Суть монетарного правила

Discovered

Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес

Монетаризм

Монетаризм (Monetarism) — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Монетаризм возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения.

Несмотря на то, что основоположником монетаризма считают М. Фридмана, название новой экономической теории дал К. Бруннер. Милтон Фридмен – профессор Чикагского университета, в 1976 г. стал лауреатом Нобелевской премии по экономике за анализ потребления, истории денежного обращения и разработку монетарной теории (не следует путать монетаризм с монетарной теорией (monetary theory), как разделом экономической теории, исследующим процессы воздействия денег и кредитно-денежной политики на состояние экономики в целом. Монетарные идеи и инструменты присутствуют во всех экономических течениях).

Монетаризм прошел три этапа развития:

  • 1-й этап (1950–1960 гг.) был посвящен созданию нового варианта количественной теории денег (quantity theory of money), инфляции, изучению причин экономического цикла и полемике с кейнсианской политикой, основанной на бюджетных методах.
  • 2-й этап (1970–1980-е гг.) ознаменовался господством идей монетаризма в экономической теории и экономической политике. На этом этапе разрабатывалась концепция государственной политики и отстаивались идеи экономической свободы и свободы личности.
  • Для 3-го этапа (с 90-х гг.) характерно дальнейшее изучение теоретических инструментов монетаризма и начавшийся на практике отход от «чистой» монетарной политики в связи со смещением главных акцентов в экономике с вопросов инфляции на проблемы занятости, темпов роста, доходов.

Монетаризм внес большой вклад в развитие современной теории денег, инфляции, государственной политики контроля денежного обращения. Монетаризм стал важной частью современного неоклассического течения экономической мысли.

Толкование того, что изменения цен зависят от объема денежной массы, пришло в экономическую теорию с античных времен. Так, еще в III веке до н.э. об этом утверждал известный древнеримский юрист Юлий Павел. Позже, в 1752 г. английский философ Д. Юм в «Очерке о деньгах» изучал связь между объемом денежных средств и инфляцией. Юм утверждал, что повышение денежного предложения приводит к постепенному увеличению цен для достижения ими первичной пропорции с объемом денег на рынке. Эти взгляды разделяли и большинство представителей классической школы политической экономии. К моменту написания Дж. С. Миллем «Принципов политической экономии» в общем виде уже сложилась количественная теория денег. К определению Юма Милль добавил уточнение о необходимости постоянной структуры спроса, поскольку он понимал, что предложение денег может изменять относительные цены. При этом он утверждал, что увеличение денежной массы не ведет к автоматическому росту цен, так как денежные резервы или товарное предложение также могут увеличиваться в сравнительных объемах.

В рамках неоклассической школы И. Фишер в 1911 г. предоставил количественной теории денег формальный вид в своем знаменитом уравнении обмена:

где М — количество денег в обращении;
V — скорость обращения денег;
Р — уровень цен;
Q -реальный объем производства.

По своей сути это уравнение является тождеством, поскольку оно верно по определению. При этом Фишер показал, что в краткосрочном периоде скорость обращения денег изменяется очень медленно, а потому ее можно принять за постоянную величину.

Модификация данной теории Кембриджской школой (А. Маршалл, А. Пигу) формально выглядит следующим образом:

где k — доля наличных денежных средств в обороте;
Y — размер реального дохода.

Принципиально данные подходы отличаются тем, что Фишер придает основное значение технологическим факторам, а представители Кембриджской школы — выбору потребителей. При этом Фишер, в отличие от Маршалла и Пигу, исключает возможность влияния процентной ставки на спрос на деньги.

Несмотря на научное признание, количественная теория денег не выходила за пределы восприятия академических кругов. Это было связано с тем, что до Дж. М. Кейнса полноценной макроэкономической теории еще не существовало, а потому теория денег не могла получить практического применения. После своего появления, кейнсианство сразу заняло доминирующее положение в макроэкономике того времени. В эти годы количественную теорию денег развивала лишь небольшая группа экономистов, но, несмотря на это, были получены интересные результаты. Так, К. Варбуртон в 1945-1953 гг. обнаружил, что увеличение денежной массы приводит к росту цен, а краткосрочные колебания ВВП связаны с предложением денег. Его работы предвидели появление монетаризма, однако, научное сообщество не обратило на них особого внимания.

В 1950 г. М. Фридман возглавил проект по изучению денежного фактора в деловом цикле в рамках Национального бюро экономических исследований. В результате интенсивных эмпирических исследований в 1956 г. вышла его знаменитая статья «Количественная теория денег: новая версия». В 1963 г. в соавторстве с А. Шварц Фридман опубликовал фундаментальный труд «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867-1960», которая значительно повлияла на дискуссию 1960-х гг. об экономической политике.

В 1963 г. выходит известная работа Фридмана, написанная им в соавторстве с Д. Мейселменом, «Относительная стабильность скорости денежного обращения и инвестиционный мультипликатор в Соединенных Штатах за 1897-1958 гг.», которая вызвала бурные дискуссии монетаристов и кейнсианцев. Авторы статьи критиковали стабильность мультипликатора расходов в кейнсианских моделях. По их мнению, номинальные денежные доходы зависели исключительно от колебания предложения денег. Сразу же после выхода статьи точка зрения авторов подверглась жесткой критике со стороны многих экономистов. При этом главной претензией была слабость математического аппарата, используемого в данной работе. Так, А. Блиндер и Р. Солоу позже признали, что такой подход «очень простой для освещения любой экономической теории».

В 1968 г. выходит статья Фридмана «Роль монетарной политики», что повлияло на дальнейшее развитие экономической науки. В 1995 г. Дж. Тобин назвал эту работу «наиболее значительной из когда-либо опубликованных в экономическом журнале». Эта статья положила начало новому направлению экономических исследований — теории рациональных ожиданий. Под ее влиянием кейнсианцам пришлось пересмотреть свои взгляды на обоснование активной политики.

Ключевые положения количественной теории денег:

1. Спрос на деньги и предложение денег. Утверждая, что спрос на деньги аналогичный спросу на другие активы, Фридман впервые применил теорию спроса на финансовые активы к деньгам. Согласно теории монетаризма, спрос на деньги зависит от динамики ВВП, а функция спроса на деньги стабильна. При этом предложение денег нестабильно, поскольку оно зависит от непредсказуемых действий правительства. Монетаристы утверждают, что в долгосрочном периоде реальный ВВП прекратит свой рост, поэтому изменение предложения денег не будет оказывать на него никакого действия, и будет влиять только на уровень инфляции. Этот принцип стал базовым для монетаристской экономической политики и получил название «нейтральности денег». Позже научные исследования доказали ошибочность такого подхода.

2. Монетарное правило. В связи с действием принципа нейтральности денег монетаристы выступали за законодательное закрепление монетарного правила, согласно которому денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП. Соблюдение этого правила имеет целью устранить непредсказуемое влияние антициклической денежно-кредитной политики. По мнению монетаристов, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать спрос на деньги, не вызывая при этом рост инфляции.

Несмотря на логичность данного утверждения, оно сразу стало объектом острой критики со стороны кейнсианцев. Они утверждали, что бессмысленно отказываться от активной кредитно-денежной политики, поскольку скорость обращения денег не стабильна, а постоянный рост денежного предложения может привести к значительным колебаниям совокупных расходов, что дестабилизирует экономику.

3. Монетаристская концепция инфляции. По мнению монетаристов, инфляция возникает в случае, когда темпы роста количества денег превышают темпы роста экономики. В начальный период население не ждет долговременного роста цен и рассматривает каждое повышение цен как временное. Субъекты экономики продолжают сохранять количество наличности, необходимое для поддержки своих потребностей, на привычном для них уровне. Однако, если цены продолжают расти, то население начинает ожидать дальнейшего роста цен. Поскольку покупательная способность денег снижается, то они становятся дорогим средством хранения активов, и люди будут пытаться уменьшать сумму сохраняемой наличности. Это способствует повышению цен, заработной платы и номинальных доходов. В результате реальные денежные остатки продолжают снижаться. На данной стадии цены растут быстрее, чем количество денег. Если темп роста денежной массы стабилизируется, то и темп роста цен также стабилизируется. При этом повышение общего уровня цен может отражать различные соотношения с ростом количества денег. При умеренной инфляции цены и денежная масса растут, как правило, одинаковыми темпами. При высокой инфляции цены растут значительно быстрее объема денег, вызывая снижение реальных доходов.

4. Естественная норма безработицы. Важное место в аргументации монетаристов занимает концепция «естественной нормы безработицы». Под естественной безработицей понимается добровольная безработица, при которой рынок труда находится в уравновешенном состоянии. Уровень естественной безработицы зависит как от институциональных факторов (например, от активности профсоюзов), так и от законодательных (например, минимального размера оплаты труда). Естественная норма безработицы — это уровень безработицы, который удерживает в стабильном состоянии реальную заработную плату и уровень цен (при отсутствии роста производительности труда).

По мнению монетаристов, отклонения безработицы от его уравновешенного состояния могут происходить только в краткосрочной перспективе. Если уровень занятости выше естественного уровня, то инфляция растет, если ниже — то снижается. Таким образом, в среднесрочной перспективе рынок приходит в уравновешенное состояние. Исходя из этих предпосылок, был сделан вывод, что политика в сфере занятости должна быть направлена ​​на сглаживание колебаний уровня безработицы от его естественной нормы. При этом для уравновешивания рынка труда было предложено использовать инструменты денежно-кредитной политики.

5. Гипотеза постоянного дохода. В работе «Теория функции потребления» (1957) М. Фридман объяснил поведение потребителей, выдвинув гипотезу постоянного дохода, в соответствии с которой постоянный доход соответствует уровню среднего дохода, а временный доход эквивалентен случайному отклонению от его среднего значения. По мнению Фридмана, потребление зависит от постоянного дохода, поскольку потребители сглаживают колебания временного дохода сбережениями и заемными средствами. Согласно гипотезе постоянного дохода потребление пропорционально постоянному доходу.

Основные положения концепции М. Фридмана.

  1. Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем за денежным оборотом.
  2. Рыночная экономика — саморегулирующаяся система. Диспропорции и другие негативные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике.
  3. Денежная масса влияет на величину расходов потребителей. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен и инфляции.
  4. Инфляция должна быть подавлена ​​любыми средствами, в том числе и за счет сокращения социальных программ.
  5. При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы (правило Фридмана), которое отражает два фактора:
    • уровень ожидаемой инфляции;
    • темп прироста ВВП.
  6. Саморегулирование рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденции стремится к стабильности и самоналадке. Если возникают диспропорции, то это происходит, прежде всего, в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, поддержка которым государственного регулирования экономики ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития.
  7. Количество государственных регуляторов должно быть сокращено до минимума. Исключается или снижается роль налогового и бюджетного регулирования.
  8. Главным регулятором, влияющим на хозяйственную жизнь, являются «денежные импульсы» в виде регулярной денежной эмиссии. Монетаристы указывают на взаимосвязь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства. Эта идея была обоснована в 1963 г. в работе Фридмана и Шварца «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867-1960». На основе анализа фактических данных был сделан вывод о том, что от темпов роста денежной массы зависит последующее наступление той или иной фазы делового цикла. В частности, нехватка денег является главной причиной возникновения депрессии. Исходя из этого, монетаристы считают, что государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта.
  9. Отказ от краткосрочной денежной политики. Поскольку изменение денежной массы сказывается на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом), то краткосрочные методы экономического регулирования, предложенные Кейнсом, необходимо заменить на долгосрочные, рассчитанные на их длительное и постоянное воздействие на экономику.

Итак, согласно взглядам монетаристов, деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту, что определяется склонностью к сбережениям, а поэтому для обеспечения соответствия между спросом на деньги и их предложением необходимо постепенно (определенным темпом на основе правила Фридмана) увеличивать количество денег в обращении.

discovered.com.ua

Экономические взгляды монетаристов

Главным идеологом монетаристов является американец Милтон Фридмен (род. в 1912 г.). Он автор 250 работ, в том числе 27 книг. Крупнейшей является работа «История денежной системы в США 1867-1960 гг.», которая принесла ему Нобелевскую премию. М. Фридмен считал, что обоснованность любой гипотезы проверяется через ее способность предсказывать ход событий. Если события подтверждают предсказания, то гипотеза приемлема.
Причиной экономических кризисов является деятельность правительства, блокирующая стихийный механизм рыночного равновесия. Прежде всего это касается кредитной экспансии банков, приводящей к необеспеченности инвестиций и заканчивающейся крахом и структурными диспропорциями. М. Фридмен и другие монетаристы очень большую роль отводят денежному фактору. Они считают, что от объема денежной массы, в первую очередь, зависит объем ВНП (валового национального продукта). В частности, М. Фридмен, проанализировав статистические материалы почти за столетний период, пришел к выводу, что корреляция между ВНП и деньгами более тесная, чем между ВНП и инвестициями. По его мнению, сначала меняется денежный фактор, а затем ВНП. На основе этого анализа он и сделал вывод, что деньги — определяющий фактор развития.

Для доказательства данного положения используется уравнение обмена И. Фишера:

где М — предложение денег, V — скорость обращения денег, Р — уровень цен или средняя цена каждой единицы товара, Q — объем произведенных товаров.

Левая часть уравнения (М * V) представляет собой количество расходов покупателей на приобретение благ, правая (Р * Q) — общую выручку продавцов товаров.

Монетаристы считают, что V — скорость общения денег — стабильна. При этом они исходит из устойчивой склонности к сбережениям. Поэтому в краткосрочном периоде скорость общения денег практически не меняется. В долгосрочном периоде она изменяется плавно. Следовательно, эти изменения достаточно легко предсказуемы.

При стабильности V увеличение М приводит к росту Р х Q или, по сути, к увеличению ВНП (валового национального продукта).

Между тем известно, что если растет денежная масса, то продукт не увеличивается, а растут только цены. Поэтому монетаристы делают здесь следующие оговорки.

1. Между ростом денег и увеличением ВНП лежит временной лаг (период). Он составляет от 6 месяцев до 2 лет, т. е. увеличение ВНП происходит не сразу, а лишь через определенный период.

2. Темп роста денежной массы, по мнению М. Фридмена, должен составлять 4%. Эта цифра у него складывается из 3% прироста реального продукта и 1% снижения скорости обращения денег в долговременном периоде. При более высоких темпах роста денежной массы начнется инфляция. Это так называемое монетарное правило. По мнению М. Фридмена, оно должно быть законодательно установлено в стране. В то же время он считал, что концепцию о 4%-ом росте денежной массы выдержать строго по годам нельзя. Могут возникнуть неожиданные обстоятельства, как, например, война в Ираке или Иране, президентские выборы, стихийные бедствия и др. Это потребует дополнительных расходов в том или ином году. Но, по М. Фридмену, надо точно знать правила нарушения. Если в каком-то году произошел перебор и вместо 4% роста денежной массы она составила 6%, то в следующем году она должна равняться 2% и т. д. Если это соотношение в течение определенного времени (5, 10, 15 лет) не будет выдержано, наступит разрушение роста ВНП.

У М. Фридмена и других монетаристов практически отсутствуют более или менее значимые рассуждения о том, как денежный фактор влияет на изменение объемов производства. Свои рассуждения они стараются подтвердить лишь статистическими данными. Однако ссылки на многолетний опыт фактических данных из истории денежного обращения многими экономистами воспринимаются скептически.

Что касается инфляции, то монетаристы ее причину видят в чрезмерном выпуске в обращение бумажных денег.

Решающий фактор образования избытка денег — расходы государства, покрывающиеся за счет:

а) эмиссии денег,
б) роста займов и налогов, которые сокращают производственные инвестиции, способствуя тем самым превышению темпа роста денежной массы над темпом роста продукции.

Необходимой антиинфляционной мерой является уменьшение количества денег в обращении. По словам М. Фридмена, Центральный банк США должен принять обязательство «поддерживать, насколько это возможно, устойчивый темп роста денег неделя за неделей и месяц за месяцем, не допуская сезонных колебаний денежного запаса». В обязательстве такого рода М. Фридмен видит своеобразную замену золотостандарта, который в свое время жестко ограничивал масштабы денежного обращения и в известной степени препятствовал использованию печатного станка для покрытия расходов государства. Кроме этого, необходимо изменить позицию профсоюзов относительно роста заработной платы. Без названных моментов политика в области денежного обращения будет основана лишь на благих намерениях.

Относительно безработицы М. Фридмен считал, что необходимо проводить следующие мероприятия. Во-первых, помогать наемному персоналу не деньгами, а улучшением информации о трудоустройстве. Во-вторых, проводить переквалификацию кадров. В результате сказанного человек будет сам зарабатывать, а не проявлять иждивенчество. По мнению многих экономистов, система М. Фридмеиа слабее, беднее, чем экономическое учение Дж. Кейнса. Но с точки зрения практической, утилитарной эта система сильна. Методы борьбы с инфляцией, предложенные М. Фридменом, признаны во всем мире. Например, долгое время федеральная резервная система не внимала рекомендациям монетаристов о применении монетарного правила. И только возросшая инфляция, нестабильность валютных курсов и непрекращающийся рост процентных ставок в начале 70-х годов заставили федеральную резервную систему пересмотреть свои позиции. Поэтому в 1975 г. Конгресс США обязал ФРС публиковать в печати основные макроэкономические показатели состояния денежных агрегатов Ml, М2, МЗ, основные процентные ставки, а также доходность по государственным облигациям. В 1974 г. западногерманский Бундесбанк объявил о введении ориентиров роста банковских резервов и наличных денег на 12-месячный период. В этом же году Швейцария ввела показатель допустимого роста объема денежной массы. Чуть позже страны ЕЭС приняли параметры, где прирост объема денежной массы не должен превышать 5-8% в год, а изменение валютного курса не должно быть более 5-6% в год.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

www.zavtrasessiya.com

Суть монетарного правила

Денежное правило — см. Монетарное правило. [c.414]

Монетарное правило, денежное правило — правило, сформулированное сторонниками монетаризма, согласно которому масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному темпу роста реального ВВП. [c.426]

ПРАВИЛО МОНЕТАРНОЕ -см. МОНЕТАРНОЕ ПРАВИЛО [c.557]

В заключение мы должны отметить, что на практике правительство и Центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не оформленной в виде монетарного правила. В конце 1980-х — начале 1990-х гг., в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции — менее предсказуемой, Центральные банки вновь стали отдавать предпочтение контролю над ставкой процента. [c.463]

Политика дешевых денег Политика дорогих денег Монетарное правило Таргетирование денежного предложения [c.465]

Неоклассики подчеркивают, что неопределенность продолжительности отклонений и лагов предопределяет неэффективность и даже дестабилизирующий характер дискреционной экономической политики. Поэтому неоклассическая теория считает, что автоматическая политика является более предпочтительной. Поскольку решающим фактором экономической активности и уровня цен, по мнению неоклассиков, является денежное предложение, постольку они отдают предпочтение автоматической кредитно-денежной политике, суть которой сводится к осуществлению политики денежного таргетирования (определению целевых показателей денежных агрегатов М1 или М2) на основе монетарного правила. [c.664]

Кроме того, любые денежные операции государства, в частности, воздействие на процентную ставку путем увеличения предложения денег, могут осуществляться только в рамках долгосрочной денежной стратегии, т. е. в рамках основного денежного закона, или основного монетарного правила M = Y + P. [c.504]

Охарактеризуйте содержание основного монетарного правила. Выполняются ли его требования в процессе монетарного регулирования современной российской экономики [c.506]

Среди экономических средств ГРЭ выделяют денежно-кредитные (монетарные) и налогово-бюджетные (фискальные) регуляторы. Основные инструменты денежно-кредитной политики государства были рассмотрены в предыдущих разделах курса. Следует отметить, что необходимость выполнения требований основного монетарного правила несколько сужает маневренность Центрального банка в регулировании денежного рынка. Однако, как показывает практика, в решении задач макроэкономической и финансовой стабилизации цели и инструменты денежно-кредитного регулирования современной смешанной экономики едва ли правомерно относить к разряду второстепенных. [c.571]

Если следовать требованию основного монетарного правила, то при отсутствии изменений в динамике общего уровня цен макроэкономическое равновесие «сместится» из т. Т в т. Т2. Кривая совокупного предложения на краткосрочных интервалах времени сместится из положения AS1 в положение AS2, а кривая совокупного спроса AD1 должна сместиться вправо точно в положение AD2. Если скорость обращения денег постоянна, такой сдвиг кривой совокупного спроса будет иметь место лишь в том случае, если государство через Центральный банк обеспечит темпы роста денежной массы, равные темпам роста естественного уровня реального объема производства на продолжительных интервалах времени. [c.615]

Отличие кейнсианства от современного монетаризма здесь определяется тем, что положено в основу монетарного регулирования — величина и динамика процентной ставки или же параметры денежного предложения. В условиях соответствующих требований кейнсианского и монетаристского подходов, Центральный банк не может одновременно воздействовать на оба эти параметра. Если государство будет стремиться обеспечить определенный уровень процентной ставки, то это может привести к нарушению основного монетарного правила, и наоборот. Следовательно, Центральный банк в состоянии поддерживать на определенном уровне либо процентную ставку, либо предложение денег. [c.624]

Другие исследователи считают, что едва ли целесообразно наделять Центральный банк большими полномочиями и что монетарную политику государства следует осуществлять в рамках некой денежно-кредитной конституции, представляющей собой свод определенных и неизменных правил и положений в монетарной сфере государственного регулирования экономики. С монетаристской точки зрения, ведущим положением денежно-кредитной конституции является известное монетарное правило. Однако реализация этого и других правил монетарного регулирования экономики существенно затрудняется действием ряда факторов. [c.625]

В чем заключается сущность основного «монетарного правила» денежно-кредитного регулирования экономики [c.630]

Наконец, эффект монетарной политики различен в краткосрочном и долгосрочном периодах. Расширение или сужение денежного предложения оказывает стимулирующее или сдерживающее воздействие на экономику в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде связь между предложением денег и процентной ставкой утрачивается, и монетарная политика оказывается недейственной. В долгосрочном периоде действует основное монетарное правило, согласно которому долгосрочный темп роста предложения денег должен равняться темпу роста реального ВНП. [c.312]

Государство имеет возможность воздействовать на макроэкономическое развитие путем регулирования денежного предложения. В основе современной монетарной политики лежит теория монетаризма. Основное монетарное правило количество денег в обращении должно изменяться в соответствии с темпом изменения реального ВНП. Главные инструменты воздействия государства (центрального банка) на денежное предложение — изменение величины норматива обязательных резервных требований, уровня учетной ставки (ставки рефинансирования) и операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг). Связь между изменением денежного предложения и сферой производства описывает «кейнсианский передаточный механизм», согласно которому изменение денежного предложения влечет за собой изменение уровня процента, что отражается на инвестиционном спросе, который, в свою очередь, с мультипликативным эффектом влияет на объем ВНП и занятость. [c.313]

Теория и практика монетаризма. Монетарное правило . [c.59]

Монетарное правило. К эмпирическим законам денежного обращения относится так называемое монетарное правило , суть которого составляет предложение о практическом установлении связи, количественного соотношения между темпами эмиссии денежных знаков и темпами экономического роста при проведении разумной денежно-кредитной политики с целью недопущения инфляции. [c.165]

Монетарное Правило формулируется следующим образом величина прироста массы денег в обращении за определенный период времени должна быть равна темпам прироста валового внутреннего продукта и темпам динамики цен (инфляции) за тот же период [c.165]

Дайте определение следующим ключевым понятиям денежная масса, денежный агрегат, денежная база, денежный агрегат МО, денежный агрегат Ml, денежный агрегат М2, денежный агрегат МЗ, денежный агрегат М4 (i), скорость обращения денег, эмпирические законы естественного отбора денег, худшие деньги, лучшие деньги, монетарное правило, ценовой индекс Ласпейреса, ценовой индекс Пааше, ценовой индекс Фишера, уравнение обмена ( формула Фишера ), количество полноценных денег, необходимое для обращения, методы регулирования обращения денег. [c.178]

Охарактеризуйте монетарное правило. Какие индексы цен целесообразно учитывать для его практического использования [c.178]

М. Фридмен выработал (для условий США 1970-х гг.) так называемое монетарное правило , согласно которому денежная масса должна ежегодно увеличиваться в коридоре 3—5%. Нижняя граница определяется по минимальному потенциальному темпу роста валового национального продукта. При меньшей величине возникнет проблема его реализации. При темпе выше 5% рост денежной массы станет избыточным и начнется инфляция. [c.213]

Важно подчеркнуть, что между тремя функциями существует внутренний конфликт, усложняющий политику центрального банка и объясняющий непоследовательность в его деятельности. Скажем, невозможно строго придерживаться монетарного правила, если центральный банк должен печатать больше денег в качестве кредитора последней инстанции. Современной версией этой проблемы является конфликт между политикой высоких процентных ставок в целях стабилизации цен и воздействием этой политики на здоровье банковской системы. В период повышения процентных ставок обычно возрастает уровень кредитного риска и несостоятельности заемщиков, что ведет к снижению прибыльности банков и даже банкротствам. [c.506]

Доходами в управленческом учете считаются, как правило, ожидаемые денежные поступления, а под расходами понимаются как ожидаемые денежные выплаты (монетарные), так и немонетарные расходы (амортизация, начисления резервов и т.п.). Немонетарными расходами можно легко манипулировать выбрать любой способ начисления амортизации установить для нее любые нормы использовать любой метод образования резервов и т.п. И каждый выбор дает новый финансовый результат. [c.934]

Существуют некоторые виды финансовых активов, в отношении которых финансовые обязательства не возникают. Это монетарное золото, специальные права заимствования (СПЗ), акции и другие виды долевого участия в капитале и некоторые производные финансовые инструменты (свопы, опционы и др.). [c.167]

Монетаризм (monetarism) — альтернатива кейнсианст-ву макроэкономические воззрения, в соответствии с которыми изменения совокупного объема продукта и уровень цен изменяются в зависимости от изменений предложения денег опирается на монетарное правило. [c.947]

Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая политика по правилам . Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3-5% в год). Однако, строгое следование этому правилу связывает руки правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке. [c.463]

Соответствие темпов роста денежной массы темпам роста естественного уровня реального объема производства на долгосрочных интервалах времени — ключевое положение современного монетаризма, определяющее основное монетарное правило. Его смысл состоит в том, что если, например, среднегодовые темпы увеличения объема ВВП составляют определенную процентную величину, то на такую же величину должна возрастать в обращении и денежная масса, влияющая на совокупный спрос1. В этом случае долгосрочные интервалы времени будут характеризоваться не только экономическим ростом, но и полной занятостью и стабильными ценами. Рассмотрим различные варианты сбалансированных темпов роста естественного уровня реального объема производства и совокупного спроса (рис. 31.3). [c.614]

Лостоякстпео темпов роста номинального объема ВВП также представляет собой долгосрочную цель денежно-кредитного регулирования. Как и в ранее рассмотренном случае, итогом достижения данной цели должен стать рост совокупного предложения, пропорциональный темпам роста естественного уровня реального объема производства на долгосрочных интервалах времени. Однако, в отличие от основного монетарного правила, рассматриваемая цель денежно-кредитной политики допускает и учитывает как изменение скорости оборота денег V, так и динамику уровня цен Р. Чтобы [c.615]

Закон — это связь явлений. Она может быть поверхностной или существенной. Поверхностные взаимосвязи выражают эмпирические законы (примером могут служить народные приметы о погоде если закат багровый — назавтра жди сильного ветра если чайка села в воду — жди хорошую погоду и т. п.). Эмпирические законы в ряде случаев называются закономерностями, правилами. К эмпирическим законам денежного обращения относится так называемый закон Грешема , монетарное правило. [c.160]

Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы совершенствование ее структуры. Монетарное правило М. Фридмена /ежегодный прирост денежной массы на 3—5%) ни в коей мере не соответст-вУет современным российским условиям. Во-первых, потенциал экономического роста для Российской Федерации существенно больше, чем 5% (эконо-мический рост в 2000 г. составил 8,3%, в 2001 г. — 5,2%). Во-вторых, если денежная масса в промышленно развитых странах составляет 80—120% ВВП (коэффициент монетизации), то в Российской Федерации — менее 15%. Значит, ежегодный темп прироста денежной массы в России должен быть более существенным. [c.215]

Каждая страна обязана определить фискального агента (fis al agen y) и депозитарий для осуществления ее финансовых операций с МВФ. Фискальным агентом может быть казначейство (министерство финансов), центральный банк, стабилизационный фонд, другой уполномоченный орган. МВФ ведет дела только с уполномоченными страной фискальными агентами, которые имеют право от лица страны осуществлять все операции и трансакции1, зафиксированные в статьях Соглашения. Кроме того, каждая страна обязана назначить свой центральный банк в качестве депозитария для активов в МВФ, выраженных в национальной валюте. Если страна не имеет центрального банка, то для этих целей должен быть выбран другой монетарный институт, вплоть до коммерческого банка. [c.537]

Ситуация 50—70-х годов характеризовалась смягчением валютного контроля вплоть до полной его отмены в развитых странах. Для защиты интересов внутреннего рынка, товаропроизводителей, национальной валюты и государственных экономических интересов стали вновь, как и в начале века, применять краткосрочные меры монетарного (процентная ставка, обменный курс и пр.) и фискального (налоги) характера. Административные и организационно-правовые формы заключались в основном в регламентировании прав предприятий на коммерческую деятельность. В 1951 г. Канада полностью отменила валютные ограничения. В конце 1958 г. Великобритания, Франция, ФРГ, Бельгийско-Люксембургский Союз, Голландия, Италия объявили о частичном снятии валютных ограничений. В 1959 г. решение о свободной конвертации сумм приняли также Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Австрия и Португалия. В 1961 г. Великобритания, Франция, ФРГ, Бельгия, Люксембург, Италия, Голландия, Ирландия, Швеция и Перу уведомили МВФ об отмене ими валютных ограничений по текущим операциям. [c.608]

Расходы ( ost) — жертвование некоторого ресурса, т. е. его уменьшение или использование для достижения поставленных целей. В предпринимательской деятельности расходы могут рассматриваться в контексте либо физического движения ценностей, либо кругооборота капитала. В первом случае речь идет о банальном уменьшении физического объема актива во втором случае — о различных целесообразных трансформациях ресурсов, имеющих целью генерирование доходов (конечный элемент трансформационной цепочки — монетарные активы, появляющиеся в балансе фирмы в сумме, превышающей величину понесенных затрат). Как элемент трансформационного процесса расходы, как правило, совершаются в том случае, если они потенциально обещают доходы или являются составной частью ранее совершенных потенциально обещавших доход операций. Расходы либо капитализируются, т.е. отражаются в балансе как актив, и постепенно переносятся в затраты или потери в будущие периоды, либо немедленно относятся на затраты или потери отчетного периода. Таким образом, по отношению к затратам расходы могут выступать в качестве их причины или следствия. Примером первой ситуации может служить покупка основного средства за наличные, сопровождающаяся расходом денежных средств. В этом случае и сами основные средства трактуются как понесенные расходы ради будущих доходов в дальнейшем эти расходы будут постепенно декапитализироваться, т. е. трансформироваться в затраты в соответствии с выбранной системой амортизационных отчислений. Примером второй ситуации выступает фактическая выплата денежных средств в виде заработной платы, осуществляемая после ее начисления, т. е. признания в виде затрат. Расходование какого-либо ресурса либо не затрагивает валюты баланса (трансформация одного актива в другой), либо уменьшает ее (выплата заработной платы). [c.310]

Монетарное золото и специал права заимствования [c.163]

economy-ru.info

Популярное:

  • Марки купля продажа Оценка и покупка почтовых марок Почтовые марки Малые листы ВНИМАНИЕ. НЕ ПРИНИМАЮТСЯ к оценке и покупке, ввиду низкой стоимости и миллионных тиражей, следующие почтовые марки: рваные, грязные, отмоченные с конвертов, […]
  • Сайт октябрьского суда ставрополя Октябрьский районный суд города Ставрополя Октябрьский районный народный суд г. Ставрополя был создан в апреле 1976 года в соответствии с Решением Исполнительного комитета Ставропольского городского совета депутатов […]
  • Прокурор мохов александр Прокурор мохов александр Адрес 107140, г. Москва, ул. Краснопрудная 22Б (схема проезда) Телефоны для обращения граждан +7 (495) 785-70-00 Телефон для обращения СМИ +7 (495) 785-70-00 (доб. 180) Факс +7 (499) 266-16-75 Отдел с […]
  • Гленн бленд золотые правила богатства Крушина - дерево хрупкое Валентин Сафонов У нас вы можете скачать книгу Золотые правила богатства Гленн Бленд в fb2, txt, PDF, EPUB, doc, rtf, jar, djvu, lrf! Источники благосостояния сельского населения земледелие, […]
  • Правило both the both Союзы neither . nor, either . or, both . and в английском языке с примерами Представлены Союзы neither . nor, either . or, both . and в английском языке с примерами. Для того чтобы перейти к более подробному рассмотрению этой […]
  • Some any little правило Many/much, a few/a little, any/some: перестаньте путаться раз и навсегда Местоимения, обозначающие количество, вызывают немало трудностей у изучающих английский язык. Все потому, что в русском языке эти пары слов переводятся […]
  • Правила покупки б у автомобилей Покупка б/у автомобиля - советы и правила Автомобиль уже давно перешел из категории роскоши в категорию средства передвижения, а для многих и основным средством для заработка. Но новые автомобили стоят все так-же дорого и […]
  • Приказом минэкономразвития 567 от 02102013 г Обоснование НМЦК согласно приказу Минэкономразвития от 02.10.2013 №567 Общие положения Приказа Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения и документации и отражается в указанных […]