Учет местных налогов

Учет местных налогов

Применительно к организациям к местным налогам относят зе­мельный налог и налог на рекламу.

Плательщиками земельного налога и арендной платы за землю яв­ляются организации всех организационно-правовых форм, включая международные неправительственные организации (объединения), со­вместные предприятия, а также граждане Российской Федерации, ино­странные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на терри­тории России.

В соответствии с Законом «О плате за землю» значительной части организаций и граждан предоставлены льготы по взиманию платы за землю.

Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом, и ут­вержденных ставок земельного налога.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участ­ков. Учет плательщиков и исчисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. Не позднее 1 августа государственные налоговые инспекции должны вручить гражданам извещения об уплате налога.

Учет расчетов юридических лиц с бюджетом по земельному нало­гу арендной оплате за землю ведут на счете 68-«Расчеты по налогам и сборам» на отдельном субсчете «Расчет по земельному налогу».

Исчисленная сумма налога или арендной платы ежемесячно отра­жается по кредиту счета 68 и дебету счетов учета денежных текущих затрат или других счетов (счет 08 «Вложения во внеоборотные акти­вы», 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и др.).

Перечисленные суммы налога или арендной платы списывают в дебет счета 68 с кредита счетов учета денежных средств.

Налог на рекламу. Плательщиком данного налога является орга­низация-рекламодатель. Объектом налогообложения является сто­имость услуг по изготовлению и распространению рекламы собствен­ной продукции (работ, услуг), включая работы, осуществляемые рек­ламодателями самостоятельно. Обложению налогом подлежат все фактически произведенные рекламодателем расходы на рекламу (не только в пределах норматива, но и превышающие его).

Ставка налога на рекламу устанавливается местными органами вла­сти в размере, не превышающем 5% от суммы расходов на рекламу.

Налог на рекламу относится на уменьшение финансового резуль­тата. При этом если рекламодатель перечисляет налог непосредствен­но в местный бюджет, то составляются следующие бухгалтерские за­писи:

2) Дебет счета 68 Кредит счета 51

Если налог на рекламу уплачивается налогоплательщиком через рекламное агентство, то в учете рекламодателя составляют бухгалтер­ские записи:

1) Дебет счета 44 Кредит счета 76 (60)

2) Дебет счета 91 начислен налог на рекламу в составе Кредит счета 76 (60)/ стоимости рекламных услуг

3) Дебет счета 76 (60)1 погашена задолженность за рекламные Кредит счета 51 / услуги, включая налог на рекламу

shpargalki.ru

Местные налоги и сборы

Актуально на: 30 января 2017 г.

Сегодня к местным налогам и сборам в РФ относятся два налога и один сбор. А именно (ст. 15 НК РФ):

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Специфика местных налогов заключается в том, что устанавливаются они НК РФ, вводятся в действие нормативным актом местного органа власти и действуют на уровне муниципального образования (п. 4 ст. 12 НК РФ). При этом под муниципальным образованием понимается поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район или внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ ).

Городов федерального значения в России всего 3 – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. В них местные налоги и сборы вводятся законами о местных налогах, а не решениями органов муниципальных образований, как в других субъектах РФ.

Отметим, что доходы от уплаты обоих местных налогов идут в местные бюджеты по нормативу 100%, то есть полностью зачисляются в бюджеты муниципальных образований (п. 1 ст. 61, п. 1 ст. 61.1, п. 1 ст. 61.2, п. 1 ст. 61.3, п. 1 ст. 61.4, п. 1 ст. 61.5 БК РФ).

Местные налоги: какие элементы обложения определяются «на местах»

Как было отмечено выше, местными налогами являются земельный налог и налог на имущество физлиц.

В отношении земельного налога местные власти устанавливают (п. 2 ст. 387 НК РФ):

  • налоговую ставку в пределах, ограниченных НК РФ. Причем она может дифференцироваться в зависимости от категорий земель и их разрешенного использования, а также места нахождения земель (ст. 394 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога для налогоплательщиков-организаций (п. 1 ст. 397 НК РФ). При этом отчетные периоды власти на местах могут установить, а могут и не устанавливать (п. 3 ст. 393 НК РФ), как и обязанность плательщиков по уплате авансовых платежей по налогу (п. 9 ст. 396 НК РФ);
  • налоговые льготы, их основания, в том числе размер не облагаемой налогом суммы.

Остальные элементы налогообложения определены в НК РФ и как-то изменить их местные власти не вправе.

Что касается налога на имущество физических лиц, то по нему на муниципальном уровне устанавливаются (п. 2 ст. 399 НК РФ):

  • налоговые ставки, которые не могут превышать лимиты, указанные в НК РФ (п. 1 ст. 406 НК РФ);
  • особенности определения налоговой базы (п. 1 ст. 402 НК РФ);
  • налоговые льготы, отличные от тех, которые прописаны в НК РФ, и основания их применения.

Таким образом, на сегодняшний день конкретные налоговые ставки по местным налогам устанавливаются представительными органами муниципальных образований в пределах, определенных Налоговым кодексом.

glavkniga.ru

Учет местных налогов

Учет местных налогов и сборов

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Особенностью местных налогов является то, что:

некоторые из них устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления;

другая часть налогов может вводиться районными и городскими органами власти.

НК РФ определяет, как правило, верхний предел налоговых ставок по местным налогам, конкретные же ставки по этим налогам устанавливают местные органы власти. По налогам, вводимым на соответствующей территории сверх установленного перечня, ставки устана-вливаются местными органами власти исходя из интересов местных бюджетов и возможностей плательщиков.

Рассмотрим земельный налог. Если в собственности организации находится земельный участок, то она должна платить земельный налог. Налогом облагаются земельные участки, которые предоставлены во владение или пользование.

Льготы по уплате налога перечислены в ст. 12 Закона «О плате за землю». Освобождаются от уплаты налога на землю организации, арендующие земельный участок.

Однако согласно Закону, если организация, освобожденная от уплаты земельного налога, передаст участок земли в аренду, то с него нужно заплатить налог. Если в аренду сдается строение, то налог нужно заплатить с участка земли, пропорционального площади, занимаемой строением.

Организации самостоятельно рассчитывают земельный налог по состоянию на 1 июня каждого года. Для этого площадь каждого земельного участка умножается на ставку налога.

Ставки земельного налога устанавливают региональные или местные власти. При установлении ставок руководствуются их средними размерами, которые ежегодно устана-вливаются Правительством РФ.

Ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения устанавливают региональные власти; эти ставки зависят от групп почвы, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Местные власти могут повышать ставки земельного налога с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, но не более чем в два раза.

К землям несельскохозяйственного назначения относятся земли населенных пунктов, земли водного фонда, земли лесного фонда.

Ставку налога на землю несельскохозяйственного назначения устанавливают местные власти.

Ставка налога за земли населенных пунктов зависит от количества человек, проживающих в населенном пункте, местоположения земельного участка и т.д.

Если организация пользуется участком земли, размер которого больше разрешенного для использования, то земельный налог нужно платить в двукратном размере.

За земли, занятые жилыми домами, жилыми помещениями в других строениях, а также гаражами, ставка устанавливается в размере 3 % от ставок налога в городе, но не менее 10 рублей за квадратный метр.

Если участок земли используется не по целевому назначению или не используется, то в этом случае земельный налог платится в двукратном размере.

Земельный налог за текущий год платится в следующие сроки:

не позднее 15 сентября – 50% налога;

не позднее 15 ноября – оставшиеся 50%.

Организация может иметь в собственности несколько земельных участков. Если они находятся на территориях, которые обслуживаются разными налоговыми инспекциями, то в каждую инспекцию надо подать отдельную налоговую декларацию по соответствующему участку.

Земельный налог по вновь приобретенным земельным участкам рассчитывают с месяца, следующего за месяцем получения участка.

Начисление и уплата налога в бюджет отражаются так:

Д 20 (23, 25, 26, 29), К 68 – начислен земельный налог;

Д 68, К 51 – перечислен в бюджет земельный налог.

Расходы по уплате земельного налога уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Таким образом, трехуровневая налоговая система РФ вбирает в себя обязательные платежи, распределяя их по различным бюджетам. Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета, сочетая эти полномочия с полной ответственностью за исполнение бюджета как доходной, так и расходной его частей.

madrace.ru

Местные налоги и сборы

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Виды местных налогов и сборов

В соответствии с принятой в РФ трехуровневой системой налогообложения в состав местных налогов и сборов входят:

• местные регистрационные и лицензионные сборы;

К местным налогам относятся:

• налог на рекламу;

• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

• налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Местные регистрационные и лицензионные сборы включают:

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

• лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей.

К прочим сборам относятся:

• сбор за право торговли;

• целевые сборы на содержание полиции, благоустройство, образование и другие цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право использования местной символики, сбор за участие в бегах на ипподромах, сбор за выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, произведенных на биржах, сбор за право проведения кино и телесъемок, сбор за уборку территории населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).

На местном уровне приоритетными являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность.

Из числа местных налогов и сборов общеобязательными являются:

1) налог на имущество физических лиц;

3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

4) сбор за право торговли.

Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. В частности, объект налогообложения, плательщики и порядок зачисления по налогу на имущество физических лиц определены Законом РФ № 20031 «О налогах на имущество физических лиц», порядок определения и зачисления земельного налога регламентирован Земельным кодексом и Законом РФ «О плате за землю», условия уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и сбора за право торговли, определяются местными органами власти.

Указами Президента РФ № 2268 и 2270 местным органом власти предоставлено право введения дополнительных местных налогов и сборов, не поименованных в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Впоследствии Налоговый кодекс РФ установил закрытый перечень налогов, взимаемых на местном уровне. Одновременно предусмотрено, что уплата таких налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. Практика показала, что при разумном использовании всех рычагов налоговой политики местные источники существенно наполняют местные бюджеты.

Местные налоги и сборы оказывают регулирующее влияние на развитие социальной инфраструктуры территории и более понятны налогоплательщику. Вместе с тем поступление местных налогов и сборов в доходную часть местных бюджетов городов и районов неодинаково и зависит от специфики района, особенностей формирования доходной части бюджета. Доля средств, собираемых с помощью местных налогов и сборов, колеблется от 17 до 0,7%. Наиболее заселенные районы, имеющие развитую структуру производства, получают больше средств за счет местных налогов и сборов.

Однако реализация права дополнительного введения местных налогов и сборов привела к тому, что отдельные регионы ввели до нескольких десятков таких налогов и сборов. Многие из них практически не оказывают существенного влияния на пополнение бюджетов и вызывают недовольство налогоплательщиков.

Как отмечалось, в Налоговом кодексе РФ устанавливается закрытый перечень налогов и сборов. По каждому из таких налогов установлены принципы взимания, ограничения, а также предельный уровень ставок. Предусматривается сокращение количества местных налогов.

Местные налоги с физических лиц

К налогам, зачисляемым в местные бюджеты, относятся:

1) курортный сбор;

2) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

3) патентный сбор за право торговли и пр.

Плательщики курортного сбора — физические лица, прибывшие в расположенные на территории России местности, отнесенные к курортным в соответствии с решениями Правительства России, без путевок, курсовок и проживающие в гостиницах, домах колхозника, домах ведомственного жилого фонда, жилого фонда местных органов власти, жилого фонда кооперативных и общественных организаций, в домах (квартирах), находящихся в частной собственности, а также в палатках, автомашинах и т. п.

Предельная ставка курортного сбора устанавливается в размере 5% от минимальной месячной оплаты труда в РФ. Конкретные ставки курортного сбора по территории устанавливаются местными органами государственной власти.

От уплаты курортного сбора освобождаются:

1) дети в возрасте до 16 лет;

2) инвалиды и сопровождающие их лица;

3) лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха;

4) лица, прибывшие в курортные местности в служебную командировку, на учебу, работу или постоянное местожительство;

5) туристы, следующие по плановым туристическим маршрутам туристско-экскурсионных организаций, а также совершающие самодеятельные путешествия (по маршрутным книжкам);

6) мужчины в возрасте от 60 лет и старше, женщины в возрасте от 55 лет и старше, а также дети, приезжающие к родителям указанного возраста, проживающим в курортной местности.

Лица, прибывшие на отдых в курортные местности без путевок и курсовок, уплачивают курортный сбор при регистрации при прописке по месту их временного проживания.

При перемене места жительства прибывшими на отдых в курортные местности лицами в пределах одного города или иного населенного пункта курортный сбор повторно не взимается.

Лица, прибывшие на временное проживание в курортные местности на срок до полутора месяцев, регистрируются по месту их проживания не позднее чем в трехдневный срок со дня прибытия, а в случаях, если они остановились в гостиницах, — в день прибытия.

Регистрация производится лицами, ответственными за соблюдение паспортного режима или уполномоченными вести паспортную работу, путем внесения необходимых сведений о прибывших лицах в домовые книги, карточки прописки, карточки (анкеты) или журналы (книги).

При регистрации лиц, прибывших на временное проживание в курортные местности, в домовые книги, карточки прописки вносятся следующие сведения о них: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия и номер паспорта, кем и когда выдан, адрес постоянного места жительства, а также когда и на какой срок прибыл гражданин.

Ответственными за соблюдение паспортного режима являются начальники жилищно-эксплуатационных органов, коменданты общежития, председатели жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов, директора (заведующие) гостиниц, собственники жилых домов (квартир) и другие лица, в которых находятся жилые дома (квартиры), а также лица, уполномоченные вести паспортную работу по месту временного проживания прибывших.

Лица, ответственные за соблюдение паспортного режима, допускающие проживание прибывших без регистрации или прописки, а также лица, допускающие проживание в принадлежащих им и (или) занимаемых ими жилых домах (квартирах) лиц без регистрации или прописки, привлекаются к административной ответственности в установленном порядке.

Администрация гостиниц взимает курортный сбор одновременно с регистрацией или пропиской прибывших. С лиц, проживающих в квартирах граждан (кроме туристов, прибывших по путевкам туристско-экскурсионных организаций), сбор взимается квартирно-посредническими организациями при выдаче направления на поселение. Лица, останавливающиеся в квартирах граждан без направления квартирно-посреднической организации, уплачивают курортный сбор в банковских учреждениях.

В гостиницах курортный сбор взимается по квитанциям, по которым принимается оплата за предоставляемое отдыхающим помещение, а в квартирно-посреднических организациях — по тем же квитанциям, по которым с прибывших взимается комиссионное вознаграждение за оказание им услуг по предоставлению помещения.

Исполнительными органами власти курортный сбор взимается по квитанциям установленного образца. Лица, проживающие в палатках, автомашинах и тому подобном (кроме туристов, совершающих самодеятельные путешествия по маршрутным книжкам), уплачивают курортный сбор в банковские учреждения или местные органы власти по месту их временного проживания. При регистрации или прописке лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, в домовых книгах или карточках прописки должна быть сделана отметка о предъявлении ими документов, подтверждающих их право на получение льготы (свидетельств о рождении, паспортов, справок врачебно-трудовой экспертной комиссии, командировочных удостоверений, пенсионных книжек), с указанием организации, выдавшей документ, его номера и даты выдачи этого документа.

При регистрации или прописке этих лиц в гостиницах указанные отметки производятся в карточках (анкетах) или журналах (книгах). Курортный сбор зачисляется в местные бюджеты.

Регистрационный сбор уплачивают физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами, без образования юридического лица, за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей.

Предельные ставки регистрационного сбора, а также категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются местными органами государственной власти. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Конкретный размер сбора в пределах установленного размера ставки для отдельных плательщиков определяет соответствующая местная администрация при рассмотрении заявления о регистрации. Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя.

Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей местной администрацией по месту постоянного жительства. Для регистрации физические лица представляют заявления. Регистрация должна быть произведена не позднее чем в 15-дневный срок с момента подачи заявления физическим лицом. Физическому лицу выдается свидетельство на срок, указанный в заявлении этого лица, после представления им документа об уплате регистрационного сбора. Формы заявления и свидетельства утверждаются Министерством финансов РФ. Отказ в регистрации может быть вынесен только в случаях, когда физическое лицо изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами России.

Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается. Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, а третий экземпляр направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя. При утере свидетельства о регистрации предпринимательской деятельности выдается дубликат, за выдачу которого взимается 20% от суммы ранее уплаченного сбора.

Предприниматель обязан предъявить свидетельство о государственной регистрации предпринимательской деятельности по требованию должностных лиц налоговых органов при осуществлении им своих функций.

С развитием рыночных отношений усиливается тенденция к росту поступлений в местные бюджеты от регистрационного сбора.

Патентные сборы за право торговли. Граждане, осуществляющие торговлю в постоянном месте, должны приобрести патент на право торговли, на определенный период, место торговли и группу товаров, которыми будут они торговать. На право торговли в местах массовой торговли физическим и юридическим лицам выдается разовый талон сроком на один день.

Местные органы власти вправе устанавливать льготы по уплате сбора для отдельных категорий плательщиков.

Физические лица, осуществляющие торговлю, должны вести учет доходов, полученных в результате торговой деятельности, и отражать их в декларации, представляемой в налоговые органы для целей налогообложения. Уклонение от уплаты сбора за право торговли влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Дополнительные налоги и сборы, взимаемые на местном уровне.

Решениями органов государственной власти на местном уровне могут вводиться дополнительные местные налоги и сборы:

• целевые сборы на содержание полиции, благоустройство, образование и др.;

• сбор с владельцев собак;

• сбор за выдачу ордера на квартиру;

• сбор за парковку автомобиля;

• сбор за право использования местной символики;

• сбор за участие в бегах;

• сбор за выигрыш на бегах;

• сбор с биржевых сделок;

• налог на рекламу;

• сбор за открытие игорного бизнеса;

• налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

По мере углубления экономических реформ усиливается акцент на налогообложении физических лиц и соответственно на пополнении доходной базы органов местного самоуправления.

Зарубежная практика подтверждает, что именно налоги с физических лиц формируют доходную базу территориальных бюджетов. Поэтому с развитием рыночных отношений, предпринимательства ожидается перенос тяжести налогообложения с юридических лиц на физические лица, что в свою очередь не только укрепит доходную базу региональных и местных бюджетов, которые смогут в полной мере реализовывать мероприятия по социальной защите населения.

Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства

Одно из важнейших условий становления рыночных отношений в Российской Федерации — развитие малого предпринимательства. Его формирование определяется, прежде всего, общей финансово-экономической политикой, проводимой в стране Вместе с тем существуют особенности функционирования малых предприятий, обусловленные закономерностями и тенденциями социально-экономического развития и рыночного хозяйствования. Среди них — возможность гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, быстрый переход на новые виды товаров и услуг, эффективность использования сырья и трудовых ресурсов, отходов производства и т.д. Малые предприятия призваны содействовать ускорению внедрения научно-технических достижений. Они позволяют вовлечь в производство высвобождаемых при переходе к регулируемой рыночной экономике рабочих, уменьшить безработицу.

Малые предприятия вносят значительный вклад в развитие экономики регионов, способствуют формированию стабильных налоговых поступлении в бюджет всех уровней.

Федеральный закон « О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88ФЗ дает определение субъектов малого предпринимательства.

К ним относятся:

1. Коммерческие организации, для которых установлены рамки по доле участия различных лиц в уставном капитале по численности работников.

Так, коммерческая организация является малым предприятием, если:

а) в ее уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

б) средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности — 100 человек, строительстве — 100, транспорте — 100, сельском хозяйстве — 60, научно-технической сфере — 60, оптовой торговле — 50, розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

2. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, также являются субъектами малого предпринимательства.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

• установление упрощённого порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификации их продукции, представление государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Финансовая поддержка малого предпринимательства со стороны государства на федеральном уровне осуществляется через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который является государственной некоммерческой организацией федерального уровня.

Основные источники формирования средств Фонда — ассигнования из федерального бюджета и средства от приватизации федеральной собственности.

Система поддержки малых предприятий основана на специальных программах развития и поддержки малого предпринимательства (федеральных программах, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных, которые соответственно разрабатывают правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления).

Например, в Москве, где сконцентрировано не менее четверти всех малых предприятий России, создана система поддержки малого предпринимательства. Постановление правительства Москвы №399 содержит Положение о порядке финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве за счет бюджетных ассигнований, средств фонда занятости, средств Московского фонда поддержки малого предпринимательства, других внебюджетных источников финансирования, а также за счет средств предпринимателей, добровольных взносов юридических и физических лиц и других, не запрещенных законом источников.

Финансовые обеспечения проектов и программ развития малого предпринимательства из средств городского бюджета Москвы осуществляет Департамент поддержки и развития малого предпринимательства через фонд на основании инвестиционных договоров.

Льготы. Один из основных и действенных методов государственного стимулирования малого предпринимательства — система льгот по налогообложению. Законодательство для таких субъектов устанавливает особый порядок налогообложения, освобождения от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты.

Законы РФ и субъектов Федерации устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг (т. е. тех предприятий и организаций, деятельность которых способствует функционированию и развитию малого бизнеса).

В ст. 6 (п. 4) Закона РФ № 21161 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» регламентируется порядок налогообложения малых предприятий. В первые два года не платят налоги на прибыль малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, по производству продовольственных товаров, отдельных товаров народного потребления, медицинских товаров и лекарственных препаратов, осуществляется строительство и ремонтно-строительные работы, но при условии, что выручка от этих видов прибыли превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

На третий и четвертый год работы данные предприятия платят налог соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от данных видов деятельности составляет свыше 90% выручки от реализации продукции (работ, услуг). Но эти льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

Для малого предпринимательства существенное значение имеет положение п. 5 ст. 6 Закона о налоге на прибыль, по которому для предприятий, имевших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (если средства резервного и других фондов предприятия также полностью использованы на эти цели).

В систему налоговых льгот для малых предприятий включается также освобождение от налоговых льгот части прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, освобождение от авансовых взносов налога на прибыль, упрощённый порядок налогообложения, а также налоговый инвестиционный кредит.

Льготы для субъектов малого бизнеса в области налогообложения являются наиболее значимым и действенным способом стимулирования малых предприятий.

Кроме того, используются следующие меры по поддержке и развитию малого предпринимательства:

1) введение ускоренной амортизации;

2) размещение не менее 15% государственных заказов на малых предприятиях;

3) в соответствии с государственной политикой поддержки малых предприятий в целях их становления и развития кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Это осуществляется, с одной стороны, путем компенсации соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, с другой стороны, кредитные организации, выдающие кредиты субъектам малого предпринимательства, сами пользуются льготами, установленными законодательством РФ и субъектов федерации;

4) так как малый бизнес сфера повышенного риска, страхование малых предприятий осуществляется также на льготных условиях;

5) для малых предприятий существует упрощенный порядок регистрации, а также ведения статистической и бухгалтерской отчетности.

Множественность налогов, сложность в учете и отчетности, недостаточная квалификация бухгалтеров предприятий малого бизнеса и т.д. приводили к неправильному исчислению налогов и уходу от них. Помочь справиться с этими проблемами, призваны Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» № 222ФЗ, а также Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» № 148ФЗ.

Упрощенная система предлагает замену уплаты всех установленных законодательством России федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога. Одновременно сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлин, налога на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Объектом налогообложения единым налогом является совокупный доход или валовая выручка. При этом налог на доход взимается по ставке 10% в федеральный бюджет и не более 20% в местный и региональный бюджеты. Налог на валовую выручку взимается по ставке соответственно 3,33% и не более 6,66%.

Конкретные ставки налога, поступающего в региональный и местный бюджеты, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых платежей между региональным и местным бюджетами устанавливаются органами государственной власти регионов.

Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д.

Упрощенная система может быть применена:

• любым предприятием с предельным уровнем среднесписочного состава до 15 человек (вместе с филиалами и включая работающих по договорам гражданско-правового характера) и размером совокупной валовой выручки, не превышающим сумму 100тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством;

• индивидуальным предпринимателем, за исключением субъектов малого предпринимательства, предусмотренных п.2 ст. 2 Закона.

Документом на право применения упрощенной системы для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей является патент, выдаваемый налоговым органом по месту учета в налоговой инспекции сроком на один календарный год.

Годовая стоимость патента устанавливается органами государственной власти региона в зависимости от деятельности предприятия с учетом ставок единого налога. Выплата патента осуществляется ежеквартально, и стоимость его зачисляется в счет обязательства по уплате единого налога.

Субъекты малого предпринимательства, работающие по упрощенной системе, освобождаются от уплаты НДС по реализованной ими продукции (услугам, работам), но для них сохраняется необходимость уплат НДС поставщикам товаров, материалов и иного имущества и услуг, использованных ими в своей деятельности. Эти суммы исключаются из базы налогообложения при расчете единого налога по совокупному доходу.

Специфика налогообложения в оффшорных зонах

В современных экономических условиях особое значение отводится совершенствованию налоговой системы на макроэкономическом (государственном) уровне и микроуровне субъектов предпринимательской деятельности. Важная роль при этом придается использованию налоговых рычагов регулирования экономики и грамотному налоговому планированию хозяйствующих субъектов.

Недооценка стимулирующего воздействия реформы налоговой системы на экономику приводит к росту налогового давления, препятствует активному инвестированию и, как следствие, к утечке капитала за рубеж при общем снижении налоговой дисциплины.

С макроэкономических позиций необходимы регулирующие меры по поддержке отдельных регионов и сфер, сдерживанию безработицы и выполнению государством функций по социальной защите населения при совершенствовании системы налогообложения.

Мировой опыт развития рыночной экономики показывает целесообразность создания в отдельных регионах, так называемых оффшорных зон, т. е. избирательных территорий, в которых при благоприятном налоговом климате предпринимательская деятельность находится под регулирующим контролем государства.

В Российской Федерации существует несколько территорий, аналогичных оффшорным и подпадающих под статус «свободная экономическая зона».

Всем СЭЗ предоставляются льготные налоговые и таможенные режимы с упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций и создания совместных и иностранных предприятий.

К сожалению, в связи с большой макроэкономической специфичностью российских регионов не разработан механизм, позволяющий четко увязать факторы, в результате которых возникает необходимость создания оффшорных зон, и с четкой методикой их функционирования.

Мировой опыт показывает, что при создании оффшорной зоны основными факторами являются:

1) наличие или отсутствие природных ресурсов;

2) приграничное расположение, определяющее возможность внешнеэкономических связей;

3) принадлежность к зоне повышенного предпринимательского риска (политическая и экономическая нестабильность, возможность военных действий) и др.;

4) недостаток собственных (финансовых возможностей для стабильного поступательного развития региона).

Существует два вида оффшорных зон:

• налоговая гавань, характеризующаяся освобождением от налогообложения доходов иностранного происхождения; т. е. отсутствует налог с дохода, полученного из иностранных источников (Либерия, остров Мэн, Великобритания);

• финансовый центр — создающий благоприятный налоговый климат для ведения инвестиционной деятельности.

Такая классификация оффшорных зон обусловлена следующими признаками:

• полным или частичным освобождением от отдельных видов налогов, например, отсутствием корпоративного, подоходного налогов с физических лиц, налогов на имущество, наследования, продажу, прирост капитала (Багамские острова);

• налоговыми льготами, например низкими ставками по кредитам, субсидируемым правительством на развитие отдельных отраслей (Люксембург);

• особым правовым статусом субъектов предпринимательской деятельности (Лихтенштейн, штат Делавар, США);

• зависимостью методов налогообложения от типов компаний, получающих статус структур, освобожденных от налогообложения, например, коллективные инвестиционные фонды — холдинги (Гибралтар, острова Джерси и Гернси);

• преимуществами развития отдельных сфер деятельности (банковской, страховой — Люксембург, финансовой — Швейцария);

• широко развитой инфраструктурой бизнеса (Кипр);

• отсутствием валютного контроля (Ирландия, Нидерланды и Антильские острова) и свободной конвертируемости местной валюты (Багамские острова);

• конфиденциальностью информации о доходах клиентов (Вануату);

• секретностью банковской информации (Швейцария);

• политической стабильностью (Венгрия);

• возможностью получения вида на жительство (Гибралтар),

В зависимости от методов налогового планирования, используемого предпринимателями в соответствии с особенностями исторического, политического и экономического характера региона, различают и оффшорные зоны.

Налоговое планирование представляет собой программу, использующую в целях эффективного управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов любую законно допустимую возможность оптимизации налогооблагаемой базы (экономию собственных средств, уменьшающую зависимость от внешних источников финансирования).

Размещение капитала в оффшорных зонах представляет собой метод налогового планирования:

1. Льготное налогообложение (предполагает фиксированный ежегодный платеж (пошлину) или понижение ставок налогообложения).

2. Налоговые каникулы и налоговые льготы (Лихтенштейн).

3. Перемещение капитала от центральной компании дочерним отделениям за рубеж (трасты в Гонконге).

4. Совмещение различных сфер деятельности в рамках финансово-промышленных групп (ФПГ) в разных регионах, когда капитал не выходит за рамки структур ФПГ (слияние производственной, банковской, финансовой, страховой деятельности отдельных структур одной ФПГ).

5. Использование механизма кредитования, инвестирования, страхования, перестрахования для оптимально эффективного размещения капитала.

6. Разработка финансовых схем с учетом структурных, финансовых, страховых механизмов для оптимизации налогооблагаемой базы.

7. Использование льготных ставок налогообложения при дешевых ресурсах (сырья, рабочей силы и т.д.) для расширения производства.

8. Перемещение юридического лица на территории большего экономического благоприятствования.

Изучение международного опыта функционирования оффшорных зон позволяет выделить применимые и в России основные преимущества их существования:

1) Решение макроэкономических задач развития отдельных регионов (в РФ — Восточный регион, Сибирь и районы Крайнего Севера);

2) Возможность эффективного управления финансовыми ресурсами предпринимателей различных сфер деятельности.

В России, где показатели развития экономики отдельных регионов крайне неудовлетворительны, создание зон экономического благоприятствования и выработка четкого механизма их функционирования позволят улучшить экономическое и социальное развитие отдельных регионов и Российской Федерации в целом.

Основные принципы налогообложения оффшорных зон в России

Большинство стран облагает налогом доходы юридических и физических лиц, полученные в этих странах.

В России (как и в США) взимаются налоги с налогоплательщиков (юридических лиц) в соответствии с их доходами, полученными в разных странах на основании гражданства (резидентности). В России, как и во многих странах, компания считается резидентной по месту ее регистрации.

В соответствии с принципом, положенным в основу налогообложения оффшорных компаний, действующих в России, они являются иностранными юридическими лицами, налогообложение которых регулируется законами и положениями о налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц. При этом законодательно закреплен принцип двойного налогообложения иностранного юридического лица по ставкам, соответствующим видам деятельности, приносящей доход на территории Российской Федерации.

Инструкция Госналогслужбы РФ «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» № 34 и правительственные соглашения об избежание двойного налогообложения между страной регистрации инофирмы и Россией.

Однако внимательное изучение законов, регламентирующих деятельность таких фирм, позволяет, используя методы налогового планирования, оптимизировать базу налогообложения.

В случае если иностранное юридическое лицо действует через представителя — резидента страны регистрации, оно не попадает под действие закона о налогообложении иностранных юридических лиц.

Широкие возможности для оптимизации налогооблагаемой базы появляются при создании совместного предприятия с учетом правовых форм для юридических лиц, которым владеют и управляют граждане российской и оффшорной компаний.

Экономические преимущества работы через оффшорную компанию заключаются в следующем:

• возможности открытия рублевого и валютного счетов;

• беспошлинного ввоза оборудования;

• полного исполнения затрат и применения системы льгот и т.д.

Преимущества оффшорных фондов. По степени привлекательности законы стран — оффшорных зон имеют существенные различия. Некоторые международные финансовые центры являются маленькими островными государствами со слабо развитой экономикой, небольшими запасами природных ресурсов, высоким уровнем безработицы и низкой платежеспособностью граждан (Виргинские, Антильские, Багамские, Бермудские и Нормандские острова, Гонконг и Сингапур). Поэтому они создают самые благоприятные условия для развития оффшорной индустрии и привлечения инвестиций.

Приняв либеральные налоговые законы и правила выдачи лицензий на осуществление определенного вида деятельности, эти государства могут привлечь иностранный капитал.

Льготы, предоставляемые этими странами, способствуют стремительному росту индустрии оффшорных фондов.

Причинами такого роста являются следующие преимущества оффшорных фондов по сравнению с местными фондами:

• налоговые преимущества — оффшорные фонды не платят налога на прирост капитала. Дивиденды и проценты облагаются сокращенным налогом или освобождаются от налогов полностью, способствуя тем самым эффективности капиталовложений;

• минимальное регулирование — достаточной квалификацией учредителей фонда считается прошлый деловой опыт;

• инвестиционная гибкость — оффшорные фонды имеют большее число вариантов инвестирования, что позволяет им сосредоточиться на особых проектах или выбирать зоны с высокими доходами регулировать свои активы;

• диверсификация рисков — за счет географического рассредоточения активов оффшорного фонда уменьшается степень риска;

• увеличение прибыли за счет гибкой стратегии действий.

Обычно оффшорный фонд действует совместно с корпорациями, банками и инвестиционными компаниями, зарегистрированными в других странах.

Важное практическое значение для российского рынка имело письмо Госналогслужбы РФ «О некоторых вопросах налогообложения иностранных инвестиций», освобождающего от НДС кредиты, полученные российскими организациями от иностранных банков и кредитных учреждений. Это легализовало капитал оффшорных компаний на российском рынке.

Существуют следующие виды оффшорных компаний:

1. Холдинговая компания, зарегистрированная в оффшорной зоне, где не взимаются подоходный и корпоративный налоги, которая получает возможность через сеть филиалов извлекать дополнительную прибыль, аккумулируя свой капитал в зоне, свободной от налогов, и не подвергая налогообложению доходы от процентов по депозитам, которые холдинг может инвестировать или расширить сеть филиалов.

Холдинг как организационная форма эффективна для гибкого планирования налогов структур, входящих в его состав.

2. Торговые компании пользуются особой популярностью на международных рынках. Экспортно-импортные операции по схеме, когда оффшорная компания принимает заказы от клиентов и поставляет товар напрямую от производителя, позволяют планировать выплаты пошлин и акцизов, аккумулируя прибыль от реализации без налогообложения.

3. Оффшорные банки и трастовые компании. С помощью оффшорных филиалов и отделений банков в налоговых гаванях и финансовых центрах можно получать прибыль без уплаты налога, участвовать в международных соглашениях и оказывать помощь клиентам в открытии иностранных компаний и трастов.

Оффшорное банковское дело четко разграничивает налоговые гавани в финансовые центры. Например, в Сингапуре не взимается налогов с процентов по вкладам, выплачиваемым нерезидентами.

В США в Великобритании традиционно не облагаются подоходным и имущественным налогами банковские вклады иностранцев, а в Швейцарии не взимают налог с процентов по банковским вкладам.

Американские, английские и канадские банки открывают оффшорные филиалы в основном для иностранной трастовой деятельности, а Швейцарские банки — для выплаты свободных от налогов процентов по вкладам иностранных банков без уплаты налогов в Швейцарии. Поэтому крупные международные компании предпочитают иметь дело с филиалами оффшорных банков, поскольку последние имеют огромные кредитные возможности.

4. Страховые компании. С целью уменьшения предпринимательского риска крупные предприятия создают собственные страховые организации. В основном они открываются на Бермудских, Багамских, Каймановых островах, в Уругвае и на острове Гернси.

Используя механизм самострахования, международные компании могут создавать страховой резерв. Однако законодательства многих стран не позволяют перевозить этот резерв за пределы страны. Но по законам некоторых стран страховые выплаты вычитаются из суммы налогооблагаемой прибыли.

Крупная компания (страхователь), филиалы которой каждый год уплачивают страховые премии, может их сэкономить, открыв собственное страховое отделение, которое перестраховывает риски в крупных перестраховочных компаниях.

Значительные налоговые льготы для страховых компаний предоставил Люксембург. В отделении страховой компании формируется свободный от налогов резерв на случай возникновения возможных убытков, превышающий в 20 раз ежегодный чистый страховой доход.

Страховое отделение, зарегистрированное в налоговой гавани (например, на Бермудских и Багамских островах), может получить значительную прибыль, размещая страховые резервы до передачи их в перестрахование. По договору страхования страхователь платит страховые взносы в виде аванса, а перестраховочные взносы не перечисляются до конца периода.

5. Риэлтерские компании.

Приобретение собственности через оффшорные компании позволяет получить следующие значительные налоговые преимущества:

• не взимается налог от дальнейшей реализации имущества;

• облегчается продажа недвижимости;

• возможно финансирование собственности путем получения банковского займа;

• достигается возможность паевого владения собственностью;

• наличие собственности частного лица во владении оффшорной компании позволяет не уплачивать налог на имущество, отменяет принудительное право наследования, позволяя владельцу недвижимости завещать ее любому лицу путем передачи пакета акций компании;

• при переоформлении права собственности уменьшается налог на продажу и стоимость нотариальных услуг, причем они варьируются в зависимости от стоимости недвижимости.

6. Компании, предоставляющие профессиональные услуги. Благодаря контрактам с оффшорными компаниями (на право получения гонорара консультантами, артистами, авторами и т.д.) происходит структурирование выплаты гонораров для минимизации подоходного налога.

7. Пароходство. Использование оффшорных пароходств может полностью исключить прямое или косвенное налогообложение (Кипр, Панама, Либерия, остров Мэн и Гибралтар).

Таким образом, деятельность компаний в оффшорных зонах предполагает, с одной стороны, полное использование методов финансового управления, а с другой, позволяет развивать инфраструктуру отдельных регионов.

Поэтому изучение мирового опыта функционирования оффшорных зон позволяет проектировать его на российскую действительность с целью экономического развития регионов и Российской Федерации в целом.

Налогообложения
Налогообложение предпринимательской деятельности
Налоги как экономическая категория
Пособия за счет средств ФСС России
Изменения с 2014 года при получении многоразового налогового вычета

Назад | | Вверх

center-yf.ru

Популярное:

  • Налоги снт по упрощенке Ведение бухгалтерского и налогового учета садоводческого товарищества Вопрос-ответ по теме Бухгалтерские проводки по СНТ (некоммерческое использование земли, только садоводы): 1. взнос членских взносов на расчетный счет, 2. […]
  • Постановление пленума верховного суда 9 рб ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 26 марта 2015 года №3 О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, признании утратившими силу некоторых […]
  • Методы разрешения конфликтов в коллективе Конфликты в коллективе и их регулирование В самом общем виде конфликт можно определить как столкновение, серьезное разногласие, предельный случай обострения противоречия. Конфликт — это многогранное явление, относящееся к самым […]
  • Правила 656 ростехнадзора Приказ Ростехнадзора от 30.12.2013 № 656 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на […]
  • Приказ мчс рф 105 от 28022003 МЧС России Приказ МЧС РФ от 28.02.2003 N 105 Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2003 г. N […]
  • Начисление налога на вмененный доход Проводки по начислению и уплате ЕНВД Отправить на почту Начисление ЕНВД - проводки по данной операции отличаются от проводок по начислению прочих налогов и взносов. Финансовый результат, отраженный в них, не затрагивает […]
  • Приказ мчс по службе Приказ МЧС России от 6 июля 2017 г. № 285 “Об утверждении примерной формы контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы” (не вступил в силу) В соответствии с частью 8 […]
  • Дополнение изменение в правилах дорожного движения Последние изменения в Правилах дорожного движения Актуальные изменения Правил дорожного движения. Последние изменения в ПДД действуют с 18 марта 2018 года. Не пропустите. В течение года вносятся изменения по несколько раз. В […]