Споры разрешаемые третейскими судами

Какие споры рассматривает третейский суд

В этом материале мы разберем, какие споры рассматривает третейский суд.

Если в Вашем договоре имеется третейское соглашение, Вы можете передавать любой возникающий из данного договора спор на рассмотрение Первого Арбитражного третейского суда.

  • Вносите в свой договор третейское соглашение (третейскую оговорку) в которой содержится информация о том, что все споры по настоящему договору рассматриваются Первым Арбитражным третейским Судом.
  • В случае возникновения спора подаете исковое заявление в суд.
  • Решение выносится в срок до 14 дней.

Споры могут касаться материальных и не материальных (не имущественных) требований.

Среди нематериальных или неимущественных споров чаще всего третейский суд рассматривает исковые заявления по действию договора. Например, если одна из сторон решила в одностороннем порядке расторгнуть или пересмотреть условия договора, сторона решила не продлевать договор и пр.

Из материальных (имущественных) — это споры, связанные с взысканием задолженности, неустоек, процентов за пользование чужими деньгами, штрафных санкций и т.д. Истец может потребовать вернуть товарные остатки или образцы продукции, потребовать досрочной их оплаты и т.д.

Таким образом, третейский суд рассматривает споры, вытекающие из хозяйственной деятельности государственных и коммерческих предприятий, а также физических лиц.

Если у Вас остались вопросы по теме какие споры рассматривает третейский суд, свяжитесь с Аппаратом суда и Вы получите бесплатные консультации по всем вопросам.

300025, г. Тула, пр. Ленина, 96
телефон: 8 (4872) 71-79-01

Первый Арбитражный третейский Суд/ Первое Арбитражное Учреждение
© Все права защищены. 2009 — 2018
Перепечатка допускается со ссылкой на первоисточник
Соглашение об обработке персональных данных

treteiskiy-sud.ru

Дела, рассматриваемые в процессе Третейского разбирательства

Третейский судебный орган – это негосударственная организация, осуществляющая судебное рассмотрение споров, возникающих по экономическим и хозяйственным договорам, между юридическими лицами или гражданами. Представляет собой альтернативный вариант урегулирования гражданских споров, основывающийся на свободном волеизъявлении обоих сторон.

Третейский суд обладает полномочиями по разрешению следующих дел, возникающих на основании:

  • контрактов;
  • договоров аренды;
  • инвестиционных соглашений в сфере долевого строительства;
  • договоров строительного и иных видов подряда;
  • договоров дарения, купли-продажи, обмена, поставки;
  • договоров оказания различных услуг;
  • оценочные договоры недвижимого имущества;
  • договоров товарищества;
  • кредитных займов и договоров;
  • договоров хранения;
  • договоров поручительства и комиссии;
  • договоров, определяющих границы земельных участков;
  • договоров, регулирующих условия процедуры залога, наложения штрафных санкций, другие виды соглашений;

На основании федерального законодательства Российской Федерации к полномочиям Третейского органа отнесено разрешение любых спорных ситуаций, возникающих на основе гражданско-правовых отношений, это касается и споров с гражданами иностранного государства и юридическими лицами, возникающими при проведении коммерческих операций. Отечественные Третейские суды в большинстве случаев рассматривают дела, основанные на экономических взаимоотношениях. Исключение составляют споры, определенные в ФЗ «О третейских судах в РФ», так, например, дела о процедуре банкротства, учреждении, слиянии, ликвидации хозяйственных обществ и защите деловой репутации, рассматриваемые непосредственно арбитражным судом.

Для того, чтобы передать иск на рассмотрение в Третейский суд нужно предварительно достигнуть соответствующего соглашения между участниками конфликтной ситуации. Оно может быть заключено в виде самостоятельного третейского соглашения или же путем внесения в общий договор пункта о возможности рассмотрения спорной ситуации в Третейском суде.

Третейский суд рассматривает споры с участием различных организаций, предпринимателей и граждан, предъявивших исковые требования для защиты своих прав. Передать дело на разрешение можно даже в случаях его нахождения в производстве арбитражного суда или суда общей юрисдикции.

xn—-htbbapfbg4cneccw.xn--p1ai

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ В ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ

М. ЛАРИОНОВА
М. Ларионова, юридическая консультация «Фемида».
Одним из главных преимуществ третейских судов являются сроки рассмотрения споров, которые несопоставимо меньше, чем в арбитражных судах.
В современной советской отечественной истории третейские суды широко использовались для рассмотрения внешнеторговых споров. К ним относились Арбитражный суд при Торгово — промышленной палате СССР и Морская арбитражная комиссия при Торгово — промышленной палате СССР, которые в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 20 января 1993 г. продолжают свою деятельность при Торгово — промышленной палате РФ.
В 90-х гг. широкое распространение получила практика образования постоянно действующих третейских судов при различных торгово — промышленных учреждениях, ассоциациях, концернах, союзах, биржах, предназначенных в основном для разрешения споров между участниками торгового оборота.
Российская Федерация, также как ранее СССР, не имеет кодифицированного законодательства в третейском суде. Оно представлено отдельными статьями и нормами ГПК РСФСР и АПК РФ. Кроме того, существуют два специальных законодательных акта о третейском суде: Положение о третейском суде (Приложение к ГПК РСФСР) и Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное 24 июня 1992 г. Верховным Советом РФ.
Предметом первого является порядок организации и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между гражданами. Второе применяется при передаче на разрешение третейских судов экономических споров, подведомственных арбитражным судам в соответствии с Законом РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и АПК РФ, межгосударственными соглашениями и международными договорами.
В специализированных третейских судах рассматривается немало споров, однако общее число разрешаемых третейскими судами экономических споров несопоставимо меньше, чем в арбитражных судах.
В чем же причина? Представляется, что прежде всего в недостаточной информации у предпринимателей — руководителей организации о возможности обращения при возникновении разногласий с контрагентами в третейские суды. А тем не менее преимущества третейских судов перед арбитражными несомненны.
Прежде всего, третейские суды имеют список высококвалифицированных судей, которых могут избрать стороны при возникшем споре. Как правило, дело рассматривается коллегиально, что также способствует глубокому исследованию материалов дела.
Кроме того, одним из главных преимуществ третейских судов являются сроки рассмотрения споров, которые несопоставимо меньше, чем в арбитражных судах. С момента получения исковых материалов и до вынесения решения проходит, как правило, 1 — 2 месяца в зависимости от степени удаленности ответчика, которому необходимо направлять извещения по почте. Если же ответчик находится в этом же городе и истец берет на себя вручение извещений ответчику под расписку, то сроки рассмотрения спора будут минимальными.
Немаловажным преимуществом третейских судов является меньший, по сравнению с госпошлиной, арбитражный суд. Кроме того, в положениях о сборах и расходах третейских судов, как правило, предусмотрена процедура возврата истцу арбитражного сбора. Так, например, Третейский суд при Ассоциации российских банков возвращает истцу 75% уплаченного им сбора, если истец отозвал иск до направления извещения о назначении слушания дела, в частности, вследствие того, что стороны урегулировали спор. Если истец отозвал иск после направления извещения, но не менее, чем за 1 день до первого слушания дела, истцу возвращается 50% арбитражного сбора.
Заключив соглашение о передаче спора в третейский суд, стороны вправе по взаимной договоренности пересмотреть его, однако нельзя отказаться от этого соглашения в одностороннем порядке.
Например, при заключении договора стороны включили в него пункт («арбитражную оговорку»), по которому «споры, возникающие между сторонами, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договора разрешаются в Третейском суде Ассоциации российских банков в соответствии с его Регламентом. Решения Третейского суда АРБ признаются сторонами обязательными для исполнения. Стороны подтверждают, что неисполненное в срок решение Третейского суда АРБ приводится в исполнение в соответствии с законодательством РФ, законодательством территории места исполнения, межреспубликанскими и международными соглашениями». Заключив соглашение о передаче спора
в постоянно действующий третейский суд, стороны как бы согласовали ту процедуру рассмотрения спора, которая закреплена в Регламенте постоянно действующего третейского суда, то есть текст Регламента в этом случае считается составляющим неотъемлемую часть соглашения о передаче спора в третейский суд.
Арбитражный суд, получив исковое заявление, из прилагаемых к нему документов устанавливает наличие между сторонами соглашения о передаче в Третейский суд АРБ любых гражданско — правовых споров, которые могут возникнуть при исполнении договора, стало быть и данного спора. Судья арбитражного суда должен в этом случае оставить иск без рассмотрения в соответствии с п. 1 ст. 87 АПК РФ.
В случае отказа стороны исполнить решение третейского суда добровольно необходимо обратиться с заявлением в третейский суд, где хранится дело, для получения исполнительного листа по решению постоянно действующего третейского суда. Третейский суд направляет заявление вместе с делом в арбитражный суд, находящийся, как правило, в том же городе (регионе), что и третейский суд. Будучи заинтересованными в исполнении своих решений, постоянно действующие третейские суды часто не пересылают такие материалы по почте, а пользуются для их доставки в арбитражный суд курьером. Все это способствует достаточно быстрому исполнению решения третейского суда.
Однако ныне действующее Временное положение возлагает на арбитражные суды контроль за решениями третейского суда по существу. Части 7 и 8 ст. 26 Положения фактически вводят контроль арбитражных судов за законностью и обоснованностью решений третейских судов. Согласно этим нормам арбитражному суду предписывается при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда не по просьбе стороны, а по собственной инициативе проверять законность вынесенного третейским судом решения и полноту исследования им материалов дела. Стороны лишены также права самостоятельно выбирать дальнейший порядок действий по урегулированию спора при отказе арбитражного суда выдать исполнительный лист. В ст. 26 Временного положения записано, что в этом случае арбитражный суд возвращает дело в тот же третейский суд, который вынес неподтвержденное решение, либо при невозможности возвращения дела на рассмотрение в вынесший решение третейский суд принимает дело к своему производству. Тем не менее уровень вынесенных третейскими судами решений достаточно высок, что, как правило, исключает необоснованные отказы в исполнении вынесенных решений.
В последнее время произошло уточнение компетенции и процессуальных правил постоянно действующих третейских судов, большая часть которых вполне определенно заявила о себе как о специализированных в рассмотрении споров по конкретным областям экономики. Что касается третейских судов открытого типа общей компетенции, то есть рассматривающих любые гражданско — правовые споры, которые могут быть предметом третейского разбирательства по действующему законодательству, то число их сократилось за счет того, что стороны обращаются лишь в наиболее авторитетные третейские суды, обеспечивающие высокое качество выносимых решений.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР»
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 28.04.1995 N 1-ФКЗ
«ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995)
«АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
от 05.05.1995 N 70-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 05.04.1995)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 24.06.1992 N 3115-1
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ ДЛЯ
РАЗРЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 20.01.1993 N 4323-1
«ОБ АРБИТРАЖНОМ СУДЕ, МОРСКОЙ АРБИТРАЖНОЙ КОМИССИИ И ДИСПАШЕРАХ
ПРИ ТОРГОВО — ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Бизнес-адвокат, N 8, 1999

www.lawmix.ru

АССОЦИАЦИЯ ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ПРИЛАДОЖЬЯ,ПОМОРЬЯ И ПРИОНЕЖЬЯ

Давайте беречь природу вместе.

  • Об Ассоциации
  • Уставные документы
  • Архив новостей
  • Третейский суд
  • О суде
  • Регламент и Положение о сборах
  • Состав суда
  • Вопросы и ответы
  • Новости недели для бухгалтера и юриста
  • Работа с органами государственной власти
  • Документы (сканир)
  • Антикоррупционная деятельность
  • Соглашение с Министерством юстиции
  • Свидетельство об аккредитациив качестве независимого эксперта
  • Экспертиза Проекта Распоряжения Правительства Москвы о включении объекта культурного наследия в ЕГРОКН
  • Природоохранная деятельность
  • Опека лисицы
  • Обратная связь
  • Написать нам письмо
  • Реквизиты
  • Контактные телефоны

Третейские суды могут быть как постоянными, так и «разовыми«.

Стороны сами устанавливают правила организации и деятельности такого третейского суда. Они также определяют состав суда, место и время разрешения дела и т. д. Все эти вопросы оговариваются в специальном третейском соглашении. Казалось бы, в этом случае сторонам предоставлена полная свобода. Однако следует помнить, что и в случае создания «разового» суда необходимо руководствоваться Законом и выполнять его требования к составу третейского суда3. После того как «разовый» суд рассмотрел спор, он прекращает свою деятельность.

Формирование состава третейского суда

Сделать это можно в течение трех лет (отсчет начинается со дня окончания срока для добровольного исполнения решения, который установлен в решении третейского суда).

Обратите внимание на то, что арбитражный суд не вправе заново изучать обстоятельства, установленные в решении третейского суда, или пересматривать его решение. Однако арбитражный суд может отказать в выдаче исполнительного листа в случаях, указанных в ст. 46 Закона, в частности, если:
• сторона, против которой было принято третейское решение, докажет арбитражному суду, что третейское соглашение недействительно;
• решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, которые не указаны в соглашении. В таком случае арбитражный суд обязан выдать исполнительный лист по той части решения суда, которая вынесена по спору, указанному в третейском соглашении;
• состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали требованиям статей 8, 10, 11 и 19 Закона. Напомним, что в них говорится о том, кто может быть третейским судьей, как формируется третейский суд и по каким правилам проводится третейское разбирательство;
• сторона, против которой было принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании третейских судей или о времени и месте заседания суда (то есть не получила заказное письмо с уведомлением о вручении, направленное судом по указанному стороной адресу).

Решения третейского суда обычно не публикуются, а если и публикуются, то без указания спорящих сторон и иных сведений, позволяющих идентифицировать стороны
Если после третейского разбирательства сторонам придется обращаться в арбитражный суд (для обжалования решения и т. д.), то им потребуются материалы рассмотренного дела. Как их получить, особенно если дело рассматривалось в «разовом» арбитражном суде? Если решение принято арбитражем ad hoc, то оно передается на хранение в арбитражный суд по месту проведения третейского суда. Дело, рассмотренное постоянным третейским судом, сдается в архив этого суда. Как правило, дела хранятся в архиве в течение пяти лет.

Оспаривание решений третейского суда
Если в третейском соглашении не указано, что решение третейского суда окончательное, то сторона, не согласная с принятым решением, может подать заявление о его отмене в арбитражный суд, заплатив госпошлину (статьи 40 и 41 Закона). Сделать это можно в течение трех месяцев со дня получения указанного решения. И если арбитражный суд сделает вывод, что спор согласно статье 33 АПК РФ не должен был рассматриваться в третейском суде или вынесенное решение по спору нарушает принципы российского права, то он должен отменить решение.
Суд также может отменить решение по ряду оснований, указанных в статье 233 АПК РФ. Кстати, они аналогичны причинам отказа в выдаче исполнительного листа: ненадлежащее извещение сторон о третейском разбирательстве, нарушение процедуры третейского разбирательства и т. д.
Подводя итог описанию процедуры третейского разбирательства, отметим, что при таком способе разрешения споров стороны должны уделять большое внимание составлению третейского соглашения: ведь от того, как оно составлено, зависят и законность решения третейского суда, и возможность его обжалования.

Подчеркнем теперь преимущества и недостатки третейского разбирательства по сравнению с арбитражным.

Преимущества третейского разбирательства
1. До того как третейский суд вынес решение по делу, у истца есть возможность изменить или уточнить исковые требования — как требования, которые он предъявил в суд (например, взыскание санкций за нарушение условий договора поставки), так и основание иска (обстоятельства, на основании которых он подал свое обращение в суд). Чтобы увеличить сумму иска в третейском суде, не нужно дополнительно уплачивать госпошлину, как в арбитражном суде (п. 2 ст. 102 АПК РФ).
2. До вынесения решения третейским судом ответчик вправе изменить или дополнить свои возражения против иска (п. 5 ст. 23 Закона).
3. В качестве судей стороны могут выбрать квалифицированных специалистов, мнению которых доверяют.
4. Соблюдается конфиденциальность: обеспечивается соблюдение коммерческой тайны, так как разбирательство носит закрытый характер.
В арбитражном суде разбирательство открытое. Решения арбитражных судов с указанием конкретных участников споров можно без проблем найти в любой информационно-правовой базе.
5. Дела рассматриваются оперативно: в третейском судопроизводстве нет апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, и спор по существу и окончательно разбирается лицами, входящими в состав третейского суда.
6. Сама процедура процессуального разбирательства проста: по договоренности сторон можно избежать многих процедур, обязательных при проведении арбитражного суда, например вызова свидетелей и т. п. (хотя в этом есть и определенные недостатки, о чем будет сказано ниже).
7. Решение третейского суда является окончательным (если это условие указано в третейском соглашении).
8. Размер уплачиваемого за проведение разбирательства сбора, как правило, существенно ниже размера государственной пошлины, подлежащей уплате по делу, разрешаемому арбитражным судом.

Стороны, передавшие дело на рассмотрение третейскому суду, несут следующие расходы:
o гонорар третейским судьям. В третейском суде для разрешения конкретного спора он определяется по соглашению сторон, а в постоянно действующем третейском суде — по правилам третейского суда, где указана шкала гонораров судей.
Если в правилах и в соглашении размер гонорара не установлен, то он определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного на третейское разбирательство, и т. д.;
o расходы третейских судей в связи с участием в разбирательстве, в том числе расходы на проезд к месту рассмотрения спора;
o выплаты экспертам и переводчикам;
o расходы третейских судей в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;
o расходы свидетелей;
o расходы на оплату услуг представителя стороны, выигравшей третейское разбирательство;
o расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства;
o иные расходы, определяемые третейским судом (ст. 15 Закона).
В статье 16 Закона установлено, как распределяются расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде. Суд возложит расходы на истца и ответчика пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям, если иное не указано в соглашении между ними.
Принцип состязательности в третейском суде реализуется намного активнее, чем в арбитражном: у сторон больше возможностей отстаивать свою правоту, создавать доказательственную базу, участвовать в исследовании доказательств. При третейском разбирательстве стороны сами строят весь процесс, начиная с выбора судей (что немаловажно). В результате стороны могут гораздо легче достичь компромисса, заключить мировое соглашение.

www.alppp.ru

Споры разрешаемые третейскими судами

Рассмотрение земельных споров

1. ЗК 1991г. (ст.120, 122) предусматривал, что земельные споры рассматриваются в судах и арбитражных судах в качестве второй инстанции. По общему правилу, земельные споры рассматривались в административном порядке (т.е. путем обращения с заявлением или жалобой в орган или к должностному лицу, являющимся вышестоящими по отношению к субъекту, нарушившему право). Обращение за разрешением спора в суд до введения в действие Кодекса было возможно лишь после принятия решения по делу местной администрацией или ее уполномоченным органом.

Норма, сформулированная в п.1 ст.64 Кодекса, является императивной и не предполагает расширительного толкования. Она устанавливает обязательность рассмотрения земельного спора только в судебном порядке, исключая данную категорию споров из юрисдикции органов управления. При этом следует полагать, что использованное в комментируемой статье неправовое понятие «земельные споры» означает споры, возникающие из земельных правоотношений. Содержание этих правоотношений определено в ст.3 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней). Многие земельные споры разрешаются в порядке искового производства [246] .

Земельные споры рассматриваются судами в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности споров, установленными процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по указанным в ст.122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст.245 ГПК РФ. В соответствии с данной статьей суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности:

по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

4) дела особого производства, указанные в ст.262 ГПК РФ. В порядке особого производства суд рассматривает, в частности, дела: об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

В соответствии с ч.2 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч.1 и 2 ст.22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подведомственность дел арбитражному суду в настоящее время определяется по правилам ст.27-32 АПК РФ.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).

К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений, определяется в соответствии со ст.28 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена ст.29 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности:

об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Статьей 30 АПК РФ определяется подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов установлена ст.31 АПК РФ.

Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл.30 АПК РФ дела:

1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 32 АПК РФ определяет подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл.31 АПК РФ дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Специальная подведомственность дел арбитражным судам установлена в ст.33 АПК РФ.

От подведомственности дел необходимо отличать подсудность, т.е. относимость определенного гражданского дела к ведению конкретного суда (общей юрисдикции или арбитражного суда), управомоченного рассмотреть его по первой инстанции и принять по нему решение (разрешить дело по существу). В настоящее время подсудность споров определяется статьями гл.3 ГПК РФ, гл.4 АПК РФ [247] .

2. Возможность рассмотрения земельного спора в третейском суде прежде была предусмотрена ст.123 ЗК 1991г. Согласно п.2 комментируемой статьи передача земельного спора на рассмотрение третейского суда возможна только до принятия дела к производству судом общей юрисдикции или арбитражным судом в зависимости от подведомственности конкретного дела.

Порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением международного коммерческого арбитража, в настоящее время регулирует ФЗ от 24.07.2002г. «О третейских судах в Российской Федерации» [248] .

Третейский суд — это негосударственный юрисдикционный орган. Согласно ст.2 указанного Федерального закона третейский суд может быть постоянно действующим или образованным сторонами для решения конкретного спора. В третейский суд по соглашению сторон третейского разбирательства может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах. Такие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо: приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда; утвердила положение о постоянно действующем третейском суде; утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон. Данное соглашение не может противоречить положениям п.1, 2, 4 и 5 ст.8, п.1 ст.9, ст.11, п.1 и 2 ст.13, ст.14 ФЗ от 24.07.2002г. «О третейских судах в Российской Федерации». Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения ст.8-14 указанного Федерального закона.

Согласно ст.5 ФЗ от 24.07.2002г. «О третейских судах в Российской Федерации» спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.

Третейское соглашение заключается в письменной форме. Такое соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.

ФЗ от 24.07.2002г. «О третейских судах в Российской Федерации» регламентирует также состав третейского суда (ст.8-14), расходы, связанные с разрешением спора (ст.15-16), порядок третейского разбирательства (ст.17-30), а также устанавливает правила: принятия решения третейского суда (ст.31-39), оспаривания такого решения (ст.40-43) и его исполнения (ст.44-46).

www.e-reading.mobi

Популярное:

  • Госпошлина на получение паспорта рф в 14 лет Получение паспорта РФ в 14 лет через МФЦ Паспорт гражданина Российской Федерации (также иногда называемый внутренним, или общегражданским, или национальным паспортом) – это главный документ, удостоверяющий личность гражданина […]
  • Уголовный кодекс до 16 лет Кража несовершеннолетним Кража – достаточно распространенный тип преступления. К сожалению, нередко в хищении имущества участвуют лица, которые не достигли совершеннолетнего возраста. При этом наказание за кражу […]
  • Пособия по уходу за ребёнком до 15 лет ндфл Калькулятор пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Сегодня 5 августа 2018 г., 11:29 Калькулятор расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет поможет правильно определить ежемесячную сумму выплаты, полагающуюся работнице, […]
  • Образец заявления о смене расчетного периода для расчета больничного Как взять другие периоды при расчете декретного, больничного Заявление о замене расчетного периода в целях расчета больничного пособия Понадобится при расчете суммы пособия по безработице, если сотрудница в расчетном периоде […]
  • Вы не имеете права доступа на этот сервер Форум MyArena.ru не могу прописать админку по нику Нравится Не нравится ToNy 14 дек 2011 Connection accepted by 91.227.68.65:27232 * Неверный пароль! Kicked :"Вы не имеете права входа на этот сервер. " Connecting to […]
  • Отработка после увольнения Как уволиться без отработки двух недель, пошаговая инструкция Сотрудник обязан предупредить работодателя о своём намерении уволиться за 2 недели до даты предполагаемого увольнения. Эти 2 недели называют обязательной отработкой. […]
  • Закон прав потребителей возврат товара на гарантии Возврат денег за некачественный товар в течение гарантийного срока Как возвратить бракованное изделие до истечения гарантийного обслуживания, какие документы нужно предоставить, и какие сроки сервисного обслуживания установлены […]
  • Какие деньги получит мать одиночка Сколько получает денег мать-одиночка? Сколько получает мать-одиночка – это вопрос интересует тех, кто без отца занимается воспитанием несовершеннолетних. Что касается денежных довольствий, выплаты для данной категории граждан […]