Состав и виды судов субъектов

Образовательный портал — все для студента юриста.

III. Судебная система РФ.

1. Понятие судебной системы РФ.

Судебная система РФ — совокупность государственных органов — судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации»

2. Принципы деятельности судебной системы РФ.

Принципы деятельности судебной системы РФ — характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

— принцип законности. (ссылке на все)

— принцип единства судебной системы РФ

— принцип осуществления правосудия только судом.

— принцип равенства всех перед законом и судом.

— принцип независимости судей.

— принцип презумпции невиновности.

— принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

— принцип состязательности сторон.

— принцип открытости судопроизводства.

— принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

— принцип обязательности судебных решений.

— принцип государственного или национального языка в судах.

3. Система судов РФ.

Система судов РФ — это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

— Конституционный суд РФ.

— Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

— Верховный суд РФ

— Суды субъектов РФ

— Городские (районные) суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

— Военная коллегия Верховного суда РФ.

— Военные (флотские) окружные суды РФ.

— Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

— Высший Арбитражный Суд РФ.

— Федеральные арбитражные суды округов

— Арбитражные суды округов

— Арбитражные суды субъектов РФ

4. Иные суды, действующие на территории РФ.

— Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный суд РФ

— Верховный суд РФ

— Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

— Военные и специализированные суды.

— Высший арбитражный суд РФ

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

— Арбитражные апелляционные суды.

— Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

— Конституционные (суды) субъектов РФ.

4. Судебное звено судебной системы РФ.

Звено судебной системы РФ — совокупность судов РФ, наделенных однотипными полномочиями и занимающими равное положение в судебной системе РФ.

В РФ на звенья делятся системы судов общей юрисдикции и система арбитражных судов РФ.

К высшему звену относятся: Верховный суд РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Высший Арбитражный Суд.

К среднему звену относятся: Суды субъектов РФ, Суды военных округов, флотов, видов и групп войск, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды.

5. Судебная инстанция судебной системы РФ.

Судебная инстанция в РФ — суд или его структурная подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

В РФ выделяется четыре судебной инстанции:

Суд первой инстанции — рассматривает дело по существу

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции — проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Суд надзорной инстанции — проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

6. Органы судейского сообщества.

Судейское сообщество — это совокупность всех судей в конкретном государстве.

В Российской Федерации, деятельность судейского сообщества регулируется ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в соответствие со статьей 1 данного закона, судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

В соответствие со статьей 3 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», органами судейского сообщества являются:

— Всероссийский съезд судей, который в соответствие со статьей 6 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» является высшим органом судебного сообщества.

— Конференции судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 7 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской федерации, подробней статьи 8, 9, 10 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

— Общее собрание судей судов, подробней статья 12 ФЗ « Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

— Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 11, глава II, III ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

7. Судья в РФ.

В соответствие с законом РФ «О статусе судей», судья — лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

8. Статус судей в РФ.

Статус судей — это правоспособность (наличие определенных прав и обязанностей) судей, связанная с осуществления ими судейских полномочий.

Элементы статуса судей:

— правоотношения, связанные с формированием судебного корпуса (наделение кандидата в судьи судейскими полномочиями)

— правоспособность судей при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

— права и обязанности судей по отношению к судейскому сообществу.

— правоотношения, связанные приостановлением и прекращением полномочий судей, пребывания их в отставке.

1. Правоотношения, связанные с формированием судейского корпуса:

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи:

В соответствие со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», кандидат на должность судью должен обладать следующим правовым статусом и умениями:

— Иметь гражданство Российской Федерации.

— Не иметь судимости и не быть судимым, не подвергаться уголовному преследованию.

— Не иметь гражданство иного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

— Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

— Не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

— Не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

— Достижение определенного возраста:

Возраст минимум 25 лет, стаж по юридической специальности -5 лет — для судей судов основного звена (судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировой судья.)

Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности — 7 лет — для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)

Возраст минимум 35 лет, стаж по юридической специальности — 10 лет — для судей Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда

Возраст минимум 40 лет, стаж по юридической специальности — 15 лет — для судей Конституционного суда РФ.

В соответствие со статьей 5, отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющих заболевания, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен (ссылка) на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Кандидат обязан предоставить в экзаменационную комиссию ряд документов. (ссылка) Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные законе. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, предоставив при этом ряд документов (ссылка).

Порядок наделения судей полномочиями:

В соответствие со статьей 6, судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

9. Гарантии судей в РФ.

Гарантии судей в РФ — совокупность условий, вследствие которых судьи получают возможность независимо осуществлять свои полномочия.

Виды гарантий судей в РФ:

— Гарантии непосредственно связанны с отправлением правосудия.

— Гарантии неприкосновенности судей.

— Гарантии материального и социального обеспечения судей, права на отставку, приостановления и прекращения полномочий.

— Гарантии, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

— Гарантии, закрепленные в иных нормативных правовых актов.

10. Присяжные и арбитражные заседатели.

Присяжные заседатели — Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел.

Деятельность присяжных заседателей регламентируется ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Арбитражные заседатели — Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществления правосудия в системе арбитражных судов РФ.

Деятельность арбитражных заседателей регламентируется ФЗ « Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и статьей 3 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», кандидаты, как в присяжные, так и в арбитражные заседатели заносятся в специальные списки. Списки присяжных заседателей формируют высшие исполнительные органы субъектов РФ раз в 4 года. Списки арбитражных заседателей формируют Арбитражные суды субъектов РФ, из кандидатур, предложенных профессиональными объединениями предпринимателей.

ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в соответствии со статьей 3, устанавливает следующие требования к присяжным заседателям: присяжным заседателем может быть гражданин РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, старше 25 лет, не имеющие судимость, обладающие дееспособностью и т.д.

ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» в соответствии со статьей 2, устанавливает следующие требования к арбитражным заседателям: арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25-летнего возраста; имеющие безупречную репутацию, высшие образование и опыт работы в установленных сферах; не имеющие судимость; не совершившие поступок, умоляющий авторитет судебной власти.

allstatepravo.ru

Суд субъекта Российской Федерации

Положение о том, что все субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округи — являются равноправными, закреплено в ст. 5 Конституции РФ. Суды субъектов РФ образуются и действуют в каждом субъекте, и их наименование производно от вида субъекта РФ, в котором он действует (областной суд, верховный суд республики, краевой суд и др.). Однако полномочия судов различных по наименованию субъектов РФ не зависят от вида субъекта, числа проживающих на его территории лиц, количества судей, входящих в состав данного судебного органа, и любых иных факторов. Например, Брянский областной суд обладает теми же правовыми и организационными полномочиями, что и Верховный суд Республики Татарстан.

В соответствии со ст. 24 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской

Федерации» суды субъектов РФ являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего административно-территориального образования. Вместе с тем такие отношения нельзя назвать отношениями начальников и подчиненных. Районный суд в процессе осуществления им правосудия действует самостоятельно, и суд субъекта РФ не вправе вмешиваться в ход процесса, давать указания, предлагать вынести то или иное решение и прочим образом воздействовать на судей. Инстанционность процесса предполагает возможность суда субъекта РФ отменять или изменять решения районного суда, которые были обжалованы сторонами, их представителями или по которым были внесены представления прокурором. Но решения суд субъекта РФ будет выносить от своего имени и нести за них ответственность.

Суд субъекта РФ реализует свои полномочия через имеющиеся подразделения.

Такой суд действует в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам. Кроме того, в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся либо проживающих в отдаленных местностях, в составе суда субъекта РФ может быть образовано постоянное судебное присутствие, которое но своему статусу является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Суд субъекта РФ возглавляет председатель соответствующего суда. Также в составе суда имеются должности заместителей председателя суда. В составе судебных коллегий выделяются должности председателей соответствующих коллегий. Все указанные должностные лица имеют общий статус федерального судьи.

Работу суда субъекта РФ обеспечивает аппарат соответствующего суда, состоящий из помощника председателя суда, помощников заместителей председателя суда, помощников судей, а также сотрудников отделов. В структуре аппарата суда субъекта РФ действуют отделы: кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики; судебной статистики и правовой информатизации; делопроизводства; обеспечения судопроизводства но уголовным делам; обеспечения судопроизводства по гражданским делам; обеспечения деятельности президиума суда.

Порядок деятельности аппарата суда субъекта РФ регламентирован Инструкцией по судебному делопроизводству в Верховных Судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 15.12.2004 № 161.

К компетенции суда субъекта РФ относится:

— рассмотрение в соответствии с подсудностью дел в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

— обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

— изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;

— осуществление иных полномочий, предоставленных ему федеральными законами.

Имеющиеся полномочия суд субъекта РФ осуществляет через свои структурные подразделения.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам суда субъекта РФ формируются из числа судей данного суда. Каждая коллегия состоит из председателя коллегии, а также его членов.

Судебные коллегии суда субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривают:

— в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные федеральными законами к подсудности данного суда;

— в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения суда субъекта РФ, принятые ими в ходе производства по делу в качестве суда первой инстанции;

в качестве суда кассационной инстанции по жалобам, представлениям па промежуточные судебные решения суда субъекта РФ, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

— дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу решений, принятых соответствующей судебной инстанцией.

Специфические полномочия судебных коллегий судов субъектов РФ зависят от того, какие именно дела — гражданские или уголовные — они рассматривают. Особенно наглядно эти различия проявляются в случаях, когда судебная коллегия суда субъекта РФ исполняет роль суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам суда субъекта РФ в соответствии со ст. 26 ГПК РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

— связанные с государственной тайной (см. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»);

— о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений;

— о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

— о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

— о приостановлении или прекращении деятельности СМИ, распространяемых преимущественно па территории одного субъекта РФ;

— об оспаривании решений, избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий;

— о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, а также районным судам;

— об оспаривании решений экзаменационных комиссий субъектов РФ но приему квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) экзаменационных комиссий, в результате чего кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена.

В качестве апелляционной инстанции Судебная коллегия по гражданским делам выступает в случаях, когда апелляционные жалобы заинтересованных лиц или апелляционное представление прокурора были поданы на решения районных судов по гражданским делам, не вступившие в законную силу.

Судебной коллегии по уголовным делам суда субъекта РФ в соответствии с ч. 3 ст. 31 УПК РФ подсудны уголовные дела:

— о наиболее тяжких преступлениях, а также дела о некоторых преступлениях против правосудия;

— которые были переданы в суд субъекта РФ в соответствии с правилами о подсудности;

— в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Кроме того, в Судебную коллегию по уголовным делам суда субъекта РФ передаются дела, которые по общему правилу рассматриваются судом с участием присяжных заседателей. При этом в качестве председательствующего выступает один из судей, входящих в состав данного суда.

Институт присяжных заседателей впервые был введен в ходе судебной реформы 60-х гг. XIX в. Согласно Уставу уголовного судопроизводства присяжные заседатели участвовали в рассмотрении лишь таких уголовных дел, когда законом за совершение преступлений предусматривалось наказание, связанное с ограничением или лишением нрав состояния.

Учреждение судебных установлений 1864 г. предусматривало избрание присяжных заседателей для участия в рассмотрении дел. Особые временные комиссии, состоявшие из лиц, назначавшихся ежегодно уездными земскими собраниями, составляли по каждому уезду отдельно общие и очередные списки. В столицах общие списки составлялись соединенными заседаниями общих городских дум и местных уездных земских собраний.

Для внесения в списки присяжных заседателей было необходимо наличие ряда условий, которым должен соответствовать кандидат:

— во-первых, российское подданство;

— во-вторых, возраст — от 25 до 70 лет;

— в-третьих, проживание в уезде, где проводилось избрание;

— в-четвертых, наличие определенного имущественного ценза (владение землей в количестве не менее ста десятин или другим недвижимым имуществом ценой: в столицах от 2 тыс. руб., в губернских городах и градоначальствах — от 1 тыс. руб., в иных местах — не менее 500 руб., или получение жалованья либо дохода от своего капитала, занятия, ремесла или промысла: в столицах — не менее 500 руб., в других местах — не менее 200 руб. в год).

Подавляющее большинство дел рассматривалось с участием присяжных заседателей в окружных судах. В отдельных случаях закон предусматривал участие присяжных заседателей в деятельности судебных палат и сената (при рассмотрении дел о должностных преступлениях, совершенных чиновниками выше XIII класса по Табелю о рангах, городскими головами, членами городских земских и городских управ и др.).

В соответствии с Уставом уголовного судопроизводства за три недели до открытия судебных заседаний из очередного списка назначались по жребию 30 заседателей для исполнения своих обязанностей в течение всего периода заседаний. Одновременно из запасного списка назначались шесть запасных заседателей. Избранные заседатели извещались об этом повестками.

В судебном заседании список предоставлялся сторонам для заявления ими отводов. Из числа неотведенных присяжных заседателей выбирались 12 основных (комплектных) и 2 запасных заседателя. Все 14 заседателей приводились к присяге в соответствии с их вероисповеданием. После приведения к присяге заседатели избирали из своей среды старшину.

Затем начиналось судебное следствие. Вслед за произнесением прокурором обвинительной речи старшине присяжных вручался вопросный лист, в котором говорилось о том, в чем обвинялся подсудимый, и спрашивалось, виновен он или не виновен по предмету обвинения. Перед удалением присяжных заседателей в совещательную комнату председательствующий произносил напутственную речь.

Решение присяжные заседатели принимали большинством голосов, при равенстве решение принималось в пользу подсудимого. Старшина присяжных заседателей свое мнение высказывал последним, считал голоса, записывая после каждого вопроса решение.

Если вердиктом присяжных заседателей подсудимый признавался невиновным, его сразу же объявляли свободным от суда и содержания под стражей. При признании виновности подсудимого прокурор делал заключение относительно наказания, а суд выносил приговор.

Институт присяжных заседателей в Советском государстве был ликвидирован и стал возрождаться лишь в конце 80-х гг. XX в.

В ст. 11 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве от 13 ноября 1989 г. говорилось, что по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше 10 лет, вопрос о виновности подсудимого может решаться судом с участием присяжных заседателей (расширенной коллегией народных заседателей). Однако конкретных законодательных мер по реализации данного положения принято не было.

Верховный Совет РСФСР 24 октября 1991 г. принял Концепцию судебной реформы в РСФСР (постановление № 1801-1), в котором указывалось, что в качестве важнейшего направления судебной реформы в России следует рассматривать признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом.

Закон РФ от 16.07.1993 № 5451-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве», УПК РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» возродил в России суд с участием присяжных заседателей. В процессе работы над законом был достигнут компромисс: рассмотрение уголовных дел судами с участием присяжных заседателей вводилось лишь для областных (краевых) судов, к подсудности которых по первой инстанции относились дела о наиболее тяжких преступлениях, и лишь в тех регионах, которые выразили согласие на введение новой формы судопроизводства (Московская, Рязанская, Саратовская, Ивановская, Ульяновская, Ростовская области, Ставропольский, Алтайский и Краснодарский края). В регионах, где суд присяжных не был введен, суды продолжали рассматривать уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях в прежних составах.

В настоящее время суду с участием присяжных заседателей подсудны уголовные дела о преступлениях, которые по общему правилу рассматриваются судом субъекта РФ. К подсудности относятся наиболее тяжкие преступления, деяния против правосудия, а также деяния, связанные со сведениями, которые составляют государственную тайну (ч. 3 ст. 31 УПК РФ).

Основное отличие суда с участием присяжных заседателей от обычного суда заключается в том, что судебное рассмотрение уголовного дела разделяется на два этапа. На первом этапе ведущая роль принадлежит присяжным заседателям, которые принимают активное участие в исследовании доказательств.

Присяжные заседатели после допроса вызванных лиц сторонами вправе через председателя задавать им вопросы. Также присяжные заседатели исследуют иные доказательства, как содержащиеся в материалах уголовного дела, так и непосредственно представленные в суд сторонами.

По окончании судебного следствия перед присяжными заседателями ставятся вопросы, подлежащие выяснению при постановлении вердикта. По каждому из деяний, в совершении которого обвиняется подсудимый, ставятся три основных вопроса:

— доказано ли, что деяние имело место;

— доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

— виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

После формулирования вопросов председательствующий обращается к присяжным заседателям с напутственным словом.

Все вопросы присяжные заседатели разрешают в совещательной комнате путем голосования. Присяжные заседатели при обсуждении поставленных перед ними вопросов должны стремиться к принятию единодушных решений. Если достигнуть единодушия не удалось, то решение принимается голосованием. Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы па поставленные вопросы проголосовало большинство присяжных заседателей. Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой вопрос проголосовало не менее шести присяжных заседателей.

При вынесении коллегией присяжных заседателей вердикта о невиновности подсудимого председательствующий объявляет его оправданным. Если вынесен обвинительный вердикт, то председательствующий исследует сведения о личности подсудимого, после чего постановляет обвинительный приговор и определяет вид, а также размер наказания.

Судебная коллегия по уголовным делам суда субъекта РФ рассматривает уголовные дела, по которым на приговор или иное решение районного суда, не вступившие в законную силу, были поданы апелляционные жалоба или представление. Также предметом апелляционного рассмотрения являются промежуточные решения суда субъекта РФ, вынесенные при рассмотрении уголовных дел.

По новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебные коллегии суда субъекта РФ рассматривают дела в тех случаях, когда ранее они рассматривали их в качестве суда первой инстанции, а впоследствии решения были отменены вышестоящим судом — Судебной коллегией по гражданским делам или Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Президиум суда субъекта РФ образуется в составе председателя суда, заместителя председателя суда (входят в состав президиума но должности), а также других судей данного суда. Состав президиума суда субъекта РФ утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.

Президиум суда субъекта РФ рассматривает как гражданские, так и уголовные дела, обладая при этом равными полномочиями. Также в его ведении находится разрешение иных вопросов.

Президиум суда субъекта РФ обладает следующими полномочиями:

— рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения суда субъекта РФ, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

— утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии но гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;

— рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

— заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;

— осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц. Постановления президиума принимаются открытым голосованием членами президиума, которые участвовали в голосовании, после чего их подписывает председательствующий.

Определенными полномочиями обладают должностные лица суда субъекта РФ.

Председатель суда субъекта РФ наделен всеми полномочиями судьи данного судебного органа. Наряду с этим он осуществляет следующие функции:

— организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий;

— устанавливает правила внутреннего распорядка суда;

— созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях;

— распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

— организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

— организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

— вносит в квалификационную коллегию судей субъекта РФ представления об аттестации судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

— обращается в квалификационную коллегию судей субъекта РФ с представлением о привлечении судей к дисциплинарной ответственности;

— организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб;

— осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда;

— реализует иные полномочия по организации работы суда. Заместители председателя суда субъекта РФ наряду с осуществлением полномочий судей реализуют следующие функции:

— осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой соответствующих судебных коллегий и аппарата суда;

— могут председательствовать в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий суда;

— в случае отсутствия председателей судебных коллегий по гражданским или уголовным делам осуществляют ряд их полномочий.

При отсутствии председателя суда субъекта РФ один из заместителей осуществляет его полномочия.

Председатели судебных коллегий суда субъекта РФ наряду с осуществлением полномочий судьи реализуют следующие функции:

— председательствуют на заседаниях соответствующих судебных коллегий или назначают председательствующих из числа членов судебных коллегий;

— осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий;

— формируют судебные составы для рассмотрения дел на заседаниях коллегии;

— представляют в президиум суда отчеты о деятельности соответствующих судебных коллегий;

— вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

studme.org

Ответы на экзаменационные билеты

Судебная система в рф: понятие, виды судов, структура судебной власти.

Судебной системой называется упорядоченное построение судов в соответствии с их компетенцией, определенными целями и задачами.

Согласно законодательству, судебная система РФ представляет собой совокупность всех установленных конституцией и федеральными законами РФ судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.

Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Судебные органы осуществляют государственную власть в особой форме — форме правосудия.

Правосудие — это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Однако суды не изолированы от других ветвей власти: они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует решения, принятые судьями.

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом на принципах, закрепленных в:

Федеральной Конституции (гл. 1, 2, 7);

Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (декабрь 1996 г.);

Федеральном конституционном законе 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон «О статусе судей в Российской Федерации»»;

Федеральном конституционном законе 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»».

Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся :

Конституционный суд Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации согласно Конституции РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции).

Он рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативных актов, принятых федеральным собранием РФ, президентом РФ, правительством РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Верховный судРФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Высший арбитражный судявляется высшим судебным органом по разрешению экономических споров, осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

— конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;

— мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов.

Система судов общей юрисдикции построена на основе централизованной организационной модели в условиях федеративного государства. Федеральные суды и суды субъектов Федерации находятся в единой иерархической судебной системе, при этом они выступают в качестве вышестоящих судов по отношению ко вторым, которые являются судами первой либо второй инстанции.

Первым звеном федеральных судов общей юрисдикции являются районные суды, вторымверховные суды субъектов Российской Федерации. Высшим, третьим, звеном выступает Верховный суд РФ.

Судебной инстанцией называется суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную функцию, связанную с разрешением судебных дел.

В зависимости от полномочий по рассмотрению конкретных дел все суды подразделяются на суды первой инстанции, второй (кассационной) инстанции и надзорной инстанции.

Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела.

Решение суда по уголовному делу называется приговором.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Задачей судов надзорной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу.

Система арбитражных судов делится на три уровня:

— Высший арбитражный суд РФ;

— федеральные арбитражные суды округов;

— арбитражные суды республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Следовательно, в системе арбитражных судов низовым звеном выступают арбитражные суды субъектов, вторым звеномфедеральные арбитражные суды округов, третьим звеномвысший арбитражный суд РФ.

Функции арбитражного суда и его структура имеют много схожего с судами общей юрисдикции. Отличие в том, что суды общей юрисдикции создаются в самых малых административно-территориальных подразделениях, чтобы быть ближе к населению, а система арбитражных судов не предусматривает звена, максимально приближенного к населению.

По Закону «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. мировой судья избирается на пять лет населением или назначается органом законодательной власти субъекта Федерации.

Мировые судьи могут действовать в пределах судебных участков, которые создаются в соответствии с законами субъектов Федерации из расчета один участок на 15-30 тыс. жителей.

Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции, они входят в единую судебную систему России, но относятся к судам субъектов Федерации. Их постановления, распоряжения, требования, поручения и вызовы обязательны для всех юридических и физических лиц и органов власти.

В компетенцию мировых судей входят дела о расторжении брака и разделе нажитого за время совместной жизни имущества, другие дела в сфере семейно-правовых отношений (за исключением дел об оспаривании отцовства и материнства, лишении родительских прав и усыновлении); дела, связанные с трудовыми отношениями (за исключением дел о восстановлении на работе); споры в отношении собственности по имущественным искам, если сумма иска не превышает 500 минимальных окладов, и дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другой недвижимостью. Кроме того, мировой судья вправе рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание не более двух лет лишения свободы.

eksdan.ru

Популярное:

  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия учебное пособие Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов Раздел I. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия в переходный период Глава 1. Проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей […]
  • Пенсия при 3 группе инвалидности 2018 г Пенсия по инвалидности 3 группы в 2018 году Те граждане, кто в силу состояния своего здоровья, не может боле трудиться по своей профессии, но способен выполнять другую, более простую работу либо работать по своей первоначальной […]
  • Пенсии военным пенсионерам в 2018 году последние новости в белоруссии Центр правовой помощи Пенсии военным пенсионерам в 2017 году белоруссии последние новости Категория инвалида / группа Размер надбавки по группе инвалидности, в руб. I II III Вследствие военной травмы 15540,73 12950,61 9065,43 В […]
  • Малыгин юрист Малыгин юрист Кандидат экономических наук, доцент, специалист по маркетингу и стратегическому развитию в индустрии спорта Профессиональный опыт RMA, руководитель специализации «Спортивный менеджмент» Отраслевой эксперт по […]
  • Правила еэк оон no 8 Правила еэк оон no 8 Настоящие Правила применяются к задним опознавательным для: сочлененных транспортных средств классов II и III категории М2; транспортных средств категории N3, за исключением тягачей, буксирующих […]
  • Пенсия для военнослужащих по призыву Пенсия для военнослужащих по призыву Имеют - инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, неза txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на […]
  • Пенсия при инвалидности 3 группы в 2014 году Пенсия по инвалидности 3 группы в 2018 году Те граждане, кто в силу состояния своего здоровья, не может боле трудиться по своей профессии, но способен выполнять другую, более простую работу либо работать по своей первоначальной […]
  • Коллектор в бурении-это Коллектор в бурении-это Горная порода с высокой пористостью и проницаемостью, содержащая извлекаемые количества нефти и газа. Основными классификационными признаками коллектора являются условия фильтрации и аккумуляции в них […]