Содержание права собственности граждан рб

Конспекты юриста

Понятие права собственности граждан (физических лиц) в Республике Беларусь

План курсовой работы

1. Основные теоретические аспекты развития понятия права собственности граждан (физических лиц).

  • 1.1. Рецепция древнеримского права собственности а законодательство Республики Беларусь.
  • 1.2. Содержание права собственности граждан (физических лиц) и его генезис.

2. Основания приобретения права собственности граждан (физических лиц).

  • 2.1. Общая характеристика оснований приобретения права собственности граждан (физических лиц).
  • 2.2. Классификация оснований и способов прекращения права собственности гражданам (физических лиц).

Список использованных источников.

На современном этапе развития общества институт права собственности закрепляет материальную основу любого общества, по причине чего отношения собственности и право собственности являются взаимосвязанными и взаимообусловленными категориями. Право собственности представляет собой естественное и неотъемлемое право человека, а также разновидность вещных прав, которые закрепляют принадлежность вещей субъектам гражданских правоотношений. Право собственности и другие вещные права опосредуют отношения по присвоению материальных благ.

Собственник имущества имеет право совершать любое действие по своему усмотрению и совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, которые не противоречат законодательству, а также не нарушают законные права и интересы других лиц. Возможны ситуации, когда, передавая отдельные полномочия в отношении имущества, находящегося в собственности, другим лицам, собственник права собственности на имущество не теряет.

Право собственности представляет собой один из древнейших институтов права, который возник еще на заре цивилизации. Длительное время данный институт совершенствовался, приспосабливался к условиям меняющегося мира. Таким образом, постепенно возникали совершенно новые элементы данных правоотношений, характерной особенностью которых было расщепление права владения и собственности между несколькими людьми. Поэтому возникла объективная необходимость в законодательном регулировании этих процессов.

Примечательно, что на современном этапе, как и в далекой древности, институт права собственности занимает в цивилистической науке центральное место, а его основные положения находятся во взаимодействии с большинством разделов цивилистики, в частности, права на чужие вещи, договорного, наследственного права и т.п.

Вместе с тем, в настоящее время в нашем государстве существует государственная и частная собственность. Одним из видов частной собственности выступает право собственности граждан (физических лиц). И если ранее в собственности гражданина могли находиться только некоторые вещи из установленного законодательством перечня, в настоящее время данный перечень расширился до такой степени, что имеет смысл говорить об исключении некоторых предметов из права собственности граждан (физических лиц).

Вышеизложенным объясняется интерес к институту права собственности как со стороны научных исследователей, так и со стороны практических работников, а также политических и общественных деятелей, представителей многих отраслей науки.

Основные положения права собственности урегулированы нормами Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК Республики Беларусь).

Цель данной курсовой работы – научные знания о понятии права собственности граждан (физических лиц).

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления права собственности гражданами (физическими лицами).

Предмет данного исследования – нормы права, правовая доктрина и практика правоприменения по теме права собственности граждан (физических лиц).

Исследование в рамках данной работы направлено на изучение понятия права собственности граждан (физических лиц).

Задачи данной работы:

  • — рассмотреть рецепцию древнеримского гражданского права собственности в гражданского право Республики Беларусь;
  • — раскрыть содержание права собственности граждан (физических лиц) в его генезисе;
  • — рассмотреть общую характеристику оснований приобретения права собственности граждан (физических лиц);
  • — рассмотреть классификацию оснований и способов прекращения права собственности граждан (физических лиц).

Методологическую основу данной работы составили методы сравнительного анализа, метод систематизации и обобщения информации, метод индуктивных и дедуктивных умозаключений, метод синтеза, а также логический метод.

В процессе выполнения данной работы были использованы законодательные акты Республики Беларусь, материалы официальных сайтов государственных органов Республики Беларусь, теоретические материалы учебных пособий по теме работы, материалы статей, монографий, а также публикации периодической печати и другие.

law-student.ru

bargu.by — Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

Контролируемая самостоятельная работа
по дисциплине «Гражданское право»
На тему:
«Право частной собственности граждан и юридических лиц»

Подготовил:
Студент третьего курса факультета Экономики и права группы ПХ-3

Проверил:
Преподаватель
Кафедры гражданского права и процесса
Барановичи, 2012

1. Понятие права собственностиграждан. Субъекты, объекты исодержание права собственности граждан. 3
2. Понятие права собственностиюридических лиц, его содержаниеи основания возникновения………. 6
3. Право собственностикоммерческих юридических лиц……………….. 8
4. Право собственности не коммерческих юридических лиц…………. 9
5. Понятие, состав прав государственнойсобственности……………….. 11
6. Понятие, субъекты, объекты испособы приватизациигосударственной собственности………………….12
7. Приватизация жилых помещений………………………………………. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 16

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Понятие права собственности граждан. Субъекты, объекты и содержание права собственности граждан

В период существования советского государства и до начала 90-х годов удовлетворение жизненных потребностей членов общества происходило за счет личной собственности, которая носила потребительский характер и была производна от социалистической собственности. Наличие у граждан имущества в личной собственности являлось результатом их труда в системе социалистического народного хозяйства. Создаваемый совокупный общественный продукт распределялся между членами общества по принципу распределения по труду. У граждан также имелась возможность пополнять свою собственность за счет общественных фондов потребления, из которых производились выплаты в виде пенсий, пособий, стипендий [4, с. 627].
Начало преобразований в регулировании отношений собственности граждан приходится на 80-е годы прошлого столетия. В связи с принятием Закона СССР от 6 марта 1990 г. «О собственности в СССР» и аналогичного ему Закона Республики Беларусь от 11 декабря 1990 г. «О собственности в Республике Беларусь» право личной собственности утратило свое значение. Частная собственность пришла на смену личной собственности.
Частная собственность, образуемая из разных источников, может использоваться как для воспроизводства собственности, так и для личного потребления. В этом смысле личная собственность как экономическая категория не утратила своего значения, так как человеку независимо от социально-экономического строя всегда свойственно употребление собственности (имущества) для удовлетворения собственных потребительских нужд. Поэтому можно сказать, что личная собственность в современных экономических условиях является составной частью частной собственности.

Отношения частной собственности граждан как вещные имущественные отношения регулируются правом. К праву собственности граждан в полной мере применимы те подходы и определения, которые в целом характеризуют право собственности граждан в объективном смысле.
В объективном смысле право собственности граждан — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения частной собственности граждан.
Право собственности граждан в субъективном смысле — это правомочия гражданина владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, соблюдая обязанности, вытекающие из существующего права[4, с.628].
При этом необходимо учитывать, что норма ст. 213 ГК устанавливает только специальные пределы осуществления права собственности. На осуществление права собственности граждан распространяются и общиепределы осуществления субъективных гражданских прав, установленные ст. 2 и 9 ГК.
Признание граждан субъектами права частной собственности наполнило право собственности граждан новым содержанием. Это произошло за счет расширения как состава объектов права собственности граждан, так и целей использования этих объектов. Объектами их собственности могут быть материальные блага, имеющие чисто потребительское назначение, и материальные блага, необходимые для осуществления производственной или хозяйственной деятельности.
Право собственности граждан не исчерпывается наличием у собственника «приятных» прав по обладанию имуществом — на нем лежат и определенные обязанности. Собственник обязан содержать имущество и нести риск его случайной гибели, порчи или повреждения, если иное не установлено договором или не предусмотрено законодательством (ст.211-212 ГК).
Статья 213 ГК устанавливает, что субъектами права частной собственности являются физические лица. Следовательно, частной признается не только собственность граждан Республики Беларусь, но и собственность иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии с п.2 ст.1104 ГК иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Республике Беларусь гражданской правоспособностью наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь.
В собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам (ст. 214 ГК). Действующее законодательство в Законе Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» установило перечень объектов, которые находятся только в государственной собственности и, следовательно, не могут принадлежать гражданам.
На праве собственности у граждан может находиться недвижимое имущество, в том числе жилые дома (квартиры), земельные участки, предприятия как имущественные комплексы. Гражданин может иметь в собственности движимое имущество, такое как транспортные средства, деньги, ценные бумаги[5, с. 506].
Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения устанавливаются законом (ч. 2 ст. 214 ГК). Эти ограничения возможны как исключения из общего правила и только в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

2. Понятие права собственности юридических лиц, его содержание и основания возникновения

Юридические лица являются одним из важнейших звеньев хозяйственной системы нашего государства. В целях выполнения функций, возлагаемых на них, они могут иметь в собственности различное имущество. Это вытекает из анализа признаков юридического лица. Как известно, таковыми являются наличие в собственности юридического лица, его хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, гарантированной юридическому лицу возможности от своего имени приобретать и осуществлять как имущественные, так и неимущественные права, а также возможности нести имущественную ответственность посвоим обязательствам. Обособление имущества обеспечивается его учетом на самостоятельном балансе юридического лица[4,с.647].
Как правовой институт (право собственности в объективном смысле) право собственности юридических лиц представляет собой совокупность правовых норм, установленных или санкционированных государством, направленных на закрепление имущества за юридическими лицами или их объединениями, определяющих правомочия (владение, пользование и распоряжение) собственника имущества и обеспечивающих защиту прав и законных интересов юридического лица как собственника имущества[2 , с.179].
Юридическое лицо как субъект права собственности наделено субъективным правом собственности. Содержание субъективного права собственности юридического лица составляют правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом (ст. 210 ГК). Рамки осуществления юридическим лицом субъективного права собственности определяются его уставом и законодательством. Осуществление правомочий возлагается на органы юридического лица, определяемые его уставом. Объем их полномочий по распоряжению имуществом определяется законодательством и уставом в соответствии с целью деятельности юридического лица.
Право собственности возникает, как и любое другое гражданское правоотношение, на основании норм права и при наличии определенных юридических фактов — оснований (способов) приобретения этого права. Урегулированные главой 14 ГК общие основания приобретения права собственности применимы в равной степени и к юридическим лицам. Однако право собственности у юридических лиц может возникать и при наличии специальных оснований.
Изначально право собственности юридического лица возникает в силу добровольного наделения его имуществом теми лицами, которые создают его — учредителями. Это происходит в результате отказа учредителей от своего права собственности на имущество, которое передается в собственность создаваемому юридическому лицу.
Специфическим основанием возникновения права собственности является приобретение юридическим лицом — правопреемником в собственность имущества, принадлежавшего реорганизованному юридическому лицу. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам на условиях и в объеме в зависимости от формы реорганизации (ст. 54 ГК)[1].
Важным основанием возникновения права собственности является также деятельность юридического лица, осуществляемая в соответствии с его целями и задачами. При этом основным источником формирования имущества коммерческих юридических лиц является прибыль, получаемая ими в результате осуществления хозяйственной деятельности. Поскольку у некоммерческих юридических лиц извлечение прибыли не является целью их деятельности, имущество этих юридических лиц формируется главным образом за счет других источников (членские взносы, благотворительные пожертвования и т.п.). В процессе деятельности право собственности на имущество может быть приобретено юридическим лицом на основании совершаемых гражданско-правовых сделок (купли-продажи, мены, займа, дарения и т. д.). Юридическое лицо может приобрести имущество и по завещанию.
Право собственности юридических лиц осуществляется в пределах срока существования самого юридического лица.

3. Право собственности коммерческих юридических лиц

Статья 213 ГК среди субъектов права частной собственности называет негосударственные юридические лица. Следовательно, по своей природе право собственности юридических лиц является одним из видов частной формы собственности. Как таковой этот вид обладает определенными особенностями.
Во-первых, субъектами права собственности выступают только негосударственные юридические лица, образованные группами других лиц: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные); хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества); производственные и потребительские кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства; общественные и религиозные организации (объединения); благотворительные и иные фонды; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Во-вторых, указанные выше юридические лица являются единственными собственниками своего имущества, в том числе имущества, переданного им участниками в качестве вкладов (исключение составляет имущество, передаваемое юридическим лицам только в пользование, а не в собственность) (ст. 44 ГК). Никакой общей или коллективной собственности участников (учредителей) на имущество юридического лица не возникает. Учитывая это существенное обстоятельство, следует признать сомнительными взгляды на собственность юридических лиц как общую долевую собственность, а также классификации форм собственности с выделением коллективной собственности юридических лиц705. Такие позиции, ставящие под сомнение право юридических лиц иметь в собственности имущество, лишают смысла существование и самого юридического лица как субъекта самостоятельной имущественной ответственности.
В-третьих, законодательством могут устанавливаться ограничения по объектам, которые не могут находиться в собственности этих юридических лиц (ст. 214 ГК).
В-четвертых, управление объектами права собственности осуществляется юридическими лицами самостоятельно, через их органы в соответствии с их компетенцией. Причем это управление осуществляется в рамках устава юридического лица и действующего законодательства[5 , с.516].

4. Право собственности некоммерческих юридических лиц

Некоммерческие организации имеют специальную правоспособность, и в этой связи их возможности по использованию принадлежащего им на праве собственности имущества ограничены теми целями, для которых они созданы.
К некоммерческим организациям, имущество которых принадлежит им на праве собственности, относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и другие организации, предусмотренные законодательством.
Некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Ассоциации (союзы), в которые входят коммерческие организации, заниматься предпринимательской деятельностью не вправе. Если члены такой ассоциации принимают решение о занятии предпринимательской деятельностью, ассоциация подлежит преобразованию в коммерческую организацию или должна создать для такой деятельности хозяйственное общество либо участвовать в таком обществе.
Для некоммерческих организаций законодательство не предусматривает необходимости образования фондов, гарантирующих интересы кредиторов. Участники некоммерческих организаций, как правило, не имеют никаких имущественных прав в отношении этих организаций и их имущества; они не могут распределять между собой прибыль от предпринимательской деятельности организации, не могут получать какого-либо имущества при выходе из организации, а также в случае ликвидации организации. При этом в случае ликвидации имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, направляется на те цели, ради которых была создана организация, или направляется на благотворительные цели. Если это невозможно, имущество переходит государству[2, с.183].
Исключения установлены для членов потребительских кооперативов, которые имеют право участвовать в распределении прибыли от предпринимательской деятельности кооператива. Также исключением являются участники некоммерческих партнерств, которые могут претендовать при выходе из партнерства или в случае его ликвидации на часть имущества партнерства в пределах стоимости имущества, внесенного в качестве членских взносов.

5. Понятие, состав прав государственной собственности

В недавнем прошлом государственная собственность была доминирующей во всех сферах общественных отношений. Законодательно закреплялся приоритет государственной собственности, которая объявлялась ведущей. В исключительной собственности государства находились земля, ее недра, воды, леса. Государство являлось собственником основных средств производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средств транспорта и связи, банков, торговых, коммунальных и иных предприятий, основного городского жилищного фонда и т.д. Государству создавались повышенные гарантии защиты права государственной собственности.
Это положение государственной собственности соответствовало политической системе, существовавшей в нашем государстве. Изменение политической системы и роли государства в общественных отношениях неизбежно повлекло перемены и в правовом регулировании отношений государственной собственности. Государство уступило часть ранее безраздельно занимаемых им позиций в хозяйственной, политической, культурной сферах общественных отношений. Соответственно изменились отношения собственности.
Конституция Республики Беларусь устанавливает существование государственной и частной собственности и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности [3,с. 6].
Состав и назначение имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и в собственности административно-территориальных единиц, определяется осуществляемыми данными участниками гражданско-правовых отношений особыми задачами и функциями. Существенными особенностями отличается порядок управления данным имуществом.
Право государственной собственности в объективном смысле — это система правовых норм, регулирующих отношения присвоения и принадлежности (владения, пользования и распоряжения) материальных благ Республике Беларусь или административно-территориальной единице в лице их компетентных органов.
В субъективном смысле право государственной собственности представляет собой совокупность закрепленных за Республикой Беларусь или административно-территориальной единицей правомочий владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.
Каждый из названных субъектов выступает в качестве самостоятельного собственника, поэтому Республика Беларусь, области, районы и другие административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам друг друга. Определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью отнесено к исключительной компетенции местных Советов депутатов (ст. 121 Конституции)[3,с.41].

6. Понятие, субъекты, объекты и способы приватизации государственной собственности

Разгосударствление представляет собой передачу от государства
физическим и юридическим лицам (в том числе посредством приватизации)функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация —это приобретение физическими и юридическими лицами правасобственности на объекты, принадлежащие государству.
Разгосударствление и приватизация имущества, находящегося вгосударственной собственности, осуществляются в порядке, предусмотренномспециальным законодательством.
Субъектами приватизации (лицами, приобретающими в собственность у государства его имущество) согласно Закону «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» могут быть:
1) граждане Республики Беларусь и Российской Федерации, негосударственные юридические лица, юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
2) иностранные инвесторы; лица без гражданства[4, с. 688].
В преобразовании в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, в открытые акционерные общества с участием предприятий-производителей сельскохозяйственной продукции участвуют также государственные сельскохозяйственные предприятия.
Объектами приватизации являются: государственное жилье; государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицыобъединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования. Объектами первоочередной приватизации являются предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные законом к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства.
Законодательством Республики Беларусь установлено, что приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и продажи государственной собственности. Безвозмездно передается часть государственной собственности гражданам Республики Беларусь с целью обеспечения социального равенства — создания равных экономических условий на период перехода к рыночной экономике[5,с. 554].

7. Приватизация жилых помещений

Включение в законодательство Республики Беларусь о разгосударствлении и приватизации государственной собственности института приватизациижилищного фонда направлено на создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также на обеспечение эффективного использования и содержания жилищного фонда[5, с. 560-561].
В соответствии с Законом от 16 апреля 1992 г. «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» (статья 2) приватизация жилья осуществляется на основе принципов безвозмездной передачи гражданам Республики Беларусь занимаемых ими жилых помещений в порядке, установленном данным Законом; взаимосвязи приватизации с решением жилищной проблемы; добровольной основы; сочетания возмездного и безвозмездного характера; равных прав всех граждан Республики Беларусь на участие в приватизации жилищного фонда; гласности, государственного и общественного контроля за процессом приватизации.
Приватизация жилищного фонда осуществляется на возмездной, безвозмездной либо смешанной основе. Безвозмездная приватизация жилых помещений осуществляется путем наделения жилищной квотой в денежной форме граждан Республики Беларусь.
Субъектами приватизации являются граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь.
Объектами приватизации являются жилые помещения государственного жилищного фонда.
Отдельным категориям граждан Республики Беларусь в соответствии с законодательством предоставлено право на безвозмездную (с учетом жилищной квоты, суммы квот) передачу в собственность жилых помещений. При этом указанные граждане имеют право на одноразовое использование данной льготы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г. № 218-З : в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 3 июля 2011 г., №285-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – №78. – 2/1837.
2. Колбасин, Д.А. Гражданское право Республики Беларусь. Общая часть. [Текст]: учебник / Д.А. Колбасин.– Минск :ПолиБиг, 1999. – 374 с.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). –Минск :Амалфея, 2010. — 48 с.
4. Чигир, В.Ф. Гражданское право[Текст]: учебник / под общ.ред. проф. В.Ф. Чигира. – Минск :Амалфея, 2000. – 976 с.
5. Чигир, В.Ф. Гражданское право. В 3 т. Т.1 [Текст]: учебник / А.В. Каравай [и др.]; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск, Амалфея, 2008. – 864 с.

bargu.by

7. Понятие и содержание права собственности. Защита права собственности.

Право собственности –это совокупность правовых норм, регулирующих принадлежность материальных благ определенным лицам. Право собственности представляет собой органическую совокупность правомочий собственника.

· право владения, которое законом определяется как юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства на вещью;

· право пользования – юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи ее полезных свойств;

· право распоряжения – это юридически обеспеченная возможность решать самостоятельно юридическую и фактическую судьбу вещи.

При отсутствии хотя бы одного из этих правомочий права собственности нет.

Основания возникновения права собственности:

· создание новых объектов;

· на основании договора;

· обнаружение клада, т.е. зарытых в земле или скрытых иным способом ценностей, собственник которых никогда не станет известным;

· пригульные животные – это животные, хозяин которых неизвестен;

· безнадзорные животные– это животные, хозяин которых известен, но они для него безразличны.

Основания прекращения права собственности:

· национализация– обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц в государственную собственность на основании закона (осуществляется возмездно);

· конфискация имущества, добытого преступным путем в доход государства (осуществляется безвозмездно);

· реквизиция – возмездное изъятие имущества в доход государства со справедливой компенсацией в случаях стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных обстоятельствах;

· разгосударствление и приватизация;

· отчуждение, гибель, уничтожение;

· обращение взыскания на имущество по обязательствам.

Согласно ст.13 Конституции Республики Беларусь и Гражданского кодекса Республики Беларусь собственность может быть государственной и частной.

Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц). Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан или юридических лиц. Объектами права собственности может быть все то, что не изъято из гражданского оборота.

Права всех собственников защищаются законом равным образом.

Способы защиты права собственности и иных вещных прав:

1. Вещно-правовые иски предъявляются собственником или иным субъектом вещных прав к такому нарушителю его прав, с которым он не состоит в обязательственных правоотношениях:

— иск об истребовании из чужого незаконного владения (виндикационный иск);

— иск об устранении всяких нарушений права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (негаторный иск).

2. Обязательственно-правовые иски предъявляются субъектами к контрагентам, с которыми они состоят в обязательственном правоотношении:

— иск об исполнении договора;

— иск о взыскании убытков;

— иск о возмещении вреда;

3. Иные способы защиты:

— признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

lawbook.online

27. Понятие, содержание и объекты права государственной собственности.

Право государственной собственности в объективном смысле – совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

Право государственной собственности в субъективном смысле составляют обычные правомочия (владение, пользование, распоряжение).

Государство может иметь на праве собственности любое имущество (в том числе изъятое из оборота), приобретать его любыми предусмотренными законом способами и использовать их в любых установленных им самим рамках.

Государственная собственность может выступать в форме:

— республиканской собственности (собственность Республики Беларусь);

— коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

В соответствии со ст. 215 ГК республиканская собственность состоит из казны Республики Беларусь и имущества, закрепленного за республиканскими лицами в соответствии с актами законодательства. Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительной собственности Республики Беларусь (земля, ее недра, воздушное пространство над территорией Республики Беларусь, внутренние водоемы и леса, природные ресурсы Республики Беларусь и др.) и иное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами, составляет казну Республики Беларусь.

Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальных единиц и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами, составляет казну соответствующей административно-территориальной единицы.

Объекты республиканской собственности (помимо вышеуказанных): имущество республиканских органов власти и управления, культурные и исторические ценности народа Республики Беларусь, республиканские банки, республиканские страховые, резервные и иные фонды, предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские институты и др.

Объекты коммунальной собственности (кроме вышеперечисленных): имущество органов власти и управления административно-территориальной единицы, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и др.

Функции собственника Республики Беларусь выполняет Совет Министров Республики Беларусь и другие органы управления Республики Беларусь, которые наделены Советом Министров правом, осуществлять функции собственника. Функции собственника административно-территориальной единицы выполняет соответствующая местная администрация. Основания возникновения права государственной собственности: расширенное воспроизводство, гражданско-правовые договоры, налоги, пошлины, сборы, переход в собственность государства бесхозяйного имущества, выморочное наследство и т.д.

28. Основания возникновения, содержание, субъекты и объекты права частной собственности.

Субъектами права частной собственности являются граждане и негосударственные юридические лица (хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения и др.).

Объекты права частной собственности. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать. Количество и стоимость имущества не ограничены, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законодательством в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст. 214 ГК).

Основным источником образования собственности граждан является их труд в качестве наемных работников, собственная экономическая деятельность, не направленная на извлечение прибыли, предпринимательская деятельность; а также пособия, выплаты из общественных фондов потребления, гуманитарная помощь, проценты на капитал, наследование, дарение и т.д.

Основными источниками образования собственности юридических лиц являются:

— взносы, вклады учредителей, участников;

— доходы от предпринимательской деятельности (коммерческие юридические лица);

— членские взносы, добровольные взносы и пожертвования (некоторые некоммерческие юридические лица); и др.

Учредители (участники) юридических лиц, выступающих в качестве собственников, не имеют на имущество юридического лица никаких вещных прав. Они имеют либо обязательственные права (хозяйственные общества и товарищества) либо вообще не имеют никаких имущественных прав в отношении имущества юридического лица (общественные и религиозные организации).

Содержание права частной собственности составляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

studfiles.net

Популярное:

  • Закон рб об здоровья Закон РБ О здравоохраненииСтатья 41. Права пациентов Пациент имеет право на: получение медицинской помощи; выбор лечащего врача и организации здравоохранения; участие в выборе методов оказания медицинской помощи; пребывание в […]
  • Закон вернер Закон вернер ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ: Авторов: 100716 Произведений: 1399375 Артефаки870kОценка:7.35*27 Фэнтези, Любовный роман Комментарии: 35 (09/01/2018)У моих биологических родителей нет ничего общего, кроме одной ночи. и меня. В […]
  • Информация о налогах в steam Информация о налогах в steam Случилось так, что я совершил 150 сделок купли-продажи карточек в Steam Market.И от меня попросили заполнить форму, дабы государству отсчитать положенные проценты. Что делать, как зоплнять ? […]
  • Начисление субсидии в 2014 Порядок начисления субсидий снова изменили: не будет штрафов и обязательного указания суммы доходов По данным министра социальной политики Павла Розенко, уже 1,5 млн семей получают субсидию на оплату ЖКХ услуг На сегодняшний […]
  • Реестр банкротов предприятий Список предприятий банкротов: функции, ведение, публикация сведений Банкротство предполагает процедуру, актуальную в том случае, если компания больше не в состоянии оплатить обязательства перед кредиторами, не оплачивает […]
  • Сокращение увольнение трудовой кодекс Увольнение по сокращению штата: выплаты и компенсации Смотрите также: Если работодатель вынужден пойти на сокращение штата, он должен быть готов к тому, что законодательство обяжет его предоставить работникам обширный круг […]
  • Закон о прокуратуре рф гарант Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ […]
  • Как в 1 с 77 увольнение Выплата компенсации при увольнении по пункту 7 части 1 статьи 77 ТК РФ Добрый вечер. При увольнении по п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ («в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами […]