вкладывается в этот термин, работа по […]
  • Оформить простой оплата Как оформить вынужденный простой по вине работодателя? Вынужденный простой по вине работодателя – это приостановка работы сотрудника на определенный период времени, вызванная ошибкой его начальника. Данная мера необходима для […]
  • Ст 127 закона о банкротстве Статья 127. Конкурсный управляющий 1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 […]
  • Поправки в статье 72 ук рф от 2018 года МОСКВА, 4 июл — РАПСИ. Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Уголовный кодекс, согласно которым будет изменен порядок зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в силу в срок отбывания […]
  • Преступление и наказание сны раскольникова Преступление и наказание сны раскольникова 20.05.2018 - ВНИМАНИЕ. Одиннадцатиклассники! Вы можете выставить свои работы как по русскому, так и по литературе на проверку в ВИП-раздел сайта. Цена перед экзаменами снижена. […]
  • Закон осаго с последними изменениями Закон осаго с последними изменениями Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Правила ОСАГО в 2018 году — действующая редакция правил страхования с […]
  • Приказ no 132 от 020891 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27 февраля 2016 г. № 132н "О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей […]
  • Следственный комитет с 2017 Приказ СК России от 12 января 2017 г. № 12 Зарегистрировано в Минюсте России 3 февраля 2017 г. № 45521 СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 января 2017 г. № 12 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ПРИЕМА ГРАЖДАН […]