Слова на правило с з на конце приставок

Правило правописания приставок на «з» и «с». Примеры

Написание при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на «з» и «с», зави­сит от того, с како­го соглас­но­го, глу­хо­го или звон­ко­го, начи­на­ет­ся корень сло­ва.

В рус­ской орфо­гра­фии есть пра­ви­ло, кото­рое свя­за­но с фоне­ти­кой, — это напи­са­ние при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на бук­вы «з» или «с».

Перечислим эти при­став­ки:

  • бе з -/бе с -;
  • во з -(в з -)/во с -(в с -);
  • и з -/и с -;
  • ни з -/ни с -;
  • о-бе з -/о-бе с -;
  • ра з -/ра с -;
  • ро з -/ро с -;
  • чре з -/чере с -.

Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор в напи­са­нии при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на «з» или «с», обра­тим самое при­сталь­ное вни­ма­ние на соглас­ный, с кото­ро­го начи­на­ет­ся корень сло­ва. Если это глу­хой соглас­ный («к», «п», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ»), то в при­став­ке пишет­ся бук­ва «с».

Примеры:

  • бес к онеч­ный
  • вос п ламе­нить­ся
  • вс п ыхнуть
  • ис с ледо­ва­тель
  • нис х одить
  • о бес ц ветить
  • рас ш ипеть­ся
  • рос п ись
  • черес п оло­си­ца.

Глухие соглас­ные помо­жет запом­нить вол­шеб­ная фра­за:

Ф о к а, х о ч е ш ь п ое ст ь щ е ц ?

В осталь­ных слу­ча­ях, то есть перед звон­ким соглас­ным кор­ня сло­ва, пишут­ся при­став­ки с конеч­ным соглас­ным «з».

Примеры:

  • без р адост­ный
  • воз д аяние
  • вз г лянуть
  • из д елие
  • низ в ерже­ние
  • о без г лавить
  • раз д елоч­ный
  • роз д анный
  • чрез м ерность.

Только при­став­ка с- не под­чи­ня­ет­ся это­му пра­ви­лу. Она все­гда пишет­ся в сло­ве, неза­ви­си­мо от того, с како­го соглас­но­го начи­на­ет­ся корень.

Примеры:

с брод, с валить­ся, с губить, с дача, с жатие, с резать.

Запомним, что при­став­ки з- не суще­ству­ет в рус­ском язы­ке, а есть сло­ва с началь­ным кор­не­вым соглас­ным «з»:

  • здрав­ствуй
  • зда­ни е
  • здо­ровь е
  • здрав ица
  • здрав ница
  • здо­ров як
  • здесь
  • здеш ний.

Существует, образ­но гово­ря, «под­вод­ный камень» в напи­са­нии вот этих слов:

не с быточ­ный, не с гиба­е­мый, не с говор­чи­вый, не с гора­е­мый, не с дан­ный, не с доб­ро­вать.

Обратим вни­ма­ние сно­ва на пере­чень при­ста­вок, дан­ных выше, и убе­дим­ся, что сре­ди них нет при­став­ки нес-, а суще­ству­ет при­став­ка низ-/нис-. Значит, в мор­фем­ном соста­ве при­ве­ден­ных слов не одна, а две при­став­ки:

  • не с быточ­ный
  • не с гиба­е­мый
  • не с говор­чи­вый
  • не с гора­е­мый
  • не с дан­ный
  • не с доб­ро­вать.

Вот так спря­та­лась при­став­ка с- в сере­дине слов. Хотя слы­шит­ся звук [з] перед звон­ким соглас­ным кор­ня, все же напи­шем при­став­ку с-.


russkiiyazyk.ru

Слова с приставкой з на конце

Большинство приставок под-, от-, об-, пред-, над-, в-, с-, про-, за-, на-, независимо от ударения или первой буквы корня, сохраняет устойчивое написание, например: подписать, подловить, отписать, отловить, обшить, обвить, предсказать, предвидеть, всходить, вбежать, отпрыск, отросток, сбыть, спилить и т.д.

1. Приставки без-, воз-, (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безводный – беспутный, возбуждение – воспитание, взлететь – вспомнить, изранить – испугать, низложить – нисходить, разделаться – расходиться, чрезвычайный – чересчур.

Примечание 1. В словах низкий, низший согласный з входит в состав корня, а не приставки, поэтому на письме не происходит замены з–с. Ср. сложное слово близсидящий.

Примечание 2. Написания расчет, расчесть, расчетный, расчетчица – рассчитать, рассчитывать основаны на правиле: перед корнем чет- пишется одно с (кроме слова бессчётный), перед корнем чит— – два с.

Примечание 3. В словах разевать, разинуть, разор, разорить и производных от них пишется одно з, но: раззява.

Примечание 4. В современном языке в словах здание, здесь, здоровье, в сочетании ни зги приставка не выделяется.

2. В приставках раз-(рас-) – роз-(рос-) без ударения пишется а, под ударением – о, например: развал и́ ть – р о́ звальни, разл и́ в – р о́ злив, распис а́ ние – р о́ спись, расс ы́ пать – р о́ ссыпь (но: розыскн о́ й – от р о́ зыск).

Примечание. Перед собственным именем приставка раз- пишется через дефис, например: Будь ты Ваня, раз-Ваня – мне все равно.

www.fio.ru

Слова на правило с з на конце приставок

1. Мобилизующий этап

На диске написаны слова:

о. чет, н. резной, ра. грузить, ра. кидать, н. дувной, о. кос.

Учитель. Прочитайте слова вслух.

Распределите слова на три группы, учитывая их принадлежность к топ или иной части речи, имеющуюся в них одинаковую часть, характеристику звуков. Находите слова первой группы. Обоснуйте свой выбор.

К первой группе можно отнести слова отчет, откос. Это имени существительные. В них есть одинаковая приставка от. В каждом, слове па пять звуков. Все согласные звуки глухие.

Учитель. Какие слова составили втору группу?

Вторую группу составили слова нарезной, надувной. Это прилагательные. В них есть приставка на. В каждом слове, по восемь звуков. Все звуки звонкие.

Учитель. Скажите, как пишутся гласные и согласные в этих и других известных вам приставках.

Гласные и согласные в приставках от-, на-, под-, над-, со-, про-, пере- и др. пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Назовите слова третьей группы и их общие признаки.

К третьей группе можно отнести, слова разгрузить, раскидать. Это глаголы. В них звуков меньше, чем букв. В этих славах есть приставки.

Учитель. Скажите, какие буквы могут быть на конце данных приставок, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

На конце данных приставок могут быть буквы з или с. Значит, тема сегодняшнего урока «Буквы з и с на конце приставок».

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, учитывая тему и начало написанных на доске фриз. Используйте запись на доске.

1) Познакомиться с . ;

2) учиться . писать с .

Цель урока: познакомиться с правилом написания бука з и с на конце приставок; учиться находить и писать слова с приставками на з и с.

3. Изучение нового материала

На доске а вписаны слова:

Учитель. Прочитайте слова: Выделите в них приставки. Подчеркните в словах первого столбика согласную, на которую оканчивается приставка, и согласную, с которой начинается корень.

Учитель. Скажите: перед какими согласными — звонкими или глухими пишутся приставки на з?

Приставки на з пишутся перед звонкими согласными.

Учитель. Выделите в словах второго столбика согласные в конце приставки и в начале корня.

Учитель. Установите, перед какими согласными пишутся приставки на с.

Приставки на с пишутся перед глухими согласными.

Учитель. Обобщите паши рассуждения и скажите, перед какими согласными пишутся приставки на з и перед какими — на с.

Приставки на з пишутся перед звонкими согласными, а приставки на с — перед глухими согласными.

Учитель. Определите, какие приставки надо писать в словах разгрузить и раскидать.

Прочитайте новое правило в учебнике. Сравните его с формулировкой, составленной вами.

4. Закрепление изученного материала

1) Бе. правный, бе. жизненный, бе. численный, бе. платный;

2) . бегать, . дать, . дравствуй, . делать;

3) . десь, . дание, . доровье, ра. бить;

4) бе. брёжный, бе. предельный, бе. граничный, бе. радостный.

Учитель. Прочитайте ряды слов. Исключите из каждого ряда лишнее слово. Скажите, какое слово лишнее в первом ряду. Почему?

В первом ряду лишнее слово безжизненный. В нем при ставка без-, а в словах бесправный, бесчисленный, бесплатный — приставка бес-.

Учитель. Напишите этот ряд слов, выделяя орфограмму.

Назовите лишнее слово из второго ряда.

Во втором ряду лишнее слово здравствуй. В нем нет приставки. Буква з — это часть корня. В словах сбегать, сдать, сделать приставка с.

Аналогичным образом осуществляется работа с третьим и четвертым рядами слов. Повторяется правило о правописании приставок на з- (с-). Слово безбрежный разбирается по составу.

Ра. говором сыт (не) будешь.

(Не) вырастиш. ов. щей, (не) . вариш. и щей.

Справка: (Не) ра. грызешь ореха, так (не) . ъешь и ядра.

Ра. суждениями каши (не) . варишь.

Учитель. Проанализируйте упражнение. Составьте к нему свое задание.

К каждой пословице надо подобрать другую, подходящую по смыслу. Написать пословицы, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Учитель. Какую пословицу можно подобрать к первой? Почему?

К первой подходит пословица Рассуждениями каши не сваришь. В ней идет речь о том, что нельзя накормить словами.

Учитель. Можно ли объединить оставшиеся пословицы и почему?

Пословицу Не вырастишь овощей, не сваришь и щей можно объединить с пословицей Не разгрызешь ореха, так не съешь и ядра, так как в них говорится о том, что нельзя получить результата, не работая.

Учитель. Напишите пословицы попарно, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Назовите орфограммы, которые есть в каждой пословице.

В каждой пословице есть слова с приставкой на з- (с-), не с глаголом и глаголы во втором лице единственного числа.

Учитель. Как вы написали слова с приставкой на з- (с-)?

Учитель. Назовите слова из пословиц, которые имеют такой же состав, как слово разгрызешь.

Заклинатель присел около корзины и раскрыл ее. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит, испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка, на них влиять не может. Кобра все равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого ее заставляют кусать очень горячие предметы.

Учитель. Из этого упражнения мы узнаем об очень редком виде труда. Прочитайте текст. Разделите его на две части по двум признакам одновременно. Признаки деления определите самостоятельно.

Назовите признаки деления текста на части.

Мы разделили текст по смыслу и по наличию в них слов с приставками на з- (с-). В каждом предложении первой части есть такие слова, во второй части их нет.

Учитель. С какого предложения начинается вторая часть?

Вторая часть начинается с предложения Змеи почти совсем не слышат звуков.

Учитель. Напишите ту часть, которая соответствует теме урока. Выделите новую орфограмму.

Учитель. С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

Мы. познакомились с правописанием приставок на з-, с-.

Учитель. Расскажите правило о правописании приставок на з-, с-.

Дается домашнее задание. Оценивается работа учащихся.

www.compendium.su

Буквы «З» и «С» на конце приставок (правило и примеры слов)

Буквы «з» и «с» на кон­це при­ста­вок пишут­ся в зави­си­мо­сти от того, с како­го соглас­но­го, звон­ко­го или глу­хо­го, начи­на­ет­ся корень сло­ва. Приведем при­ме­ры слов с при­став­ка­ми, закан­чи­ва­ю­щи­ми­ся бук­ва­ми «з» и «с».

Правописание буквы «з» на конце приставок

Правописание слов с при­став­ка­ми, закан­чи­ва­ю­щи­ми­ся на бук­вы «з» и «с», под­чи­ня­ет­ся фоне­ти­че­ско­му прин­ци­пу. Буква «з» обо­зна­ча­ет звон­кий соглас­ный звук [з].

Буква «з» на кон­це при­ста­вок пишет­ся тогда, когда корень сло­ва начи­на­ет­ся с бук­вы, обо­зна­ча­ю­щей тоже звон­кий соглас­ный звук, а имен­но:

Примеры слов с при­став­кой без-:

  • без б оро­дый
  • без в кус­ный
  • без г оло­сый
  • без д ель­ник
  • без з лоб­ный
  • без ж алост­ный
  • без л икий
  • без н рав­ствен­ный

Приставка воз-/вз- пишет­ся в сло­вах:

  • вз б ирать­ся
  • вз д ремнуть
  • воз г лавить
  • воз д елать
  • воз ж ечь

Примеры слов с при­ст­тав­кой раз-/роз-:

  • раз б рестись
  • ро́з валь­ни
  • раз в лекать­ся
  • раз д елать
  • ро́з д анный
  • раз г улять­ся
  • раз ж ало­бить

Приставка из- пишет­ся в сло­вах:

  • из б ира­тель
  • из д елие
  • из ж арить
  • из н осить

Приставку низ- ука­жем в соста­ве слов:

Правописание буквы «с» на конце приставок

Букву «с» на кон­це при­ста­вок выбе­рем перед кор­нем слов, начи­на­ю­щих­ся с букв, обо­зна­ча­ю­щих глу­хие соглас­ные зву­ки. Укажем их:

Примеры слов с при­став­кой бес-:

  • бес к орми­ца
  • бес с лов­ный
  • бес п ерспек­тив­ный
  • бес т олко­вый
  • бес ц вет­ный
  • бес х итрост­ный
  • бес ч ело­веч­ный
  • бес ш умный

Приставку вос-/вс- напи­шем в сле­ду­ю­щих сло­вах:

  • вс к ружить
  • вос с лавить
  • вос т ребо­вать
  • вос х валить
  • вос х ожде­ние

Приставку рас/рос- отме­тим в соста­ве слов:

  • рас к леить
  • рас с елить
  • ро́с п ись
  • рас т ерзать
  • рас ч есать­ся
  • рас ц вета­ние

Приставку ис- выбе­рем в сло­вах:

  • ис п одтиш­ка
  • ис т ереть
  • ис п одло­бья
  • ис ц еле­ние
  • ис ч ерпать

Приставка нис- пишет­ся в сло­вах:

  • нис х одить
  • нис п ослан­ный
  • нис ш едший
  • нис ш ествие

Видеоурок для 5 класса


russkiiyazyk.ru

Буквы З и С на конце приставок. 5-й класс

Презентации к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (229,9 кБ)

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с правописанием приставок, оканчивающихся на з- и с-.
  • Закрепить знания учащихся по правописанию приставок, оканчивающихся на з- и с-.
  • Развивать познавательный интерес к предмету через использование творческих заданий.
  • Пополнить словарный запас учащихся.
  • Формировать практические навыки при выполнении работы с компьютером.
  • Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация.

    1. Вступительное слово учителя.

    2. Лингвистическая задача.

    1. Из слова разжечь возьмите приставку.

    2. Из слова гадать – корень.

    3. Из слова упаковка – суффикс.

    4. И окончание – из слова справка.

    Какая приставка пишется в слове разгадка?

    3. Изучение нового материала.

    Грамматическая сказка о приставках. ( Презентация 1 )

    Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в страну Морфемики, где встретимся с приставками.

    В одном из городов страны Морфемики жили сестры. Были они весёлыми, шумными приставками, любили петь и танцевать, поэтому дружили только со звонкими согласными: Б, В, Г, Д, Ж, З, М, Н, Р, Л, с которыми всегда ходили вместе.

    Кроме того, приставки любили путешествовать. Однажды Из– предложила:

    – Давайте отправимся в путешествие в соседний город?

    – Хорошо! Только говорят, что там живут угрюмые люди! – сказала приставка Без-.

    Приставка Раз- ответила:

    – Я думаю, мы подружимся с ними.

    На следующий день сестры отправились в дальний путь. Они совсем выбились из сил, когда увидели вдали прекрасный город, сверкающий огнями.

    В этом городе жили только глухие согласные. По дороге в город им встретилась самая смелая буква – буква С. Она спросила:

    – Зачем вы пришли в наш город, прекрасные приставки?

    – Мы пришли, чтобы подружиться с вами.

    – Добро пожаловать. Но в нашем городе живут только глухие согласные. Боюсь, Вам не понять друг друга.

    – Что же делать? – хором спросили Приставки.

    Буква С долго молчала, наконец сказала:

    – Я, кажется, придумала. Давайте я встану вместо буквы З, и тогда все глухие согласные увидят, что с вами можно дружить.

    С тех пор сестры НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ– подружились с глухими согласными П, Ф, К, Т, Ш, С, Щ, Х, Ц, Ч.

    Но при встрече с глухими согласными сестры НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ– меняют букву З на С и превращаются в приставки: НИС-, ВОС-, ИС-, РАС-, ЧРЕС-, БЕС-.

    Песенка из “Радионяни”.

    Живут на свете, людям помогая,
    Приставки воз-, из-, низ-,
    чрез-, раз-, и без-
    Но звук глухой согласный их встречает,
    И мы их пишем только с буквой С.
    Глухие звуки – это непоседы!
    Они спокойно не желают жить,
    Они мечтают звонкого соседа
    Во что бы то ни стало оглушить. [1]
    Формулировка правила учащимися.

    Какая приставка пишется в слове разгадка? Почему?

    Чтение правила. Учебник

    4. Закрепление изученного материала.

    Алгоритм рассуждения.

    1. Выдели в слове приставку.
    2. Посмотри на букву согласного звука после приставки

    Упражнение из учебника №423. [1]

    Безболезненный, бесплатный, бескозырка, вознаградить, воспеть, взмахнуть, вскрикнуть, низвергаться, изгибаться, испортить.

    Тренировочное упражнение с компьютером (по цепочке передают беспроводную мышь, вставляют пропущенные буквы).

    И…менить, и…печь, ни…падать, ни…вергаться, во…ход, в…ходы, во…радоваться, и…ходный, неи…вестный, во…радоваться, во…стание, ни…ходящий, и…бежать, в…реветь, и…датель, и…пользование

    Игра “Помоги Пете Ошибкину”.

    Бе_ з _дарный
    Бе__конечный
    Бе_ с цельный
    Ра__менять
    Ра_ с _чертить
    Ра с _щедриться
    Ра_бить

    Чтение пословиц. [2]

    Если в пословице встречается приставка с буквой С – приседаем, с З – подпрыгиваем.

    1. Безмерная хвала чести вредит.
    2. Чего не знаешь, того не разгадаешь.
    3. С совестью не разминуться.
    4. Беспечальному сон сладок.
    5. Горько не вечно, а сладко не бесконечно.
    6. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
    7. Человека узнаешь, когда с ни пуд соли расхлебаешь.
    8. Друга разжалобить – самому заплакать.
    9. Не изведан – друг, а изведан – два.
    10. Раздружится друг – хуже недруга.

    5. Тест (сильные учащиеся). – ( Приложение №1 ) – [3]

    1 уч-ся – соединить букву З со звонкими согласными.

    2 уч-ся – соединить букву С с глухими согласными.

    Соединить приставки на з– и с– с согласными:

    Остальные учащиеся – упражнение из учебника №424. [4]

    6. Проверка теста.

    Работа на компьютерах в парах – тренажёр “Четвертое лишнее”. ( Презентация №2 ) – “Найти слово с орфографической ошибкой”.

    7. Кроссворд. ( Приложение №3 )

    8. Д/з – на выбор: упр. 426 или словарный диктант из 15-25 слов с данной орфограммой.

  • Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах – М.: АСТ, 1996. – 464 с.
  • Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
  • Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы / К.А. Войлова, А.В. Канафьева, В.В. Леденёва и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 576 с.
  • Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2008. – 317 с.
  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Популярное:

    • Госпошлина на получение паспорта рф в 14 лет Получение паспорта РФ в 14 лет через МФЦ Паспорт гражданина Российской Федерации (также иногда называемый внутренним, или общегражданским, или национальным паспортом) – это главный документ, удостоверяющий личность гражданина […]
    • Подать заявление на имущественный вычет Когда и за какие годы подавать документы на имущественный вычет при покупке жилья? Большая часть вопросов от наших клиентов связана со сроком обращения в налоговые органы для получения имущественного вычета, а также с […]
    • Правило ч щ Правописание гласных после шипящих и Ц. 62. Правописание гласных после шипящих и Ц. После шипящих согласных ж, ч, ш, щ пишутся гласные а, у, и, и никогда не пишутся гласные я, ю, ы (чаща, жирный). Данное правило не […]
    • Как делится наследство между супругами при разводе Делится ли наследство между супругами? За период супружеской жизни мужем и женой может быть приобретено множество разнообразного имущества – от городских квартир или загородных домов до кухонных гарнитуров и столовых […]
    • Групповые преступления понятия и виды Логика - доступно для всех Виды понятий - различные виды и примеры 1. По объему предметов, обобщающихся в понятии, различают единичные и общие понятия. Единичное понятие - такое, в объем которого входит один предмет […]
    • Увольнение по ошм военнослужащего Увольнение по ОШМ Организационно-штатные мероприятия (ОШМ) представляют собой комплексные меры, которые предусматривают оправданные в законном порядке процессе реорганизации и ликвидации, которые ставят своей целью […]
    • Рейтинг страховщиков по осаго 2018 Рейтинг страховых компаний ОСАГО 2018 Перед проведением процедуры страхования ТС по обязательному страхованию гражданской ответственности, большинство граждан РФ изучают рейтинг отечественных СК, оказывающих подобные услуги. […]
    • По нарушения охраны труда наказание Виды ответственности за нарушение требований охраны труда Виды ответственности за нарушение требований охраны труда установлены статьей 419 ТК РФ. Виновные в нарушении положений трудового законодательства могут быть привлечены к […]