Сущность и значение региональных налогов

Региональные налоги

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Налоговые органы

Региональные налоги

Региональные налоги — налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. К региональным налогам, согласно ст. 14 Налогового кодекса, относятся:

Местные налоги — это налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги, согласно ст. 15 Налогового кодекса — это:

При установлении регионального и местного налога законодательными органами субъектов Федерации и представительными органами местного самоуправления определяются следующие элементы налогообложения: ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, они могут в порядке и пределах, предусмотренных Кодексом, устанавливать налоговые льготы, основания и порядок для их использования налогоплательщиком.

www.grandars.ru

Роль региональных налогов в Томской области

Главная > Реферат >Финансы

1. Региональные налоги сущность и их виды

2. Региональные налоги как основа для формирования доходной части бюджета субъекта федерации

3. Бюджетное устройство Томской области

3.1. Основные положения по бюджетному устройству Томской области

3.2. Доходная часть бюджета Томской области

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской федерации — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской федерации Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовые отношения, складывающиеся у региона с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда региона составляет понятие регионального бюджета.

По экономической сущности региональный бюджет это денежные отношения, возникающие у региона с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода.

Функционирование регионального бюджета происходит посредством особых экономических форм — доходов и расходов. Доходы и расходы бюджета — это категории каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности региона, расходы — удовлетворению обще региональных потребностей. Для каждого региона структура бюджета имеет свои особенности.

Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности региона, какие слои общества отчисляю больше из своих доходов. Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Основную часть доходов регионального бюджета в 2005 г. составили налоговые поступления.

К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней.

Существуют проблемы по формированию доходной части бюджета которые можно разделить на две основные группы:

1. Проблемы, касающиеся перераспределения налогов между бюджетами различных уровней.

2. Проблемы, связанные с неуплатой налогов в бюджет.

3. Проблемы, связанные с наполнением бюджета реальными денежными поступлениями.

Решение проблем любого территориального бюджета зависит от проведения подлинной, а не декларируемой бюджетной реформы, цель которой — создание прочной бюджетной системы, функционирующей на приемлемых для всех принципах, усиливающей влияние каждого звена бюджетной системы на экономику и социальную сферу, развязывающую инициативу и поднимающую ответственность всех субъектов власти за результаты своей деятельности. Необходимо, чтобы бюджетная система и каждая из ее составляющих способствовали улучшению социальных условий проживающих граждан на соответствующей территории.

1. Региональные налоги сущность и их виды

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. [9]

Прямые налоги — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.

Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.[13]

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться определенные льготы. К их числу относятся:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

• понижение налоговых ставок;

• вычет из налогового платежа за расчетный период;

• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

• прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях налогоплательщик обязан:

• вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисле­ния и уплаты налогов документы и сведения;

• вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;

• в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.[8]

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

• Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

• Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот нами еще несколько лет назад. Сейчас он «узаконен», поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

• Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. к и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.[6]

Согласно статье 12 Налогового кодекса Российской Федерации. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций ;

2) налог на игорный бизнес ;

3) транспортный налог .

Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учре­ждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы и далее — большая группа прочих местных налогов. Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

works.doklad.ru

Региональные налоги: сущность, виды и характеристика [13.05.13]

Вид работы: Курсовая работа

Тема: Региональные налоги: сущность, виды и характеристика

Дисциплина: Налоги и налогообложение

Скачивание: Бесплатно

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Смоленск 2012

Дата размещения: 13.05.13 в 22:13

Содержание

1. Сущность, виды и характеристика региональных налогов 5

2. Роль и место региональных налогов в бюджетной системе РФ 11

3. Проблемы и перспективы региональных налогов в РФ 19

Список литературы 28

ВВЕДЕНИЕ

Проблема повышения эффективности Российской экономики находится в центре внимания отечественных ученых и органов государственного управления. В федеративном государстве с высокой дифференциацией регионов по количеству и качеству произведенных ресурсов, а именно таким государством является Россия, в экономической политике необходимо соблюдать баланс решения двух противоречивых задач: сохранения единства экономического пространства страны и стимулирование регионального развития с учетом специфики субфедеральных образований.

Региональные налоги связаны с имуществом, используемым для производственных нужд (налог на имущество организаций и транспортный налог), собственные налоговые доходы муниципалитетов в первую очередь образует земельный налог, а так же налог на имущество физических лиц. Такое распределение объектов налогообложения отвечает теоретическим положениям фискального федерализма — распределения доходных источников между бюджетными уровнями государства со сложной иерархической структурой управления. Объекты налогов распределяются в зависимости их мобильности: иммобильные источники (земля и недвижимость) облагаются в пользу местных властей, более подвижные объекты — производственный капитал — в пользу субфедеральных органов власти, а наиболее мобильные — прибыль, доход, обороты по реализации – подлежат федеральным налогам.

Однако формальное соблюдение этого подхода в российской практике порождает определенные искажения распределения финансовых источников между бюджетными уровнями — федеральные налоги формируют преобладающую часть налоговых обязательств хозяйствующих субъектов. В определенной степени это обусловлено существенной недооценкой таких объектов налогообложения как земля и недвижимая собственность, а так же низкой мобильностью работников, которая по существу превращает трудовой доход в объект местного, а не федерального налогообложения.

В настоящее время наиболее актуальным для региональных органов власти является вопрос наполняемость доходной части бюджетов.

На протяжении бюджетной реформы в совершенствовании бюджетного процесса и межбюджетных отношений в субъектах РФ были достигнуты положительные результаты, но, не смотря на это, объем принятых на этих уровнях бюджетной системы расходных обязательств зачастую существенно превосходит объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств, проблема несбалансированности бюджетов усугубляется.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является раскрытие экономического содержания и сущности региональных налогов. Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

-дать характеристику региональным налогам;

-путем проведения анализа показать роль и место региональных налогов в бюджетной системе РФ;

-выявить проблемы исчисления и взимания указанных налогов и предложить пути их решения.

Теоретической и методологической основой исследования являются Законы и Законодательные акты РФ: Конституция Российской Федерации, Бюджетный, Налоговый и Гражданский кодексы Российской Федерации, федеральные и региональные законы о финансах и другие нормативные и правовые документы, относящиеся к сфере исследования, монографическая и периодическая литература в области региональных и муниципальных финансов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации №145 ФЗ ( в редакции на 01.01.2012 г.) .-М.: Омега-Л, 2012.-276 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: (в 2 ч.). – М.: Ось-89, 2007. – 526 с. – (в редакции на 01.01.2012 г.)

3. Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2010г. и на плановый период 2011г. и 2012г.г.» от 2 декабря 2009 года №308-ФЗ

4. Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2012г. и на плановый период 2013г. и 2014г.г.» от 30 ноября 2011 года №371-ФЗг

5. Бюджет и бюджетная система: учебник / под.ред. М.П.Афанасьев, А.А.Беленчук, И.В.Кривогов.-М.:Юрайт, 2009

6. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ под.ред В.К.Сенчагов, И.И.Архипов- М.: ТК Велби, 2008г.

7. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2012-2014 г.г//Финансы, №7, 2011

8. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 г.г.// Финансы.-2011.-№6

9. Гализдра С.В. Налоговое администрирование необходимо совершенствовать. / // Финансы. -2011.- №3

10. Главной задачей ФНС России остается качество администрирования налогов//материалы заседания коллегии ФНС//Финансы.-2011.-№3.

11. Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование. – М.: КНОРУС, 2009.

12. Дадашев А.З., Баблик Н.Д., Лукина И.И., Шашкова Т.Н. Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное пособие. –Уфа: ВЗФЭИ, 2008.

13. Домбровский Е.А. Подходы к укреплению доходной базы региональных бюджетов// Финансы.-2012.-№7

14. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е.Ю. Жидкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 480 с.

15. Климанов В.В. Михайлова А.А. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне//Финансы.-2011.-№2

16. Колчин С.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие.-М.: Вузовский учебник, 2009

17. . Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: учебник. – М.: Омега–Л, 2008.

18. Орлова О.Е. Перспективы налоговой политики на 2013 год//Налоговая политика и практика.-2011.-№11

19. . Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008.

20. Скрябина Н.М., Никулина И.В., Ли-фу Н.С. Укрепление налоговой базы региональных и местных бюджетов в условиях кризиса// Финансы.-2010.-№5

Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

studrb.ru

Сущность и значение региональных налогов

Налоговая система в любой стране представляет собой одну из главных основ экономической системы. С помощью ее, с одной стороны обеспечивается финансовая база государства, а с другой – является основным орудием реализации ее экономической доктрины. Она должна обеспечивать государство финансовыми ресурсами, которые нужны для того, чтобы решать основные экономические и социальные задачи. Региональные налоги в нынешних условиях являются одним из важных рычагов, которые регулируют финансовые поступления в бюджеты субъектов РФ. Они должны обеспечивать регионы финансовыми ресурсами, которые нужны для того, чтобы решить важнейшие экономические и социальные задачи. В нынешнее время происходит понижение налоговой нагрузки на бизнес и население, по этой причине появляется такая проблема регионального налогообложения, как компенсация выпадающих в итоге этого доходов регионального бюджета. Региональные власти начинают испытывать недостатки финансовых ресурсов, это определяет проблему финансовую зависимость регионального бюджета и важность исследования региональных налогов. Актуальность. Региональные налоги и сборы являются наиболее подверженными динамике принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований. Из-за этого, исследование взимания разных видов региональных налогов и сборов и их воздействия на формирование бюджетов различного уровня приобретает особенную актуальность. Новизна. В том, что данная работа является комплексным исследованием налоговой системы и налогов, а также, экономической значимости, а также аспектов проблем взимания регионального налогообложения как финансового основания деятельности субъектов. В данной работе исследуется взимание и проблемы взимания региональных налогов. Объект: Региональные налоги Цель: Изучить экономическую сущность региональных налогов Предмет: Сущность, процесс взимания региональных налогов Задачи: 1. Раскрыть основы налогообложения 2. Исследовать региональные налоги 3. Изучить проблемы и перспективы региональных налогов Степень разработанности. Основополагающие аспекты налогов и налоговой системы исследованы такими авторами, как Безруковым Г. Г., Мороз В. В., Фокиным А. С. И др. Теоретические основы научного исследования проблем региональных налогов заложены в трудах Ефимовой Е. Г., Осиповой Е. С. и др. В данной курсовой работе были использованы методы дедукции, обобщения, классификации, наблюдения. Нормативная и эмпирическая база исследованной курсовой работы включает в себя нормативно-правовые документы, такие как, Налоговый кодекс РФ, который раскрывает суть налогов, региональных налогов, а также, Бюджетный кодекс РФ, раскрывающий суть региональных налогов в бюджете. Структура данной работы включает введение, где описывается актуальность, цель и задачи исследованной работы. В первой главе раскрываются основы налоговой системы, суть налогов и роль региональных налогов. Во второй главе исследована классификация и взимание региональных налогов. В третьей главе изучены проблемы и перспективы региональных налогов.

Налоговая система – это комплекс налогов и сборов, которые взимаются с субъектов хозяйствования и простых граждан в соответствии с соответствующим законодательством. Необходимость ее существования обусловлена функциональными государственными задачами, и этапы развития зависят от исторических особенностей эволюции государственности. Иными словами, организация и структура налоговой системы должны характеризовать уровень государственности страны и развития ее экономики. Налоговые правоотношения обеспечивают регулирование конкретных связей, устанавливающихся между определенными участниками. Обеспечиваются методами государственного принуждения. При нарушении нормативных положений, регламентирующих сферу обложения, проявляется ответная реакция со стороны охранительного механизма. Налоги и другие сборы — элементы налоговой системы РФ, которые включают в себя платежи на трех различных уровнях (федеральном, районном и местном). Все налоги и сборы приведены, а также регулируются Налоговым кодексом — ключевым нормативным актом в налогообложении. Налог — индивидуальная и обязательная выплата, которую должны выплачивать организации (юридические лица) и граждане (физические лица) в виде отчуждения денежных средств, находящихся в их пользовании на основании оперативного управления, хозяйственного ведения или права собственности. Основное назначение налога — обеспечение нормальной деятельности государственных структур на муниципальном или федеральном уровне. Начисление каждого их видов налога или другого сбора осуществляется по индивидуальным правилам. Все они четко прописываются в НК РФ. Помимо этого необходимые пояснения к правилам можно отыскать в Федеральной налоговой службе (ФНС). Региональные налоги и сборы устанавливаются налоговым кодексом РФ, а также законодательством конкретных субъектов РФ. Они вводятся в действие согласно НК РФ законодательством субъектов РФ и обязательны к своевременной уплате на территориях конкретных субъектов РФ. Региональные налоги оказывают влияние как на построение налоговой политики, так и на финансовое состояние населения и играет не последнюю роль в том, чтобы формировать доходную часть регионального бюджета Имущественный налог удерживается с предприятий, которые содержат на своем балансе недвижимое и движимое имущество. Еще сюда относится имущество, находящееся в доверительном управлении или то, что было передано во временное владение. Налог на игорный бизнес представляет собой региональный сбор, который предусматривается действующим Налоговым кодексом. По закону данная выплата относится к федеральным платежам. Налог на игорный бизнес является обязательным к выплате в соответствии с единой ставкой, которая устанавливается на территории конкретного субъекта РФ, где располагается этот объект. Транспортный налог является источником дохода для регионального бюджета. За счет данного налога финансируется, в том числе, строительство и содержание дорог в регионе. Транспортный налог платит то лицо, которое указано в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Налог на транспортное средство – налог, относящийся к региональным, величину ставки по нему, а кроме того, период его выплаты и сроки предоставления отчётов определяют законодательные власти субъектов РФ. Таким образом, в различных местностях он значительно отличается. Нынешней российской системе регионального налогообложения присущи многие недостатки и недоработки. На протяжении всей новой истории реформирования системы налогообложения в РФ государством не уделялось должное внимание к тому, чтобы построить логичную, проработанную и, в главную очередь, применимую на практике концепции регионального налогообложения. Для того, чтобы повысить собираемость транспортного налога нужно установить в НК РФ норму, которая устанавливает обязанность плательщика транспортного налога предъявить справку налоговых органов о том, что отсутствует задолженность по уплате транспортного налога при регистрации, перерегистрации, прохождения технического осмотра транспортного средства. Повышение ставок транспортного налога значительно превышающие значимость ставок налогов на транспорт многих европейских стран, это приведет к тому, что понизится конкурентоспособность отечественного транспортного средства при проведении международных автоперевозок. Можно сказать о том, что в отечественной системе налога на имущество является неоправданно маленькая степень проведения
фискального потенциала имущества

Нормативно-правовые документы: 1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ 2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) Книги: 3. Ефимова Е. Г., Поспелова Е. Б. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: МИИР, 2014. – 235с 4. Куликов, Н.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. – 388 с. 5. Мамрукова О. И. Налоги и налогообложение : учеб. пособие, 8-е изд., перераб. — М.: Издательство «Омега Л», 2010 г., с. 310 Статьи: 6. Безруков Г. Г. Сущность налогов и налогового контроля // Известия Уральского государственного экономического университета, №1/2015 г., с. 47 7. Глущенко Я. С., Егорова М. С. Сущность, функции и виды налогов // Молодой ученый, №11/2015 г., с. 67 8. Мороз В. В. Налоговая система РФ на современном этапе ее развития // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, №6/2013 г., с. 250 9. Бондаренко Л. В. Основные принципы налоговой системы России // Наука времени, №9/2014 г., с. 29 10. Фокин А. Н. Система налогов и сборов РФ // Общество и право, №2/2014 г., с. 286 11. Осипова Е. С. Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 64-68. 12. Корнева Е. В., Мхитарян Р. А. Налог на имущество организаций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, №2/2015 г., с. 138 13. Сапрыкина Т. В. Нормативно-правовое регулирование региональных налогов // Молодой ученый, №3/2014 г., с. 527 14. Сапрыкина Т. В. Региональная налоговая политика: факты и перспективы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. №1/2015 г., с. 213

www.work5.ru

Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 02.06.2014

Статья просмотрена: 5339 раз

Библиографическое описание:

Осипова Е. С. Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 64-68. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5748/ (дата обращения: 05.08.2018).

Статья дает понять, какое влияние оказывает начисление и уплата региональных налогов и сборов на экономическое обеспечение субъекта, за счет каких источников формируются доходы регионального бюджета, применение особого льготного режима.

Ключевые слова: налогообложение, налоговые льготы, особая экономическая зона, налоговая модель.

Региональные налоги непосредственно влияют как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан и играет не последнюю роль в формировании доходной части регионального бюджета. Поэтому необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования исчисления и уплаты данных налогов является важнейшим элементом налогового законодательства.

Рост российской экономики напрямую зависит от развития регионов. Главным качественным показателем эффективности развития региона в целом — является улучшение социального развития региона.

Социально-экономическое положение регионов во многом зависит от географического положения территорий, наличия природных и трудовых ресурсов, отраслевой структуры производства. При отсутствии или недостатке ресурсов в регионе обеспечить достойное проживание граждан на территории возможно в основном за счет развития производства.

Региональная налоговая система является составной частью общегосударственной налоговой модели. Они генетически и структурно связаны между собой. Но региональная система налогообложения привязана к потребностям обслуживаемого региона и его производственно-финансовому потенциалу.

Экономический рост и наращивание темпов производства в регионах является источником удовлетворения многообразных потребностей населения, помимо имеющегося природно-ресурсного потенциала субъекта, а с помощью системы налогообложения возможно осуществить распределение имеющегося и произведенного народного богатства. Поэтому от содержания региональной налоговой политики зависят во многом масштабы производимых материальных благ в регионах, инвестиционная и предпринимательская активность, сокращение или рост занятости, уровень доходов или качество жизни населения, а также возможность развития непроизводственной и социальной сфер территорий.

Каждый вид налогового платежа был закреплен за бюджетом определенного уровня. Это разделение действует и в настоящее время.

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений [5,с.6].

Региональные налоги аккумулируются в региональных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций. Бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди которых следующие:

— закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (направление этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т. д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений;

— аккумулирование и использование в общерегиональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетно-налоговыми системами разного уровня;

— часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть «местных средств», по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная);

— выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней;

— самообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т. е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов [5,с.12].

В Российской Федерации доля региональных налогов в формировании бюджетов субъектов РФ незначительна, формирование указанных бюджетов во многом определяется отчислениями от федеральных налогов (таблица 1).

Структура поступлений основных администрируемых доходов по уровням бюджета РФ за январь-ноябрь 2013 года

Поступило в консолидированный бюджет РФ

В % к соответствующему периоду предыдущего года

В федеральный бюджет

В консолидированный бюджет Самарской области

В % к соответствующему периоду предыдущего года

В % к соответствующему периоду предыдущего года

Всего поступило доходов

Налог на прибыль

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество организаций

Остальные налоги и сборы

Учитывая незначительную долю региональных налогов в общей структуре налоговых доходов и заинтересованность регионов в увеличении налоговой базы по федеральным налогам, субъекты Федерации в настоящее время вступают в конкурентные отношения с федеральным центром за соответствующую базу того или иного налога, что является негативным проявлением бюджетной централизации.

Именно в ходе бюджетного планирования в РФ устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов.

Сегодня уровень доходов региональных бюджетов находиться в прямой зависимости от положений федерального законодательства, которое направлено на централизацию финансовых ресурсов на федеральный уровень. При этом особенность доходной части региональных бюджетов — высокая доля регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также низкая доля собственных доходов. Преобладающая часть региональных и местных налогов занимают имущественные налоги. Они целенаправленно не включаются в систему федеральных налогов, поскольку объем налоговых доходов, мобилизуемых в процессе налогообложения объектов имущества, значительно проигрывает по сравнению с налоговыми поступлениями от обложения выручки, дохода (прибыли) или операции по реализации. Поэтому возникает диспозиция, вследствие которой основными собственными налоговыми доходами субъекта, являются налоги, взимаемые с имущества.

Региональные власти заинтересованы в предложении привлекательных налоговых условий для потенциальных инвесторов, так как это связано с созданием новых рабочих мест и расширением источников налоговых поступлений в местный бюджет, что положительно будет сказываться на социальной обеспеченности граждан. Таким образом, устанавливая различные региональные ставки налогов и региональные льготы субъекты создают возможность налоговой конкуренции между собой за инвестиции.

В ряде регионов созданы специальные экономические зоны, в которых действует особый льготный налоговый режим.

Так, например, в Самарской области на территории муниципального района Ставропольский в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 621 от 12 августа 2010 года создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти».

На первые 5 лет резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного и транспортного налогов. Налог на имущество составит 0 % в течение первых 10 лет. Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Самарской области, для резидентов ОЭЗ «Тольятти» снижена до 0 % и будет действительна до конца 2018 года с последующим постепенным увеличением [4].

Так же в Тольятти создан инновационный бизнес-инкубатор, который должен обеспечить благоприятные условия для развития инновационного предпринимательства в сфере автомобилестроения и машиностроения.

Эффективность бюджетных доходов возрастает с увеличением степени децентрализации вследствие того, что на конкретной территории предпринимается больше усилий при мобилизации своих собственных доходов, чем при сборе налогов исключительно для правительства.

Решение этого вопроса лежит в области совершенствования налогового законодательства. Необходима фискальная децентрализация, то есть наделение количественно и качественно налоговыми полномочиями субъектов. Наличие большого количества собственных доходных источников и прав по управлению ими, при их незначительной роли, не позволяет говорить о финансовой независимости бюджетов субъектов РФ [3].

Для улучшения финансового положения субъектов РФ, обеспечения устойчивого экономического роста нужно:

— совершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства РФ в области расширения фискальных полномочий региональных органов;

— увеличение доли собственных налоговых доходов в бюджетах субъектов РФ (по региональным налогам необходимо установить ставки в пределах интервала, определенного в соответствии с федеральным законодательством, причем, если ставка не установлена, она взимается по максимальному интервалу; именно такой механизм стимулирует региональные власти проводить оптимальную бюджетную политику; целесообразно закрепить на федеральном уровне социальный перечень льгот (пенсионерам по старости, всем категориям инвалидов, общественным организациям инвалидов, участникам Великой Отечественной войны и др.), который может быть только расширен регионом с учетом финансового положения субъекта РФ за счет собственных доходов. Установление перечня льгот, учитывающих специфику регионального развития и способствующих улучшению бизнес-климата в регионе, и их отмену необходимо рассматривать как компетенцию региональных властей; финансирование указанных льгот также должно осуществляться за счет собственных доходных источников; тем самым, повышая заинтересованность региональных властей в развитии экономики, привлечении инвестиций, размещении на территории субъекта РФ производственных комплексов. При этом указанная выше компетенция по установлению и отмене перечня льгот должна определяться федеральным законодательством, а сам перечень — законами субъектов Российской Федерации о налогах;

— во избежание значительного снижения уровня финансовой обеспеченности регионов необходимо закрепить нормами федерального законодательства ограничения на предоставление налоговых льгот в денежном выражении в зависимости от размера соответствующего регионального бюджета).

Основной принцип построения финансовых отношений, включая налоговые, в регионах должен сводиться к реализации органической связи с развитием производства продукции (работ, услуг), с активностью предпринимательской деятельности, т. е. опосредованному налоговому воздействию на поведение субъектов хозяйствования.

На формирование финансовой базы регионов оказывают негативное влияние процессы, происходящие в экономике страны: снижение темпов производства, низкая рентабельность многих отраслей и производств (за исключением сырьевых отраслей), значительная доля убыточных предприятий, неплатежи предприятий, дебиторская задолженность, что приводит к налоговой задолженности. Динамика налоговой задолженности также характеризует эффективность налоговой модели, т. е. чем больше задолженность, тем больше проблем в этой сфере, и она нуждается в реформировании [7, с.9].

Социально-экономические условия в России привели к необходимости ориентации налогово-бюджетной политики не только на фискальные цели, но и на решение задач, обеспечивающих стабильный экономический рост, базирующейся прежде всего на росте производства, инновационный процесс и социальную ориентацию экономики путем постепенного снижения налогового бремени в реальном секторе экономики, создание стимулов инвестиционной активности, благоприятствование предпринимательской деятельности, социально-справедливое налогообложение доходов граждан. Финансовые, в том числе налоговые, отношения в регионах должны быть органически увязаны с производственно-инвестиционным потенциалом территорий, что формирует созидательный импульс для регионального социально-экономического развития.

Региональная финансовая политика является частью социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях региональной финансовой системы и выполнению социально-экономических программ развития, ставящая своей целью достижение экономического благополучия данной территории

Осуществляя налоговую политику в пределах своих полномочий, региональные власти могут оказывать поддержку тем направлениям и видам хозяйственной деятельности, осуществление которых позволяет решать проблемы социально-экономического и финансового развития субъекта федерации.

Проведение продуманной налоговой политики является одним из необходимых условий достижения экономического роста, так как непосредственно влияет на экономическую активность хозяйствующих субъектов. Стимулирование экономической активности должно привести, с одной стороны, к росту налоговых доходов бюджета, с другой — к увеличению объема негосударственных инвестиций, что позволит решить ряд социально-экономических задач, стоящих перед регионом.

В этой связи налоговая политика, проводимая региональными органами власти, местным самоуправлением, является одним из инструментов достижения устойчивого экономического роста.

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Налоговый кодекс РФ (с изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон от 27.07.2006г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть 1 и часть 2 НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

4. Постановление Правительства Российской Федерации № 621 от 12 августа 2010 года

5. Прохорова, Н. А. Использование экономико-юридической информации при различных формах контроля [Текст] / Н. А. Прохорова, И. А. Соколова //Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. — 2011.- № 15. — С. 157–164.

6. Прохорова, Н. А. К вопросу об определении сущности налогового риска [Текст] / Н. А. Прохорова, И. А. Соколова //Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013.-№ 5 (31). — С. 118–121.

7. Прохорова, Н. А. Проблемы взаимодействия бухгалтерского учета и налогового учета [Текст] / Н. А. Прохорова, И. А. Соколова //Сборник научных трудов Sworld. 2011. Т. 10.-№ 3. — С. 50–58.

moluch.ru

Популярное:

  • Нотариус щёлково график работы Нотариус г. Щелково 19 мая 2018 года 23 июня прием с 15.30 в связи с заседанием нотариуса в комиссии МоНП. 24 мая прием до 16.40. Нотариус будет в отпуске с 25 мая по 6 июня 2018 года. С 7 июня работаем по графику. 25 апреля […]
  • Апреле пенсия прибавить Повысят ли пенсию неработающим пенсионерам в апреле 2018 года? С 1 апреля 2018 года будет повышена только социальная пенсия, индексации страховых пенсий не будет. Социальная пенсия касается в основном нетрудоспособных […]
  • Нотариус зеленоград часы работы Зеленоградский административный округ (ЗелАО) Зеленоград, микрорайон 2,корп.248 +7 (499) 736-78-85 Нотариус Гудкова Лилия Наядовна График работы: вторник-четверг 10:00-18:30; пятница 10:00-18:00, перерыв 13:00-14:00; суббота […]
  • Пособие до полутора лет в 2012 году Возможно ли при расчете пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет использовать расчетные 2012 год и 2013 год (как по больничному листу)? Точно можно этим воспользоваться? Консультация предоставлена 05.02.2015 г. Сотрудница с […]
  • Калькулятор единовременного пособия при рождении ребенка Калькулятор расчета соцстраховских пособий Сегодня 6 августа 2018 г., 01:59 В рамках социального страхования работникам выплачиваются различные пособия (например, больничное пособие, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет и […]
  • Пособия по уходу за ребёнком до 15 лет ндфл Калькулятор пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Сегодня 5 августа 2018 г., 11:29 Калькулятор расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет поможет правильно определить ежемесячную сумму выплаты, полагающуюся работнице, […]
  • Уголовный кодекс до 16 лет Кража несовершеннолетним Кража – достаточно распространенный тип преступления. К сожалению, нередко в хищении имущества участвуют лица, которые не достигли совершеннолетнего возраста. При этом наказание за кражу […]
  • Вы не имеете права доступа на этот сервер Форум MyArena.ru не могу прописать админку по нику Нравится Не нравится ToNy 14 дек 2011 Connection accepted by 91.227.68.65:27232 * Неверный пароль! Kicked :"Вы не имеете права входа на этот сервер. " Connecting to […]