Статья 264 ук состав преступления

Объект преступления и объективная сторона преступления

Объект преступления

Объектом дорожно-транспортного преступления является в широком смысле — общественная безопасность, в узком — безопасность использования ТС, т.е. те общественные отношения, которые связаны с эксплуатацией ТС.

Статья 264 УК РФ призвана обеспечить безопасность человека, вовлеченного в сферу использования ТС, т.е. в вождение и эксплуатацию ТС.

Вождение — это управление ТС в процессе его движения. Оно регламентируется Правилами дорожного движения.

Эксплуатация — это комплекс организационных, технических и иных мер по обеспечению использования ТС по назначению. Эксплуатация в широком понимании этого слова должна обеспечивать надлежащее техническое состояние, сохранность и применение ТС по назначению.

Статья 264 УК РФ ограничивает понятие эксплуатации двумя условиями. Первое — эксплуатация должна осуществляться в процессе управления ТС. Второе условие относится к содержанию эксплуатации. Например, требования перевозки соответствующего груза, выхода водителя в рейс с путевым листом, имея при себе водительское удостоверение, и т.п. Это все правила эксплуатации, но они не связаны с обеспечением безопасности движения, и поэтому их нарушение не является преступлением. Другие же требования эксплуатации, например, в отношении количества и габаритов перевозимого груза, связаны с безопасностью движения. И в этой части порядок эксплуатации является объектом посягательства.

Порядок эксплуатации регламентируется как Правилами дорожного движения, так и другими нормативными документами, устанавливающими, например, требования к техническому обслуживанию и осмотру ТС, транспортировке отдельных грузов, допуску водителей к управлению транспортом, хранению и сбережению ТС и т. д.

Объективная сторона преступления

Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспорта лицами, управляющими ТС, является материальным составом преступления, объективная сторона которого включает в себя:

  • действие или бездействие лица, управляющего транспортным средством, которое противоречит Правилам дорожного движения;
  • наступление общественно опасных последствий, предусмотренных нормой уголовного закона;
  • причинную связь деяния и общественно опасных последствий. Для привлечения лица к уголовной ответственности по ст.264 УК РФ необходимо установить, допущено ли им нарушение Правил дорожного движения, в чем оно выразилось, какие конкретные пункты Правил дорожного движения и эксплуатации ТС нарушены.

Преступление может быть совершено как действием, так и бездействием. Нарушение Правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неподчинении сигналам светофора, несоблюдении очередности проезда перекрестков, неправильном обгоне, игнорировании дорожных знаков и т.д. К видам нарушения правил эксплуатации относится эксплуатация технически неисправных ТС, нарушение правил перевозки пассажиров и грузов, управление ТС в состоянии алкогольного опьянения и др.

Нарушения Правил технической эксплуатации транспорта, техники безопасности при различных видах работ — ремонтных, разгрузочно-погрузочных — не посягают на общественную безопасность, поэтому не могут квалифицироваться по ст.264 УК РФ. Лица, допустившие подобные нарушения, подлежат ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества.

Ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации ТС может наступить лишь при определенных последствиях, вызванных ДТП. В качестве таких последствий закон называет причинение вреда здоровью человека , смерть одного, двух или более лиц.

Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, является причинная связь между нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации ТС и наступившими последствиями. Необходимо учитывать, что не всегда факт нарушения ПДД находится в причинной связи с последствиями ДТП. Как показывает судебная и следственная практика, часто имеют место факты, когда нарушение Правил дорожного движения налицо, но оно не находится в причинной связи с последствиями, поскольку они наступили в результате действий иных причин, таких как неправомерное поведение других участников дорожного движения, непреодолимой силы природы, скрытых дефектов транспорта и т. п.

www.autourist.ru

Характеристика преступлений, связанных с управлением и эксплуатацией транспорта

Характеристика преступлений, связанных с управлением и эксплуатацией транспорта.

Статья 263 УК РФ — «Нарушение правил безопасности движе­ния и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта». Непосредственный объект преступления (основ­ной) — это общественные отношения, возникающие по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации этих видов транспорта. Дополнительный непосредственный объект — жизнь, здоровье личности, отношения собственности.

К железнодорожному транспорту относятся электровозы, теп­ловозы, вагоны, краны, дрезины; к воздушному — самолеты, вер­толеты, планеры, аэростаты, дирижабли; к водному морскому — пассажирские, буксирные, нефтеналивные и иные самоходные суда мощностью не менее 75 л.с.; к водному речному — баржи, катера, иные самоходные суда мощностью не менее 50 л.с.

Состав преступления сконструирован по типу материальных, поэтому объективную сторону характеризуют три признака: дея­ние, преступные последствия, причинная связь.

Деяние заключается в нарушении правил безопасности движе­ния (превышение скорости движения, проезд поезда на запрещаю­щий сигнал светофора, неправильное маневрирование капитаном судна при встрече с другими судами, игнорирование сигналов ба­кена или маяка, нарушение маршрута полета самолета и т.д).

Деяние может выступить и в нарушении правил эксплуатации (выпуск на линию транспортного средства с неисправными тормо­зами, сигнальной системой, несоблюдение правил безопасности при посадке пассажиров и т.д.).

Преступные последствия выступают в виде причинения тяж­кого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 111,112 УК РФ) или крупного ущерба (разрушение транспортного средства, уничтоже­ние перевозимого имущества). К определению стоимостного кри­терия материального ущерба следует применить примечание к ст. 158 УК РФ — в пятьсот раз превышающий минимальный раз­мер оплаты труда.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной фор­мой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный, нару­шая правила безопасности движения или эксплуатации транс­портного средства, предвидит возможность причинения вреда здо­ровью или крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предви­дит возможности их наступления, хотя при необходимой внима­тельности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

Субъект преступления — специальный — машинист, капи­тан, пилот, диспетчер и т.д.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 263 УК РФ) связан с при­чинением смерти человека по неосторожности. Особо квалифици­рованный состав (ч. 3 ст. 263 УК) выделен по признаку — причи­нение по неосторожности смерти двух или более лиц.

Статья 264 УК РФ — «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет движение как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств в пределах дорог. А его безопасность — состояние этого процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортного происшествия.

Поэтому необходимо выяснять, причинен вред жизни и здоровью в процессе движения и эксплуатации машины как транспортного средства или же в процессе иной производственной деятельности. Например, водитель по поручению завскладом пытался своим автомобилем подтолкнуть ближе к складу железнодорожный вагон. В качестве рычага использовал бревно, которое выскочило, а кузовом маши­ны был прижат к вагону грузчик. От полученных травм потерпевший скончался. В данном случае налицо преступление против жизни и здоровья личности, но не транспортное преступление.

Непосредственным объектом анализируемого преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорт­ных средств. К ним относятся автомобили, трамваи, троллейбусы, трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механи­ческие транспортные средства (примечание к ст. 264 УК РФ).

Дополнительным объектом является жизнь и здоровье чело­века.

Объективная сторона характеризуется нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью чело­века и причинной связью между ними. В первоначальной редак­ции ст.264 УК РФ было предусмотрено причинение крупного ущерба. Но сейчас это правонарушение декриминализировано и влечет за собой административную ответственность.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления пред­полагает неосторожную форму вины в виде легкомыслия или не­брежности.

Субъектом преступления признается лицо, управляющее транспортным средством, достигшее 16 лет. При этом не имеет значения, имел ли виновный право на управление, управлял ли личным транспортом или угнанным.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 264 УК РФ) предполагает причинение по неосторожности смерти человека, особо квалифи­цированный (ч. 3 ст. 264 УК) — причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.

Статья 265 УК РФ — «Оставление места дорожно-транспортного происшествия». Эта уголовно-правовая норма введена в УК РФ 1996 г. для того, чтобы повысить дисциплинированность, ответст­венность водителей за неоказание помощи пострадавшим от дорожно-транспортного происшествия. Лицо, управляющее транс­портным средством и нарушившее правила дорожного движения, повлекшее причинение вреда здоровью человека, обязано принять все возможные меры по оказанию им помощи.

Непосредственный объект аналогичен рассмотренному в рам­ках ст. 264 УК РФ.

Объективная сторона характеризуется деянием (состав фор­мальный). Деяние заключается в оставлении лицом места ДТП при наличии у него возможности остаться и оказать помощь пострадав­шим от его действий людям, независимо от того, виновен он или нет в нарушении правил движения. В случае, если будет установ­лена вина, то содеянное следует квалифицировать по совокупности ст. 264 и ст. 265 УК РФ.

Субъективную сторону преступления характеризует прямой умысел.

Субъект — лицо, управляющее транспортным средством, до­стигшее 16 лет, вменяемое.

Характеристика преступлений, непосредственно не связан­ных с нарушением правил безопасности дорожного движения.

Статья 267 УК РФ — «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения». Непосредственный объект пре­ступления — общественные отношения, складывающиеся по по­воду обеспечения безопасности движения и эксплуатации транс­порта.

В качестве предмета преступления выступают транспортные средства всех видов транспорта, пути сообщения, средства сигна­лизации или связи, транспортные коммуникации.

Состав преступления материальный, поэтому объективную сторону характеризуют деяния, преступные последствия, причин­ная связь. Деяние в соответствии с диспозицией может быть пред­ставлено в следующих формах: разрушение (приведение в полную негодность, исключающее возможность использовать по прямому назначению), повреждение или приведение иным способом в не­годное для эксплуатации состояние транспортного средства и иных предметов, указанных выше. Деяние может быть в форме блокирования транспортных коммуникаций (перекрытие желез­нодорожных путей, взлетно-посадочных полос, преграждение автомобильных дорог и т.д.).

В качестве преступных последствий закон называет причине­ние по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоро­вью человека либо причинение крупного ущерба (эти признаки уже рассмотрены в предыдущих составах).

Для наличия состава преступления необходимо установить причинную связь между деянием и указанными последствиями.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосто­рожной формой вины. Субъект преступления общий — физичес­кое лицо, достигшее 14 лет, вменяемое.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 267 УК РФ) связан с при­чинением по неосторожности смерти человека, особо квалифици­рованный (ч. 3 ст. 267 УК РФ) — причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.

Статья 268 УК РФ — «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта». Данная уголовно-правовая норма предусматривает уголовную ответственность для всех иных участ­ников движения — пешеходов, пассажиров, кроме лиц, указан­ных в ст. 263, 264 УК РФ.

Непосредственный объект преступления тот же, что и в рас­смотренных выше составах.

Объективная сторона преступления характеризуется:

а) деянием, т.е. нарушением, несоблюдением или ненадлежа­щим соблюдением действующих на железнодорожном, водном, воздушном, автомобильном, городском электротранспорте правил по охране порядка и безопасности движения;

б) преступными последствиями — причинение по неосторож­ности тяжкого и средней тяжести вреда здоровью человека;

в) причинной связью между нарушением правил и наступив­шими последствиями.

Субъективную сторону преступления характеризует неосто­рожная вина в виде легкомыслия или небрежности. Субъект пре­ступления — любой участник движения, за исключением лиц, указанных в ст. 263 и 264 YK РФ.

Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 268 УК РФ) связан с причинением по неосторожности смерти человека; особо квалифицированный (ч. 3 ст. 268 УК РФ) — с причинением по неосторожности смерти двух или более лиц.

www.bibliotekar.ru

Статья 264 УК РФ. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Текущая редакция ст. 264 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Утратило силу с 1 июля 2015 года — Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 528-ФЗ.
Примечания. 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

2. Для целей настоящей статьи и статьи 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 264 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения по охране безопасности дорожного движения. Под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; дополнительный — здоровье человека (в особо квалифицированных составах — жизнь человека (людей);
2) объективная сторона: предусматривает общественно опасное деяние, общественно опасные последствия и причинную связь между ними.

Деяние выражается в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств и может совершаться в форме как действия, так и бездействия. Последствия выражаются в причинении тяжкого вреда здоровью человека. Они должны находиться в причинно-следственной связи с допущенным водителем нарушением правил. Если последствия наступили в результате действий водителя при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, то они должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ;
3) субъект: специальный — водитель, т.е. лицо, управлявшее транспортным средством, достигший 16 лет. Наличие или отсутствие у него права на управление транспортным средством (водительского удостоверения), навыков и стажа вождения для квалификации деяния по ст. 264 УК РФ значения не имеет. Водителем признается также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением (инструктор), кроме случаев, когда обучаемый (курсант), нарушивший правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, пренебрег его указаниями;
4) субъективная сторона: неосторожная форма вины (легкомыслие, небрежность).

Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человеку (материальный состав).

К квалифицирующим признакам преступления относится совершение деяния лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч.2), к особо квалифицированным — причинение по неосторожности смерти человеку (ч.3) или двум или более лицам (ч.5), в том числе совершенное в состоянии опьянения (ч.4 и 6 соответственно).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 2; глава 4 и др.);
2) Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877;
________________
Данный технический регламент вступает в силу с 01.01.2015.

3) подзаконные акты:
— постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 N 1090 «О Правилах дорожного движения»;
— постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»;
— ГОСТ Р 52302-2004 «Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний» (утв. и введен в действием приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 N 164-ст);
— ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст) и др.

3. Судебная практика:
1) постановлением ВС РФ от 09.12.2008 N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» предусмотрено, что судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в ст. 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение (п.3);
2) 04.07.2012 в 02 часа гр.К., двигаясь на автомобиле по автодороге М 4-Дон по направлению в г.Воронеж, находясь в утомленном состоянии, не выбрал безопасную скорость движения, был невнимателен к окружающей дорожной обстановке и ее изменениям, как следствие, не справился с управлением автомобиля, выехал за пределы проезжей части, где совершил наезд на препятствие — железобетонную опору освещения. В результате нарушения им требований п.1.3, 1.5, 2.7, 9.9, 10.1, 10.3 Правил дорожного движения РФ и совершения ДТП трое пассажиров его автомобиля скончались. Действия гр.К. квалифицированы по ч.5 ст. 264 УК РФ;
_________________________
URL:http://oblsud.vrn.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=doc&srv_num=1& number=240516&delo_id=4&text_number=1.

3) Кармаскалинским районным судом (Республика Башкортостан) (приговор от 11.01.2012 по делу N 1-9/2012) установлено, что гр.Л. совершил преступление при следующих обстоятельствах: дд.мм.гггг около 12 часов 10 минут водитель гр.Л., управляя личным технически исправным автомобилем ВАЗ 21110, имеющим государственный регистрационный знак N РУС, следовал со скоростью 100 км/час по автодороге Оренбург-Уфа в направлении г.Уфы РБ. В пути следования на 34 км автодороги Уфа-Оренбург на территории Кармаскалинского района РБ водитель гр.Л. не проявил должного внимания к окружающей его дорожной обстановке и ее изменениям, нарушил требования пункта 1.3; 10.1; 14.1 Правил дорожного движения, согласно которым участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил; водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил; при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства; водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по пешеходному переходу. Водитель гр.Л., проявляя преступную небрежность, самонадеянно полагая, что сможет предотвратить дорожно-транспортное происшествие, пренебрег требованиями указанных пунктов Правил дорожного движения, не уступил дорогу пешеходу гр.Х., переходящему по пешеходному переходу слева направо по ходу движения автомобиля, не избрал надлежащую скорость движения управляемого им транспортного средства, обеспечивающую возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения и допустил наезд на пешехода гр.Х. В результате ДТП пешеходу гр.Х. причинены телесные повреждения в виде: закрытой черепно-мозговой травмы с субдуральной гематомой в теменно-затылочных областях с переходом на основание мозга (30,0 мл крови), субарахноидальным кровоизлиянием с прорывом в желудочки головного мозга, кровоизлияния в мягкие ткани и ушибленной раны в теменной области головы. Тупая травма грудной клетки с множественными переломами 3-4-5-6, 8-9-10 ребер справа с повреждением плевры, двухсторонний гемотораксом, разрывом верхней доли правого легкого и ушибом его, кровоизлияниями в мягкие ткани грудной клетки: многооскольчатого перелома обеих костей правого предплечья в средней трети, кровоподтека правой кисти; ссадины левого тазобедренного сустава, кровоподтеков нижних конечностей, в комплексе, по признаку опасности для жизни, квалифицируются как тяжкий вред здоровью, они осложнились травматическим шоком, отеком головного мозга и явились причиной смерти гр.Х. Между нарушением гр.Л. Правил дорожного движения и наступившими последствиями — причинением смерти гр.Х.. имеется прямая причинная связь. Таким образом, гр.Л. совершил преступление, предусмотренное ч.3 ст. 264 УК РФ — нарушение лицом, управляющим автомобилем, Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/22123150/21494917/

Консультации и комментарии юристов по ст 264 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 264 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

oukrf.ru

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)

Непосредственным объектом этого преступления является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект – жизнь и здоровье потерпевших.

Предметом преступления являются механические транспортные средства, за исключением мопедов с рабочим объемом двигателя не более 50 см3, имеющих возможность развивать максимальную скорость не более 50 км/ч.

Понятие механического транспортного средства частично раскрывается в диспозиции ст. 264 УК РФ, а также в примечании к ней. К ним относятся автомобили, трамваи, троллейбусы, трактора, иные самоходные машины, мотоциклы. Под иными самоходными машинами следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаваторы, грейдеры, автокраны, скреперы, автопогрузчики и т.п.).

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается:

1) в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;

2) наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека;

3) причинной связи между деянием и последствием.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ

«О безопасности дорожного движения» определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ.

Под дорожным движением законодатель понимает совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Единый порядок дорожного движения в Российской Федерации установлен Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.

Этим же постановлением утверждены и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Нарушение правил дорожного движения может состоять в превышении скорости движения, проезде на запрещающий сигнал светофора, нарушении правил обгона, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков, неправильном маневрировании.

Нарушение правил эксплуатации транспортных средств состоит в нарушении, несоблюдении норм, обеспечивающих надлежащее техническое состояние транспорта и соблюдение установленных правил его безопасной эксплуатации. Эго может быть осуществление движения с неисправной тормозной системой, рулевым управлением и т.п.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств может совершаться путем как действия, так и бездействия. Для привлечения виновного к ответственности по ст. 264 УК РФ следует установить, какой конкретно пункт Правил дорожного движения или другого нормативного акта нарушило управляющее механическим транспортным средством лицо. Отсутствие указаний на конкретный пункт нарушенных правил влечет прекращение уголовного дела по ст. 264 УК РФ. Если же установлено, что нарушение правил эксплуатации транспортных средств произошло при производстве определенных работ, нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, действия виновного подлежат квалификации не по ст. 264, а по ст. 143 УК РФ, а в соответствующих случаях – по статьям, предусматривающих ответственность за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества.

Последствием преступления в соответствии с ч. 1 ст. 264 УК РФ является причинение тяжкого вреда здоровью человека. Его содержание раскрывается в ст. 111 УК РФ. Между наступлением заказанных последствий и нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства должна быть установлена причинная связь. Установление причинной связи по делам подобной категории может представлять существенные трудности, поскольку причиненные последствия часто являются результатом сопричиняющих действий различных участников движения. Часто дорожно-транспортные происшествия совершаются по вине пешехода. При отсутствии в подобных случаях нарушения водителем Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств ответственность его исключается.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Случаи умышленного причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего путем использования транспортных средств не могут быть квалифицированы по ст. 264 УК РФ, а требуют квалификации по статьям о преступлениях против личности.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Для квалификации не важны значения, имело ли лицо право на управление транспортным средством, есть ли у него водительские права, управляло ли транспортным средством во время выполнения служебных обязанностей (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

Не имеет значения и наличие или отсутствие права собственности на транспортное средство. Так, лицо, совершившее угон транспортного средства и нарушившее правила дорожного движения, если при этом наступили последствия, указанные в ч. 1 ст. 264 УК РФ, должно отвечать по совокупности преступлений (ст. 166 и ч. 1 ст. 264 УК РФ). В случае нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшего причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, учеником во время учебной езды на машине, оборудованной двойным управлением, ответственности подлежит лицо, обучающее вождению, т.е. инструктор. Однако если обучаемое лицо (курсант) пренебрег указаниями инструктора и грубо нарушил правила, он подлежит ответственности по ст. 264 УК РФ.

Часть 2 ст. 264 УК предусматривает ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

В ч. 3 данной статьи закреплено положение об ответственности за деяние, предусмотренное ч. 1 статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека.

В качестве квалифицирующих обстоятельств в ч. 4 ст. 264 УК РФ указано совершение деяния, предусмотренного ч. 1 статьи, лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Часть 5 данной статьи предусматривает ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Повышенную ответственность предусматривает ч. 6 ст. 264 УК РФ, предусматривающая ответственность за деяние, предусмотренное ч.1 настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

studme.org

Субъект преступления предусмотренного статьей 264 УК РФ

В статье 264 УК РФ излагаются последствия нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, при условии наступления которых виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности: если нарушение правил повлекло причинение тяжкого вреда здоровью (ч.ч. 1 и 2), смерть одного человека (ч.ч. 3 и 4); смерть двух и более лиц (ч.ч. 5 и 6). Указанные в ст. 264 УК РФ последствия должны находиться в прямой причинной связи с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации). Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.

Кроме того, субъектом данного преступления необходимо считать и лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением. По общему правилу ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств несет инструктор, за исключением случаев, когда ученик явно игнорирует требования инструктора. Если обучение вождению осуществляется на автомобиле, не оборудованном двойным управлением, то имеет место передача руля ненадлежащему лицу. В такой ситуации за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, при наступлении последствий, указанных в ст. 264 УК РФ, отвечать будет лицо, которое фактически управляло транспортным средством.

Составом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, не охватываются случаи нарушения правил дорожного движения водителями военных специальных автомобилей — военной техники. В то же время, если военнослужащий управляет механическим транспортным средством, не относящимся к военной технике, и нарушает правила дорожного движения, что становится причиной последствий, указанных в ст. 264 УК РФ, он отвечает на общих основаниях.

www.kaluga-gov.ru

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Основные признаки права собственности Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]