Штрафы бухучет

Бухгалтерский учет штрафов, пеней, санкций

Избежать уплаты пеней, штрафов и других санкций, начисленных в связи с несвоевременной или неполной уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, а также в связи с другими нарушениями налогового законодательства, удается лишь единицам. Подавляющему большинству организаций хотя бы раз, но приходилось уплачивать пени по налогам, штрафы за неуплату или неполную уплату сумм налога, за нарушение срока представления налоговой декларации, за грубое нарушение правил учета доходов, и (или) расходов, и (или) объектов налогообложения, за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов и т.д.

На каких счетах и в какой момент отражаются подобные суммы в бухгалтерском учете? В какие строки отчета о финансовых результатах включаются такие расходы? Ответы на эти вопросы даны в Рекомендации Р-64/2015 «Фискальные санкции», принятой 11 сентября 2015 г. Фондом «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (далее — Фонд «НРБУ «БМЦ»).

Сразу скажем, что в названном документе под фискальными санкциями понимаются штрафы, пени и другие аналогичные обременения, налагаемые государством на организацию в связи с несвоевременной или неполной уплатой ею налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, а также другими нарушениями законодательства, регулирующего уплату данных платежей.

В чем проблема?

Порядок бухгалтерского учета штрафов и других санкций, а также пеней по налогам и сборам и иным аналогичным платежам не урегулирован нормативными правовыми актами. Судите сами. Рассматриваемые суммы не упоминаются ни в одном из ПБУ, в том числе в специальном, посвященном исключительно учету расходов ПБУ 10/99 «Расходы организации» (Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Причем в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета (Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) говорится только об отражении санкций по налогу на прибыль (Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»).

Поэтому на практике каждый бухгалтер самостоятельно решает проблему отражения анализируемых расходов на счетах учета и в отчетности. В результате некоторые организации квалифицируют такие платежи как «прочие расходы» и включают их в показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения» отчета о финансовых результатах. А другие отражают фискальные санкции в составе строки «Прочее» после показателей налогообложения прибыли, не учитывая их в сумме прибыли (убытка) до налогообложения. Кроме того, есть мнение, что данные платежи должны относиться напрямую на нераспределенную прибыль (дебет счета 84) и не включаться в чистую прибыль (убыток) отчетного периода.

Считая подобную практику недопустимой, специалисты Фонда «НРБУ «БМЦ» в Рекомендации Р-64/2015 высказали свою позицию по обозначенной проблеме.

«Подсказки» компетентных методологов

о моменте признания расхода

Если организация не намерена оспаривать наложенную государством санкцию, ее следует признать в бухгалтерском учете в наиболее ранний из двух моментов:

  • когда организация тем или иным образом извещена о необходимости уплаты определенной суммы (у организации возникла обязанность уплаты соответствующей суммы);
  • когда определенная сумма списана государственными органами в безакцептном порядке с расчетного счета организации.

Если же организация предпринимает действия по оспариванию фискальной санкции, то вопрос о ее признании решается в зависимости от соблюдения условия признания оценочных обязательств, установленных ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н). Иными словами, организация должна оценить вероятность уменьшения в будущем экономических выгод (в связи с обязанностью уплаты фискальных санкций) и величину оценочного обязательства (размер предстоящих расходов на уплату санкций).

Обратите внимание! Оценивать наличие условий признания оценочного обязательства необходимо на каждую отчетную дату (п. 6 ПБУ 8/2010).
Обязанность начисления оценочного обязательства не зависит от того, является сумма предстоящих расходов (фискальных санкций) существенной или нет. Если условия, перечисленные в п. 5 ПБУ 8/2010, выполняются, оценочное обязательство должно быть признано в бухгалтерском учете.

Напомним: оценочные обязательства отражаются на счете учета резервов предстоящих расходов (п. 8 ПБУ 8/2010). Соответственно, списание и изменение величины оценочного обязательства на уплату фискальных санкций производятся по правилам, установленным в разд. IV ПБУ 8/2010.

о выборе статьи расходов

Для целей классификации фискальных санкций определяющим является вид налога или сбора (иного аналогичного платежа в бюджет), в отношении которого на организацию наложена санкция.

В частности, фискальные санкции, связанные с налогообложением прибыли (доходов), не включаются в прибыль (убыток) до налогообложения и отражаются обособленно наряду с показателями налогообложения прибыли (текущий налог на прибыль, изменения отложенных налогов и др.), формируя чистую прибыль (убыток) организации за период.

Если вспомнить расположение строк в отчете о финансовых результатах, то бухгалтеру не составит труда понять (и принять) данную рекомендацию авторитетных методологов. Их позиция не нова — санкции, касающиеся налога на прибыль (либо единого налога при УСН, либо ЕНВД), отражаются:

  • в бухгалтерском учете на счете 99 «Прибыли и убытки»;
  • в отчете о финансовых результатах ниже строки «Прибыль (убыток) до налогообложения».

Иными словами, суммы фискальных санкций, начисленных за правонарушения, относящиеся к налогу на прибыль, единому «упрощенному» налогу или ЕНВД, не влияют на показатель строки «Прибыль (убыток) до налогообложения».

Уверены, именно так подавляющее большинство бухгалтеров отражает санкции, касающиеся названных налогов.

Иные фискальные санкции отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности либо в качестве прочих расходов. Здесь бухгалтеру необходимо руководствоваться следующим. В случае если фискальная санкция признана до окончания года, в котором произошло событие, являющееся основанием для наложения санкции, или после окончания этого года, но до истечения периода событий после отчетной даты, такая санкция относится на ту же статью отчета о финансовых результатах за отчетный период, на которую относится соответствующий налог, сбор или иной аналогичный платеж в бюджет.

Напомним: событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год (п. 3 ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», утв. Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н). Следовательно, если фискальная санкция признана после окончания отчетного года, в котором совершено правонарушение, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, то санкция относится на ту же статью отчета о финансовых результатах за отчетный год, на которую отнесен сам фискальный платеж (налог, сбор).

Если же фискальная санкция признана после указанного времени или если налог, сбор или иной аналогичный платеж в бюджет не признается в прибыли (убытке) (в том числе включается в стоимость какого-либо актива или компенсируется другой стороной, например, НДС), связанная с ним фискальная санкция признается как расход, не относящийся к обычной деятельности организации (прочий расход).

В качестве пояснения данной позиции в Рекомендации Р-64/2015 отмечается следующее. По общему правилу фискальную санкцию следует относить на увеличение той статьи расходов, на которую относится соответствующий налог, сбор или иной аналогичный платеж в бюджет. Так, если основной фискальный платеж связан с оплатой труда работников (например, страховой взнос в какой-либо социальный фонд), то связанную с ним санкцию требуется включать в соответствующую статью расходов на оплату труда. При этом в случаях, когда период признания фискального платежа (налога, сбора) не совпадает с моментом признания связанной с ним санкции (то есть признание этих двух фактов может иметь место в разных годовых периодах и момент признания санкции выходит за рамки периода корректировок в связи с событиями после отчетной даты), сумма санкции признается расходом, не относящимся к обычной деятельности организации, то есть прочим расходом.

Кроме того, в составе прочих расходов суммы санкций отражаются тогда, когда сам фискальный платеж, с которым связана санкция, не относится на расходы отчетного периода. В частности, сам фискальный платеж может включаться в стоимость какого-либо актива (в том числе незавершенного производства при признании затрат на производство). Включение связанной с названным платежом санкции тоже в стоимость актива привело бы к необоснованному завышению его стоимости, поскольку санкция ни в каком случае не может считаться затратой, необходимой для создания или приобретения актива.

Такие фискальные платежи, как НДС, в общем случае вообще не являются уменьшением экономических выгод организации, поскольку компенсируются другой стороной. Но санкции по этим платежам компенсации не подлежат и потому должны признаваться в качестве прочего расхода.

в практических примерах

Для того чтобы проиллюстрировать вышеизложенное, рассмотрим конкретные ситуации.

Пример 1. Организации начислили пени и штраф по единому «упрощенному» налогу. Оспаривать наложение фискальных санкций налогоплательщик не планирует.
Бухгалтер отражает суммы фискальных санкций по дебету счета 99, независимо от того, за какой период они начислены.

Пример 2. В 2015 г. организации начислили пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2015 г. Оспаривать решение органа ПФР организация не планирует.
Суммы заработной платы организация отражает на счете 44 «Расходы на продажу».
Бухгалтер отражает суммы пени по дебету счета 44, поскольку пени начислены за отчетный год.

Пример 3. В июле 2015 г. организации начислили пени и штраф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2014 г. Оспаривать решение органа ПФР организация не планирует.
Бухгалтер отражает суммы пени по дебету счета 91, поскольку они начислены за прошлый год после истечения периода событий после отчетной даты (финансовая отчетность за 2014 г. уже утверждена).

Пример 4. Организации начислили пени и штраф по НДС. Оспаривать их начисление организация не планирует.
Бухгалтер отражает суммы фискальных санкций в составе прочих расходов (дебет счета 91), независимо от того, за какой период они начислены.

Пример 5. По результатам выездной налоговой проверки инспекторы пришли к выводу о неправомерном применении аптечной организацией спецрежима в виде уплаты ЕНВД и начислили налоги по общей системе налогообложения, а также соответствующие пени и штрафы.
Организация, считая позицию налогового органа необоснованной, решила, что будет оспаривать решение в вышестоящем налоговом органе, а если понадобится, то и в суде. С учетом складывающейся судебной практики шансы отстоять свою позицию и доказать необоснованность предъявленных претензий были оценены как очень высокие (90%).
Шансы добиться отмены решения налогового органа оценены организацией в 90%, значит, вероятность возникновения расходов в виде сумм доначисленных инспекторами налогов и фискальных санкций равна 10%. При таких обстоятельствах нельзя говорить о том, что расходы, вероятно, возникнут. Это означает, что если условия, перечисленные в п. 5 ПБУ 8/2010, не выполняются, то оценочное обязательство в бухгалтерском учете не признается.

Пример 6. В июле 2015 г. организации начислили пени и штраф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2014 г. Организация не согласна с решением органа ПФР, поэтому планирует подавать жалобу в вышестоящий орган контроля, а также в суд.
Вероятность того, что решение о начислении фискальных санкций будет отменено, оценена организацией в 40%.
В данном случае возникновение расходов по уплате пени и штрафа более вероятно, чем нет (60%). Следовательно, бухгалтер обязан отразить оценочное обязательство проводкой Дебет 91 Кредит 96.

К сведению. Обязательство называется оценочным не случайно, а потому, что его величина и вероятность не поддаются точному количественному измерению. Величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также — при необходимости — мнений экспертов. Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки (п. 16 ПБУ 8/2010). Поэтому при наличии заключения о вероятностях и справки-расчета суммы возможных расходов бухгалтеру не следует опасаться каких-либо претензий в искажении учета и отчетности.
Признание оценочного обязательства направлено на обеспечение достоверности бухгалтерской отчетности. Оно позволяет реализовать установленное п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н) требование осмотрительности (большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, при недопущении создания скрытых резервов). Начисляя оценочное обязательство, бухгалтер заблаговременно извещает пользователей отчетности о том, что организации в будущем, вероятно, придется произвести соответствующие расходы.

Рекомендации в области бухгалтерского учета, принимаемые Фондом «НРБУ «БМЦ», не являются нормативными документами. Согласно ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» данные рекомендации применяются на добровольной основе. Вместе с тем содержащиеся в рекомендациях решения неурегулированных ситуаций представляют собой формализованное профессиональное суждение членов фонда, основанное на экспертной оценке практики применения бухгалтерского законодательства, международных стандартов финансовой отчетности и на профессиональном опыте членов фонда. Советы авторитетных методологов следует взять на вооружение — это позволит избежать ошибок и искажений в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

www.mosbuhuslugi.ru

Штрафы: проводки в бухучете

Смотрите также:

Штраф — это денежное взыскание с организации за нарушение правил, установленных действующим законодательством или договорами, заключенными организацией со своими поставщиками и покупателями.

Соблюдение действующего законодательства проверяется контролирующими органами, которые уполномочены наложить штрафные санкции в случае выявленных нарушений.

С наибольшей частотой осуществляет свою контрольную функцию налоговая инспекция, которая налагает санкции за различные нарушения налогового законодательства, в том числе:

  • за несвоевременно сданную отчетность;
  • за ошибки в отчетности;
  • за прием наличности без кассового аппарата;
  • за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и другие.

При наличии в собственности организации автотранспортных средств ей предстоит периодически оплачивать штрафы ГИБДД за нарушение правил дорожного движения.

Среди других контрольных органов, которые могут наложить санкции при проверке, можно назвать:

  • Роспотребнадзор;
  • Пожарная инспекция (МЧС);
  • Санитарная инспекция;
  • Ростехнадзор;
  • Трудовая инспекция;
  • Федеральная миграционная служба и другие.

Когда организация уплачивает штрафы, проводки в бухучете зависят от того, за что наложены взыскания: за нарушение налогового законодательства или по иным причинам.

Начисление штрафа: проводки

При нарушении налогового законодательства начисленные суммы взысканий относят на счет учета прибылей и убытков. В соответствии с Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, к счету 99 «Прибыли и убытки» открывается субсчет 99.09 «Прочие прибыли и убытки». На этом субсчете учитываются штрафы, начисленные за нарушение налогового законодательства в корреспонденции со счетом учета соответствующего налога. В общем виде проводка по начислению штрафных санкций за нарушение законодательства выглядит так: Дт 99.09 Кт 68 (69).

Примеры проводок за нарушение налогового законодательства:

  • Дт 99.09 Кт 68.01 — за неуплату НДФЛ;
  • Дт 99.09 Кт 68.02 — за нарушение порядка сдачи отчетности в электронном виде;
  • Дт 99.09 Кт 69.01 — за непредоставление отчетности.

Для начисления всех прочих взысканий, включая штрафы ГИБДД и неустойки по хозяйственным договорам, следует использовать счет 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Расходы организации по уплате штрафных санкций отражаются по дебету счета 91.02 в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Доходы организации по получению причитающихся штрафов по хозяйственным договорам отражаются по кредиту счета 91.1 в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99, Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Административный штраф: проводки в бухгалтерском учете

В зависимости от вида правонарушений размер административного штрафа может достигать 60 млн рублей.

ppt.ru

Бухгалтерский учет штрафов и пеней по налогам и страховым взносам

Близится к концу очередной финансовый год. В ближайшем будущем бухгалтеру предстоит заняться подготовкой итоговой финансовой отчетности. В связи с этим важно убедиться, что все факты хозяйственной жизни, в том числе суммы фискальных пеней и штрафов, правильно отражены на счетах учета.

Порядок бухгалтерского учета штрафов и других санкций, а также пеней и штрафов по налогам и сборам и иным аналогичным платежам не урегулирован нормативными правовыми актами. Тем не менее это не означает, что бухгалтер вправе произвольно выбирать корреспонденцию счетов и строку для отражения таких расходов в отчете о финансовых результатах. Однако в данный момент на практике зачастую происходит именно так – одни списывают такие суммы в состав прочих расходов и включают их в показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения» отчета о финансовых результатах (далее – ОФР), другие отражают их в составе строки «Прочее» после показателей налогообложения прибыли, не учитывая их в сумме прибыли (убытка) до налогообложения. К тому же иногда высказывается мнение, что начисление указанных сумм может производиться за счет уменьшения нераспределенной прибыли (дебет счета 84) и не включаться в ОФР.

Чтобы исключить такую практику, специалистами Фонда «НРБУ «БМЦ» была подготовлена и 11 сентября 2015 года принята Рекомендация Р-64/2015 «Фискальные санкции»[1]. Какую корреспонденцию счетов следует использовать? В какой момент возникает обязанность признания расходов? В составе показателя каких строк ОФР они отражаются?

Сфера применения Рекомендации Р-64/2015.

В целях применения Рекомендации Р-64/2015 под фискальными санкциями понимаются штрафы и пени по налогам, а также другие аналогичные обременения, налагаемые государством на организацию в связи с несвоевременной или неполной уплатой ею налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, а также другими нарушениями законодательства, регулирующего уплату штрафов и подобных платежей.

Исходя из этого определения может сложиться впечатление, что высказанная специалистами БМЦ позиция распространяется на фискальные санкции, связанные только с налогами, и не касается санкций по страховым взносам, ведь они уплачиваются не в бюджет (как сказано в определении), а во внебюджетные фонды. Однако это не так. Положения Рекомендации Р-64/2015 применимы и в отношении пеней и штрафов по страховым взносам, о чем свидетельствует формулировка абз. 6 разд. «Основа для выводов» данного документа.

Порядок отражения санкций в бухгалтерском учете определяется двумя обстоятельствами. Первое – согласна организация с наложением на нее фискальной санкции или нет. Второе – вид налога или сбора (иного аналогичного платежа в бюджет), в отношении которого на организацию наложена санкция.

Организация не намерена оспаривать наложенную государством санкцию.

В таком случае момент признания санкции в расходах должен определяться тем из указанных двух событий, которое наступило раньше:

  • у организации возникла обязанность по уплате соответствующей суммы (организации известно о необходимости уплаты определенной суммы);
  • сумма санкции списана со счета организации в безакцептном порядке.

Санкция начислена в отношении налога на прибыль, ЕНВД, единого «упрощенного» налога.

Перечисленные и подобные им налоги (на прибыль и доходы) представляют собой самостоятельную группу показателей ОФР, не включаемых в прибыль до налогообложения (не оказывающих влияния на величину прибыли до налогообложения). Санкции, связанные с таким налогом логично включать в эту же группу показателей. Учет этих санкций в расходах, формирующих прибыль до налогообложения, нарушит общую логику построения ОФР и приведет к необходимости отражения дополнительных (искусственных) постоянных разниц. Кроме того, отражение фискальных санкций, связанных с налогообложением прибыли (доходов), после показателя прибыли до налогообложения напрямую вытекает из описания счета 99 «Прибыли и убытки» Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета организаций[2].

Таким образом, суммы фискальных санкций в отношении указанных налогов отражаются по дебету счета 99 независимо от того, за какой период (текущий или прошлые годы) они начислены. В отчете о финансовых результатах санкции в совокупности с суммами этих налогов отражаются ниже строки «Прибыль (убыток) до налогообложения».

Организации начислили пени в связи с несвоевременным перечислением в бюджет налога на прибыль.

Оспаривать их организация не планирует.

Пени отражаются проводкой: Дебет 99 Кредит 68.

Санкция связана с НДС

Суммы фискальных санкций признаются прочими расходами (списываются в дебет счета 91) независимо от того, за какой период они начислены. Соответственно, суммы таких санкций будут учитываться при определении величины показателя «Прибыль (убыток) до налогообложения» ОФР.

По результатам камеральной проверки декларации за II квартал 2015 года организации доначислили НДС, пени и штраф в связи с неправомерным применением налоговых вычетов (несколько счетов-фактур оформлены с нарушениями).

Оспаривать решение инспекции организация не планирует.

Пени и штраф отражаются проводкой: Дебет 91 Кредит 68.

Санкция начислена в отношении НДФЛ

НДФЛ схож с НДС в том, что оба налога не признаются в прибыли (убытке) организации, то есть не оказывают влияния на величину прибыли (убытка). Начисляемый организацией НДС компенсируется ей покупателями товаров, работ, услуг, а начисляемый НДФЛ удерживается с работников. Поэтому санкции, связанные с НДФЛ, тоже отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов.

Организации начислен штраф на основании ст. 123 НК РФ за несвое­временное перечисление в бюджет НДФЛ, удержанного из доходов работников.

Оспаривать правомерность наложения штрафа по налогам и его размер организация не планирует.

Начисление штрафа отражается проводкой: Дебет 91 Кредит 68.

Санкция связана со страховыми взносами.

Если основной фискальный платеж связан с оплатой труда работников (например, страховой взнос в какой-либо социальный фонд), то относящиеся к нему пени и штрафы следует включать в соответствующую статью расходов на оплату труда. Этот порядок применяется в случае, когда санкция признана:

  • до окончания года, в котором произошло событие, являющееся основанием для ее наложения;
  • после окончания этого года, но до истечения периода событий после отчетной даты.

Если фискальная санкция признана после указанного времени, она отражается как расход, не относящийся к обычной деятельности организации, то есть в составе прочих расходов.

В соответствии с п. 3 ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»[3] событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год. Следовательно, если пени и штрафы признаны после окончания отчетного года, в котором совершено правонарушение в отношении страховых взносов, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, то санкция относится на ту же статью ОФР за отчетный год, на которую отнесены начисленные организацией страховые взносы.

Полагаем, у бухгалтера не возникнет проблем с отражением в качестве прочих расходов (по дебету счета 91) сумм пени и штрафов, взыскиваемых за допущенные в прошлые годы нарушения. Тем не менее рассмотрим еще один пример.

В октябре 2015 года решением регионального отделения ФСС по результатам выездной проверки организации-страхователю доначислены страховые взносы за 2013 – 2014 годы, а также начислены соответствующие пени по страховым взносам и штраф.

Оспаривать решение органа ПФР организация не планирует.

База по страховым взносам была занижена в 2013 – 2014 годах. Фискальные санкции начислены после истечения периода событий после отчетной даты (после утверждения годовой бухгалтерской отчетности за указанные годы). При таких обстоятельствах суммы пеней и штрафов бухгалтер отразит в составе прочих расходов 2015 года по дебету счета 91. Соответственно, в ОФР суммы санкций будут учтены при определении показателя «Прибыль (убыток) до налогообложения» (отражаются выше данной строки).

В отношении рекомендации включать начисленные санкции в соответствующую статью расходов на оплату труда могут возникнуть вопросы. Чтобы разобраться с этим, рассмотрим еще одну ситуацию.

В октябре 2015 года по результатам камеральной проверки управление ПФР пришло к выводу, что организация нарушила срок представления расчета по страховым взносам за полугодие, в связи с чем было принято решение о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа на основании ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ[4].

Оспаривать решение органа ПФР организация не планирует.

Нарушение допущено в 2015 году и в этом же году на организацию наложена фискальная санкция. В связи с этим санкция должна включаться в соответствующую статью расходов на оплату труда и относиться на ту же статью ОФР за отчетный год, на которую отнесены начисленные организацией страховые взносы.

Продолжим условия примера. Организация осуществляет один вид деятельности – сдача недвижимости в аренду и для учета расходов использует счет 44 «Расходы на продажу». Сумма штрафа отражается по дебету счета 44 и, соответственно, формирует показатель строки «Коммерческие расходы» ОФР.

Как быть, если организация занимается производственной деятельностью, например, выполняет работы по договорам подряда, в связи с чем для отражения затрат (в том числе по оплате труда и страховым взносам) используется несколько счетов учета (20, 23, 25, 26 и т. д.)?

Напомним, что и в ОФР имеется несколько статей, в составе показателей которых могут отражаться страховые взносы. В частности, такими статьями являются:

  • «Себестоимость продаж»;
  • «Коммерческие расходы»;
  • «Управленческие расходы»;
  • «Прочие расходы».

В показатель каждой из этих строк могут попасть суммы страховых взносов. Между тем это не означает, что штрафы и пени по страховым взносам необходимо делить между названными статьями ОФР и, соответственно, отражать на всех затратных счетах бухгалтерского учета (20, 23, 25, 26, 29, 44). Дело здесь не только в том, что распределение санкций нерационально, но еще и в следующем. Сам фискальный платеж (в данном случае страховые взносы) может включаться в стоимость какого-либо актива (в том числе незавершенного производства при признании затрат на производство). Включение связанной с таким платежом санкции тоже в стоимость актива привело бы к необоснованному завышению стоимости актива, поскольку санкция ни в каком случае не может считаться затратой, необходимой для создания или приобретения актива. Следовательно, такая санкция должна признаваться расходом. И при отсутствии среди расходов статьи, с которой эта санкция связана, такой расход естественно квалифицировать как не относящийся к обычной деятельности организации (прочий расход).

Воспользуемся условиями примера 5 с той разницей, что организация осуществляет несколько видов деятельности (выполняет работы по договорам подряда, оказывает различные услуги), а также ведет строительство недвижимости для собственных нужд и, соответственно, отражает затраты на счетах 08, 20, 23, 25, 26. При этом общехозяйственные расходы распределяются (списываются в дебет счетов 20 и 23), то есть организация не применяет метод «директ-костинг» и напрямую не списывает общехозяйственные расходы в дебет счета 90 «Продажи».

В данном случае начисленные суммы оплаты труда и страховых взносов включаются в стоимость активов (будущего объекта основных средств и незавершенного производства), следовательно, сумма санкции признается в составе прочих расходов (дебет счета 91).

Санкция начислена в отношении транспортного и земельного налогов, налога на имущество организаций.

Суммы перечисленных налогов учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. В этом их сходство со страховыми взносами. Поэтому санкции, связанные с названными налогами, отражаются в порядке, аналогичном описанному для штрафов и пеней по страховым взносам.

Организация планирует оспаривать наложенную государством санкцию.

Несогласие с наложением пени и штрафа по налогам и намерение добиться отмены соответствующего решения налогового органа или внебюджетного фонда не означает, что бухгалтеру не нужно предпринимать никаких действий до разрешения спорной ситуации в досудебном и (или) судебном порядке. Если организация предпринимает действия по оспариванию фискальной санкции, такая санкция признается исходя из соответствия условиям признания оценочных обязательств, установленных ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»[5]. Иными словами, организация должна оценить, возникает ли у нее обязанность признания оценочного обязательства.

Напомним, в силу п. 5 ПБУ 8/2010 такая обязанность возникает, если:

  • вероятно уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства (в связи с обязанностью уплаты фискальных санкций);
  • величина оценочного обязательства (размер предстоящих расходов на уплату санкций) может быть обоснованно оценена.

При этом важно помнить о двух правилах. Во-первых, обязанность признания оценочного обязательства (по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов») не зависит от того, является сумма предстоящих расходов (сумм начисленных контролерами пеней и штрафов) существенной или нет. Подход такой: если условия, перечисленные в п. 5 ПБУ 8/2010, выполняются, оценочное обязательство должно быть признано в бухгалтерском учете. Во-вторых, оценивать наличие условий признания оценочного обязательства необходимо на каждую отчетную дату (п. 6 ПБУ 8/2010).

По результатам проверки организации начислили недоимку, пени и штраф по НДФЛ. Общая сумма доначислений равна 300 000 руб.

Руководство решило оспаривать начисления путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, а если понадобится, то и в судебном порядке. Шансы на успех были оценены как высокие (70%).

Поскольку вероятность отмены решения налогового органа была оценена организацией в 70%, вероятность возникновения расходов на уплату доначисленных инспекторами сумм равна 30%. Это означает, что одно из указанных в п. 5 ПБУ 8/2010 условий не выполняется: нельзя утверждать, что расходы (уменьшение экономических выгод) более вероятны, чем нет (п. 7 ПБУ 8/2010). Следовательно, нет оснований признавать оценочное обязательство.

Продолжим условия примера. Вышестоящий налоговый орган частично отменил решение инспекции (в части начисления недоимки), в результате чего сумма доначислений снизилась до 100 000 руб. (пени и штраф).

Организация обратилась в суд. Шансы на успех были оценены в 40%.

Условия признания оценочного обязательства выполняются – вероятность возникновения расходов составляет больше 50%, размер обязательства может быть обоснованно оценен (100 000 руб.). При таких обстоятельствах организация обязана начислить оценочное обязательство (Дебет 91 Кредит 96 – 100 000 руб.).

Продолжим условия примера. Суд первой инстанции отказал организации в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная инстанция согласилась с мнением нижестоящего суда. Обращаться в кассационную инстанцию организация не стала.

На дату вступления в силу постановления апелляции у организации возникает задолженность перед бюджетом, которая в данном случае отражается проводкой: Дебет 96 Кредит 68 – 100 000 руб.

Рассмотренный пример показывает, что признавая оценочное обязательство, бухгалтер заблаговременно доводит до пользователей отчетности сведения о том, что организации в будущем, вероятно, придется произвести соответствующие расходы.

Подведем итог.

На сегодняшний день порядок бухгалтерского учета штрафов и других санкций, а также пеней по налогам и сборам и иным аналогичным платежам, не урегулирован нормативными правовыми актами. Это означает, что организация должна разработать такой порядок и закрепить его в учетной политике.

Это утверждение следует из формулировки п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»[6]. Напомним, согласно этой норме при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Также напомним, что в силу ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Рекомендация Р-64/2015 (как и другие рекомендации БМЦ) не является нормативным документом и применяется на добровольной основе. Вместе с тем высказанная в рекомендации позиция представляет собой формализованное профессиональное суждение членов фонда, основанное на экспертной оценке практики применения бухгалтерского законодательства, международных стандартов финансовой отчетности и профессиональном опыте членов фонда. Иными словами, изложенная в документе позиция полностью соответствует положениям п. 7 ПБУ 1/2008, что позволяет закрепить в учетной политике организации сформулированные в Рекомендации Р-64/2015 правила отражения сумм фискальных санкций в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Кратко точка зрения авторитетных методологов может быть представлена следующим образом.

В случае, когда организация согласна с наложенными фискальными санкциями, расход в виде суммы санкции признается немедленно в наиболее ранний из двух моментов:

  • у организации возникла обязанность по уплате соответствующей суммы (организации известно о необходимости уплаты определенной суммы);
  • сумма санкции списана со счета организации в безакцептном порядке.

В зависимости от вида фискального платежа, а также времени признания (не забываем про период событий после отчетной даты) фискальные санкции (за исключением санкций, связанных с налогообложением прибыли (доходов) организации) учитываются либо в составе расходов от обычных видов деятельности, либо как прочий расход. Причем если налог, сбор или иной аналогичный платеж в бюджет не признается в прибыли (убытке), в том числе включается в стоимость какого-либо актива или компенсируется другой стороной (например, НДС), то связанная с ним фискальная санкция в любом случае (то есть независимо от времени признания) включается в состав прочих расходов.

Санкции, начисленные в отношении налога на прибыль, единого «упрощенного» налога, ЕНВД, не включаются в прибыль (убыток) до налогообложения и отражаются обособленно, как и суммы самих налогов, формируя чистую прибыль (убыток) организации за период.

Если организация предпринимает действия по оспариванию фискальной санкции, вопрос об обязанности признания расхода (начисления оценочного обязательства) решается с учетом требований ПБУ 8/2010.

[1] Документ доступен для ознакомления на странице фонда http://bmcenter.ru/Files/R-Nalogovie_sankcii.

[2] Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

[3] Утверждено Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н.

[4] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[5] Утверждено Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н.

[6] Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

И. И. Тимонина
эксперт журнала
«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», №12, декабрь, 2015 г.

www.audar-press.ru

Популярное:

  • Закон санкт-петербурга 379-72 Закон Санкт-Петербурга от 2 июля 2014 г. N 379-72 "О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга "Об установлении на территории Санкт-Петербурга налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих […]
  • Факторинг и закон Факторинг и закон Тел.: (4112) 506-250, факс: (4112) 506-251 e-mail: [email protected] Легковой и грузовой транспорт Воздушные, морские, речные суда, подвижный состав Федеральный закон от 28.12.2016 № 471-ФЗ «О внесении […]
  • Референдум законы рф Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ"О референдуме Российской Федерации" С […]
  • Приказы по трудоустройству инвалидов Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2016 г. № 99н “О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 февраля 2013 г. № 38н "О реализации постановления […]
  • Налоги ооо с ндс в 2014 году Налоги ооо с ндс в 2014 году Чтобы узнать какие налоги платит общество с ограниченной ответственностью (ООО), необходимо определить какую систему налогообложения применяет ООО: общую систему налогообложения, упрощенную […]
  • Об утверждении правил представления декларации о сделках с древесиной Постановление Правительства РФ от 6 января 2015 г. № 11 "Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной” (не вступило в силу) В соответствии с частью 4 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации […]
  • Трудовая пенсия матери ребенка инвалида Светлана ЮрьевнаАГАПИТОВА Нужна помощь Андрей учится в пятом классе, 20 ноября ему исполнилось 11 лет. Он так мечтал встретить его с семьей и друзьями дома. [Подробнее] ИТОГИ конкурса «Детский взгляд на «Десятилетие […]
  • Приказы в школе по егэ Приказ МБОУ СОШ № 20 об утверждении плана подготовки и проведения ЕГЭ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬАЯ ШКОЛА № 20 Об утверждении плана […]