Учебное пособие для подготовки к экзамену по менеджменту шевелева вп

Менеджмент. Пособие для подготовки к экзаменам. Сост. Руденко В.И.

4-е изд. — Ростов н / Д: Феникс, 2005. — 192 с. (Сер. «Зачет и экзамен»)

Учебное пособие содержит текст лекций на основе программы, соответствующей государственному образовательному стандарту, утвержденному Министерством образования Российской Федерации. Поможет систематизировать и конкретизировать полученные знания, более глубоко изучить отдельные вопросы учебного курса «Менеджмент». Системное изложение материала в форме вопросов и ответов, раскрывающих основные понятия курса, позволит использовать пособие для подготовки к сдаче экзаменов.

Для студентов экономических вузов и колледжей.

Формат: pdf / zip

Размер: 4 , 1 5 Мб

Скачать / Download файл

Содержание
Лекция 1. Предмет и сущность менеджмента 3
Понятие менеджмента как науки управления
Природа и сущность управления
Специфика менеджмента в государственной службе
Лекция 2. Принципы управления 7
Понятие принципов управления Общие принципы управления
Лекция 3. История развития менеджмента 10
Эволюция управленческой мысли
Классическая школа управления
Школа «человеческих отношений-
Теория потребностей А. Маслоу Теория мотивации Ф. Херцберга
Теория стилей руководства Д. Макгрегора «Новая школа науки управления
Теория «Z» и теория «А- У. Оучи Ситуационный подход
Лекция 4. Менеджер в организации 26
Понятие и виды организации
Организация и внешняя среда Разделение труда в организации
Уровни управления Основные типы организационных структур
Менеджер — центральная фигура в управлении
Лекция 5. Цели и функции управления 40
Понятие цели в управлении
Сущность и содержание функций управления
Характеристика функций управления
Лекция 6. Формирование организационной структуры 52
Понятие системного подхода к формированию структур

Процесс формирования организационной структуры
Структура управления организацией, ориентированная на решение стратегических проблем
Лекция 7. Построение организации 57
Этапы построения организации Масштабы управления
Определение обязанностей и полномочий
Централизация и децентрализация
Лекция 8, Принятие решений в управлении 65
Понятие и классификация решений Сущность процесса принятия решений
Методология и методы принятия решений
Лекция 9. Управление рисками 75
Понятие риска Классификация рисков Функции риска
Источники риска Анализ риска
Лекция 10. Информация и коммуникация в управлении 88
Понятие и значение информации в управлении
Коммуникационные процессы
Роль информационной службы в управлении
Лекция 11. Прогнозирование и планирование работы 95
Планирование как функция управления
Виды планирования
Этапы процесса планирования
Прогнозирование
Лекция 12. Мотивация как функция управления . 104
Сущность мотивации
Механизм мотивации
Теория иерархии потребностей А. Маслоу
Современные теории мотивации
Лекция 13. Контроль за деятельностью 114
Понятие контроля
Виды контроля
Процесс контроля
Критерии оценки эффективности в системе контроля
Лекция 14. Самоменеджмент 121
Знания и умения менеджера
Понятие самоменеджмента
Правила и функции самоменеджмента
Лекция 15. Управление персоналом 127
Цели и функции управления персоналом
Планирование потребности в трудовых ресурсах
Методы поиска персонала Способы оценки персонала и прием на работу
Повышение квалификации персонала
Лекция 16. Управленческая культура 141
Понятие культуры организации Факторы, влияющие на культуру организации
Формирование культуры организации Типы организационной культуры
Структура управленческой культуры Этика фирмы
Лекция 17. Руководство. Власть. Лидерство 152
Руководство в организации Понятие и модели лидерства
Понятие и формы власти Стили руководства
Лекция 18. Управленческая психология 164
Темперамент личности Типы темпераментов Xapaктер личности
Способности личности
Лекция 19. Управление конфликтами и стрессами 173
Природа конфликта в организации
Типы конфликтов
Причины конфликтов
Методы разрешения конфликтов
Причины и природа стресса
Литература 185

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

www.alleng.ru

Менеджмент организации электронный учебник

Переверзев М.П. менеджмент организации.4. Менеджмент. МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера.Данное учебное пособие является электронной версией работы: Учебное пособие для подготовки к Раздел: Менеджмент Менеджмент организаций. Учебник. Менеджмент: человек, стратегия, организация : учебник / О. Смотрите также учебники, книги и учебные материалы Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» подготовлен в рам-ках инновационной образовательнойБиблиографический список. Менеджмент как организация управления фирмой. м.: кнорус, 2008 Введение В «Оксфордском бизнес-словаре» даются следующие определения понятия «менеджмент»: 1) власть и искусство управления 2) Менеджмент это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной1[1] Менеджмент: Учебник для вузов/М.М. Введение в специальность. М.: ЮНИТИ: Банки и биржи, 1996.30.

Учебники и учебные пособия по менеджменту: полные тексты в открытом доступе без регистрации.Жигун Л.А. Перечень учебников. Климатическое оборудование.Купить. Учебник менеджмент организации. «Управление персоналом» профиль: Управление персоналом организации. Управление предприятием, Организация бизнеса.Учебник составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и содержит основные вопросы теории, методологии и практики стратегического Рассмотрены основы финансового менеджмента организаций. Учебное пособие , который написал Румянцева З.П. Румянцевой, Н.П. Учебное пособие для подготовки к экзамену по менеджменту (Шевелева В.

litrpg.tk

Школа научного управления, ее основные положения и принципы. Развитие менеджмента в трудах Ф. Тейлора, Г.Форда, Г. Эмерсона.

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО Нижнетагильский торгово-экономический колледж

Учебное пособие

для подготовки к экзамену по менеджменту для студентов, обучающихся по специальности 080501 «Менеджмент»

(Краткий курс лекций)

Автор: Шевелева Валентина Петровна

Нижний Тагил

Содержание

Основная часть. 7

1.Менеджмент. Основные понятия, цели, задачи, связь с другими дисциплинами. 7

2. Школа научного управления, ее основные положения и принципы. Развитие менеджмента в трудах Ф. Тейлора, Г.Форда, Г. Эмерсона. 10

3.Классическая административная школа управления, её основные положения и принципы. Вклад Анри Файоля в развитие классической школы менеджмента. 13

4. Неоклассическая школа менеджмента, ее основные положения. 16

5.Современные подходы в менеджменте, их сущность. 18

6. Организация как объект менеджмента: понятие, признаки. Формальные и неформальные организации. 21

7. Внешняя среда организации, факторы прямого и косвенного воздействия, характеристика и взаимосвязь. 26

8. Характеристики внешней среды. 29

9.Внутренняя среда организации, её основные переменные, их характеристика и взаимосвязь. 31

10. Цикл менеджмента – основа управленческой деятельности. Характеристика функций цикла, их взаимосвязь и взаимообусловленность. 34

11.Планирование как основная функция управления. Виды планов. Основные стадии планирования. 40

12.Стратегическое планирование. Этапы стратегического планирования. 44

13.Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы тактического планирования 47

14. Организация как основная функция менеджмента. Принципы построения организационной структуры управления. Типы организационных структур управления 49

15.Линейная структура управления, её преимущества и недостатки, область применения 54

16. Функциональная структура управления, её преимущества и недостатки, область применения. 56

17.Линейно-штабная структура управления, её преимущества и недостатки, область применения. 58

18. Линейно-функциональная структура управления, её преимущества и недостатки, область применения. 60

19.Дивизиональная структура управления. 63

20. Органический тип структур управления (проектная и матричная), преимущества и недостатки. 65

21.Сущность делегирования, полномочия и ответственность. Виды и пределы полномочий. Правила и принципы делегирования. 68

22. Функция мотивации. Понятие и критерии мотивации. 72

23.Сущность понятия «мотивация». Содержательные теории мотивации. 75

24. Мотивация, основные понятия. Процессуальные теории мотивации. 79

25.Контроль как функция управления. Сущность и назначение контроля, требования к контролю.. 83

26. Виды контроля и их характеристика. 86

27. Процесс контроля, его этапы. Факторы эффективного контроля. 90

28. Понятие и классификация методов управления. 94

29.Экономические методы управления, их роль, значение, уровни применения, характеристика. 96

30. Организационно-распорядительные методы управления, их роль, значение, характеристика. 98

31.Социально-психологические методы управления, их роль, значение, характеристика 101

32. Управленческие решения, сущность, классификация, значение. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. 103

33.Процесс подготовки, принятия и организации реализации управленческих решений. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. 110

34. Методы принятия управленческих решений, их характеристика. 115

35.Конфликты: понятие, природа, причины. Последствия конфликтов. 119

36. Виды конфликтов, их характеристика. 123

37.Методы управления конфликтами, их характеристика. 125

38. Стресс: понятие, природа и причины возникновения. Виды стресса, их характеристика. Методы борьбы со стрессом и пути предупреждения стрессовых ситуаций. 127

39.Власть и влияние: понятия, виды и их характеристика. Баланс власти. 134

40. Лидерство: понятие и подходы к нему. Модели лидеров. Влияние лидера и лидерские качества. 137

41. Менеджер: понятие, его место в организации, роли и сущность деятельности. Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера. 141

42. Искусство строить отношения с сотрудниками. Имидж и авторитет менеджера 145

43.Самоменеджмент: понятие, характеристика. Организация личной работы.. 149

44. Стили управления, их характеристика. «Решётка менеджмента»: понятие, содержание. 154

45.Понятие общения и коммуникации. Виды и уровни коммуникации. Эффективная коммуникация. Роль коммуникаций в организации. 160

46. Коммуникационный процесс и его этапы. Помехи в развитии коммуникаций. 162

47.Информация и её виды. Значение информации в управлении организацией. 167

48. Трансакционный анализ. Виды трансактов. 170

49.Деловое общение, его характеристика, формы, роль в управленческой деятельности 180

50. Фазы делового общения. 182

51.Деловое общение. Правила проведения деловых бесед. 187

52. Деловое общение. Правила проведения деловых переговоров. 189

53.Правила проведения и классификация деловых совещаний. 193

54. Деловое общение. Техника телефонных переговоров. 196

55.Управленческое общение, его функции и назначение. Виды распорядительной информации. Условия эффективного общения. 201

56. «Шкала отношений». Основные характеристики подчинённых. Психологические приёмы достижения расположенности подчинённых «аттракция». 204

Список используемых источников. 213

Приложение № 1. Связь менеджмента с другими науками. 216

Приложение № 2. Пирамида уровней управления. 217

Приложение № 3. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. 217

Приложение № 4. Линейная организационная структура управления. 218

Приложение № 5. Функциональная организационная структура управления. 218

Приложение № 6. Линейно-штабная организационная система управления. 219

Приложение № 7. Структура ограниченного функционализма. 219

Приложение № 8. Дивизиональная структура управления. 220

Приложение № 9. 221

Система управления по проекту. 221

Матричная организационная структура управления. 221

Приложение № 10. Сущность контроля при ориентации на расходы.. 222

Приложение № 11. Круг самоменеджмента. 223

Приложение № 12. Решётка менеджмента (Р. Блейк и Дж. Моутон) 224

Приложение № 13. Коммуникационный процесс. 224

Приложение № 14. Трансакты.. 225

Приложение № 15. Организация (технология) общения. 227

Факторы воздействия на собеседника. 227

Введение

«Учебное пособие для подготовки к экзамену по менеджменту». (Краткий курс лекций).

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080501 «Менеджмент» в Нижнетагильском торгово-экономическом колледже и разработано в помощь для подготовки к экзамену по менеджменту.

Цель учебного пособия – дать возможность студентам еще раз повторить пройденный материал и полноценно подготовиться к экзамену.

Данное пособие позволяет овладеть основами курса менеджмента. С помощью контрольных вопросов имеется возможность проверить знания по данному курсу. Изучение рекомендуемой литературы способствует глубокому усвоению дисциплины.

В современных условиях, в период активных социально — экономических преобразований, менеджмент играет особую роль, превращаясь в реальный фактор развития бизнеса в разных сферах экономической деятельности. Только квалифицированный менеджер способен обеспечить сохранение и устойчивое развитие организации, её адаптацию к постоянно меняющейся рыночной среде. В связи с этим сегодня, пожалуй, в отечественной экономике нет более трудной и ответственной профессии, чем профессия менеджера. Это предъявляет особые требования к подготовке современных профессиональных управляющих.

Пособие включает в себя: введение, лекции к пятидесяти шести экзаменационным вопросам, в каждой из которых имеются контрольные вопросы и тест, заключение, а также список используемых источников.

Данное пособие не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзамена.

Основная часть

Менеджмент. Основные понятия, цели, задачи, связь с другими дисциплинами.

Управление – это осознанная, целенаправленная деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.

Менеджмент является составной частью управления. Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», хотя второй термин намного шире, поскольку применяется к самым различным видам человеческой деятельности.

Менеджмент – это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.

Под менеджментом понимается профессиональное управление хозяйственной деятельностью предприятия, которое осуществляется в условиях рыночных отношений и направлено на извлечение максимальной прибыли при рациональном использовании ресурсов.

Целью менеджмента как науки, является разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное функционирование систем управления.

Целью менеджмента как практики эффективного управления, является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности организации или иных целей, путем рациональной организации торгового процесса и развития технико-технологической базы организации.

Успешная деятельность на товарном рынке в острой конкурентной борьбе требует знания механизма эффективной работы. Сегодня уже никто не полагается только на удачу и интуицию. Благополучие организации — это результат продуманной деятельности руководства и персонала компании.

Главная задача – обеспечение существования предприятия на рынке. Руководство должно заниматься рыночными исследованиями, должно выявлять настоящие и будущие потребности своих потребителей; хорошо знать конкурентов, то есть заниматься маркетингом. Рынок подвижен — менеджмент должен быстро реагировать на изменения.

Обеспечение инноваций. (Новые услуги, более высокого качества, на более приемлемых условиях по сравнению с конкурентами).

Инновации – изменения предприятия в лучшую сторону. (Использование новых видов сырья, введение современных форм и методов облуживания, т. е. улучшение сервиса).

Экологическая проблема. (Руководство обязано придавать особое внимание уменьшению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию материальных ресурсов).

Организация работы коллектива. (Сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать развитию персонала и его росту, повышать эффективность труда сотрудников).

Основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что обеспечит существование и успех фирмы на рынке.

Менеджмент широко связан со многими экономическими, математическими, общественно – юридическими науками, такими как социология, психология, юриспруденция, социальная статистика и другие. (Приложение № 1).

Вопросы для закрепления:

1. Укажите различия в содержании понятий «управление» и «менеджмент».

2. Что включает понятие «менеджмент» и почему необходимо управление?

3. Перечислите основные задачи менеджмента.

4. Какова роль менеджмента в подготовке руководителей?

Укажите один верный вариант ответа:

1. Какой из терминов шире:

2. Целью менеджмента как науки является:

а) Достижение высокой прибыльности организации

б) Обеспечение инноваций

в) Разработка научных подходов

г) Организация работы коллектива

3. Целью менеджмента как практики является:

а) Достижение высокой прибыльности организации

б) Обеспечение инноваций

в) Разработка научных подходов

г) Организация работы коллектива

4. Под обеспечением инноваций понимается:

а) Установление системы отношений между людьми

б) Уделение должного внимания окружающей среде

в) Введение новых услуг более высокого качества

5. Под организацией работы коллектива понимается:

а) Установление системы отношений между людьми

б) Уделение должного внимания окружающей среде

в) Введение новых услуг более высокого качества

Школа научного управления, ее основные положения и принципы. Развитие менеджмента в трудах Ф. Тейлора, Г.Форда, Г. Эмерсона.

Усилия основоположников школы научного управления были направлены на создание универсальных принципов управления, основанных на личных наблюдениях и направленных на рационализацию производства, при этом игнорировались социальные отношения в процессе производства и не уделялось должного внимания человеческому фактору.

Школа научного управления (1885 – 1920). Основатель науки управления американский инженер и исследователь Фредерик Тейлор. 1911г. – книга Ф.Тейлора «Принципы научного управления». Суть подхода: «Управление должно иметь свои законы, методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учёте». Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению – это определённая специальность. Выделено 4 группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств и контроль результатов. Тейлором разработаны методы рационализации труда рабочих. Генри Форд (механик, предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США). В основу организации управления положены следующие принципы: максимум разделения труда; специализация, широкое применение высокопроизводительного оборудования и оснастки, расстановка оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ, регламентированный ритм производства. Гаррингтон Эмерсон – разработал комплексный системный подход к организации управления. 1912г. – главная работа «Двенадцать принципов производительности».

Основные положения школы научного управления:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения.

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

4. Систематическое и правильное стимулирование для повышения производительности труда.

5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

Вопросы для закрепления:

1. В чем суть школы научного управления?

2. В чем заслуга Ф. Тейлора в развитие менеджмента как науки?

3. В чем заслуга Г.Форда в развитие менеджмента как науки?

4. В чем заслуга Г. Эмерсона в развитие менеджмента как науки?

1. На что были направлены усилия основоположников школы научного управления?

а) создание универсальных принципов управления

б) социальные отношения

в) человеческий фактор

г) рационализацию производства

2. Кто является основателем менеджмента как науки управления?

3. В какие годы существовала школа научного управления?

4. Кто является автором «Двенадцати принципов производительности»?

а) Гаррингтон Эмерсон

в) Фредерик Тейлор

5. Какие четыре управленческих функции выделил Ф.Тейлор?

а) выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов

б) планирование, организация, мотивация, контроль

в) выбор цели, разработка миссии, выполнение задач, контроль результатов

г) планирование, выбор средств, мотивация, контроль

3.Классическая административная школа управления, её основные положения и принципы. Вклад Анри Файоля в развитие классической школы менеджмента

Усилия основоположников классической школы менеджмента были направлены на создание универсальных принципов управления, основанных на личных наблюдениях и направленных на рационализацию производства, при этом игнорировались социальные отношения в процессе производства и не уделялось должного внимания человеческому фактору.

Административная школа управления (1920-1950 гг.) основана на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого – рациональное построение организации как иерархической структуры. Необходимо, считал автор, чёткое определение следующих функций управления: техническая (технологическая) деятельность; коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен); финансовая деятельность (поиски капитала и его эффективное использование); защитная деятельность (защита собственности и личности); бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика); административная деятельность (воздействие на персонал, которая включает несколько общих функций управления — предвидение, планирование, организация, распоряжение, координирование и контроль).

Основные положения школы:

· Развитие принципов управления;

· Описание функций управления;

· Систематизированный подход к управлению всей организацией.

Анри Файоль – французский ученый, «отец» менеджмента. Внес огромный вклад в развитие менеджмента как науки. Разработал ряд универсальных принципов управления. 1916 г. – работа «Общее и промышленное управление».

Четырнадцать принципов по Анри Файолю:

1.Разделение трудаспециализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счёт сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающего).

2.Полномочия и ответственностькаждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.

3.Дисциплинарабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководителем предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.

4.Единоначалиеработник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.

5.Единство действийвсе действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.

6.Подчинённость личных интересовинтересы организации имеют преимущества перед интересами индивидуумов.

7.Вознаграждение персоналаполучение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.

8.Централизацияестественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.

9.Скалярная цепьнеразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).

10.Порядокрабочее место для каждого работника и каждый работник на своём рабочем месте.

11.Справедливостьустановленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

12.Стабильность персоналаустановка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность.

13.Инициативапоощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

14.Корпоротивный духгармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении сила»).

Вопросы для закрепления:

1. Кого называют «отцом менеджмента» и почему?

2. Главная идея административной школы управления.

3. Назовите основные положения административной школы управления.

5.Назовите принципы управления по А. Файолю.

Укажите один верный вариант ответа:

1. Годы существования административной школы управления:

lektsii.org

Заключение

Прибыль с магазина за год (при продажах только iphone 5 но в app Store продаются и другая продукция «Apple» а также различная периферия- наушники, чехлы, средства по уходу техники и так далее )составят 13.9 млн руб. , то есть продажи только iphone покроют себестоимость открытия магазина.

Что же касается «Дешевого iphone » его рентабельность инвестиций составит 74%. И это продукт позволит выйти в новый сегмент в котором уже «плавают» многие компании.

Компания «Apple» с легкостью могла бы выйти на российский рынок со своими магазинами и провести свой первый год и остаться в плюсе, но не хочет сейчас она выходить на те рынке где больший % «умных телефонов» , а наш рынок отдает на растерзание ритейлерам .

Компании необходимы новые продукты! Компания «Apple» считается новатором в отрасли портативной электроники. Им необходимы как новые продукты , а так же усовершенствование тех продуктов которые сейчас уже есть на рынке . Что же касается телефонов с большими экранами и дешевый вариант iphone , если «Apple» не выпустит это телефоны в течении полу года , то они отстанут от тенденций рынка и останутся за бортом взлетающего самолета.

Список использованных источников и литературы Учебные пособия:

Визанский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2009

Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: ИИД «Филин», 2012 — 268 с.

Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: Учеб. пособие. — СПб., 2011

Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии Учебное пособие. М.: Московский государственный университет печати? 2013

Шевелева В.П.. Учебное пособие для подготовки к экзамену по менеджменту, 2009

Экономическая стратегия фирмы /Под ред. А.П. Градова. — СПб.: Специальная литература, 2010 — 414 с.

studfiles.net

Шевелева В.П. Учебное пособие для подготовки к экзамену по менеджменту — файл n1.doc

13.Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы тактического планирования

Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.

Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, то есть конкретизацию стратегии. Тактика является одной из форм выражения стратегии. Стратегия и тактика в общем плане, имеют родственные цели и их сущность заключается в определении средств, с помощью которых предприятие стремится к достижению поставленных целей и заданий.

Тактика определяет пути, обеспечивающие приближение к заданным целям и параметрам. Тактические цели рассчитаны на более близкое будущее, а решение задач – на настоящее время.

Процесс тактического планирования состоит из двух взаимосвязанных стадий:

1. Подготовка плана (сбор, систематизация и уточнение различной информации о деятельности предприятия, анализ полученной информации, уточнение целей и задач планирования, постановка менеджером задач отдельным структурным подразделениям и работникам на разработку плана, определение подлежащих включению в план мероприятий);

2. Принятия плана (принятый план должен быть документально оформлен и утвержден руководителем предприятия).

Тактическое планирование следует отличать от текущего, или оперативного планирования.

Текущее, или оперативное планирование – это то, чем ежедневно занимается менеджер на предприятии. К нему относится планирование работы предприятия на небольшой промежуток времени (день, месяц, квартал, полугодие, год).

При текущем планировании, в отличие от стратегического и тактического, отсутствует существенный временной разрыв между фиксацией на уровне создания действия, подлежащего исполнению, и осуществлением такого действия в реальном режиме. Менеджер должен знать, что реакции оперативного планирования и оперативного действия могут иметь весьма важные стратегические последствия.

Этапы текущего планирования:

1. Выявление проблемы;

2. Определение возможных действий;

3. Предварительный выбор одного из определенных возможных действий;

4. Анализ возможных последствий;

5. Окончательный выбор действия.

Вопросы для закрепления:

1. Чем тактическое планирование отличается от стратегического?

2. Чем текущее планирование отличается от стратегического и тактического?

3. Назовите стадии тактического планирования

4. Каковы основные этапы тактического планирования?

Укажите один верный вариант ответа:

1. Тактическое планирование отвечает на вопрос:

  1. «К чему стремиться?»
  2. «Как это может быть достигнуто?»
  1. Решением важнейших проблем
  2. Определением путей, обеспечивающих решение проблем

14. Организация как основная функция менеджмента. Принципы построения организационной структуры управления. Типы организационных структур управления

Реализация процесса планирования зависит от того, на сколько правильно и четко определены основные функциональные подразделения и установлены соотношения полномочий различных должностей.

Организация – это процесс создания структуры предприятия, выбора системы управления и определение взаимосвязи функциональных подразделений.

Структура – это строение, единство устойчивых взаимосвязей между элементами. Форма организации, она формируется для достижения целей организации, в ее рамках протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений).

Организационная структура управления.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления.

Отношения между ними поддерживаются связями:

Горизонтальными (носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми) и вертикальными (связи подчинения, необходимость в них возникает при иерархичности управления, то есть при наличии нескольких уровней управления).

Связи могут носить линейный (отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями, то есть лицами, полностью, отвечающими за деятельность организации или её структурных подразделений) и функциональный (имеют место по линии движения информации и управленческих решений по функциям управления) характер.

Число звеньев в структуре определяет её уровень (одноуровневые и многоуровневые структуры). В зависимости от характера связей они подразделяются на линейные, функциональные и комбинированные.

Деятельность структурных подразделений и исполнителей регламентируется специальными положениями (инструкциями), в которых оговорены функции каждого органа управления, распределение прав и обязанностей между ними, а внутри подразделения – каждого исполнителя.

На организационную структуру управления оказывают влияние цели, принципы, методы и функции управления. Цель требует выделения подразделений, отвечающих за её выполнение. Принципы и методы воздействуют на создание или расширение прав структурных подразделений.

В структуре управления выделяются следующие элементы:

1. Звенья (отделы) – к ним относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие функции управления либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений). В основе образования звена лежит выполнение отделом определённой функции управления. Связи между отделами имеют горизонтальный характер.

2. Уровни (ступени) – совокупность звеньев управления, занимающих определённую ступень в системе управления. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу: менеджеры более высокой ступени принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

3. Связи — горизонтальные и вертикальные.

Основное правило, которое необходимо соблюдать при проектировании структуры управления – вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд.

Требования, принципы и факторы, влияющие на выбор организационных структур управления предприятием:

  • Требования:
    1. Оптимальность (минимум числа ступеней);
    2. Оперативность (быстрое принятие управленческих решений; распределение прав и ответственности);
    3. Экономичность (рациональное разделение управленческого труда; минимум уровней управления);
    4. Надежность (бесперебойность и достоверность информации);
    5. Гибкость (способность изменяться в соответствии с изменениями во внешней среде);
    6. Устойчивость (сохранение основных свойств и целостности при внешних воздействиях).
  • Принципы построения:
    1. Соответствие целям бизнеса;
    2. Единство структуры и функций управления;
    3. Первичность функций и вторичность органа управления;
    4. Рациональное сочетание централизации, специализации и интеграции функций управления;
    5. Связь с производственной структурой;
    6. Соответствие потока информации структуре управления;
    7. Комплексность охвата всех видов деятельности.
  • Факторы:
    1. Размер предприятия;
    2. Характер деятельности;
    3. Отраслевые особенности (производство товаров, услуг, посредничество);
    4. Уровень механизации и автоматизации управленческих работ;
    5. Квалификация кадров;
    6. Сфера деятельности (местный, национальный, внешний рынок);
    7. Особенности технологии, наличие финансов и др.

Типы организационных структур управления:

  1. Бюрократические (иерархические) организационные структуры управления.

Положения: чёткое разделение труда (следствием является необходимость использования специалистов по каждой должности; иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности).

Разновидности: линейные, функциональные, линейно-функциональные, линейно-штабные, дивизиональные.

  1. Адаптивные (органические) организационные структуры управления.

Главное свойство: способность легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления. Как правило, они формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.

Разновидности: проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления.

В торговле самой распространенной является линейно-функциональная организация труда.

Вопросы для закрепления:

1. Что такое организация?

2. Что вы понимаете под структурой управления?

3. Какие связи между элементами структуры вы знаете?

4. Перечислите элементы структуры управления.

5. Какие типы организационных структур управления вы знаете?

Укажите один верный вариант ответа:

1. Строение, единство устойчивых взаимосвязей между элементами – это…

2. Процесс создания структуры предприятия, выбора системы управления и определение взаимосвязи функциональных подразделений – это…

3. Горизонтальные связи:

а) носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми

б) связи подчинения, необходимость в них возникает при иерархичности управления

в) отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями

г) имеют место по линии движения информации и управленческих решений по функциям управления

4. Линейные связи:

а) носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми

б) связи подчинения, необходимость в них возникает при иерархичности управления

в) отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями

г) имеют место по линии движения информации и управленческих решений по функциям управления

5. Основное правило, которое необходимо соблюдать при проектировании системы управления:

а) быстрое принятие управленческих решений, распределение прав и ответственности

б) рациональное разделение управленческого труда; минимум уровней управления

в) способность изменяться в соответствии с изменениями во внешней среде

г) вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд

nashaucheba.ru

Популярное:

  • Правила русской пунктуации в таблицах Сборник основных правил русской орфографии и пунктуации. (Карманный справочник.) М.: Астрель, 2005. - 94с. Наглядное, удобное и компактное изложение всех основных правил пунктуации и орфографии. Формат: pdf / zip Скачать / […]
  • Калькулятор осаго 2018г Реальна ли отмена полисов страховки ОСАГО в 2017-2018 годах? Безаварийный страховой стаж (полных лет): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+ Если у вас было ДТП Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой […]
  • Правила саймона на jailbreak Правила саймона на jailbreak 1. Использовать любые Скрипты/читы и прочее. [Бан на 1 Неделю/Навсегда] 2. Использовать баги игры,карт. [Бан на 30 мин/1 день] 3. Использовать программы, меняющие голос/воспроизводящие посторонние […]
  • Хамовнический мировой суд Мировые судьи (Хамовнический суд), Хамовники, с/у 365 Мировой судья: Веклич Екатерина Андреевна Телефон для справок: 8 (499) 236-25-42 Телефон судебного участка: 8 (499) 237-63-45 ф E-mail: [email protected] Режим работы: […]
  • Категория д осаго Купить ОСАГО категории «Д» практически нельзя Безаварийный страховой стаж (полных лет): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+ Если у вас было ДТП Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой истории. М 0 1 […]
  • Приказ об участии в совещании Эпидемиологический надзор Размещен: 15.05.2014 г. Приказ "О проведении совещания специалистов,осуществляющих эпиднадзор за инфекционными и паразитарными болезнями" В соответствии с пунктом 14.35 Плана основных организационных […]
  • Иконы с большим разрешением Иконы высокого разрешения. Часть 1-я Стаж: 7 лет 9 месяцев 04-Апр-2012 02:27 Стаж: 8 лет 10 месяцев 04-Апр-2012 17:03 (спустя 14 часов) 09-Апр-2012 14:46 (спустя 4 дня) 11-Апр-2012 00:41 (спустя 1 день 9 […]
  • Правило для админов в кс 16 Реальные пацаны - Форум игровых серверов Counter Strike 1.6 Правила Для Админов Сервера Реальные Пацан. Нравится Не нравится Pickwick 27 авг. 2013 Запрещено: 1 . Материться и оскорблять игроков на наших серверах. 2 . […]