Собственностью рк являются

Защита частной собственности

Защита частной собственности

Право на частную собственность — это одно из основных прав человека, которое для обеспечения реальности данного права нуждается в защите.

Как и во всех правовых государствах, защита частной собственности осуществляется с помощью закона.

Основные, фундаментальные положения о собственности и праве собственности, на основе которых развиваются многочисленные правовые отношения и разветвленное законодательство о собственности закреплены в Конституции РК (статьи 6 и 26).

Поскольку право собственности является центральным институтом гражданского права, практически можно говорить о влиянии этих конституционных норм на развитие всего гражданского законодательства.

В пункте 1 статьи 6 Конституции закреплено, что «в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность», что предполагает конституционные гарантии обеспечения частным собственникам возможности свободного использования принадлежащего им имущества, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества либо ограничения права собственности.

Статья 26 Конституции развивает общие положения о собственности, закрепленные в статье 6 Конституции, применительно к собственности граждан.

В пункте 1 статьи 26 Конституции закреплено, что «граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество».

В ГК РК и других законодательных актах закреплен ряд норм, развивающих и конкретизирующих данное положение Конституции.

Так в п. 1 ст. 188 ГК РК говорится, что право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

В соответствии с п. 4 ст. 188 ГК РК «Осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства».

Одними из самых важных и часто используемых на практике норм Конституции являются нормы пункта 3 ст. 26 Конституции, который гласит: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения».

Данный пункт состоит из двух положений: 1) никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда; 2) принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.

Из указанных конституционных норм следует, что имущественные права собственника могут подвергаться ограничениям по основаниям, установленным законодательством, исключительно по решению суда и при условии равноценного его возмещения.

Право частной собственности также защищено рядом международных правовых актов, которые провозглашают право каждого человека владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими, а также запрет на произвольное лишение человека своего имущества.

Анализ законодательных актов по вопросам защиты права частной собственности показывает, что национальной законодательство в достаточной мере может обеспечить защиту прав собственности и её незыблемость.

www.zakon.kz

Конституционные основы права собственности в Казахстане /М. Сулейменов, директор НИИ частного права КазГЮУ, академик НАН РК, доктор юридических наук, профессор/

М. Сулейменов, директор НИИ частного права КазГЮУ, академик НАН РК, доктор юридических наук, профессор

М. Сулейменов, директор НИИ частного права КазГЮУ, академик НАН РК, доктор юридических наук, профессор

Общие положения о праве собственности (статья 6 в Конституции Республики Казахстан)

Государственная и частная собственность

В Конституции РК содержатся две статьи, посвященные собственности (статьи 6 и 26). В этих статьях закреплены основные, фундаментальные положения о собственности и праве собственности, на основе которых развилось многочисленное и разветвленное законодательство о собственности.

Поскольку право собственности является центральным институтом гражданского права, практически можно говорить о влиянии этих статей Конституции на развитие всего гражданского законодательства.

В пункте 1 статьи 6 Конституции закреплено, что «в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность».

Основные положения о праве собственности содержатся в Гражданском кодексе Республики Казахстан. В п. 1 ст. 188 ГК РК закреплено, что право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

В ГК РК закреплены и понятия государственной и частной собственности.

Частная собственность выступает как собственность граждан и негосударственных юридических лиц и их объединений (п. 1 ст. 191 ГК РК). Следовательно, частная собственность выступает в двух видах — собственность граждан и собственность негосударственных юридических лиц и их объединений. Почему здесь говорится только о негосударственных юридических лицах, понятно: государственным юридическим лицам (государственным предприятиям и учреждениям) имущество на праве собственности не принадлежит, оно находится в государственной собственности, и, следовательно, к частной собственности относиться не может.

Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности (п. 1 ст. 192 ГК РК).

Республиканская собственность состоит из государственной казны и имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами в соответствии с законодательными актами (часть 1 п. 2 ст. 192 ГК РК). Следовательно, все имущество, не закрепленное за государственными республиканскими юридическими лицами, составляет государственную казну Республики Казахстан.

Коммунальная собственность состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с законодательными актами. Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют местную казну (п. 3 ст. 192 ГК РК). Коммунальная собственность подразделяется по уровням местного государственного управления на областную (города республиканского значения, столицы) и районную (городов областного значения).

Во многих законодательных и иных нормативных правовых актах, в том числе и в постановлениях Конституционного Совета РК, применительно к государственной и частной собственности применяется термин «формы собственности». В силу его распространенности с этим термином можно примириться, хотя, строго говоря, его применение нельзя признать вполне точным. У собственности вообще-то не должно быть форм, собственность едина, и правовой режим собственности должен быть единым. Деление на государственную (и далее — на республиканскую и коммунальную) и частную (и далее — на собственность граждан и негосударственных юридических лиц) — это деление по субъектам единой собственности (государство, административно-территориальная единица, гражданин, юридическое лицо).

По таким признакам может быть выделено множество видов собственности: корпоративная, кооперативная, кондоминиум, общая и т.п.

Отсюда вытекает важный принцип правового режима собственности, проявлением чего является закрепленное в Конституции равенство государственной и частной собственности.

Необходимость закрепления данной нормы связана с тем, что государство, помимо того, что оно является собственником, еще выступает и в виде властного суверена, могущего своими законами и действиями создать преимущества и предоставить льготы государственной собственности. Норма пункта 1 статьи в Конституции становится преградой этому стремлению государства и его органов.

Это положение играет важную роль при разработке и принятии законов. Многие нормы принимаемых законов подвергались в процессе принятия существенной корректировке, в случае если они нарушали принцип равенства государственной и частной собственности. Неоднократно вмешивался в этот процесс Конституционный Совет РК. В ряде постановлений он активно проводил в жизнь принцип равенства государственной и частной собственности, давал понимание этого равенства.

Например, в постановлении от 3 ноября 1999 г. № 19/2 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 6 и подпунктов 1) и 2) пункта 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан» при ответе на постановленный Правительством РК вопрос, позволяют ли нормы Конституции предусмотреть в законе особенности правового положения государственных учреждений, заключающиеся в ограничении распоряжения ими деньгами и их ответственности в пределах утвержденной сметы, регистрации гражданско-правовых сделок, Конституционный Совет указал: «Содержание пункта 2 статьи 6, подпунктов 1), 2) пункта 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан позволяет закрепить в законе как особенности правового режима государственной собственности, так и ограничить государственные учреждения в их правосубъектности, в том числе установить ограничения их права распоряжаться деньгами, равно как и предусмотреть регистрацию сделок, заключаемых государственными учреждениями. В соответствии со статьей 204 Гражданского кодекса Республики Казахстан собственник определяет юридическую судьбу учреждения и содержание его деятельности, то есть собственник может ограничить круг сделок, заключаемых своими учреждениями, установить контроль за заключаемыми сделками.

Что касается возможности ограничения ответственности государственных учреждений размером утвержденной им сметы, то такое ограничение противоречит положению статьи 6 Конституции Республики Казахстан о равной защите государственной и частной собственности, поскольку этим ущемлены права и законные интересы не государственных учреждений, а их договорных и иных контрагентов. Создание односторонних преимуществ в полном возмещении убытков или ограничении в этом хозяйствующих субъектов какой-либо формы собственности недопустимо. Принцип равной правовой защиты собственности заключается не только в одинаковых процессуальных возможностях отстаивать каждому из собственников свои интересы в суде, но и в одинаковой мере имущественной ответственности хозяйствующих субъектов друг перед другом по своим договорным обязательствам независимо от правового режима собственности, в котором они находятся.

Право собственности означает право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Это означает, что собственник свободен в осуществлении этих правоотношений. Тем не менее в законодательстве существуют пределы и ограничения осуществления собственником своих прав. Они основываются на положении Конституции: «Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу».

В ГК и других законодательных актах закреплен ряд норм, развивающих и конкретизирующих данное положение Конституции.

В соответствии с п. 4 ст. 188 ГК РК «Осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства. Нарушение прав и законных интересов может найти выражение, наряду с иными формами, в злоупотреблении собственником своим монопольным или иным доминирующим положением.

Собственник обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав».

Собственность на природные ресурсы

В пункте 3 статьи 6 Конституции говорится о государственной собственности на природные ресурсы. Раньше это называлось объекты исключительной собственности государства. Сейчас от термина «исключительный» отказались. В ст. 193 ГК РК просто воспроизведен текст пункта 3 статьи 6 Конституции.

Конкретизируются условия осуществления государственной собственности в Земельном кодексе, Законе РК «О недрах и недропользовании»; Водном кодексе РК от 9 июля 2003 г.; Лесном кодексе РК от 8 июля 2003 г.; Законе РК от 9 июля 2004 г. «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», а также в Экологическом кодексе РК от 9 января 2007 г.

В отличие от других природных ресурсов, земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. Основным законом в этой сфере является Земельный кодекс РК.

Виды земельных участков, которые могут находиться в частной собственности, определены в ст. 23 Земельного кодекса.

В частной собственности всех физических и юридических лиц, включая иностранных граждан и юридических лиц без гражданства, могут находиться земельные участки, предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями и сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением.

Помимо этого, в частной собственности граждан Республики Казахстан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства.

В частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Казахстан могут находиться земельные участки, предоставленные (предоставляемые) для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения.

Все остальные категории земель находятся в государственной собственности и могут быть представлены гражданам и юридическим лицам на праве постоянного или временного землепользования.

Официальное толкование данного пункта дал Конституционный Совет РК в постановлении от 13 апреля 2000 г. № 2/2 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан». В данном постановлении Конституционный Совет отметил, в частности: «Это конституционное положение означает, что правовой режим собственности, условия и пределы осуществления собственником (хозяйствующим субъектом) его правомочий по отношению к земле, как к объекту данной нормы Конституции, определяются законом или законодательным актом равной юридической силы».

Выход за пределы, установленные Конституцией и основанным на ее положениях законодательным актом «О земле», а также несоблюдение предусмотренных последним конкретных условий предоставления прав землепользования хозяйствующим субъектам или физическим лицам со стороны исполнительного органа, осуществляющего нормативное регулирование земельных отношений подзаконными актами, означает превышение правовых границ воздействия на эти отношения. В итоге это влечет нарушение режима конституционности.

В своем постановлении от 23 апреля 2003 г. № 4 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 2 и пункта 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан» Конституционный Совет, проанализировав возможность предоставления иностранным государствам земельных участков в собственность для нужд посольств, признал данную норму неконституционной, указав при этом, что пункт 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан означает, что право регулирования земельных отношений принадлежит государству, которое устанавливает правовые режимы собственности и оборота земли. Основания, условия и пределы, в которых земля может находиться в собственности, а также определение круга ее субъектов и объектов устанавливаются законодателем.

Предоставление в пользование земельных участков иностранным государствам для размещения дипломатических представительств, аккредитованных в Республике Казахстан, осуществляется в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Право собственности граждан (статья 26 Конституции Республики Казахстан)

Право частной собственности граждан и гарантии его осуществления

2. Статья 26 Конституции развивает общие положения о собственности, закрепленные в статье 6 Конституции, применительно к собственности граждан.

В пункте 1 статьи 26 Конституции закреплено, что «граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество».

В положении, закрепленном в пункте 1 статьи 26 Конституции, ключевыми словами являются «любое» и «законно приобретенное». Раньше, в советское время, была масса ограничений для объектов, которые могли находиться в собственности граждан. В настоящее время все эти ограничения сняты.

Однако имущество должно быть законно приобретено. В частности, не могут быть в частной собственности вещи, изъятые из оборота (наркотики, ядерное оружие) и без специального разрешения вещи, ограниченно оборотоспособные (оружие, сильнодействующие лекарства и т.п.) (ст. 116 ГК РК).

«Законно приобретенное» означает также, что основания приобретения имущества должны соответствовать закону, в частности, ст. 235 ГК РК об основаниях приобретения права собственности.

В ГК РК закреплены гарантии осуществления права собственности.

В пункте 2 статьи 26 Конституции специально подчеркнуто гарантирование права наследования. Это связано с тем, что праву наследования в советское время вообще никакого внимания не уделялось. Во многих случаях имущество переходило в собственность государства, наследование по завещанию было существенно ограничено.

В настоящее время с развитием предпринимательства и появлением у граждан в собственности значительного имущества вопросы наследования приобретают важное значение. ГК детально регулирует наследование по закону и наследование по завещанию, причем свобода завещания является краеугольным камнем системы наследования, а наследование по закону построено таким образом, чтобы имущество наследодателя не оставалось выморочным наследством (то есть переходящим государству). С этой целью резко увеличено количество очередей наследников по закону (см. ст. ст. 1038-1083 ГК РК).

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд

Одними из самых важных и часто используемых на практике норм Конституции являются нормы пункта 3 ст. 26 Конституции, который гласит:

«Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения».

Данный пункт состоит из двух положений: 1) никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда; 2) принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.

Первое положение общее, касающееся всех форм собственности. Второе — специальное, посвященное принудительному изъятию имущества для государственных нужд.

При анализе этих двух положений возникает два вопроса:

1) вытекает ли из фразы «никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда» необходимость предшествующего такому лишению решения суда;

2) насколько тесно связаны эти фразы между собой, то есть возможно ли принудительное отчуждение имущества для государственных нужд во внесудебном порядке?

На оба эти вопроса дал ответ Конституционный Совет. Рассмотрим их последовательно. Первый вопрос.

В постановлении от 16 июня 2000 г. № 6/2 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 26 Конституции Республики Казахстан» Конституционный Совет отметил следующее: «Ограничение конкретного имущественного права в случаях, предусмотренных законами, правомерно как в гражданско-правовых отношениях, так и в публично-правовой сфере».

Это возможно, например, либо в порядке конфискации в виде наказания по суду за совершенное правонарушение, либо в порядке реквизиции для государственных нужд, например, в случаях стихийного бедствия, иного чрезвычайного происшествия с последующим равноценным возмещением.

Норму пункта 3 статьи 26 Конституции Республики Казахстан «никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда» следует понимать так, что это положение не требует во всех случаях предварительного судебного решения о наложении штрафа как меры административного принуждения.

Не противоречат пункту 3 статьи 26 Конституции случаи, когда виновное в совершении административного правонарушения лицо не оспаривает в суде законность и обоснованность решения уполномоченного органа о наложении административного взыскания в виде денежного штрафа, несмотря на то, что Конституцией и процессуальными нормами законодательства об административной ответственности ему гарантировано обжалование этого решения в суде. Равно как и уполномоченному органу предоставлена судебная возможность добиваться выплаты наложенного штрафа лицом, уклоняющимся от исполнения данной меры административного принуждения.

Второй вопрос. В постановлении от 20 декабря 2000 г. № 21/2 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 26 и пункта 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан» Конституционный Совет отметил следующее: «Пункт 3 статьи 26 Конституции состоит из двух частей: первая: «никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда», вторая: «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения».

Конституционная норма о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, является конституционным правилом, предусматривающим гарантию защиты права собственности. Однако указанное положение не является абсолютным и не предполагает обязательного предварительного судебного решения при отчуждении имущества. Такая правовая позиция Конституционного Совета выражена в его постановлении от 16 июня 2000 года № 6/2. Принудительное отчуждение имущества собственника возможно лишь при соблюдении следующих обязательных условий, названных во второй части пункта 3 статьи 26 Конституции: для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом; при условии равноценного возмещения. Таким образом, Конституция Республики Казахстан допускает возможность лишения собственности вне рамок судебных процедур, но лишь при обязательном соблюдении этих конституционных условий.

Отчуждение имущества возможно в соответствии с законом как на основании предварительного судебного решения, так и при обязательном последующем судебном контроле за законностью и обоснованностью отчуждения имущества в случае обжалования собственником соответствующего решения государственного органа в порядке, установленном законом.

Что следует понимать под принудительным изъятием имущества для государственных нужд?

В проекте Закона «О государственном имуществе», находящемся в Парламенте РК, определяются три таких случая: национализация, реквизиция, изъятие земельных участков для государственных нужд.

Усилиями Национального Банка РК в ГК РК (п. 6 ст. 86) был добавлен еще один случай: наличие отрицательного капитала у банков второго уровня. Несмотря на спорность такого решения, Конституционный Совет поддержал его своим постановлением от 2 декабря 1996 г. № 8 «О соответствии Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан». В этом постановлении Конституционный Совет отметил, в частности: «Принудительный выкуп акций, являющихся объектами собственности субъектов (акционеров), осуществляется для государственных нужд в целях защиты интересов (вкладчиков) и для обеспечения устойчивости банковской системы Республики. Наличие отрицательного размера капитала у банков и небанковских учреждений относится к исключительным случаям, при которых пункт 3 статьи 26 Конституции допускает принудительное отчуждение имущества, что продиктовано особенностями экономики переходного периода».

Наиболее актуальным и спорным является принудительное изъятие земельных участков для государственных нужд. Все помнят, какая вакханалия творилась, когда во многих городах Казахстана, особенно в Алматы и Астане, под видом исполнения генерального плана застройки города сносились целые районы в самом центре города, причем не для государственных нужд, а для коммерческой застройки. Остановить эту вакханалию не смог никто, ибо цены на недвижимость росли в астрономической прогрессии, и бешеные прибыли получали все, кто был причастен к строительству жилья. И только экономический кризис остановил этот разгул беззакония и нарушения прав граждан.

К чести Конституционного Совета, он пытался как-то остановить массовые сносы жилых зданий и принял специальное постановление по этому вопросу. В постановлении от 1 июля 2005 № 4 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 26 Конституции Республики Казахстан» Конституционный Совет отметил следующее.

В резолютивной части постановления Конституционного Совета от 20 декабря 2000 года № 21/2 отмечается, что пункт 3 статьи 26 Конституции в части «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения» следует понимать так, что это отчуждение возможно лишь при обязательном соблюдении условий, названных в этой норме: во-первых, для государственных нужд, во-вторых, в исключительных случаях, предусмотренных законами, и в-третьих, при условии равноценного его возмещения.

Указанные положения создают гарантии защиты права собственности и являются обязательными для законодательных и правоприменительных органов при осуществлении им своих полномочий. В постановлениях от 20 декабря 2000 года № 21/2 от 9 июля 2001 года № 12/2 Конституционный Совет отмечал, что Конституция не определяет содержание понятий «государственные нужды», «исключительные случаи», «условия равноценного возмещения», возлагая такую задачу на законы. Однако в законодательных актах вышеназванные понятия полностью не раскрыты, что создает определенные трудности в правоприменительной деятельности.

В Земельном кодексе Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II, законах от 16 апреля 1997 года № 94-1 «О жилищных отношениях», 20 мая 1998 года № 230-1 «О статусе столицы Республики Казахстан», от 1 июля 1998 года № 258-1 «Об особом статусе города Алматы» в качестве условия отчуждения земельных участков указываются не «государственные нужды», как это определено в Конституции, а «государственные надобности», что позволяет на практике расширительно толковать условия принудительного отчуждения земельных участков, предусмотренные пунктом 3 статьи 26 Конституции.

Разногласия между государством и собственниками, касающиеся сноса аварийного и ветхого жилья, грозящего обвалом (обрушением), и исполнения генерального плана городов и иных населенных пунктов, зачастую возникают из-за отсутствия законодательного урегулирования процедур, в соответствии с которыми осуществляются мероприятия, призванные обеспечить сбалансированный учет интересов всех участников процесса оценки и изъятия земельных участков.

Конституционный Совет полагает, что понятия «нужда» и «надобность» хотя и близки по содержанию, но, тем не менее, в контексте названных нормативных правовых актов несут не одинаковую смысловую нагрузку. Представляется, что термин «нужда» означает более высокую степень потребности, чем «надобность». В этой связи термин «государственные нужды» в пункте 3 статьи 26 Конституции следует понимать и применять в сочетании с понятием «исключительный случай».

На основании изложенного Конституционный Совет постановил: «Признать пункт 3 статьи 26 Конституции Республики Казахстан предполагающим законодательное урегулирование порядка, условий и процедур, на основании и в соответствии с которыми осуществляется принудительное отчуждение имущества для государственных нужд, как затрагивающих права и законные интересы человека и гражданина.

Рекомендовать Правительству Республики Казахстан рассмотреть вопрос об инициировании внесения изменений и дополнений в законодательные акты Республики по вопросам права собственности в целях обеспечения единообразного понимания и употребления понятий «государственная нужда», «исключительные случаи» и «равноценное возмещение имущества», а также урегулирования процедур, в соответствии с которыми осуществляются оценка и изъятие земли для государственных нужд по основаниям, предусмотренным законом».

В Послании Конституционного Совета Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» от 25 мая 2010 г. № 09-5/1 указано, что в действующее законодательство до настоящего времени не внесены все необходимые изменения и дополнения, вытекающие из решений Конституционного Совета по вопросам принудительного отчуждения имущества для государственных нужд.

В постановлении Конституционного Совета от 20 декабря 2000 года № 21/2 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 26 и пункта 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан» указано, что Основной закон не определяет содержание понятий «государственные нужды», «исключительные случаи», «условия равноценного возмещения», возлагая эту задачу на законы. При этом пределы ограничений и их характер должны определяться в законах не произвольно, а в соответствии с требованиями статьи 39 Конституции. Аналогичные выводы содержатся также в ряде других постановлений Конституционного Совета. Однако некоторые изменения внесены только в статью 84 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-11. В гражданском, банковском и ином законодательстве, регулирующем вопросы принудительного отчуждения имущества, до настоящего времени не даны четкие определения названных выше правовых категорий, соответствующие требованиям юридической точности и не допускающие возможности произвольной интерпретации положений закона. В законодательных актах не раскрыто понятие и различие используемых терминов «изъятие» и «принудительное отчуждение». Не определены четкие критерии для признания случаев принудительного отчуждения имущества для государственных нужд исключительными, а также отсутствуют исчерпывающие перечни таких исключительных случаев. Более того, статья 255 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года № 268-11 не содержит ссылки на исключительность случаев изъятия земельного участка и необходимость такого изъятия в судебном порядке, как того требует пункт 3 статьи 26 Конституции. В результате, по сведениям Верховного Суда Республики Казахстан, произвольное толкование на практике названных выше понятий ведет к многочисленным судебным спорам, инициируемым собственниками принудительно отчуждаемых земельных участков /Казахстанская правда, 29 июня 2010 г./.

Законодательство о предпринимательстве и конкуренции

Осуществление взятого Республикой Казахстан курса на построение рыночной экономики невозможно без развития предпринимательства, создания в стране среднего класса. С первых дней независимости в республике предпринимаются меры, в том числе законодательные, по созданию условий для свободного функционирования предпринимательства.

Одним из первых законодательных актов первого свободно избранного Парламента Казахстана стал Закон Казахской ССР от 11 декабря 1990 г. «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР».

Хотя закон был во многом декларативным, он заложил основы для принятия прогрессивного, можно даже сказать, революционного Закона РК от 4 июля 1992г. «О защите и поддержке частного предпринимательства».

Основные положения о предпринимательстве были закреплены в ст. 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан.

В настоящее время основным законодательным атом, регулирующим предпринимательскую деятельность, является Закон РК от 31 января 2006г. «О частном предпринимательстве», который объединил и систематизировал все нормы, регулирующие отношения, связанные с предпринимательством.

Одним из обязательных условий развития предпринимательства является наличие свободной конкуренции производителей, недопущение захвата рынка монополистическими структурами и недобросовестными предпринимателями. Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция рассматриваются в Конституции как ограничение свободы предпринимательства. Поэтому необходимы жесткие рамки деятельности монополий и лиц, могущих оказывать влияние на свободное функционирование рынка.

Самым первым законом в этой сфере стал Закон Казахской ССР от 11 июня 1991 года «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности».

Важность положений, закрепленных в п. 2 ст. 11 ГК РК, заключается в том, что в нем дано определение недобросовестной конкуренции и перечислены основные случаи недобросовестной конкуренции.

Принятый 9 июня 1998 г. Закон РК «О недобросовестной конкуренции» стал первым комплексным актом, объединившим нормы по предупреждению, выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции.

19 января 2001 г. был принят Закон РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (второй закон о конкуренции), затем 26 июля 2006 г. Закон РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (третий закон о конкуренции). К сожалению, второй и третий законы имеют много конструктивных недостатков, содержат ряд мер, направленных не против монополистов, а против предпринимателей, что дало основание ряду исследователей назвать их «законом против конкуренции». Недостатки последнего закона были так очевидцы, что в Послании Президента РК народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 г. было дано указание подготовить новый закон о конкуренции, который послужит серьезным толчком для роста предпринимательской активности в стране.

Четвертый Закон РК «О конкуренции» был принят 25 декабря 2008 г. и предусмотрел ряд норм, направленных на либерализацию подходов к регулированию предпринимательской деятельности. Вместе с тем ряд негативных моментов, ограничивающих предпринимательскую деятельность, в нем сохранился.

Законодательство о конкуренции по-прежнему нуждается в совершенствовании с целью приведения его в соответствие с нормами пункта 4 статьи 26 Конституции РК.

Регулированию естественных монополий посвящен Закон РК от 25 декабря 2008 г. «Об естественных монополиях и регулируемых рынках».

www.zakon.kz

Закон Республики Казахстан от 15.12.1990 года * «О СОБСТВЕННОСТИ»

Архив

Закон

Республики Казахстан

от 15 декабря 1990 года

О СОБСТВЕННОСТИ

Статья 1. Право собственности

1. Право собственности есть признаваемое и охраняемое законом право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

2. Право владения — возможность осуществлять обладание вещью.

Право пользования — возможность извлекать из вещи ее полезные естественные свойства, присваивать доходы от нее, а также получать иные выгоды.

Право распоряжения — возможность определять фактическую или юридическую судьбу вещи.

3. Собственник может передавать свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом другому лицу, а также вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Он может использовать имущество для осуществления любой хозяйственной или иной деятельности, не запрещенной законом.

4. Собственник, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, вправе заключить договоры с гражданами об использовании их труда.

Независимо от формы собственности, на основе которой используется труд гражданина, ему обеспечиваются оплата и условия труда, а также другие социально — экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством.

5. осуществление права собственности не должно наносить ущерба окружающей среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства.

6. Отношения собственности регулируются Конституцией Республики Казахстан и настоящим Законом.

Особенности осуществления права собственности на памятники истории и культуры, а также отношения по созданию и использованию изобретений, открытий, произведений науки, литературы, искусства и других объектов интеллектуальной собственности регулируются специальным законодательством Республики Казахстан.

Статья 2. Объекты права собственности

1. Объектами права собственности являются земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, предприятия, здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы, деньги, в том числе иностранная валюта, акции, другие ценные бумаги и иное имущество.

2. Результаты использования объектов собственности (продукция и доходы, если иное не предусмотрено законом или договором) принадлежат собственнику.

Статья 3. Субъекты права собственности

1. Субъектами права частной собственности являются граждане Республики Казахстан, иностранные граждане, лица без гражданства, а также образованные ими юридические лица.

2. Субъектом права государственной собственности на территории республики является Республика Казахстан.

От имени Республики Казахстан правомочия по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом осуществляет Верховный Совет Республики Казахстан.

Верховный Совет Республики Казахстан принимает законодательные акты, регулирующие отношения собственности, а также делегирует для осуществления в пределах, установленных законодательством, права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью Кабинету Министров Республики Казахстан.

Местные представительные и исполнительные органы в соответствии с их компетенцией осуществляют права владения, а также управления государственным имуществом, переданным Кабинетом Министров Республики Казахстан административно — территориальным единицам.

Статья 4. Право хозяйственного владения и право

1. Собственник может передать свое имущество в хозяйственное ведение созданному им предприятию, являющемуся юридическим лицом.

Закрепление за предприятием имущества на право хозяйственного ведения предоставляет право предприятию права владения, пользования и управления, а также распоряжения этим имуществом в пределах, установленных собственником.

Собственник или лица, уполномоченные собственником, в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятия решают вопросы создания предприятия и определения целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляют контроль за эффективностью использования и сохранностью предприятием имущества.

Собственник имеет право на прибыль от использования имущества созданного им предприятия.

2. Государственное предприятие, осуществляющее деятельность на праве хозяйственного ведения, не вправе без согласия собственника или уполномоченного им государственного органа совершать следующие виды предпринимательской деятельности:

— продавать и передавать иным лицам, обменивать, предоставлять во временное пользование либо взаймы принадлежащие им здания, сооружения, оборудование и другие основные фонды предприятия;

— создавать филиалы и дочерние предприятия, учреждать совместно с частными предпринимателями предприятия и совместные производства, вкладывать в них свой производственный и денежный капитал.

3. Собственник может передать имущество в оперативное управление созданному им учреждению, финансируемому за счет средств собственника и являющемуся юридическим лицом. Такое учреждение осуществляет в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения эти имуществом.

Собственник закрепленного за учреждением имущества вправе изъять это имущество либо перераспределить его между другими созданными им юридическими лицами по своему усмотрению в соответствии с законодательством.

Учреждения, осуществляющие разрешенную им собственником предпринимательскую деятельность, вправе самостоятельно распоряжаться доходами от такой деятельности и приобретенным за счет этих доходов имуществом, принадлежащим ему на праве полного хозяйственного ведения.

Статья 5. Обращение взыскания на имущество собственника

1. По обязательствам юридического лица взыскание может быть обращено на любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

Собственник не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц, а они не отвечают по обязательствам собственника, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

2. Граждане отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности.

Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается законодательством Республики Казахстан.

Статья 6. Приобретение права собственности

1. Право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

Передачей признается вручение имущества приобретателю, а равно сдача транспортной организации для отправки приобретателю и сдача на почту для пересылки приобретателю имущества, отчужденного без обязательства доставки. К передаче имущества приравнивается передача товарораспорядительного документа на имущества.

Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации или нотариальному удостоверению, право собственности у приобретателя возникает в момент регистрации или нотариального удостоверения договора.

2. Собственнику имущества принадлежат результаты хозяйственного и иного использования его имущества, в том числе продукция, плоды и доходы, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором.

3. Гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее, как своим собственным, недвижимым имуществом не менее пятнадцати лет либо иным имуществом не менее пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

До приобретения на имущество право собственности гражданин или юридическое лицо, владеющее имуществом, как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих права на владение им в силу иного основания, предусмотренного законодательными актами или договором.

Статья 7. Обязанности собственника

1. Собственник обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью людей и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав, не допускать нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц и государства. Он должен воздерживаться от поведения, приносящего беспокойство его соседям и другим лицам.

2. Осуществляя права по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом, собственник должен воздерживаться от действий, ограничивающих аналогичные права других собственников.

3. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором.

Статья 8. Формы собственности

1. Экономика Республики Казахстан основывается на многообразных формах собственности.

2. Возможно преобразования одной формы собственности в другие, а также создание смешанных форм собственности.

3. Имущество может находится в общей собственности нескольких собственников с определением доли каждого из них в праве собственности (долевая собственность) и без определения долей (совместная собственность).

Частная собственность граждан

и юридических лиц

Статья 9. Частная собственность граждан

1. Частной собственностью граждан являются продукты интеллектуальной и материальной деятельности, предприятия, материальные объекты, включая предметы личного потребления, средства производства, патенты, лицензии, в тому числе иностранная валюта, акции, другие ценные бумаги и иное имущество.

2. Член жилищного, жилищно — строительного, дачного, гаражного или другого кооператива, полностью внесший свой паевый взнос за квартиру, дачу, гараж, иное строение или помещение, предоставленные ему в пользование, приобретает право собственности на его имущество с момента полной оплаты.

Наниматель жилого помещения в доме государственного фонда и члены его семьи вправе выкупить у собственника соответствующую квартиру или дом.

Статья 10. Имущество простого товарищества, трудового

и крестьянского хозяйства

Имущество простого товарищества и трудового хозяйства, в том числе произведенная продукция и полученные доходы, принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности, а имущество крестьянского хозяйства — на праве общей совместной собственности, если договором между ними не предусмотрено иное.

Статья 11. Общие положения о частной собственности

К частной собственности юридических лиц относится имущество колхозов, коллективных предприятий и иных кооперативов, хозяйственных товариществ и акционерных обществ и иных негосударственных юридических лиц и объединений.

Статья 12. Собственность колхозов, коллективных

предприятий и иных кооперативов

1. Собственностью колхозов, коллективных предприятий и иных видов кооперативов являются объекты, образуемые за счет денежных и имущественных взносов их членов, произведенной ими продукции, доходов, полученных от реализации и иной деятельности, предусмотренной уставом колхозов, коллективных предприятий и иных видов кооперативов.

2. При ликвидации колхозов, коллективных предприятий и иных видов кооперативов имущество, оставшееся после расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами, распределяется между членами колхозов, коллективных предприятий и иных видов кооперативов.

Статья 13. Собственность хозяйственного общества

1. Собственностью хозяйственных обществ и товариществ, выступающих в качестве юридических лиц, являются объекты, образуемые за счет вкладов участников, а также имущество, полученное в результате хозяйственной деятельности и приобретенное ими по иным основаниям, допускаемым законом.

2. Участниками хозяйственного общества и товарищества могут быть предприятия, учреждения, организации, государственные органы, а также граждане.

Статья 14. Собственность акционерного общества

1. Собственностью акционерного общества является имущество, созданное за счет продажи акций, а также полученное в результате его хозяйственной деятельности и приобретенное им по иным основаниям, допускаемым законом.

2. Держателями акций могут быть предприятия, учреждения, организации и государственные органы. Держателями акций также могут быть работники данного общества и другие граждане, если иное не предусмотрено уставом общества.

Статья 15. Собственность хозяйственного объединения

1. Собственностью хозяйственного объединения является имущество, добровольно переданное ему предприятиями и организациями, а также полученное в результате его хозяйственной деятельности.

2. Хозяйственное объединение не имеет права собственности на имущество входящих в него предприятий и организаций.

3. Имущество, оставшееся после прекращения деятельности хозяйственного объединения, распределяется между входящими в него предприятиями и организациями.

Собственность общественных объединений

и религиозных организаций

Статья 16. Собственность общественных организаций

Собственностью общественных организаций и фондов являются объекты, необходимые для материального обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами (положениями), а также предприятия, создаваемые за счет их средств.

2. Имущество, оставшееся после ликвидации общественной организации и фонда, направляется на цели, предусмотренные их уставами.

Статья 17. Собственность религиозных организаций

1. Собственностью религиозных организаций являются здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности.

2. Религиозные организации имеют право собственности на имущество, приобретенное и созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное государством и приобретенное по другим основаниям, не противоречащим закону.

Статья 18. Общие положения о государственной

Государственная собственность Республики Казахстан неделима и преобразуется в соответствии с законодательными актами.

Статья 19. Собственность в Республике Казахстан

Земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся исключительно в государственной собственности Республики Казахстан.

В собственности Республики Казахстан находятся также имущество органов власти Республики Казахстан, культурные и исторические ценности народа Республики Казахстан, средства республиканского бюджета, государственные банки, республиканские страховые, резервные и иные фонды, а также предприятия и имущественные комплексы республиканского значения и иное имущество (в том числе расположенное за пределами республики).

Статья 20. Особенности осуществления права государственной

собственности на землю

1. При приватизации недвижимого имущества несельскохозяйственного назначения, в том числе недостроенных объектов, гражданин или юридическое лицо приобретает одновременно право пользования либо аренды земельного участка, на котором расположено приобретаемое имущество.

2. Запрещается купля — продажа, дарение, залог и самовольный обмен земельных участков либо совершение других сделок, в прямой или косвенной форме нарушающих право государственной собственности на землю.

Статья 21. Государственная казна

1. Средства республиканского бюджета, золотой запас, алмазный фонд и валютный резерв Республики Казахстан, объекты, находящиеся исключительно в государственной собственности, и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют государственную казну.

2. Владение, пользование и распоряжение имуществом государственной казны осуществляется в порядке, установленном законодательными актами.

3. Интересы государственной казны защищаются в приоритетном порядке.

Статья 22. Собственность административно — территориальных

единиц (область, город, район, свободная

экономическая зона, субзона, аул, село, поселок)

В собственности административно — территориальных единиц находится имущество органов власти административно — территориального образования, средства местного бюджета, иное имущество, необходимое для социально — экономического развития и выполнения задач, стоящих перед соответствующими административно — территориальными образованиями в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

У административно — территориальных единиц на правах хозяйственного ведения могут также находится объекты, переданные им Кабинетом Министров Республики Казахстан.

В собственности административно — территориальных единиц может находиться имущество, созданное или приобретенное за счет собственных средств, а также имущество, переданное собственником.

Право собственности иностранных государств,

их юридических и физических лиц

Статья 23. Право собственности иностранных юридических

и физических лиц

Иностранные юридические и физические лица приобретают право собственности наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан. Отдельные изъятия из этого правила могут быть установлены законодательными актами Республики Казахстан.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, приобретают право собственности наравне с гражданами Республики Казахстан.

Статья 24. Право собственности иностранных государств

и международных организаций

В собственности иностранных государств и международных организаций в Республике Казахстан могут быть любые объекты, созданные и приобретенные ими в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами.

Статья 25. Международные договоры

Если международным договором, в котором участвует Республика Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем законе, то применяются правила международного договора.

Гарантии, защита и ограничения

Статья 26. Гарантии и защита права собственности

1. Республика Казахстан гарантирует стабильность отношений собственности и равенство перед Законом всех субъектов и права собственности.

2. Республика Казахстан в лице государственных органов защищает и охраняет государственную собственность республики.

3. Частная собственность неприкосновенна. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как по решению суда.

4. Республика Казахстан защищает право собственности своих граждан и юридических лиц на имущество, находящееся на территории других государств.

5. Собственник вправе потребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

6. в случае принятия Республикой Казахстан законодательных актов, прекращающих право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этих актов, в том числе упущенная выгода, возмещаются собственнику Республики Казахстан. Споры о возмещении убытков и их размере разрешаются в судебном порядке.

Статья 27. Основания прекращения права собственности

1. Право собственности бессрочно и может быть прекращено только по воле собственника и в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

2. Изъятие имущества у собственника допускается при обращении взыскания на это имущество по обязательствам собственника в случаях и в порядке, предусмотренных законодательными актами.

3. в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных чрезвычайных обстоятельствах имущество в интересах общества может быть изъято у собственника по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законодательными актами, с выплатой собственнику соответствующей безотлагательной, реальной и адекватной компенсации (реквизиция).

4. в случаях, предусмотренных законодательными актами, имущество может быть принудительно и безвозмездно изъято у собственника в судебном порядке.

5. Прекращение права собственности в связи с решением государственного органа, не направленным непосредственно на изъятие имущества у собственника, в том числе решение об изъятии земельного участка, допускается лишь в случаях и в порядке, установленных законодательными актами, с предоставлением собственнику равноценного имущества и возмещением иных понесенных убытков или с выплатой соответствующей и адекватной компенсации. При несогласии собственника с решением, влекущим прекращение права собственности, оно не может быть осуществлено до разрешения спора в судебном порядке. При рассмотрении спора должны быть решены также все вопросы выплаты собственнику соответствующей компенсации.

Статья 28. Ограничения прав собственности

1. Объекты, находящиеся исключительно в государственной собственности Республики Казахстан, указанные в части первой статьи 19 настоящего Закона, не подлежат купле — продажи и не могут находиться в частной собственности и собственности административно — территориальных единиц.

2. Запрещаются любые ограничения прав собственности, кроме установленных законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 29. Недействительность актов, нарушающих

Если в результате издания не соответствующего закону акта органа государственного управления или местного органа государственной власти нарушаются права собственности и других лиц по владению, пользованию или распоряжению принадлежащим им имуществом, такой акт признается недействительным в судебном порядке, по иску собственника или лица, права которого нарушены.

Убытки, причиненные собственнику в результате издания указанного акта, в том числе упущенная выгода, подлежат возмещению в полном объеме за счет средств соответствующего государственного органа либо виновного должностного лица.

kazakhstan.news-city.info

Популярное:

  • Приказ мчс по службе Приказ МЧС России от 6 июля 2017 г. № 285 “Об утверждении примерной формы контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы” (не вступил в силу) В соответствии с частью 8 […]
  • Окин гражданство рф Личная карточка Т-2: рекомендации по заполнению Личная карточка Т-2 заполняется на работников всех категорий, принятых на работу на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу Документы, необходимые для оформления личной […]
  • Декларация при продаже квартиры несовершеннолетним Нужно ли подавать декларацию? У моих родителей было 2 комнаты в общежитии. Одна комната принадлежала им по 1/2 а вторая моему несовершеннолетнему сыну (ему 6 лет). Они продали эти комнаты и купили квартиру, соответственно у […]
  • Приказ минфина 29 июля 1998 Приказ минфина 29 июля 1998 В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного […]
  • Можно ли отменить решение суда вступившее в силу Как обжаловать или отменить заочное решение, вступившее в законную силу? Здравствуйте, вопрос к специалистам. 8.10.2015 городским судом вынесено заочное решение о взыскании задатка в двойном размере по предварительному договору […]
  • Приказ мвд 130 от 2007 Приказ МВД России от 13 марта 2018 г. № 130 “Об утверждении Порядка принятия подразделениями центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел […]
  • Приказы по дежурным частям овд Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан" (с изменениями и […]
  • Кому положена пенсия газпрома Пенсия военным В этом году военные пенсии претерпели некоторые изменения. Начиная с 1 января 2018 года пенсионные выплаты бывшим военнослужащим увеличились на 4%. С 1 октября 2019 года пенсии бывших военнослужащих увеличатся еще […]