Свидригайлов в преступлениях и наказаниях

Аркадий Иванович Свидригайлов — характеристика персонажа

Интересный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866).

Характер Свидригайлова

Некогда Аркадия Ивановича, шулера и мота, вытащила из долговой ямы одинокая помещица Марфа Петровна, стала ему женой и после своей смерти обеспечила на всю оставшуюся жизнь. Свидригайлову около пятидесяти лет отроду, он приятный лицом дворянин, упакованный в дорогие одежды. Выглядит много моложе своих лет, обладает широкими плечами, густой бородой и горделивой осанкой. Но лишь первое впечатление об этом герое положительно. Его скверный характер выдаёт холодный, пристальный взгляд и, как заметил Родион Раскольников, в свежем и приятном лице Свидригайлова есть что-то страшное. Занимая высокое положение в обществе, этот герой обладает большими деньгами и серьёзными связями, что позволяет ему добиваться любых назначенных целей.

Пугающие сплетни ходят о Свидригайлове. Общество винит его в отравлении супруги, за счёт женитьбы на которой герой выбрался из нищеты, но доказательств ни у кого нет, и предъявить Аркадию Ивановичу нечего. В народе поговаривают и о причастности барина к частому безосновательному истязанию слуг. И уж точно ни для кого не секрет, что для этого человека нет границ дозволенного, а «мораль» и «нравственность» — пустые слова. Он действует лишь в себе в угоду и любыми способами получает желаемое.

Аркадий Сидригайлов и Авдотья

В имении Свидригайлов пересекается с Дуней Раскольниковой, служащей домашней учительницей, и с первого взгляда страстно влюбляется в бесприданницу.

Домогательства «престарелого» поклонника совсем не приятны бедной девушке. Но, Свидригайлов не привык отступать, и, даже объект его воздыхания отправляется в Петербург, герой мчится следом. Там барин случайно снимает квартиру по соседству с Сонечкой Мармеладовой, дочерью пьяницы Мармеладова, зарабатывающей проституцией. Однажды он становится свидетелем разговора, в котором Родион Раскольников признаётся его соседке в содеянном преступлении и красноречиво доказывает «оправданность» своих действий.

Хитрый Свидригайлов пытается шантажировать Родиона. Требуя за своё молчание, чтобы тот устроил ему свидание с Дуней. Но любящий брат не просто отказывает старому развратнику, а обещает сделать всё возможное, чтобы не допустить этой встречи никогда. Обманом Аркадий Иванович всё же заманивает Авдотью Романовну в свою квартиру и, пытаясь заслужить расположение желанной девушки, рассказывает ей о преступлении брата.

Но Раскольникова непреклонна, она жестко отвергает назойливого мужчину и даже стреляет в него, но промахивается. Девушка горячо и искренне объясняет Аркадию Ивановичу, что никогда и ни за что не будет с ним. Каким-то чудом Дуне удаётся вырваться на свободу невредимой. А Свидригайлов, ошарашенный резким поведением объекта своей любви и осознанием, что его чувства безответны и таковыми останутся, себя убивает.

Цитаты Свидригайлова

— Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть.

— Никогда не ручайтесь в делах, бывших между мужем и женой или любовником и любовницей. Тут есть всегда один уголок, который всегда всему свету остается неизвестен и который известен только им двум.

— Порядочный человек обязан скучать.

— Да и вообще у нас, в русском обществе, самые лучшие манеры у тех, которые биты бывали.

— Но умная женщина и ревнивая женщина – два предмета разные, и вот в этом‑то и беда.

— Я пустил в ход величайшее и незыблемое средство к покорению женского сердца, средство, которое никогда и никого не обманет и которое действует решительно на всех до единой, без всякого исключения. Это средство известное — лесть. Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести. Если в прямодушии только одна сотая доля нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним – скандал. Если же в лести даже всё до последней нотки фальшивое, и тогда она приятна и слушается не без удовольствия; хотя бы и с грубым удовольствием, но всё-таки с удовольствием. И как бы ни груба была лесть, в ней непременно, по крайней мере, половина кажется правдою. И это для всех развитий и слоев общества. Даже весталку можно соблазнить лестью. А уж про обыкновенных людей и говорить нечего.

— Человек вообще очень и очень даже любит быть оскорбленным.

fandea.ru

Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века.

Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века.

«Вера в человека у Достоевского покоится не на сентиментальном воспевании человека, — она, наоборот, торжествует
именно при погружении в самые темные движения человеческой души.»
В. В. Зеньковский (Из книги «История русской философии» )

«Преступление и наказание» — роман о преступлении, но отнести его к «криминальному, детективному» жанру нельзя, его
называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов. В романе для
читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всем его
протяжении мы напряженно следим за каждым движением воспаленной мысли Раскольникова, за одинокими блужданиями его души,
за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков.
Другие персонажи романа обрисованы таким образом, чтобы, не утрачивая большого самостоятельного значения, они, каждый
по-своему, «разъясняли» ту драму, которая развертывается в сознании Раскольникова между помыслами и душой.
«. Раскольников единственный герой книги. Все остальные — проекции его души. Тут-то и находит объяснение феномен
двойников. Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова,
отражает частичку его личности » (П. Вайль, А. Генис. «Страшный суд»).
Разумихин, Свидригайлов, Лужин, Мармеладов, Соня, Порфирий Петрович становятся для Раскольникова как бы воплощенным
разрешением его собственного вопроса, «разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам, поэтому каждый
задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи». Таким образом. Раскольников становится духовным
и идейным центром романа.
В «Преступлении и наказании» история главного героя тесно переплетается с двумя сюжетными линиями: историей семьи
Мармеладовых и судьбой Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанными ними историями Свидригайлова и Лужина. Эти
две параллельно развивающиеся фабулы теснейшим образом связаны с Раскольниковым и его теорией. С ними он ведет страстный
спор в своих внутренних монологах. «Каждое лицо входит. в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как
фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т. п), а как символ некоторой жизненной установки и
идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его
мучают» (М. М. Бахтин)
Совершенство композиции «Преступления и наказания» в имеет себе равных. Состоящий из шести частей и эпилога роман,
«построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает развязка.
Первая такая точка — преступление. Вторая – наказание. Причем Достоевский пишет больше о наказании, чем преступлении
Раскольникова Но даже и не наказание, а «восстановление погибшего человека» более всего волнует Достоевского как
художника и мыслителя, поэтому, сменяя друг друга, в романе звучат мотивы осуждения и защиты Раскольникова, нарастая к
эпилогу, где намечен путь к возрождению героя и его постепенному обновлению, за которое необходимо «заплатить.
великим, будущим подвигом».
Чтобы развенчать антигуманную теорию Раскольникова, Достоевский показывает нам целый ряд персонажей. Одни (такие, как
Лужин и Свидригайлов) являются своеобразным воплощением жизни по теории Раскольникова. Другие, такие, как Соня и
Порфирий Петрович, показаны в романе для того, чтобы разоблачить эту теорию. Все они являются своеобразными
«двойниками» главного героя. Достоевский раскрывает перед нами их характеры.
Раскольников видит отражение своей теории в Лужине и Свидригайлове. Это сильные мира сего. Лужин — это человек деловой,
расчетливый, желчный, тщеславный. Для него на первом месте стоят деньги. По отношению к Дунечке и матери Раскольникова
Лужин ведет себя необыкновенно нагло и развязно. Он «до последней черты куражился над этими двумя родными женщинами».
«. Выходит, что от Лужина, если не до самого Раскольникова, то, во всяком случае, до его «Наполеона», до мыслишки-то
его — в сущности, рукой подать. В этом-то, конечно, и заключается основание ненависти между Лужиным и Раскольниковым.
Не то чтобы они очень, слишком бы мешали друг другу, а уж сходство-то чересчур «того»: т. е. так отвратительно похожи
они и так обидно карикатурят один другого, что хоть плачь. » И.Ф. Анненский (Из статьи «Достоевский в художественной
идеологии»)
Все три основные, параллельно развивающиеся завязки романа — драма Раскольникова, Сони и Дуни стремятся в сущности к
одной цели — показать загадочное, роковое смешение в жизни добра и зла.
В чистой и святой девушке, в Дуне, открывается возможность зла и преступления, — она готова предать себя, как Соня. В
развратном, погибшем человеке, в Свидригайлове, открывается возможность добра и подвига. Здесь тот же основной мотив
романа, вечная загадка жизни, смешение добра и зла.
Свидригайлов альтернативный представитель «сильных мира сего», отличается от Лужина. Мощные страсти живут в его душе.
В нем есть и сладострастный: зверь, и жаждущий любви человек. Свидригайлов надеется, что любовь Авдотьи Романовны могла
бы возродить его душу. Да ведь и факт совершения Свидригайловым преступлений нигде автором не подтверждается: в
основном это сплетни подлеца Лужина. Свидригайлов активно добр; он помогает Сонечке и сиротам Мармеладовым.
При первой же встрече с Родионом Свидригайлов замечает, «что между ними есть какая-то общая точка». В последнем
разговоре героев, наконец, выявляется вся бездна, разделяющая этих людей. Свидригайяов, ранее считавший, что
Раскольников преступник и циник по своим убеждениям, вдруг понимает, что это не так. Он замечает у Родиона
«шиллеровские» . представления о добре и зле, которые остаются значимыми для Раскольникова и после совершения
убийства. Родион Раскольников с болезненным чувством выслушивает тирады о «моральных» принципах Аркадия Ивановича.
Совесть Свидригайлова лишь иногда, во снах, напоминает о себе. Но этого мало для духовного возрождения. Свидригайлов
уже отчаялся и не может отделаться от чувства бесконечной тоски и скуки, еще больше опустошающего душу, Аркадий Иванович
не видит выхода и своим глубоким умом понимает, что уже не найдет его. И потому твердо принимает решение покончить с
собой. Здесь наблюдается один из основных мотивов романа, вечная загадка жизни, смешение добра и зла.
Сонечка. она могла спасти, простить, пожертвовать собою для любого, кто нуждался в сострадании. Ее душа, чистая,
верная душа, готова была взлететь и всю отдать себя миру: помочь каждому в бедствии, заступиться, помиловать, простить,
помочь. Она пошла бы на все ради спасения жизни других, не думая ни минуты о собственной выгоде и благополучии. Разве
думала она о себе, когда пожертвовала собой для своего семейства: отца, Катерины Ивановны, ее детей. Разве заботилась
Сонечка о мнении людей, толках и сплетнях, которые вызвал ее поступок. За все свое милосердие, за свою огромную жертву
она получила лишь позор, всеобщее презрение и. огромную любовь Катерины Ивановны. И эта любовь поддерживала и спасала
Соню, мысль о «тех», «что будет с теми» не давала ей покоя и удерживала от еще большего греха, чем тот, который она уже
приняла на душу.
Она верит, верит всею душой, что каждый человек прекрасен («Это человек-то вошь?» — восклицает она), глубоко убеждена,
что наставить на путь истинный можно совсем испорченного человека и сделать это можно милосердием. Образ Сони в романе
олицетворяет свет и воскресенье, к которому стремился Родион Раскольников. Вся жизнь Сони показывает поверхностность и
неверность теории Раскольникова.
За Соней идет ее отец по плоти и дитя по духу — старый Мармеладов. И он сложнее Сони в мысли, ибо, приемля жертву, он
же приемлет и страдание. Он — тоже кроткий, но не кротостью осеняющей, а кротостью падения и греха. Он — один из тех
людей, ради которых именно и дал себя распять Христос; это не мученик и не жертва, это, может быть, даже изверг, только
не себялюбец, — главное же, он не ропщет, напротив, он рад поношению. «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей
собственной совести, и ужаснее всего, что мы: иногда не знаем, кого из них больше любим, кому ; больше желаем
победы. » (Д.С. Мережковский).
Центральная идея, которой служил Достоевский во всей своей деятельности, которой немалое место отведено в Преступлении
и наказании» — христианская идея свободного всечеловеческого единения, всемирного братства во имя Христово.…
Персонаж, который подводит Раскольникова к этой идее – Порфирий Петрович. Он начал разговор о воскресении Лазаря, тем
самым побудил героя прочесть Евангелие, увидеть путь к спасению своей души. «… что значит у иных верующих
«пострадать»? Страдание значит принять…» – сообщает Порфирий Петрович Раскольникову, и тут же: » …взять вас сегодня
под арест не выгодно. Это будет значить, что я вас на покой посажу. » Симпатичен следователю главный герой, понимает,
что спасение возможно только через покаяние. А первый шаг к покаянию – явка с повинной. Именно на этой явке настаивает
Порфирий Петрович.
На вопрос кто они, сильные мира сего можно ответить словами Порфирия Петровича: » Не во времени дело, в вас самом.
Станьте солнцем, и вас увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

www.yaklass.ru

Образ Свидригайлова

Свидригайлов очерчен Достоевским весьма живо и естественно. Это тип человека, не имеющего никаких нравственных правил. Свидригайлов был образован, воспитан, богат, красив, но чувственные наслаждения погубили его. Гоняясь за этими удовольствиями, он промотал свое состояние, стал шулером и затем нищим. Богатая женщина влюбилась в него, заплатила его долги и сделала своим мужем. Свидригайлов несколько лет живет в деревне, причем не отказывает себе в чувственных удовольствиях. Наконец все ему надоело. В это время он встретился с Авдотьей Романовной и стал преследовать ее, чтобы удовлетворить свою страсть. Думая, что Авдотья Романовна противится его желаниям потому, что он женат, Свидригайлов, не задумываясь, убивает свою жену, бросает детей и едет в Петербург за Дуней. Хитростью он завлекает ее в свою квартиру и хочет обесчестить. Но когда видит, что Раскольникова чувствует к нему ненависть и презрение, он отпускает ее. После этого ему остался только один исход — самоубийство. Свидригайлов разбрасывает свои деньги и умирает равнодушным ко всему, даже к самому себе. Конечно, никто не пожалеет такого изверга.

Как-то отдельно от всего действия романа стоит фигура Свидригайлова. В ней многое остается необъясненным, загадочным. Свидригайлов — человек способный на всякую гадость, но между тем мы видим в нем и хорошие движения души -так, он вдруг обеспечивает после смерти Катерины Ивановны ее семейство. Неясны его отношения к сестре Раскольникова. Очевидно, он питал к ней глубокую и постоянную страсть. Сцена его свидания с ней заставляет думать, что в нем говорило не одно животное вожделение, но нечто иное. Неясен также душевный процесс, который довел его до самоубииства При всей недостаточности и туманности обрисовки, Свидригайлов производит впечатление чего-то цельного, какой-то силы. Он даже симпатичен, несмотря на свои дурные стороны. «Преступление и наказание» по своей художественной законченности занимает первое место среди романов Достоевского, романов городской жизни, жизни Петербурга, «города полусумасшедшего», как выражается один из героев «Преступления и наказания».

По мнению проф. Чижа в «Преступлении и наказании» пять душевнобольных: Раскольников и его мать, Мармеладов и его жена и Свидригайлов. Последний — наиболее совершенное, «бессмертное»
изображение нравственного помешательства. То, что называется нравственным помешательством, выражается полной или почти полной утратой нравственных понятий при наличии других душевных проявлений. «Русские люди вообще широкие люди, — говорит Свидригайлов, — широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному». «У нас в образованном обществе особенно священных преданий ведь нет», — развивает он далее свою мысль.

Иные составляют себе эти священно-нравственные понятия по книгам или «из летописей выводят», но, по мнению Свидригайлова, это значит быть «колпаком» и «неприлично светскому человеку». Себя он с чувством удовлетворения называет «белоручкой» и никаких святынь не признает. Он родовой дворянин, бывший кавалерийский офицер, не порвавший разных общественных «связей», которые его не раз выручали в трудные минуты жизни. «По старой полковой привычке» он алкоголик, а из любви к сильным ощущениям шулер и развратник, о чем говорит с откровенным цинизмом. Жену он бил хлыстом, тоже находя в этом удовольствие, а за-
тем отравил ее, добившись угрозами или взятками, что медицинское вскрытие установило смерть от сытного обеда после купанья. Легко сошло с рук Свидригайлову и самоубийство его лакея, доведенного до этого грубым обращением. Вспоминать об этом Свидригайлову не стыдно, а
только скучно. Узнав из подслушанного разговора о преступлении Раскольникова, Свидригайлов считает его интересным человеком и предлагает устроить побег за границу. Раскольников для него «своего поля ягодка». Признавая за собой полное право пользоваться людьми для своего удовольствия и пользы, Свидригайлов презрительно относится ко всяким новым общественным веяниям и очень рад, что в его местности крестьянскую реформу провели так, что у него доходов не убавил ось.

Общественная опасность свидригайловых в том, что они только с медицинской точки зрения рассматриваются, как больные. Для всех они, самое большее, люди со странностями. Достоевский показывает и несомненную болезненность Свидригайлова, страдающего от галлюцинаций, и его заразное, тлетворное влияние. Он «имеет счастие интересовать своими суждениями» сестру Раскольникова, которую в конце концов доводит своими гнусными домогательствами до того, что она стреляет в него и едва не убивает. Он находит себе невесту, «шестнадцатилетнего ангепьчика», наслаждается ее стыдливыми слезами от его обращения и уже наперед знает, что после свадьбы ее бросит, и что какая-то мадам Ресслих старается об этой свадьбе, чтобы потом, пользуясь безвыходным положением брошенной женщины, сделать
«оборот», «в нашем слою то есть да повыше». Бесчисленными нитями взаимодействия с нравственным помешательством Свидригайлова связаны духовно неразвитые Лебезятниковы и нравственно глухие Лужины. Безнадежно глупый и грубый Лебезятников видит даже служение прогрессу в исповедании, например, таких идей, что благородство и великодушие — все это вздор, нeлепости, старые предрассудочные слова. Через Лебезятникова Мармеладов узнает, что «сострадание в наше время даже наукой воспрещено, и что так уже делается в Англии, где политическая экономия». Лужин, «благонадежный и обеспеченный» человек, тоже ссылаясь на «науку», утверждает, что нужно возлюбить не ближнего, а самого себя, и что все на личном интересе основано. Он намеренно ищет жену из бедного семейства, чтобы она чувствовала себя обязанной мужу. Лужин выбирает бедную девушку Авдотью Романовну Раскольникову, подходящую под его идеал бедной и потому покорной жены. Мать ее, нуждающаяся вдова дворянина, женщина, уставшая в борьбе с нуждой и впоследствии помешавшаяся от страха и забот о своих детях, в каком-то отчаянии ищет оправданий для брака Дуни с Лужиным, который «кажется добрым» человеком. Поэтому Свидригайлов справедливо замечает, что мать Раскольникова напрасно предпочитает ему Лужина: это совершенно все равно. Лужи н только не так смел и нагл, как Свидригайлов, но ни перед какой подлостью не остановится, чтобы
достигнуть своей цели, когда ему не приходится бояться отпора. Свидригайловы, Лебезятниковы, Лужины и подобные им всей своей тяжестью ложатся на слабых, униженных, бедных.

info-shkola.ru

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера

Господин Свидригайлов является одним из ярких второстепенных персонажей романа «Преступление и наказание» Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера героя.

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы по Свидригайлову

Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера

Аркадий Иванович Свидригайлов является знакомым и поклонником Дуни Раскольниковой, (сестры главного героя, Родиона Раскольникова).

Возраст господина Свидригайлова — около 50 лет:
«. Это был человек лет пятидесяти. « О внешности Свидригайлова известно следующее:
«. росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет. « «. обеими руками оперся на трость. Сколько можно было разглядеть сквозь мигавшие ресницы, человек этот был уже немолодой, плотный и с густою, светлою, почти белою бородой…» «. Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было, ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем.» Свидригайлов — офицер в отставке, дворянин по происхождению:
«Я кто такой? Вы знаете: дворянин, служил два года в кавалерии. « Свидригайлов — вдовец, муж покойной Марфы Петровны:
«. Может быть. видя себя уже в летах и отцом семейства. « У Свидригайлова есть дети, но он считает себя плохим отцом. По его словам, дети в нем не нуждаются:
«. Дети мои остались у тетки; они богаты, а я им лично не надобен. Да и какой я отец!» Свидригайлов является состоятельным человеком (до смерти жены):
«. Оно конечно, одет прилично и числюсь человеком не бедным. « «Себе я взял только то, что подарила мне год назад Марфа Петровна. С меня достаточно. « «. я хоть и небогат. « «. Марфа Петровна. и если и оставила ему нечто . чего и на год не хватит человеку с его привычками. « Господин Свидригайлов — сумасброд:
«. слишком уже строго поступили с этим сумасбродом. « «. этот сумасброд давно уже возымел к Дуне страсть. « Свидригайлов — человек «забубенного поведения», то есть отчаянный, способный на все:
«. человек поведения забубенного. « Свидригайлов — грубый злодей, сладострастник и подлец:
«. от этого грубого злодея, от этого сладострастного развратника и подлеца. « «Это непременно ты… подлец!» «. Одним словом, в вас эта чудовищная разница лет и развитий и возбуждает сладострастие! И неужели вы в самом деле так женитесь?»

Господин Свидригайлов — развратный, порочный, праздный человек:
«. Действительно, я человек развратный и праздный. « «Это самый развращенный и погибший в пороках человек, из всех подобного рода людей. « Свидригайлов — ужасный, бесчестный человек:
«. Нет, нет, это ужасный человек! Ужаснее я ничего и представить не могу. « «. Хоть я и знаю, что вы человек… без чести. « Свидригайлов — мрачный, скучный человек, по его собственному мнению:
«. А я ведь человек мрачный, скучный. Вы думаете, веселый? Нет, мрачный: вреда не делаю, и сижу в углу; иной раз три дня не разговорят. « Свидригайлов — грешный, низкий человек, любящий «места с грязнотцой»:
«. я человек грешный. Хе-хе-хе. « «. я люблю клоаки именно с грязнотцой. « Свидригайлов — скверный и пустой человек, который ничем по-настоящему не занимается:
«. и в таком скверном и пустом человеке, как я. » (Свидригайлов о себе) «. хотя бы что‑нибудь было; ну помещиком быть, ну отцом, ну уланом, фотографом, журналистом… н‑ничего, никакой специальности! Иногда даже скучно. « Свидригайлов — пустейший, ничтожнейший злодей в мире, по мнению Раскольникова:
«. В Свидригайлове он убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире.» Свидригайлова не интересует мнение окружающих:
«. Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь. а потому отчего же и не побывать пошляком. « Свидригайлов — очень странный человек:
«Он очень странный и на что-то решился… Он как будто что-то знает… От него надо Дуню оберегать…» Когда хочет, господин Свидригайлов умеет казаться порядочным человеком и вести себя обворожительно:
«. Аркадий Иванович, когда хотел, был человек с весьма обворожительными манерами. « «. Мне даже кажется, что вы очень хорошего общества или, по крайней мере, умеете при случае быть и порядочным человеком. « Господин Свидригайлов — хитрый человек:
«. он человек хитрый и обольстительный насчет дам. «

Это был цитатный образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера героя.

www.alldostoevsky.ru

Свидригайлов в преступлениях и наказаниях

Интересно проследить, как создавался Достоевским образ Свидригайлова. В черновых записях «Преступления и наказания» этот герой именуется А–овым, по фамилии одного из каторжан Омского острога Аристова, который в «Записках из мертвого дома» характеризуется как предел «нравственного падения. решительного разврата и. наглой низости». «Это был пример, до чего могла дойти одна телесная сторона человека, не сдержанная внутренне никакой нормой, никакой законностью. Это было чудовище, нравственный Квазимодо. Прибавьте к тому, что он был хитер и умен, красив собой, несколько даже образован, имел способности. Нет, лучше пожар, лучше мор и голод, чем такой человек в обществе!»

Свидригайлов и предполагался воплощением такого полного нравственного уродства. Однако и самый этот образ и отношение к нему автора оказались несравненно более сложными: наряду с шулерством, грязным развратом и жестокостью, доведшей его жертву до самоубийства, он оказывается неожиданно способным и на добрые дела, на человеколюбие и великодушие. Свидригайлов – человек огромной внутренней силы, потерявший ощущение границ между добром и злом.

Свидригайлов. Фрагменты из фильма «Преступление и наказание»

В тетрадях Достоевского сохранились подготовительные заметки, которые отражают постепенное формирование характеристики этого образа и вариации его сути в писательском воображении. «Страстные и бурные порывы, клокотание и вверх и вниз; тяжело носить самого себя (натура сильная, неудержимые, до ощущения сладострастия, порывы лжи (Иван Грозный), много подлостей и темных дел, ребенок (NB умерщвлен), хотел застрелиться. Три дня решался. Измучил бедного, который от него зависел и которого он содержал. Вместо застрелиться — жениться. Ревность. (Оттягал 100.000.) Клевета на жену. Выгнал или убил приживальщика. Бес мрачный, от которого не может отвязаться. Вдруг решимость изобличить себя, всю интригу; покаяние, смирение, уходит, делается великим подвижником, смирение, жажда претерпеть страдание. Себя предает. Ссылка. Подвижничество.

«Гнусно подражать народу не хочу». Все-таки нет смирения, борьба с гордостию».

Далее характеристика эта ещё видоизменяется, причем очевидно, что сложный образ, носящийся перед творческим воображением романиста, содержит черты не только Свидригайлова, но и ряда позднейших его персонажей – Великого грешника, героя задуманных романов «Атеизм» (1868–1869) и «Житие великого грешника» (1869–1870), Ставрогина («Бесы») и Версилова («Подросток»):

«Страстные и бурные порывы. Никакой холодности и разочарованности, ничего пущенного в ход Байроном. Непомерная и ненасытимая жажда наслаждений. Жажда жизни неутолимая. Многообразие наслаждений и утолений. Совершенное сознание и анализ каждого наслаждения, без боязни, что оно оттого ослабеет, потому что основано на потребности самой натуры, телосложения. Наслаждения артистические до утонченности и рядом с ними грубые, но именно потому, что чрезмерная грубость соприкасается с утонченностию (отрубленная голова). Наслаждения психологические. Наслаждения уголовные нарушением всех законов. Наслаждения мистические (страхом ночью). Наслаждения покаянием, монастырем (страшным постом и молитвой). Наслаждения нищенские (прошением милостыни). Наслаждения Мадонной Рафаэля. Наслаждения кражей, наслаждения разбоем, наслаждения самоубийством. (Получив наследство 35 лет, до тех пор был учителем или чиновником, боялся начальства). (Вдовец). Наслаждения образованием (учится для этого). Наслаждения добрыми делами».

В итоге «Преступление и наказание» изображает Свидригайлова человеком, надругавшимся над священной матерью-землей и разорвавшим связь с человеческой семьей. Он убивает в себе личность и попадает во власть безликих космических сил. Последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов скитается по безлюдным улицам под грозой и проливным дождем. Дух небытия, воплотившийся в нем, узнает в бунте стихий «наследье роковое». Хаос душевный сливается с хаосом природным. Описание этой грозовой ночи – вершина «мистического реализма» Достоевского.

До десяти часов вечера Свидригайлов посещает «разные трактиры и клоаки», слушает шарманку в каком-то увеселительном саду. «Вечер был душный и мрачный. К десяти часам вечера надвинулись со всех сторон страшные тучи – ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева». В полночь он идет на Петербургскую сторону, снимает номер в грязной деревянной гостинице, но и эта крошечная клетушка не спасает его от разбушевавшихся стихий. Они преследуют его. «Это под окном, должно быть, какой-нибудь сад, – подумал он, – шумят деревья; как я не люблю шума деревьев, ночью, в бурю и в темноту, скверное ощущение»! Дождь, сырость, вода вызывают в нем нестерпимое отвращение. «Никогда в жизнь мою не любил воды, даже в пейзажах»; его мучит кошмар: оскорбленная им девочка – утопленница – лежит в гробу среди цветов. Он распахивает окно: «Ветер хлынул неистово в его тесную каморку и как бы морозным инеем облепил ему лицо. Среди мрака и ночи раздался пушечный выстрел, за ним – другой. А, сигнал! Вода прибывает, подумал он».

Образ утопленницы (девочки, над которой Свидригайлов некогда надругался) надвигается на него, как наводнение. Вода мстит осквернителю. Свидригайлов убивает себя во влажном тумане, на грязной улице, среди мокрых деревьев: «Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой по направлению к Малой Неве. Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты». Он останавливается перед домом с каланчей и спускает курок на глазах у еврея-пожарника.

rushist.com

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Основные признаки права собственности Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]