Туризм закон рф

Содержание:

О развитии внутреннего и въездного туризма как факторе экономического роста Российской Федерации

Заслушав информацию руководителя Федерального агентства по туризму о развитии внутреннего и въездного туризма как факторе экономического роста Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Туризм является важным направлением экономической деятельности, влияющим как на развитие экономики в целом, так и отдельных ее отраслей и направлений: транспорта, строительства, торговли, сельского хозяйства, а также общественного питания, производства сувенирной продукции, услуг туристических компаний, коллективных средств размещения и связи. Въездной туризм способствует притоку финансовых средств, которые стимулируют развитие экономики принимающих субъектов Российской Федерации.

С 2014 года в туристской отрасли России наметилась тенденция стабильного качественного роста. Внутренний туристский поток в 2017 году превысил 56,5 млн. человек. Общий въездной туристский поток, по данным Федеральной службы государственной статистики, сохранился примерно на уровне 2016 года и составил 24,4 млн. человек. С 2014 года благодаря активному развитию туристской отрасли появилось более 250 тыс. новых рабочих мест. За тот же период налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации от осуществления туристской деятельности выросли на 18,6 процента.

Основополагающими документами, регулирующими вопросы внутреннего и въездного туризма, являются Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р, государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317, федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644. Указанная федеральная целевая программа имеет высокую степень эффективности: частные инвестиции в туристскую отрасль составили 61,5 млрд. рублей (в среднем 2,7 рубля из внебюджетных источников на один рубль из федерального бюджета).

Продолжается совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей государственную политику в сфере туризма. В настоящее время ведется работа над проектом федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)». Целью новой программы является создание условий для эффективного развития сферы туризма с увеличением вклада отрасли в валовой внутренний продукт на 70 процентов –
до 5,33 трлн. рублей (с 3,49 до 5 процентов).

Однако эффективное целенаправленное развитие туристской отрасли позволяет рассчитывать на более высокие результаты. Ее вклад в валовой внутренний продукт может составить от 7 до 10 процентов. Для достижения таких показателей необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере туризма, в том числе по вопросам статистического учета внутреннего туристского потока, создать современную модель межведомственного взаимодействия по вопросам развития туристской отрасли, стимулировать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к активному развитию на их территориях приоритетных направлений развития туризма. Защите прав и обеспечению безопасности туристов будет способствовать законодательное закрепление обязанности туроператоров и турагентов по использованию государственной информационной системы «Электронная путевка».

Важными условиями дальнейшего развития внутреннего и въездного туризма как фактора экономического роста Российской Федерации являются развитие и реконструкция туристской, транспортной, коммунальной, информационной, социальной и иных инфраструктур, привлечение инвестиций, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение эффективности межрегионального сотрудничества при организации туристской деятельности. Одним из способов увеличения въездного туристского потока может стать дальнейшее упрощение визового режима, в том числе путем распространения упрощенного порядка въезда иностранных граждан по электронным визам через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Необходимы современный подход к формированию и продвижению туристского продукта в сфере внутреннего и въездного туризма на внутреннем и мировом туристских рынках, в том числе с использованием новых информационных технологий, а также повышение качества предоставляемых услуг, снижение влияния сезонного фактора, развитие социального, экологического, медицинского и других видов туризма, подготовка квалифицированных кадров в сфере туризма.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федерального агентства по туризму о развитии внутреннего и въездного туризма как факторе экономического роста Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:

№ 876688–6 «О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации»;

№ 405915–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“, статью 2 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области“ и в статью 11 Федерального закона „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ в части распространения упрощенного порядка въезда иностранных граждан по электронным визам на территории воздушных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, направленных на совершенствование правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, установление административной ответственности за нарушение условий оказания услуг экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника;

2) рассмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов вопросы:

о выделении средств из федерального бюджета в объеме 69,27 млрд. рублей на реализацию федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)», концепция которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 872-р;

о предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку туроператоров, обеспечивающих увеличение внутреннего туристского потока на приоритетных туристских маршрутах;

о финансовой поддержке развития туристских культурно-познавательных маршрутов, разрабатываемых Министерством культуры Российской Федерации, для граждан старшего поколения;

3) рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения» в части уточнения правил остановки, стоянки туристских автобусов и закрепления возможности их движения по полосе для маршрутных транспортных средств;

4) рассмотреть возможность продления срока действия
до 2025 года Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года и ее актуализации с учетом возможного изменения показателей развития туристской отрасли, конъюнктуры международных туристских рынков, макроэкономических условий, накопленного практического опыта реализации;

5) ускорить утверждение проекта федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)»;

6) ускорить утверждение приоритетного проекта «Увеличение экспорта туристских услуг»;

7) рассмотреть возможность предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение туристских автобусов;

8) рассмотреть возможность предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом;

9) рассмотреть возможность создания методологии статистического учета внутреннего туристского потока, в том числе экскурсантов, с использованием современных информационных технологий в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р;

10) рассмотреть возможность создания методик, позволяющих оценить удельный вес налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от осуществления туристской деятельности и вклада туристской отрасли в прирост валовых региональных продуктов;

11) продолжить работу по уточнению списка государств, гражданам которых в соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» оформляются электронные визы;

12) рассмотреть вопрос о расширении производства на территории Российской Федерации туристских автобусов в целях импортозамещения;

13) рассмотреть предложения Федерального агентства по туризму об установлении требований к туристским автобусам, видам туристских автобусов и срокам их эксплуатации;

14) дать поручение Федеральному агентству по туризму совместно с акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» рассмотреть вопрос о снижении до 5 процентов годовых процентной ставки по кредитным договорам и об установлении особых льготных условий кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере туризма.

4. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке:

проекта федерального закона, направленного на определение категорий сложности туристских маршрутов и установление требований к организации их безопасности, а также требований к безопасности активных видов туризма;

пилотного проекта «Туризм для граждан старшего поколения».

5. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по туризму рассмотреть вопрос о разработке проекта федерального закона, направленного на установление обязанности туроператоров и турагентов по формированию электронных путевок и их размещению в государственной информационной системе «Электронная путевка».

6. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть возможность:

1) применения упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги коллективных средств размещения, у которых остаточная стоимость основных средств не превышает 300 млн. рублей;

2) не учитывать налоговые доходы, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги коллективных средств размещения, при определении уровня бюджетной обеспеченности для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

7. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации подготовить предложения о расширении производства на территории Российской Федерации туристских автобусов в целях импортозамещения и направить их в Правительство Российской Федерации.

8. Рекомендовать Федеральному агентству по туризму:

1) рассмотреть в приоритетном порядке объекты, входящие в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, объекты, обладающие санаторно-курортным, лечебным, культурно-историческим потенциалом, в том числе туристско-рекреационные кластеры, при отборе инвестиционных проектов, предлагаемых субъектами Российской Федерации к включению в перечень мероприятий в рамках разрабатываемой федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)» (согласно приложению);

2) обеспечить дальнейшее продвижение за рубежом туристского потенциала Российской Федерации как перспективного туристского направления, в том числе развитие сети национальных туристических офисов «Visit Russia», в целях увеличения объема въездного туристского потока;

3) подготовить предложения об установлении требований к туристским автобусам, видам туристских автобусов и срокам их эксплуатации и направить их в Правительство Российской Федерации;

4) разработать комплекс мер по обеспечению информирования граждан Российской Федерации, иностранных граждан, заинтересованных организаций, в том числе медицинских, о курортно-рекреационных возможностях Российской Федерации;

5) активизировать деятельность по двустороннему и многостороннему взаимодействию в сфере туризма с государствами – членами Евразийского экономического союза и государствами – участниками Содружества Независимых Государств.

9. Рекомендовать Федеральному агентству по туризму совместно с Федеральным казначейством обеспечить контроль за соблюдением условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)».

10. Рекомендовать Федеральному агентству по туризму совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации подготовить предложения о дополнительных мерах государственной поддержки приоритетных направлений развития туризма в муниципальных образованиях для включения в проект федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации
(2019–2025 годы)».

11. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о включении оказываемых физическим лицам услуг экскурсоводами (гидами), гидами-переводчиками и инструкторами-проводниками, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в перечень услуг, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) рассмотреть совместно с представительными органами муниципальных образований вопрос об установлении минимальной налоговой ставки по земельному налогу в отношении земельных участков, отнесенных к землям рекреационного назначения.

12. Рекомендовать органам государственной власти Республики Крым, Алтайского края, Краснодарского края и Ставропольского края проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года о ходе и результатах эксперимента по развитию курортной инфраструктуры.

13. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года
о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

14. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года о реализации настоящего постановления.

15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.

16. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

council.gov.ru

Туризм и право. Сборник законов о туризме

Шенгенская виза. Правила оформления.

Шенгенская виза. Позволяет гражданам и иностранным туристам свободно перемещаться в пределах шенгенской зоны по одной (один раз выданной) визе. Получение шенгенской визы – дело серьезное и кропотливое, но не сложное. Для этого необходимо собрать базовый пакет документов. Для тех, кто едет с ребенком, необходимо предоставить документы на ребенка.

Шенгенский кодекс о границах

РЕГЛАМЕНТ (ЕС) № 562/2006 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА

от 15 марта 2006 г .,

устанавливающий Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ (Шенгенский кодекс о границах)

Публикуемый документ является первым в истории Европейского Союза кодифицирующим актом, в котором собраны воедино правила по вопросам пересечения физическими лицами государственных границ. Положения Кодекса в равной мере касаются «внутренних» (раздел III) и «внешних» (раздел II) границ Европейского Союза, затрагивают как его собственных граждан, так и выходцев из «третьих стран» (в том числе граждан России).

Сотрудничество

Мы приглашаем к сотрудничеству туристические сайты, туристические компании, агентства, индивидуальных гидов и экскурсоводов, владельцев отелей, гостевых домов и гостиниц, а также всех, кто имеет отношение к туристическому бизнесу. Наш сайт достаточно популярен и активно развивается.

Как подать в суд на турагентство. Возмещаем убытки.

К сожалению не каждый турист или отдыхающий, вернувшись домой с отдыха, может гордо произнести фразу «Отпуск удался!». Не редко встречаются и такие, от которых судьба отвернулась и, в первую очередь, отвернулась она по вине турагентства или туроператора. В таких случаях возникает желание наказать обидчика и взыскать с него по заслугам и самое главное, вернуть потраченные деньги или получить компенсацию. Сделать это вполне реально и не сложно. Однако, для достижения поставленной цели вам потребуется терпение и ещё раз терпение, ведь такие разбирательства могут затянуться надолго. Если вы к такому готовы – читаем дальше.

Инструкция по заполнению Анкеты на загранпаспорт

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ЗАГРАНПАСПОРТА

Внимание! Все документы заполняются на компьютере или печатной машинке. Исправления от руки – не допускаются

Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов

ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.

Государственный стандарт Российской Федерации
Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 21 февраля 1994 г. N 32 Дата введения 1 июня 1994 года ГОСТ Р 50644-94

Бланк путевки ТУР-1

Согласно Приказу Министерства финансов РФ №60-н от 9 июля 2007 года, с 1 сентября российские турфирмы должны перейти на использование новых бланков строгой отчетности «Туристская путевка».

Сборник самых ходовых документов по туризму ЗДЕСЬ.

Туристические услуги. Общие требования

Государственный стандарт Российской Федерации
Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 29 июня 1994 г. N 180 Дата введения 1 января 1995 года
ГОСТ Р 50690-94
Туристско-экскурсионное обслуживание

Туристические услуги общие требования

Правила оказания услуг по реализации туристского продукта

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 июля 2007 г. # 452

Правила оказания услуг по реализации туристского продукта

При поездке ребенка с одним из родителей за границу

Закон о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ гласит: .

Отказались от тура за день до вылета

Туроператор выставил штраф. Вправе ли турагентство требовать от туроператора обоснования, по каким именно позициям и какие убытки понес туроператор, и оплатить только ту часть, которая соответствует действительно понесенному туроператором по вине туриста/турагентства ущербу?

Правила провоза ручной клади в самолетах

Комитет Еврокомиссии по безопасности гражданской авиации принял новые правила провоза ручной клади в самолетах, которыми ограничено количество жидкости, разрешенной к проносу на борт самолета.

Перечень документов для оформления загранпоспорта

1.Внутренний (общегражданский) паспорт, ксерокопия его страниц, где есть записи, либо удостоверение личности военнослужащего. Также необходимо знать почтовый индекс места прописки.

Перечень документов для оформления визы во Францию

Tax Free. Порядок выплат.

Возврат денег осуществляется наличными или по перечислению на банковский счет в бюро Tax Free Shopping в международных аэропортах, на паромах, железнодорожных вокзалах или на автодорожных пограничных пунктах при соблюдении трех условий:

Правила вывоза валюты за границу

Вся наличная валюта обязательно должна быть внесена в таможенную декларацию. При этом валюта на сумму в эквиваленте до $1500 США не требует документального подтверждения ее приобретения, но подлежит декларированию. На валюту сверх этой суммы необходимо представить документы, подтверждающие легальность ее происхождения. Такими документами могут быть, во-первых, таможенныедекларации, в которых указано, какую валюту и в каком количестве гражданин ввез ранее в Россию из-за границы, во-вторых, справка формы № 0406007, выдаваемая банками РФ при покупке валюты. В ней должны быть указаны все реквизиты документа, удостоверяющие личность владельца валюты (например, данные паспорта).

Биометрический паспорт. Загранпаспорт нового поколения

Документы для оформления биометрического паспорта взрослым. Заполнение анкеты для биометрического паспорта:

1. Ксерокопия всех заполненных страниц внутреннего российского паспорта (оригинал потребуется при получении биометрического загранпаспорта).

2. Копия заполненных страниц трудовой книжки, заверенная печатью по месту работы.

Об основах туристической деятельности в РФ

Об основах туристической деятельности в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года. Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристического рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристических ресурсов Российской Федерации.

Право туриста на информацию для выбора туристической фирмы, тура и места отдыха

Без сомнения, что половина успеха путешествия зависит от правильно выбранной турфирмы, а в какой-то степени и от профессионализма менеджера или иного специалиста, помогающего вам подобрать тур, оформить все необходимые документы и, наконец, непосредственно формирующего для вас путешествие.

Оформление туристического договора с турфирмой.

И вот, наконец, выбор совершен – вы определились и уже точно представляете, какой именно тур желаете приобрести. Однако сложности на этом не заканчиваются. Начинается не менее ответственный этап – заключение договора на предоставление туристских услуг. Именно оттого, насколько полно и грамотно будет он заключен, будет зависеть, насколько гарантирован вам отдых, соответствующий вашим ожиданиям или, по крайней мере, возможность впоследствии взыскать с турфирмы все причиненные вам неудобства.

all-worlds.ru

Путин внес изменения в закон «Об основах туристской деятельности в РФ»

В законе, в частности, уточняются понятие экстренной помощи, такие показатели, как общая цена туристского продукта и количество туристов в сфере выездного туризма за предыдущий год, порядок перечисления ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности туроператора и цели, на которые расходуются средства фонда. Учитывая, что фонды персональной ответственности туроператоров формируются объединением туроператоров в сфере выездного туризма, в качестве одной из таких целей определены административно-управленческие расходы объединения туроператоров, связанные с оплатой аренды помещений, услуг связи и выплатой заработной платы его работникам.

Одновременно законом уточняется, что для туроператора, осуществляющего деятельность в сферах выездного, въездного и (или) внутреннего туризма и сформировавшего фонд персональной ответственности туроператора в максимальном размере, не требуется финансовое обеспечение ответственности туроператора для сферы выездного туризма.

Федеральным законом также устанавливаются порядок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора, сформированный в максимальном размере, срок такого освобождения и порядок его продления, а также основания для отказа в продлении срока.

Также устанавливается право Ростуризма принимать решения об исключении из реестра туроператоров, прекративших деятельность, даже в случае, если недобросовестный туроператор публично не заявил о прекращении деятельности.

Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

tourism.interfax.ru

Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» принят в окончательном чтении

Закон, в частности, призван уточнить понятийный аппарат, в том числе понятие экстренной помощи; нормы, регулирующие порядок перечисления туроператором взносов в фонд персональной ответственности; основания исключения из реестра сведений о туроператоре, и другие.

Закон конкретизирует основания для прекращения членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма, а также положения, регламентирующие утверждение аудиторской организации и условий договора на проведение обязательного аудита годовой отчетности объединения туроператоров.

Согласно закону, фонд персональной ответственности туроператора формируется на случай, когда неисполнение туроператором своих обязательств связано с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.

Закон также наделяет туроператора правом подавать заявление об освобождении его от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора в случае, когда размер фонда персональной ответственности туроператора становится максимальным.

Решение по такому заявлению принимает объединение туроператоров в сфере выездного туризма по согласованию с уполномоченным федеральным органом власти.

В случае принятия такого решения туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма, освобождается от финансового обеспечения своей ответственности и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора до 1 апреля следующего календарного года, говорится в законе.

Также устанавливается право Ростуризма принимать решения об исключении из реестра туроператоров, прекративших деятельность, даже в случае, если недобросовестный туроператор публично не заявил о прекращении деятельности.

Как отметил в своём выступлении на пленарном заседании по законопроекту зампред комитета Госдумы по физически культуре, спорту туризму и делам молодежи Сергей Кривоносов, изменения направлены на облегчение правоприменительной практики в интересах участников рынка и граждан России.

Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. Предусматриваются и переходные положения.

tourism.interfax.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Лапочкина В.В. 1 , Косарева Н.В. 2 , Адашова Т.А. 3

1 ORCID:0000-0002-3465-098X, кандидат экономических наук, 2 кандидат географических наук, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, 3 кандидат географических наук, Российский университет дружбы народов.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В данной статье автор поднимает вопросы, связанные с современным состоянием экотуризма и перспектив его развития в России. Россия – огромнейшая страна, с колоссальными туристско-рекреационными запасами, множеством природных территорий, памятников природы. По оценкам Всемирной туристской организации имеет большой потенциал развития экотуризма и возможность оказаться в списке лидирующих стран в этом направлении. Однако существует ряд ограничений и проблем, которые препятствуют более активному развитию экотуризма в России. В данной статье автором приводятся сравнительные показатели количества ООПТ в разных странах мира и доходы, которые получают страны от туризма в особо охраняемых природных территориях. Задачами данной статьи было выявить основные направления, в которых может развиваться экологический туризм в России.

Ключевые слова: экология, экологический туризм, особо охраняемые природные территории, национальные парки, заповедники.

LapochkinaV.V. 1 , KosarevaN.V. 2 , Adashova T.V. 3

1 ORCID:0000-0002-3465-098X, PhD in Economics, 2 PhD in Geography, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth Policy and Tourism, 3 PhD in Geography, Russian University of Peoples’ Friendship.

ENVIRONMENTAL TOURISM IN RUSSIA: TRENDS IN DEVELOPMENT

Abstract

In this article, the author raises issues related to the current state of ecotourism and its development prospects in Russia. Russia – a vast country with immense tourist and recreational reserves, a variety of natural areas, natural monuments. According to the World Tourism Organization has great potential for development of ecotourism and the opportunity to be in the list of leading countries in this field. However, there are a number of limitations and problems that hinder a more active development of ecotourism in Russia. In this article, the author provides comparative indicators of the number of protected areas worldwide and revenues, which are obtained from the country of tourism in the specially protected natural territories. The objectives of this paper was to identify the main directions in which the eco-tourism in Russia can develop.

Keywords: ecology, eco-tourism, protected areas, national parks, nature reserves.

Термин «экологический туризм» встречается в различных контекстах сегодня довольно часто. Причиной этому является возросший интерес к «мягким» формам организации туризма, получившими, в том числе, название «природо-ориентированные» или «социально-ответственные», в виду того, что человечество, наконец-то, осознало губительные и глобальные последствия своей индустриальной деятельности.

На сегодняшний существует несколько десятков определений экологического туризма, большинство которых сводится к природоохранному смыслу. Проведя анализ большинства терминов можно представить некое объединенное и полное толкование термина. Экологический туризм –это форма природоориентированного туризма, осуществляемая с целью познания дикой природы и культуры дестинации, не нарушающая целостности экосистемы, призванная внести вклад в сохранение природных ресурсов, охрану окружающей среды и социально-экономическое развитие туристской территории.

Большинство видов туризма благотворно влияют на социально-экономическое благополучие тех территорий, где развиваются, но часто приводят к экологическим и антропогенным проблемам. Единственный вид туризма, который не приводит к изменению или ухудшению экологии природный зон туристских территорий, а наоборот, создает условия для поддержания и сохранения всех видов природных ресурсов – это экологический туризм, что очень важно в современном мире, при существующей угрозе экологической катастрофы и безответственном отношении человека к планете и всему, что было создано на ней задолго до появления людей.Экотуризм существенно отличается от других форм своим положительным влиянием на устойчивое развитие природных территорий, выраженное в балансе экологических, социально-культурных и экономических воздействий туризма.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить наиболее важныесоставляющие компоненты экотуризма:

– просвещение туристов, т.е. создание неких образовательных турпродуктов с природоведческой направленностью, нацеленные на расширение знаний и навыков туристов;

– сохранение экосистем, которое предполагает бережное использование ресурсов на маршруте, участие туристов и туроператоровв кампаниях по защите дикой природы;

– уважение обычаев и традиций местных сообществ, что приводит к возможностям межкультурного обмена.

Под воздействием различных факторов, влияющих на развитие экологического туризма в последнее время, проявилось несколько современных тенденций. Во-первых, экологический туризм приобретает все большее разнообразие, так как возникают новые формы и проявления. Во-вторых, происходит все большая интеграция экотуризма с прочими видами туризма и отраслями туриндустрии. Приверженцы истинного значения экотуризма, которое сводится к природоохранному смыслу, озадаченные увеличенным отрицательнымвоздействиембольших потоков экотуристов, отстаивают позицию,направленную на запрет ведения любых форм туристской деятельностина особо охраняемых природных территориях.Несмотря на их позицию, экологический туризм уже стал частью массовых направлений, например, во многих культурно-познавательных или пляжных турах, как экскурсионная составляющая, выступает краткосрочное посещениезаповедников, национальных паркови прочих охраняемых природных территорий. Безусловно появление новых тенденций меняет первоначальный смысл и значение экотуризма и зачастую размывает понятие экотуристской деятельности.

На сегодняшний день экологический туризм является одной из перспективных и быстроразвивающихся секторов индустрии туризма, занимая одну их ведущих позиций.По оценкам многих экспертов, на долю экотуризмаприходится уже более 10—20% прибыли от всего туристского рынка.

Россия – огромная страна, суникальнымипамятниками природы, бесценными национальными заповедниками и выдающимися потенциальными туристическими объектами, но она всё же не занимает лидирующие позиции среди стран, специализирующихся на экологическом туризме.Причиной этому является не только банальный для нашей страны недостаток:в России достойным образом не развит ни один вид туризма, в сравнении с другими странами, на которые стоит равняться. Все проблемы из-за отсутствия мотиваций, желаний и хорошего финансирования. В современном мире люди научились продавать самые безумные и, по сути, непримечательные объекты. В данном случае, ничего не нужно выдумывать, следует только правильно расставить приоритеты в продвижении туристских объектов, в частности, экологических природных зон. Существуют примеры даже слаборазвитых стран, которые имеют высокую популярность среди экотуристов, такие как Кения, Танзания, Белиз, Эквадор, Лаос,Непал.

В таблице 1 приведена сравнительная характеристика данных особо охраняемых природных территорий мира и России, но за основу взяты только государственные особо значимые природные территории с высоким уровнем охраны.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика особо охраняемых природных территорийотдельных стран мира

research-journal.org

Популярное:

  • Штраф за неуплату транспортного налога 2018 год Неуплата транспортного налога физическим лицом: штраф в 2017 и 2018 году Все владельцы транспортных средств в России должны знать, что являются плательщиками транспортного налога. С 2015 года приняты поправки в законодательстве, […]
  • Правило рук порции Метод ладони: как контролировать вес, не считая калории Многие из нас беспечны или спонтанны и совсем не хотят считать калории, чтобы контролировать свой вес. Для таких творческих натур подойдет метод, разработанный в Канаде […]
  • Прекращение работы споре Статья 20.26. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора СТ 20.26 КоАП РФ 1. Самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения […]
  • Осаго на машину с белорусскими номерами Можно ли застразовать автомобиль с белорусскими и прочими европейскими номерами по ОСАГО? Можно ли застразовать автомобиль с белорусскими и прочими европейскими номерами по ОСАГО? Можно. В случае, если заключается договор […]
  • Оформить земельный участок через суд Как оформить земельный участок с построениями через суд и как? У моего отца был земельный участок с построениями. Он там жил до 1980 года. А после этого он свой участок и дом предоставил другому человеку гражданину Казаеву Петру […]
  • Как заполнить заявление о смене директора Как заполнить заявление формы р14001 при смене директора: образец заполнения. Какие листы необходимо заполнять: универсальный пример. Организации, в которых ни разу не менялся руководитель, встречаются не так уж […]
  • Земля лесничества в собственность Что делать, если земельный участок оказался в лес фонде? Вы сделали геодезическую съёмку земельного участка, и оказалось что земельный участок «сидит» в лесу? Как быть? Как вывести земельный участок из леса? Процедура вывода […]
  • Пенсионный фонд 400 закон Сроки вступления в силу положений Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ 1. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году 2. Продолжительность страхового […]