Социальное предпринимательство законы

Социальное предпринимательство законы

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:
— консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
— разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
— проведение исследований рынков (маркетинговых),
— привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
— помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога;
Обращайтесь к нам, мы поможем!

Социальное предпринимательство — практическая деятельность, направленная на решение социальных проблем и достижение социально полезных целей.

Социальное предпринимательство стремится решить социальные проблемы инновационным методом, изобретая или комбинируя социальные и экономические ресурсы.

Актуальность

  • Потребность в модернизации социальной сферы, создании новых социальных услуг и сервисов, повышении качества жизни на территории через развитие конкуренции в социальной сфере
  • Необходимость разработки инструментов поддержки доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере
  • Необходимость создания условий для развития проектов социального предпринимательства в субъектах РФ
  • Отсутствие эффективных механизмов и площадок для обмена опытом и демонстрации основных достижений в социальной сфере на территориях
  • Отсутствие эффективных механизмов поддержки и тиражирования успешных социальных практик и лидеров социальной сферы

Цель проекта «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»

  • Расширение участия негосударственного сектора экономики в оказании социальных услуг.
  • Реализация мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» призвана способствовать увеличению количества негосударственных участников рынка в социальной сфере в целях повышения качества оказываемых услуг и оптимизации бюджетных расходов.

Задачи проекта АСИ

1. Увеличение доли негосударственных организаций: коммерческих и некоммерческих при оказании услуг в социальной сфере.

2. Создание условий для повышения качества услуг в социальной сфере вследствие возможности проведения сравнительного анализа с применением независимой оценки качества услуг, оказываемых организациями различных форм собственности, в социальной сфере.

3. Сокращение дефицита в части предоставления обязательных услуг населению в социальной сфере.

4. Развитие системы поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций и организаций социального предпринимательства.

5. Развитие механизмов частно-государственного партнерства в социальной сфере.

Цели проекта АСИ о развитии социального предпринимательства

  • Популяризация и эффективное продвижение перспективных и стратегических проектов и инноваций в социальной сфере
  • Обеспечение качественно нового уровня поддержки социальных проектов и инициатив
  • Формирование единой базы подготовленных проектов, готовых к вынесению на инвестиционные сессии
  • Объединение представителей НКО, лидеров социальной сферы, предпринимателей и представителей органов власти и др.

Потенциал социального предпринимательства

  • Создание новых и расширение существующих рынков
  • Ежегодный прирост ВВП до 1%
  • Создание до 500 тыс. рабочих мест в течении 5 лет

«. без участия государства в современных условиях социальное предпринимательство обречено на более чем скромное существование. Этой деятельностью может заниматься не каждый человек, поэтому необходима четкая система моральной и финансовой поддержки энтузиастов, готовых прийти на помощь государству в решении проблем социально незащищенных категорий граждан kubnews.ru
Пакет законов о социальном предпринимательстве должен быть принят Госдумой в осеннюю сессию. Об этом сообщил президент России Владимир Путин на встрече с представителями благотворительных фондов, волонтерского движения и социальными предпринимателями.

Закон о социальном предпринимательстве

Министерством экономического развития РФ совместно с представителями экспертного и предпринимательского сообщества подготовлен законопроект, направленный на законодательное определение понятия «социальное предпринимательство».

Документ разработан для реализации положений Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и «дорожной карты» по поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.

Проект федерального закона определяет:

  • основные критерии отнесения малых и средних предприятий к субъектам социального предпринимательства,
  • в том числе специализация компании на производстве продукции и предоставлении услуг в интересах граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, или создание рабочих мест для таких граждан.

Предусмотрено, что сведения о субъектах социального предпринимательства будут внесены в единый реестр субъектов МСП, ведение которого с 1 августа 2016 года осуществляется Федеральной налоговой службой.

Отдельная статья законопроекта определяет единые принципы оказания поддержки субъектам социального предпринимательства уполномоченными органами.

Такую помощь будут осуществлять органы государственной власти и органы местного самоуправления в виде:

  • создания и развития специализированных организаций инфраструктуры поддержки субъектов социального предпринимательства,
  • предоставления на льготных условиях помещений,
  • создания банков франшиз, реализации образовательных мероприятий,
  • организации доступа к осуществлению функций социального обслуживания граждан.
  • Дополнительно предусматривается возможность заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества без проведения торгов.

Поручения Правительству:

1. Довести работу по внесению изменений в СанПины в части дошкольного образования, дополнительного образования детей, детского отдыха и оздоровления, а также услуг социального обслуживания.

2. Федеральным органам власти в области социальной сферы совместно с АСИ подготовить предложения по субсидированную процентных ставок по кредитам в части дошкольного и допобразования, детского отдыха, услуг социального обслуживания населения — по итогам обсуждения.

3. Агентству стратегических инициатив поддержать поступившие предложения участников в части разработки рекомендаций по взаимодействию кредитных организации с предпринимателями в социальной сфере.

4. Поддержать работу ведомств по разработке законопроекта по ГЧП с учетом необходимости утверждения нормативно-правовой базы в части создания условия для ГЧП в социальной сфере.

5. Проработать детально предложения по законодательному закреплению понятия «предпринимательство в социальной сфере».

6. Поддержать предложения, озвученные министром культуры В.Р. Мединским по утверждению льготной ставки аренды для книжных магазинов у подведомственных Минкультуры учреждений и организаций.

7. Проработать озвученную участниками совещания озабоченность в части ставки налога НДС для коммерческих образовательных учреждений.

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Поделитесь этой информацией с коллегами, партнерами, друзьями — может это важно и полезно для них!

www.xn—-dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai

Закон о социальном предпринимательстве на пороге принятия

Понятие «социальный предприниматель» законодательно не закреплено в России, что, по мнению экспертов, затрудняет оказание адресных мер поддержки представителям этого вида бизнеса. В августе 2016 года Минэкономики вынесло на общественное обсуждение законопроект о социальном предпринимательстве, затем он прошел согласования в профильных ведомствах и в апреле 2017 года лег на стол премьер-министра Дмитрия Медведева.

Как прокомментировал для РИА «Новости» замминистра экономического развития России Олег Фомичев, закон может быт принят уже осенью 2017 года.

«У нас вышло поручение президента России о необходимости правительству в осеннюю сессию проработать с Госдумой принятие закона, вводящего понятие «социальное предпринимательство». Я очень рассчитываю, что мы это поручение выполним в установленный срок, в осеннюю сессию отработаем в Госдуме соответствующий законопроект», — сказал Фомичев.

Предыстория

Это – не первая попытка ввести понятие социального бизнеса в правовое поле. Новый законопроект содержит более четкие формулировки, приведен в соответствие Трудовому кодексу, но ужесточает критерии социального предпринимательства. Разработчики разделили такие понятия как «социальное предпринимательство», «социальные услуги» и «социально-ориентированная деятельность». Кроме того, в законопроекте перечислены сферы, в которых действуют социальные предприятия. Документ определяет принципы оказания господдержки социальным предпринимателям, например, оговаривает возможность льготной аренды государственного и муниципального имущества, доступа к банкам франшиз и образовательным программам.

Зачем нужен закон?

Государство заинтересовано поддерживать бизнес, существующий ради решения социальных проблем. Но для того, чтобы делать это эффективно, нужны четкие критерии: что такое социальный бизнес, какие предприятия можно считать социальными, как измерять результативность их воздействия на социальную сред? Пример целого ряда стран подтверждает, что для успешного развития социального бизнеса требуется законодательное регулирование.

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ:

«Региональный опыт показывает, что привлечение бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций приводит не только к улучшению качества услуг, но и к повышению эффективности использования бюджетных средств».

Галина Карелова, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

«Представители малого и среднего бизнеса давно ждут, что появится законодательное определение «социального предпринимательства». Для них важно снять барьеры, которые из‑за отсутствия закона препятствуют их активному участию в развитии социальной сферы».

Ольга Епифанова, Заместитель Председателя Государственной думы VII созыва:

«Я убеждена, что в Госдуме VII созыва законопроект о статусе социального предпринимательства будет принят»

www.nb-forum.ru

Эксперты: закон о соцпредпринимательстве поможет сделать этот бизнес конкурентоспособным

Законопроект, регулирующий сферу социального предпринимательства и внедряющий соответствующий термин, был разработан еще год назад

МОСКВА, 16 августа. /Корр. ТАСС Елена Рожкова/. Сообщество социальных предпринимателей ждет принятия профильного законопроекта, разработанного Минэкономразвития, для возможности расширения своей деятельности и получения льгот. Опрошенные ТАСС предприниматели и эксперты сошлись во мнении, что отсутствие профильного законодательства не позволяет низкоприбыльному социальному бизнесу развиваться наравне с коммерческим.

«Этот бизнес низкомаржинален по определению. Как правило, у социальных предприятий нет сверхдоходов, им, к примеру, сложно арендовать помещения по коммерческим ставкам. Естественно, такой бизнес нуждается в поддержке со стороны государства, нуждается в преференциях, которые помогут ему успешно расти и развиваться», — сказала ТАСС директор фонда «Наше будущее» Наталия Зверева.

Она подчеркнула, что во многих странах действует законодательство, предусматривающее определенные льготы социальному бизнесу. «Все эти меры существенно облегчают жизнь социальных предпринимателей, позволяя им сконцентрироваться на главном — на миссии проекта, на социальном эффекте и помощи обществу. В настоящее время российские социальные предприниматели не имеют никаких специальных преференций и льгот», — отметила эксперт.

Зверева добавила, что отсутствие преференций и льгот для социальных предпринимателей не стимулирует развитие сферы, так как социальному бизнесу сложно конкурировать с коммерческими предприятиями и крупными игроками рынка, сложно работать по налоговым ставкам, предусмотренным для высокомаржинального бизнеса, платить высокую аренду.

О законопроекте

Законопроект, регулирующий сферу социального предпринимательства и внедряющий соответствующий термин, Минэкономразвития разработало еще год назад — в августе 2016 года.

Основная цель законопроекта — внедрить понятие «социальное предпринимательство» для возможности предоставления государственной поддержки.

В доработанном по итогам обсуждения варианте под социальным предпринимательством подразумевается субъект малого и среднего предпринимательства (МСП), который обеспечивает занятость инвалидов, одиноких родителей с детьми до семи лет, многодетных родителей, неработающих пенсионеров, выпускников детских домов в возрасте до 21 года. Также в этот список попали лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость.

Кроме того, к социальному предпринимательству предлагается относить субъектов МСП, работа которых направлена на улучшение жизни перечисленных категорий граждан и расширение их возможностей самостоятельно себя обеспечивать.

Отдельная статья законопроекта определяет единые принципы оказания поддержки социальным предпринимателям. Такую помощь будут осуществлять органы власти в виде создания и развития специализированных организаций, предоставления на льготных условиях помещений, создания банков франшиз, реализации образовательных мероприятий, организации доступа к осуществлению функций социального обслуживания граждан.

Ожидания предпринимателей

По мнению главы фонда «Наше будущее», прописанные в законопроекте меры поддержки должны качественно улучшить положение социальных предпринимателей, открыть им новые возможности для развития и роста. Кроме того, фонд направил свои предложения разработчикам законопроекта о создании в регионах открытой базы данных по рынку социальных услуг. «Эта мера позволит повысить прозрачность отрасли, конкурентность рынка и качество оказания социальных услуг, а также усилить эффективность расходования федеральных и региональных средств», — подчеркнула Зверева.

Социальный предприниматель, руководитель проекта «Город особых мастеров» хабаровской НКО «Реальная помощь» Наталья Евтеева отметила, что организации очень важно быть признанной субъектом социального предпринимательства, поскольку оказание услуг людям с аутизмом — чрезвычайно специфическая работа, требующая особо внимания со стороны государства.

«Для нашей организации очень важно быть принятой как социальное предпринимательство и получать государственную поддержку (имущественную, финансовую, административную) в регионе и в муниципальном образовании. Качественно данные проблемы можно решить только вместе, объединив усилия. Иначе это будет топтание на месте», — сказала ТАСС Евтеева.

А социальный предприниматель из Санкт-Петербурга, генеральный директор социального гериатрического центра «Опека» Алексей Маврин считает, что поддержка должна оказываться не прямым вливанием финансов в субъекты социального предпринимательства, а стимулированием спроса на их услуги.

«Закон нужен. Очень важно на первых этапах помогать предпринимателям, которые занимаются социальным бизнесом. Но поддержка должна быть не напрямую предпринимателям, а например, выдавать людям сертификат, на который они смогут приобрести услугу. То есть создавать спрос на услуги», — сказал ТАСС Маврин.

Сроки принятия закона

Пока законопроект Минэкономразвития находится в правительстве РФ и в Госдуму не внесен. Замглавы МЭР Олег Фомичев ранее заявлял ТАСС, что законопроект будет внесен на рассмотрение парламентариев, как только будут сняты все разногласия в правительстве. По словам представителя министерства, речь идет о дискуссиях по уточнению определения «социальное предпринимательство» и критериев отнесения малых и средних предпринимателей к субъектам социального предпринимательства.

Президент РФ Владимир Путин в конце июля на встрече с представителями благотворительных фондов и социальными предпринимателями заявлял, что пакет законов о социальном предпринимательстве должен быть принят в России в осеннюю сессию.

Реформа отрасли соцуслуг

Реформирование отрасли социальных услуг идет в России с 2012 года. Основная цель реформы — передача ряда функций государства частным организациям для повышения качества социальных услуг и оптимизации бюджетных расходов.

Так, в 2015 году вступил в силу федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Летом прошлого года утверждена «дорожная карта» поддержки доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, а в апреле 2017 года прошла первая встреча рабочей группы по развитию социального предпринимательства Минэкономразвития, на которой было определено понятие «Социальное предпринимательство», и перечень видов деятельности к нему относящихся.

По словам главы Минтруда Максима Топилина, к 2018 году доля негосударственного сектора в сфере социального обслуживания должна увеличиться до 10% (в январе 2015 года — 1,2%). А согласно закону о госзакупках, доля заказа у социально-ориентированных некоммерческих организаций и социальных предпринимателей должна составлять не менее 15%.

tass.ru

Правовое обеспечение деятельности социальных предпринимателей. Обзор №5.

Одной из специфических особенностей российского социального предпринимательства является то, что сегодня в секторе не существует собственной законодательной базы: в большинстве случаев регулирование осуществляется в рамках законов, касающихся малого и среднего бизнеса в целом. Одновременно экспертное сообщество уже не первый год говорит о необходимости создания отдельной правовой базы социального предпринимательства – и совершает практические шаги для достижения этой цели.

Мировая законодательная практика в области социального предпринимательства довольно обширна: правовые акты, описывающие деятельность социально ориентированного бизнеса, существуют в нескольких десятках зарубежных стран. При этом характерно, что отдельное правовое поле для соцпредпринимателей создано сегодня как «на западе» — в США и европейских странах, так и в Юго-Восточной Азии.
Пионерами законодательных инициатив в области социального бизнеса можно назвать Великобританию и Южную Корею. Наряду с этим самостоятельные законы, регулирующие деятельность соцбизнеса, работают сегодня в Германии, Австрии, Франции, Италии, Польше, Бельгии, Финляндии, Швеции, Ирландии. Одновременно тематическое законодательство действует в Индии, Бразилии, Сингапуре, а также в Казахстане и Украине.

Согласно существующей практике, законодательные нормы в сфере социального предпринимательства входят в юридическую практику разных стран двумя способами: путем принятия отдельного закона или через внесение поправок и изменений в существующие законодательные акты.

США и Старый свет

Регулирование соцпредпринимательства в большинстве стран Запада осуществляется в рамках законов, описывающих различные корпоративные формы, в которых могут существовать социальные предприятия. Также в секторе работают отдельные законодательные акты, касающихся, в частности, налоговых льгот.
Основная тенденция последнего десятилетия – создание на федеральном уровне специальных организационно-правовых форм и сертификационных систем соцпредпринимательства. Это низкодоходные компании (low-profit limited liability company — L3C) в США, публичные благотворительные корпорации (public benefit corporation) и организации общественного блага (CIC) в Великобритании, итальянские социальные кооперативы и «компании, преследующие социальные цели» (SFC) в Бельгии.

На национальном уровне определение «социальное предпринимательство» закреплено в таких европейских государствах, как Бельгия и Италия. Там же компании, получившие статус «социальное предприятие», могут претендовать на налоговые льготы.

Азиатский подход

В восточном полушарии наиболее структурированную поддержку социальное предпринимательство получает в Южной Корее: Закон о развитии социального предпринимательства был принят здесь еще в 2007 году. В его разработке принимало участие 11 министерств, крупнейшие корейские корпорации и значительное количество НКО. В целом корейская стратегия была направлена на создание экономически устойчивых, открытых для рынка, организаций, способных решать социальные проблемы.

В «Стране утренней свежести» термин «социальное предприятие» распространяется на организации, создающие товары и услуги, и повышающие качество жизни местных жителей путём оказания социальных услуг и создания рабочих мест. При этом обязательным условием работы соцпредприятия является наличие у него специального сертификата соответствия.

Корейское социальное предприятие может иметь статус и коммерческой, и некоммерческой организации, — формат, главным образом, определяется целью его деятельности. Для получения статуса соцпредприятия необходимо, чтобы в процесс принятия ключевых решений, касающихся работы компании, были вовлечены конечные потребители услуг, а не менее 2/3 ее прибылей реинвестировались в социальные цели.

Статус социального предприятия в Южной Корее позволяет пользоваться привилегиями и льготами, разработанными для поддержки данного сектора в стране.

Согласно приказу

Российские социальные предприниматели в настоящее время какого-либо определенного статуса не имеют. Регулирование в этой области осуществляется на основании законодательных актов, касающихся малого и среднего бизнеса в целом (часть социальных предпринимателей принадлежит именно к этому сектору экономики, другая часть – представлена некоммерческими организациями). Кроме того, деятельность социальных предпринимателей затрагивается в ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Основным рамочным и содержательным документом, определяющим подход государства к социальному предпринимательству, является Приказ Минэкономразвития РФ № 220 от 16.05.2013 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».

В настоящее время приказ Минэк является единственным официальным российским документом, в котором дано определение понятия социального предпринимательства. Звучит оно следующим образом: «Социальное предпринимательство это социально-ответственная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленное на решение социальных проблем».

Согласно определению МЭР, соцпредприятие должно отвечать хотя бы одному из двум основных условий. Во-первых, в его штат должно входить не менее 50% сотрудников, относящихся к социально незащищенным группам населения, а их зарплата должна составлять доля не менее 25% от общего фонда оплаты труда предприятия. Во-вторых, оно должно предоставлять услуги в таких сферах, как содействие трудоустройству, социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях и т.д.

Почва для закона

О том, что сегодня России необходим отдельный закон о социальном предпринимательстве, говорят многие эксперты. Александра Московская, директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ «Высшая школа экономики» называет три главные причины для принятия такого закона: «Во-первых, нужно зафиксировать определение, чтобы можно было отличать оригинал от подделки, в том числе при объявлении конкурсов, выдаче льготных кредитов, использовании федеральных субсидий в регионах и пр. Во-вторых нужно предложить оптимальные и эффективные формы поддержки социальному предпринимательству . В-третьих, такой закон позволил бы сделать зримым опыт социальных предпринимателей для других людей. Это могло бы послужить ориентиром для тех, кто хотел бы, но пока раздумывает над внедрением нестандартных социальных проектов».

Одновременно эксперты отмечают, что значительное число задач можно и нужно решать отраслевыми подзаконными актами и поправками в соответствующие кодексы. Другим контраргументом для принятия отдельного закона о соцпредпринимательстве в России является, по мнению ряда критиков, недостаточная развитость сектора: для создания законодательной базы требуется значительное число социальных предприятий, их профессиональные объединения, развитая инфраструктура – все то, что принято называть эко-средой.

К счастью, эти точки зрения не столько конфликтуют между собой, сколько дополняют друг друга, обеспечивая довольно плавное, хоть и медленное, продвижение темы в законодательном поле.

Законопроект-концепция

Два года назад экспертами Фонда «Наше будущее» была разработана концепция развития социального предпринимательства в Российской Федерации. В ходе обсуждения документа на заседании Координационного совета Торгово-промышленной палаты РФ прозвучало предложение о создании отдельного закона о социальном предпринимательстве. Далее, в разработанном, на основе концепции, проекте закона было прописано определение социального предпринимательства, как «деятельности хозяйствующих субъектов, направленной на решение социальных проблем и достижение социально полезных целей».

Законопроект не предполагает создания для социального предпринимательства новых организационно-правовых форм. Зато, согласно его концепции, к субъектам социального предпринимательства могут быть отнесены как коммерческие организации и ИП, так и НКО. Также в проекте нового закона вводятся критерии отнесения организаций к социальным предприятиям и определение порядка получения соответствующего статуса.

В ноябре 2013 года проект закона о социальном предпринимательстве был рассмотрен на заседании Экспертного совета по развитию социального предпринимательства Государственной думы РФ. Тогда большинство участников заседания сочло принятие отдельного закона о соцпредпринимательстве преждевременным. Главным аргументом «против» стало отсутствие инфраструктуры социального предпринимательства в России и развитых механизмов его господдержки. Однако в декабре 2013 года на заседании рабочей группы Совета Федерации подготовленный фондом «Наше Будущее» проект был принят к обсуждению в качестве общественной инициативы сенатором Александром Борисовым, курирующим это направление в СФ.

Через поправки к определению

Одновременно с продвижением «большого» законопроекта о социальном предпринимательстве в ноябре 2013 года депутатами Государственной Думы Михаилом Терентьевым и Игорем Игошиным был подготовлен проект «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В данном документе было предложено включить в закон новую статью, касающуюся поддержки субъектов МСП, осуществляющих деятельность в области социального предпринимательства. Поправки содержат определение социального предпринимательства как «социально ориентированной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на достижение общественно-полезных целей и решение социальных проблем», а также подробное описание условий и критериев принадлежности предприятия к социальному.

Автор этой законодательной инициативы, депутат Михаил Терентьев отмечает, что для достижения поставленных целей при внесении изменений в ФЗ-209 «важно выработать верные критерии социального предпринимательства в рамках программы по развитию малого и среднего предпринимательства».

Обсуждаемый законопроект относит к социальному предпринимательству работу с определенными группами населения, а также определенные сферы деятельности.

Эффект синергии

Тема социального предпринимательства сложна и интересна тем, что она находится на пересечении множества интересов: здесь встречаются самые разные сектора социума. Близкое звучание имеют вопросы развития бизнеса в социальной сфере, оказания социальных услуг муниципальными, коммерческими и некоммерческими организациями, тема корпоративной социальной ответственности. Благодаря этому в федеральном законодательстве появляются новые опорные точки для развития среды социального предпринимательства, не связанные, вроде бы, с этим явлением напрямую.

Так, федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в часть 1 статьи 30 внесены изменения об участии субъектов малого предпринимательства, СО НКО в госзакупках (поправки вступили в силу 1 января 2014 г). В частности, в новой редакции отмечено, что закупки у субъектов малого предпринимательства, СО НКО должны составлять не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. Таким образом, часть наиболее активных с точки зрения оказания социальных услуг НКО и субъектов малого бизнеса получили новый ресурс государственной поддержки.

Новый закон об участии субъектов МСП и СО НКО в закупках -только один из примеров «параллельных прямых», которые иногда пересекаются.

Вполне возможно, что уже в текущем году кроме поправок и продолжения истории с продвижением «большого» закона, появятся и недостающие звенья инфраструктуры – например, объединения различных организаций социального предпринимательства, таких, как Центры инноваций социальной сферы (ЦИССы) и ресурсные центры некоммерческих организаций, Школы социальных предпринимателей и бизнес-инкубаторы, поддерживающие проекты в социальной сфере, социальные предприниматели, занимающиеся близкими темами и т.п.

Такие объединения и оргструктуры уже необходимы и именно они могут усилить имеющиеся инициативы основных игроков, таких как Фонд «Наше Будущее», дать новые силы и инициативы по формированию правовой базы и в целом всей эко-среды социального бизнеса.

www.social-idea.ru

Социальное предпринимательство — вне закона

Сфера предпринимательства, специализирующегося на решении или смягчении социальных проблем общества, много лет находится в России в стадии становления. До сих пор понятие «социальный предприниматель» не закреплено законодательно, что затрудняет оказание адресных мер поддержки представителям этого вида бизнеса. Но закон о социальном предпринимательстве, подготовленный Минэкономразвития, может быть принят уже в 2017 году. Не дожидаясь его принятия, пионеры сегмента успешно решают задачи трудоустройства инвалидов, предоставления дополнительного заработка многодетным матерям и сельским жителям, профориентации и внеклассного развития школьников, создания детсадов. Чтобы расширять и тиражировать свои проекты, им требуется помощь государства и общества.

Сколько в России социальных предпринимателей, не знают ни государство, ни некоммерческие организации. Несмотря на более чем десятилетнюю историю и большую востребованность, сфера социального предпринимательства развивается в России очень медленно. Относительно неплохо она представлена в сфере дошкольного образования и ухода за детьми (около 40% проектов). Также социальные предприниматели задействованы в предоставлении услуг инвалидам, гериатрии, области сохранения культурного наследия, в работе с молодежью, доступном туризме и экологии. При этом социальный бизнес практически совсем не занимается ресоциализацией лиц, вышедших из мест лишения свободы. Мало технологичных и сельскохозяйственных проектов.

— В России доля некоммерческого сектора в экономике составляет 0,85% ВВП, в среднем по Европе — 7% ВВП, — заявил директор международной компании «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование» Василий Аузан на Первом всероссийском слете социальных предпринимателей, прошедшем в «Сколково». — Занятость в этом секторе в России составляет 1%, в Европе — 7%, доля социально ориентированных НКО в России — 13,5%, в Европе — 60–70%. Конечно, понятие НКО не тождественно социальному предпринимательству, но эти данные отражают масштаб различий.

Сейчас Минэкономразвития занимается внесением понятия «социальное предпринимательство» в ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Но пока терминологической определенности нет. Однако господдержка этой сфере оказывается.

— Начиная с 2012 года мероприятия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), осуществляющих социальную деятельность, включены в комплекс мер, реализуемых Минэкономразвития России совместно с субъектами РФ, — сообщили «Известиям» в министерстве.

В числе мер ведомство называет безвозмездные субсидии субъектам МСП на реализацию социальных проектов, обеспечение деятельности центров инноваций социальной сферы, организацию групп дневного пребывания детей дошкольного возраста и иных видов деятельности.

— Сейчас в реализацию мероприятий по поддержке социального предпринимательства вовлечены 52 региона. В 2016 году средства федерального бюджета привлекли 29 субъектов РФ. Общий объем финансирования мероприятий в сфере поддержки социального предпринимательства с 2012 года составил 1,5 млрд рублей, — уточнили в Минэкономразвития.

Однако принимаемых государством мер помощи явно недостаточно.

— Наличие льгот и определенных преференций (например, льготные арендные ставки) могло бы существенно улучшить и укрепить положение социального бизнеса в России, — считают в фонде «Наше будущее». — В настоящее время у социальных предпринимателей никаких особых льгот нет. Всё, что им доступно, — это льготы, предусмотренные для малых предприятий, стартапов и предприятий народных промыслов.

Оказанию господдержки также часто мешает инертность исполнительной власти. Это особенно хорошо видно на примере действия федерального закона № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который вступил в силу в январе 2015 года и должен был обеспечить доступ социальных предпринимателей к социальным услугам.

— Закон должен поставить на одну плоскость социальный бизнес и традиционных государственных поставщиков соцуслуг, наделяя их равными возможностями. У каждого гражданина России должна была появиться альтернатива: обратиться за той или иной помощью в государственную структуру или в частную организацию — на одних и тех же условиях, — уточняют в фонде «Наше будущее». — Однако полтора года, прошедшие с вступления закона в силу, показали, что во многих случаях чиновникам на местах не интересно что-то менять. И они начинают чинить бюрократические препоны, вместо того чтобы помогать социальному бизнесу.

Социальные предприниматели со значительным опытом работы уверены, что при определенной поддержке государства могли бы сделать многое в своей сфере. Например, организатор проекта «Авоська дарит надежду» Евгений Рапопорт не сомневается, что его компания за 3–4 года способна обеспечить самозанятость и заработок в 20–25 тыс. рублей всем инвалидам I группы по зрению, которых в России сейчас около 10 тыс. Но для развития ей не хватает возможности арендовать торговые площади на льготных условиях.

— На государственных торгах мы выступаем наравне с азиатским производителем, который имеет большие мощности производства. А у нас очень низкомаржинальный продукт, — поясняет Евгений Рапопорт.

Фирма «Чудный чай», занимающаяся производством иван-чая, ежегодно обеспечивает дополнительный заработок примерно 100 сельским жителям Архангельской области.

— Мы неплохо справляемся, начали работать с инвесторами и, возможно, сможем привлекать больше работников, — рассказал исполнительный директор предприятия Михаил Бронский. — Но мы — сельские жители — не владеем дорогим имуществом, которое могли бы заложить. А программ кредитования для бизнеса моего размера нет. Пока можно получить только гранты на небольшие суммы, для которых требуется собрать огромное количество документов. Приходится справляться самим.

Служба «Инватакси» уже несколько лет занимается в Москве перевозкой пассажиров на инвалидных колясках. По словам директора Романа Колпакова, организация старается держать расценки на грани рентабельности, чтобы ее услуги были по карману инвалидам. Осуществляет и благотворительные поездки. О расширении бизнеса сейчас речи нет. Ситуацию изменила бы возможность работы в сфере социальных услуг: при компенсации государством части затрат на такси больше инвалидов смогли бы позволить себе такие поездки.

Санкт-петербургская туристическая компания для инвалидов-колясочников «Либерти» уже 12 лет работает исключительно на коммерческой основе: не пользуется ни налоговыми льготами, ни субсидиями, ни грантами. Организация неплохо справляется — она обслуживает около 700 туристов в год. По словам гендиректора компании Натальи Гаспарян, термина «инвалидный туризм» в России официально не существует.

— За наши поездки туристы расплачиваются сами. Но если появятся налоговые льготы, мы сможем расширить возможности компании и, безусловно, удешевить услуги для российских туристов, — поясняет она.

Сфера социального предпринимательства ожидает, что соответствующий закон будет принят в начале 2017 года. И это значительно упростит возможность получения предприятиями адресной помощи от государства. Впрочем, как отмечают в фонде «Наше будущее», поправки в 209-ФЗ и другие законы, регламентирующие деятельность малого и среднего бизнеса, уже дважды вносились на рассмотрение в Госдуму, но оба раза были отклонены.

iz.ru

Популярное:

  • Генер прокурор Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральный прокурор Заместители Генерального прокурора О Генпрокуратуре России Международное сотрудничество Взаимодействие со СМИ Правовое просвещение Генеральная […]
  • Слитные раздельные и дефисные написания правило Раздельное, слитное и дефисное написание слов Слитное, раздельное, дефисное написание. В этом задании тебе понадобятся знания о частях речи. Правило. Прежде чем обратиться к правилу проверь, может ли форма употребляться без […]
  • Учебные пособия для адвокатов Литература для будущего юриста Обратите внимание! Все книги, представленные в этом разделе, открываются в отдельном окне интернет-версии спецвыпуска "ГАРАНТ-Образование". Подробнее о "ГАРАНТ-Образовании". Садовникова Г.Д. […]
  • Заявление на практику в организацию образец Гарантийное письмо о прохождении практики. Образец заполнения Гарантийное письмо о прохождении практики — документ предоставляющий гарантии обучающему пройти практику. Практика присутствует в учебном процессе студентов: учебная, […]
  • Нужное разрешение в cs Как изменить разрешение cs go? Приветствую! В этой статье я поделюсь с вами сразу несколькими простыми способами изменения разрешения cs go и способах решения самых простых задач связанных с оптимизацией и установкой […]
  • Образец ходатайства от руководителя Ходатайство с места работы на жилье Современный российский закон не имеет общего бланка ходатайства о предоставлении жилья. Документ должен иметь письменный вид. Форма же его заполнения является свободной. Тем не менее, […]
  • Нотариус реутов южная 9 Московская областная нотариальная палата Нотариальный округ город Реутов Рахматуллина Алла Анатольевна НОТАРИАЛЬНЫЕ КОНТОРЫ г. РЕУТОВА Нотариус Толмачева Ольга Васильевна г.Реутов ул.Южная дом 9 т.(495) 791-42-86 южная […]
  • Уведомление о продаже комнаты нотариус Порядок продажи комнаты в коммунальной квартире Продажа комнаты в коммунальной квартире в 2018 году – один из наиболее непростых вопросов, касающихся недвижимости. При проведении этой сделки придется столкнуться с такими […]