Учетная политика приказ минфина 106н

Что изменилось в ПБУ «Учетная политика организации» в 2018 году

С 06 августа 2018 года вступили в силу изменения ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». В статье будут подробно рассмотрены все изменения усовершенствованного ПБУ 1/2008.

Приказом от 28.04.2017 N 69н внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Изменения вступили в силу 6 августа 2018.

Напомним, Положение 1/2008 действует с 01.01.2009, ранее действовало ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Изменения в основном коснулись порядка утверждения собственных стандартов организации. Появился новый пункт 5.1, в котором указано, что, в случае утверждения своих стандартов дочернее общество применяет способы ведения бухучета исходя из указанных стандартов.

В новом прочтении ПБУ «Учетная политика организации» 2018 обеспечивает рациональное ведение учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на бухучет по конкретному вопросу и полезности (ценности) соответствующей информации (абзац 7 п. 6 ПБУ 1/2008).

Юридические лица, на которые распространяются правила ведения упрощенного бухучета, по тем вопросам, которые не урегулированы ФСБУ, вправе руководствоваться только требованиями рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

Пункт 7 теперь появился в новой форме, но не утратил предыдущей трактовки. Теперь, если по конкретному вопросу федеральный стандарт допускает несколько способов ведения учета, организация выбирает один из них, руководствуясь правилами, изложенными в п. 5, 5.1 и 6 указанного положения.

Если предприятие добровольно применяет нормативные акты до наступления срока их обязательного применения, то этот факт необходимо раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 23 ПБУ 1/2008).

Изменения в учетной политике, утвержденной на следующий год, теперь можно не раскрывать в пояснительной записке, т.к. пункт 25 исключен из новой редакции Положения 1/2008.

Отклонение от ФСБУ

В исключительных случаях, когда формирование учетной политики приводит к недостоверному формированию финансового результата или финансового положения, юридическое лицо вправе отступить от правил ПБУ 1/2008. В этом случае соблюдаются условия, предусмотренные в новом пункте 7.3.

Информация в отношении указанного выше отклонения раскрывается в учетной политике — в последовательности, описанной в новом пункте 20.2.

Нововведения в части МСФО

Появились некоторые послабления для предприятий, которые раскрывают отчетность в соответствии с МСФО. В новом пункте 7 закреплено право руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Разрешено не применять способ ведения бухучета, установленный федеральным стандартом, если он приводит к несоответствию учетной политики требованиям МСФО.

Информация в отношении каждого не применяемого способа ведения учета раскрывается в учетной политике. При этом необходимо показать соответствующие требования МСФО, с описанием способа, как это требование будет нарушено в случае применения способа ведения учета в соответствии с ФСБУ (п. 20.1 ПБУ 1/2008).

При этом, основываясь на допущениях и требованиях пп. 5 и 6, используются последовательно следующие документы:

  1. МСФО.
  2. Положения федеральных стандартов по аналогичным и (или) связанным вопросам.
  3. Рекомендации в области бухгалтерского учета.

m.ppt.ru

Типичные нарушения требований к бухгалтерскому учету, выявленные по результатам контрольных мероприятий в отношении некоммерческих организаций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия

Согласно ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон №7-ФЗ) бухгалтерский учет в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При организации и ведении бухгалтерского учета некоммерческие организации руководствуются в том числе следующими нормативными документами:

— Федеральным законом от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Федеральный закон «О бухгалтерском учете»);

— Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998г. № 34н;

— Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н;

— Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 июля 1999 № 43н (далее — ПБУ 4/99).

Одним из самых распространенных нарушений, выявляемых в рамках контрольных мероприятий, является несоблюдение требований Федерального закона «О бухгалтерском учете», а также Приказа Министерства финансов РФ от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (далее – приказ № 106н) в части формирования учетной политики для ведения бухгалтерского учета в организации

Так п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного указанным Приказом № 106н, определено, что в части формирования учетной политики положение распространяется на все организации. Таким образом, обязанность по формированию учетной политики распространяется и на некоммерческие организации.

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

При этом необходимо отметить, что принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.

Приказ по учетной политике служит источником информации о рабочем плане счетов бухгалтерского учета, которым руководствуется некоммерческая организация, формах первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов, формах документов для внутренней бухгалтерской отчетности, правилах документооборота, способах ведения бухгалтерского учета и других решениях.

Нередки случаи, что организации утверждают учетную политику на каждый год. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что п. 5 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Следовательно, учетная политика должна разрабатываться на длительный отрезок деятельности организации и применяться последовательно от одного календарного года к другому. В связи с чем, показанное ежегодное ее утверждение необязательно.

Еще к одному типу нарушений можно отнести отсутствие отчета о целевом использовании средств в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В этом случае нарушаются требования п. 2 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете», согласно которой годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся: осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подп. 1, 4 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Кроме того, в соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль.

Также не всегда на бумажном экземпляре бухгалтерской (финансовой) отчетности имеется подпись руководителя. В этом случае нарушаются требования части 8 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» согласно которому, бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Исходя из этого, в делах экономического субъекта должен храниться экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанный руководителем экономического субъекта.

Достаточно часто при проверках встречается нарушение абз. 1 п. 2 Указания Банка России N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание N 3210-У), согласно которому для ведения кассовых операций (операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег) организация распорядительным документом устанавливает лимит остатка наличных денег в кассе. Организация самостоятельно определяет такой лимит.

Вместе с тем, в ходе проверок выявляется, что лимит остатка наличных денег в кассе организации не устанавливают, ссылаясь на абз. 10 вышеуказанного пункта Указания N 3210-У в котором указано, что индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.

Следует отметить, что под субъектами малого предпринимательства понимаются следующие юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 указанного закона.

Таким образом, некоммерческие организации не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, следовательно, обязаны устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.

Нередки случаи, что распорядительные документы о порядке ведения кассовых операций содержат отсылки на «Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П). Однако действие данного Положения прекращено с 01.06.2014 в связи с вступлением в силу Указания N 3210-У.

Кроме вышеперечисленных нарушений в ходе проведения проверок также встречаются следующие:

— превышение установленного Указанием Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (далее – Указание N 3073-У) предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. Напомним, что в соответствии с п. 6 Указание N 3073-У наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.

— нарушения порядка внесения исправлений в регистры бухгалтерского учета (п. 8 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете);

— выдача денежных средств в подотчет без письменного заявления получателя (п. 6.3 Указания № 3210-У);

— нарушения в корреспонденции счетов, утвержденных Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Ведущий специалист–эксперт отдела по делам некоммерческих организаци
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия

minjust.ru

Приказ Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н “О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н”

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7344; 2014, № 45, ст. 6154) и Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг., утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 70н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2016 г., регистрационный № 42294), приказываю:

внести прилагаемые изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2008 г., регистрационный № 12522), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 11 марта 2009 г. № 22н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2009 г., регистрационный № 13688), от 25 октября 2010 г. № 132н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2010 г., регистрационный № 19048), от 8 ноября 2010 г. № 144н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 декабря 2010 г., регистрационный № 19088), от 27 апреля 2012 г. № 55н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2012 г., регистрационный № 24643), от 18 декабря 2012 г. № 164н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 февраля 2013 г., регистрационный № 27109), от 6 апреля 2015 г. № 57н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2015 г., регистрационный № 37103).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июля 2017 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 28.04.2017 г. № 69н

Изменения
в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н

1. В абзаце первом пункта 1 слова «государственных (муниципальных) учреждений» заменить словами «организаций государственного сектора».

2. Дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. В случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.».

3. В абзаце седьмом пункта 6 после слова «организации» дополнить словами «, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации»,

4. Пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения.

Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.».

5. Дополнить пунктами 7.1, 7.2, 7.3, 7.4 следующего содержания:

«7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

7.3. В исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:

а) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;

г) информация об отступлении от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с настоящим Положением.

7.4. В той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее — несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 настоящего Положения). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.».

6. В пункте 8 после слова «распоряжениями» дополнить словами «, стандартами».

7. В абзаце третьем пункта 10 слова «более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации» заменить словами «повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета».

8. В абзаце втором пункта 15 слова «за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период» заменить словами «и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату».

9. Пункт 17 изложить в следующей редакции:

«17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.».

10. В абзаце втором пункта 18 слова «положениями по бухгалтерскому учету» заменить словами «федеральными стандартами бухгалтерского учета».

11. Дополнить пунктами 20.1, 20.2 следующего содержания:

«20.1. Организация, формирующая учетную политику в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения, должна в отношении каждого не примененного ею способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, описать такой способ, а также раскрыть соответствующее требование Международного стандарта финансовой отчетности и описать, каким образом это требование будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета.

20.2. Организация, применившая при формировании учетной политики пункт 7.3 настоящего Положения, должна раскрыть:

наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;

обстоятельства, в результате которых применение правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств и причины наступления этих обстоятельств;

содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, примененного организацией, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;

значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которые были изменены в результате отступления от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.».

12. Пункт 23 изложить в следующей редакции:

«23. В случае если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация при использовании такой возможности должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт.».

а) в абзаце первом:

слова «пояснительной записке, входящей в состав» исключить;

после слова «бухгалтерской» дополнить словом «(финансовой)»;

б) в абзаце втором после слова «бухгалтерской» дополнить словом «(финансовой)».

14. Пункт 25 признать утратившим силу.

Обзор документа

Внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008.

Так, уточнено, что положение не распространяется на организации госсектора.

Основные изменения касаются выбора способов ведения бухучета. Закреплено, что организация выбирает способы ведения бухучета независимо от выбора способов ведения бухучета другими организациями. Если основное общество утверждает свои стандарты бухучета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухучета исходя из указанных стандартов.

Уточнено содержание требования рациональности ведения бухучета.

Организации, раскрывающие составленную в соответствии с МСФО консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, могут не применять способ ведения бухучета, установленный федеральным стандартом бухучета, если он приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО.

Определен порядок формирования и раскрытия учетной политики организации в случаях, когда по конкретному вопросу в федеральных стандартах бухучета не установлены способы ведения бухучета.

www.garant.ru

НОВОЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
факты и комментарии

Информационное сообщение
2 августа 2017 г. № ИС-учет-9

Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н внесен ряд изменений в Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н. Главные цели изменений – упорядочение процедуры формирования учетной политики организации, активизация применения МСФО при выработке учетной политики организации, а также приведение норм ПБУ 1/2008 в соответствие с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Изменения в ПБУ 1/2008 вступают в силу с 6 августа 2017 г.

Определено соотношение учетной политики разных организаций

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Исходя из этого ПБУ 1/2008 дополнено указанием на то, что организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями.

Вместе с тем согласно части 14 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. В связи с этим в ПБУ 1/2008 уточнено, что в случае, когда утвержденные основным обществом стандарты бухгалтерского учета обязательны к применению его дочерним обществом, последнее формирует свою учетную политику исходя из стандартов бухгалтерского учета основного общества.

Уточнен алгоритм формирования учетной политики организации

Исходя из части 3 статьи 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета организация делает выбор из числа способов, допускаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета.

На основе обобщения и анализа правоприменительной практики приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н уточнен алгоритм формирования учетной политики организации. В новой редакции ПБУ 1/2008 предусмотрены процедуры формирования учетной политики организации для следующих случаев:

1) федеральный стандарт бухгалтерского учета устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета;

2) федеральный стандарт бухгалтерского учета устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета;

3) федеральный стандарт бухгалтерского учета не содержит допустимые способы бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета.

В первом случае учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. Иначе, в учетную политику организации включается именно тот способ ведения бухгалтерского учета, который предусмотрен соответствующим федеральным стандартом бухгалтерского учета.

Во втором случае организация выбирает из всех допускаемых федеральным стандартом способов ведения бухгалтерского учета тот, который обеспечивает формирование качественной информации о конкретном объекте бухгалтерского учета. Данный выбор должен производиться организацией на основе критериев, установленных ПБУ 1/2008. В общем случае такими критериями являются установленные ПБУ 1/2008 допущения (имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности) и требования (полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности). В случае, когда речь идет о формировании в бухгалтерском учете несущественной информации, организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности. При этом несущественной признается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности.

В третьем случае организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу. При разработке способа ведения бухгалтерского учета она должна исходить из требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и основываться на установленных ПБУ 1/2008 допущениях и требованиях к учетной политике. Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н введена последовательность использования различных источников. В качестве источника первой очереди применяются Международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО) по аналогичным вопросам. Если МСФО не содержат необходимых способов ведения бухгалтерского учета, то организация должна ориентироваться на положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам. Если же организация не находит соответствующие решения в стандартах, то она должна руководствоваться рекомендациями в области бухгалтерского учета, принимаемыми согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Кроме того, в третьем случае организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, может разрабатывать способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, руководствуясь исключительно требованием рациональности. В случае, когда речь идет о формировании в бухгалтерском учете несущественной информации, организация вправе разрабатывать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

Урегулирован порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики

ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бухгалтерского учета в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом речь идет об исключительных случаях. В этих случаях и при соблюдении всех следующих условий организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики. ПБУ 1/2008 установлены следующие условия:

1) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

3) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.

В этой связи ПБУ 1/2008 также дополнено требованиями к раскрытию информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.

В случае если организация отступает от общего порядка формирования учетной политики, она обязана раскрыть следующую информацию в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;

2) обстоятельства, в результате которых применение общего порядка формирования учетной политики, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств, и причины наступления этих обстоятельств;

3) содержание примененного организацией альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;

4) значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которые были изменены в результате отступления от общего порядка формирования учетной политики, как если бы такое отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя. Иными словами, организация должна включить в отчетность сравнительный анализ (сверку) всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые были изменены в результате описанного отступления, как если бы отступление не было сделано.

Введено право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам

Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н введено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО.

Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:

консолидированную финансовую отчетность, которая согласно Федеральному закону «О консолидированной финансовой отчетности» составляется в соответствии с МСФО, или

составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (см. часть 5 статьи 2 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»).

Данные организации при формировании учетной политики могут руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований МСФО. Это, в частности, означает, что если применение какого-то способа ведения бухгалтерского учета, предусмотренного федеральным стандартом бухгалтерского учета, приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т.е. препятствует соблюдению этих требований), то такая организация вправе не применять данный способ ведения бухгалтерского учета. Вместо этого способа ведения бухгалтерского учета применяется способ, предусмотренный соответствующим МСФО.

В описанном случае в отношении каждого не примененного способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, организация должна в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) описать такой способ;

2) раскрыть требование МСФО, которое будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, и описать, каким образом это требование будет нарушено.

Уточнено содержание требования рациональности

Согласно ПБУ 1/2008 одним из требований к учетной политике организации является требование рациональности. Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н уточнено содержание этого требования. Учетная политика организации должна обеспечивать, среди прочего, рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (ранее — рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации).

Уточнен порядок ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики

Согласно ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете, как правило, ретроспективно. Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н уточнено, что ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка не только по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток», но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату (ранее – входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период).

Введена обязанность раскрывать досрочное применение федеральных стандартов бухгалтерского учета

Нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету устанавливает дату введения его в действие для обязательного применения соответствующими организациями. Вместе с тем в нем может быть предусмотрена возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления даты обязательного применения. В последнем случае введение в действие правил бухгалтерского учета происходит в два этапа. На первом этапе правила могут применяться организациями добровольно. На втором этапе они становятся обязательными для применения.

Для случая добровольного досрочного применения нормативного правового акта по бухгалтерскому учету введено следующее требование:

если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация, воспользовавшаяся такой возможностью, обязана раскрыть данный факт в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отменена обязанность раскрывать в отчетности отдельные факты

Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н исключены два требования о раскрытии информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

требование раскрывать факт неприменения утвержденного и опубликованного, но еще не вступившего в силу нормативного правового акта по бухгалтерскому учету, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за тот период, в котором должно начаться применение его (ранее – организация была обязана раскрывать это в своей отчетности);

требование объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным (ранее – организация была обязана раскрывать это в своей отчетности).

Уточнен ряд норм Положения

Ряд норм ПБУ 1/2008 приведен в соответствие с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»:

в пункте 8 примеры организационно – распорядительной документации, которой оформляется принятая организацией учетная политика, дополнены таким видом документов, как стандарты (ранее – приказы, распоряжения);

в пункте 10 уточнено, что применение разработанного организацией нового способа ведения бухгалтерского учета конкретного объекта бухгалтерского учета должно приводить к повышению качества информации о таком объекте (ранее – более достоверному представлению фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения достоверности информации);

в пункте 17 уточнено, что раскрытию подлежат принятые организацией способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения этой организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств (ранее – способы, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности);

в пункте 24 исключено упоминание того, что пояснительная записка входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Внесены следующие терминологические уточнения:

термин «государственные (муниципальные) учреждения» заменен термином «организации государственного сектора»;

термин «положения по бухгалтерскому учету» заменен термином «федеральные стандарты бухгалтерского учета».

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России

m.minfin.ru

Популярное:

  • Защита прав собственности литература Гражданско-правовые способы защиты права собственности Готовая курсовая работа по Гражданскому праву Выполнена в 2016 году, 45 страниц, 41 сноска в тексте. В курсовой 2 приложения, много материалов судебной […]
  • Задолженность по налогам в ифнс Задолженность по налогам и сборам Актуально на: 6 июля 2017 г. Обязанность плательщиков уплачивать налоги установлена Конституцией РФ (ст. 57 Конституции РФ), а также Налоговым кодексом (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Если же […]
  • Форма 8 об уплате налогов Требование об уплате налога: образец Актуально на: 21 апреля 2017 г. Требование об уплате налога В нашей консультации мы рассказывали, что обязанность по уплате налога прекращается в том числе в случае ее исполнения, т. е. […]
  • Приказ 10-10 в 2012 году Приказ Министра обороны РФ от 7 апреля 2015 г. N 185 "Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации" Приказ Министра […]
  • Штраф остановка на перекрестке Статья 12.19 КоАП РФ - Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств 1. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса […]
  • Судебная практика по категориям преступлений Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 мая 2013 г. N 25-Д13-15 Суд изменил приговор и смягчил назначенное наказание, поскольку установлено наличие оснований для изменения категории совершенного […]
  • Приказ о мерах по обеспечению пожарной безопасности образец Приказ о мерах по обеспечению пожарной безопасности "О мерах по обеспечению пожарной безопасности в ____________________" В соответствии с требованиями Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ (с […]
  • Заявление о постановке на учет в налоговом органе 2-2-учет Форма 2-2-Учет (бланк и образец заполнения) Актуально на: 5 июня 2017 г. Форма 2-2-Учет (бланк) В нашей консультации мы рассказывали об учете налогоплательщиков и указывали, что физические лица подлежат постановке на учет в […]