Социально-воспитательная функция налогов

Функции налогов

Сущность и функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 3.2. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

www.grandars.ru

Социально-воспитательная функция налогов

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

СОДЕРЖАНИЕ:

Налоговая политика – это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое обязано платить этот налог в законодательном порядке.
Объект налога – предмет (доход, имущество, товар), подлежащий налогообложению.
Источник налога – это доход налогоплательщика (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог.
Налоговая ставка – величина налога, приходящаяся на единицу обложения (единица измерения объёма налогообложения – рубль, гектар и т.д.).

Классификация налогов:
1. По виду объектов налогообложения и способа взимания:
1) прямые (подоходный налог, налог на прибыль хозяйственных организаций, налог на наследование или дарение, земельный налог, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, водный налог, налог на имущество организаций и т. п.);
2) косвенные (НДС = налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы, налоги с продаж).
Таможня – (от тюрк. танга, тамга – знак собственности, подтверждающий денежный налог с торговли) – государственная служба, следящая за ввозом и вывозом товаров через границу и взимающая таможенные пошлины и сборы, другие налоги.
Таможенная пошлина – налог, взимаемый государственными органами по ставкам таможенного тарифа с провозимых через государственную границу товаров.
Таможенный тариф – перечень товаров, с которых взимаются пошлины, с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара.
Акциз (фр. accise, от лат. accidere обрезать) – косвенный налог на продажу определённого вида товаров массового потребления; акциз включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты; чаще всего акцизным сбором налогом (сбором) облагаются винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, деликатесы, предметы роскоши, автомобили, нефтепродукты; плательщиками акциза являются потребители, приобретающие товары, которые облагаются акцизным сбором.
Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависят от доходов налогоплательщиков (прямые налоги связаны с доходами). При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учётом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Т.о. производители и продавцы выступают в роли сборщика налогов, уполномоченного на то государством, а . покупатель становится плательщиком этого налога.

2. По уровням взимания налогов:
1) федеральные (НДС, акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог, налог на покупку валюты);
2) региональные (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду и пр.);
3) местные (земельный налог. курортный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилого фонда и др.).

3. В зависимости от характера ставок:
1) пропорциональный налог (ставка, которого для всех одинакова [например, ставка подоходного налога – 13%]);
2) прогрессивный налог (ставка тем больше, чем выше уровень дохода [некоторые ставки таможенных пошлин]);
3) регрессивный налог (ставка тем ниже, чем выше уровень дохода [ставки государственной пошлины за подачу искового заявления в суд уменьшаются с увеличением цены иска]).

4. Налоги с 1) физических и 2) юридических лиц.

Налоги, уплачиваемые предприятиями:
1) налог на добавленную стоимость;
2) налог на прибыль;
3) акцизы;
4) налог на имущество предприятий;
5) налог на доходы физических лиц;
6) единый социальный налог;
7) налог на добычу полезных ископаемых;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина;
11) транспортный налог;
12) земельный налог;
13) налог на имущество физических лиц;
14) налог на внешнюю торговлю.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – взимаемый с предприятий косвенный налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в идее разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырьё, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны. Впервые введён в 60-х гг. XX в. В России этот налог введён в 1992 г. и является ключевым в налоговой системе. За счёт поступлений этого налога формируется более трети доходной части федерального бюджета. В России в 2004 г. ставка налога установлена на уровне 18%. (Франция – 18,6%, Англия – 15%, Германия – 14%).

Налог на прибыль – существующий во всех странах с рыночной экономикой прямой налог на доходы юридических лиц, взимаемый по определённым ставкам на основании налоговых деклараций этих лиц. Объектом налогообложения является валовая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов, осуществляемых из прибыли, и скидок (расходов на расширение производства, выплат процентов по задолженности, расходов на научные исследования, благотворительные мероприятия). В большинстве случаев налог на прибыль составляет 35% от валовой прибыли, т.е. разницы между всеми доходами и всеми расходами фирмы. Доходы от казино и игорного бизнеса облагаются по ставке 90%.
Прибыль, полученная от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, не подлежит налогообложению.
Предпринимателю также приходится производить платежи в различные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.).

Налоги, уплачиваемые гражданами:
1) основной налог НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – удерживается из заработной платы и перечисляется работодателем (государственная пошлина);
2) налог на имущество физических лиц (налог на строения, помещения, сооружения, транспортные средства);
3) налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
4) земельный налог;
5) транспортный налог;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью – «налоговое право». Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ, федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения. Совокупность указанных нормативных актов образует налоговое законодательство.

Как связана величина ставки налогов с поступлением средств в государственный бюджет?
Кривая Лаффера – кривая, характеризующая в графическом виде зависимость объёма государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране.
Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума. Американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведёт к росту доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую границу, поступления начнут уменьшаться. С ростом налогов часть предпринимателей разорится, часть уйдёт в «теневую экономику», стимулы к труду угаснут. Лаффер доказал, что один и тот же доход в госбюджет может быть достигнут и при достаточно высокой и при низкой налоговых ставках. Хорошую налоговую систему формирует широкая налоговая база и низкие налоговые ставки.

Налоговая база – база налогообложения; сумма, с которой взимается налог; налогооблагаемый доход и стоимость облагаемого налогом имущества.

Принципы налогообложения:
1) справедливость (налоги должны быть равными для каждого уровня дохода);
2) определённость и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны);
3) удобство взимания для налогоплательщиков;
4) экономичность = эффективность (разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим, тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений);
5) обязательность (неизбежность осуществления платежа).
Принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом (1723-1790) в классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов»: 1) всеобщность налогов и их пропорциональность доходу; 2) справедливость (равноценность изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц); 3) определённость (налоги должны быть определёнными, а не произвольными: должно быть определено время уплаты, количество, место уплаты); 4) удобство (каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наибольшее удобство для налогоплательщика).

Функции налогов:
1) фискальная (финансирование государственных расходов, пополнение бюджета);
2) экономическая (поднимая или снижая налоги, государство либо способствует его развитию, либо сдерживает темпы экономического развития);
3) распределительная = социальная (через налоги перераспределяются доходы населения и поддерживаются неимущие слои населения);
4) социально-воспитательная (сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путём установления на них повышенных налогов);
5) конкретно-учётная (учёт доходов граждан, предприятий и организаций).

Направления совершенствования налоговой системы в России: 1) уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий; 2) сокращение налоговых льгот; 3) перекрытие каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики; 4) переход к прогрессивной системе налогообложения; 5) увеличение рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях.

dist-tutor.info

Социально-воспитательная функция налогов

1) Фискальная – изъятие части доходов организаций и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры – библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т.п.

С помощью фискальной функции формируются финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства, ее задача – обеспечение устойчивой доходной базы для бюджетов всех уровней.

2) Регулирующая – позволяет регулировать доходы различных групп населения, направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг, а через платежеспособность населения – на регулирование рынка спроса и предложения.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Изменяя налоговые ставки, льготы и штрафы, условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

3) Социальная – посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых наyчно-технических, экономических и других программ.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции.

Налоги взимаются в большей сумме с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна поступать малоимущим слоям населения в виде социальной помощи. Значение этой функции резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

4) Стимулирующая – с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, инвестиции в расширение производства. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что прибыль, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других товаров, освобождается от налогообложения.

Суперека С.В.
Налоги и налогообложение
2008 год

www.tamognia.ru

2. Виды и функции налогов

• фискальную как способ мобилизации финансовых ресурсов в государственный бюджет;

• распределительную, с помощью которой осуществляется перераспределение доходов между группами населения, территориями, сферами производства, между настоящим и будущими поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением;

• стимулирующую, антицикличную и антиинфляционную — с помощью дифференцированных налоговых льгот и снижения верхних (маргинальных) налоговых ставок создаются стимулы к труду и предпринимательской деятельности, а также обеспечивается экономическая заинтересованность в увеличении объемов производства, его обновлении, проведении НИОКР; налоги также выполняют роль встроенных автоматических стабилизаторов, нацеленных на увязку налоговых поступлений в связи с изменением экономической конъюнктуры;

• социально-воспитательную: высокие акцизные налоги на вино-водочные изделия и табак активно воздействуют на формирование здорового образа жизни, а освобождение от налогов и предоставление налоговых льгот учреждениям социально-культурной сферы призвано способствовать увеличению культурно-образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья;

• контрольно-учетную, т.е. учета доходов предприятий и групп населения, объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.

Виды налогов. Современная налоговая система включает несколько видов налогов.

Ведущее место в налоговых поступлениях занимают подоходные налоги. Это прежде всего налог на индивидуальные доходы (индивидуальный подоходный налог). Система индивидуального подоходного налогообложения предусматривает три «магических» элемента: необлагаемый минимум доходов, размер которого должен соответствовать прожиточному минимуму, минимальные и максимальные налоговые ставки (предельные, маргинальные налоговые ставки) и налоговая шкала, предусматривающая количество групп налоговых ставок и разный режим их градации — прогрессивный, пропорциональный и регрессивный.

Налог называется пропорциональным, если он возрастает в той же пропорции, что доход плательщика. Наряду с пропорциональным широко распространено также прогрессивное налогообложение, при котором доля налога в доходе растет по мере его увеличения. В то же время некоторые налоги (как правило, косвенные) фактически имеют регрессивный характер, иными словами, в доходах менее обеспеченных групп населения доля этих налогов выше, чем у более обеспеченных.

Различия между пропорциональными, прогрессивными и регрессивными налогами связаны с неодинаковыми соотношениями предельных и средних норм налогообложения.

Разновидностью подоходного налога является налог на прибыль корпораций (корпоративный налог).

Вторую группу современных налогов составляют налоги на потребление товаров и услуг. К ним относятся специальные потребительские налоги: акцизный налог (налог на вино-водочные изделия, табак, кофе, ювелирные изделия) и таможенные пошлины.

Широкое распространение получил общий потребительский налог, который взимается один раз на стадии продажи товаров (налог на продажу, налог с оборота). Общий потребительский налог может взиматься на разных стадиях производства и реализации товаров — это так называемый налог на добавленную стоимость (НДС). Он устанавливается на стоимость, добавленную к покупаемому сырью, материалам и другим изделиям в результате производственной деятельности.

Третью группу налогов составляют налоги на имущество и собственность. Налоги на владение имуществом дополняются налогами на передачу имущества, т.е. налогами на наследство и дары. Все сделки по передаче земельных участков, по вложениям инвестиций в частные компании облагаются так называемыми регистрационными налогами, сделки с обращением ценных бумаг, векселей, облигаций и требующие нотариального оформления являются объектом обложения гербовым налогом.

Четвертую группу налогов составляет множество специальных налогов целевого назначения — экологический налог, налог на собак, налог на охрану от пожаров, промысловый налог, дорожный налог и т.д.

Доминирование нецелевых налогов в современных налоговых системах коренится в рациональном неведении потребителей общественных благ и порождаемой им тенденции приобретать эти блага «в пакетах», предоставляя государственным органам право заниматься аллокацией ресурсов общественного сектора без детальных консультаций с избирателями.

К особой группе налогов относятся налоги, взимаемые с доходов для финансирования системы социального обеспечения и социального страхования. Речь идет о социальных платежах в пенсионный фонд и фонды медицинского страхования, фонды занятости и т.д. Эти налоги являются подоходными налогами специального назначения (табл. 10.1).

uchebnik.online

Социально-воспитательная функция налогов

Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность извлекать доходы не только за счет реализации товаров и услуг на рынке, но и за счет налогообложения. Именно налоги – основная форма доходов современного государства – обеспечивают его функционирование.

В финансировании общественного сектора основную роль играет налоговая система. Налоги представляют собой обязательные платежи (денежные взносы) физических и юридических лиц государству как изъятие части дохода в заранее определенном, установленном законом порядке. Легальный, законный характер платежей – важнейшая черта налоговой системы. Уплата налогов – одна из главных обязанностей гражданина.

Функции налогов. Налоговый механизм выполняет следующие функции:

Во-первых, фискальную как способ мобилизации финансовых ресурсов в государственный бюджет.

Во-вторых, распределительную, с помощью которой осуществляется перераспределение доходов между группами населения, территориями, сферами производства, между настоящим и будущими поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением.

В-третьих, стимулирующую, антицикличную и антиинфляционную – с помощью дифференцированных налоговых льгот и снижения верхних (маргинальных) налоговых ставок создаются стимулы к труду и предпринимательской деятельности, а также обеспечивается экономическая заинтересованность в увеличении объемов производства, его обновлении, проведении НИОКР; налоги также выполняют роль встроенных автоматических стабилизаторов, нацеленных на увязку налоговых поступлений в связи с изменением экономической конъюнктуры.

В-четвертых, социально-воспитательную: высокие акцизные налоги на винно-водочные изделия и табак активно воздействуют на формирование здорового образа жизни; а освобождение от налогов и предоставление налоговых льгот учреждениям социально-культурной сферы призвано способствовать увеличению культурно-образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья.

В-пятых, контрольно-учетную, то есть учета доходов предприятий и групп населения, объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.

Виды налогов. Современная налоговая система включает несколько видов налогов.

Ведущее место в налоговых поступлениях занимают подоходные налоги. Это прежде всего налог на индивидуальные доходы (индивидуальный подоходный налог). Система индивидуального подоходного налогообложения предусматривает три элемента: необлагаемый минимум доходов, размер которого должен соответствовать прожиточному минимуму, минимальные и максимальные налоговые ставки (предельные, маргинальные налоговые ставки) и налоговая шкала, предусматривающая количество групп налоговых ставок и разный режим их градации – прогрессивный, пропорциональный и регрессивный.

Разновидностью подоходного налога является налог на прибыль корпораций (корпорационный налог).

Вторую группу современных налогов составляют налоги на потребление товаров и услуг. К ним относятся специальные потребительские налоги: акцизный налог (налог на винно-водочные изделия, табак, кофе, ювелирные изделия) и таможенные пошлины.

Широкое распространение получил общий потребительский налог, который взимается один раз на стадии продажи товаров (налогов на продажу, налог с оборота). Общий потребительский налог может взиматься на разных стадиях производства и реализации товаров – это так называемый налог на добавленную стоимость (НДС). Он устанавливается на стоимость, добавленную к покупаемому сырью, материалам и другим изделиям в результате производственной деятельности.

Третью группу налогов составляют налоги на имущество и собственность. Налоги на владение имуществом дополняются налогами на передачу имущества, то есть налоги на наследство и дары. Все сделки по передачи земельных участков, по вложениям инвестиций в частные компании облагаются так называемыми регистрационными налогами, сделки с обращением ценных бумаг, векселей, облигаций и требующие нотариального оформления, являются объектом обложения гербовым налогом.

Четвертую группу налогов составляет множество специальных налогов целевого назначения – экологический налог, налог на собак, налог на охрану от пожаров, промысловый налог, дорожный налог и т.д.

К особой группе налогов относятся налоги, взимаемые с доходов для финансирования системы социального обеспечения и социального страхования. Речь идет о социальных платежах в пенсионный фонд и фонды медицинского страхования, фонды занятости и т.д. Эти налоги являются подоходными налогами специального назначения.

Похожие вопросы

  • Экономика общественного сектора — Видыифункцииналогов
    Видыифункцииналогов. Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность извлекать доходы не только за счет реализации товаров и услуг на рынке, но и за счет налогообложения.
  • Налоговое право — Понятие ифункцииналога
    Понятие ифункцииналога. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж
    Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и реализации стоящих перед ним задач
  • Налоговое право — Признаки и видыналогов
    Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и реализации стоящих перед ним задач
    Согласно ст. 12 НК РФ, существуют следующие видыналогов
  • Финансы — Сущность, функции, классификация налогов. Элементы налога.
    Функцииналогов. 1. Фискальная. Она выражается в формировании бюджетного фонда.
    Видыналогов РФ. 1. Федеральные налоги: — НДС — акцизы — налог на прибыль — налог на доходы физических лиц — взносы в социальные государственные внебюджетные фонды.
  • Налоговое право — Видыналогов
    Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и реализации стоящих перед ним задач
    В соответствии со ст. 12 НК РФ существуют следующие видыналогов: федеральные, региональные и местные.
  • Экономика общественного сектора — Основные принципы построения.
    Видыифункцииналогов.
    Налоги включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения.
  • Банковское право — Сущность, функции, классификация налогов. Элементы.
    Функцииналогов. 1. Фискальная. Она выражается в формировании бюджетного фонда.
    Видыналогов РФ. 1. Федеральные налоги: — НДС — акцизы — налог на прибыль — налог на доходы физических лиц — взносы в социальные государственные внебюджетные фонды.
  • Бюджетное право — Сущность, функции, классификация налогов. Элементы.
    Функцииналогов. 1. Фискальная. Она выражается в формировании бюджетного фонда.
    Видыналогов РФ. 1. Федеральные налоги: — НДС — акцизы — налог на прибыль — налог на доходы физических лиц — взносы в социальные государственные внебюджетные фонды.
  • Финансы — Налоговая система РФ.
    Функцииналогов. 1. Фискальная.
    Видыналогов РФ. 1. Федеральные налоги: 2. НДС 3. акцизы 4. налог на прибыль 5. налог на доходы физических лиц 6. взносы в социальные государственные внебюджетные фонды 7. государственная пошлина 8. таможенная пошлина 9.
  • Финансовое право — Налоговая система России: а) принцип налоговой.
    Первой и наиболее последовательно реализуемой функциейналогов выступает фискальная (бюджетная) функция.
    Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на.

найдено похожих страниц:10

cribs.me

Популярное:

  • Следственный комитете ур Следственный комитете ур СО по Индустриальному району г. Ижевска следственного управления СК России по Удмуртской Республике завершено расследование уголовного дела в отношении 19-летнего жителя г. Ижевска, обвиняемого в […]
  • Купля продажа квартиры в одном налоговом периоде Покупка и продажа квартиры в одном году: пример расчета НДФЛ Напомним, что гражданин, который продал квартиру и получил доход, обязан представить налоговую декларацию 3-НДФЛ в том случае, если объект недвижимости принадлежал ему […]
  • Вмененный налог ип 2014 Фиксированные платежи ИП на ЕНВД в 2018 году Индивидуальные предприниматели, работающие на специальном налоговом режиме — ЕНВД (единый налог на вмененный доход), обязаны уплачивать фиксированные платежи в Пенсионный и […]
  • Сумма детских пособий 2018 году Индексация пособий с 1 февраля 2018 года Детские пособия в России, установленные законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», с 1 февраля 2018 года проиндексированы на 2.5% в соответствии с постановлением […]
  • Федеральный закон о снятии вредности Незаконное снятие вредности с участка установленной гос инспекцией по аттестации рабочих мест в 2014 году наши рабочие места аттестовывали и нам присвоили 3.2 класс вредности ну то есть добавили 7 дней к отпуску и 8 процентов […]
  • Штраф за работу нелегала Штраф за нелегального работника В настоящее время проблема с мигрантами, незаконно работающими в России, с каждым годом приобретает все большие размеры, поэтому и ответственность работодателей за прием их на работу тоже растет. […]
  • Калькулятор единовременного пособия при рождении ребенка Калькулятор расчета соцстраховских пособий Сегодня 6 августа 2018 г., 01:59 В рамках социального страхования работникам выплачиваются различные пособия (например, больничное пособие, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет и […]
  • Дженифер лопес страховка Звездная страховка В западной прессе регулярно появляются сообщения о том, что тот или иной знаменитый спортсмен, популярный актер или известный певец оформил умопомрачительную страховку на какую-нибудь «выдающуюся» часть […]