Срок окончания полномочий по сервису рко

Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления

Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления

1. Срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок не может составлять более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81 1 настоящего Федерального закона, – второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – день голосования на указанных выборах). Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта или второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является соответственно первое воскресенье марта, первое воскресенье октября. Совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов, не допускается.

2. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного пунктами 6 и 9 статьи 81 1 настоящего Федерального закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.

3. Если срок полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истекает в период действия чрезвычайного или военного положения, то указанные органы и депутаты исполняют свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового состава указанных органов или депутатов.

1. Срок, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также срок их полномочий самым тесным образом связаны с обязательностью и периодичностью выборов, обновлением состава органов публичной власти, а также с реализацией гражданами Российской Федерации своих избирательных прав.

В комментируемой статье, а также в статьях 9 и 10 комментируемого Федерального закона предусмотрены следующие возможные способы установления сроков полномочий в представительных органах: 1) установление срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, под которым подразумевается срок, на который единовременно избирается весь депутатский корпус указанного органа одного созыва; 2) срок полномочий представительного органа не устанавливается, поскольку депутаты избираются не единовременно, а в порядке ротации: в таком случае можно говорить лишь о конкретном, устанавливаемым в соответствии с комментируемым Федеральным законом, сроке полномочий депутатов. С учетом того, что типичным для Российской Федерации является первый способ, в дальнейшем в комментарии к статьям 8–10 в основном будут рассмотрены вопросы, связанные с реализацией норм комментируемого Федерального закона в случае, когда конституцией (уставом), законом установлен срок полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Что касается установления срока полномочий депутатов представительного органа, избираемого всем составом единовременно, то комментируемой статьей 8 связанные с этим вопросы специально не регулируются. Как правило, этот срок устанавливается в соответствующих законах о статусе депутатов. Например, согласно части второй статьи 3 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1 срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

Комментируемый пункт предусматривает предельный срок, на который могут быть избраны органы государственной власти, органы местного самоуправления, и, соответственно, предельный срок их полномочий – не более пяти лет. Учитывая, что в отношении федеральных органов государственной власти – Президента Российской Федерации и Государственной Думы – этот срок определяется Конституцией Российской Федерации и составляет четыре года (статьи 81 и 96), пятилетний срок может быть реализован только на региональном и местном уровнях. Следует отметить, что для органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации устанавливается не только максимальный, но и минимальный срок их полномочий – не менее двух лет (статья 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Конкретный срок полномочий определяется уставами муниципальных образований и не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Закрепление на федеральном уровне данных положений является существенной гарантией не только эффективной деятельности названных органов, но и самого права граждан на местное самоуправление.

_________
1 СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74; 1999. № 28. Ст. 3466.

Законодательство Российской Федерации различает срок, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, и срок их полномочий. В первом случае речь идет о фиксированном сроке, определяющем периодичность выборов, во втором – о менее жестком временном периоде, смещенном, как правило, по отношению к сроку избрания и не всегда совпадающим с ним по своей продолжительности. Например, четырехлетний срок, на который избирается Президент Российской Федерации, начинается со дня его избрания и завершается в день голосования на следующих общих выборах главы государства, проводимых во второе воскресенье того же месяца, в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации (статья 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации») 1 . Что касается срока президентских полномочий, то он начинается с момента принесения Президентом Российской Федерации присяги и прекращается по истечении срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации (статья 92 Конституции Российской Федерации).

Смещение срока полномочий может быть обусловлено не только параметрами его исчисления, но и принципами организации избирательного процесса. Так, принцип альтернативности выборов предполагает возможность проведения повторного голосования (статья 71 комментируемого Федерального закона), а также отложение выборов для дополнительного выдвижения кандидатов или списков кандидатов (пункт 33 статьи 38 комментируемого Федерального закона), в результате чего продлеваются полномочия действующих органов. Аналогичные последствия наступают и в случае признания выборов несостоявшимися или недействительными.

Более существенные различия между сроком, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, и сроком их полномочий возникают в связи с продлением или сокращением сроков полномочий действующих органов и депутатов, допускаемым в случаях, предусмотренных комментируемым Федеральным законом (ранее такое продление или сокращение было возможно при совмещении выборов (статья 82 комментируемого Федерального закона), а в настоящее время допускается только продление сроков полномочий в соответствии с пунктами 6 и 9 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона), а также в связи с досрочным прекращением полномочий, влекущим за собой назначение внеочередных (досрочных) выборов.

___________
1 СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

В целях обеспечения преемственности власти сроки проведения внеочередных выборов являются довольно краткими. Так, при досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации выборы должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий (статья 92 Конституции Российской Федерации). Фактически те же сроки проведения выборов предусматриваются и при роспуске Государственной Думы. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска палаты (статья 6 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Назначение выборов на указанный день позволяет вновь избранной Государственной Думе собраться не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска Государственной Думы прежнего созыва с соблюдением конституционного требования о проведении первого заседания не позднее тридцати дней после избрания (статьи 99 и 109 Конституции Российской Федерации).

При досрочном прекращении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления досрочные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий соответствующего органа (статья 10 комментируемого Федерального закона).

Как указывалось выше, с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ изменились основания для изменения продолжительности сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по отношению к сроку их избрания. Речь идет об установлении единых дней голосования на региональных и местных выборах: как правило – второе воскресенье марта, а в ряде случаев – второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов (статья 10 комментируемого Федерального закона), и определении на федеральном уровне дня окончания срока, на который избираются эти органы. В целом вышеуказанный Федеральный закон предусматривает поэтапный переход к проведению выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в единые дни голосования 1 .

_____________
1 При введении норм о переходе к единым датам (дням) голосования предусматривалось исключение из этого правила, допускающее проведение выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, сроки полномочий которых или сроки полномочий депутатов которых истекают в период до 1 января 2006 года, в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, если законом субъекта Российской Федерации не будет определено, что соответствующие выборы проводятся во второе воскресенье марта 2006 года (12 марта) ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этим правом и в силу пункта 6 статьи 811 комментируемого Федерального закона продлили срок полномочия своих законодательных (представительных) органов, что, однако, не противоречит положениям федерального законодательства, согласно которым устанавливаемый конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления не может составлять более пяти лет, поскольку предусмотренное пунктом 6 статьи 811 комментируемого Федерального закона продление срока полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления является однократным и не требует изменения положений конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования о сроке полномочий указанного органа.

Для органов, избранных во второе воскресенье марта, днем окончания срока, на который избираются эти органы и депутаты, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок их полномочий. В случаях, когда выборы проводились в иные дни (эти случаи оговорены в пункте 8 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона), днем окончания срока избрания устанавливается второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – день голосования на данных федеральных выборах. Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, совпадает с нерабочим праздничным днем или иным днем, на который не может быть назначено голосование (пункт 6 статьи 10 комментируемого Федерального закона), днем окончания срока избрания является соответственно первое воскресенье марта и первое воскресенье октября.

Переход к единым дням голосования потребовал изменения продолжительности сроков полномочий ряда органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые были избраны на выборах, назначенных до вступления в силу положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, устанавливающих единые дни голосования, по отношению к сроку их избрания. Поскольку выборы указанных органов в значительном числе субъектов Российской Федерации проводились в иные дни, в связи с чем окончание срока их избрания не будет приходиться на второе воскресенье марта или второе воскресенье октября соответствующего года, полномочия этих органов продлеваются с тем, чтобы следующие выборы проводились в единые дни голосования, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – в день голосования на этих выборах (статья 81 1 комментируемого Федерального закона).

К изменению продолжительности срока полномочий по отношению к сроку избрания приводит также перенос выборов на более поздний срок (пункт 4 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона). Основанием тому является устанавливаемый комментируемым пунктом запрет на совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов). Таким образом, в случае превышения на совмещенных выборах разного уровня указанного числа избирательных бюллетеней выборы в органы местного самоуправления переносятся на следующий единый день голосования. Следует отметить, что ограничение возможности совмещения дней голосования на выборах разного уровня, впервые установленное комментируемым Федеральным законом, направлено на защиту избирательных прав граждан, поскольку при совмещении большого числа выборов повышается вероятность ошибок при подведении итогов голосования и определении результатов выборов.

Переход в соответствии со статьей 81 1 комментируемого Федерального закона к единым дням голосования и возможность в связи с этим установления различных сроков полномочий избираемых органов разного уровня могут привести к ситуации, когда на какой-либо единый день голосования в субъекте Российской Федерации или в определенном муниципальном образовании придется более четырех избирательных бюллетеней. В целях исключения подобной ситуации на практике в законе субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены специальные нормы, предотвращающие такое совпадение дней голосования на региональном и местном уровне.

2. В комментируемом пункте закрепляется общее правило о неизменности срока полномочий действующих органов государственной власти, органов местного самоуправления. Следование этому правилу означает, что норма об изменении (продлении или сокращении) срока полномочий указанных органов, или срока, на который они избираются, может применяться только к органам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы. Эти положения впервые были предусмотрены в прежнем Федеральном законе и в дальнейшем получили свое закрепление в комментируемом Федеральном законе. В связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ правовая формула комментируемого пункта претерпела некоторые изменения. В частности, учтено, что переход к единым дням голосования, порядок которого определен в статье 81 1 комментируемого Федерального закона, требует продления срока полномочий действующих органов и депутатов, избранных на выборах, назначенных до вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ. Такая же потребность возникает и при переносе выборов в органы местного самоуправления на более поздний срок в связи с ограничением возможности совмещения дней голосования на выборах разного уровня (пункт 1 комментируемой статьи и пункт 4 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона). Случаи, когда допускается продление срока полномочий действующих органов, указанные в пунктах 6 и 9 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона, предусмотрены в качестве исключения из общего правила о неизменности срока полномочий действующих органов. Помимо этих случаев в пункте 3 комментируемой статьи устанавливаются особенности продления сроков полномочий действующих органов и депутатов в период чрезвычайного или военного положения.

3. В комментируемом пункте предусматривается продление срока полномочий действующих органов в период действия чрезвычайного или военного положения, если истечение этого срока приходится на указанный период.

Чрезвычайное и военное положение – это особые правовые режимы, вводимые в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В условиях действия этих правовых режимов допускается ограничение конституционных прав и свобод граждан, в том числе их избирательных прав, что базируется на конституционных нормах, предусматривающих возможность ограничения федеральным законом прав и свобод граждан в конституционно значимых целях (статья 55 Конституции Российской Федерации). При этом в условиях чрезвычайного положения такие ограничения допускаются только в соответствии с федеральным конституционным законом (статья 56 Конституции Российской Федерации). Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» 1 срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток. По истечении указанного срока чрезвычайное положение считается прекращенным. Однако если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не будут достигнуты, Президент Российской Федерации своим указом может продлить действие чрезвычайного положения (статья 9). На территории, где введено чрезвычайное положение, выборы не проводятся (статья 14), поэтому в случае истечения в указанный период срока полномочий действующих органов и депутатов эти полномочия продлеваются до прекращения действия чрезвычайного положения (если только они не будут приостановлены в порядке, предусмотренном пунктом «а» статьи 11 указанного Федерального конституционного закона).

__________
1 СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

Продолжительность военного положения не ограничивается конкретными сроками. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении» 1 период действия военного положения начинается с даты и времени, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем прекращения действия военного положения, которые определяются указом Президента Российской Федерации об отмене военного положения (статьи 1 и 21). На территории, где введено военное положение, выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся (пункт 4 статьи 7). Несмотря на то, что указанный Федеральный конституционный закон не содержит специальной нормы, предусматривающей продление срока полномочий действующих органов и депутатов в случае его истечения в период военного положения, на это указывает организация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению режима военного положения (статьи 6 и 15).

В соответствии с комментируемым пунктом окончание срока продления полномочий действующих органов и депутатов связывается не только с прекращением действия чрезвычайного или военного положения, но и с формированием нового состава органов государственной власти и органов местного самоуправления. Тем самым обеспечивается преемственность власти, постоянное действие выборных органов, а также их легитимность в период после отмены соответствующего правового режима и до избрания нового состава указанных органов. Следует отметить, что чрезвычайное и военное положение рассматриваются как обстоятельства, исключающие не только проведение, но и назначение выборов, поскольку в этих условиях невозможно обеспечить гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан. После отмены чрезвычайного или военного положения выборы, назначение которых не могло состояться в период действия соответствующего правового режима, должны назначаться в максимально краткие сроки с тем, чтобы не допустить нарушения избирательных прав граждан. Данный вывод подтверждается в частности тем, что выборы Президента Российской Федерации проводятся в первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после прекращения действия чрезвычайного или военного положения (статья 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).

_________
1 СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

cikrf.ru

Объявление

  • Регистрация: 30.07.2008
  • Сообщений: 2175

Комментарий

  • Регистрация: 04.03.2002
  • Сообщений: 3065

Комментарий

  • Регистрация: 21.11.2007
  • Сообщений: 510

Комментарий

  • Регистрация: 21.11.2007
  • Сообщений: 510

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2008 г. N А74-817/2008-03АП-2364/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2008 года
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хасановой И.А.,
судей: Кирилловой Н.А., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шалухиной Ж.В.,
при участии:
от ответчика Хорошкиной А.А. — представителя по генеральной доверенности от 15 ноября 2007 года, доверенности от 1 декабря 2007 года,
от истца Казакова С.В. — представителя по доверенности от 18 марта 2008 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика — акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО), г. Москва
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 27 июня 2008 года по делу N А74-817/2008, принятое судьей Тропиной С.М.,

общество с ограниченной ответственностью «Авиастар» (далее — истец, ООО «Авиастар») обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации в лице его филиала — Абаканского отделения N 8602 АК СБ РФ (далее — ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обязании принять и исполнить платежные поручения от 30 мая 2008 года:
— N 35 на сумму 149 954 руб., основание платежа: налог на прибыль за 2007 года, зачисляемый в федеральный бюджет;
— N 36 на сумму 403 722 руб., основание платежа: налог на прибыль за 2007 года, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены — Аткнин Петр Алексеевич и Кривозубов Александр Викторович.
Решением суда от 27 июня 2008 года иск удовлетворен.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 июня 2008 года отменить.
По мнению ответчика, решение суда первой инстанции необоснованно, незаконно, принято с нарушением норм материального и процессуального права, на основании следующего:
— Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений. Поэтому исполнительный орган наделяется всеми соответствующими полномочиями с момента избрания на должность, а не с момента внесения в учредительные документы;
— при окончании срока полномочий исполнительного органа, он не вправе действовать в интересах общества без доверенности. Отсутствие решения о продлении полномочий директора само по себе не означает продление этих полномочий на неопределенный срок;
— суд первой инстанции необоснованно признал полномочия Казакова С.В. в качестве представителя ООО «Авиастар», так как доверенность выдана лицом, не подтвердившим собственные полномочия;
— не предоставление Аткниным П.А. документов, подтверждающих продление срока его полномочий как директора ООО «Авиастар», наличие решения о назначении с 5 апреля 2008 года директором Кривозубова А.В. являются достаточным основанием для отказа в принятии и исполнении платежных документов от 30 мая 2008 года за подписью директора ООО «Авиастар» Аткнина П.А.;
— в силу пункта 2.12 «Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П) в редакции от 22 января 2008 года, расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Следовательно, указанные расчетные документы на момент принятия судом первой инстанции решения, являются не действительными.
В судебном заседании представитель истца представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Свое не согласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представитель истца выражает в следующем:
— контракт на управление предприятием от 1 декабря 2005 года N 4, заключенный с директором ООО «Авиастар» Аткниным П.А. не прекратил свое действие, а напротив, приобрел бессрочный характер, поскольку никаких решений о прекращении полномочий Аткнина П.А. не принималось;
— карточка с образцами подписей и оттиском печати в данном случае, является действительной и замене не подлежит.
Апелляционная жалоба принята к производству, назначено рассмотрение жалобы с последующим объявлением перерыва в судебном заседании. Информация об объявлении перерыва в судебном заседании была размещена на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явились. Явку своих представителей не обеспечили.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
15 октября 2002 года Межрайонной инспекцией МНС России N 2 по Республике Хакасия внесена в Единый государственный реестр юридических лиц об ООО «Авиастар», зарегистрированном до 1 июля 2002 года запись за основным государственным регистрационным N 1021900672023, что подтверждается свидетельством серии 19 N 0008018 (л.д. 39, том N 1). Согласно данному свидетельству 29 ноября 1999 года ООО «Авиастар» зарегистрировано Регистрационной палатой администрации города Абакана.
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (банк) и общество с ограниченной ответственностью «Авиастар» (клиент) 20 марта 2000 года заключили договор банковского счета N 2408 (л.д. 13 — 14, том N 1).
Согласно пункту 1.1 договора предметом договора является открытие банком счета клиенту в валюте Российской Федерации N 40702810271020002408 и осуществление расчетно-кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального Банка Российской Федерации, Перечнем тарифов и услуг, оказываемых клиентам филиалами Сбербанка России (приложение N 2 к договору), а также условиями договора.
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что счет открывается при предъявлении банку необходимых документов, указанных в приложении N 1 к договору, в числе которых указан учредительный документ, подтверждающий правовой статус клиента и карточки с образцами подписей и оттиска печати.
В пункте 3.1.3 договора указано, что банк обязуется перечислять со счета денежные средства клиента не позднее одного дня, следующего за днем поступления в банк платежного документа.
Пунктом 3.2.1 договора предусмотрено, что банк имеет право отказать клиенту в совершении операций по счету в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, а также при нарушении клиентом своих обязательств, установленных пунктом 3.3.2 договора.
Согласно пункту 3.3.2 договора клиент обязуется предоставлять в банк надлежащим образом оформленные платежные и иные документы в соответствии с графиком работы банка по обслуживанию клиентов и установленными в банке правилами.
Пунктом 3.3.5 договора установлено, что клиент обязуется незамедлительно извещать банк (по месту нахождения счета) о смене наименования, адреса, номеров телефонов, изменении печати и состава лиц, имеющих право подписи платежных документов, с обязательным предоставлением в банк необходимых документов. В противном случае банк не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, связанные с отсутствием подобной информации.
Согласно пунктам 7.2, 7.3 договора, договор заключен сроком на один год с момента его вступления в силу. Если не позднее, чем за 10 дней до истечении срока действия договора ни одна из сторон письменно не заявит о его расторжении, договор автоматически пролонгируется на следующий срок.
Никифоров Алексей Григорьевич и Аткнин Петр Алексеевич 22 июня 2004 года подписали учредительный договор о создании общества с ограниченной ответственностью «Авиастар» (л.д. 54 — 58, том N 1).
Согласно договору купли-продажи долей от 3 августа 2006 года Никифоров Алексей Григорьевич (продавец) передал Кривозубову Александру Викторовичу (покупателю) в собственность доли в уставном капитале ООО «Авиастар» в количестве пяти долей, общей номинальной стоимостью 1 205 000 рублей (50% уставного капитала), а покупатель принял в собственность указанные доли и уплатил продавцу в счет оплаты их стоимости денежную сумму в размере 1 205 000 руб. (л.д. 18, том N 1). По акту приема-передачи долей от 4 августа 2006 года продавец передал покупателю в собственность доли в уставном капитале ООО «Авиастар» в количестве пяти долей (л.д. 19, том N 1).
На основании протокола общего собрания учредителей ООО «Авиастар» от 4 августа 2006 года N 29 утвержден устав ООО «Авиастар» (л.д. 40 — 52, том N 1).
В соответствии с пунктом 9.7 устава ООО «Авиастар» и пунктом 7.3 учредительного договора от 22 июня 2004 года, текущей деятельностью общества руководит директор, назначаемый советом сроком на два года с заключением контракта на управленческую деятельность.
Согласно выписке из протокола общего собрания участников (учредителей) ООО «Авиастар» от 1 декабря 2005 года N 26, общим собранием принято решение о продлении полномочия директора ООО «Авиастар» Аткнина П.А. срока на два года (л.д. 124, том N 1).
ООО «Авиастар» (наниматель) и гражданин Аткнин Петр Алексеевич (директор) 1 декабря 2005 года заключили контракт N 4 на управление предприятием (л.д. 20 — 23, том N 1).
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что наниматель принимает Аткнина П.А. на должность директора ООО «Авиастар» и поручает ему осуществлять управление производственной деятельностью предприятия ООО «Авиастар» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, учредительными документами и решениями общего собрания участников (совета) предприятия.
Согласно пункту 2.1 контракта директор имеет право распоряжаться всем имеющимся имуществом и денежными средствами ООО «Авиастар», в том числе подписанием договоров залога, кредитных договоров и иных документов, связанных с отчуждением имущества без ограничений для достижения целей, предусмотренных назначением предприятия, установленными решениями общего собрания участников (совета) предприятия.
Пунктом 6.1 контракта сторонами согласован период действия контракта — с 1 декабря 2005 года по 1 декабря 2007 года. После истечения срока контракта по соглашению сторон он может быть продлен или заключен на иных условиях на новый срок.
В материалы дела представлена карточка с образцами подписей и оттиска печати от 27 октября 2006 года (л.д. 123, том N 1). В данной карточке, лицом, имеющим право первой подписи, указан Аткнин Петр Алексеевич, и в поле «срок полномочий руководителя» указана дата 1 декабря 2007 года.
Решением от 5 апреля 2008 года единственного участника ООО «Авиастар» Кривозубова А.В. директором общества назначен Кривозубов Александр Викторович (л.д. 7, том N 2). На момент рассмотрения настоящего спора какие-либо изменения, вносимые в учредительные документы на основании указанного решения налоговым органом не зарегистрированы, поскольку определением Арбитражного суда Республики Хакасия в рамках рассмотрения дела N А74-768/2008 по заявлению Аткнина Петра Алексеевича приняты обеспечительные меры в виде запрета Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия осуществлять государственную регистрацию изменений в учредительные документы ООО «Авиастар», связанные с изменением исполнительного органа и состава участников общества (л.д. 26 — 28, том N 2).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 1 апреля 2008 года в качестве директора общества зарегистрирован Аткнин Петр Алексеевич (л.д. 29 — 38, том N 1).
В материалы дела представлены платежные поручения от 30 мая 2008 года N 35 на сумму 149 954 руб. (л.д. 5, том N 2) и N 36 на сумму 403 722 руб. (л.д. 6, том N 2). В данных платежных поручениях в графе: «плательщик» указано «ООО «Авиастар».
На оборотной стороне платежного поручения N 35 имеется запись банка — «в связи с отсутствием документов подтверждающих продление полномочий Аткнина П.А. принять данные документы к исполнению не представляется возможным. После предоставления необходимых документов, подтверждающих продление полномочий Аткнина П.А. данные документы будут исполнены в установленные сроки».
Истец направил в адрес ответчика письмо от 19 марта 2008 года с исх. N 8, в котором указал, что полномочия Аткнина П.А. не прекращены, так как собрание участников общества по вопросу избрания другого директора не созывалось и не проводилось (л.д. 24 — 25, том N 1).
От ответчика истец получил письмо от 25 марта 2008 года N 05/2434 (л.д. 26, том N 1). В данном письме ответчик сообщил, что поскольку истец не предоставил ответчику документы, свидетельствующие о продление полномочий Аткнина П.А. после 1 декабря 2007 года, данное лицо не наделено правом на распоряжение счетом ООО «Авиастар».
Истец, указывая на то, что ответчик не принимает к исполнению платежные документы ООО «Авиастар», этим самым ограничивает право на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете ООО «Авиастар», обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
На основании пункта 1 статьи 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» участник общества правомочен избирать единоличный исполнительный орган общества (генерального директора, президента и др.).
В силу пункта 3 статьи 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе, представляет его интересы и совершает сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 847 Гражданского кодекса Российской Федерации права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.1999 N 5 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета» проверка полномочий лиц, которым предоставлено право распоряжаться счетом, производится банком в порядке, определенном банковскими правилами и договором с клиентом. В случаях передачи платежных документов в банк в письменной форме банк должен проверить по внешним признакам соответствие подписей уполномоченных лиц и печати на переданном в банк документе образцам подписей и оттиска печати, содержащимся в переданной банку карточке, а также наличие доверенности, если она является основанием для распоряжения денежными средствами, находящимися на счете.
Согласно пункту 2.14 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П, расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати, заявленных в карточке, с образцами подписей и оттиска печати.
Центральным Банком Российской Федерации утверждена Инструкция от 14.09.2006 г. N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)».
В соответствии с пунктом 7.14 Инструкции карточка с образцами подписи и оттиска печати действует до прекращения договора банковского счета, закрытия счета по вкладу (депозиту) либо до ее замены новой карточкой.
Пунктом 7.15 Инструкции предусмотрено, что банк по письменному заявлению клиента вправе вносить изменения в поля «Место нахождения (место жительства)», «тел. N», «Срок полномочий» карточки, оформленной в предусмотренном пунктом 7.13 настоящей Инструкции порядке.
В материалы дела представлена карточка с образцами подписей и оттиска печати от 27 октября 2006 года (л.д. 123, том N 1). В данной карточке, лицом, имеющим право первой подписи, указан Аткнин Петр Алексеевич, и в поле «срок полномочий руководителя» указана дата 1 декабря 2007 года.
Пунктом 3.3.6 договора банковского счета клиент принял обязательство предоставлять необходимые банку сведения и документы не позднее второго рабочего дня с момента получения требования банка. На оборотной стороне платежного поручения N 35 от 30.05.2008 г. имеется запись банка — «в связи с отсутствием документов подтверждающих продление полномочий Аткнина П.А. принять данные документы к исполнению не представляется возможным. После предоставления необходимых документов, подтверждающих продление полномочий Аткнина П.А. данные документы будут исполнены в установленные сроки».
В соответствии со статьей 328 Гражданского кодекса встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной. В случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Истец не представил документы, подтверждающие продление полномочий Аткнина П.А., с заявлением о внесении изменений в поле «Срок полномочий» карточки, оформленной в порядке предусмотренном пунктом 7.13 настоящей Инструкции, не обращался. В этой связи ответчик правомерно не принял к исполнению платежные документы истца.
Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 14.05.2008 г. N 2009-У пункт 7.15 Инструкции изложен в иной редакции, предусматривающей, что банк вправе самостоятельно вносить изменения в поле «Срок полномочий» карточки. Однако, указанные изменения зарегистрированы в Минюсте РФ 30 мая 2008 г. N 11786, а опубликованы 11.06.2008 г. Поэтому довод истца о наличии данной редакции пункта 7.15 Инструкции от 14.09.2006 г. N 28-И на момент предъявления платежного поручения N 35 в банк 30.05.2008 г. неправомерен.
Суд первой инстанции, рассматривая настоящее дело, пришел к выводу, что действия ответчика, связанные с отказом в принятии к исполнению платежных поручений, подписанных Аткниным П.А. являются неправильными, поскольку изменения в учредительные документы общества относительно Кривозубова А.В. как вновь избранного директора ООО «Авиастар» внесены не были, а для третьих лиц эти изменения приобретают силу с момента их регистрации.
Вместе с тем, Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений. Поэтому с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу пункта 3 статьи 40 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» не вправе без доверенности действовать от имени общества.
Пунктом 9.7 устава ООО «Авиастар» и пунктом 7.3 учредительного договора от 22 июня 2004 года предусмотрено, что текущей деятельностью общества руководит директор, назначаемый советом сроком на два года с заключением контракта на управленческую деятельность.
Из содержания контракта от 1 декабря 2005 года N 4 на управление предприятием видно, что директором ООО «Авиастар» назначен Аткнин Петр Алексеевич сроком на два года (с 1 декабря 2005 года по 1 декабря 2007 года). Доказательства продления контракта на новый срок по соглашению сторон не представлены.
Таким образом, полномочия Аткнина П.А. как директора ООО «Авиастар» к моменту обращения истца о перечислении денежных средств по платежным поручениям от 30 мая 2008 года N 35 на сумму 149 954 руб. и N 36 на сумму 403 722 руб., прекратились в связи с истечением срока, на который он был избран.
Отсутствие решения общего собрания участников ООО «Авиастар» не означает сохранение этих полномочий на неопределенный срок.
Доказательства, подтверждающие факт извещения банка о продлении полномочий директора (или об избрании нового директора), на момент совершения рассматриваемых банковских операций платежных документов, в деле не имеются и истцом не представлены. Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 июня 2008 года по делу N А74-817/2008 в пределах, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд в силу пункта 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу — отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе иска.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на истца — общество с ограниченной ответственностью «Авиастар».
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 июня 2008 года по делу N А74-817/2008 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Авиастар» в пользу акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице филиала — Абаканского отделения N 8602 1000 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

Председательствующий судья
И.А.ХАСАНОВА

Судьи:
Н.А.КИРИЛЛОВА
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ

bankir.ru

Популярное:

  • Нотариусы уфа кировский район Нотариусы г. Уфы Кировский район Справочная информация Азнаева Флюpа Файзиевна статус: действующий сфера: нотариальные услуги, наследство: по первой букве фамилии наследодателя- Адрес: 450057, г.Уфа, ул. Ново-Мостовая, д.7, […]
  • Приказ 44 минфина Приказ Минфина РФ от 20 мая 2003 г. N 44н "Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 20 мая […]
  • Возврат ндс из бюджета это Возмещение НДС Актуально на: 19 января 2016 г. Если по итогам квартала сумма НДС, принятая к вычету, превышает сумму начисленного НДС, налог платить не придется. Ведь в этом случае уже бюджет становится должен налогоплательщику, […]
  • Образец жалобы в рб ОБРАЗЕЦ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ ОБРАЗЕЦ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ Апелляционная инстанция экономического суда Минской области Заявитель жалобы, Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью «Хула-хуп» 222365, Минская обл., […]
  • Судебные приставы не могут взыскать алименты Бывший муж не выплачивает алименты, судебные приставы ничего не могут сделать. Что делать? Здраствуйте. Помогите мне вроде все легко и просто. Но мы с мужем в разводе 8 лет, столько же он не платит алименты, проживает в другом […]
  • Увольнение декретного сотрудника Сокращение работника после выхода из декретного отпуска Добрый вечер!В соответствии с ТК РФ вас (до исполнения ребенку 3 лет) не могут уволить в связи с сокращением: Статья 261. Гарантии беременной женщине и лицам с […]
  • Обязанность уплаты налогов на недвижимость Когда возникает обязанность уплачивать налог на имущество физических лиц? Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает при одновременном соблюдении следующих условий (п. 4 ст. 57, ст. 400, п. 2 ст. 409 НК […]
  • Наказание за алкоголь на работе Можно ли уволить работника за распитие спиртных напитков на рабочем месте после окончания его рабочей смены? Менеджер автозаправочной станции организовала распитие спиртных напитков (в чем и сама участвовала) в помещении […]