Ст 14 закона 212-фз

О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Статья 1

Часть 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832; 2004, N 30, ст. 3088; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 49, ст. 7057; 2012, N 50, ст. 6966) изложить в следующей редакции:

«Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи, за исключением лиц, не получивших доход от соответствующей деятельности за расчетный период.»

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зависит от полученного дохода за расчетный период. Плательщики подразделяются на две категории: получающие доход до 300000 рублей и получающие доход более 300000 рублей.

На практике действующая редакция закона обязывает всех плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, уплачивать страховые взносы. И даже тех, кто по каким-либо причинам не получил доход вовсе, либо получил убыток, связанный с определенной деятельностью. Фактически указанные лица должны изыскать эти средства, что не всегда представляется возможным, т.к. доход получен не был, либо деятельность не осуществлялась вовсе. Закон обязывает указанной категории плательщиков уплачивать страховые взносы не по факту дохода, а с момента регистрации в налоговом органе. Регистрация в налоговом органе не должна являться основанием, обеспечивающим получение дохода как такового.

Закон не позволяет начинающим предпринимателям и адвокатам, занимающимся частной практикой, адаптироваться в своей деятельности, не дает времени для безболезненного вхождения на рынок. В связи с чем в 2013 году почти миллион индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность, в 2014 году ситуация не изменилась.

Предлагается освободить от уплаты страховых взносов всех лиц, кто не получил доход за расчетный период. Освобождение плательщиков, не получивших за расчетный период доход, будет являться справедливым решением в отношении указанных лиц.

Принятие данного законопроекта обеспечит прирост числа новых предпринимателей и, как следствие, прирост будущей налоговой базы. Обеспечит поддержку государством индивидуальных предпринимателей на ранних этапах развития, что в свою очередь положительно скажется на развитии малого бизнеса и экономики в целом.

ldpr.ru

Доход ИП в целях исчисления страховых взносов в ПФР

Да, налоговики должны сообщать в ПФР сведения о доходе предпринимателя без учета произведенных им расходов, связанных с получением дохода. При этом ПФР на основании полученных сведений не рассчитывает размер страхового взноса, а контролирует правильность его исчисления предпринимателем.

Страховые взносы с учетом размера полученного дохода уплачивают в ПФР индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам (ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ)). Они рассчитывают их размер самостоятельно в соответствии со ст. 14 Закона № 212-ФЗ (ч. 1 ст. 16 Закона № 212-ФЗ) в следующем порядке:

1) если величина годового дохода предпринимателя не превышает 300 000 руб. — как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР (26%), увеличенное в 12 раз;

2) когда величина годового дохода предпринимателя составляет более 300 000 руб., к вышеуказанной величине страховых взносов прибавляется 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб. При этом получившийся размер страховых взносов не может быть более произведения восьмикратного МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР (26%), увеличенного в 12 раз (ч. 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

Для расчета берется МРОТ, установленный федеральным законом на начало года, за который уплачиваются страховые взносы. На 1 января 2015 г. МРОТ составил 5965 руб. (ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“»). Таким образом, если годовой доход предпринимателя за 2015 г. не превысил 300 000 руб., он должен уплатить страховой взнос за 2015 г. в размере 18610,8 руб. [(5965 руб. × 26%) × 12]. Если же годовой доход за 2015 г. составил, например, 400 000 руб., предприниматель помимо страхового взноса в сумме 18610,8 руб. должен еще уплатить страховой взнос, сумма которого определяется следующим образом:(400 000 руб. – 300 000 руб.) × 1% = 1000 руб.

В пункте 1 ч. 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ указано, что для целей исчисления страховых взносов предпринимателями, уплачивающими НДФЛ, доход учитывается в соответствии со ст. 227 НК РФ. Согласно ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату НДФЛ производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ). В письме от 03.02.2016 № 17-4/ООГ-163 Минтруд России указал, что положения ст. 14 Закона № 212-ФЗ об определении размера страховых взносов в ПФР для индивидуального предпринимателя исходя из его дохода не увязываются с определением таким предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого режима налогообложения. В связи с этим в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, налоговые вычеты, предусмотренные главой 23 НК РФ, не учитываются. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минтруда России от 18.12.2015 № 17-4/ООГ-1797, от 11.09.2015 № 17-4/ООГ-1265, от 21.04.2015 № 17-3/ООГ-496, от 01.09.2014 № 17-4/ООГ-692. Таким образом, для целей исчисления страховых взносов применяется сумма фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности за год без учета расходов, связанных с его получением.

Поскольку предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, никакую отчетность в ПФР не сдают, для контроля за правильностью исчисления страховых взносов налоговики передают в ПФР сведения о доходах от деятельности предпринимателя за расчетный период (ч. 9 ст. 14 Закона № 212-ФЗ), которые они берут из представленных предпринимателями деклараций.

Если размер страхового взноса, уплаченного предпринимателем за соответствующий год, окажется меньше рассчитанного исходя из переданных налоговиками сведений, ПФР выставит предпринимателю требование об уплате недоимки, пеней и штрафа. Если же предприниматель не сдал декларацию по НДФЛ, и в связи с этим в переданных налоговиками сведениях отсутствуют данные о годовом доходе предпринимателя, ПФР рассчитает страховой взнос как произведение восьмикратного МРОТ на тариф страховых взносов в ПФР (26%), увеличенного в 12 раз (ч. 11 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

www.eg-online.ru

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 февраля 2015 г. N Ф09-9630/14 по делу N А76-10997/2013 (ключевые темы: плательщики страховых взносов — фермерское хозяйство — недоимка — пенсионное страхование — уплата страховых взносов)

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 февраля 2015 г. N Ф09-9630/14 по делу N А76-10997/2013

02 февраля 2015 г.

Дело N А76-10997/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т. П.,

судей Поротниковой Е. А., Сухановой Н. Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Уйском районе Челябинской области (ИНН 7441007820, ОГРН 1027401955514; далее — управление, пенсионный фонд) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 N А76-10997/2013 Арбитражного суда Челябинской области.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

До начала судебного заседания от управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено.

Клявлин Валерий Гаврилович (далее — Клявлин В.Г.) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к пенсионному фонду о признании незаконными требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.03.2013 N 08408740065439, N 08408740065448, N 08408740065453; признании незаконными постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации (индивидуального предпринимателя) от 26.03.2013 N 08408790006534, N 08408790006536, N 08408790006540 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 27.05.2014 (судья Позднякова Е.А.) заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.03.2013 N 08408740065439 и постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации (индивидуального предпринимателя) от 26.03.2013 N 08408790006534. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 (судьи Иванова Н.А., Малышева И.А., Тимохин О.Б.) решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требований Клявлина В.Г. к пенсионному фонду о признании недействительными требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.03.2013 N 08408740065448, N 08408740065453, постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов- организации (индивидуального предпринимателя) от 26.03.2013 N 08408790006536, N 08408790006540. В указанной части заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.03.2013 N 08408740065448, N 08408740065453 вынесенное управлением. Признано недействительным постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации (индивидуального предпринимателя) от 26.03.2013 N 08408790006536, N 08408790006540 вынесенное управлением. В остальной части решение оставлено без изменения, жалоба пенсионного фонда без удовлетворения.

В кассационной жалобе пенсионный фонд просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам по делу.

Пенсионный фонд считает, что Клявлин В.Г. является плательщиком страховых взносов за себя как за индивидуального предпринимателя и плательщиком страховых взносов за себя как за главу крестьянского (фермерского) хозяйства, полагая при этом, что не возникает двойного обложения страховыми взносами, поскольку уплата страховых взносов в размере, определяемом из стоимости страхового года, лицом, являющимся главой крестьянского (фермерского) хозяйства и тем же лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, осуществляется из различных источников.

Кроме того, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям, то есть порядок уплаты одинаков как для индивидуальных предпринимателей, так и для крестьянских (фермерских) хозяйств.

Апелляционным судом не учтены фактические обстоятельства дела, касающиеся того, что территориальным органом пенсионного фонда формируются суммы обязательств плательщиков по размеру фиксированного страхового взноса, которые, подлежат уплате в соответствии с п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации» (далее — Закон N 212-ФЗ) не самостоятельно, а на основании полученных от территориальных органов данных; таким образом, на основании единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Клявлин В.Г., поставлен на учет в пенсионном фонде 03.12.2012, в установленный законом срок им не произведена уплата страховых взносов за 2010-2012 годы, поэтому с даты принятия условного РСВ-2 — с 28.02.2013 пенсионным фондом начата камеральная проверка, которая завершена 28.02.2013. Вместе с тем, по мнению пенсионного фонда, поскольку проверка проведена не в связи с предоставлением расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, то к этой проверке не могут предъявляться требования, предусмотренные ст. 34 Закона N 212-ФЗ, и отсутствие акта камеральной проверки, решения по результатам такой проверки не свидетельствует само по себе о недействительности оспариваемых ненормативных актов.

В отзыве на кассационную жалобу Клявлин В.Г. просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, полагает, что с учетом действовавших правовых позиций, оснований для двойного обложения взносами не имеется, считает, что суд необоснованно отклонил ходатайства об истребовании материалов страхового дела, о вызове в качестве свидетеля бывшего начальника отдела регистрации инспекции Федеральной налоговой службы Малышева В.А., указывая при этом на то, что при ликвидации юридического лица крестьянского фермерского хозяйства «Лада» (далее — КФХ»Лада») Клявлиным В.Г. были уплачены все взносы.

Как следует из материалов дела, Администрацией Уйского района 01.02.1992 зарегистрировано крестьянское хозяйство «Лада», главой которого являлся Клявлин В.Г., члены крестьянского хозяйства — Клявлин В. и Клявлина Г., Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 5 по Челябинской области в Единый государственный реестр юридических лиц 16.05.2007 внесена запись о крестьянском хозяйстве «Лада» как о юридическом лице за ОГРН 1027401956097.

При этом КФХ «Лада» как юридическое лицо зарегистрировано в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации как страхователь с присвоением регистрационного номера 084-087-003544; ИМНС России по Уйскому району Челябинской области на основании заявления по форме Р27002 о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, представленного Клявлиным В.Г., 28.06.2004 внесена запись за ОГРН N 30744118000021 о регистрации Клявлина В.Г. в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (индивидуального предпринимателя), о чем Клявлину В.Г. выдано свидетельство серия 74 N 003570983.

На основании полученной от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Челябинской области выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 29.11.2012 в отношении Клявлина В.Г. как главы КФХ — индивидуального предпринимателя (ОГРН N30744118000021), последний на учет в пенсионном фонде в Уйском районе Челябинской области в качестве страхователя поставлен 03.12.2012, с присвоением ему регистрационного номера 084-087-070279.

Пенсионный фонд, выявив неуплату главой КФХ — индивидуальным предпринимателем Клявлиным В.Г. (регистрационный номер страхователя 084-087-070279) фиксированного платежа за 2010-2012 годы, 28.02.2013 самостоятельно сформировал условный расчет по форме РСВ-2 по начисленным и уплаченным страховым взносам за период 2010-2012 годы в отношении Клявлина В.Г., составил справки от 28.02.2013 N 084 087 13 СН 0096293 о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по сроку уплаты 31.12.2010; N 084 087 13 СН 0096294 о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по сроку уплаты 10.01.2012; N 084 087 13 СН 0096295 о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по сроку уплаты 09.01.2013.

Пенсионным фондом 01.03.2013 в адрес Клявлина В.Г. направлены: требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам N 08408740065439, в котором предложено в срок до 22.03.2013 уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 10 392 руб., 2 222 руб.16 коп. — пени.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 1 610 руб. 76 коп., пени — 344 руб. 43 коп. (согласно прилагаемому к требованию расчету пени начислены за неуплату страховых взносов за 2010 год за период с 01.01.2011 по 01.03.2013); требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам N 08408740065448, в котором предложено в срок до 22.03.2013 уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 13 509 руб. 60 коп., 1 517 руб. 70 коп. — пени; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 2 649 руб. 96 коп., пени — 297 руб. 71 коп. (согласно прилагаемому к требованию расчету пени начислены за неуплату страховых взносов за 2011 год за период с 11.01.2012 по 01.03.2013);

требование N 08408740065453, в котором предложено в срок до 22.03.2013 уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 14 386 руб. 32 коп., 201 руб. 77 коп. — пени; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 2 821 руб. 93 коп., пени — 39 руб. 58 коп. (согласно прилагаемому к требованию расчету пени начислены управлением за неуплату страховых взносов за 2012 год за период с 10.01.2013 по 01.03.2013).

В связи с неисполнением в добровольном порядке названных требований, а также в связи с отсутствием сведений о расчетных счетах Клявлина В.Г., что подтверждается справками от 26.03.2013, 26.03.2013 пенсионным фондом вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов N 08408790006534, N 08408790006536, N08408790006540, которые совместно с заявлениями о возбуждении исполнительного производства от 27.03.2013 направлены в Уйский районный отдел судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области.

Не согласившись с вынесенными ненормативными актами, Клявлин В.Г. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование, в ФОМС на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Пунктом 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Частью 1 ст. 13 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что стоимость страхового года — это установленная в соответствии с ч. 2 данной статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, предусмотренного ч. 2 ст. 12 названного закона, увеличенное в 12 раз.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2009 установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 330 руб. в месяц.

Статьей 1 Федерального закона от 01.11.2011 N 106-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.06.2011 установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 руб. в месяц.

В 2010 году для плательщиков страховых взносов применяются следующие тарифы страховых взносов: пенсионный фонд — 20%, федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — 1,1 %, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) -2%.

Таким образом, в 2010 году плательщик страховых взносов обязан был уплачивать страховые взносы в пенсионный фонд в сумме 10 392 руб. (4 330 руб. * 20% * 12), в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 571 руб. 56 коп. (4 330 руб. * 1,1% * 12), в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 1 039 руб. 20 коп. (4 330 руб. * 2% * 12).

В 2011 году для плательщиков страховых взносов применяются следующие тарифы страховых взносов: пенсионный фонд — 26%, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3,1%, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 2%.

С учетом изложенного в 2011 году плательщик страховых взносов обязан уплачивать страховые взносы в пенсионный фонд в сумме 13 509 руб. 60 коп. (4 330 руб. * 26% * 12), в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 610 руб. 76 коп.. (4 330 руб. * 3,1% * 12), в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 1 039 руб. 20 коп. (4 330 руб. * 2% * 12).

В 2012 год установлены следующие тарифы страховых взносов: пенсионный фонд — 26%, федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%.

Плательщик страховых взносов обязан в 2012 году уплачивать страховые взносы в пенсионный фонд в сумме 14 386 руб. 32 коп. (4 611 руб. * 26% * 12), в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2 821 руб. 92 коп. (4 611 руб. *5,1% * 12).

Размер страховых взносов, подлежащих уплате, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении пенсионного фонда, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования ( ч. 3 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии со ст. 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 Закона.

Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении пенсионного фонда, федеральный фонд обязательного медицинского страхования ( ч. 3 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ч. 8 данной статьи.

В соответствии со ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (ч. 1). Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ч. 2).

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями ( ст. 25 Закона N 212-ФЗ). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты суммы страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от не уплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Частью 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам производится в порядке, предусмотренном указанным Законом ( ч. 2 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).

На основании ст. 22 Закона N 212-ФЗ при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым ч. 1 ст. 22 Закона N 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения данного Закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховые взносы ( ч. 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ).

Частью 5 ст. 22 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой установлен ст. 18 , 19 , 20 Закона N 212-ФЗ.

В силу ч. 3 ст. 18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 19, 20 данного Закона, за исключением случаев, указанных в ч. 4 ст. 20 Закона N 212-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя в банках. До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 данного Закона ( ч. 2 ст. 19 Закона N 212-ФЗ).

Частью 14 ст. 19 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 20 указанного Закона.

В случае, предусмотренном ч. 14 ст. 19 названного Закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 19 Закона ( ч.1 ст. 20 Закона N 212-ФЗ).

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей ( ч. 2 ст. 20 Закона N 212-ФЗ).

При исследовании обстоятельств дела судами установлено, что требованием от 01.03.2013 N 08408740065439 предпринимателю предложено в добровольном порядке, в срок до 22.03.2013 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2010 год, а также задолженность по пени, начисленную на недоимку по страховым взносам; требованием от 01.03.2013 N 08408740065448 предложено Клявлину В.Г. в добровольном порядке, в срок до 22.03.2013 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2011 год, а также задолженность по пени, начисленную на недоимку по страховым взносам; требование от 01.03.2013 N 08408740065453 предпринимателю предложено в добровольном порядке, в срок до 22.03.2013 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2012 год, а также задолженность по пени, начисленную на недоимку по страховым взносам.

Судами установлено и материалами дела подтверждено получение Клявлиным В.Г. оспариваемых требований, направленных пенсионным фондом 01.03.2013 (списком почтовых отправлений N 43).

Судами установлено также, что в связи с неисполнением в добровольном порядке Клявлиным В.Г. требований пенсионного фонда от 01.03.2013 об уплате страховых взносов, пеней в сроки в них установленные (22.03.2013), при отсутствии сведений о его расчетных счетах, что подтверждается справками от 26.03.2013, пенсионным фондом 26.03.2013 вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов N 08408790006534, N 08408790006536, N 08408790006540, которые совместно с заявлениями о возбуждении исполнительного производства от 27.03.2013 направлены в Уйский районный отдел судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области.

Обращение взыскания на имущество должника, которое производится судебным приставом-исполнителем может иметь место как в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника, так и при отсутствии информации о его счетах.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.02.2004 N 28-О, в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение — обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.

Пунктом 3 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2013 года. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное пенсионное страхование является составной частью обязательного социального страхования, подчиняется его общим принципам и задачам.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели, организации производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно обеспечивающие себя работой, а также члены крестьянских (фермерских) хозяйств согласно п. 1 ст.7 Закона N 167-ФЗ отнесены к числу застрахованных лиц. При этом индивидуальные предприниматели, которые уплачивают страховые взносы за себя, также отнесены к страхователям в соответствии с подп. 2 п.1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ.

На основании п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ, если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подп. 1, 2 данного пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Подпунктом 1 , 2 ст. 28 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи, названные в подп. 2 п. 1 ст. 6 данного Федерального закона (индивидуальные предприниматели, самостоятельно обеспечивающие себя работой, которые уплачивают страховые взносы за себя), уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ, стоимость страхового года определяется в соответствии с указанным Законом.

Объектом обложения страховыми взносами для страхователей — организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В пункте 3 ст. 2 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что для целей настоящего Закона в числе прочих используются следующие понятия: индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее — плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное ( п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно заключил, что законодательство, регулирующее правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям, указав на то, что установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования, следовательно, исходя из указанных норм крестьянское (фермерское) хозяйство, в случае найма работником по трудовым или иным договорам, является страхователем в отношении этих работников (застрахованных лиц) и уплачивает страховые взносы исходя из выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу указанных физических лиц в рамках трудовых отношений.

В соответствии с постановлением Высшего Арбитражного суда от 24.05.2005 N 15749/04, в сфере отношений по обязательному пенсионному страхованию глава крестьянского (фермерского) хозяйства приравнен к индивидуальным предпринимателям.

В силу п. 2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ глава крестьянского (фермерского) хозяйств уплачивает страховые взносы в пенсионный фонд, федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

Как следует из материалов дела, крестьянское хозяйство «Лада», главой которого являлся Клявлин В.Г., члены КХ — Клявлин В. и Клявлина Г., зарегистрировано в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации как страхователь с присвоением регистрационного номера 084-087-003544.

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и пенсионным фондом не оспаривается (квитанции от 16.05.2011, 19.05.2011) уплата КФХ «ЛАДА» (регистрационный номер в пенсионном фонде 084-087-003544) в соответствии с требованием пенсионного фонда от 29.04.2011 N 08408740104132 об уплате страховых взносов, пени, штрафов за 2010 год, страховых взносов за 2 страхователей (Клявлина В.Г. и Клявлину Г.), в том числе недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в сумме 20 784 руб.; обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 1143 руб.12 коп.; обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования — 2078 руб. 40 коп.; 649 руб. 50 коп. — пени на обязательное пенсионное страхование на страховую часть; обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 35 руб. 72 коп.; суммы 64 руб. 95 коп. — на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Судом первой инстанции верно отмечено, что формальная регистрация, согласно данным Единых государственных реестров, самостоятельного юридического лица — КФХ «ЛАДА», глава которого приравнен в целях уплаты страховых взносов к индивидуальным предпринимателям, и главы крестьянского (фермерского) хозяйства — индивидуального предпринимателя Клявлина В.Г. не влечет обязанности застрахованного лица Клявлина В.Г.. уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа за себя дважды.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о неправомерном взыскании с Клявлина В.Г. как главы КФХ — индивидуального предпринимателя страховых взносов за 2010 год, пени, предложенных к уплате оспариваемым требованием, в связи с чем обоснованно признал незаконными требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.03.2013 N 08408740065439, а также вынесенное на его основании постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации (индивидуального предпринимателя) от 26.03.2013 N 08408790006534, удовлетворив заявление предпринимателя в этой части.

Также судом первой инстанции верно отмечено, что обратное привело бы к двойному зачислению страховых взносов на индивидуальный лицевой счет Клявлина В.Г. в пенсионный фонд как застрахованного лица, что недопустимо и приводит к двойному взысканию одной и той же суммы с одного лица по одинаковым основаниям.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.05.2005 N 210-О указал, что, признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.

При этом, как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, процедура государственной регистрации, а также процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя носит заявительный характер. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Вместе с тем, в п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 213-О указано, что, если индивидуальный предприниматель при фактическом прекращении предпринимательской деятельности в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. При этом суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может — исходя из принципов состязательности и равноправия сторон — ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Однако, в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

При этом предписания ст. 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.

Аналогичная позиция изложена в п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ст. 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в котором указано, что суды, рассматривая споры, связанные со взысканием с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должны ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период.

Процедура государственной регистрации, как и процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя, носит заявительный характер. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности. Порядок снятия с учета определяется налоговым законодательством

При исследовании обстоятельств дела, судом первой инстанции установлено следующее.

Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 29.11.2012 N 1 следует, что Клявлин В.Г. 28.06.2004 зарегистрирован Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Уйскому району Челябинской области в качестве индивидуального предпринимателя — главы крестьянского (фермерского) хозяйства с основным государственным регистрационным номером — 304744118000021; на день выставления пенсионным фондом спорных требований об уплате страховых взносов за 2010 — 2012 годы, в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей его статус был определен как «действующий индивидуальный предприниматель».

Доказательств того, что Клявлиным В.Г. предпринимательская деятельность прекращена, в связи с указанным обстоятельством сведения о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя исключены из Едного государственного реестра индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ, в материалы дела предпринимателем Клявлиным В.Г. (ОГРН 304744118000021) не представлены.

Кроме того, решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2013 года по делу N А76-15915/2013 внесенная 28.06.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Уйскому району Челябинской области запись ОГРН N30744118000021 о регистрации Клявлина В.Г. в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (индивидуального предпринимателя) признана действительной с момента ее внесения (28.06.2004); при этом из указанного решения следует, что заявление о регистрации Клявлина В.Г. в качестве индивидуального предпринимателя в связи с приведением правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации, подписано самим Клявлиным В.Г., подано в регистрирующий орган им лично, Клявлину В.Г. выдано свидетельство серия 74 N003570983.

Наличия обстоятельств исключительного характера, которые не позволили своевременно обратиться с заявлением в налоговый орган о прекращения (приостановлении) предпринимательской деятельности, судом первой инстанции не установлено.

Доказательств обратного Клявлиным В.Г. в материалы дела, суду не представлено.

При изложенных обстоятельствах доводы Клявлина В.Г. о введении его в заблуждение относительно действительности записи о нем как об индивидуальном предпринимателе обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Кроме того, обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) ( п. 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании», Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 211-О).

Таким образом, суд первой инстанции верно заключил, что само по себе отсутствие дохода от предпринимательской деятельности либо его низкий размер не являются основанием для освобождения от уплаты страховых взносов или уплаты их в меньшем размере, чем установленный законом минимальный размер; регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.

Между тем заявитель не представил достаточных и надлежащих доказательств, подтверждающих факт прекращения предпринимательской деятельности в периодах 2010-2012 годы (подача нулевых деклараций в налоговый орган).

Довод заявителя о необходимости освобождения его от уплаты страховых взносов на основании ч. 6 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, в связи с уходом за матерью, достигшей возраста 80 лет, судом первой инстанции также обоснованно отклонен, поскольку указанное обстоятельство подтверждается определенными документами и определенным органом; в данном конкретном случае таким органом является пенсионный фонд, в котором заявитель состоит на учете в качестве страхователя.

Вместе с тем суд первой инстанции, исходя из материалов дела, верно указал, что в рамках рассмотрения данного дела устанавливается правомерность начисления Клявлину В.Г. страховых взносов за период 01.01.2010 по 31.12.2010; с 01.01.2011 по 31.12.2011; с 01.01.2012 по 31.12.2012, обоснованно посчитав, что названные периоды не соотносится с периодом, за который Клявлин В.Г. просит пенсионный фонд освободить его от уплаты страховых взносов, поскольку в заявлении от 22.04.2014 указан период с 25.11.2012 по 28.01.2014. При этом как следует из приложения к указанному письму, в адрес органа пенсионного фонда были направлены копия доверенности лица, подписавшего заявление; копии паспорта Клявлиной А.И. (мать); копия свидетельства о рождении Клявлина В.Г.; копия постановления о расторжении договора аренды земельного участка; копия почтовой квитанции (направление запроса в ИФНС — без конкретного указания о чем запрос).

Судом первой инстанции, с учетом положений подп. 6 п. 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях, п. 27 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ст. 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что обращения Клявлина В.Г. в установленном порядке в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение в период 2010-2012 гг. по вопросу зачета в страховой стаж периода по уходу за лицом, достигшим возраста 80 лет, а также принятия пенсионным фондом решения о зачете этого периода в страховой стаж Клявлина В.Г., материалы дела не содержат.

Доказательств, подтверждающих факт ухода Клявлина В.Г за лицом, достигшим возраста 80 лет, и неосуществления им в этот период предпринимательской деятельности, в материалы дела не представлено Клявлиным В.Г.

Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон, суд первой инстанции обоснованно отказал Клявлину В.Г. в удовлетворении требований пенсионному фонду о признании недействительными требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.03.2013 N 08408740065448, от 01.03.2013 N 08408740065453, постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации (индивидуального предпринимателя) от 26.03.2013 N 08408790006536, от 26.03.2013 N 08408790006540.

Доказательства, опровергающие данные выводы суда первой инстанции, материалы дела не содержат.

Выводы суда первой инстанции переоценке не подлежат, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.

Судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, полно и всесторонне установлены и исследованы фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, доказательства, представленные в материалы дела. нормы материального права применены правильно.

Вместе с тем апелляционный суд посчитал, что у пенсионного фонда отсутствовали основания для проведения камеральной проверки за три предшествующих расчетных периода (в данном случае за 2010, 2011, 2012 гг.), полагая, что камеральная проверка в отношении Клявлина В.Г. как главы КФХ — индивидуального предпринимателя (ОГРН N 30744118000021) проведена пенсионным фондом в результате получения от Межрайонной ИФНС России N 23 по Челябинской области выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 29.11.2012 о постановке 03.12.2012 индивидуального предпринимателя Клявлина В.Г. на учет в качестве страхователя пенсионном фонде, с присвоением ему регистрационного номера 084-087-070279; после чего, выявив неуплату Клявлиным В.Г. (регистрационный номер страхователя 084-087-070279) фиксированного платежа за 2010-2012 гг., пенсионный фонд самостоятельно сформировал условный расчет по форме РСВ-2 по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010-2012 гг. в отношении Клявлина В.Г.; составил справки от 28.02.2013 N 084 087 13 СН 0096293 о выявлении недоимки страховых взносов за 2010 г.; от 28.02.2013 N 084 087 13 СН 0096294 о выявлении недоимки страховых взносов за 2011 г.; от 28.02.2013 N 084 087 13 СН 0096295 о выявлении недоимки страховых взносов за 2012 г., при отсутствии в период 2010, 2011, 2012 гг. Клявлина В.Г. на учете в качестве страхователя в пенсионном фонде (поставлен на учет 03.12.2012).

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае, полученные пенсионным фондом сведения из налогового органа о регистрации Клявлина В.Г. в качестве индивидуального предпринимателя, не освобождает должностных лиц органа пенсионного фонда от обязанности по исследованию доказательств (документов и иных сведений), свидетельствующих о совершении правонарушения и указания на то, какие конкретно действия (бездействие) страхователя привели к занижению налоговой базы по страховым взносам, с отражением последних в соответствующем решении, что не лишает пенсионный фонд права провести контроль за уплатой страховых взносов путем проведения выездной проверки в соответствии со ст. 35 Закона N 212-ФЗ; только в случае проведения пенсионным фондом выездной проверки в отношении Клявлина В.Г., принятия соответствующего решения, пенсионный фонд имел право доначислить страховые взносы за 2010-2012 гг., и, соответственно, применить в дальнейшем меры бесспорного взыскания в порядке, предусмотренном ст. 22 , 19 , 20 Закона N 212-ФЗ.

Однако данный вывод апелляционного суда является ошибочным, поскольку несвоевременная регистрация Клявлина В.Г. в пенсионном фонде в качестве страхователя 03.12.2012 с присвоением ему регистрационного номера 084-087-070279, не имеет правового значения для цели рассмотрения этого спора при наличии действительной записи о регистрации Клявлина В.Г. в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (индивидуального предпринимателя) (ОГРН N 30744118000021) с момента ее внесения (28.06.2004) Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Уйскому району Челябинской области), установленной решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2013 года по делу N А76-15915/2013, поскольку в данном конкретном случае речь идет о его обязательствах в размере фиксированного страхового взноса, которая, подлежит уплате в соответствии Законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции оставлению в силе.

Руководствуясь ст. 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 N А76-10997/2013 Арбитражного суда Челябинской области отменить.

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2014 по делу N А76-10997/2013 оставить в силе.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

www.garant.ru

Популярное:

  • Приказ 44 рф Приказ Министра обороны РФ от 30.01.2018 N 44 "О повышении размеров должностных окладов гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2018 N […]
  • Страховка по вкладам как получить Как получить страховую выплату по вкладу при отзыве лицензии у банка За 2018 год, по состоянию на 5 июня, государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" уже зафиксировано 25 страховых случаев, влекущих выплаты по […]
  • Закон липецкой области 182 Закон Липецкой области от 7 октября 2008 г. N 182-ОЗ "Об оплате труда работников областных государственных учреждений" Закон Липецкой области от 7 октября 2008 г. N 182-ОЗ "Об оплате труда работников областных государственных […]
  • 4 федеральный конституционный закон о судебной системе российской федерации Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" Комментарии Российской Газеты Одобрен […]
  • Правила распорядка сизо Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189"Об […]
  • Фз закон о выборах Федеральный закон от 5 декабря 2017 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 24 […]
  • Закон о взносах в 2018 году Закон 212 фз в 2018 году Изменения в законодательстве о страховых взносах с 2015 года Важные изменения по страховым взносам с 2015 года 21 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный […]
  • Административный штраф пфр Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР Актуально на: 20 июля 2016 г. По итогам каждого отчетного и расчетного периода страхователь обязан представлять в ПФР расчет по форме РСВ-1 (утв. Постановлением Правления ПФ РФ от […]