Учебно-методическое пособие для студентов спо

Учебно-методическое пособие по теме:
Рабочая тетрадь для студентов СПО 1 курса по дисциплине «Русский язык»

Данная разработка содержит теоритические и практические основы курса русского языка и является дополнительным учебным пособием для самостоятельной работы студентов в межсессионный период, для подготовки к практическим работам, к промежуточному и итоговому контролю по дисциплине.

Целью разработки является оптимизация учедной деятельности студентов 1 курса.

Предварительный просмотр:

Министерство образования Тверской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Тверской колледж имени А.Н. Коняева»

для студентов первого курса

по предмету «Русский язык»

студента дневного отделения

(фамилия, имя, отчество)

Данная разработка содержит теоретические и практические основы курса русского языка и является дополнительным учебным пособием для студентов I курса.

Целью разработки является оптимизация учебной деятельности студентов I курса.

В методическом пособии в сжатом виде представлены основные орфографические правила русского языка, знание которых позволит студентам предупредить орфографические ошибки.

Весь материал состоит из семи разделов:

Чередование гласных в корне слова

Правописание согласных в корне слова

Правописание Ы-И после Ц

Правописание О, Ё, Е после шипящих

Правописание Н и НН в разных частях речи

Правописание НЕ со всеми частями речи

В начале каждого раздела даны основные знания и умения, которыми студент должен овладеть при изучении темы. Затем — вопросы и практические задания (упражнения, тесты) для закрепления материала. Теоретические сведения, необходимые для понимания правил по орфографии, представлены в виде опорных схем.

Организация материала внутри разделов соответствует следующим требованиям: доступность, функциональность, наглядность.

В конце пособия имеется краткий орфографический словарь, составленный с учетом наиболее распространенных ошибок.

Рабочая тетрадь по дисциплине « Русский язык» предназначена для самостоятельной работы студента в межсессионный период, для подготовки к практическим работам, к промежуточному и итоговому контролю по дисциплине.

РАЗДЕЛ 1. Чередующиеся гласные в корне слова.

Студент должен знать:

— правило правописания чередующихся гласных в корне слова;

— применять правило правописания чередующихся гласных в корне слова при выполнении практических заданий (упражнений, тестов).

Вопросы к разделу 1

1. Правописание чередующихся гласных, которые зависят от ударения: ГАР-ГОР; КЛАН-КЛОН; ТВАР-ТВОР; ПЛАВ-ПЛОВ.

2. Правописание чередующихся гласных, которые зависят от следующей после нее буквы: ЛАГ-ЛОЖ; СКАК-СКОЧ; РАСТ-РАЩ-РОС

3. Правописание чередующихся гласных, которые зависят от буквы, стоящей после корня: КАС-КОС; БИР-БЕР; МИР-МЕР; ДИР-ДЕР; БЛИСТ-БЛЕСТ; ПИР-ПЕР; СТИЛ-СТЕЛ; ЧИТ-ЧЕТ; ЖИГ-ЖЕГ; ТИР-ТЕР.

4. Правописание чередующихся гласных, которые зависят от лексического значения: МАК-МОК; РАВН-РОВН.

Задания к разделу 1

1.Списать, вставить пропущенные орфограммы.

Зам…рать от радости, предл…жить присесть, большой ск…чок, широкая р…внина, поделить пор…вну, маленький р…сточек, подр…вняться в шеренгах, разобрать словосоч…тание, птичка з…рянка, пл…вец и пл…вчиха, обм…кнуть печенье в молоко, пол…жить пром…кашку, к…снуться руки, скупой рост…вщик, низко покл…ниться, искусное тв…рение, отр…сль промышленности, подр…внять газон, ур…внение с неизвестными, укрыться под пол…гом, поч…тать родителей, город Р..стов, ур…внять в правах, проч…тать книгу, зап…реть дверь, пост…лать простынь, зам…реть от восторга, низко кл…няться.

2. Выполнить тестовые задания к разделу 1.

1) В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

А) разл…жить, обм…кнуть, выр…сти

Б) пром…кашка, предл…гать, прик…саться

В) р…сточек, покл…ниться, прик…сновение

Г) р…стовщик, обм…куть, обг…реть

2) В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

А) оз…рение, подг…рело, отр…сль

Б) тв…рение, ур…внение, р…стение

В) ск…чок, з…ря, к…сание

Г) возг…рание, з…рница, пл…вчиха

3) В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

А) зап…рать, проч…тать, зам…реть

Б) соч…тание, подт…реть, бл…стеть

В) уд…рать, заж…гать, прот…реть

Г) соб…рать, заст…лить, уб…ру

4) В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

А) зст…лать, выч…тать, подт…рать

Б) соб…ру, зап…реть, бл…стать

В) выч…сть, соб…рать, расст…лать

Г) подж…гать, бл…стет, подп…реть

ОПОРНАЯ СХЕМА К РАЗДЕЛУ 1

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.

РАЗДЕЛ 2. Правописание согласных в корне слова

Студент должен знать:

— правило правописания звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова;

— применять правило правописания согласных в корне слова при выполнении практических заданий (упражнений, тестов).

Вопросы к разделу 2

1. Правописание звонких и глухих согласных.

2. Правописание непроизносимых согласных.

3. Правописание удвоенных согласных.

Задания к разделу 2

1.Списать, вставить пропущенные орфограммы.

Гиган…ский шар, летняя ко..ба, мой рове…ник, уча…вовать в соревнованиях, праз…ничное шес…вие, вку…ные яс…ва, яро…ный бой, по…ный человек, жу..ание пчел, со…енный конверт, ро…ийский паспорт, высокий белору…, фи…ский залив, пожилой профе…ор, и…кусный умелец, кос…ный мозг, ужас…ный поступок, высокая лес…ница, красивый по…ерк, смя…чить, ре…ба по дереву, обле…чить душу, уча…ник соревнований, теплые варе…ки.

2. Выполнить тестовые задания к разделу 2.

1) В каком ряду все слова с непроизносимым согласным:

А) опа…ны, рове…ник, вла…ный

Б) ко…ный, преле…ный, окре…ность

В) иску…ный, ме…ный, ле…ница

Г) коры…ный, ужа…ный, добле…ный

2) В каком ряду все слова с удвоенным согласным:

А) во…и, дра…а, профе…ор

Б) мо…евельник, пье…а, а…ракцион

В) белору…, те…аса, Ру…ь

Г) жу…ание, великоро…, иску…тво

3) В каком ряду все слова с звонким согласным:

А) моро…, варе…ка, ре…ьба

Б) коври…ка, фля…ка, ко…ба

В) моло…ба, скла…чина, каска…

Г) уса…ба, э…зотика, шла…баум

4) В каком ряду все слова с глухим согласным:

А) патронта…, фу…бол, кос…ба

Б) паде…, прести…, шла…баум

В) моло…ба, ре…ба, ко…ба

Г) забре…жить, баске…бол, ас…альт

ОПОРНАЯ СХЕМА К РАЗДЕЛУ 2

ПРАВОПИСАНИЯ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА .

НО: Русь, белорус

РАЗДЕЛ 3. Правописание Ы-И после Ц.

Студент должен знать:

— правило правописания Ы-И после Ц в различных морфемах: корнях, суффикса,окончаниях;

— применять правило правописания Ы-И после Ц в различных морфемах при выполнении практических заданий (упражнений, тестов).

Вопросы к разделу 3

1. Правописание Ы-И после Ц в корне слова (исключения).

2. Правописание Ы-И после Ц в окончаниях и суффиксах.

3. Правописание Ы-И после Ц в именах собственных.

Задания к разделу 3

1.Списать, вставить пропущенные орфограммы.

Маленький ц…ганенок, ц…кнуть ц…ц, плотный панц…рь, сестриц…н платок, желтый ц…пленок, присутствовать на лекц..и, вторая ц…фра, певчие птиц…, высокий ц…линдр, белая акац…я, ловкий ц…ркач, грац…озная девушка, сложная ситуац…я, ц…гейковая шуба, бледнолиц…й юноша, подойти на ц…почках, принц…пиальный директор, далеко у границ…, нора лисиц…, доктор Спиц…н, красивый нарц…сс, город Ц…млянск, артист Виц…н.

2. Выполнить тестовые задания к разделу 3

1) В каком ряду во всех словах пишется буква Ы:

А) ц…кнуть ц…ркач, у куниц…;

Б) белолиц…й, нарц…сс, ц…ган

В) сестриц…, ц…кнуть, у цариц…

Г) панц…рь, марц…пан, круглолиц…й

2) В каком ряду во всех словах пишется буква И:

А) ц…корий, акац…я, ц…линдр

Б) ц…фра, ц…ганенок, акц…я

В) лекц…я, ц…пленок, птиц…

Г) полиц…я, ц…ц, ц…пка

ОПОРНАЯ СХЕМА К РАЗДЕЛУ 3

ПРАВОПИСАНИЕ Ы-И ПОСЛЕ Ц

В правописании могут быть отступления: Виц И н, Ельц И н

РАЗДЕЛ 4. Правописание О, Е после шипящих и Ц.

Студент должен знать:

— правило правописания О, Е в различных морфемах корнях, суффиксах, окончаниях у разных частей речи

— применять правило правописания О, Е в различных морфемах у разных частей речи при выполнении практических заданий (упражнений, тестов).

Вопросы к разделу 4

1. Правописание О, Ев корне слова у существительных и прилагательных (исключения).

2. Правописание О, Е у существительных, прилагательных и наречий в суффиксах и окончаниях.

3. Правописание О, Е в глаголах и причастиях.

Задания к разделу 4

Ч…ткая черта, выч…ркивать из списка, модная прич…ска, печ…ночный паштет, ш…ковое состояние, защ…чный меш…к, блестящая защ…лка, молодой щ…голь, куртка с капюш…ном, бить в трещ…тку, кислый крыж…вник, ж…лтая пч…лка, мягкая ш…рстка, непроходимые трущ…бы, маж…рный лад, сильная изж…га, ш…рох леса, крепкая беч…вка, ч…порная дама, отч…тливый ш…пот, ж…сткие ч…боты, ч…рствый хлеб, бесш…вные трубы, утренний ж…р, вкусным борщ…м, очень горяч…, ещ… больше, ож…г руки, подж…г дом, вкусная печ…нка, уехать с ноч…вкой, банка с туш…нкой, взять сгущ…нку, молодой стаж…р, талантливый дириж…р, говорить общ…, маленький кулач…к, синие ш…рты, жж…нный сахар, вооруж…нное восстание.

Выполнить тестовые задания к разделу 4

1) В каком ряду во всех словах пишется буква О:

А) кулач…к. щ…тка, трещ…тка

Б) ож…г (руки), кирпич…м, морж…вый

В)ж…лтый, теч…т, ч…порный

Г) окруж…нный, ш…сс, беч…вка

2) В каком ряду во всех словах пишется буква Е:

А) изж…га, сж…г. ноч…вка

Б) трущ…ба, копч…ный, ч…рный

В) пч…лка, беч…вка, стаж…р

Г) ш…к. чащ…ба, ж…кей

3) В каком ряду во всех словах пишется буква О:

А) герц…г, ц…кот, колодц…м

Б) ситц…м. скерц…, пальтец…

В) палацц…, ц…котуха, письмец…

Г) танц…вать, с отц…м, горц…вать

ОПОРНАЯ СХЕМА К РАЗДЕЛУ 4

Правописание О, Е после шипящих и Ц.

Запомнить: ож О г руки, подж О г дома – существительные – О

ож Е г руку, подж Е г дом – глагол – Е

РАЗДЕЛ 5. Правописание приставок.

Студент должен знать:

— правило правописания приставок неизменяемых на письме; правописание приставок на З и С; правописание приставок ПРЕ-ПРИ

— применять правило правописания О, Ев различных морфемах у разных частей речи при выполнении практических заданий (упражнений, тестов).

Вопросы к разделу 5.

1) Правописание приставок неизменяемых на письме.

2) правописание приставок на З и С.

3) правописание приставок ПРЕ-ПРИ.

Задания к разделу 5.

Ра…ледование пр…ступления, …дешний климат, известная …дравница, р…пахнутое окно, пр…горький шоколад, пр…клонить колено, получить пр…данное, …дать экзамен, …доровенный мужчина, пр…открыть дверь, пр…дать друга, пр…емник в деле, пр…зрел двух сирот, пр…творить в жизнь, понять пр…вратно, пр…зирать пр…дателя, пр…вередливый человек, произвести пр…говор, пр…красный день, его пр…вилегии, пр…мирить друзей, пр…ображать мир, пр…бывать в городе, пр…лететь на самолете, пр…вратник у ворот, послушать пр…емник, п…строиться на пр…сягу, пр…пирать дверь, сильно пр…увеличивать, пр…лежный ученик, пр…митивная программа.

Выполнить тестовые задания к разделу 5

1) В каком ряду во всех словах пишется буква З:

А) …дать, …дешни, ра…бить

Б) ра…кроить, чере…полосиц, в…греть

Г) бе…душный, бе…звездный, в..бираться

2) в каком ряду во всех словах пишется буква С:

А) …губить, в…бодрить, ра…топить

Б) чере…седельник, ра…корчевка, чере…чур

В) …дание, ра…задорить, ра…пилить

2) В каком ряду во всех словах пишется буква И:

А) пр…лететь, пр…зидиум, пр…бить

Б) пр…вередливый, р…хороший, пр…остановить

В) пр…оритет, пр…ручить, пр…прятать

Г) пр…рвать, пр…зирать, пр…говор

3) В каком ряду во всех словах пишется буква Е:

А) пр…таить, пр…глушить, пр…тендент

Б) пр…зирать, пр…одолеть, пр…мудрый

В) пр…волкзальный, пр…сесть, мой пр…емник

Г) пр…умножить, пр…скакать, пр…глушить

ОПОРНАЯ СХЕМА К РАЗДЕЛУ 5

Правописание приставок на — З – и – С —

Правописание приставок ПРЕ –\ ПРИ-

Запомнить: пр И вередливый, пр И велегия, пр И говор, пр И оритет, пр И мирить, пр И страстный.

Запомнить: пр Е зидиум, пр Е зирать, пр Е одолеть, пр Е рогатива, пр Е тензия, пр Е тендент.

РАЗДЕЛ 6. Правописание – Н- и -НН- в разных частях речи.

Студент должен знать:

— правило правописания -Н- и -НН- в именах существительных, именах прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных.

— применять правило правописания -Н- и -НН- в именах существительных, именах прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных.

при выполнении практических заданий (упражнений, тестов).

Вопросы к разделу 6.

1) Правило правописания -Н- и -НН- в именах существительных.

2) Правило правописания -Н- и -НН- в именах прилагательных.

3) Правило правописания -Н- и -НН- в причастиях.

4) Правило правописания -Н- и -НН- в отглагольных прилагательных.

Задания к разделу 6.

Запече…ый в духовке картофель; окна, завеш…ые тюлем, гуси…ое перо, газирова…ая вода, слома…ое кресло, обвеша…ый игрушками, ветре…ная погода, масля…ая краска, подветре…ая сторона, пече…ый на костре картофель, реше…ое дело, лимо…ый сок. ю…ый помощник, глиня…ая посуда, мой избра…ик, стекля…ый графин, клюкве…ый морс, нахоже…ая с осени тропа, оловя…ый солдатик, задача реше…а, домотка…ый ковер, платье поноше…о, маринова…ые грибы, стира…ое белье, рискова…ый маг, назва…ый брат, багря…ый лист, отчая…ый поступок, моще…ая улица, ране…ый в ногу, нарисова…ый пейзаж, деревя…ая скамья, жева…ый кусок.

Выполнить тестовые задания к разделу 6

1) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Парадный портрет должен был вызывать у совреме(1)иков и потомков восторже(2)ые чувства, поэтому изображе(3)ый на нем человек освобождался от всего будничного.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3

2) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?

На праздничном вечере было сказа…о немало теплых слов, адресова…ых юбиляру, который растрога…о благодарил пришедших его поздравить гостей.

1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 3

3) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Одинаково построе(1)ые, краше(2)ые одной и той же лиловой краской домики пансионата разброса(3)ы небольшими группами среди вековых сосен.

1) 1, 2 2) 2 3) 1 4) 1, 2, 3

4) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?

Любимыми блюдами Петра 1 были жаре(1)ое мясо с овощами, запече(2)ая рыба, копче(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.

1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 3

ОПОРНАЯ СХЕМА К РАЗДЕЛУ 6.

Правописание –Н- и –НН- в разных частях речи

1. Правописание –Н- и –НН-в именах существительных

2. Правописание –Н- и –НН-в именах прилагательных

Исключение: стекляННый, оловяННый, деревяННый

3. Правописание –Н- и –НН-в причастиях

В кратких причастиях пиши –Н-: задача решеНа

4. Правописание –Н- и –НН-в отглагольных прилагательных

У отглагольных прилагательных в краткой форме пиши Н: платье поношеНо, лицо заплакаНо

РАЗДЕЛ 7. Правописание – НЕ – со всеми частями речи.

Студент должен знать:

— правило правописания -НЕ- с именами существительными, именами прилагательными, причастиями, отглагольными прилагательными
наречиями на О, Е, глаголами, деепричастиями.

— применять правило правописания –НЕ- с именами существительными, именами прилагательными, причастиями, отглагольными прилагательными, наречиями на О, Е, глаголами. Деепричастиями.

при выполнении практических заданий (упражнений, тестов).

Вопросы к разделу 7.

1) Правило правописания -НЕ- с именами существительными.

2) Правило правописания -НЕ- именами прилагательными.

3) Правило правописания -НЕ- с причастиями.

4) Правило правописания -НЕ-с глаголами и деепричастиями.

Задания к разделу 7.

Сильно (не)годовать, (не)глубокий, а мелкий пруд, (не)хоженая с осени тропа, сильная (не)нависть, все делать (не)брежно, (не)смотря на (не)погоду, абсолютно (не)правильное решение, (не)истощимый на выдумки, повесть (не)закончена, (не)интересный рассказ, пошел (не)хотя, (не)охота говорить, далеко (не)скромный юноша, (не)ношеное пальто, (не)доеденное мороженое, (не)понимающий взгляд, (не)умного спросить, это (не)береза, (не)льзя (не)сказать, (ни)кого нет, отнюдь (не)высокий дом, мне этого (не)жаль, сделать (не)вовремя, (ни)кому (не)знакомый.

Выполнить тестовые задания к разделу 7

1) В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) Стая гусей, услышавших крик раненой птицы, какое-то мгновение (не)подвижно висела в воздухе, а затем начала быстро снижаться.

Б) По вечерам ярко горели лампы и все пел и пел свою (не)хитрую песенку старый самовар.

В) Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не)оконченную вчера работу.

Г) Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то (не)уверенность.

2) В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

А) Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки.

Б) Вокруг тянулись (не)скончаемые виноградники.

В) Путники вышли к еще (не)обросшему кромкой льда берегу.

Г) (Не)мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.

3) В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) Причины миграции этих редких птиц еще (не)изучены.

Б) Вдоль улиц громоздятся горы (не)растаявшего снега.

В) Лизу поселили в (не)большой, но очень светлой комнате с красивым окном.

Г) Петю манили (не)изведанные уголки земли.

4) В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

А) Коту Тимофею (не)меньше десяти лет.

Б) Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает.

В) (НЕ)сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Г) У Насти были (не)правильные, но приятные черты лица.

ОПОРНАЯ СХЕМА К РАЗДЕЛУ 7.

Правописание – НЕ – со всеми частями речи.

1. Правописание НЕ с именами существительными, прилагательными, наречиями на о-е

2. Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями:

nsportal.ru

Учебно-методическое пособие для студентов СПО «Составление бизнес-плана»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Министерство образования, культуры и спорта
Калужской области
ГАОУ СПО «Калужский колледж информационных технологий и управления»

Методические рекомендации по составление бизнес-плана

Обзорный раздел (резюме) …………………………………………………. 4

Бизнес-план – это официальный документ, который кратко, точно и в доступной форме описывает все основные стороны вашей будущей предпринимательской деятельности. Правильно составленный бизнес-план должен отвечать на основной вопрос: «Стоит ли браться за это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?»

Бизнес-планирование в России – это развивающаяся область, необходимость в которой еще несколько лет назад подвергалась сомнению. Однако объективные факторы сегодня позволяют утверждать, что значительная часть неудач в бизнесе связана именно с отсутствием четкого планирования. Статистика неумолима: около десятой части всех зарегистрированных предприятий так и не приступают к своей хозяйственной деятельности. Та же статистика говорит, что риск обанкротиться особенно велик на начальном этапе работы компании. Поэтому необходимость в профессиональном подходе к составлению бизнес-плана сегодня ни у кого уже не вызывает сомнений.

Качественный бизнес-план позволяет решить следующие важнейшие задачи:

привлечь кредитные средства;

определить основные цели бизнеса и пути их достижения;

выработать стратегию и тактику на пути к достижению поставленных целей;

вооружить предпринимателя конкретными управленческими решениями и инструментами;

предоставить владельцу бизнеса инструменты его оценки;

минимизировать риски, связанные с открытием или реорганизацией бизнеса.

Методические указания разработаны для студентов в соответствии с программой курса «Экономика отрасли» и посвящены составлению бизнес-плана.

Практические рекомендации разработки бизнес-плана апробированы на отечественном рынке, даны с учетом специфики российского рынка. Пособие имеет практическую направленность и предназначено для применения в любых отраслях производства и реализации продукции и услуг.

В методических указаниях представлены материалы по разработке бизнес-плана проекта, включающие структуру, содержание разделов бизнес-плана и примеры для разработки своего предприятия.

Цель пособия состоит в том, чтобы научить студентов самостоятельно, профессионально произвести планирование бизнеса на уровне предприятия связанного с машиностроением.

В связи с поставленной целью необходимо решение следующих задач:

получение твердых теоретических знаний в объеме изучаемой дисциплины;

формирование практических навыков по планированию бизнеса.

В результате изучения данного пособия студент должен приобрести:

прочные теоретические знания по бизнес-планированию;

твердые навыки для решения практических задач;

умение самостоятельно вести планирование бизнеса.

Методические рекомендации по составлению бизнес-плана

1. Титульный лист.

2. Оглавление бизнес-плана

3. Обзорный раздел (резюме)

5. Описание продукции (услуг)

6. Маркетинговый план

7. Производственный план

8. Финансовый план

9. Оценка рисков

1. Титульный лист.

Титульный лист бизнес-плана является визитной карточкой бизнес-проекта и его разработчиков. Важно дать проекту краткое, лаконичное (до 20-40 знаков) название. Хорошее название должно соответствовать роду деятельности. Следовательно, содержит информацию не только по названию проекта, но и краткую аннотацию сути проекта и его роли в развитии стратегической зоны хозяйствования, выбранной руководством фирмы. Аннотация включает информацию о разработчиках проекта, сфере бизнеса, сроках начала и окончания реализации проекта. Показатели финансирования проекта, возможно в процентах (общая сумма, собственные средства, заемные средства, средства государственной поддержки) желательно указать на титульном листе, несмотря на то, что более детально они представлены в резюме и финансовом плане.

2. Оглавление бизнес-плана.

Второй страницей бизнес-плана является оглавление. Здесь указываются все разделы и подразделы бизнес-плана, а так же и его приложения с указанием на какой странице находится тот или иной раздел (подраздел) бизнес-плана.

Это позволяет с одной стороны быстро отыскать нужный раздел в бизнес-плане, с другой говорит о грамотном оформлении бизнес-плана составителем.

3. Обзорный раздел (резюме) является первым разделом бизнес-плана и является его сокращенной версией (объем 2-3 страницы), содержит краткое описание компании, наиболее привлекательные моменты из всех остальных разделов, положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи, объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов и предполагаемый срок возврата средств.

Калуга в данное время является развивающимся городом, население которого растет с большой скоростью, в котором на данном этапе развития региона находятся наибольшие финансовые и эко­номические возможности для получения прибыли.

Постоянно растет число людей, становящихся материально обеспеченными и способными потратить некоторое количество денег на проведе­ние своего досуга вне дома.

В дневное время все большее число успешно работающих людей стали уделять свое внимание спорту, поддержанию хорошей физической формы, посещая при этом бассейны, тренажерные залы. Можно сказать, что ведение здорового образа жизни становится привычным.

На фоне постоянно растущего числа людей, которые все больше желают сочетать спорт и отдых, но при загруженности уже существующих мест отдыха необы­чайно привлекательно выглядит создание места, в котором бы сочетались, как спортивные, так и развлекательные услуги, способные удовлетворить желания клиентов.

Данный бизнес-план предусматривает создание фирмы, способной эффективно работать на рынке развлечений. Установив перспективный план развития, ведя оптимальную ценовую политику, заботясь о поощрении и поддержке своих постоянных клиентов, расширяя спектр своей деятельности и, тем са­мым, снижая риски в своей деятельности. Такой фирмой может стать бильярдный клуб ООО «Девять ярдов».

Для открытия клуба необходимо провести аналитическую оценку деятельности ближайших конкурентов, и проанализировали свои возможного.

Предприятие будет носить статус Общества с Ограниченной Ответственностью. Именно такой вид правовой формы будет самым оптимальным для такой организации, так как он имеет следующий ряд преимуществ:

может быть основан при малом капитале;

риск каждого из компаньонов ограничен основным вкладом;

гарантирует непрерывность управлением предприятия;

затраты на учреждение и управление ниже, чем в других обществах.

Участники этого общества несут ответственность по его обязательствам в пределах стоимости внесенного вклада. Уставной капитал поделён на доли: Иванова О.О. 60 %, Сидорова А.А. 40%.

Фирма планирует реализовать следующие методы привлечения клиентов:

Скидки по дисконтным картам постоянным посетителям (до 10 %)

В праздничные дни скидки для всех посетителей

Именинникам час игры бесплатно

Реклама в газетах, на щитах и раздача листовок

Цены на услуги могут варьировать в зависимости от роста спроса. Персонал клуба будет состоять из квалифицированных специалистов.

Если запуск этого проекта даст ожидаемые результаты то возможны перспективы развития фирмы и открытия филиалов в городах области.

4. Описании предприятия необходимо охарактеризовать предприятие и его положение на рынке, назвав организационно-правовую форму предприятия, перечислив основные виды деятельности, владельцев предприятия, достижения, основные финансовые показатели, отличия данной компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.

ООО «Девять ярдов» молодая компания. Целью ее является создание отличного места развлечений для активных людей и обеспечить стабильное материальное положение фирмы в отрасли и на целевых рынках. То что ее учредителями являются молодые, энергичные люди успех проекта обеспечен

В городе не так много достойных фирма данного рынка предприятий, что позволяет завоевать своих клиентов и иметь постоянную прибыль. Клиенты будут обеспечены комфортными условиями пребывания в нашем клубе.

Клуб будет представлять услуги:

В качестве потенциальных потребителей предоставляемых клубом ус­луг можно рассматривать все население города в возрасте от 18. Поскольку предлагаемый ком­плекс услуг является новым видом услуг на существующем рынке, можно считать, что он будет интересен практически всем группам населения.

Говоря о конкуренции, необходимо отметить, что целесообразно отне­сти к числу конкурентов клуба фирмы, предоставляющие услуги, аналогич­ные услугам клуба.

infourok.ru

Сайт Томского автомобильно-дорожного техникума

Адрес техникума:
634062, г.Томск, ул.Суворова, 5
тел./факс — 8 (3822) 67 29 91
эл.почта — [email protected]
Дневное отделение — 67-27-74
Заочное отделение — 67-24-49

Дата предоставления оригинала документа об образовании: 28.08.2018 г. до 17.00.

Дата зачисления: 30 августа 2018 г.

Время работы приемной комиссии:
с 03 июля по 31 августа 2018 г.
с 09.00 до 16.00 обед с 13.00 до 14-00

Специальности

Обучение:
На базе основного общего образования со сроком обучения 3 года 10 месяцев.
На базе среднего /полного/ общего образования со сроком обучения 2 года 10 месяцев.

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по проектированию, строительству, содержанию и ремонту, реконструкции автомобильных дорог и аэродромов.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
инженерные сооружения (дорога и дорожные сооружения, аэродромы);
проектная и нормативная документация; технологические процессы строительства автомобильных дорог и аэродромов;
первичные трудовые коллективы.

Выпускник готовится к следующим видам деятельности:
Участие в изыскании и проектировании автомобильных дорог и аэродромов.
Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов.
Участие в организации работ по строительству автомобильных и аэродромов.
Участие в работах по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов.
Организация работы коллектива исполнителей по внедрению производственных процессов строительства и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Обучение:
На базе основного общего образования со сроком обучения 3 года 10 месяцев.
На базе среднего /полного/ общего образования со сроком обучения 2 года 10 месяцев.
Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, организация деятельности первичных трудовых коллективов.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
автотранспортные средства;
техническая документация;
технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
первичные трудовые коллективы.

Выпускник готовится к следующим видам деятельности:
Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
Организация деятельности коллектива исполнителей.
Разработка технологической документации для технического обслуживания, ремонта и модернизации модификаций автотранспортных средств.
Подбор технологического оборудования для производственных целей.

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих:
Водитель автомобиля
Слесарь по ремонту автомобилей

Обучение:
На базе основного общего образования со сроком обучения 3 года 10 месяцев.

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и обеспечение технической эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования на предприятиях и в организациях различных организационно-правовых форм собственности.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
дороги и дорожные сооружения; подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование, их сборочные единицы;
конструкторская и технологическая документация для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования, их сборочных единиц;
технологическое оборудование, приспособления, оснастка, используемые при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования, их сборочных единиц;
средства контроля технического состояния машин, механизмов, оборудования и их сборочных единиц;
первичные трудовые коллективы.

Выпускник готовится к следующим видам деятельности:
Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования при строительстве, содержании и ремонте дорог.
Техническое обслуживание и ремонт подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в стационарных мастерских и на месте выполнения работ.
Организация работы первичных трудовых коллективов.
Организация работ по комплексной механизации текущего содержания и ремонта дорог и дорожных сооружений. Организация работ по ремонту и производству запасных частей.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих:
Водитель автомобиля
Слесарь по ремонту дорожных машин и оборудования

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
автотранспортные средства;
технологическое оборудование, инструмент и приспособления для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
оборудование заправочных станций и топливно-смазочные материалы;
техническая и отчетная документация.

Обучающийся по профессии Автомеханик готовится к следующим видам деятельности:
Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.
Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.

tadt.tomsk.ru

Учебно-методическое пособие на тему:
Методические указания и задания внеаудиторной самостоятельной работы по Математике 2 курс

Учебное пособие «Методические указания и задания внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Математика» для студентов 2 курса» содержит указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Математике, а так же задания самостоятельной работы. Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по Математике и предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по программам среднего профессионального образования.

Данная разработка может быть использована как методическое пособие для студентов среднего профессионального образования.

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦИВИЛЬСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Селеменева Елена Викторовна

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

для студентов 2 курса специальности 110809

для студентов средних профессиональных

Методические указания и задания внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Математика» для студентов 2 курса специальности 110809

/ Е.В. Селеменева – Цивильск, 2014.- 23 с.

Рецензент: Ешмейкина И.А., преподаватель

Учебное пособие «Методические указания и задания внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Математика» для студентов 2 курса» содержит указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Математике, а так же задания самостоятельной работы. Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по Математике и предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по программам среднего профессионального образования.

Данная разработка может быть использована как методическое пособие для студентов среднего профессионального образования.

Рассмотрено на заседании учебно-методической комиссией естественнонаучных и экономических дисциплин среднего профессионального образования, протокол № … от …г.

Рекомендовано к изданию экспертным советом техникума, протокол № от … г.

©Е.В. Селеменева, 2014

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ……………………………….……………..….

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………..….………..….………….

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………..……..………………………………………

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Математика ставят своей целью оказать помощь студентам второго курса в организации самостоятельной работы по овладеванию системой знаний, умений, навыков в объеме действующей программы.

Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) .

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующим рабочим учебным планом Цивильского аграрно-технологического техникума.

Самостоятельная внеаудиторная работа по математике проводится с целью:

— систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;

— углубления и расширения теоретических знаний;

— развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности;

— формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. По математике используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

— для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;

— для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление плана и алгоритма решения, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, решение задач и упражнений, подготовка сообщений к выступлению на уроке, конференции, подготовка сообщений, докладов, рефератов, тематических кроссвордов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Содержание самостоятельной работы

Формы и методы контроля результатов

Творческая работа «История возникновения комплексных чисел»

Творческая работа (презента-ция, реферат, доклад, фильм)

Решение вариативных задач и упражнений

Письменное решение упражнений и задач

Решение вариативных упражнений и задач

Письменное решение упражнений и задач

Обыкновенные дифферен-циальные уравнения

Решение вариативных упражнений и задач

Письменное решение упражнений и задач

Множества и отношения

Реферат «Леонард Эйлер»

Общие правила комбинаторики. Основные понятия комбинаторики

Решение вариативных задач и упражнений.

Письменное решение упражнений и задач

Элементы теории вероятностей и математической статистики

Решение вариативных упражнений и задач

Письменное решение упражнений и задач

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы студент должен внимательно выслушать инструктаж преподавателя по выполнению задания, который включает определение цели задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

В пособии представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются аудиторные занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты.

В методических указаниях приведены задания самостоятельной работы; вопросы для самоконтроля.

  1. Богомолов, Н.В. Математика: учеб. для ссузов/ Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко — Москва: Дрофа, 2009. — 395 с.

2. Богомолов Н. В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для средних проф. учеб. заведений/ Н. В. Богомолов – М.:Высш. шк., 2009. – 495с.

3. Башмаков М.И. Математика. Задачник: учебное пособие для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования/М.И. Башмаков. –М.: Издательский центр «Академия», 2013. -416с.

4. Башмаков М.И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред. проф. Образования/М.И. Башмаков. –М.: Издательский центр «Академия», 2013. -256с.

  1. http://mathem.hl.ru – справочник по математике
  2. http://www.exponenta.ru – образовательный математический сайт
  3. http://methmath.chat.ru – методика преподавания математики
  4. http://www.neive.by.ru – геометрический портал
  5. http://www.festival.1september.ru – фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  6. http://college.ru/mathematics — математика на портале «Открытый колледж»

Слово «Математика» происходит от греческого слова «матема», что означает знание. Возникла математика на первых этапах создания человеческой культуры. За свою историю математика, которая развивалась в тесной связи с развитием производственной деятельности людей и общечеловеческой культуры, превратилась в стройную дедуктивную науку.

Учебная дисциплина «Математика» является естественнонаучной, формирующей базовые знания для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Изучение математики для современного специалиста способствует формированию современного научного мышления, обогащению культуры труда и приобщению к вычислительной технике, техническим средствам, без использования которых труд специалиста немыслим в наши дни.

В ходе изучения дисциплины студент должен иметь представление: о роли математики при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин и в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

— решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать :

— значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;

— основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

— основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, тео-рии вероятностей и математической статистики;

— основы интегрального и дифференциального исчисления.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен формировать:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.

ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины.

ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.

ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины.

ПК 1.5. Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.

ПК 1.6. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей .

ПК 2.1. Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.

ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат.

ПК 2.3. Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.

ПК 2.4. Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.

ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.

ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.

ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия.

ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа № 1

Тема: История возникновения комплексных чисел.

Цели: — углубить и обобщить знания в области комплексных чисел;

  • формирование ОК 2.- ОК 5, ОК 8.
  • воспитание целеустремленности, настойчивости, аккуратности.

Задание: Выполнить творческую работу «История возникновения комплексных чисел» в одном из предложенных форм (презентация, доклад, реферат, фильм).

На выполнение задания отводится 2 часа. Источниками могут служить интернет-ресурсы, учебная литература техникума. Смотри методические указания выполнения различных видов самостоятельных работ.

Форма контроля: представление на занятии в аудитории.

Вопросы для самоконтроля: 1. В каком веке возникло понятие о комплексных числах?

  1. Какие три формы комплексного числа вы знаете?
  2. Где применяются комплексные числа?

Самостоятельная работа № 2

Тема: Дифференциальное исчисление

Цели: — повторить дифференциальное исчисление;

— развитие логического мышления;

— воспитание аккуратности, настойчивости.

Задание: 1.Найти производную функции:

а) (x)=3(x 5 +7x 3 +1) 4 ; б) f(x)= в) f(x)=sin3(4×2+3x-8);

2. Движение трактора описывается формулой S(t)=2t 2 -5t+1. Найдите скорость и ускорение в момент времени t=2с.

На выполнение задания отводится 2 часа.

Форма контроля: проверка решения в рабочей тетради.

Обозначения: С- постоянная, х-аргумент, u, v, w – функции от х, имеющие производные.

Основные правила дифференцирования

  1. (u+v-w) ’ =u’+v’-w’
  2. (u∙v)’=u’v+uv’
  3. (cv)’=c∙v’
  4. ( )’=
  1. У’=(3 x -2x 5 +e 2 )’=(3 x )’- 2∙(x 5 )’+(e 2 )’= 3 x ln3-10x 4
  2. У’=( 2 x •x 3 )’=(2 x )’•(x 3 )+( 2 x )• (x 3 )’=2 x ln2•x 3 +2 x • 3x 2
  3. Y’= =

Самостоятельная работа № 3

Тема: Интегральное исчисление

Цели: — повторить интегральное исчисление;

— развитие логического мышления;

— воспитание аккуратности, настойчивости.

— закрепление навыков использования графического метода решения уравнений и неравенств;

— закрепление навыков изображения на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными.

Задание: Вычислите площадь фигур, ограниченных указанными линиями (по вариантам): 1) y = 3x-1, y = 0, x = 2, x = 4

2) x — 2y + 4 = 0, x + y – 5 = 0, y = 0

3) y = , y = 0, x = 0, x = 3

6) y = — 2x + 3, y = 0, x = 0, x = 3

7) y = , 5x – y – 6 = 0

10) y = — + 6, y = 2x + 3

На выполнение задания отводится 2 часа.

Форма контроля: проверка решения в рабочей тетради.

  1. Как записывается формула Ньютона-Лейбница;
  2. Какое действие обратно интегрированию?
  3. Какие существуют три способа нахождения неопределенного интеграла?

1. Первообразная функция и неопределенный интеграл

Пусть у = F(x) имеет производную у’ = f (х ), тогда ее дифференциал

Функция F(x) по отношению к ее дифференциалу f(x) dx называется первообразной.

Определение: Функция F(x) называется первообразной для функции f (x) на заданном промежутке, если для всех х из этого промежутка F'(x) = f (x). Дифференциалу функции соответствует не единственная первообразная, а множество их, причем они отличаются друг от друга постоянным слагаемым.

Пусть F(x) — первообразная для дифференциала f (x) dx.

(F(x) + С)’ = F'(x) + С’ = f (x) + 0 = f (x) , где С — постоянная.

Определение: совокупность всех первообразных функций F(x)+С для дифференциала f (x) dx называется неопределенным интегралом и обозначается .

= F(x)+С, где — подынтегральное выражение.

С- постоянная интегрирования. Процесс нахождения первообразной называется интегрированием.

Определенный интеграл. Определенный интеграл от неотрицательной функции с геометрической точки зрения равен площади криволинейной трапеции, ограниченной сверху графиком функции , слева и справа – отрезками прямых х=а, х=b, снизу отрезком [a; b] Ох

Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями у = х 3 ; у = 1; х = 2.

Заданные линии образуют фигуру АВС, которая показана штриховкой на рис. 2.

Искомая площадь равна разности между площадями криволинейной трапеции DACE и квадрата DABE.

Используя формулу S = ʃ а b f(x)dx = S(b) – S(a), найдем пределы интегрирования. Для этого решим систему двух уравнений:

Таким образом, имеем х 1 = 1 – нижний предел и х = 2 – верхний предел.

Итак, S = S DACE – S DABE = ʃ 1 2 x 3 dx – 1 = x 4 /4| 1 2 – 1 = (16 – 1)/4 – 1 = 11/4 (кв. ед.).

Ответ: 11/4 кв. ед.

Самостоятельная работа № 4

Тема: Обыкновенные дифференциальные уравнения

Цели: — приобретение базовых знаний в области фундаментального раздела математики – линейной алгебры;

— развитие логического мышления;

— воспитание аккуратности, настойчивости.

Задание: Найти частное решение дифференциального уравнения (по вариантам) 1) (1+y)dx=(1-x)dy; y=3 при х=-2.

2)(2+y)dx=(3-x)dy; y=1 при х=-1.

3)(3+y)dx=(1-x)dy; y=2 при х=4.

Форма контроля: проверка решения в рабочей тетради.

Время на выполнение задания 5 часов.

Вопросы для самоконтроля: 1. Какие уравнения называются дифференциальными?

2. Какие уравнения называются дифференциальными переменными с разделяющимися переменными?

Дифференциальное уравнение первого порядка в общем случае содержит :
1) независимую переменную ;
2) зависимую переменную (функцию);
3) первую производную функции: .

В некоторых уравнениях 1-го порядка может отсутствовать «икс» или (и) «игрек», но это не существенно – важно чтобы в ДУ была первая производная , и не было производных высших порядков – , и т.д.

Что значит решить дифференциальное уравнение? Решить дифференциальное уравнение – это значит, найти множество всех функций , которые удовлетворяют данному уравнению. Такое множество функций часто имеет вид ( – произвольная постоянная), который называется общим решением дифференциального уравнения .

Найти частное решение дифференциального уравнения , удовлетворяющее начальному условию

Решение : по условию требуется найти частное решение ДУ, удовлетворяющее заданному начальному условию. Такая постановка вопроса также называется задачей Коши .

Сначала находим общее решение. В уравнении нет переменной «икс», но это не должно смущать, главное, в нём есть первая производная.

Переписываем производную в нужном виде:

Очевидно, что переменные можно разделить, мальчики – налево, девочки – направо:

Общий интеграл получен. Здесь константу я нарисовал с надстрочной звездочкой, дело в том, что очень скоро она превратится в другую константу.

Теперь пробуем общий интеграл преобразовать в общее решение (выразить «игрек» в явном виде). Вспоминаем старое, доброе, школьное: . В данном случае:

Константа в показателе смотрится как-то некошерно, поэтому её обычно спускают с небес на землю. Если подробно, то происходит это так. Используя свойство степеней, перепишем функцию следующим образом:

Если – это константа, то – тоже некоторая константа, переообозначим её буквой :

Запомните «снос» константы – это второй технический приём , который часто используют в ходе решения дифференциальных уравнений.

Итак, общее решение: . Такое вот симпатичное семейство экспоненциальных функций.

На завершающем этапе нужно найти частное решение, удовлетворяющее заданному начальному условию . Это тоже просто.

В чём состоит задача? Необходимо подобрать такое значение константы , чтобы выполнялось условие .

Оформить можно по-разному, но понятнее всего, пожалуй, будет так. В общее решение вместо «икса» подставляем ноль, а вместо «игрека» двойку:

Стандартная версия оформления:

Теперь в общее решение подставляем найденное значение константы :
– это и есть нужное нам частное решение.

Ответ : частное решение:

Самостоятельная работа № 5

Тема: Множества и отношения

Цель: — познакомиться с историей создания теории множеств;

— углубить понятие теории множеств;

— развивать логическое мышление.

Задание: Написать реферат «Леонард Эйлер»

На выполнение задания отводится 1 час. Возможно использование источников сети Интернет. Объем не более 6 страниц.

Форма контроля: проверка реферата.

Вопросы самоконтроля: 1. Что представляет собой диаграмма Эйлера-Венна;

2. Перечислите действия над множествами.

Самостоятельная работа №6

Тема: Общие правила комбинаторики. Основные понятия комбинаторики.

Цель: — закрепление навыков решения комбинаторных задач;;

— развитие логического мышления;

— развитие ОК 10., ПК;

— воспитание аккуратности, настойчивости.

Задание: 1)Решить задачу: В роте 100 солдат. Требуется назначить командира роты, заместителя командира роты и караульного. Сколькими способами это можно сделать?

На выполнение задания отводится 1 час.

Форма контроля: проверка решения в рабочей тетради.

Вопросы самоконтроля: 1)Что такое комбинаторика?

2)Какие задачи называют комбинаторными?

3) Из каких элементов состоит комбинаторика?

Пример: Комбинаторика изучает количества комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы, заданного конечного множества. При непосредственном вычислении вероятностей часто используют формулы комбинаторики. Приведем наиболее употребительные из них.

Перестановками называют комбинации, состоящие из одних и тех же n различных элементов и отличающиеся только порядком их расположения. Число всех возможных перестановок

где n! = 1 * 2 * 3 . n.

Заметим, что удобно рассматривать 0!, полагая, по определению, 0! = 1.

Размещениями называют комбинации, составленные из n различных элементов по m элементов, которые отличаются либо составом элементов, либо их порядком. Число всех возможных размещений

A m n = n (n — 1)(n — 2) . (n — m + 1).

Сочетаниями называют комбинации, составленные из n различных элементов по m элементов, которые отличаются хотя бы одним элементом. Число сочетаний

С m n = n! / (m! (n — m)!).

Задача. В механизированном звене 12 человек. Требуется выбрать звеньевого, механика, заправщика. Сколькими способами это можно сделать?

Решение: сначала выбирают звеньевого, затем механика, и наконец, заправщика. Каждый может быть выбран звеньевым, поэтому существует 12 возможностей, для выбора механика остаётся 11 возможностей, а выбор заправщика уже 10 способов. Следовательно, всего получается 12х11х10 =1320 способов, что бы выбрать трёх работников из 12 т.е. A = 12х11х10 = 1320;

2)С = ( 10х9х8х7х6)/(1х2х3х4х5) = 252

Самостоятельная работа № 7

Тема: Элементы теории вероятностей и математической статистики

Цели: — закрепление навыков решения вероятностных и статистических задач;

— развитие логического мышления;

— воспитание аккуратности, настойчивости.

Задание: 1)Решить задачу: С целью изучения срока эксплуатации механизированной техники проведена 25%-ная механическая выборка, в результате которой получено следующие данные:

Срок эксплуатации (лет)

Кол-во единиц техники

На основе этих данных вычислите:

1) средний срок эксплуатации;

2) средний квадрат отклонений (дисперсию), среднее квадратическое отклонение;

На выполнение задания отводится 4 часа.

Форма контроля: проверка решения в рабочей тетради.

Вопросы самоконтроля: 1) Что такое вероятность?

2) Какие задачи называются статистическими?

2) Какие формулы используются для вычисления математического ожидания, дисперсии и среднеквадратичного отклонения?

Математическая статистика — наука о математических методах систематизации и использования статистических данных для научных и практических выводов. Во многих своих разделах математическая статистика опирается на теорию вероятностей, позволяющую оценить надежность и точность выводов, делаемых на основании ограниченного статистического материала (напр., оценить необходимый объем выборки для получения результатов требуемой точности при выборочном обследовании).

Пространством элементарных событий называется множество исходов некоторого эксперимента.

Элементарным событием называется любой элемент пространства элементарных событий.

Событием называется любое подмножество пространства элементарных событий.

Генеральной совокупностью называется достаточно большое, быть может, бесконечное подмножество элементарных событий.

Случайной величиной называют функцию от элементарного события.

Экспериментом называется функция, принимающая значение на пространстве элементарных событий.

Статистическая моделью называется совокупность законов, которым подчиняется процедура эксперимента.

Случайной выборкой1 или просто выборкой1 объема n называется набор некоторого числа элементов генеральной совокупности, наблюденных при серии из n одинаковых экспериментов

Выборкой2 объема n называется набор 1,…,n случайных величин, определенных на натуральных числах 1,…,n, k-я с.в. принимает значение исхода ki-го эксперимента на числе i, при условии, что все эксперименты одинаковы.

Все указанные типы средних величин можно получить из формул степенной средней. Если имеются варианты , то среднюю из вариант можно рассчитать по формуле простой невзвешенной степенной средней порядка :

Средний квадрат отклонения , или дисперсия (обозначается ) наиболее часто применяется как мера колеблемости признака. Дисперсии невзвешенную и взвешенную вычисляют по формулам

Таким образом, дисперсия есть средняя арифметическая из квадратов отклонений вариант от их средней арифметической.
Квадратный корень из дисперсии называется среднеквадратическим отклонением .

Задача: В целях изучения стажа работников мехпарка проведена 36%-ная механическая выборка, в результате которой получено следующее распределение рабочих по стажу работы:

Число рабочих, чел.

На основе этих данных вычислите:

1) средний стаж рабочих мехпарка;

2) средний квадрат отклонений (дисперсию), среднее квадратическое отклонение.

  1. Для вычисления среднего стажа просуммируем произведения середин интервалов и соответствующих частот, и полученную сумму разделим на сумму частот.

2) Вычислим дисперсию, среднее квадратическое отклонение:

Оценка «5» ставится при сданной в срок работе, все задания выполнены верно, работа оформлена подробно и аккуратно;

Оценка «4» ставится при в основном верно выполненных заданиях, имеются небольшие погрешности вычислительного характера, работа оформлена подробно и аккуратно;

Оценка «3» ставится при наличии не критических ошибок, выполнена не до конца или не полностью, работа может быть сдана не в срок;

Оценка «2» ставится, если самостоятельная работа выполнена неверно.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Методические рекомендации по составлению конспекта

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
  2. Выделите главное, составьте план;
  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

2. Методические рекомендации по выполнению практических занятий

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение ситуативных задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.

При самостоятельном решении поставленных задач нужно обосновывать каждый этап действий, исходя из теоретических положений курса. Если обучающийся видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала решения поставленных задач составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками, инструкциями по выполнению.

Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный результат следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи.

3. Методические рекомендации по написанию контрольной работы

Контрольная работа — промежуточный метод проверки знаний обучающегося с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу.

Домашняя контрольная работа проводится по дисциплине. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении обучающиеся ограничены во времени, могут использовать любые учебные пособия, консультации с преподавателем.

4. Методические рекомендации по составлению презентаций

Требования к презентации

На первом слайде размещается:

  • название презентации;
  • автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
  • год.

На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.

  • необходимо соблюдать единый стиль оформления;
  • нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
  • вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)
  • для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)
  • на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
  • для фона и текста используются контрастные цвета;
  • особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)
  • нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
  • не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде
  • следует использовать короткие слова и предложения;
  • время глаголов должно быть везде одинаковым;
  • следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
  • заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице

  • предпочтительно горизонтальное расположение информации;
  • наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
  • если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
  • для заголовков не менее 24;
  • для остальной информации не менее 18;
  • шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
  • нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
  • для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;
  • нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).

Способы выделения информации

  • рамки, границы, заливку
  • разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
  • не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
  • наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

5. Методические рекомендации по составлению кроссвордов

В процессе работы обучающиеся:

  • просматривают и изучают необходимый материал, как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации;
  • составляют список слов раздельно по направлениям;
  • составляют вопросы к отобранным словам;
  • проверяют орфографию текста, соответствие нумерации;
  • оформляют готовый кроссворд.

Общие требования при составлении кроссвордов:

  • Не допускается наличие «плашек» (незаполненных клеток) в сетке кроссворда;
  • Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения;
  • Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа;
  • Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения;
  • Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений;
  • Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.);
  • Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов;
  • Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

Требования к оформлению:

  • На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;
  • Рисунок кроссворда должен быть четким;
  • Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

1-й экз. — с заполненными словами;

2-й экз. — только с цифрами позиций.

Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

Критерии оценивания составленных кроссвордов:

  1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы;
  2. Оригинальность составления кроссворда;
  3. Практическая значимость работы;
  4. Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок;
  5. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;
  6. Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения.

6. Методические рекомендации по оформлению рефератов

План работы оформляется с названием «Оглавление»; расположение – по центру.

Список библиографических источников оформляется под заголовком «Литература». Список литературы должен включать все использованные источники: сведения о книгах (монографиях, учебниках, пособиях, справочниках и т.д.) должны содержать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство, год издания. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них со словами «и др.». Наименование места издания надо приводить полностью в именительном падеже: допускается сокращение названия только двух городов: Москва (М.) и Санкт Петербург (СПб.). Приведенные библиографические источники должны быть отсортированы в алфавитном порядке по возрастанию. Список должен состоять не менее чем из трех источников.

Каждая новая часть работы, новая глава, новый параграф начинается с последующей страницы.

Приложение оформляются на отдельных листах, каждое приложение имеет порядковый номер и тематический заголовок. Надпись «Приложение» 1 (2.3. ) оформляется в правом верхнем углу. Заголовок приложения оформляется как заголовок параграфа.

Объем работы не менее 10 листов напечатанных на компьютере (машинке) страниц; оглавление, список литературы и приложения не включаются в указанное количество страниц.

Текст рукописи печатается шрифтом № 14, с интервалом — 1,5.

Поля: слева — 3 см, справа — 1 см, сверху и снизу — 2 см.

Красная строка — 1,5 см . Межабзацный интервал – 1,8.

Название «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Приложение», «Литература», а также заголовки глав и параграфов выделяются одинаковым темным, жирным шрифтом.

После цитаты в тексте работы используются знаки: «. », [1, С. 10], где номер библиографического источника берется из списка использованной литературы.

Обращение к тексту приложения оформляется следующим образом: (см. Приложение 1).

Оформление схем алгоритмов, таблиц и формул. Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) могут быть в основном тексте реферата и в разделе приложений. Все иллюстрации именуются рисунками. Все рисунки, таблицы и формулы нумеруются арабскими цифрами и имеют сквозную нумерацию в пределах приложения. Каждый рисунок должен иметь подпись. Например:

Рис.12. Форма главного окна приложения.

На все рисунки, таблицы и формулы в работе должны быть ссылки в виде: «форма главного окна приложения приведена на рис. 12.».

Рисунки и таблицы должны размещаться сразу после той страницы, на которой в тексте записки она упоминается в первый раз. Если позволяет место, рисунок (таблица) может размещаться в тексте на той же странице, где на него дается первая ссылка.

Если рисунок занимает более одной страницы, на всех страницах, кроме первой, проставляется номер рисунка и слово «Продолжение». Например:

Рис. 12. Продолжение

Рисунки следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота записки. Если такое размещение невозможно, рисунки следует располагать так, чтобы для их просмотра надо было бы повернуть работу по часовой стрелке.

Схемы алгоритмов должны быть выполнены в соответствии со стандартом ЕСПД. Толщина сплошной линии при вычерчивании схем алгоритмов должна быть в пределах от 0,6 до 1,5 мм. Надписи на схемах должны быть выполнены чертежным шрифтом. Высота букв и цифр должна быть не менее 3,5 мм.

Номер таблицы размещается в правом верхнем углу над заголовком таблицы, если он есть. Заголовок, кроме первой буквы, выполняется строчными буквами. В аббревиатурах используются только заглавные буквы. Например: ПЭВМ.

Ссылки на таблицы в тексте пояснительной записки должны быть в виде слова табл. и номера таблицы. Например: Результаты тестов приведены в табл. 4.

Номер формулы ставится с правой стороны страницы в круглых скобках на уровне формулы. Например: z:=sin(x)+cos(y); (12).

Ссылка на номер формулы дается в скобках.

Например: расчет значений производится по формуле (12).

Нумеровать страницы работы по книжному варианту: печатными цифрами, в нижнем правом углу страницы, начиная с текста «Введения» (с. 3). Работа нумеруется сквозно, до последней страницы.

В оглавлении указываются начальные страницы всех частей и параграфов работы (название главы отдельной страницы не имеет), кроме списка литературы и приложений (в тексте нумеруются).

Пишется слово «глава», главы нумеруются римскими цифрами, параграфы — арабскими, знак ; не пишется; части работы «Введение». «Заключение», «Литература» нумерации не имеют.

Названия глав и параграфов пишутся с красной строки.

Заголовки «Введение», «Заключение», «Литература» пишутся посередине, вверху листа, без кавычек, точка не ставится.

Объем введения и заключения работы — 1,5-2 страницы печатного текста.

Работа должна быть прошита.

В работе используются три вида шрифта: 1 — для выделения названий глав, заголовков «Оглавление», «Литература», «Введение», «Заключение»; 2 — для выделения названий параграфов; 3 — для текстовки.

7. Методические рекомендации по проведению исследований

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения

Учебное исследование и научное исследование.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности обучающегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося).

При развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества преподавателя и обучающегося.

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

1. Методические рекомендации по составлению конспекта

2. Методические рекомендации по выполнению практических заданий

3. Методические рекомендации по составлению презентаций

4. Методические рекомендации по составлению кроссвордов

5. Методические рекомендации по оформлению рефератов

1. Богомолов, Н.В. Математика: учеб. для ссузов/ Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко — Москва: Дрофа, 2009. — 395 с.

2. Богомолов Н. В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для средних проф. учеб. заведений/ Н. В. Богомолов – М.:Высш. шк., 2009. – 495с.

nsportal.ru

Популярное:

  • Приказ мчс по службе Приказ МЧС России от 6 июля 2017 г. № 285 “Об утверждении примерной формы контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы” (не вступил в силу) В соответствии с частью 8 […]
  • Адвокат тарасова екатерина Адвокат тарасова Хочу проверить является ли адвокатом Тарасова Екатерина Ивановна в Москве по адресу Житная 14 МО РЕБЕНКА как второй раз не вынесла это процессура, и только в суде доказать подлежащее разрешению в отношении него […]
  • Химия пособие по егэ Химия, Новые задания ЕГЭ, Доронькин В.Н., 2016 Химия, Новые задания ЕГЭ, Доронькин В.Н., 2016. Пособие составлено в соответствии с изменениями формулировок и содержания заданий в тестах ЕГЭ по новой спецификации и предназначено […]
  • Беженец получение гражданства Гражданство РФ для украинцев: как получить российское гражданство? Гражданство РФ для украинцев 2017-2018. Как получить гражданство РФ беженцу Граждане Украины могут стать гражданами России как в общем, так и в упрощенном […]
  • Справки об отсутствии судимости минск Справки о судимости Для получения справки об отсутствии судимости и (или) привлечении к административной ответственности на несовершеннолетнего ребенка с заявлением обращается один из родителей. При подаче заявления родителю […]
  • Расторжение договора сроки возврата денег Как расторгнуть договор ДДУ и вернуть деньги? Расторжение сделки в одностороннем порядке, через суд или по соглашению сторон. Волнительный процесс приобретения желанной недвижимости в новостройке не всегда заканчивается как […]
  • Номер закона о бухгалтерском учете Новый Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" Статьи по теме: Оформление операций в бухучете в 2014 году Правильное оформление хозяйственных операций – одна из краеугольных проблем, как бухгалтерской практики, так и […]
  • Приказ 262 от 25082018 Приказ 262 от 25082018 В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа […]