С учетом положений ст 96 закона 44-фз

Содержание:

Частью 6 ст. 96 Закона 44-ФЗ предусмотрено, что размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Муниципальное казенное учреждение заключает контракт на поставку газа. Контракт предусматривает ежемесячную поставку газа с установлением ежемесячного авансового платежа в размере 30% от плановой месячной стоимости поставки. В каком размере может быть предусмотрено обеспечение исполнения контракта? В случае, если проектом муниципального контракта предусмотрена выплата не единовременного аванса не более 30% от цены контракта, а ежемесячного аванса в размере не более 30% от плановой месячной стоимости поставки, можно ли уменьшить размер обеспечения исполнения контракта?

Согласно ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки (далее — извещение), документации о закупке, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя, далее — контрагент) закрытым способом, а также в проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 той же статьи.
По общему правилу, установленному ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК), указанной в извещении.
Как указано в этой же норме, иной размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в следующих случаях:
— если НМЦК превышает 50 миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% НМЦК до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
— если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
— если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ, которой регулируются антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.
В рассматриваемой ситуации исполнение контракта фактически разбивается на отдельные этапы поставки газа (ежемесячно) и авансирование будет осуществляться по каждому этапу отдельно. При этом, поскольку в отношении каждого месяца размер аванса не превышает 30% от суммы оплаты поставки газа за этот месяц, то даже если суммировать все ежемесячные авансовые платежи, они в совокупности не превысят 30% от НМЦК. А так как НМЦК в рассматриваемой ситуации не превышает 50 миллионов рублей, полагаем, что должно применяться общее правило, установленное ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ: размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении. То есть заказчик вправе потребовать от контрагента предоставить обеспечение исполнения контракта в минимальном размере — 5% от НМЦК. Аналогичный правовой подход можно обнаружить в судебной практике (постановление АС Уральского округа от 12.02.2015 N Ф09-414/15).

Также рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Порядок оплаты по контракту по Закону N 44-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ.

К сведению:
Согласно ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если НМЦК не превышает 500 тысяч рублей), п.п. 2, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83, п.п. 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4-11, 13-15, 17, 20-23, 26, 28-34, 40-42, 44, 45, 46, 47-48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с п.п. 47-48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Следовательно, если, например, заказчик заключает контракт на оказание услуг по газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа) на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, требование об обеспечении исполнения контракта может не устанавливаться (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 15.01.2015 N Д28и-78).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.garant.ru

Установление обеспечения исполнения контракта — в каких случаях требуется

Во всех ли процедурах заказчик обязан устанавливать обеспечение исполнения контракта?

В каких случаях обеспечение контракта не предусмотрено

Государственные закупки регламентируются 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В соответствии с 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта регламентировано положениями статьи 96. Согласно его положений при определенных видах закупок заказчик обязан устанавливать подобное требование, а в других — только вправе, то есть обеспечение контракта может быть и не предусмотрено по выбору заказчика. В связи с чем необходимо крайне внимательно изучать положения аукционной документации.

По 223-ФЗ обеспечение предусматривается (устанавливается или не устанавливается) заказчиком в положениях о закупках, при этом иногда могут опубликованы конкурсы заказчиками, которые не указывают на необходимость обеспечения в своих положениях о закупках и тем не менее это требование может возникнуть в любом конкурсе и опубликовано только в конкурсной документации . По коммерческим контрактам обеспечение исполнение контракта также устанавливается заказчиком и не регламентируется законом.

Нужно ли обеспечение контракта по 44-ФЗ

В п.1 ст.96 Закона №44-ФЗ говорится об обязательном установлении требования обеспечения исполнения контракта.
При этом п.2 содержит положение о ПРАВЕ установления требования. Таким образом, заказчик может установить или не установить обеспечение по своему усмотрению.

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), пунктами 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Электронный аукцион и конкурс

Заказчик в извещении на аукцион или конкурс обязан установить требование обеспечения исполнения контракта согласно п.1 ст.96. Аналогичное требование предусмотрено для закрытых процедур.

Запрос котировок

При запросе котировок (параграф 3 глава 3 Закона № 44-ФЗ) обеспечение не обязательно, кроме случаев, когда заказчик на свое усмотрение устанавливает такое требование. Важно отметить, что проведение запроса котировок для заказчика возможно только при НМЦК до 500000 рублей, и при этом годовой объем закупок по котировкам не превышает 10% общего объема закупок и не превышает 100 млн рублей (ч.2 ст.72 Закона № 44-ФЗ).

Запрос предложений

В силу указанных в ч.2 ст.96 случаях, при запросе предложений обеспечение не требуется, если таковое не устанавливается заказчиком в положении о закупках.

Право устанавливать обеспечение контракта в запросе предложений возможно в следующих случаях согласно п.п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ:

  1. Поставка спортинвентаря, оборудования, экипировки для сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для их участия в Олимпийских и Паралимпийских Играх.
  2. Лечение гражданина РФ за границей при заключении контракта с иностранной организацией. Контракт может быть заключен только федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2013 № 1011.
    • Список федеральных органов исполнительной власти, которые могут заключать подобные контракты: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Минюст, Минздрав, Министерство культуры, Минобрнауки, Министерство природных ресурсов и экологии, Минпромторг, Минвостокразвития, Минсвязь, Министерство сельского хозяйства, Министерство спорта, Минстрой, Минтранс, Министерство труда и социальной защиты, Минфин, Министерство экономического развития, Министерство энергетики, Служба внешней разведки, ФСБ, Федеральная служба войск национальной гвардии, ФСО, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ГУСП, Управление делами Президента РФ, ФАС, Росстат, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Федеральное агентство научных организаций, Государственная фельдъегерская служба, Федеральное агентство по делам национальностей.
  3. Закупки лекарств для назначения одному пациенту по решению врачебной комиссии. Объем лекарственных препаратов не должен превышать общий объем лекарств на весь срок лечения пациента.
  4. Закупки изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
  5. Услуги по защите интересов РФ в случае подачи в иностранные судебные органы, международные суды и арбитражи исков к РФ.

У единственного поставщика

При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.

Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.

Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:

  • закупки у естественных монополий (п.1),
  • у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
  • контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
  • закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
  • выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
  • контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
  • закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
  • закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
  • поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
  • закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
  • произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
  • закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
  • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
  • направление работника в служебную командировку (п.26)
  • закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
  • заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
  • аренда помещений на территории других государств (п.32),
  • контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
  • закупки для органов внешней разведки (п.40),
  • закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
  • заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
  • закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
  • услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
  • закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
  • и другие.

Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Право устанавливать обеспечение по Постановлению Правительства РФ от 11.03.2016 №182 («Антикризисное Постановление»)

Кроме того, Правительство РФ определяет дополнительные случаи и условия, при которых заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения. Список случаев и условий обновляется Правительством каждый год.

  1. наличие в контракте условия о перечислении поставщику аванса на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации; т.е. перевод госконтракта на сопровождение в Федеральное казначейство;
  2. проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
  3. участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов НМЦК;
  4. при авансе не более 15% или при проведении заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70 процентов цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) — применяется по контракту для обеспечения федеральных нужд;
  5. для муниципальных нужд или нужд субъекта РФ – при авансе, установленном высшими исполнительными органами государственной власти, или при полном расчета только после приемки заказчиком всех поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (за исключением гарантийных обязательств).

Обеспечение контракта для СМП в 2016 году

Текущее Постановление от 11 марта 2016 № 182 действует до 1 января 2017 года (ч.2 ст.3 390-ФЗ). Оно почти полностью повторяет Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 года № 199: из списка исключили торги, участниками которых являются только СМП (субъекты малого предпринимательства) и по ним предусмотрен аванс.

То есть в 2016 году для тендеров с участием только СМП или СОНО, где установлен аванс, обеспечение контракта обязательно; если аванс по таким контрактам не предусмотрен, заказчик имеет право не устанавливать требования об обеспечении контракта.

Требуется ли обеспечение исполнения для бюджетных учреждений

В п.3 ч.8 статьи 96 44-ФЗ прописано положение, в силу которого бюджетное учреждение освобождается от обеспечения контракта в случае заключения контракта, предметом которого является банковская гарантия.

Государственные и муниципальные казенные учреждения

Если участник закупки – казенное учреждение, обеспечение по контракту для него не требуется. И поэтому требования в контракте об обеспечении такие учреждения могут игнорировать в силу п.1 ч.8 статьи 96 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), если они выступают в качестве участников, обязаны вносить обеспечение на общих основаниях. Подобных норм, как в случае с казенным учреждениями, для них не предусмотрено

Обязательность обеспечения для других видов контрактов

Согласно п.2 ч.8 статьи 96 44-ФЗ обеспечение не требуется, если предметом контракта является предоставление кредита.

Также Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в части 4 статьи 5 устанавливает необязательность обеспечения исполнения в договорах на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%.

Как не платить обеспечение контракта увеличенное в 1.5 раза

Если предложенная цена контракта при проведении аукциона или конкурса ниже 25% от НМЦК, участник в силу ч.2 ст.37 Закона №44-ФЗ обязан уплатить / предоставить увеличенное в 1.5 раза обеспечение. Однако там же содержится норма, позволяющая не предоставлять увеличенное обеспечение, если поставщик подтвердит свою добропорядочность. Условия подтверждения описаны в ч.3 ст.37.

Нужно ли обеспечение контракта по 223-ФЗ

При проведении закупки по 223-ФЗ заказчик в силу Постановления от 11 декабря 2014 года №1352 самостоятельно устанавливает требование об обеспечении контракта. Участник в случае если требование в документации о закупке прописано выбирает способ обеспечения сам: внесение денежными средствами, банковскую гарантию по 223-ФЗ или иным способом, предусмотренным в документации.

Наиболее эффективный способ обеспечения исполнения контракта — банковская гарантия. При участии в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ или в коммерческих контрактах, где требуется обеспечение исполнения, обратитесь в Госгарант за банковской гарантией.

gosgarant.ru

Статья 96. Обеспечение исполнения контракта

Предмет регулирования

Ст. 96 44-ФЗ с комментариями отвечает на вопрос, что такое обеспечение исполнения контракта, в каких случаях требуется и как его получить.

Обеспечение исполнения контракта — денежный залог, который предоставляет победитель заказа. Он необходим, чтобы покрыть возможный ущерб заказчика, на случай неисполнения (некачественного исполнения) поставщиком своих обязательств.

Заказчик обязан установить размер в извещении, документации, проекте контракта, приглашении принять участие на следующие виды процедур:

  1. Конкурс (открытый, двухэтапный, с ограниченным участием, закрытый).
  2. Аукцион (электронный, закрытый).
  3. Запрос котировок (если НМЦК превышает 500 тыс.руб., ст. 75, 76, 82 — случаи проведения запроса котировок независимо от цены контракта).
  4. Запрос предложений согласно п.1,3-6,8 ч.2. ст.83 (повторная процедура после расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика, признание повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися).
  5. Закупка у единственного поставщика согласно п. 3, 12,16,18-19,24-25,27, 35-39, 43, 49 ч. 1 ст. 93.

Заказчик вправе потребовать внести его при следующих способах закупки:

  1. Запрос котировок (если НМЦК не более 500 тыс.руб.).
  2. Запрос предложений согласно п.2,7,9,10 ч.2 ст. 83 (поставка спортивного инвентаря по олимпийским и паралимпийским видам спорта, закупка лекарственных препаратов, изделий народных художественных промыслов, привлечение экспертов и адвокатов).
  3. Закупка у единственного поставщика согласно п. 1,2 (если актом не предусмотрено иное), 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (без выплаты аванса) ч. 1 ст. 93.

Как внести поставщик выбирает самостоятельно. Он может либо внести деньги на указанный счет заказчика, либо предоставить банковскую гарантию со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на 1 месяц.

  • 5- 30% в общих случаях;
  • 10-30% (не менее размера аванса) при НМЦК более 50 млн.руб.;
  • в размере аванса, если он превышает 30%;
  • увеличенный в 1,5 раза размер изначально установленного обеспечения при действии антидемпинговых мер (ст. 37).

Не предоставляют в следующих случаях:

  • победителем является государственное или муниципальное казенное учреждение;
  • заказ на предоставление кредита;
  • заказ на выдачу банковской гарантии с бюджетным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием.

Этапы закупки и связь с другими статьями

Поставщик обязан предоставить обеспечение на этапе заключения договора, в ином случае он считается уклонившимся от заключения. В ходе исполнения условий договора победитель вправе предоставить заказчику обеспечение, уменьшенное на размер выполненных обязательств, взамен ранее выданного, при этом его способ может быть изменен

Возврат происходит в сроки, предусмотренные ч. 27 ст. 34, после исполнения условий договора. Если проводится открытый конкурс (ч. 9 ст. 54), денежные средства возвращаются в течение 5 рабочих дней автоматически заказчиком без дополнительных уведомлений.

Ст. 37 — особенности предоставления обеспечения при снижении победителем цены на 25% и более.

Ст. 45 — требования к банковской гарантии.

Ст. 42, 49, 50, 63, 64, 73, 83, 85- 87, 93 — содержание извещения, документации, приглашений принять участие в заказе.

Последняя редакция статьи 96 44-ФЗ

Сегодня действует ст. 96 44-ФЗ с изменениями от 28.12.2013 № 396, от 04.06.2014 № 140, от 01.12.2014 № 416, от 13.07.2015 № 227, от 30.12.2015 № 469, от 02.06.2016 № 167, от 03.07.2016 № 320, от 03.07.2016 № 365, от 26.07.2017 № 198, от 29.12.2015 № 390, от 03.07.2016 № 321-ФЗ. Изменены случаи, когда заказчик вправе устанавливать обеспечение, расширен перечень организаций, имеющих право не предоставлять обеспечение.

goscontract.info

Контракт без обеспечения: особые случаи

Обеспечение исполнения контракта – это большие хлопоты для поставщика. По 44-ФЗ заказчик обязан потребовать обеспечение почти всегда. Однако даже если вы попали в заветное «почти», это не всегда однозначно будет гарантировать заключение контракта без обеспечения.

Когда должно быть обеспечение исполнения контракта

Обеспечение исполнения контракта устанавливается в соответствии со ст. 96 Закона 44-ФЗ. Если начальная максимальная цена контракта не превышает 50 млн. рублей, заказчик устанавливает требование к обеспечению исполнения контракта в диапазоне от 5 до 30% НМЦК. Если же НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик устанавливает требование к обеспечению в диапазоне от 10 до 30%, но не менее размера аванса. Если размер аванса превышает 30% НМЦК, обеспечение устанавливается не менее размера аванса.

Обратите внимание, что способ обеспечения исполнения контракта выбирает участник закупки, с которым заключается контракт.

Исполнение контракта может обеспечиваться:

  • предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона 44-ФЗ,
  • внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.

Заказчик обязан установить требование к обеспечению исполнения контракта в случаях:

  1. Проведения закупки в форме конкурса и аукциона.
  2. Если проводится запрос котировок с НМЦК более 500 тысяч рублей.
  3. При проведении запроса предложений по основаниям п. 6, 8 ч. 2 ст. 83 Закона 44-ФЗ.
  4. При закупке у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным пп. 3, 12, 16, 18, 19, 24, 25, 35-39, 43, 47-48 (если условиями контракта предусмотрена выплата аванса), 49, 50 Закона 44-ФЗ.

Во всех остальных случаях заказчик утанавливает требование к обеспечению исполнения контракта по своему усмотрению. Казалось бы, это как раз возможность обойтись без обеспечения, однако Закон 44-ФЗ создает ряд интересных ситуаций, которые должны предусматривать и заказчики, и поставщики.

Когда обеспечение не предусмотрено, но поставщику придется его заплатить

Допустим, заказчик объявляет запрос котировок с ценой, не превышающей 500 000 рублей. В этом случае, в соответствии с ч. 2 ст. 96 Закона 44-ФЗ, заказчик вправе не устанавливать требование к обеспечению исполнения контракта. Но…, например, закупка не состоялась по причине признания только одной заявки соответствующей установленным требованиям. Тогда заказчик заключает договор с единственным участником запроса котировок по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ. Выше уже отмечалось, что при заключении контракта заказчик обязан установить требование к обеспечению исполнения контракта. Соответственно, заказчику придется при заключении контракта установить требование к обеспечению исполнения контракта, что, действительно, может стать «сюрпризом» для единственного участника запроса котировок.

Аналогичная ситуация может сложится и при проведении запроса предложений по п. 2, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона 44-ФЗ

Заказчику можно посоветовать при проведении закупок путем запроса котировок и запроса предложений, все-таки воспользоваться своим правом и установить требование к обеспечению исполнения контракта. Никто не может заранее знать, чем закончится запрос котировок, не сложится ли ситуация закупки у единственного участника процедуры.

Поставщику, в свою очередь, Закон 44-ФЗ позволяет предоставить обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. Ключевое условие здесь: «взамен ранее предоставленного обеспечения».

Пример

При заключении контракта победитель процедуры внес обеспечение исполнения контракта в денежной форме в размере 2 млн. рублей. Исполнив обязательства по поставке товара, скажем, на 25%, поставщик вправе поставить вопрос об уменьшении обеспечения в рассматриваемом примере на 500 000 рублей. Однако, поскольку в целях уменьшения обеспечения исполнения контракта, необходимо предоставить обеспечение «взамен» ранее предоставленного, заказчик не может просто «списать» 500 000 рублей. Поставщик обязан предоставить новое обеспечение равное 1,5 млн. рублей и тогда заказчик вернет внесенные ранее 2 млн. рублей. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта, то есть сначала поставщик мог внести обеспечение в денежной форме, а уменьшенное обеспечение уже в форме банковской гарантии.

В заключении отметим, что условия обеспечения исполнения контракта должны быть определены в извещении и документации о закупке, в заключаемом контракте. Следует помнить положения ч. 1 ст. 34 Закона 44-ФЗ о заключении контракта на ранее объявленных заказчиком условиях. Кроме того, срок возврата денежного обеспечения контракта является его существенным условием и подлежит обязательному согласованию сторонами.

school.kontur.ru

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов. Исключение составляют только некоторые виды контрактов, которые заключаются по результатам закупки у единственного поставщика.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

В качестве исполнения контракта участник может:

  • внести денежные средства на счет заказчика;
  • предоставить банковскую гарантию.

Контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Проверить предоставленное обеспечение необходимо до подписания контракта заказчиком (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Платежное поручение на перечисление средств

Платежное поручение на перечисление средств в качестве обеспечения контракта заполняется по общим правилам (гл. 5 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П, Приложение N 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П). При этом в графе «Назначение платежа» необходимо указать «Обеспечение исполнения контракта», а также отразить информацию о закупке.

При предоставлении обеспечения таким способом необходимо проверить факт поступления денежных средств в полном размере на счет, указанный в документации о закупке, проекте контракта.

Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника?

В законодательстве о контрактной системе отсутствуют нормы, обязывающие участника закупки вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта лично. Если такая обязанность не установлена заказчиком в закупочной документации (извещении, документации о закупке, проекте контракта), третье лицо вправе перечислить денежные средства за участника.

Имеется пример, когда суд признал неправомерными действия заказчика, отказавшегося принять обеспечение исполнения контракта от третьего лица (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 N 09АП-52950/2015 по делу N А40-126679/15). Аналогичная позиция встречается в практике антимонопольных органов (Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 N 04-02/2548).

Минэкономразвития России придерживается противоположного подхода. По мнению ведомства, третье лицо не вправе предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника, с которым он заключается, поскольку такая возможность нормами Закона № 44-ФЗ не предусмотрена (Письма от 09.07.2015 N Д28и-2060, от 19.09.2014 N Д28и-1893).

Поэтому во избежание спорных ситуаций, участнику рекомендуется лично перечислять денежные средства на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта.

Оформление банковской гарантии

Второй способ обеспечения исполнения контракта является оформление банковской гарантии (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Для оформления банковской гарантии нужно:

1. Определить банк, который будет выступать гарантом исполнения контракта по банковской гарантии.

Такой банк должен входить в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведется Минфином России и размещен на его официальном сайте (ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, ст. 74.1 НК РФ).

2. Уточнить условия выдачи банковской гарантии и перечень документов, требуемых конкретным банком для оформления банковской гарантии.

Подробнее о том, как получить банковскую гарантию, читайте в статье «Банковская гарантия по 44-ФЗ: как оформить и получить».

По результатам оформления банковской гарантии участнику необходимо:

1. Получить от банка следующие документы:

  • экземпляр договора банковской гарантии;
  • банковскую гарантию в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа;
  • выписку из реестра банковских гарантий.

2. Убедиться, что выданная гарантия соответствует требованиям, установленным ст. 45 Закона N 44-ФЗ.

Материалы по теме:

Заказчик предусмотрел в документации о закупке требование обеспечить исполнение гарантийных обязательств по контракту. Вправе ли он признать участника закупки, который не предоставил такое обеспечение, уклонившимся от заключения контракта?

По данному вопросу можно выделить два подхода.

Подход 1: Нет, не вправе. Закон № 44-ФЗ не регламентирует правоотношения по обеспечению гарантийных обязательств, возникших после исполнения основного обязательства по контракту. По этой причине заказчик, установивший требование обеспечить гарантийные обязательства, не вправе отказаться от заключения контракта, если обеспечение не предоставлено. Данного подхода придерживается Минфин России (Письмо от 02.07.2014 N 02-02-07/32132).

Подход 2: Да, вправе. Статья 96 Закона № 44-ФЗ, посвященная обеспечению исполнения контракта, не предусматривает деление обязательств по контракту на основные и гарантийные. Следовательно, требование обеспечить исполнение обязательств, указанное в документации о закупке и проекте контракта, может включать в том числе обязанность обеспечения гарантийных обязательств. Согласно ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления обеспечения исполнения контракта участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. В связи с этим, если требование обеспечить исполнение гарантийных обязательств установлено в документации о закупке, непредоставление такого обеспечения является основанием для того, чтобы признать участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

school.kontur.ru

Популярное:

  • Ссылка в договоре на закон Субподряд (соисполнение) Добрый день! Подскажите, правомерна ли ссылка в субподрядном договоре на основной договор (госконтракт)? Правомерна ли привязка оплаты субподрядчику к оплате подрядчику по основному госконтракту? Ответы […]
  • Повышение пенсий в россии в 2013 году За 2013 год в России были выплачены пенсии на сумму 5,25 трлн рублей За 2013 год Пенсионный фонд РФ выплатил 41 миллионам российских пенсионеров 5,25 трлн руб. Об этом сообщается в отчете, размещенном на сайте фонда. Сумма […]
  • Правила саймона на jailbreak Правила саймона на jailbreak 1. Использовать любые Скрипты/читы и прочее. [Бан на 1 Неделю/Навсегда] 2. Использовать баги игры,карт. [Бан на 30 мин/1 день] 3. Использовать программы, меняющие голос/воспроизводящие посторонние […]
  • Приказ министра обороны 573 от 25042011 Финансово-экономическая деятельность Ежемесячная надбавка за выслугу лет Размер (порядок расчета) выплаты: от 2 до 5 лет - 10%; от 5 до 10 лет - 15%; от 10 до 15 лет - 20%; от 15 до 20 лет - 25%; от 20 до 25 лет - 30%; 25 лет […]
  • 85 федерального закона Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26[1] , 26[2] и 26[3] части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Принят Государственной Думой 27 апреля 2007 года Одобрен Советом Федерации […]
  • Приказ 44 рф Приказ Министра обороны РФ от 30.01.2018 N 44 "О повышении размеров должностных окладов гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2018 N […]
  • Правила бухгалтерского учета пбу предусматривают Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н"Об […]
  • Приказ минюста от 27082012 169 Приказ минюста от 27082012 169 Приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. N 169"Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы" В соответствии с Законом […]