Стандарт для целей залога

Стандарт для целей залога

ПРОЕКТ
Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка для целей залога (ФСО № 9)»

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2006, № 31, ст. 3456; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 29, ст. 4291; 2014, № 30, ст. 4226) приказываю:

Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт оценки «Оценка для целей залога (ФСО № 9)».

УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России
от __ _____ 201_ г. №___

Федеральный стандарт оценки «Оценка для целей залога (ФСО № 9)»

I. Общие положения

1. Настоящий Федеральный стандарт разработан с учетом международных стандартов оценки и федеральных стандартов оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» [1] , «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» [2] , «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» [3] , «Оценка недвижимости» (ФСО № 7) [4] и определяет требования к проведению оценки объекта (далее также имущества, актива), являющегося предметом залога или планируемого к передаче в качестве обеспечения в виде залога по предполагаемым или существующим денежным обязательствам (далее — целей залога).

2. Настоящий Федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при оценке для целей залога, включая оценку для целей ипотечного кредитования. Настоящий Федеральный стандарт оценки развивает, дополняет и конкретизирует при оценке для целей залога требования и процедуры, установленные Федеральными стандартами оценки.

II. Объект оценки

3. Для целей настоящего Федерального стандарта оценки под объектом оценки понимаются объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте, и залог которых не запрещен действующим законодательством.

III. Общие требования к проведению оценки для целей залога

4. Допускается заключение договора на проведение оценки с множественностью лиц, в том числе сторонами которого являются оценщик, собственник объекта оценки, лицо, заинтересованное в приобретении объекта оценки на заемные средства и залогодержатель (далее — залогодержатель). заказчиком оценки может выступать собственник объекта оценки либо лицо, им уполномоченное (далее – собственник, заказчик), а также предполагаемый или настоящий залогодержатель.

5. В случае если договор заключается между оценщиком и собственником, оценщик вправе проинформировать собственника о возможных специальных требованиях, дополнительных по отношению к настоящему федеральному стандарту и не противоречащих ему, со стороны предполагаемого или настоящего залогодержателя объекта оценки. Оценщик вправе учесть специальные требования потенциального залогодержателя при проведении оценки в целях залога в случае если указанные требования не противоречат настоящему Федеральному стандарту оценки и иным федеральным стандартам оценки.

6. В случае если в задании на оценку указан предполагаемый или настоящий залогодержатель и при наличии у него специальных требований, предъявляемых к оценке в целях залога, не противоречащих требованиям федеральных стандартов оценки и законодательству и являющихся публичными, оценщик должен проинформировать заказчика о наличии таких специальных требований.

7. Факт не предоставления заказчиком материалов и информации, предусмотренных заданием на оценку может являться основанием для расторжения договора на оценку.

8. В процессе проведения оценки оценщик может предоставлять рабочие материалы для предварительного изучения и обсуждения сторонами договора в формате, предусмотренном условиями договора.

9. Для целей настоящего Федерального стандарта, при определении стоимости в целях залога определяется рыночная стоимость. При наличии соответствующих требований в задании на оценку, в дополнение к рыночной стоимости могут определяться инвестиционная и (или) ликвидационная стоимости.

10. При оценке имущества, входящего в состав комплексов имущества необходимо проведение анализа возможности независимого функционирования и реализации имущества отдельно от иных активов, входящих в состав комплекса имущества.

11. При оценке имущества, являющегося частью комплекса имущества исходя из допущения, что реализация данного имущества будет проводиться в составе комплекса имущества, стоимость объекта оценки определяется как часть в стоимости комплекса имущества, приходящаяся на оцениваемое имущество при реализации всего комплекса имущества по рыночной стоимости. Данное допущение указывается в задании на оценку. Стоимость специализированного имущества (имущество, которое, в силу уникального назначения, состава, размера или конструкции, местоположения или иных факторов, не может быть реализовано отдельно от комплекса, в составе которого оно используется) определяется как часть в стоимости комплекса имущества.

12. Отчет об оценке должен содержать следующие результаты:

стоимость (стоимости) объекта оценки в соответствии с видами стоимости, установленными требованиями настоящего Федерального стандарта;

В отдельном разделе отчета приводятся:

  • выводы о ликвидности объекта оценки, приводимые в отдельном;
  • иные расчетные величины, выводы и рекомендации, подготовленные оценщиком в соответствии с заданием на оценку.

Выводы о ликвидности объекта оценки в обязательном порядке присутствуют в отчете, но не рассматриваются как результат оценки в понимании требований федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)».

13. В качестве характеристики ликвидности объекта оценки в отчете указывается типичный (расчетный) срок его рыночной экспозиции на открытом рынке, в течение которого он может быть реализован по рыночной стоимости. В случае оценки специализированного имущества как части комплекса имущества, ликвидность такого имущества может быть определена как ликвидность комплекса имущества, составной частью которого оно является. Данное допущение указывается в задании на оценку и отчете об оценке.

При определении ликвидности объекта оценки, оценщик должен обосновать сделанные выводы приведением результатов анализа существенных факторов, влияющих на ликвидность объекта и сроки его рыночной экспозиции.

14. Задание на оценку должно содержать следующую, дополнительную к указанной в пункте 17 федерального стандарта оценки «Общие понятия, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», а также разделе IV Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7) информацию:

  • особенности проведения осмотра объекта оценки либо основания, объективно препятствующие проведению осмотра объекта, если таковые существуют;
  • порядок и сроки предоставления заказчиком необходимых для проведения оценки материалов и информации;
  • необходимость привлечения отраслевых экспертов (специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями в вопросах, требующих анализа при проведении оценки). Если на этапе подготовки задания на оценку любой из сторон договора определена (выявлена) необходимость привлечения отраслевых экспертов, то такое условие должно быть включено в задание на оценку.

15. Оценщик вправе самостоятельно выбирать методы оценки.
При построении макроэкономических прогнозов оценщику рекомендовано руководствоваться прогнозами макроэкономических показателей ведущих аналитических агентств или государственных ведомств. Использование в отчете данных макроэкономических прогнозов из различных источников должно быть обосновано оценщиком.

16. При согласовании результатов, полученных при применении различных подходов к оценке, а также при использовании разных методов в рамках применения каждого подхода оценщик должен привести в Отчете об оценке описание процедуры соответствующего согласования. При согласовании существенно отличающихся результатов оценки, полученных различными подходами или методами необходимо провести анализ и установить причину расхождений. Существенным признается такое отличие, при котором результат, полученный при применении одного подхода (метода), находится вне границ интервала результата, полученного при применении другого подхода. Взвешивание результатов в таком случае не допускается. В отчете приводится результат, признаваемый оценщиком как итоговый. Результаты, полученные иными подходами вместе с выводами о причине расхождений также должны присутствовать в отчете.

IV. Допущения и ограничения при оценке для целей залога

17. Допущения и ограничения, используемые при проведении оценки должны соответствовать требованиям настоящего Федерального стандарта. Возможно установление дополнительных допущений и ограничений, связанных с предполагаемым использованием результатов оценки и спецификой объекта оценки. Такие допущения должны быть согласованы всеми сторонами договора. Все допущения и ограничения должны отражаться оценщиком в отчете.

18. допущения, применяемые в оценке в отношении перспектив развития объекта оценки, должны быть обоснованы рыночными данными и тенденциями. Использование прогнозных данных заказчика или менеджмента собственника без проверки их осуществимости и соответствия независимым от заказчика рыночным данным не допускается.

19. При построении прогнозов на основе нескольких сценариев или аналитических данных оценщику рекомендуется воздерживаться от использования наиболее оптимистичных прогнозов и ориентироваться на наиболее обоснованные варианты.

20. Все преимущества, существующие у собственника в отношении объекта оценки и условий владения и пользования объектом, отличающиеся от рыночных условий, не могут учитываться при оценке для целей залога, если они не сохранятся бесспорно при переходе права собственности на объект оценки иному лицу.

21. Все обременения, сервитуты и забалансовые обязательства, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, должны учитываться при проведении оценки. Требования к учету влияния данных факторов на стоимость объекта оценки указываются в задании на оценку. В случае выявления обременений до момента подписания договора на оценку, оценщик обязан проинформировать об этом стороны договора и указать факт наличия обременений в задании на оценку. В случае выявления обременений в процессе оценки, оценщик обязан указать факт наличия обременений в отчете в безусловном порядке и учесть их в расчетах, в случае если иное не указано в задании на оценку.

22. Проведение оценки объекта в предположении его использования не по текущему назначению подлежит обязательному согласованию со сторонами договора и включается в задание на оценку. При оценке объекта в предположении изменения его текущего использования все затраты, необходимые для реализации альтернативного использования, подлежат обязательному учету.

23. При необходимости проведения исследований, требующих специальных знаний, обязательно привлечение отраслевых экспертов, обладающих такими знаниями. Оценщик обязан проинформировать заказчика о невозможности проведения оценки без привлечения отраслевых экспертов. Необходимость привлечения консультантов или экспертов указывается в задании на оценку.

V. Независимость мнения оценщика

24. Оценщик обязан сохранять независимость и объективность профессионального мнения в любых обстоятельствах.

25. Под угрозой независимости следует понимать ситуацию оказания давления субъективного характера на мнение оценщика, подразумевающее угрозу немотивированного отказа в приемке отчета, в выплате вознаграждения или установления зависимости его размера и сроков выплаты от результатов оценки. Размер и сроки вsплаты вознаграждения оценщику не могут каким-либо образом влиять на результат оценки.

26. При возникновении угрозы независимости и объективности мнения оценщика, оценщик обязан в письменной форме сообщить об этом всем сторонам договора. Если угроза независимости и объективности мнения оценщика не может быть устранена, оценщику следует отказаться от проведения оценки и проинформировать о причинах отказа стороны договора.

27. В процессе проведения оценки и приемки отчета возможны консультации оценщика как с заказчиком, так и с залогодержателем. Наличие мотивированных мнений любой из сторон относительно обоснованности и правомерности выводов и применяемых допущений, корректности используемой информации и иных вопросов, касающихся соблюдения оценщиком требований стандартов и задания на оценку, не создает угрозу независимости мнения оценщика и является частью обычного ведения дел.

VI. Специальные требования при оценке для целей залога

28. При определении ликвидационной стоимости в качестве фактора вынужденной продажи объекта и при выборе срока экспозиции следует рассматривать условия реализации объекта, соответствующие процедурам обращения взыскания на предмет залога, установленные действующим на дату оценки законодательством. На основе имеющейся информации об объекте оценки могут быть выбраны иные факторы вынужденной продажи и предполагаемые ограничения в сроке экспозиции объекта на открытом рынке. Такие факторы и ограничения подлежат обоснованию и в обязательном порядке указываются в отчете об оценке.

29. При оценке объектов предполагаемых к созданию или находящихся в процессе создания, при определении рыночной стоимости объектов в состоянии на дату оценки при отсутствии допущения об изменении использования объекта, в соответствие с условиями договора, может дополнительно определяться рыночная стоимость с учетом допущения о завершенности объекта на дату оценки.

30. Заказчик оценки либо залогодержатель вправе, по согласованию с оценщиком, включить в задание на оценку дополнительный объем исследований, предполагающий получение оценщиком дополнительных к упомянутым в настоящем стандарте результатам оценки расчетных величин, например, прогноз изменения стоимости объекта в будущем или размер затрат, необходимых при обращении взыскания на объект оценки. Расчетные величины и выводы по результатам дополнительных исследований включаются в отчет, но не рассматриваются как результат оценки в понимании требований «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)».

[1] Утвержден приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 256 (зарегистрирован в Минюсте России 22 августа 2007 г., регистрационный № 10040), в редакции приказа Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 509 (зарегистрирован в Минюсте России 7 декабря 2010 г., регистрационный № 19129).

[2]Утвержден приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255 (зарегистрирован в Минюсте России 23 августа 2007 г., регистрационный № 10045), в редакции приказа Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 509 (зарегистрирован в Минюсте России 7 декабря 2010 г., регистрационный № 19129).

[3]Утвержден приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 254 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 августа 2007 г., регистрационный № 10009).

[4] Утвержден приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. № 611.

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

www.ocenchik.ru

ФСО-9 Оценка для целей залога

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 1 июня 2015 г. № 327

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА ОЦЕНКИ «ОЦЕНКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ЗАЛОГА (ФСО № 9)»

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2006, № 31, ст. 3456; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 43; № 29, ст. 4291; 2014, № 30, ст. 4226) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт оценки «Оценка для целей залога (ФСО

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня вступления в силу приказов Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», от 20 мая 2015 г. № 298 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», от 20 мая 2015 г. № 299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)».

Утвержден приказом Минэкономразвития России

от 1 июня 2015 г. № 327

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ «ОЦЕНКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ЗАЛОГА (ФСО № 9)»

I. Общие положения

1. Настоящий Федеральный стандарт оценки разработан с учетом международных стандартов оценки и федеральных стандартов оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» (далее соответственно — ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО

№ 3), иных федеральных стандартов оценки, регулирующих оценку отдельных видов объектов оценки, утвержденных Минэкономразвития России, и определяет требования к проведению оценки объекта (далее также — имущество), являющегося предметом залога или планируемого к передаче в качестве обеспечения в виде залога по предполагаемым или существующим денежным обязательствам (далее — цели залога).

2. Настоящий Федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при оценке объектов оценки для целей залога, включая оценку для целей ипотечного кредитования. Настоящий Федеральный стандарт оценки развивает, дополняет и конкретизирует при оценке для целей залога требования, установленные ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3, иными федеральными стандартами оценки, регулирующими оценку отдельных видов объектов оценки, утвержденными Минэкономразвития России.

II. Объект оценки

3. Для целей настоящего Федерального стандарта оценки под объектом оценки понимаются объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте и залог которых не запрещен действующим законодательством Российской Федерации.

III. Общие требования к проведению оценки для целей залога

4. При заключении договора на проведение оценки для целей залога (далее — договор) заказчик может проинформировать оценщика о существующем или потенциальном залогодержателе. При наличии у залогодержателя общедоступных специальных требований, предъявляемых к оценке в целях залога, не противоречащих законодательству Российской Федерации и требованиям федеральных стандартов оценки, оценщик должен проинформировать заказчика о наличии таких специальных требований.

Оценщик учитывает данные специальные требования залогодержателя, если это оговаривается в задании на оценку.

5. Для целей настоящего Федерального стандарта оценки при определении стоимости в целях залога определяется рыночная стоимость. При наличии соответствующих требований в задании на оценку в дополнение к рыночной стоимости могут определяться инвестиционная и (или) ликвидационная стоимости.

6. При оценке имущества, связанного общим функциональным назначением (далее — комплекс имущества), необходимо проведение анализа возможности независимого функционирования и реализации имущества отдельно от иных активов, входящих в состав комплекса имущества.

7. При оценке имущества, являющегося частью комплекса имущества, исходя из допущения, что реализация данного имущества будет проводиться в составе комплекса имущества, стоимость объекта оценки определяется как часть в стоимости комплекса имущества, приходящаяся на оцениваемое имущество при реализации всего комплекса имущества. Данное допущение указывается в задании на оценку. Стоимость специализированного имущества, под которым для целей настоящего Федерального стандарта оценки понимается имущество, которое не может быть продано отдельно от всего комплекса имущества, частью которого оно является, в силу уникальности, обусловленной специализированным характером, назначением, конструкцией, конфигурацией, составом, размером, местоположением или другими свойствами (далее — специализированное имущество), определяется как часть в стоимости комплекса имущества.

8. Отчет об оценке должен содержать следующие дополнительные к указанным в ФСО № 3 результаты:

стоимость (стоимости) объекта оценки в соответствии с видами стоимости, предусмотренными пунктом 5 настоящего Федерального стандарта оценки;

иные расчетные величины, выводы и рекомендации, подготовленные оценщиком в соответствии с заданием на оценку.

Выводы о ликвидности объекта оценки в обязательном порядке указываются в отчете, но не рассматриваются как результат оценки.

9. В качестве характеристики ликвидности объекта оценки в отчете указывается типичный (расчетный) срок его рыночной экспозиции на открытом рынке, в течение которого он может быть реализован по рыночной стоимости. В случае оценки специализированного имущества как части комплекса имущества ликвидность такого имущества может быть определена как ликвидность комплекса имущества, составной частью которого оно является. Данное допущение указывается в задании на оценку и отчете об оценке.

При определении ликвидности объекта оценки оценщик должен обосновать сделанные выводы приведением результатов анализа существенных факторов, влияющих на ликвидность объекта.

10. Задание на оценку должно содержать следующую, дополнительную к указанной в ФСО № 1, а также в иных федеральных стандартах оценки, регулирующих оценку отдельных видов объектов оценки, утвержденных Минэкономразвития России, информацию:

особенности проведения осмотра объекта оценки либо основания, объективно препятствующие проведению осмотра объекта, если таковые существуют;

порядок и сроки предоставления заказчиком необходимых для проведения оценки материалов и информации;

необходимость привлечения отраслевых экспертов (специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями в вопросах, требующих анализа при проведении оценки). Если на этапе подготовки задания на оценку любой из сторон договора определена (выявлена) необходимость привлечения отраслевых экспертов, то такое условие должно быть включено в задание на оценку.

11. В задании на оценку заказчиком либо залогодержателем (если он является стороной по договору) по согласованию с оценщиком могут быть указаны иные дополнительные к указанным в пункте 8 настоящего Федерального стандарта оценки результатам оценки расчетные величины, в том числе:

прогноз изменения стоимости объекта оценки в будущем;

размер затрат, необходимых при обращении взыскания на объект оценки.

При этом указанные расчетные величины и выводы по результатам дополнительных исследований включаются в отчет, но не являются результатом оценки.

IV. Допущения при оценке для целей залога

12. Допущения, используемые при проведении оценки, должны быть согласованы всеми сторонами договора.

13. Допущения, применяемые в оценке в отношении перспектив развития объекта оценки, должны быть обоснованы рыночными данными и тенденциями. Использование прогнозных данных заказчика или собственника объекта оценки без проверки их осуществимости и соответствия независимым от заказчика рыночным данным не допускается.

14. При построении прогнозов на основе нескольких сценариев или аналитических данных целесообразно воздерживаться от использования наиболее оптимистичных прогнозов, приводящих к максимизации стоимости объекта оценки.

15. Все преимущества, существующие у собственника в отношении объекта оценки и условий владения и пользования объектом оценки, отличающиеся от рыночных условий, не могут учитываться при оценке для целей залога, если они не сохранятся бесспорно при переходе права собственности на объект оценки иному лицу.

16. Все обременения и обязательства, информация о которых имеется в свободном доступе и (или) представлена оценщику сторонами договора, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, должны учитываться при проведении оценки. Требования к учету влияния данных факторов на стоимость объекта оценки указываются в задании на оценку. В случае выявления обременений до момента подписания договора оценщик обязан проинформировать об этом стороны заключаемого договора, которые указываются в задании на оценку. В случае выявления обременений в процессе оценки оценщик обязан указать факт наличия обременений в отчете и учесть их в расчетах, в случае если иное не указано в задании на оценку.

17. Проведение оценки объекта оценки в предположении его использования не по текущему назначению подлежит обязательному согласованию со сторонами договора и включается в задание на оценку. При оценке объекта оценки в предположении изменения его текущего использования все затраты, необходимые для реализации альтернативного использования, подлежат обязательному учету.

18. При необходимости проведения при оценке для целей залога исследований, требующих специальных знаний, обязательно привлечение отраслевых экспертов, обладающих такими знаниями. Оценщик обязан проинформировать заказчика о невозможности проведения оценки без привлечения отраслевых экспертов. В этом случае необходимость привлечения таких отраслевых экспертов указывается в задании на оценку.

V. Специальные требования при оценке для целей залога

19. При определении ликвидационной стоимости в качестве фактора вынужденной продажи объекта оценки и при выборе срока экспозиции следует рассматривать условия реализации объекта оценки, соответствующие процедурам обращения взыскания на предмет залога, установленным действующим на дату оценки законодательством или предусмотренным договором. На основе имеющейся информации об объекте оценки могут быть выбраны иные факторы вынужденной продажи и предполагаемые допущения в сроке экспозиции объекта на открытом рынке. Такие факторы и допущения подлежат обоснованию и в обязательном порядке указываются в отчете об оценке.

20. При оценке объектов, предполагаемых к созданию или находящихся в процессе создания, при определении рыночной стоимости объектов в состоянии на дату оценки при отсутствии допущения об изменении использования объекта может в соответствии с условиями договора дополнительно определяться рыночная стоимость с учетом допущения о завершенности объекта на дату оценки.

VI. Заключительные положения

21. В случае расхождений между требованиями настоящего Федерального стандарта оценки с требованиями ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3 и других федеральных стандартов оценки, регулирующих оценку отдельных видов объектов оценки, утвержденных Минэкономразвития России, приоритет имеет настоящий Федеральный стандарт.

studfiles.net

Взаимодействие банков и оценщиков. Главные события 2015 года

25 декабря 2015

Взаимодействие банков и оценщиков всегда непростым, в частности из-за индивидуальных требований банков к отчетам об оценке. В 2015 году были сделаны важные шаги по улучшению качества этого взаимодействия: вступил в силу ФСО №9 «Оценка для целей залога», прошла крупная конференция по оценочной деятельности «Новые правила, новая практика», организованная комитетом по оценочной деятельности АРБ и группой компаний SRG, запущен краудсорсинговый проект Сбербанка «Сделаем взаимодействие оценщиков и банков лучше!», а также состоялась конференция «Проблемные активы в залоге: подходы к оценке при продаже», проведенная Подкомитетом по проблемам качества и развития оценочных услуг МТПП. Кроме того, в 2015 году Екатеринбурге открылось представительство Российского аукционного дома.

Принятие ФСО №9 «Оценка для целей залога»

Пожалуй, одно из главных событий уходящего 2015 года в сфере взаимодействия оценщиков и банков — принятие ФСО, регламентирующего оценку для целей залога.

Согласно Федеральному стандарту, для целей залога определяется рыночная стоимость объекта оценки, а инвестиционная и/или ликвидационная стоимости определяются, если такое требование прописано в задании на оценку.

Вопросы у оценочного сообщества возникли по нескольким пунктам Федерального Стандарта. В частности, оценщики обозначили необходимость внести изменения в пункты Стандарта, в которых прописаны требования составления бюджета расходов департамента банка на обращение взыскания, а также определения ликвидности залога.

Оценщик не может заранее определить структуру и размер расходов банка на обращение взыскания на определенные активы (п. 9, 11 ФСО-9), таккак невозможно в момент выдачи кредита определить, когда именно будет обращено взыскание на залог и спрогнозировать форму его продажи. Кроме того, определить ликвидность объекта оценки (п. 8 ФСО-9) оценщику будет очень трудно, учитывая всю сложность получения и идентификации информации, а также тот факт, что оценщик сам не участвует в процессе продажи залогов. Поэтому в данном разделе отчета об оценке должны указываться только существенные факторы, влияющие на ликвидность, и проводиться их анализ, поделилась мнением И.А. Вишневская, партнер Berkshire Advisory Group, член Экспертного совета НП СРО «ДСО», на IV Всероссийском оценочном форуме.

Оценщик может проанализировать существенные факторы, влияющие на ликвидность объекта, но не саму ликвидность (типичный срок экспозиции).

Оценщик не может и не должен прогнозировать расходы банка, которые возникнут в будущем при обращении взыскания на залог.

Что касается практики применения ФСО №9, можно сделать выводы, что благодаря внедрению этого Федерального стандарта взаимодействие банков и оценщиков улучшилось, но все равно осталось множество вопросов. А.Н. Кретов, начальник отдела работы с филиалами Управления по работе с залогами Западно-Уральского банка ПАО Сбербанк, в интервью порталу объяснил, что ФСО №9 упростил взаимодействие банков и оценщиков, однако многие нюансы в Стандарте не прописаны в силу его фундаментальности. Именно поэтому Сбербанк запустил краудсорсинговый проект, направленный на обсуждение узких мест и поиск решений по данным вопросам.

ФСО №9 упростил работу оценщиков с банками, но индивидуальные требования банков к отчетам остались, что вызывает определенные неудобства.

Проект Сбербанка «Сделаем взаимодействие оценщиков и банков лучше!»

В конце ноября Сбербанк запустил на своей площадке федеральный каудсорсинговый проект, направленный на улучшение качества взаимодействия банков и оценщиков. В рамках проекта обсуждаются вопросы взаимодействия, связанные исключительно с оценкой имущества юридических лиц.

На данный момент внесено более 200 предложений от 732 участников проекта. Каждый участник проекта может предложить свою идею или прокомментировать уже предложенную. Из обсуждений проекта на различных форумах можно сделать вывод, что часть оценщиков уже не верит в обсуждения новых проектов, в пример приводят, в частности, публичные обсуждения ФСО, которые не привели к существенным правкам стандартов. Несмотря на определенную долю скептицизма в оценочном сообществе, многие оценщики достаточно активно обсуждают и предлагают идеи по улучшению взаимодействия с банками. Однако банковское сообщество проявляет меньшую инициативу, отметили авторы проекта А.Н. Кретов и Е.В. Щеглов в своем интервью порталу estimatica.info. Результаты проекта будут объявлены уже в начале нового 2016 года.

Оценщики участвуют в проекте намного активнее, чем банки.

VI Международная конференция по оценочной деятельности «Новые правила, новая практика»

Организаторы: комитет по оценочной деятельности Ассоциации российских банков и группа компаний SRG. Конференция состоялась 8-9 октября 2015 г. в Москве, в отеле «HolidayInn Sokolniki».

Анатолий Милюков, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков, назвал мероприятие крупнейшим в оценочной отрасли страны. В конференции приняли участие не только оценщики, банки и потребители оценочных услуг, но и представители государственных органов. Более 200 участников обсудили главные изменения в оценочной деятельности и перспективы развития российского рынка оценки, обменялись практическими советами.

Активно обсуждался вопрос применения электронного стандарта отчета об оценке, возможность внедрения которого вызывает большие опасения у оценочного сообщества.

«Представители трех крупнейших банков — Сбербанк, ВТБ24, Газпромбанк – оказались практически единодушны во мнении, что переход на электронный стандарт отчета – это решенный вопрос, который будет реализован в ближайшие год-два», — поделился мнением Максим Русаков, партнер группы компаний SRG.


Конференция и семинар-тренинг на тему: «Проблемные активы в залоге: подходы к оценке при продаже»

Мероприятие провел Комитет Московской Торгово-Промышленной Палаты по проблемам качества и развития деловых услуг в лице Подкомитета по проблемам качества и развития оценочных услуг 28-29 мая 2015 года.

Первая дискуссионная площадка была посвящена регулированию оценочной длительности и практике применения регуляторных норм на примере взаимодействия оценщиков, экспертов и банков с государством и муниципалитетами по вопросам пересмотра кадастровой стоимости земельных участков, а также ОКС. Во второй части обсуждались практические вопросы работы с проблемными активами на разных стадиях и степени их проблемности.

Российский аукционный дом появился на Урале

В конце марта 2015 года в Уральском регионе начало работу представительство ОАО «Российский аукционный дом» («РАД»). Российский аукционный дом представляет собой аукционную площадку, которая функционирует на всероссийском уровне. Российский аукционный дом был создан в 2010 году по инициативе Правительства РФ на основании распоряжения от 19.08.2009 № 1186-р для внедрения института публичных продаж. После создания центрального офиса в Санкт-Петербурге шло постепенное увеличение количества филиалов и представительств Российского аукционного дома в Москве и крупнейших городах регионов.

Банкам эта площадка интересна, в первую очередь, как средство реализации залогов по невыплаченным кредитам.

«Если клиент переходит в категорию проблемных, и после всех процедур внесудебного урегулирования и переговоров Банк понимает, что вернуть предоставленный проблемному заемщику кредит не получается никакими иными методами, кроме как путем обращения взыскания на объект залога, то до продажи объекта залога следует длительная процедура обращения взыскания (обычно через суд и с обязательной рыночной оценкой). Только после этого Банк будет этот актив продавать.

О форме продажи – заниматься сделкой самостоятельно или через аукционный дом, принимает решение Банк. Поскольку деятельность по продаже имущества не профильная для сотрудников банка, наиболее эффективно организовать процесс продажи через специализированные аукционные дома и площадки. В данном случае Российский аукционный дом — наиболее известная и активная организация, которая занимается организацией торгов имущества Банков, имущества по процедурам банкротства, военного и прочего имущества», — объяснила Ирина Вишневская, генеральный директор «Беркшир Адвайзори Групп».

Пресс-секретарь ВТБ24 (ПАО) Андрей Бочаров отметил, что Банк может выбрать любую площадку для проведения электронных торгов по залоговому имуществу.

«Выбор площадки не подпадает под действие каких-либо законов, в том числе о закупках. Теоретически, банк может экспонировать имущество и на площадке РАД. Решением правления, электронные торги по залоговому имуществу ВТБ24 пройдут на площадке АО «Единая электронная торговая площадка» (АО «ЕЭТП»)».

Реализовать активы компании, потерпевшей банкротство, в соответствии с законодательством можно только через торги посредством электронного аукциона по продаже активов. Кроме того, форма аукциона часто используется при приватизации государственного и муниципального имущества, а также имущества субъектов федерации. Прочитать подробнее о Российском аукционном доме и о том, как можно продать свои активы через аукцион, можно в интервью руководителя представительства «РАД» в Уральском регионе Александра Казимирского.

Анализ реестра объектов в разделе «залоговое имущество» на площадке Российского аукционного дома показал, что из организаторов торгов эту электронную площадку наиболее активно использует ГК АСВ — Агентство по страхованию вкладов (5972 лота). ГК АСВ выполняет функции конкурсного управляющего несостоятельных банков. На втором месте по количеству лотов в разделе «залоговое имущество» находятся банки (1722 лота). На третьем — Агентство финансирования жилищного строительства (968 лота). Среди банков наиболее активно использует площадку Сбербанк (1561 лот). Среди других банков ВТБ24, Московский Индустриальный банк, МДМ Банк, НБД-Банк, УБРиР, Северная Венеция, Ханты-Мансийский банк, Банк Возрождение и другие. От них выставлен 161 лот.


Статью подготовила Наталья Ничкова.

www.estimatica.info

Популярное:

  • 732 приказ Приказ МВД России от 21 сентября 2017 г. N 732 "О свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу" Приказ МВД России от 21 сентября 2017 г. N 732"О свидетельстве о […]
  • Изменение в приказ мвд 1065 Приказ МВД России от 28 июня 2016 г. № 348 “О внесении изменений в приказ МВД России от 30 ноября 2012 г. № 1065 “О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы […]
  • Законом о гражданстве 2002 г Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ"О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 […]
  • Закон о защите конкуренции 2006 г Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции" С изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2007 г., 29 […]
  • Закон о вступлении жилищного кодекса в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ"О введении в действие Жилищного […]
  • Федеральный закон от 27072010 208-фз Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ"О консолидированной финансовой отчетности" С изменениями и […]
  • Приказ минздрав 706 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения и социального […]
  • Закон 323 ст 20 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в […]