Разрешение на все летала

Текст песни Младший МитяЙ Ft. Proстанция (Disko) – Доигралась

Слушать онлайн Младший МитяЙ Ft. Proстанция (Disko) – Доигралась

Ну что моя родная доигралась,
Была так дорога,спасибо бля в кавычках малость.
Тебе видь за#балось, может внешность,моя старость.
После тебя еще воспоминания, фу гадость.

Наверно я любил,стопе роднуль, я пошутил,
Хватит тут пускать из носа сука свои пузыри.
Ни такой я один,было время,да грустил.
Ты вспомнишь хатико, а я забуду как любил.

И всё же что-то помню: встречи, этот поцелуй,
Нах#й не блатной, такая жизнь, привыкай и кайфуй.
А ты пока танцуй, забудь что между нами было.
Пусть стало так уныло,всё же я с улыбкой,милая.

Милая,родная,но не ты.
Милая, родная, дом, семья в саду цветы.
Вот-это жизнь,бери девчонка на заметку,
За#бали прыгать с хуя на х#й,как птица на ветку

[Припев]:
Девчонка все летала и уплетала.
Повернись ко мне лицом и вспомни
Что тебе мать сказала.
Забыла, да хули толку излагать,
Падай дальше на кровать.
Не забывай ему сосать

Девчонка все летала и уплетала.
Повернись ко мне лицом и вспомни
Что тебе мать сказала.
Забыла, да хули толку излагать,
Падай дальше на кровать.
Не забывай ему сосать

Я сразу вспомнил что в то время было,
Сидели трое, кого из нас тогда любила?
В руке текила, а ты игриво не красиво,
Чтобы поступить как тварь разрешения не спросила.

Ты одумайся,оправданий мне не надо.
Знаю в твоей сумке два гандона и помада.
Для кого-то ты пи#дата,для меня же просто вата.
Стала ты такой, доверилась этим ребятам.

Смотри какая сучка,садится на бабло.
Ты как поплывок,а если клюнет,то на дно.
Это сон,черно-белое кино.
Я же в марафон, твой в абоненте телефон.

Зачем всю эту рисовалась,
перебежки с хуя нах#й ты мне не сдалась.
А я с пацанами убиваюсь ,
А ты мериешь хуи мразь.

[Припев х2]:
Девчонка все летала и уплетала.
Повернись ко мне лицом и вспомни
Что тебе мать сказала.
Забыла, да хули толку излагать,
Падай дальше на кровать.
Не забывай ему сосать

text-pesni.su

Ольга Орлова, 40 лет

Ольга пришла в коллектив в 22 года и стала первой солисткой «Блестящих». В 2000 году у певицы закончился контракт. Она уходить не собиралась, но узнала, что беременна и долго скрывала этот факт от продюсеров. Когда о беременности узнали создатели коллектива, Ольгу попросили покинуть группу. Она снялась в последнем клипе «Белым снегом», но позже все эпизоды с Орловой из клипа вырезали. После этого был долгий период затишья. Через пару лет Ольга вернулась на сцену, пела одна, но появлялась довольно редко. Брак с бизнесменом Александром Кармановым распался в 2004-м. Ольга снималась в кино, играла в спектаклях, а год назад пробовала себя в качестве ведущей реалити-шоу «Дом-2». Не так давно на шоу случился скандал, когда уравновешенная Ольга заявила, что ей надоело принимать участие в том фарсе и вранье, который творится на Острове любви, что она хочет уйти и ей стыдно за все, что происходит в эфире. Ушла ли Орлова с проекта или только взяла передышку — пока неизвестно.

Полина Иодис, 39 лет


Девушка с литовскими корнями работала в «Блестящих» всего три года. После ухода из группы занималась архитектурой, а затем увлеклась экстремальными видами спорта. Жила на Бали и в Португалии. Является одним из организаторов федерации России по серфингу и ежегодного серфкемпа в Португалии. Полина замужем, родила двоих дочерей.

Варвара Королева, 39 лет

Варвара крайняя слева

Варвара Королева — третья солистка первого состава группы. Работала в коллективе всего год, а затем стала заниматься скалолазанием и в шоу-бизнес больше не возвращалась.

Ирина Лукьянова, 41 год

Ирина работала в группе по 2003 год. Сейчас она многодетная мама: воспитывает двоих детей от первого брака мужа Михаила Синицина и двух общих дочерей, Аню и Сашу. Ирина полностью посвятила себя семье и совершенно не жалеет, что ушла из коллектива.

Выступала в «Блестящих» с 1997 по 2003 год, а затем решила продолжить сольную карьеру, причем решение с продюсером Грозным было общим. Выйдя из состава, Жанна продолжала дружить с Ольгой Орловой. Десять лет занималась сольной карьерой, которую закончила через год после того, как встретила Дмитрия Шепелева. Почти сразу после рождения сына – Платона у певицы диагностировали опухоль головного мозга 4-й стадии. Через два года Жанна скончалась.

Ксения Новикова, 38 лет

После ухода Жанны из коллектива, Ксения стала лидером группы и проработала в ней дольше всех, почти 12 лет. В 2007 году она ушла в длинный декретный отпуск, родила двоих сыновей бизнесмену Андрею Середе. Первый брак однако закончился судебной тяжбой и борьбой за детей. Бизнесмен увез детей за границу, и Ксения не видела их больше года. В итоге все закончилось благополучно, в 2015 году она снова вышла замуж второй раз, а в 2016 окончательно распрощалась с «Блестящими».

Юлия Ковальчук, 35 лет

Юля заменила в «Блестящих» Ольгу Орлову, когда ей было всего 19 лет, и стала одной из самых успешных участниц группы. Она проработала около шести лет, а затем занялась сольной карьерой. В 2013 году Юля вышла замуж за певца Алексея Чумакова, а в прошлом году родила дочь.

Анна Семенович, 38

Пришла на место Ирины Лукьяновой, которая ушла из коллектива из-за беременности. Семенович — бывшая фигуристка, несколько лет работала на разных телеканалах в качестве журналистки. Анну пригласили в группу после одного из интервью, которое она брала у «Блестящих» для канала «Муз-ТВ. Так Анна стала певицей и работала в коллективе с 2003 по 2007 годы.

Надежда Ручка, 37

До «Блестящих» Надя пела в составе группы Party. Ее уход из группы, как и у большинства участниц, был связан с беременностью. В прошлом году Надежда родила сына от сотрудника нефтяной компании Дениса Боярко.

Анастасия Осипова, 33

Осипова пела в группе с 2007 по 2015 год и пришла на место Семенович. В 2016-м вышла замуж и родила.

Наталья Фриске, 32

Младшая сестра Жанны также была участницей группы около года, но в 2013-м году вышла замуж и забеременела. Однако в судьбе Натальи случилось сразу две трагедии, сначала она потеряла сестру, а затем из-за сильных переживаний не смогла выносить ребенка.

m.goodhouse.ru

Порядок получения разрешения на использование воздушного пространства для гражданских БПЛА

#1 OFFLINE dimkyd

  • Пользователи
  • 14 сообщений
    • Город: Kaliningrad
    • Коптер: DJI Mavic Pro

    «..С точки зрения Федеральных Правил Использования Воздушного Пространства РФ (ФП ИВП РФ), даже запуск маленького китайского детского вертолета или самолета уже является нарушением правил использования воздушного пространства и лицо осуществляющее запуск игрушки должно быть наказано в соответствии со ст.11.4 КоАП РФ. Естественно, что различные органы и службы проявляют повышенный интерес к изделиям, имеющим большую взлетную массу, чем китайский вертолет из «Детского Мира». Такие летательные аппараты могут нести в себе угрозу для воздушного движения, а также для третьих лиц..» ©

    Человек проделал титанический труд!

    Порядок получения разрешения на использование воздушного пространства для гражданских БПЛА

    Порядок получения разрешения на использование воздушного пространства для гражданских БПЛА (квадрокоптеров и иных радиоуправляемых авиамоделей) в Российской Федерации на примере Калининградской области.

    Разрешается и даже приветствуется копирование данного материала на другие сайты, форумы и иные ресурсы при обязательном условии указания авторства данной статьи — Штейн Дениса.

    Напомню, что для запуска любой радиоуправляемой авиамодели (самолета, вертолета, квадрокоптера, летающего крыла, трикоптера, гексакоптера, октокоптера и т.д.) независимо от веса: неважно, весит она 200 грамм или 20 килограмм и высоты полета: 0,1 метр или 1 километр, необходимо как минимум разрешение на использование воздушного пространства(ИВП).

    Если вы планируете запускать авиамодель в населенном пункте, то вам также потребуется получить разрешение на полеты от органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

    Ниже я опишу процесс получения разрешения на ИВП для БПЛА (именно к этой категории относятся радиоупраляемые модели). Методика работает на всей территории РФ, с той лишь разницей, что вы взаимодействуете с теми филиалами, в зоне ответственности которых планируется работа. Для Калининградской области, в случае установления местного режима следует работать с ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург) и РЦ ЕС ОрВД (Калининград). Для получения временного режима следует обращаться в Главный Центр г. Москва по тел.8(495)601-06-64 Структурная карта РЦ и ЗЦ ОрВД — https://www.gkovd.ru. skhema-es-orvd/

    Если вы собираетесь осуществлять фото/видеосъемку с воздуха, то вам прежде всего следует получить соответствующие разрешения от Генерального Штаба ВС РФ и ФСБ РФ (требуется рассекречивание,контроль полученных файлов), если полеты проходят в пределах населенного пункта — разрешение на полеты и съемку от органа местного самоуправления, а также если вы планируете проводить съемку, либо иные авиационные работы в полосе шириной до 25км от государственной границы, то вам потребуется отдельное разрешение от территориального органа ФСБ РФ. (Особенно актуально для Калининградской области) Единственное исключение — приграничная полоса вдоль государственной границы РФ в Северном Ледовитом океане не устанавливается.

    Так как Калининградская область относится к особому региону (из-за ее географического положения, большого количества зон ограничений и запретных зон, режимных объектов), то перед составлением документации для получения разрешения на ИВП следует согласовать полеты с Калининградским Районным Центром Единой Системы Организации Воздушного Движения (Калининградский РЦ ЕС ОрВД) направив факс по телефону 8 (4012)57-99-20, либо с диспетчером планирования ИВП 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39; Требуется сообщить географические координаты точки(точек), предельную высоту, максимальный радиус полета, цель полетов.

    В моем случае полеты производились недалеко от пос. Взморье, Светловского округа и ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург) отдельно настаивал на согласовании полетов с военным аэродромом Чкаловск. После того, как согласование на полеты было получено, РЦ ЕС ОрВД уведомит ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург)от том, что полеты в данном участке воздушного пространства возможны.
    В представлении на установление местного/временного режимов, можно указать до трех основных и трех резерных дней для полетов БПЛА. В некоторых случаях это может быть полезно — не уверены в погоде или другие обстоятельства.

    После этого, внешнему пилоту БПЛА следует подготовить представление на установление местного\временного режима. Представление на местный режим должно подаваться не позднее, чем за 3 суток, а временного — не позднее чем за 5 суток. В моем случае предполагалось установление местного режима и я заблаговременно подготовил соответствующее заявление. Его следует распечатать или написать от руки, подписать и отправить на электронную почту в ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург) — [email protected] Пример этого документа, а также другие файлы можно скачать по ссылке в конце статьи.

    Если вы предполагаете производить съемку с воздуха, то все полученные разрешения нужно приложить к заявлению и указать в представлении. Время полетов нужно указывать в стандарте UTC (Гринвич). Для Калининградской области нужно просто отнять 2 часа от местного времени для того чтобы получить значение всемирного координированного времени (UTC). Также в представлении нужно указать фамилию и должность лица, с кем были согласованы полеты (РЦ ЕС ОрВД).

    После того, как вы отправили представление на установление местного\временного режима, можно через час перезвонить в ЗЦ ЕС ОрвД по телефону 8(812)305-17-97 для контроля получения и согласования.

    Если документ был составлен верно и полеты были утверждены, вам выдадут номер местного\временного режима (мой номер местного режима был МР-459) Выдача номера означает установление соответствующего режима. После этого можно составлять план полета БПЛА. Подавать план полета БПЛА следует не позднее чем за сутки до начала деятельности. Советую подавать все документы заранее, с учетом на всевозможные поправки.

    Мой план полета выглядел следующим образом:
    (СХР-ЗЗЗЗЗ
    -ЗЗЗЗ1700
    -М0000/М0015 /ЗОНА5443С02014В/
    -ЗЗЗЗ0100
    -ДОФ/170421 ДЕП/5443С02014В ДЕСТ/5443С02014В ЕЕТ/УМКК0001 ТЫП/БЛА
    ОПР/ШТЕЙН ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ РМК/ЗОНА РАДИУСОМ 150М С ЦЕНТРОМ 5443С02014В, МР-459, ТЛФ ДЛЯ СВЯЗИ 89062175252)

    Понять обозначения и правила составления плана полета поможет документ — Приказ Минтранса России «Об утверждении Табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации». Читать следует раздел IV. Сообщение о плане запуска шара-зонда,плане полета беспилотного летательного аппарата и пилотируемого аэростата.
    Здесь же я помогу читателю понять обозначения в моем плане полета с тем, чтобы он мог составить свой план без больших затруднений.
    Итак, структура плана полета напоминает скорее текст телеграммы, но она соответствует таблице Приложение №4 к Табелю сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

    В первой строке указывается тип сообщения — для БПЛА указывается SHR, то есть в транслите СХР. Так как для авиамоделей опозновательный индекс воздушного судна не вводится, то указываем ZZZZZ — в транслите ЗЗЗЗЗ. Итого получаем СХР-ЗЗЗЗЗ

    Далее, указываем аэродром и время вылета. Так как авиамодель мы запускаем не с аэродрома, то указываем ZZZZ — в транслите ЗЗЗЗ. Время начала полета указывается как и везде, в стандарте UTC(Гринвич). Время соответствует значению, указанному в представлении на местный режим, т.е. 17.00. Указываем 1700. Итого получаем -ЗЗЗЗ1700

    В поле маршрут, указывается в десятках метров максимальная абсолютная высота — буква M и без пробела четыре цифры, обозначающие значение высоты в десятках метров, определенной по минимальному атмосферному давлению, приведенному к уровню моря, а необходимое количество цифр также дополняется слева нулями. В моем случае максимальная высота полета составляет 150м -М0000/М0015. Границы зоны полета записываются после признака «/ZONA» (ЗОНА) и координат: четыре цифры — широта места в градусах и минутах с указанием буквы N (северная) или S (южная) и пять цифр — долгота места в градусах и минусах с указанием буквы E (восточная) или W (западная), при этом необходимое число цифр дополняется с помощью нулей. В моем случае — 5443С02014В. Законченная строка имеет вид -М0000/М0015 /ЗОНА5443С02014В/

    Следующей строкой указывается аэродром назначения и общее расчетное истекшее время до посадки. Так как аэродром не используется, указывается ZZZZ (ЗЗЗЗ) и время 1 час — 0100, в соответсвии с представлением на установление местного режима. Запись принимает вид -ЗЗЗЗ0100

    Теперь указывается прочая информация. Значение ДОФ/170421, означает DOF/ — дата вылета летательного аппарата в формате из шести цифр (YYMMDD, где YY — год, MM — месяц и DD — день). Соответственно, дата вылета 21 апреля 2017 г — ДОФ/170421. ДЕП/5443С02014В ДЕСТ/5443С02014В означают координаты запуска DEP(ДЕП) и посадки DEST(ДЕСТ) БПЛА. В моем случае координаты совпадают. ЕЕТ/УМКК0001 обозначает основные точки или четырехбуквенные обозначения (индексы) районов Единой системы и нарастающее расчетное истекшее время с момента взлета до таких точек или границ районов ответственности. Обозначение Калининградского районного центра — УМКК. Цифровое значение — 0001, это время равно 1 минуте, для установления районного центра после взлета БПЛА. ТЫП/БЛА означает TYP/BLA, тип летательного аппарата — БПЛА. Финальная запись принимает вид -ДОФ/170421 ДЕП/5443С02014В ДЕСТ/5443С02014В ЕЕТ/УМКК0001 ТЫП/БЛА

    ОПР/ШТЕЙН ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ, обозначает OPR/ — указывается сокращенное наименование федерального органа исполнительной власти, название организации или данные физического лица (фамилия, имя, отчество), при этом применяются буквы русского алфавита. РМК/ — RMK/ — любые другие замечания произвольным текстом с применением букв русского или латинского алфавита, если считается необходимым. В моем случае указывается радиус полета 150м, в точке с координатами 5443С02014В. Далее указан номер местного режима МР-459 и указан мобильный телефон для оперативной связи. В теории можно указать любую другую полезную информацию. Запись принимает вид —
    ОПР/ШТЕЙН ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ РМК/ЗОНА РАДИУСОМ 150М С ЦЕНТРОМ 5443С02014В, МР-459, ТЛФ ДЛЯ СВЯЗИ 89062175252)

    После того, как полетный план был подготовлен, вам следует его направить в ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург), по адресу — [email protected]
    Отправлять план следует только в виде электронного текста, так чтобы его можно было выделить и скопировать средствами операционной системы компьютера (т.е. не в виде фотографии).

    После отправки плана полета БПЛА, следует позвонить в ЗЦ ЕС ОрвД по телефону 8(812)305-17-97 и получить подтверждение получения плана. Вас проинформируют о том, что план был включен в систему и теперь уже можно ждать даты полета БПЛА.

    При наступлении дня полета БПЛА, следует не позднее чем за 2 часа позвонить в ЗЦ ЕС ОрвД по телефону 8(812)305-17-97 назвать номер своего местного режима и сообщить о намерении выполнять полеты в соответствии с представленным планом полета.

    После этого, не позднее, чем за 2 часа необходимо позвонить в группу планирования РЦ ЕС ОрВД Калининград по телефону 8(4012)57-99-38 назвать номер своего местного режима и запросить разрешение на ИВП.
    С началом деятельности по ИВП (запуском БПЛА), не позднее, чем за 5 минут следует позвонить в группу планирования РЦ ЕС ОрВД Калининград по телефону 8(4012)57-99-38 и сообщить о фактическом времени начала деятельности по ИВП. Я звонил ровно в 17.00 UTC, сообщал перед запуском БПЛА. Теперь можно спокойно летать, имея ввиду, что в запасе есть ровно 1 час.

    После окончания полетов необходимо позвонить в группу планирования РЦ ЕС ОрВД Калининград по телефону 8(4012)57-99-38 и сообщить об окончании деятельности. Сделать это следует не позднее, чем через 10 минут, после завершения работ.

    Последний этап — следует сразу сообщить о фактическом завершении деятельности в ЗЦ ЕС ОрвД (Санкт-Петербург) по телефону 8(812)305-17-97. После этого местный режим будет закрыт.

    Ссылка для скачивания файлов — https://goo.gl/AKHU0t

    PS: отправлен запрос в МинТранс РФ- получен ответ:

    dji-club.ru

    Война и ВПК

    Все за сегодня

    Мультимедиа

    Лицензия на космос

    Как бюрократия мешает появлению в России своего Илона Маска и почему не обойтись без спутников, сделанных в гараже.

    Российская космонавтика переживает не лучшие времена. Госкорпорация «Роскосмос» переводит дыхание после очередной масштабной реформы, ракеты взрываются и падают, со спутниками теряется связь, новый космодром Восточный строится с непрерывными коррупционными скандалами. А в это время в мире происходит бум частной космонавтики: Илон Маск и Джефри Безос создают возвращающиеся ракеты-носители, на орбиту выходят сотни коммерческих спутников, созданных вчерашними студентами.

    Новый законопроект, внесенный в начале этого года в Госдуму, должен отчасти снять бюрократические преграды, мешающие развитию частных компаний в российской космонавтике. Радио Свобода встретилось с теми, кто решился запускать спутники за собственные деньги, и обсудило с ними, почему для производства подшипников нужна лицензия ФСБ, как управлять комбайнами с орбиты и насколько новый закон способен помочь частной космонавтике в России, а она — хотя бы отчасти вернуть стране былые позиции в космосе.

    Четыре против нескольких сотен

    Бум частной космонавтики в мире начался больше 20 лет назад. Пожалуй, самым существенным толчком к этому стали законодательные инициативы США, а именно закон о закупке услуг по запуску (Launch Services Purchase Act), принятый в 1990 году, и последовавший за ним в 1998 году закон о коммерческом использовании космоса (Commercial Space Act). «Американцы в какой-то момент решили, что там, где решаются коммерческие задачи, мы отдаем приоритет частной космонавтике и ищем способ взаимодействия с ней», — объясняет генеральный директор российской аэрокосмической компании «Спутникс» Андрей Потапов. У коммерческих компаний появились якорные государственные заказчики, у инвесторов появилась финансовая подушка, накопленная на других рынках, например IT. «Кроме того, всем стало понятно, что традиционная космическая модель заходит в тупик», — говорит Потапов.

    Частные компании стали проникать во все сферы космонавтики — это и строительство ракет-носителей, и строительство космодромов, и запуски, и доставка грузов на МКС. Но ярче всего новая тенденция проявилась на рынке создания спутников, обработки спутниковых данных и производства основанных на этих данных сервисов.

    Космос: пришло время мечтателей и энтузиастов

    Космос стирает границы между странами

    Японский космонавт о жизни на МКС

    Космос: последний рубеж и политическая одиссея

    ABC.au 04.10.2015 «В какой-то момент космос начал проигрывать в борьбе за коммерческие рынки, — рассказывает Потапов. — Например, массовый потребитель был полностью проигран в телекоммуникациях. Компании спутниковой телефонии, такие как «Иридиум» и «Глобалстар», изначально рассчитывали на массовый рынок, но со временем сотовая связь всех обогнала — за счет скорости обновления, за счет введения новых стандартов». Потапов объясняет, что и в других сферах, где изначальными преимуществами обладали спутниковые технологии, такими как дистанционное зондирование земли (ДЗЗ), космос также рискует столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны более гибких и доступных альтернативных технологий, например аэростатов и стратосферных беспилотников на солнечных батареях.

    Классическая космонавтика, сопряженная с многолетними производственными циклами и значительной госрегуляцией, перестала успевать за прогрессом в других областях и потребностями рынка. В то же время технологический прогресс сделал возможным создание недорогих, компактных и вполне функциональных космических аппаратов. Существенно правила игры изменились, когда в 1999 году был представлен формат миниатюрных спутников CubeSat. «Идея была простая — не просто все максимально миниатюризировать, но и сделать в универсальном форм-факторе. Это максимально упростило запуск, потому что такие спутники можно собирать в контейнеры и запускать на орбиту пачками, в качестве попутного груза для ракеты-носителя», — рассказывает Потапов.

    Стандартная единица объема CubeSat — куб с десятисантиметровой гранью. Реальный аппарат может состоять из нескольких кубов, в самом традиционном варианте из трех. Такой спутник формой и размером напоминает пакет из-под сока. «Сначала с кубсатами стали активно работать американские университеты, — говорит Потапов, — но это довольно быстро проникло в индустрию. Возникло глобальное сообщество, в котором начала вариться жизнь. Это была технология, которая обеспечивала космонавтике гибкость и позволила применять новые бизнес-модели».

    Небольшие спутники стандартного форм-фактора в ближайшем будущем можно будет собирать из стандартных компонентов, как конструктор-лего (подобные наборы уже есть в продаже). В отличие от традиционной космонавтики, требования к электронной начинке кубсатов могут быть намного ниже — недорогой аппарат не так жалко потерять из-за, например, облучения космической радиацией. А все это позволяет выпускать микросхемы массовыми партиями, что делает кубсаты еще доступнее.

    Пожалуй, сильнее всего новая технология может отразиться на рынке ДЗЗ — спутниковой съемки и других видов исследования земной поверхности из космоса. Появились и быстро привлекли значительные инвестиции такие стартапы, как SkyBox (основана в 2009 году, а в 2014 году куплена Google за 500 миллионов долларов) или Planet Labs, с помощью данных спутников которой удалось обнаружить две изолированные деревни, пострадавшие от землетрясения в Непале в апреле прошлого года. После очередного раунда инвестиций, принесшего Planet Labs 70 миллионов в конце прошлого года, ее рыночная оценка превзошла миллиард долларов, а это уже две трети капитализации знаменитой Space X Илона Маска).

    Потапов рассказывает, что именно бум на рынке малых спутников стал поводом для создания в 2012 году компании «Спутникс», отделившейся два года спустя от «СКАНЭКС», российского лидера в области создания станций приема и обработки данных ДЗЗ. «Мы понимали, что появляется много проектов ДЗЗ, связанных с многоспутниковыми системами — потому что идет гонка за оперативность наблюдений, я называю это гонкой за максимально живую карту. Грубо говоря, как Google-карты или «Яндекс-карты», но с покрытием, которое обновляется раз в час. Из этих данных можно извлекать дополнительную информацию, например, о паводках, об урожайности сельхозземель. Есть даже такие экзотические проекты, как оценка загруженности парковок».

    Обычно провайдеры данных ДЗЗ, в том числе «СКАНЭКС», получают данные от традиционных спутников, обрабатывают их и продают клиентам, например »Яндексу», МЧС или компаниям сельскохозяйственного комплекса. Возможность запуска относительно недорогих частных аппаратов определило новую бизнес-модель: теперь можно запускать целые рои кубсатов, которые обеспечивают пусть менее качественную, зато более частую съемку. Сейчас флот Planet Labs состоит из 101 «Голубки», как компания называет свои аппараты, и он способен ежедневно заново фотографировать каждую точку земного шара: для сравнения — Google Earth делает это лишь раз в пол года.

    Потапов объясняет, что ДЗЗ — далеко не единственная область, сулящая большое будущее малым космическим аппаратам. Компания OneWeb собирается запустить в следующем году более 700 небольших спутников, которые обеспечат глобальное интернет-покрытие планеты, и это, по мнению Потапова, технология, которая может существенно повлиять на каждого из нас в самое ближайшее время. Есть и другие проекты — вплоть до добычи полезных ископаемых на астероидах. Космос, долго остававшийся преимущественно полем сражения государственных амбиций, снова становится пространством большой коммерции. Ежегодно в мире запускается несколько десятков частных космических аппаратов, в общей сложности на орбите находится уже несколько сотен кубсатов.

    А сколько частных спутников создали и запустили компании из России, страны, претендующей на лидерство в мировой космонавтике? Их четыре. Два спутника, созданные компанией «Даурия Аэроспэйс», Perseus-M1 и Perseus-M2, были запущены 19 июня 2014 года, а в 2015 году проданы американской компании Aquila Space. Еще два, «Таблетсат-Аврора» компании «Спутникс» (был выведен на орбиту вместе с «Пегасами») и DX1 той же «Даурии» (запущен 8 июля 2014 года) никакой коммерческой функции не имеют, они были созданы и отправлены на орбиту с целью испытания и демонстрации технологических платформ.

    Так что же мешает российским частным компаниям активно включиться в освоение коммерческого космоса?

    Профицит документов, дефицит смазки

    Для того чтобы работать в российской космонавтике, например, изготовить любой спутник, нужна специальная лицензия, в противном случае вы не сможете работать по коммерческим, в том числе государственным, заказам. Получение лицензии — многоступенчатая бюрократическая процедура, лишь немногим менее сложная, чем космическая техника. Основной промежуточный документ, необходимый при лицензировании, — так называемый сертификат о наличии в компании системы менеджмента качества (СМК), соответствующий положению РК-11-КТ. Это положение, ключевой текст, регулирующий космическую отрасль, сам по себе является ДСП, документом для служебного пользования. Многие необходимые стандарты и вовсе имеют гриф секретности. Так что даже для того, чтобы выяснить, каким именно требованиям должна отвечать ваша компания и ваша продукция, вам придется получить специальную лицензию ФСБ на доступ к секретным сведениям.

    Николай Веденькин, директор по управлению проектами компании «Даурия Аэроспейс», рассказывает, что для получения лицензии ФСБ внутри компании нужно создавать собственный «первый отдел» — с секретной комнатой и секретной библиотекой. Впрочем, как объяснил Радио Свобода источник в отрасли, все это можно отдать на «аутсорс» — заключить договор с одной из дочерних компаний Роскосмоса, в которой все это уже есть. В любом случае, сотрудники компании получают необходимые формы допуска (третьи, а генеральный директор вторую) и могут работать с секретными документами, в частности РК-11-КТ. Следующий шаг — получение сертификата СМК, сначала временного, а спустя год, по итогам проверки, и постоянного. Чтобы претендовать на сертификат, у вас, среди прочего, должен быть бессрочный договор аренды. «Если ты маленькая компания в гараже с договором, как это часто бывает, на 11 месяцев, тебе лицензию Роскосмоса не дадут просто на формальных основаниях», — говорит Веденькин.

    Но даже если вы, наконец, получили заветную лицензию, это не значит, что теперь можно вздохнуть спокойно. Если вам повезло работать по государственному заказу, как «Даурии», которая заканчивает сборку двух спутников МКА-Н, способных вести наблюдения поверхности Земли в видимом и инфракрасном диапазоне с разрешением 22 метра, у вас появляются новые проблемы.

    Для начала лицензиями на космическую деятельность должны обладать и ваши прямые поставщики, например, подшипников или смазки. «У спутников есть проблема — там много механических узлов, всякие поворотные антенны и так далее, смазка нужна везде, — объясняет Веденькин. — И специальная смазка стоит безумных денег, ее в российской отрасли делают всего две компании». Выбор так мал не потому, что невозможно создать новую, хорошую и дешевую смазку для работы в космических условиях, а потому, что, придумав ее, вы не попадете на космический рынок — если, конечно, у вас нет лицензии. В итоге на российском рынке комплектующих для космоса практически нет конкуренции, которая бы подстегивала уровень качества и технический прогресс. Зато стоимость конечного продукта увеличивается в космических пропорциях. «Вот у вас два подшипника, один обычный, за 1000 рублей, другой — лицензированный, грубо говоря, за миллион. И цена — их единственное различие», — иронизирует Веденькин.

    В спутниках, разумеется, есть не только механические узлы, но и электроника. Электронные компоненты бывают четырех классов — бытового, промышленного, военного и космического. Фактически они отличаются друг от друга надежностью: понятно, что требования к процессору вашего домашнего компьютера отличаются от требований к чипам бортовых компьютеров боевых самолетов. В космосе, где атмосфера либо сильно разряжена, либо практически отсутствует, электроника меньше защищена от космических лучей, значит, микросхемы должны хорошо сопротивляться радиации. Испорченный жестким излучением чип может стать причиной катастрофы, привести к гибели людей и потере дорогостоящего оборудования. Но что, если ваш аппарат — крохотный коммерческий спутник?

    «Коммерческая компания создает систему на свой страх и риск, например Surrey Satellite Technology Limited (SSTL), один из мировых лидеров в производстве аппаратов для ДЗЗ, делает все спутники только на электронике промышленного уровня. У них нет микросхем военного уровня, только очень редко космического, для тех аппаратов, которые должны работать по 15 лет», — рассказывает Веденькин. Очевидно, микросхемы промышленного уровня, в отличие от космического, производятся массово, их цена намного ниже, технологии лучше отработаны и реже встречается производственный брак. И с коммерческой точки зрения это вполне уравновешивает вероятность отказа электроники из-за космической радиации, особенно, если срок спутника не очень велик.

    «Риски можно просчитать. Если тот же самый аппарат будет стоить в 10 раз дешевле, но все равно пролетает то же время, то почему нет? SSTL дают гарантию на свои спутники на орбитах до 2000 километров. Поймите, люди, вкладывающие деньги в космические бизнес, не идиоты», — говорит Веденькин. Но то, что возможно в западной космонавтике, невозможно в российской. Веденькин объясняет, что пресловутое положение РК-11-КТ требует, чтобы все электронные компоненты были космического или военного класса, причем последние должны пройти обязательную дополнительную сертификацию Роскосмоса.

    Бюрократические преграды, мешающие частным компаниям попасть на российский космический рынок, имеют и финансовой выражение. «Сама по себе лицензия Роскосмоса стоит недорого, несколько тысяч рублей, — говорит Веденькин. — Но сопутствующие бюрократические расходы, сопряженные с созданием аппарата и его запуском очень велики». Собеседник Радио Свобода из российской космонавтики рассказал об опыте получения допуск к пуску: «В среднем для аппаратов такого типа он стоит 350-500 тысяч рублей. Но чтобы его получить, нужно получать согласования головных НИИ Роскосмоса. Отдаешь туда кучу документов, тысячу с лишним листов, а в ответ называют цену — миллион. Мы говорим — за что? Мы же от вас просто заключение хотим получить? Откуда взялась сумма? Это не взятка, они рисуют сметы, все расписывают. Но сумма обязательно сводится в итоге к миллиону, или к двум, или к трем. У них просто такой шаг — миллион». Буквально каждая бумага в итоге обходится в огромные деньги. Еще один источник Радио Свобода из отрасли знает, чем это оборачивается для государственных спутников: при общей стоимости одного из аппаратов в 3 миллиарда рублей расходы на сертификацию микросхем составили 1,2 миллиарда рублей.

    Веденькин оценивает порог входа в отрасль для частной компании, которая хочет работать по госзаказу, в 10 миллионов долларов — во всяком случае, примерно столько пришлось вложить в «Даурию» учредителям. «Сюда входит все — и производство, и люди, и аренда. Но такой порядок расходов спровоцирован именно регламентом, иначе это было бы два человека во временно арендованном гараже. А ведь с этого начиналась компания Planet Labs».

    Веденькин говорит: многие люди в Роскосмосе понимают, что в бюрократических процедурах, через которые пришлось пройти «Даурии», нет особого смысла. «Но есть и те, кто боятся частных компаний, которые прямо мне говорили, что космос — только государственное регулирование, никаких частников в космосе быть не должно», — добавляет он. Разумеется, некоторые люди, привыкшие работать в условия государственной монополии, могут опасаться роста конкуренции.

    С ним согласен и Андрей Потапов, генеральный директор компании Sputnix, которой также удалось вывести на орбиту в 2014-м частный спутник. «Нормативно-регулятивная база российской космической отрасли как бы вообще не предполагает, что в ней могут работать частные компании», — говорит он.

    У «Спутникса» госзаказов пока нет, поэтому их столкновение с регуляторной бюрократией было чуть менее болезненным и дорогим. Лицензию на создание малых космических аппаратов коммерческого и научного назначения компания получила без особых сложностей, не в последнюю очередь благодаря содействию Владимира Поповкина, возглавлявшего Роскосмос с 2011 по 2013 год (Поповкин умер в 2014 году). Единственный спутник «Таблетсат-Аврора», запущенный компанией в июне 2014 года, создан с использованием микросхем промышленного класса, от сторонних производителей его механических узлов никто не требовал наличия космической лицензии. Для его запуска на орбиту, конечно, потребовался определенный набор документов и согласований, но он почти совпадал с теми документами, которые требуются при запуске импортных аппаратов на российских ракетах-носителях.

    Впрочем, без госзаказа в российской космонавтике заработать практически невозможно, и Потапов согласен, что постепенная дерегуляция и отмена лицензирования во всяком случае некоторых видов космической деятельности рынку необходимы: “Как я понимаю, лицензия всегда использовалась как барьер для доступа плохих игроков на конкурсные рынки. С другой стороны, лицензии — это барьер для новых хороших компаний. Конечно, это вносит искажение в рынок”. Потапов говорит, что в российской космонавтике слишком много регулирующих инструментов — это лицензии, сертификаты для госзаказа, правила допуска к пуску, экспортный контроль. «Они очень часто наслаиваются друг на друга», — замечает он.

    Если не госзаказ? Умные комбайны и персональный спутник

    Еще одна проблема частных российских космических компаний — рынок. Если вы создаете и запускаете космические аппараты, у вас есть три пути: госзаказ через Федеральную космическую программу, продажа спутников и спутниковых систем на мировом рынке или создание сервисов, использующих собственные космические данные, и их продажа в России и за рубежом.

    И Веденькин и Потапов говорят, что реальные деньги российские компании пока могут заработать только на госзаказах. Продавать аппараты или системы за границу пока довольно сложно, хотя спутники «Даурии» и приобрела американская компания, а «Спутникс» смогли экспортировать несколько отдельных узлов. Но в будущем, учитывая, с какими бюрократическими трудностями сопряжена работа по госзаказу, развитие сервисов выглядит наиболее перспективным вариантом. «Потенциальные потребители сервисов есть и в России, — говорит Веденькин. — Мы все пользуемся космическими услугами — прогнозом погоды, спутниковыми картами. Но почти все это — зарубежные сервисы или сервисы на зарубежных космических данных. Развивать спрос без участия государства невозможно, а российским чиновникам все это не интересно. Есть, например, замечательный сектор — smart agriculture, «умное сельское хозяйство». С помощью космических данных можно анализировать состояние поля, на основе этих данных можно задавать комбайну программу, который будет ездить сам, по навигатору, распределять удобрения, а потом собирать урожай. У России здесь есть огромный потенциал, но ничего не происходит».

    «Конечно не происходит, если у нас поля такого размера, что их состояние можно оценить невооруженным глазом», — шутит Александр Шаенко, руководитель программы «Современная космонавтика» в Московском университете машиностроения и основатель проекта «Маяк», в прошлом сотрудничавший с «Даурией». Шаенко говорит, что основные деньги зарабатывают не те, кто создает и запускает космические аппараты, а те, кто принимает и обрабатывает данные, как компания «СКАНЭКС», поставляющая снимки «Яндексу». И нужно придумывать проекты, когда сеть спутников развивается одновременно с сервисом. В этом направлении пытается двигаться «Даурия», оснащающая свои устройства АИС — автоматической идентификационной системой. «Она нужна для приема информации о местоположении судов, которые непрерывно сообщают на открытой волне свои координаты, скорость и еще ряд параметров, — рассказывает Шаенко. — Пролетая над земным шаром, можно собирать эти параметры в глобальном масштабе, собирать базу данных, а потом эту базу данных продавать — судовладельцам, пограничникам или страховщикам, — здесь огромное количество потенциальных приложений».

    Потапов говорит, что у «Спутникса» тоже есть перспективная идея: «У нас есть проект малых аппаратов со съемкой метрового разрешения, который мы хотели бы запускать и развивать, и делать это на основе государственно-частного партнерства», — говорит Потапов и добавляет, что бороться все равно придется за глобальный рынок.

    Однако для выхода на глобальный рынок с интересным сервисом нужны большие инвестиции. «С инвестициями начального уровня могут помочь институты развития типа РВК (Российская венчурная компания. — прим. ред.) и Сколково, — говорит Шаенко, кстати, и «Спутникс», и «Даурия» стали резидентами космического кластера Сколково. Но, насколько я понимаю, для перехода во что-то глобальное требуется гораздо больше денег, которые нужно искать за рубежом. А с зарубежными инвестициями, как вы знаете, сейчас есть некоторые сложности».

    Еще одним любопытным направлением развития частной российской космонавтики могли бы стать сервисы, ориентированные на отдельного пользователя, B2C. «В какой-то момент мы бегали по рынку и спрашивали: ребята, а что если мы сделаем такой сервис, что вы за 10 долларов можете в течение суток получить снимок собственной дачи из космоса прямо на смартофон? Круто или нет? Или другой проект: у вас появляется персональный спутник, вы можете им управлять, хоть красивые виды фотографировать, хоть маршрут для похода планировать». Но инвесторов под эти красивые идеи найти ничуть не легче: слишком высок финансовый барьер, слишком непрозрачно устроено регулирование, слишком сложно оценить модель выхода на массовый рынок.

    В интересах оппозиции и власти

    Законопроект, внесенный в начале этого года депутатами Дмитрием Гудковым и Валерием Зубовым в Государственную думу, предполагает уточнение Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Если его новая редакция будет принята, подлежать лицензированию будут только некоторые виды космической деятельности, а именно разработка пилотируемых аппаратов, эксплуатация космодромов и запуск космических аппаратов. Это означает, что компаниям, которые захотят пойти по пути «Даурии» и «Спутникса», будет намного легче.

    «Я утверждаю, что процедура лицензирования нынешнего формата существует исключительно в интересах финансовых бенефициаров этого процесса, — говорит соавтор законопроекта, физик и один из основателей общества «Диссернет» Андрей Заякин. — Именно существующее законодательство РФ и отраслевые документы мешают появлению у нас своей компании Planet Labs».

    Веденькин и Потапов, в принципе, согласны, что эта инициатива может принести рынку пользу. Впрочем, у них есть опасения, связанные с тем, что снятие лицензионного барьера может облегчить допуск в отрасль слишком широкому кругу компаний. «Понятно, что может возникнуть ситуация, когда какие-то сомнительные компании пытаются получить значительные госконтракты», — говорит Потапов. В любом случае, одного облегчения бюрократических процедур уже мало — Россия слишком отстала от конкурентов. «В сторону частной космонавтики должна в принципе развернуться государственная политика, — уверен Потапов. — Ее нужно стимулировать госзаказом, в виде государственно-частного партнерства и другими способами. Нужно создавать экосистему, как в США, — это наличие технологических предпосылок, государственная поддержка, инвестиции. И, конечно, понятный и простой механизм сертификации и лицензирования. Пока российская госполитика направлена на сохранение своей крупной промышленности, она ограничивается госзаказом, который используется как инструмент поддержки госпредприятий».

    Новый закон мог бы стать первым шагом в этом направлении. В настоящее время документ находится на рассмотрении профильного комитета Государственной думы по промышленности. Андрей Заякин надеется, что законопроект не вызовет противодействия даже со стороны членов «Единой России». «Никакой оппозиционной окраски в этом документе нет, — подчеркивает он. — Да, он внесен среди прочих оппозиционным депутатом Гудковым, но этот закон — не политический, это потенциальный взаимный выигрыш и для власти, и для оппозиции. Закон возвращает России конкурентные преимущества в той сфере, в которой мы их готовы вот-вот утерять навсегда».

    Космическая мечта

    В последние несколько лет российская космонавтика стала вплотную ассоциироваться с катастрофами и коррупционными скандалами. Николай Веденькин говорит, что ракеты падали всегда, но в отрасли действительно есть фундаментальная проблема, и она — не в сертификатах и лицензиях.

    «Старое поколение уходит, а нового — нет. Зарплаты очень низкие, падает престиж профессии и интерес к космосу, — говорит он. — Возьмите падение «Протона», все говорят, что там был неправильно установлен датчик. Я вас убеждаю, что это принципиально невозможно. Но если проследить цепочку, мы увидим, что умер главный конструктор одного из направлений. Другой пример: «Прогресс» не отделился от третьей ступени. Проследите связи — умер главный конструктор РКК «Энергия».

    Похоже, российскую космонавтику можно спасти, только если создать условия, когда созданная несколькими студентами компания может, как Planet Labs, вырасти до корпорации стоимостью в сотни миллионов долларов и запустить в небо стаю «Голубок». Работа в космонавтике должна стать реальным способом воплощения мечты о космосе, которая есть в каждом.

    Александр Шаенко с группой друзей и студентов Московского университета машиностроения работают над спутником «Маяк». Это будет первый в российской истории учебный аппарат, созданный силами энтузиастов без участия отраслевых предприятий. Он устроен очень просто — это стандартный кубсат из трех объемных единиц. Выйдя на орбиту, «Маяк» раскроет специальные крылья-отражатели, превратится в пирамиду и начнет вращаться. Отражая солнечные лучи, он будет похож для земного наблюдателя на яркую мерцающую звезду. «Зачем все это нужно? Вот лично мне и моим друзьям, которые занимаются проектом, просто очень хочется, чтобы космонавтика двигалась дальше, и мы хотим сказать: ребята, вам не нужно ждать много лет, пока какие-то государственные агентства построят гигантские космолеты, которые полетят к Марсу. Вы можете заниматься космонавтикой сами, здесь и сейчас».

    Деньги на проект собираются с помощью краудфандинга. Для того чтобы запуск, намеченный на середину лета 2016 года, состоялся, осталось собрать всего лишь чуть больше миллиона рублей.

    inosmi.ru

    Популярное:

    • Дважды уплатили штраф гибдд Как вернуть деньги за оплаченный штраф Сегодня оплатить штраф ГИБДД можно различными способами, но иногда это приводит к дублирующим платежам, сделанным по ошибке. В результате возникает необходимость возврата средств на счёт […]
    • Воспитательный центр для несовершеннолетних это Воспитательный центр для несовершеннолетних это Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом» Санкт-Петербургское […]
    • Документы для переоформления разрешения на оружие Продление и переоформление лицензий и разрешений на хранение, использование и транспортирование оружия МВД Российской Федерации ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРИКАЗУ №288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации […]
    • Страховка каско в рязани КАСКО в Рязани Онлайн-калькулятор КАСКО по страховым компаниям Рязани Цена полиса КАСКО всегда «привязана» к той местности, где прописан и проживает автовладелец. Тарифы отличаются от региона к региону, от города к городу, ведь […]
    • Как получить специальность адвокат Адвокат – профессиональный юрист, консультирующий и оказывающий юридическую помощь физическим и юридическим лицам, то есть гражданам и организациям. В частности, адвокат занимается защитой прав своего клиента в […]
    • Увольнение после очередного отпуска Предусмотрена ли выплата компенсации при увольнение после отпуска по уходу за ребенком до 3 лет? Беременность и воспитание ребенка – самый светлый эпизод в жизни женщины. Но современные дамы привыкли рассчитывать только на себя, […]
    • Способы проведения экспертизы Понятие экспертизы. Методы экспертизы. Порядок проведения экспертизы. Виды экспертизы. Товарная, экологическая, экономическая, технологическая, судебно-правовая экспертиза. Экспертиза - это исследование каких-либо вопросов, […]
    • Приказ о золотой медали 2018 Образование Сказочные баллы: ЕГЭ принесет золото Рособрнадзор планирует учитывать баллы ЕГЭ при выдаче медалей В следующем учебном году российских отличников ждут нововведения: при вручении медали за успехи в учебе, возможно, […]