Учебник по профессии юрист

Карьера юриста. Учебное пособие

  • Объем: 440 стр. 44 иллюстрации
  • Жанр:ю риспруденция
  • Теги:б акалавриат, в ысшее образование, к ниги для юристов, у чебное пособие для студентов
[email protected]

Посвящается моим детям Вере и Андрею

Предисловие

Учебное пособие «Карьера юриста» является профессионально-ориентационным курсом для студентов юридических факультетов и вузов по направлению подготовки «Юриспруденция», а также вводным пособием для поступающих на это направление.

– ввести в науку юриспруденцию (ознакомить с предметом и основными понятиями юридической науки);

– ввести в систему подготовки юристов (ознакомить с программой обучения юристов в высших учебных заведениях);

– ввести в профессию юриста (ознакомить с юридическими профессиями, обучить азам прикладной юридической деятельности).

Задачами курса видятся подготовка студентов к более вдумчивому и плодотворному восприятию университетских дисциплин по юриспруденции, обеспечение осознанного выбора тех знаний, умений и навыков, которые будут полезны для дальнейшей работы, обучение основным компетенциям и этике юристов, а также знакомство со спецификой профессиональной юридической деятельности.

Курс призван настроить студента на правильный подход к обучению, чтобы после окончания вуза он смог войти в профессиональное сообщество и добиться успеха в карьере юриста. Для понимания будущих вариантов трудоустройства подробно описываются юридические профессии:

– юрист юридического отдела компании;

– юрист юридической фирмы;

– служащий системы исполнения наказаний;

Рассматриваемая дисциплина относится к вариативной части основной образовательной программы, поэтому программа курса (содержание) формируется каждым вузом самостоятельно. При этом курс является, по нашему мнению, базовым в процессе формирования фундаментальных и прикладных навыков юриста.

При подготовке учебного пособия мы ориентировались на программы курса «Введение в специальность “Юриспруденция”» конкретных вузов, аналогичные программы по другим специальностям, а также на собственные представления о знаниях, необходимых для успешной карьеры. Так появились главы о планировании карьеры юриста, критериях выбора первой работы, каналах устройства на работу, задачах юриста на первых порах своей деятельности.

Были изучены научные труды по соответствующей программе, среди которых нельзя не отметить работу профессора А. Е. Жалинского, который одним из первых в переходный период структурировал и описал специализацию «Юриспруденция», обозначил проблемные аспекты и пути решения, предоставил возможность понять профессию юриста во всем ее многообразии и глубине. Изучены мнения по насущным вопросам профессии известных деятелей в области права А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, С. А. Андреевского, Н. П. Карабчевского, А. М. Урусова, В. Д. Спасовича.

Особенностью подачи материала является его мотивационно-ориентационный характер. Студентам предоставляется подробная информация с указанием организаций и должностей, где можно работать после окончания вуза, показываются плюсы и минусы, проблемы работы в той или иной области. Изучение курса позволит осознанно подходить к выбору и изучению учебных дисциплин и обеспечит мотивацию к развитию личностных качеств, требуемых для работы юристом.

Учебное пособие составлено с учетом требований, предъявляемых к образовательному процессу федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень)«бакалавр»), утвержденным приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464.

Мы ориентируемся на указанный стандарт как на необходимый и достаточный минимум для работы юриста, поскольку не каждый выпускник после бакалавриата пойдет в магистратуру. Для магистратуры также утвержден федеральный государственный образовательный стандарт, который мы приводим в книге при описании продолжения обучения в магистратуре или для сравнения с бакалавриатом.

Как и указанные стандарты, курс построен на основе компетентностного подхода, то есть студенты знакомятся с конкретными знаниями, умениями и навыками, с компетенциями, которые необходимы для овладения профессией юриста и получения диплома бакалавра. В результате прочтения курса студент будет

– предмет, метод, источники, общие положения юриспруденции как науки;

– понятия «юриспруденция», «право», «государство», «источник права», «отрасль права», «законность», «правопорядок»;

– уровни высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура);

– содержание образовательного процесса;

– теоретические и практические основы будущей профессии;

– виды специализаций и профессий юриста;

– образовательно-квалификационные требования к различным юридическим профессиям;

– общекультурные и профессиональные компетенции (качества) юриста;

– технику осуществления профессиональной юридической деятельности;

– организацию процесса работы по каждой профессии;

– оперировать категориями и понятиями юриспруденции;

– ориентироваться в системе высшего юридического образования;

– выбирать профессию юриста;

– организовывать работу юриста в различных сферах;

– системно подходить к оценке деятельности юриста;

– научно излагать свои взгляды на юридическую профессию;

– оценивать собственный уровень готовности к профессии юриста;

– использовать теоретические знания в практической деятельности;

– освоения в вузе направления подготовки «Юриспруденция»;

– выбора дисциплин вариативной части цикла;

– планирования карьеры юриста;

– рассмотрения и подготовки юридических документов (договоры, исковые заявления, внутренние нормативные документы, письма);

– поиска и устройства на работу в сфере юриспруденции.

По структуре учебное пособие состоит из четырех разделов.

Первый раздел посвящен методологии. Даны понятия юриспруденции, предмета и метода науки, описаны профессиональная деятельность юриста, ее основные направления. Приведены система высшего юридического образования России, рейтинги вузов, правила поступления, перечислены цели, задачи, основные положения образовательного процесса.

Второй раздел описывает основные виды юридических профессий, начиная от юриста юридического отдела компании и заканчивая работой государственным регистратором в Росреестре. По каждой профессии приведены требования к соискателю, должностные обязанности, зарплатные предложения, социальный пакет, карьерные перспективы.

Третий раздел вводит понятие профессионализма юриста, описывает проблематику оценки и сертификации деятельности юриста, пределы его ответственности, раскрывает компетенции, необходимые юристу в профессиональной деятельности, волевые качества, этику юриста. Даны правила собственно работы юриста (техника подготовки правового заключения, договора, искового заявления, доверенности, законопроекта, проведения устной консультации).

Четвертый раздел приводит практические советы по планированию карьеры, выбору и устройству на первую работу. Оканчивается учебное пособие основными требованиями, позволяющими удержаться на первой работе, поскольку не все выпускники понимают важность правильного выбора именно первого места работа, не все выпускники понимают, чего ждет работодатель, допуская нелепые ошибки уже при подготовке резюме.

В конце каждой главы приведены вопросы для контроля и закрепления полученных знаний.

Аудитория учебного пособия. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, школьников старших классов, поступающих в юридические вузы, начинающих юристов, а также всех, кто интересуется профессией юриста.

Автор выражает благодарность Л. Р. Саблиной, Т. В. Саблину, А. М. Рахматуллину, М. С. Дулкарнаеву, Л. Булгаковой, Ю. Т. Веселухиной за помощь в написании книги. Также благодарим за полученные советы и навыки С. Н. Акинина, И. А. Галимова, И. В. Назарова, В. В. Никитина, М. В. Нурова, В. А. Урванцеву.

Раздел 1
Юриспруденция: наука, профессия, система подготовки юристов

Глава 1.1
Юриспруденция как наука

Определение. Три аспекта понимания. Юриспруденция как наука. Объект. Предмет. Метод. Науки в системе юриспруденции. Государство. Право. Норма права. Отрасли права. Источники права. Законность. Правопорядок.

Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.

В результате изучения гл. 1.1 студент должен:

знать определение юриспруденции, основные понятия государства и права;

уметь раскрывать сущность юриспруденции как науки;

владеть навыками оперирования понятиями юриспруденции.

Для понимания рассматриваемого курса необходимо определиться, что такое юриспруденция, каков ее предмет и метод, основные понятия.

Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой определяет юриспруденцию как совокупность юридических наук, а также практическую деятельность юристов. В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона юриспруденция – это наука о праве.

Согласно другому определению юриспруденция (лат. jurisprudentia – знание права) – 1) профессиональная практическая деятельность юристов; 2) наука о государстве и праве (юридическая наука, правоведение), то есть теоретическая деятельность в области права или отрасль обществоведения, предметом изучения которой является право, его нормы, институты и отрасли, взаимосвязь права и государства, их роль, социальное назначение и ценность в обществе, общие и частные закономерности возникновения и развития государства и права в их структурном разнообразии 1 .

Наконец, приведем еще одно определение: юриспруденция (правоведение) – это наука о праве и государстве, теоретическая форма и способ производства и организации юридических знаний, представляет собой совокупность общественных знаний о праве.

Как видим, прослеживаются два основных значения этого термина: наука о праве и практическая деятельность юристов.

Но для целей настоящего пособия имеет смысл выделить еще одно значение юриспруденции – это также учебная дисциплина, система образования по направлению подготовки «Юриспруденция» согласно федеральным государственным образовательным стандартам, уровням обучения и программам, утвержденным вузом, которая дает основание для занятия профессиональной юридической деятельностью.

На данный момент содержание образовательного процесса юристов описано в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень)«бакалавр»), утв. приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 (далее – Стандарт образования бакалавра).

Именно данный стандарт является ориентиром для базового высшего юридического образования в качестве необходимого и достаточного для работы юристом. Поэтому и учебное пособие составлено с учетом требований в первую очередь этого стандарта.

Для углубленной подготовки предусмотрен федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень)«магистр»), утв. приказом Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 (далее – Стандарт образования магистра).

Следует признать, что система образования по направлению подготовки «Юриспруденция» и система науки юриспруденции по большей части совпадают, поскольку образование – это собственно процесс изучения науки юриспруденции, однако в вузе прибавляется ряд дисциплин, необходимых для общего развития и работы юристом (типа экономики, безопасности жизнедеятельности, иностранного языка), но не входящих в науку юриспруденцию.

Таким образом, юриспруденция предстает перед нами в трех основных значениях, которые мы и будем изучать:

– род деятельности (прикладная деятельность юриста);

– система обучения по направлению подготовки «Юриспруденция».

Юриспруденция как наука (отрасль знаний). Перед началом изложения предупредим, что обо всех параметрах юриспруденции как науки и составляющих ее наук, в том числе об истории юриспруденции, будет подробно сказано в конкретных дисциплинах, которые студент пройдет в вузе. Наша задача – дать лишь вводный курс, позволяющий в целом понять, что представляет собой юриспруденция как наука, оставив основное место для описания образовательного процесса и профессии юриста.

Чтобы понять существо науки, следует определиться с ее объектом и предметом. Объект – это то, на что направлена деятельность исследователя (часть окружающего мира, общественные отношения), а предмет науки – это то, какие аспекты этого объекта она изучает. К примеру, объект – человек, но можно изучать строение человека (предмет анатомии), душу (предмет психологии), поведение в группах (предмет социологии) или возможность своими действиями приобретать права и обязанности (дееспособность) (предмет уже различных правовых наук).

Объектом юриспруденции является государственное устройство и правовое регулирование.

Предметом юриспруденции является право, его нормы, институты и отрасли, взаимосвязь права и государства, их роль, социальное назначение и ценность в обществе, общие и частные закономерности возникновения и развития государства и права в их структурном разнообразии.

В конструкции объект-предмет есть и третий элемент – метод, а именно совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых через призму соответствующего предмета изучается объект, получаются знания.

Методы юриспруденции можно разделить на два вида:

общенаучные (применяются во всех науках): анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, моделирование, абстрагирование, системно-структурный подход, эксперимент и др. Особо следует отметить использование в юриспруденции методов социальных и гуманитарных наук, к которым относится юриспруденция, характеризующихся тем, что объектом управления являются люди и отношения между ним (а не абстракции или предметы неживой природы): анкетирование, социальный эксперимент и т. д.;

частноправовые (применяются только в юриспруденции): формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.

Юриспруденция состоит из совокупности наук (научных дисциплин), изучающих право и государство во всех проявлениях и образующих систему юриспруденции. Науки можно разделить на теоретические, отраслевые и прикладные (табл. 1) 2 .

В вышеприведенном перечне наук мы привели определения только тех наук, которые прямо предписываются к изучению в вузе в качестве дисциплин Стандартом образования бакалавра. Это действительно основные науки, входящие в систему юриспруденции, но их перечень можно дополнить, например, философией права (теоретическая наука), семейным правом (отраслевая), криминологией, юридической техникой, юридической психологией, юридической социологией, сравнительным правоведением, юридической статистикой (прикладные науки). Вуз, как правило, в рамках вариативной части образовательной программы добавляет к изучению ряд дополнительных дисциплин.

Для понимания юриспруденции следует раскрыть основные термины этой науки: государство, право, норма, отрасль права, источник права, законность, правопорядок.

Государство – это особая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Для понимания роли регламентации государственного устройства и верховенства правового регулирования в обществе приведем статьи Конституции РФ: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ч. 1 ст. 1). Как видим, государству и праву посвящена первая статья Основного закона.

Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Не каждое правило поведения является нормой права, например не являются таковыми «неписаные» нормы морали, дружбы.

Нормы, регулирующие однородные общественные отношения, объединяются в отрасли (части) права — например, конституционное, административное, гражданское. Принято делить право на частное (регулирует отношения между равными субъектами, как гражданское право) и публичное (регулирует отношения власти и подчинения, как административное право, уголовное право).

Источник права – это способ фиксации норм права. Выделяют такие источники права, как нормативно-правовой акт (закон и подзаконные акты), нормативный договор, правовой прецедент, правовой обычай, правовой принцип, правовая доктрина. Отметим, что в России судебная практика не является источником права, основным источником является закон, поскольку наша страна относится к романо-германской системе права. В странах англосаксонской системы права основным источником права является судебный прецедент (решение суда по конкретному делу, обязательное при решении аналогичных дел в последующем).

Но одно дело в стране «хорошие» нормы, а другое – насколько они исполняются. Поэтому важно дать еще два термина.

Законность – политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права. Как говорит известная латинская поговорка, «Закон суров, но он закон». Согласно Конституции РФ «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Правопорядок – состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризующееся реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права.

Указанные два понятия являются одними из важнейших для дальнейшего понимания профессии юриста, поскольку именно на юристов в первую очередь возложена обязанность обеспечивать правопорядок и законность. Обязанность обеспечивать законность и правопорядок прямо прописана в задачах юриста в Стандарте образования бакалавра. Остальные граждане также обязаны это делать, но это уже вопрос уровня правосознания населения, который пока еще низок. С юриста же спрос больше, поскольку юрист обладает профессиональными знаниями о правопорядке и законности.

1. Дайте три значения термина «юриспруденция».

2. Что такое наука юриспруденция?

3. Назовите объект, предмет, метод данной науки.

4. Определите термин «право».

5. Что такое государство?

6. Что такое норма и отрасль права?

7. Поясните суть деления на публичное и частное право.

8. Как соотносятся правопорядок и законность?

9. Опишите систему юриспруденции как науки.

10. На какие три типа делятся науки в составе юриспруденции?

Глава 1.2
Юриспруденция как профессия

Кто такой юрист? Профессия юриста. Профессиональная юридическая деятельность. Объект и предмет, виды и задачи профессиональной деятельности. История профессии юриста. Современное состояние профессии юриста.

Всякая профессия есть заговор против непосвященного.

В результате изучения гл. 1.2 студент должен:

знать определение терминов «профессия юриста», «юридическая деятельность»;

уметь раскрывать сущность юридической деятельности, ориентироваться в задачах юриста;

владеть основными понятиями юриспруденции как области прикладных знаний.

Как указано в гл. 1.1, одним из значений термина «юриспруденция» является профессиональная практическая деятельность юристов.

Однако этот термин почти не употребляется в разговорной речи при обозначении труда юристов и их профессиональной деятельности. Редко в отношении людей, которые работают юристами, говорят: «Он занимается юриспруденцией», «Он является специалистом в области юриспруденции».

Чаще в ответ на вопрос «Кем вы работаете?» или «Кем вы хотите стать?» используются слова «юрист» («Я юрист», «Я хочу стать юристом»), либо называется сама профессия: «адвокат», «судья», «следователь» и пр. А на вопрос: «Чем вы занимаетесь?» юристы обычно отвечают: «правовыми вопросами», «юридической деятельностью», не используя термин «юриспруденция».

Для понимания юриспруденции как прикладной деятельности необходимо разобраться, что такое юрист, профессия юриста, юридическая деятельность.

В середине XIX в. В. Даль давал следующее определение юриста: «…правовед, законник, законовед, законоведец. Юристический, юридический, к сему относящийся. – факультет. Юрисконсульт, правовед, состоящий при каком месте, для совещанья. Юрисдикция, подсудность. Юриспруденция, правоведение, правословие, право, правда» 3 .

Согласно Современному толковому словарю русского языка юрист – это «1) Специалист с юридическим образованием; правовед. 2) а) Практический деятель в области права. б) разг. Юрисконсульт, адвокат. 3) разг. Студент юридического учебного заведения» 4 . Согласно другому определению юрист (от лат. jus – право) – это «специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права…» 5 .

Однако, по нашему мнению, студент учебного заведения не может считаться юристом, поскольку еще не обучен юриспруденции в полном объеме и, как справедливо указал автор словаря, это разговорное значение термина, поэтому в итоговом определении мы данный признак исключим (для студентов предлагаем использовать термин «студент юридического вуза/факультета»).

Также мы бы критически отнеслись к юристу, который имеет только образование юриста, но не занимается прикладной деятельностью. С нашей точки зрения, «настоящий» юрист лишь тот, кто применяет свои знания, умения и навыки в профессиональной юридической деятельности, которая осуществляется достаточно регулярно и без значительных перерывов. Если студент вуза учится, чтобы получить знания и навыки, то после окончания вуза его задача – применить эти знания на практике. К слову, срок непрерывного стажа является квалификационным требованием для занятия определенных должностей в области права. Выпускники, которые не работают по специальности, как правило, занимаются другой деятельностью и не сохраняют ни знаний, ни приобретенных в вузе умений и навыков. Можно ли считать их юристами?

С другой стороны, юридическое образование накладывает свой отпечаток на мышление человека, на его мировоззрение и поступки и является одной из ключевых характеристик человека на всю жизнь («юрист по образованию»), даже если выпускник реализовал себя в другом направлении.

Сформулируем итоговое определение: юрист – это специалист, получивший диплом высшего юридического образования, занимающийся профессиональной юридической деятельностью.

Так мы подошли к необходимости определения термина – что такое «юридическая деятельность», каков «род деятельности» юриста, каково определение «профессии юриста».

В литературе различается юридическая деятельность и профессиональная юридическая деятельность. Действительно, каждый человек осуществляет деятельность, которая влечет юридические последствия: вступает в сделки, покупает автомобиль, оформляет документы, читает договоры, пишет жалобы, спорит с сотрудниками ГИБДД на правовые темы. Юридическая деятельность, согласно определению А. Э. Жалинского, представляет собой в широком смысле «создание и реализацию права путем его исполнения, соблюдения, применения, совершения различных действий, влекущих правовые последствия. Она осуществляется как юристами, так и неюристами, и воплощается в законодательстве и правовой практике» 6 .

Но неужели если той же деятельностью займется юрист, то это сразу станет профессиональной юридической деятельностью? В целом получается именно так, поскольку обязательные (а не вариативные) отличия в основном относятся к личности самого юриста, а не к деятельности:

– наличие у субъекта выполнения деятельности высшего юридического образования, а в ряде случаев особого статуса (адвоката);

– применение правового мышления, в том числе особый подход к анализу ситуации и поиску решения;

– использование специальной терминологии;

– использование справочно-правовых систем;

– использование в обоснование ссылок на нормативные акты и правовые аргументы;

– осуществление деятельности не для собственных нужд, а по поручению доверителя (не обязательно);

– осуществление деятельности за деньги (не обязательно).

Однако, по нашему мнению, юридическая деятельность становится профессиональной (если в основу брать слово «профессия», о котором позже) в первую очередь, если осуществляется за плату и в чьих-то интересах (государство, работодатель, клиенты, доверители и пр.). В остальных случаях юрист хотя и действует «профессионально», но не занимается профессиональной юридической деятельностью.

Также необходимо отметить, что определенная юридическая деятельность может выполняться только юристами, занимающими определенные должности / имеющими статус: например, правосудие осуществляется судом, а для защиты интересов обвиняемого по уголовным делам представителем может быть только адвокат. Согласно определению А. М. Прохорова «профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретенных в ходе специальной подготовки» 7 . В этом определении подтверждается ключевой параметр – необходимость специальной подготовки, то есть в случае с юристом – получение диплома о высшем юридическом образовании. Это требование нашло подтверждение и в нормативно-правовых актах, например для службы в полиции на должности, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование уголовных и административных дел, необходимо высшее юридическое образование 8 . Поэтому наличие образования в профессии имеет максимально практическое значение – без образования просто не возьмут на работу.

Согласно Толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова профессия – род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования 9 . В этом определении дается еще один критерий отделения юридической от профессиональной юридической деятельности – возмездность.

Из данных определений можно вывести три критерия профессии:

– род трудовой деятельности;

– осуществляется человеком, прошедшим подготовку;

– служит источником существования, дохода.

На основании изложенного сформулируем итоговые определения.

Профессиональная юридическая деятельность (профессиональная деятельность юристов, деятельность в области права) – это юридическая деятельность, осуществляемая лицами с высшим юридическим образованием, как правило, за плату и в интересах третьего лица.

Профессия юрист – это род трудовой деятельности в области права, осуществляемой лицом, имеющим юридическое образование, которая служит источником его дохода.

Но следует отличать профессию от должности. В отличие от профессии должность – это установленная в определенном порядке первичная структурная единица штатного расписания той или иной государственной или негосударственной организации, определяющая содержание и объем полномочий, размер денежного содержания и место в иерархической структуре организации лица, ее замещающего 10 . Например, профессия юрист, должность – главный юрисконсульт.

Однако наличие юридического образования – лишь общее минимальное и даже формальное требование, предпосылка для вхождения в профессию. Для того чтобы устроиться на работу, то есть получить профессию, необходимо обладать рядом компетенций (знания, умения, навыки) и соответствием в некоторых случаях дополнительным требованиям. К примеру, чтобы приобрести статус адвоката, недостаточно иметь диплом о высшем юридическом образовании. Необходимо сдать экзамен квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта России и два года отработать по юридической профессии. Чтобы стать федеральным судьей, требуется достижение возраста 25 лет и стаж работы 5 лет. А для того, чтобы стать судьей Конституционного Суда, требуется достижение возраста 40 лет.

Для обозначения всего комплекса признаков и характеристик профессии есть специальный термин профессиограмма (от лат. professio – специальность и gramma – запись) – система признаков, описывающих профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией к работнику.

Далее следует понять: чем занимается юрист? В чем содержание его профессиональной деятельности?

Согласно Стандарту образования бакалавра предметом профессиональной деятельности юристов с квалификацией бакалавр является:

– разработка и реализация правовых норм;

– обеспечение законности и правопорядка;

– правовое обучение и воспитание.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Бакалавр по направлению подготовки «Юриспруденция» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

Выделим и задачи профессиональной юридической деятельности, перечисленные в Стандарте образования бакалавра.

В нормотворческой деятельности:

– участие в подготовке нормативно-правовых актов.

В правоприменительной деятельности:

– обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

– составление юридических документов;

– обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

– охрана общественного порядка;

– предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

– защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

В экспертно-консультационной деятельности:

– консультирование по вопросам права;

– осуществление правовой экспертизы документов.

В педагогической деятельности:

– преподавание правовых дисциплин;

– осуществление правового воспитания.

Для магистра, в отличие от бакалавра, к задачам юриста добавляется организационно-управленческая и научно-исследовательская деятельность, которая предполагает более высокий уровень знаний.

www.litres.ru

Какие книги читать юристу

Как и обещал, поговорим о книгах. О том, какие книги читать, как их читать и сколько читать. Конечно, это мой личный взгляд, у вас могут быть какие-то другие мысли на этот счет. Например, на количество прочитываемых книг. Или тематику. Нет, о профессиональной литературе вообще молчу, это без комментариев. Хотя комментарий все же будет, но чуть ниже.

Зачем читать книги

Я могу назвать множество причин. Но назову только три.

    1. Развивают внимание, память и мышление. В свою очередь это способствует развитию навыка работы с информацией. Хороший юрист всегда знает ГДЕ искать ответ. Прописная истина, но много вы видели юристов, способных быстро найти ответ?
    2. Увеличивают словарный запас, что для юриста немаловажный фактор в профессиональной деятельности. Понятно разъяснить сухой казенный текст закона на понятном клиенту языке не всякому юристу удается.
    3. Как ни банально, расширение кругозора. А широкий кругозор позволяет увереннее чувствовать себя при общении другими людьми.

Сколько книг читать

Когда я учился на 3 курсе университета, наш преподаватель по уголовному процессу, наставляя нас на путь истинный, сказала, что для юриста норма чтения — один роман в неделю. Мы к этому отнеслись весьма недоверчиво. Еще выяснилось, что почти никто в группе не читал книгу А. Дюма «Три мушкетера». Я, к своему стыду, тоже относился к таковым. И по сей день не прочитал. Собираюсь наверстать упущенное в ближайшем будущем.

Один роман в неделю — это много или мало? У меня за неделю прочитывать роман, честно скажу, не получается. Уходит недели 2-3.

Решил обратиться к статистике. Зашел на сайт Фонда общественного мнения и нашел соответствующий опрос, проводившийся в 2014 году. Результаты не очень-то воодушевляют. Если брать в целом население, а не какие-то группы, то примерно 56% граждан нашей великой Родины вообще никакой художественной литературы не читают. Или исключительно редко.

Из оставшейся массы читающего населения, каждый день читают 9%. Почти столько же — 8% от читающих граждан — читают книги 2-3 раза в неделю.

Дальше углубляться не буду.

Поэтому называть Россию самой читающей страной. Конечно, читаем мы побольше многих, но все же самой читающей страной был СССР. В России показатели уже не такие рекордные. О причинах рассуждать не буду. Думающие люди и так понимают в чем дело.

Все же я стремлюсь выйти на показатель один роман в неделю, составил себе список литературы на год. Но состоит он не только из художественной литературы. Есть там книги философского характера, научно-популярные издания, историческая литература. Время от времени список пополняется.

Кстати, одновременно я сейчас читаю по две книги в день. Одну книгу утром. Специально встаю утром раньше, чтобы перед тем как пойти на работу успеть прочитать десяток-другой серьезной литературы.

Художественные книги читаю наоборот вечером, перед тем как лечь спать. Иногда выкрадываю время после работы на третью. Читаю что-нибудь научно-популярное.

Насчет времени. Распространенная «отмазка» нет времени на чтение. Время, как известно, деньги. И чтение книг вроде бы таковых не приносит. Но это только на первый взгляд. Сначала о том, почему нет времени на чтение книг.

«Он (речь идет о Сталине) производил впечатление очень скромного человека. Мне очень нравилась его библиотека. Он явно прочитал все эти книги, а некоторые даже несколько раз. Однажды он достал с полки томик на грузинском языке и спросил: «Ты это читал? Почему нет? Не хватает времени? Только у лентяев нет времени на чтение книг».

Интервью С.А.Гегечкори (Серго Лаврентьевич Берия)

Газета «Секретные материалы», № 8, июль 1999 г.

Вот вам и ответ. Лень-матушка не позволяет. Или, как сейчас модно говорить, прокрастинация всему виной. А она до добра не доведет.

Поэтому совет следующий. Если не привыкли читать, то просто специально отведите в своем распорядке дня 15-30 минут времени на чтение. Читайте каждый день.

Хорошо, но тут возникает вопрос.

Какие книги читать

Нужно составить список литературы. Как уже писал выше, у меня есть список литературы на год. Вот и вам нужно составить такой же. Только пусть это будет качественная литература. Что я понимаю под качественной литературой? Книги, заставляющие думать. Развивающие навык «думания». Люди разные, предпочтения у всех разнятся. Но в любом жанре есть своя «золотая коллекция». Если любите детективы, то пусть это будут книги А.К. Дойля, Чейза, А. Кристи. Если фантастика, то Стругацкие, Ефремов, А. Азимов. Я думаю, что понятно.

Если все же сомневаетесь, то посмотрите подборки книг на Имхонете. Выбирайте, что по душе и вперед!

В моем списке в основном из художественных книг классика. Зарубежная и отечественная.

В настоящее время я дочитываю роман Свифта «Путешествия Гулливера». Советую всем. Обратите внимание на четвертую часть романа, там много чего про нашего брата-юриста написано. Кому-то может не понравиться, поскольку мнение это весьма негативное. Судьи и вовсе могут обидеться на книгу.

Профессиональная литература

Мимо этой темы я пройти просто не могу.

Книг по юриспруденции достаточно практически по любой отрасли права. Я советую выбирать те, в которых сложное объясняется простым языком.

Начинаешь читать иную книгу на юридическую тему и засыпаешь. Потому как такие заумные обороты и казенные выражения используются, что нормально воспринимать содержание написанного очень трудно. Ищешь ответ на вполне конкретный вопрос, а тебе в книге три листа пространных рассуждений о том, что по этому поводу думает один ученый, что думает другой ученый. Елки, мне не теории сейчас нужны, мне ответ нужен. Конкретный.

Поэтому в первую очередь советую искать книги, где сложные вещи объясняются просто. Если, конечно, вы не аспирант (к.ю.н., д.ю.н.). Если вы юрист в науке, то разбираться во всем этом придется. Но не думаю, что если вы пошли в науку, то вам это не нравится. Если осознанно пошли в ту же аспирантуру, а не потому что «престижно». К сожалению и юридическую общественность не миновал пресловутый тезис о том, что «ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан». Вот и идут некоторые. И мучаются.

На днях купил две книги В.В. Оробинского «Чему не учат на юрфаке» и «Чему все еще не учат на юрфаке». Особенно полезна выпускникам юридических вузов и факультетов. Автор реально вправляет мозги. Советую всем коллегам купить и читать до просветления. И не только коллегам, но и всем, кто считает, что профессия юриста — это розы и песни, большие заработки и беззаботная жизнь.

Дополнение от 22.05.2016

У В.В. Оробинского позднее вышла еще одна книга «Чему до сих пор не учат на юрфаке. Электронные джунгли». Тоже советую. Я сам пристально слежу за новыми веяниями в hi-tech индустрии, а ведение блога заставляет разбираться во многих технических вещах лучше, чем рядовой пользователь. Кто-то в отзывах пишет, что В.В. Оробинский в этой книге пишет очевидные вещи. Да, это так. Но по опыту и наблюдениям за другими пользователями знаю, что эти очевидные вещи, вроде составления сложных паролей, мало кто выполняет.

Это первое дополнение. Теперь второе.

В комментариях меня просили составить список книг. А то я выше больше говорил о принципах: как выбрать книги, на что обращать внимание. Выполняю просьбу. Составил себе список литературы. И не просто составил, а сделал возможность читателям этого блога знакомиться с моими отзывами на прочитанные книги. Узнать, как это у меня все реализовано, вы можете, посетив специально сделанную для этого страничку.

Еще нашел на YouTube видеоролик, в котором два опытных адвоката советуют книги для адвокатов начинающих.

На этом, пожалуй, я закончу. Надеюсь статья была полезна, какие книги читать и зачем, вы поняли, список литературы составите.

Подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить новые статьи блога. Также интересно узнать, какие книги и сколько читаете вы?

Уважаемые читатели! Буду благодарен, если вы поделитесь этой статьей в социальных сетях

Если статья оказалась для вас полезной, оставьте, пожалуйста, свой отзыв или мнение ниже в комментариях.

С уважением, Альберт Садыков

Рекомендую прочитать другие статьи на эту тему:

Тема актуальная для всех юристов, а для молодых — особенно. Открывая статью, ожидала увидеть список книг, которые автор уже проштудировал и советует прочитать другим. Поэтому статья слегка разочаровала. Призываю все же составить шорт-лист юридических книг и периодически его дополнять!

От себя могу предложить:

1) В.А. Белов «Занимательная цивилистика» (В.В. Оробинский как раз советует!);

2) Саймон Тапмен «Почему юристы должны есть бананы»;

3) Е.П. Ищенко «101 миниатюрный детектив».

На примете есть еще несколько книг, но лучше о них отписываться по мере прочтения.

Потому-то списка и нет, что на примете что-то есть, но еще не прочитано. А советовать книги, которые сам не читал будет не очень красиво смотреться.

Но раз есть спрос, то буду время от времени статью редактировать, добавляя новые книги. За Ваш список большое спасибо, обязательно прочитаю)))

Поддержу. Тема действительна актуальная для юристов. Особенно для студентов и только что окончивших вуз. Именно им, столкнувшимся с суровой действительностью, в первую очередь нужны и словарный запас, и развитие умения работать с информацией, и «конкретный ответ на конкретный вопрос». Почему? Ответ на этот вопрос можно найти у того же Оробинского.

Относительно шорт-листа. Думаю, у каждого он должен быть свой. Как по художественной литературе, так и по профессиональной.

Могу порекомендовать книги Джона Гришема. Дело о пеликанах. Фирма. Начал их читать:-)

советовать орбинского? серьезно?

А почему нет? Конечно, опытный юрист вряд ли найдет в его книгах что-то новое. Но своя аудитория у этой книги тоже есть.

lawyerlife.ru

Популярное:

  • Отзывы на учебные пособия Отзыв-рецензия на Моисеев В. История государственного управления России: учебное пособие Вот все говорят - нафига тебе это борцунство? Ну а кто этот бепредел в науке остановит? УчОные советы, ВАК? Господа-товарищи, если не мы, […]
  • Приказ no 500 мчс россии Приказ МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций” (не вступил в силу) В соответствии с […]
  • Приказом минэнерго россии 325 от 30122008 Региональный центр по энергосбережению Приказ Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 (ред. от 10.08.2012) "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, […]
  • Закон курение рф Закон о запрете курения в общественных местах в России в 2018 году Курение в России – настоящий бич современности, самое ужасное, что с каждым годом к курению все больше приобщаются подростки и женщины. Последние не бросают […]
  • Федеральный закон 223-фз и 44-фз Чем отличаются законы о закупках 223-ФЗ и 44-ФЗ? Законодательство РФ предусматривает два основных правовых документа, на основе которых осуществляются заказы: ФЗ 44 о контрактной системе закупок для государственных и […]
  • П 8 ст 93 закона 44-фз Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 8 На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № […]
  • Органы опеки и попечительства тверь Органы опеки и попечительства тверь Полномочия Сектора по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, Тверской области Сектор по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, […]
  • Ст103 закона 44 фз Отчетность заказчика по контракту Каждый заказчик, осуществляющий закупки по 44-ФЗ, обязан размещать на сайте ЕИС отчеты о заключении и исполнении контрактов, а также прикреплять к отчетам все необходимые документы. Рассмотрим в […]