Статьи русской правды о преступлении и наказании

научная статья по теме Взгляды на наказание в диссертационных исследованиях по уголовному праву университетов Российской империи: краткий обзор Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Взгляды на наказание в диссертационных исследованиях по уголовному праву университетов Российской империи: краткий обзор»

ВЗГЛЯДЫ НА НАКАЗАНИЕ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: КРАТКИЙ ОБЗОР

A.Н. Якушев, профессор кафедры юриспруденции Черноморской гуманитарной академии, доктор исторических наук, кандидат юридических и педагогических наук, профессор

B.Е. Лоба, исполняющий обязанности начальника управления научных исследований Армавирского государственного педагогического университета

Данная статья рассматривает эволюцию взглядов на наказание в диссертационных исследованиях российских юристов. За основу взяты исследования Московского, Санкт-Петербургского, Киевского, Харьковского университетов.

Ключевые слова: наказание, диссертационные исследования, университеты, Российская империя.

В ряде высших педагогических учебных заведений России ведется обучение по программе «Учитель права». В связи с очевидной новизной этой специальности в процессе обучения у преподавателей и студентов могут возникать определенные трудности в усвоении дисциплин уголовно-правовой направленности. Предлагаемая же вниманию статья ставит своей целью в самом сжатом виде просмотреть взгляды на содержание такого важнейшего института уголовного права как наказание в диссертационных исследованиях по уголовному праву университетов Российской империи. Небезосновательно также полагаем, что наша работа может послужить своеобразным ориентиром преподавателям при разработке лекций, семинаров, спецкурсов и курсов по выбору, а студентам — при написании курсовых и дипломных работ.

Со времен окончания родового строя на всех исторических этапах государство является существенной необходимостью. А любое государство заинтересовано в упрочении установленных в нем общественных отношений. Для этой цели оно издает определенные законы, которые бы наказывали виновных в нарушении данных общественных отношений. Этим целям служат и уголовные законы, которые содержат и соответствующие меры наказания за совершение тех деяний, которые признаются общественно опасными.

А.Н. Попов (1820-1877) одним из первых попытался раскрыть содержание наказания на примере такого памятника древнерусского светского права как Русская Правда («Правда Рось-кая», «Правда Русьская»). Так, в 1841 г. в Московском университете он защищает диссертацию на тему: «Русская Правда в отношении к уголовному праву» [1].

Основную мысль этой работы в рамках обозначенной нами темы статьи можно выразить следующим образом: постановления Русской Правды отражают переход от частного к государственному пониманию преступления и наказания. Одновременно мы констатируем, что роль диссертанта сводится лишь к толкованию определенных постановлений этого древнерусского памятника права, без теоретического рассмотрения наказания как правового последствия совершенного преступления и единственного средства воздействия на преступника.

Нельзя обойти вниманием и защищенную Ф.Ф. Деппом (1824-1866) в 1849 г. в Санкт- Петербургском университете магистерскую диссертацию на тему: «О наказаниях, существовавших в России до царя Алексея Михайловича» [2]. Критический анализ работы позволяет утверждать, что диссертант видит в нашем праве проявление обычаев или самостоятельно зародившихся, или воспринятых у германцев на почве одинаковых условий социального быта. А в суммарном плане порождает мысль, что Ф.Ф. Депп занят лишь изложением имеющихся у него данных из истории отечественных наказаний.

В 1857 г. в Московском университете А.М. Богдановский (1821-1877) защищает магистерскую диссертацию: «Развитие понятий о преступлении и наказании в русском праве до Петра Великого». Относительно наказания диссертант сформулировал общие и частные положения. Согласно первым: «1. Развитие понятий о преступлении и о наказании в истории русского права идет рука об руку с развитием госу-

дарственного начала на Руси. 2. Главным началом, содействовавшим развитию этих понятий, мы должны принять внутреннее органическое возрастание самого общества, народа от состояния непосредственности к более или менее развитому юридическому быту. 3. Вспо-могающее влияние при развитии истинных понятий о преступлении и наказании в древней России оказывали, с одной стороны — греко-римское право, заключающееся в Кормчей, и вообще византийские и христианские понятия церкви и духовенства, а с другой уже гораздо позднее — законные книги западной России (Статуты). 5. Каких-либо заимствований из германского права даже в древнейший период нашей истории мы не можем признать.». Согласно вторым: «6. Идея наказания является в истории нашего права первоначально в форме мести, потом — денежного расплачивания и наконец переходит в форму публичного и вместе личного наказания. 7. Денежные пени первоначально не имеют карательного характера: это простые сделки между частными лицами о вознаграждении за обиды. 8. Мало-помалу за известные преступные действия князь начинает получать с преступника исключительно в свою пользу так называемую продажу, как штраф, как наказание за нарушение общего мира и покоя. 9. В последующее за Русской Правдой время виры и продажи означают исключительно известного рода плат князю. 10. Денежные пени, составлявшие до Судебников преобладающую форму наказания, в Судебниках и последующем законодательстве переходят в простые судебные пошлины, которые сопровождают поч-

ти всякое личное наказание («а судье его продати»). 11. Зародыш системы публичных и личных наказаний мы можем видеть в потоке и разграблении. 12. Личные казни, которые совершали князья над тем или другим ослушником своей воли. должны быть рассматриваемы, как последствия мести княжеской, а не правосудия уголовно-го. 13. Судебники представляют нам переходное состояние от произвольной расправы князя с преступником к точному определению посредством закона случаев, когда известное действие должно быть в общем интересе наказано. В период Уложения только в случаях государственных преступлений заметен такой произвол в наказаниях» [3]. В связи с таким пониманием совершенно очевидно, что автор, пытаясь уяснить процесс возникновения уголовно-правовых идей допетровской эпохи, руководствовался лишь источниками, которые только отчасти являлись отражением нашего старого обычного брака.

П.Д. Колосовский (1834-1902) в 1857 г. в Московском университете защищает магистерскую диссертацию на тему: «Очерк исторического развития преступлений против жизни и здоровья» [4]. Исследуемый вопрос он условно разделил на три периода, где определенные исторические тенденции сказались на содержании наказания. Так, рассматривая наказания первого периода (до сентября 1497 г., до издания Судебника Иоанна III), диссертант отмечает «частный» характер наказаний за преступления в период, предшествующий государственному. С изгнанием кровной мести наказание

получает новую форму. «Наказание это действительно носит на себе более мягкий характер, но тем не менее не изменяет своего прежнего существа; все преступления переводятся на деньги и в случае совершения вознаграждаются известным количеством платы» (с. 7071). Иначе дело обстоит с наказаниями второго периода (до 29 января 1649 г., до издания Уложения царя Алексея Михайловича). В диссертации отмечается, что уже Судебник Иоанна III, в статье «О татьбе», не видит в смертоубийстве исключительного оскорбления тех или иных индивидов, «но высказывает вместе с тем, что такое преступление касается и государства — оскорбляет его права. Поэтому преступления против жизни получают теперь общественный характер, преследуются в интересе государственном». Подобный подход к преступлению отразился и на наказании: теперь виновные вместо виры подвергаются смертной казни (с. 118). Вопрос о наказаниях третьего периода (до 30 марта 1716 г., до издания Воинского Устава Петра Великого) предваряется мыслью, что «расширив круг своего ведомства, государственное начало обхватывает много новых преступлений, которые наконец все под общим именем уголовных не оставляются без суда даже и в том случае, когда лицо, ближайшим образом оскорбленное, не только отказывается от преследования, но даже прямо желает оставить их в покое» (с. 273-274). Конечно, с теоретической точки зрения тут есть обширный материал для дискуссии, но, говоря о значении этой работы, то мы склоняемся к общему выводу, что в ней П.Д. Колосовский пытался проследить

общие тенденции в процессе развития допетровского уголовного права.

22 декабря 1888 г. В.Д. Спасович (1829-1908) в Санкт-Петербургском университете защищает докторскую диссертацию на тему: «Учебник уголовного права», первый том которой был посвящён общей части отечественного уголовного права [5]. По его мнению, «наказаниями называются те насильственные, стеснительные меры, которые государство употребляет, в крайнем случае, при недостаточности всех других средств, в отношении к нарушителям общественного законного порядка, для охранения закона положительного. Закон положительный охраняется уголовными мерами двояко: или посредством исключения из общежития тех, которые должны быть сочтены непримиримыми врагами общественного порядка, или посредством испытания и примирения с обществом тех, которые не совсем испорчены, подают надежду на исправление и потому могут быть опять введены в среду общежития. Таким образом наказание имеет главную цель: обезоружение преступника, которой оно достигает двумя путями: или отнятием у него физической возможности вредить, или отнятием у него решимости вредить; и так оно должно иметь следующие два свойства: оно должно быть обеспечительно для общества и исправительно для преступника» (с. 179). И далее вполне логичной видится позиция автора: «Так как наказание обусловливается преступлением и оправдывается только крайнею необходимостью обезоружить преступника и притом только одного преступника, то оно должно быть личное, т.е. не долж-

но по возможности касаться ни одного из неучаствующих в преступлении лиц, даже самых близких к преступнику. Так как наказание соразмеряется с испорченностью злой воли и со свойством вины, вина же может быть до бесконечности различна, то наказание должно быть как можно более делимо, так, чтобы его можно б

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

naukarus.com

Преступление и наказание в «Псковской Судной грамоте»

МОУ « Милицейско — правовой лицей»

по отечественной истории

Тема « Преступление и наказание

в «Псковской Судной грамоте».

Ученицы 11 класса

Глава 1 «Источники «Псковской Судной грамоты»

1.1 История открытия и публикации «Псковской Судной грамоты»

1.2 Почему грамота названа Псковской

1.3 Структура «Псковской Судной грамоты»

Глава 2 «Историография»

2.1 Дореволюционный этап развития историографии

2.2 Современный этап развития историографии

Глава 3 « История телесных наказаний в России»

3.1 История телесных наказаний в России

3.2 История пыток в России

Глава 4 «Преступление и наказание в «Псковской Судной грамоте»

4.1 Уголовные преступления

4.2 Имущественные сделки и имущественные преступления

4.4 Правовое положение наймита

4.5 Особенности отношений изорника и его государя

Глава 5 «Судопроизводство в «Псковской Судной грамоте»

5.1 Псковской вече – судебный и законодательный орган

5.5 Церковный суд

Список использованных источников и литературы

Период Х1У – ХУ в.в. – время бурного развития феодальных отношений в Псковской феодальной республике.

Согласно « Философскому энциклопедическому словарю»

Феодализм- система экономических, социальных и политико-правовых отношений, характеризующихся следующими признаками:

условное право собственности на землю

наличие феодальной иерархии, юридически неравных и социально замкнутых сословий.

В этот период происходит формирование основных классов феодального общества: феодалов и феодально зависимого крестьянства. Закрепляются привилегии феодалов и зависимость эксплуатируемых слоев населения. Создается феодальное право – право землевладельца (феодала) владеть землей (феодом) и передавать её по наследству.

Феодальное право постепенно вытесняет нормы обычного права. Но отпечатки обычного права заметны не только в «Русской Правде», «Псковской Судной грамоте», но и в общерусских судебниках.

В первой половине Х1У в. складывались основные черты Псковской феодальной республике, просуществовавшей с 40-х гг. Х1У в. по 1510 г. «Псковскую Судную грамоту», принятую на Псковском вече, исследователи называют «Псковской правдой». Она повлияла на общерусское законодательство (Судебник Ивана 111. 1497 г.)

Глава1 «Источники «Псковской Судной грамоты»

1.1 История открытия и публикации «Псковской Судной грамоты»

Само заглавие «Псковской Судной грамоты» гласит: «Сия грамота выписана из великого князя Александровы грамоты и из княж Константиновы грамоты». По мнению Ю.Г. Алексеева, одного из современных исследователей «Псковской Судной грамоты», речь идет об Александре Невском, о чем свидетельствуют следующие аргументы:

1. из всех князей по имени Александр, связанных с Псковом, только Александр Невский был Великим князем;

2. по стилю грамота отличается от документов Х1У – ХУ в в.;

3. изображения на печати, скреплявшей грамоту Александра, характерны для печатей Александра Невского.

«Псковская Судная грамота» (далее ПСГ) является «прямой наследницей « Русской Правды» – утверждал Ю.Г. Алексеев. Грамота опиралась на фундамент русского феодального права, заложенный «Русской Правдой» и освещала вопросы, не вошедшие в Правду. Но она и корректировала уже решенные Правдой вопросы в соответствии с местными условиями правопорядка.

Одним из первых исследователей ПСГ был Н. М. Карамзин. В У-ом томе его «Истории государства Российского» был опубликован отрывок грамоты, состоящий из 10 последовательных статей ( ст. 109 – 120 кроме пропущенной 112 –ой статьи). Этот отрывок не имел начального листа ( в 1-ой статье которого говорилось о происхождении грамоты), т. к. автор предположил, что «сия грамота есть только отрывок или прибавление к иным уставам».

Профессор лицея в Одессе Мурзакевич в библиотеке князя Воронцова нашел среди рукописей полный текст ПСГ, который опубликовал в 1847 г. Грамота напечатана слово в слово, написанные переписчиком слитно слова разделены по смыслу, расставлены знаки препинания.

В основу деления ПСГ на статьи у Мурзакевича положен принцип выделения логически законченных грамматических конструкций. Начало и конец статьи определяются логически.

В 1893 г. вышла в свет книга Я. Северцова «Памятники древнерусского законодательства», где опубликован текст ПСГ по Мурзакевичу. В конце книги помещен словарь слов, требующих пояснения, дано толкование использованных автором юридических терминов.

По мнению Ю.Г. Алексеева, «логическое осмысление текста грамоты издателями Х1Х в. может не совпадать с пониманием этого текста его современниками и составителями. Мнение последних первостепенно важно для издателя и исследователя и не может игнорироваться ими».

1.2 Почему грамота названа Псковской

Как указано в заголовке грамоты, она выписана из княжеских грамот и « из всех приписков псковских пошлин… всем Псковом на вечи …». Но даже если бы заголовок не сохранился в силу исторических причин или ветхости документа территориальная принадлежность грамоты не вызывала бы сомнений.

Многие статьи указывают на место, где происходили судебные тяжбы или возникали законодательные вопросы – это Псков: «кто с кем побьется во Пскове», «хотети Пскову добра» и т. д.

В грамоте также упоминается о жителях города: « селянин псковитин», «псковитину послать». Учитывая, что грамота проникнута духом вечевого законодательства, что в ней имеются языковые особенности, присущие только Псковской феодальной республике, принадлежность грамоты Пскову не вызывает сомнений.

Таким образом, дошедший до нас вариант ПСГ надолго стал основным юридическим документом вечевого города.

1.3 Структура «Псковской Судной грамоты»

Общепринятое деление ПСГ на 120 статей опирается на заглавные буквы – инициалы, написанные киноварью. Статьи грамоты распадаются на 3 части:

1 часть (ст. 1-50) – характеризуется систематизированным текстом, т. е. сведенным в тематические разделы

11 часть (ст. 51 – 98) – характеризуется тем, что тематические разделы, занимающие три четверти общего числа статей этой части, нередко возвращаются к сходным сюжетам и постоянно перебиваются самостоятельными статьями.

В 111 части (ст. 99 – 120) – полностью господствуют несистематизированные статьи.

Как мы видим, степень систематизации грамоты убывает по мере приближения к концу документа. Эта особенность – специфическое свойство ПСГ.

Глава 2 «Историография»

Юридические вопросы о преступлении и наказании составляют один из важных аспектов изучения истории России. Всю российскую историографию можно разделить на 2 этапа: дореволюционный этап и советский (современный) этапы развития историографии.

2.1 Дореволюционный этап развития историографии

В этот период изучение вопросов о преступлении и наказании связано в основном с публикацией и комментированием найденных документов.

Н.М. Карамзин при написании «Истории государства Российского» в собрании Московской Синодальной библиотеки обнаружил «Уваровскую летопись», написанную в середине ХУ1 века. Рукопись начиналась с отрывка из ПСГ (ст. 109 – 120 кроме 112 –ой статьи). Этот отрывок Карамзин поместил в У-ом томе его «Истории…», впервые ознакомив историков, занимающихся старинным русским законодательством, с местным псковским судопроизводством.

Определяя место ПСГ, автор утверждает, что Русская Правда «знает только кровную месть и денежную систему выкупа».

Профессор Мурзакевич в 1843 г. нашел текст ПСГ в библиотеке князя Воронцова, а издал его в 1847 г. В предисловии профессор писал: « Грамота отыскана в «Сборнике», писанном в лист, на бумаге, которая, по имеющемуся в листах фабричному клейму, может быть отнесена к 1638 г.».

В 1871 г. была издана «Хрестоматия по истории Русского права» профессора Владимирского – Буданова. Там была опубликована полная дошедшая до нас ПСГ (по Мурзакевичу), а также ценные замечания, поясняющие как правильность чтения текста, так и гражданскую обстановку в Пскове времен появления грамоты.

В 1893 г. Северцов издал свою книгу «Памятники древнерусского законодательства», включавшую ПСГ по списку Мурзакевича и словарь, поясняющий все приведенные в книге юридические термины.

Таким образом, ПСГ – это новый этап в развитии вопроса о результатах преступлений и форме наказаний.

2.2 Современный этап развития историографии

Интерес историков к вопросам о преступлении и наказании возрос с новой силой в годы советской власти и продолжает расти в настоящее время. Эти вопросы рассматриваются как в связи с исследованием отдельных юридических памятников, так и в связи с изучением истории государства и права в целом.

Ю.Г. Алексеев в своей книге «Псковская Судная грамота» и её время», проанализировав уголовные статьи ПСГ, пришел к выводу о том, что «развитие преступности в условиях феодального строя определяется… ростом социального и имущественного неравенства, процессом ослабления и распада старых общинных связей».

Сравнив ПСГ и «Русскую Правду» автор выявил основное отличие документов в вопросе о разбое. ПСГ заменяет «поток и разграбление» высокой денежной компенсацией – это говорит, по мнению Алексеева, о новом этапе развития социальных отношений.

Таким образом, можно сказать, что «Если Правда в своих уголовных статьях подходит к людям с позиций князя, то ПСГ рассматривает уголовные казусы внутри самой общины, между самими людьми, не противопоставляя никого этим людям».

Основные итоги изучения вопроса о преступлении и наказании были отражены в учебных курсах. В учебнике Ю.П. Титова и др. «История государства и права России» дается следующее определение: « Преступление в ПСГ — нанесение морального ( материального) ущерба лицам и причинение вреда государству». Там же говорится и о том, что в Пскове применялись денежные штрафы и смертная казнь.

Подобное толкование определения преступления в ПСГ дает и Исаев в «Истории государства и права России». Он же указывает на то, что «высшая мера наказания по Русской Правде поток и разграбление Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) в рабство».4

Ю.Г. Алексеев в книге «Псковская Судная грамота». Текст. Комментарий. Исследование.» пишет, что ПСГ — один из важнейших источников истории русского права, т. к. « грамота освещает такие стороны русской жизни Х1У – ХУ в в., какие не отразились ни в одном другом памятнике».1

Из всего сказанного можно сделать вывод: вопросы о преступлении и наказании в русском праве одинаково глубоко интересовали и продолжают волновать как исследователей Х1Х века, так и наших современников.

Глава 3 «История телесных наказаний в России»

3.1 История телесных наказаний в России

Несомненно, что для современного читателя история телесных наказаний интересна и поучительна. Черты варварства, жестокости, душевной развращенности, присущие любой нации, в том числе и русскому народу, четко прослеживаются в телесных наказаниях – мерах устрашения и принуждения.

Возможность телесно наказывать превращалась на Руси нередко в настоящую страсть к истязанию, находящую себе полное объяснение лишь в планомерной истории развития телесных наказаний в России.

Телесные наказания появились на Руси в глубокой древности вместе с возвышением власти киевских князей. Правда, многие доказывают, что широкие карательные меры уголовного права заимствованы от татар и что до монгольского нашествия телесных наказаний на Руси не было. Например, Карамзин утверждает, что законодательный сборник Х11 – Х111 вв. – «Русская Правда» знает только кровную месть и денежную систему выкупа. Единственным наказанием, налагаемым князем вместо штрафа, было « поток или разграбление», что означает изгнание, отдачу в рабство, выдачу народу. «Русская Правда» прямо запрещает телесные наказания: «если кто кого ударит без княжего слова, за ту муку 80 гривен.» Слова «поток или разграбление» означали не только изгнание и др., так назывались и телесные наказания, т. к. в некоторых списках «Русской Правды» « на поток» заменено словами «на бой».

С принятием христианства распространению телесных наказаний на Руси начало способствовать греческое духовенство. Самые тяжкие преступления были подсудны в древности церковным судам, как то: оскорбление делом женщины, поджег, кровосмешение с сестрой и др.

Телесные наказания в Киевской Руси были рабьими наказаниями. По «Русской Правде», холоп – вещь, полная собственность господина, который может делать с ним все, что хочет.

Начиная с Х111 в. все чаще назначается телесное наказание. В ПСГ указано: за татьбу (кражу) посадить виновного на дыбу и взять штраф.2

Самый распространенный вид наказания – битье кнутом на торговой площади. Членовредительные наказания (урезание ушей, языка, клеймение) выполняли функцию устрашения и выделения преступника из толпы.

Таким образом, проследив историю телесных наказаний в России, можно сказать о том, что с течением времени формы телесных наказаний ужесточались. Все телесные наказания служили методом выделения преступника из толпы и методом устрашения.

3.2 История пыток в России

Пытки как меры предшествующие наказанию, широко применялись во все времена. Впервые о пытках говорится в судебнике Ивана 111 (1497 г.): применить их можно было только по делам о татьбе с поличным, разбое, душегубстве, поджоге и др.

Пыткам подвергались «лихие люди» на « повальном обыске» (т. е. те лица, которых население города во время специального расследования признало опасными преступниками); крестьяне и холопы, обвиненные своими хозяевами в татьбе или разбое; лица, пойманные с поличным на месте преступления не в первый раз; бродяги, оговоренные в разбое и татьбе.

В 1556 году при Иване Грозном книга Разбойного приказа распространила применение пытки на всех людей, приведенных с поличным и «лихих людей».

В ХУ1 – ХУ11 вв. пытки производились палачами, под «пыточными башнями» и «в застенках», показания обвиняемых записывались дьяками. Тяжесть пыток зависела от тяжести обвинения, но в любом случае обвиняемый подвергался не более чем трем пыткам с недельными промежутками. От признания, данного на пытке, впоследствии можно было отказаться и добиться освобождения, если обвиняемый перенесет новые пытки. В ХУ111 в. такой отказ от признания уже не принимался во внимание.

Наиболее популярными были дыба и пытка огнем. Иногда применялась так называемая стряска: к ногам подвешенного на дыбу привязывали бревно, а потом несколько раз встряхивали. Пытка огнем состояла в жжении спины горящим веником.

Воинский артикул 1716 г. принятый при Петре 1, разрешал применять пытки только в очевидных преступлениях и в важных делах. За злоупотребление пыткой судья мог быть строго наказан и даже казнен. От пыток освобождались дворяне, лица старше 70 лет, недоросли, беременные женщины, «но это не распространялось на обвиненных в убийстве и государственном преступлении, тем более что и вообще запреты на пытки часто нарушались: например, Екатерина 11 выступали против пыток, однако, при подавлении пугачевского восстания 1773 – 1775 гг. пытки широко применялись.»

В Х1Х веке пытки применялись в провинции (особенно помещиками в отношении своих крестьян). А в 1847 г. в Костроме были подвергнуты жестоким истязаниям обвиняемые в поджоге ссыльные поляки.

В ХХ же веке пытки не исчезли, они видоизменились. В СССР после Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., когда военнопленные и увезенные фашистами на работы в Европу возвращались домой, создавались специальные лагеря, куда ссылались политические преступники и неугодные МВД СССР простые граждане. Все подобные лагеря носили общее название ГУЛАГ. Попадая туда, люди в большинстве своем гибли от невыносимых издевательств и пыток следователей. Семьи заключенных, часто ни в чем не повинных людей, тоже страдали. Все ужасы лагерей описаны в книге А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», проведшего там 11 лет.

Из этой книги мы узнаем, что перед допросом применялось психологическое давление (запугивание, унижение, ложь и т. д.), а во время допроса и после него людей заставляли стоять на коленях, не давали пить, мучили бессонницей по 3 –5 суток… Можно перечислять до бесконечности, но этот факт – драматическая страница истории нашей страны. Солженицын говорит о том, что обычные граждане не замечали исчезновения таких людей и не задумывались об их несчастных судьбах.

Таких, как Солженицын, было мало. Поэтому советские люди ничего не знали о существовании ГУЛАГа. Только начиная с 1990 –х гг. широкий круг читателей смог узнать всю правду о прошлом своей страны.

Подводя итог всему сказанному, можно отметить, что в России на протяжении столетий страсть к пыткам и к телесным наказаниям не угасла. Хотя общество стало более цивилизованным, но страх и тяга к «бою» остались в душах русских людей надолго.

Глава 4 «Преступление и наказание в «Псковской Судной грамоте»

Главными в «Псковской Судной грамоте» являются такие юридические вопросы как преступление и наказание.

В современном юридическом учебнике эти определения звучат так:

в ст. 14 УК РФ преступление определяется как виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

ст. 43 УК РФ: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».

К преступлениям ПСГ относит причинение ущерба не только частным лицам, но и государству.

Виды преступлений по ПСГ:

преступление против государства (измена)

преступление против судебных органов (взятка судье)

посягательство на имущество (татьба)

преступление против личности (побои и «бой»)

В качестве наказаний в Пскове применялись денежные штрафы и смертная казнь – высшая мера наказания.

4.1 Уголовные преступления

Тягчайшие преступления, которые знает ПСГ, указаны в ст. 7: «А кримскому татю и коневому, и переветнику и зажигалнику тем живота не дати».1 «Кримский тать» — это вор, совершивший кражу в Кремле, где хранилась казна, государственные акты и др. Это похититель, покушившийся на государственное достояние. Такой преступник приравнивается в грамоте к «переветнику» — перебежчику на сторону врага, государственному изменнику. Приравнивается к ним и «зажигалник» — человек, умышленно совершивший поджог в Пскове, вызвавший своим действием одно из самых страшных бедствий для средневекового города.

«Казна государственный архив – хранилище псковских «пошлин», исторические реликвии и гробницы псковских святых в Троицком соборе, наконец, имущество псковичей в клетях под защитой Святой Троицы – вот что оберегалось на Крому и вот почему кража здесь была святотатством и жестоко каралась.» Особое внимание в грамоте уделено «коневому татю» (конокраду) как наиболее опасному татю средневекового города.

Все они наказываются «потоком и разграблением» — лишением гражданских и политических прав: изгнанием, отдачей в рабство, выдачей народу.

Вторая часть ст. 1 ПСГ относит к суду княжему разбой, наход и грабеж. В ст. 1 разбой приравнивается к грабежу к бою и грабежу, т. е. К злостному избиению, но без убийства, сопровождаемому насильственным отнятием имущества. ПСГ назначает за разбой 70 гривен – компенсацию потерпевшему, не связанную с размером материального ущерба.

К тягчайшим преступлениям людей друг против друга относятся наряду с разбоем наход и грабеж. Наход – вооруженное нападение на чужую землю с целью её захвата (присвоения). Для того, чтобы появилась возможность такого преступления, необходимо прежде всего наличие достаточно развитой и ограниченной земельной собственности.

В отличие от находа бой – это преступление против личности «человека». Бой рассматривается и как отдельное преступление, и в сочетании с грабежом. Статья 20 ПСГ говорит о том, что процесс о бое или грабеже начинается с допроса послуха (свидетеля), которого выставляет истец, с целью установить степень осведомленности послуха о конкретных обстоятельствах разбираемого дела.2 Истец во время допроса должен ссылаться на тех людей, которым он сразу же сообщил о преступлении. После этого слово предоставляется послуху. Если он подтвердит версию истца, то обвиняемый может либо вступить в поединок с послухом, либо признать себя виновным: возвратить награбленное и выплатить штраф – продажу. Если послух « не станет на суд или, став на суде не договорит в ты ж речи, или переговорит» — истец проиграл процесс (ст. 22).

В поединке с послухом ответчик может не признать авторитета послуха, выставленного истцом – тогда вопрос о правомочности послуха решает суд (ст. 23). Таким образом, послух – решающая фигура уголовного процесса.

В случае публичного избиения без грабежа (ст. 27) не требуется послуха, достаточно, чтобы очевидцы заявили о происшедшем. Виновник выдается «битому человеку» и платит князю продажу. Качество этого преступления и наказание за него не зависят от степени тяжести причиненных телесных повреждений.

В деле о тягчайшем оскорблении действием — повреждении бороды ( ст. 117) бой послуха с обидчиком решает судьбу иск: «послух изнеможет – ино за бороду присудить два рубля, и за бои». Этот штраф – самое высокое денежное взыскание. Это свидетельствует о том, что во времена ПФР сохранилось высокое представление о чести человека. Еще примечательно то, что наказание за оскорбление в ПСГ не зависит от социального положения оскорбленного.

В ст. 120 речь идет о драке участников пира или о свалке на улице (торгу). Такая драка вызывает вмешательство властей и суд только по жалобе потерпевших. Драка «на пиру», «у торгу» может закончится полюбовным соглашением. На суде по этому делу решающее значение имеют показания прямых свидетелей происшествия.

Если дело было на улице или на торгу – свидетелями могут быть и посторонние люди. От свидетелей требуется быть людьми «добрыми», т. е. иметь известную репутацию.

Братчина пир – важные социальные институты. На пиру сторонних людей нет. «Пивцы» возглавляемые « пировым старостой», принадлежат к одной и той же общине. « Пировой староста» — ответственное лицо на пире, ему необходимо сделать явку в случае каких – либо недоразумений. Братчина наделяется по ст. 113 судебными функциями.

В случае отсутствия улики в тягчайшем преступлении, за которое следует смертная казнь, назначается «вольная рота» — добровольная присяга группы лиц. Эта присяга упоминается в ПСГ при иске о татьбе и о поджоге. Для того, чтобы обвиняемый в «зажоге» человек мог оправдаться, он должен найти ротников – добровольцев, способных взять его на поруку. Статьи 34 и 35 запрещают такую присягу в случае тайного похищения имущества и предписывают индивидуальную присягу подозреваемых.

Говоря о княжем суде, статьи 1 и 2 ПСГ относят к его компетенции прежде всего дела о похищении имущества: « Оже клеть покрадут за зомком или сани под полостью или сена сверху стога имать, то все суд княжой, а продажи 9 денег».

Усиление влияния феодального государства остро чувствуется почти в каждой статье ПСГ. Значение родственных и соседских связей уменьшается по мере феодального перерождения общины. Именно об этом свидетельствуют статьи грамоты о татьбе и о разбое.

4.2 Имущественные сделки и имущественные преступления

Центральное место в ПСГ занимают дела гражданские – имущественные сделки и споры о них. Согласно ст.14, если после смерти владельца нет заклада и записи, а есть только старинная «доска» и этот долг покойного не упомянут в его «рукописании», наследники по завещанию такой долг возвращать не обязаны и суд не принимает иска к ним. «Рукописание» — заверенное письменное завещание, содержащее все имущественные распоряжения завещателя, в том числе и по долгам. При спорах об имуществе, переходящем по наследству, «рукописание» решающий аргумент.

Суд о ссуде по закладу, оформленному доской, предусматривает обязательную присягу истца или ответчика. Заклад освобождает от необходимости судебного поединка. Если заклада нет, а есть только не закладная доска, то спор о долге решается судебным поединком. Уклонение должника в записи от выплаты долга в срок рассматривается как преступление – он задерживается приставами и платит все издержки. Запись дает кредитору возможность обратиться к господе за приставами (ст.107) для поимки должника, который в данной ситуации приравнивается к татю.

Мы видим, что ПСГ уделяет большое внимание мелким сделкам горожан и сельских жителей. В этом основное отличие грамоты от « Русской Правды», а именно, проникновение её законов вглубь этой среды рядовых свободных людей.

Во Пскове Х1У – ХУ вв. преобладало мелкое землевладение. Власти запрещали псковичам и жителям пригородов продавать землю в чужие руки, иногородним, заставляли выкупать эти земли или выкупали сами за государственный счет.

Статьи ПСГ, связанные с землей, распадаются на два слоя: статьи первого слоя не знают земельного акта (ст. 9) ; статьи второго слоя основаны на этом акте (ст.13).2 Грамота показывает старый общинный суд и новый суд по грамотам, показывает тот момент, когда действуют оба суда. Это важный момент в истории поземельных отношений.

4.4 Правовое положение наймита

Наймиту ПСГ посвящает статьи 39 – 41. Ст. 39 определяет, что наймит – это мастер или плотник. Наймит – это тот, кто «на государех и взакличь сочит своего найма».3 Статья объединяет мастера, получающего мзду за свое дело и урочного наймита, порядившегося на срок.

Государь – тот, кто присваивает результат труда работающего на него наймита. Найм – вознаграждение, обусловленное заранее и следующее наймиту после выполнения взятых им на себя обязательств.

В ст. 39 упоминается термин «взакличь» — особое форма иска, не требующая предъявления письменных документов.

Ст. 40 целиком посвящена наймиту дворному, нанятому на определенное время (« урок») для выполнения работ во дворе государя. Наймит дворовый может пойти от государя, «не достояв своего урока», сохранив право на иск к государю о невыплаченном найме – он получает его по счету проработанных у государя лет, но только в течение года после ухода от государя.

Ст. 41 посвящена спору наймита – плотника и государя. В данной ситуации истец – наймит, а государь – ответчик, решающий, присягать ли ему или возложить присягу на наймита – истца. Весьма существенно здесь упоминание о записи.

Таким образом, именно гибкость позволяет ему распространяться среди свободных мелких землевладельцев и горожан, составляющих основу псковского общества Х1У века. Развитие найма в этой среде свидетельствует о процессе имущественного расслоения, перерастающего затем в расслоение социальное.

4.5 Особенности отношений изорника и его государя.

Изорнику в ПСГ посвящены три группы статей 42 – 45, 75 – 76, 84 – 87 и две отдельные статьи 51 и 63.

Ст. 42 знакомит нас с изорником и кочетником ( «А которой государь захочет отрод дати своему изорнику … или кочетнику …»). Они живут не на своей земле, а в селе государя. Основное условие хозяйственной деятельности изорника – предоставление ему земли государем. Таким образом, изорник – это пахарь.

Согласно той же статье, изорник (кочетник) уходит с села не в любое время по своему желанию, а только раз в году и по окончании сельскохозяйственного года при соблюдении процедуры отрока – платежа по расчету.

Ст. 42 рассматривает конфликт изорника и государя в связи с отроком. В результате проигрыша процесса об отроке «государь не доискался четверти или огородной части». Запереться «отрока государева» — значит отказаться от платежей по расчету, сделанному государем. Ответчиком в данном случае выступает изорник, поэтому ему и « правда дать», т. е. очистить себя крестоцелованием или возложить тяжесть этого действия на государя.

Отрок, как особый акт сопровождается обязательными платежами изорника, не входящими в состав обычного оброка.

Ст. 45 говорит о взыскании с изорника покруты – либо денег, либо семян. Уход с села без уплаты покруты не делает изорника полностью свободным человеком.

В ст. 76 рассматривается ситуация бегства изорника с села, характеризующая подневольное положение работника на селе у государя. Наиболее вероятная причина его бегства — невозможность или нежелание выплатить полученную ссуду. От платежей бежит, как правило, именно не состоятельный, не удачливый изорник.

Согласно ст. 84 претензии государя по покруте подлежат обязательносу и первоочередному удовлетворению из « живота изрнича» и в случае,

xreferat.com

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Основные признаки права собственности Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]