Урегулирование задолженности по налогам

Урегулирование задолженности по налогам

Просмотров научной работы: 12101

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

В определении понятия налоговой задолженности, к сожалению, налоговый кодекс РФ отправной точкой не является. В законодательстве Российской Федерации существуют нормативные акты, посвященные вопросам взимания налоговой задолженности, возврата налогов, налоговой ответственности, однако законодательного определения «налоговой задолженности» встретить не удается [7].

Налоговая задолженность является суммой налоговых обязательств, подлежащая погашению в определенный срок, которая включает в себя несвоевременно уплаченный налог, предусмотренный законодательством, а также начисленные пени и штрафы, и рассматривается как совокупная задолженность. Совокупная задолженность по налоговым обязательствам в бюджеты всех уровней состоит из урегулированной задолженности и неурегулированной задолженности.

Неурегулированная задолженность состоит из задолженности невозможной к взысканию в связи с пропущенным сроком и недоимки, то есть величины налога неуплаченного в установленный срок [4].

По материалам Российского налогового курьера [6], за период функционирования налоговой службы совокупная сумма задолженности налогоплательщиков приблизилась к 1,7 трлн. руб.

В то же время любая задолженность может быть урегулирована, т.е. произведено восполнение не осуществленных в установленные сроки налоговых платежей в бюджетную систему, снижение уровня налоговой задолженности за счет погашения задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам.

К способам урегулирования налоговой задолженности юридических лиц принято относить следующие:

— добровольное погашение недоимки;

— изменение срока уплаты налога и сбора;

— взыскание недоимки за счет денежных средств на счетах;

— взыскание недоимки за счет имущества;

— применение процедур банкротства;

Кроме того, законодательством предусмотрены «смешанные» способы урегулирования задолженности, например реструктуризация — когда при погашении части задолженности, оставшаяся ее часть списывается.

К сожалению, не все перечисленные выше способы урегулирования задолженности эффективно применялись в течение последнего времени. Например, на практике редко использовался способ, изменение срока уплаты налога и сбора, а списание задолженности юридического лица применялось, только если его ликвидации или при реструктуризации задолженности.

Механизм урегулирования задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеням и налоговым санкциям можно реализовать, выделив четыре формы: добровольно-заявительную, уведомительно-предупредительную, обеспечительную, принудительную

Добровольно-заявительная форма урегулирования налоговой задолженности предусматривает заявительный характер процесса, основанного на указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, методы данной формы применяются налогоплательщиками на добровольной основе.

Уведомительно-предупредительная форма включает действия налогоплательщика по погашению задолженности согласно предъявленным требованиям об уплате налога с указанием суммы недоимки, пеней, штрафов и срока исполнения требования, а также меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязательств в случае игнорирования налогоплательщиком требования [3]. Так же, предусмотрен метод зачета, излишне уплаченных или взысканных сумм в счет погашения задолженности налогоплательщика.

Обеспечительная форма реализации урегулирования налоговой задолженности обеспечивает исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Данная форма недостаточно четко законодательно проработана в процедуре применения в налоговой сфере положений гражданского законодательства о залоге и поручительстве, а также полное отсутствие опыта их применения создают дополнительные риски для сторон залогового либо поручительского договора.

Принудительную форма — это обязанность платить налоги, распространенная на всех налогоплательщиков. Налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью своего имущества или дохода, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме невнесенного в срок налога (недоимки) применяется метод обеспечительной формы — начисление пени как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения в срок налоговых сумм в случае задержки уплаты налога [5].

Специфические методы, инструменты и процедуры применяются налоговыми органами в рамках четвертой формы — принудительной формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности.

Проанализируем динамику налоговой задолженности юридических лиц по Тюменской области (табл.1).

Таблица 1 — Динамика налоговой задолженности юридических лиц по Тюменской области (тыс. руб.)

www.scienceforum.ru

Урегулирование задолженности по налогам

Основные причины возникновения налоговой задолженности: неспособность работать в условиях рыночной экономики, нежелание платить налоги, несовершенство налоговой системы, нефинансирование государственных заказов, и др.

Специфика урегулирования задолженности по налоговым обязательствам обуславливается экономической сущностью налоговых отношений. Налоговые отношения сформированы на базе экономических, финансовых, имущественных отношений, имеют публично-правовой характер, основаны на властных отношениях между государством и налогоплательщиком (плательщиком сборов). Государство заинтересовано в скорейшем и полном исполнении юридическими лицами налоговых обязанностей и потому создало мощную, специализированную систему государственного принуждения (налоговые, контролирующие, правовые, силовые структуры).

Налоговая задолженность является суммой налоговых обязательств, подлежащей погашению в определенный срок, и рассматривается как совокупная задолженность, которая включает в себя несвоевременно уплаченный налог, предусмотренный законодательством, а также начисленные пени и штрафы [6].

При этом налоговую задолженность стоит рассматривать как понятие «совокупная задолженность, состоящая из урегулированной задолженности и неурегулированной задолженности».

Урегулированная задолженность подразумевает ту задолженность, в отношении которой применены все меры бесспорного взыскания и в судебном порядке: реструктурируемая задолженность; сумма задолженности отсроченной или рассроченной на основании решения арбитражного суда или вышестоящего налогового органа; сумма задолженности приостановленная до принятия решения арбитражного суда по существу; задолженность, взыскиваемая службой судебных приставов; задолженность, в отношении которой инициирована процедура банкротства [7].

Неурегулированная задолженность состоит из задолженности невозможной к взысканию в связи с пропущенным сроком и недоимки, то есть величины налога неуплаченного в установленный срок.

По мнению начальника отдела департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Мешкова Р. [6], механизм урегулирования задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеням и налоговым санкциям можно реализовать, выделив четыре формы: добровольно-заявительную, уведомительно-предупредительную, обеспечительную, принудительную (см. рис. 1).

Добровольно-заявительная форма урегулирования налоговой задолженности предусматривает заявительный характер процесса, основанного на указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, методы данной формы применяются налогоплательщиками на добровольной основе.

Уведомительно-предупредительная форма включает действия налогоплательщика по погашению задолженности согласно предъявленным требованиям об уплате налога с указанием суммы недоимки, пеней, штрафов и срока исполнения требования, а также меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязательств в случае игнорирования налогоплательщиком требования [5]. Кроме того, предусмотрен также метод зачета излишне уплаченных или взысканных сумм в счет погашения задолженности налогоплательщика.

Методы и инструменты обеспечительной формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности обеспечивают исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Недостаточно четкая законодательная проработка процедуры применения в налоговой сфере положений гражданского законодательства о залоге и поручительстве, а также полное отсутствие опыта их применения создают дополнительные риски для сторон залогового либо поручительского договора [4]. Например, налоговые органы в 2002 — 2009 гг. данную форму обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов фактически не применяли.

Безусловное требование государства — это обязанность платить налоги, которая распространяется на всех налогоплательщиков. Налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью своего имущества или дохода, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме невнесенного в срок налога (недоимки) применяется метод обеспечительной формы — начисление пени как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения в срок налоговых сумм в случае задержки уплаты налога [8].

Специфические методы, инструменты и процедуры применяются налоговыми органами в рамках четвертой формы — принудительной формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности:

  • инкассовые поручения банку на бесспорное списание со счетов налогоплательщика суммы задолженности в бюджетную систему;
  • решение о взыскании за счет имущества путем передачи в службу судебных приставов постановлений налоговых органов, согласно ст. 47 НК РФ, судебных приказов и исполнительных листов;
  • процедуры банкротства — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

Оценим уровень и динамику налоговой задолженности юридических лиц в Тюменской области (табл.1).

Таблица 1 — Динамика налоговой задолженности юридических лиц в Тюменской области (тыс. руб.)*

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего.

— возможная к взысканию задолженность

— задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами

*Источник: данные статистической отчетности по форме 4-НМ УФНС России по Тюменской области

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующий вывод: задолженность по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам в бюджет Тюменской области по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 4074829 тыс. руб. Ежегодно совокупная задолженность по налоговым обязательствам увеличивается на 7 — 8%. При этом по России показатели задолженности снижаются. А доля урегулированной задолженности от общей суммы совокупной задолженности по налоговым обязательствам за исследуемый трехлетний период составляет примерно 50% [5].

В связи с ростом совокупной задолженности по налоговым обязательствам в бюджет Тюменской области налоговые органы оперативно реагируют на возникновение задолженности и реализации механизма урегулирования задолженности.

Результаты реализации механизма урегулирования налоговой задолженности представлены на рисунках 2 и 3.

Из данных представленных на рисунках видно, что за 2010 г. налогоплательщикам направлено требований об уплате налогов и сборов на сумму 10221,5 млн. руб. а за 2009 г. — 9732,2 млн. руб. при этом всего погашено по требованиям 3 722,8 млн. руб. и 3363,9 млн. руб. соответственно. Таким образом, эффективность работы по требованиям об уплате налогов в 2010 г. составила 42,9%, а в 2009 г. 40,5%, т.е. эффективность увеличилась.

Налоговыми органами области за 2010 г. направлено инкассовых поручений на 3715,5 млн. руб., а погашено 1046,2 млн. руб., т.е. эффективность взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщиков составила 33,4%, что в 1,8 раза ниже данного показателя, сложившегося за 2009 г.

За 2010 г. направлено банкам 60547 решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, что на 27,7% меньше, чем за 2009 г.

Также налоговыми органами Тюменской области за 2010 г. вынесено 18054 постановления о взыскании налога за счет имущества должников в соответствии с положениями статьи 47 НК РФ на общую сумму 2733,6 млн. руб. По количеству данный показатель больше чем за аналогичный период 2009 г. на 30,1%, по сумме — на 36,8%.

Судебными приставами возбуждено 16 826 исполнительных производств на сумму 2864,5 млн. руб. Эффективность исполнительных действий в ходе применения ст. 47 НК РФ на 01.01.2011 г. составила 15,5%. При этом поступления со счетов судебных приставов составляют всего 26,0 млн. руб. или 0,9% от суммы возбужденных исполнительных производств.

Основную сумму поступлений — 403,3 млн. руб. составляет сумма добровольно погашенной задолженности налогоплательщиками после возбуждения исполнительного производства и после произведения ареста имущества.

Таким образом, в результате принятых налоговыми органами за 2010 г. мер принудительного взыскания задолженности юридических лиц в бюджетную систему РФ поступило 5233,0 млн. руб., что составило 7,1% от суммы поступивших налоговых платежей в бюджетную систему РФ. В сравнении с 01.01.2010 г. сумма погашенной задолженности в целом по области снизилась на 3,1%.

Так, в результате применения уведомительно — предупредительной, обеспечительной и принудительной форм реализации механизма урегулирования налоговой задолженности на 1.01.2011 г. по Тюменской области эффективность взыскания составляет 60,3%. При чем, этот результат на 4,7% ниже эффективности сложившейся на 1.01.2010 г. [10].

Методы и инструменты реализации процесса урегулирования задолженности по налоговым обязательствам имеют показательное значение и для оценки эффективности деятельности налоговых органов в данном направлении.

На сегодняшний день достигнуты немалые результаты, прежде всего, существенное повышение уровня показателей, характеризующих эффективность работы налоговых органов по урегулированию задолженности. Однако, общий уровень налоговой дисциплины в стране, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют всерьез задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности урегулирования задолженности. Главным стратегическим направлением совершенствования такой работы является внедрение в практику новых, основанных на передовых информационных и аналитических технологиях, форм и методов урегулирования задолженности.

Особое внимание должно уделяться повышению открытости Федеральной налоговой службы и упрощению налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиком. Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов.

Необходимо создать специализированные центры обработки и хранения документов, а также систему управления электронными архивами. В результате налоговые органы смогут перейти на работу исключительно с электронными документами.

Следующий способ совершенствование работы налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности это создание коммерческих льгот для фирм с хорошей налоговой репутацией.

Повышение налоговой культуры. Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов (как часть политической культуры) и знания своих прав и обязанностей по их уплате (как часть правовой культуры).

Для формирования налоговой культуры в обществе нужно активнее использовать средства массовой информации — телевидение, радио, периодическую печать. Также необходимо уделять внимание разъяснению налогоплательщикам их прав и обязанностей. Для этого уже в школьной программе следовало бы предусмотреть «налоговые дисциплины». Но одной «воспитательной работой» ограничиваться нельзя. Нужны реальные стимулы. Скажем, установление «неписаного правила», закрывающего лицам с дурной налоговой репутацией доступ в Государственную Думу и другие высшие органы власти.

При этом повышение качества и эффективности работы налоговых органов не должно означать ее усложнения.

www.rae.ru

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

В соответствие с Налоговым Кодексом РФ и Конституцией нашей страны, каждый действующий субъект бизнеса вне зависимости от своего юридического статуса и масштабов деятельности обязан платить установленные государством налоги и сборы. Такая обязанность физических и юридических лиц напрямую влияет на дальнейшее функционирования такого субъекта и соблюдение всех требований, выдвигаемых к бизнесу. Но не все могут, и не все хотят платить такие платежи, и тогда у лиц возникает задолженность по налогам и сборам. И далее о том, как такая задолженность возникает, каике последствия она имеет для самого должника и какими способами ее можно погасить.

Задолженность и способы ее урегулирования

Все прекрасно понимают, что такое задолженность. Но если говорить о налоговых долгах налогоплательщиков, то хотелось иметь четкое определение такого понятие в Налоговом Кодексе РФ. Но, к сожалению, такого определения нет. И вообще ,если внимательно изучить налоговое законодательство, то напрямую такого определения нет. И таким образом, дадим самостоятельное определение такого термина.

Задолженность по налогам и сборам – это сумма платежей, которые не были уплачены в срок по начисленным налоговым обязательствам компании, а также сумма пени и штрафных санкций, начисленных за такое нарушение.

Долги по налогам могут быть урегулированными и не регулированными, все зависит от степени и готовности должника покрыть свои обязательства и компенсировать бюджету понесенные потери: штрафы, пеню и неустойки.

Так неурегулированная задолженность – это та, которая возникла за счет пропуска установленного срока уплаты, то есть своевременное взыскание такой задолженности не есть возможным. Но при этом любой вид долга может быть урегулирован, если он будет уплачен налогоплательщиком, в том числе и с расчетом начисленных штрафов.

Урегулирование задолженности по налогам и сборам возможно за счет таких методов:

  1. Оплата основного долга, а также всех начисленных взысканий – пени, неустойки, штрафа в добровольном порядке налогоплательщиком;
  2. Принудительное взыскание долга с банковских счетов плательщика;
  3. Списание долга;
  4. Банкротство предприятия и погашение долга за счет реструктуризации долга, продажи имущества и т.д.

Задолженность по налогам и сборам учет

Задолженность по налогам и сборам – это разновидность кредиторской задолженности, которая возникает у субъекта. Следовательно, она, как и другие кредиты и обязательства, должна быть отражена в бухгалтерском учете, в частности, в отчетной документации. В результате такие вот долги перед бюджетом отражаются в такой форме как «Баланс» в специально предназначенной для этого строке – 624, которая так и называется «Задолженность по налогам и сборам». Учет ведется в пассивной части формы.

По строчке 624 отражается итоговое сальдо счета 68, имеющего название «Расчеты по налогам и сборам». В балансе уже отражают суммарную величину обязательств, которые уже начислены и подлежат уплате в бюджет, но еще по определенным причинам не оплачены. При подсчете итогового сальдо по сч.68 учитываются все обязательства на отчетную дату кроме тех сумм, которые уплачиваются в фонды внебюджетного характера. Они отражаются по другим счетам.

Обязательно обратите внимание на то, что сам ЕСН также отражается в стр.624, а не в стр.623 как многие думают. И даже не важно здесь на каком счете отражается такой ЕСН. Даже если по учётной политике предприятия ЕСН учитывается на сч.69, то его величина суммируется к сальдо сч.68.

Также важно знать, что задолженность по налогам и сборам в балансе в строчке 624 содержит в себе сумму единого социального взноса, но без учета обязательных платежей по пенсионному страхованию.

Все начисленные штрафы, пеня и неустойка по платежам такого рода также учитывается в сч.68 и итогом формирует баланс по строчке 624.

Отсутствие задолженности по налогам и сборам предоставляет право компании проставлять в балансе нулевые значения по данным строкам. Но, внимание: если на дату составления отчетности, начисленные налоги еще не уплачены, хотя это и планируется сделать завтра или в ближайшее время, то долг все равно выставляется.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

raszp.ru

Урегулирование налоговой задолженности: комплексное решение

Муталимова Патимат Муталимовна, соискатель кафедры налогов и денежного обращения, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Повышение эффективности налогового контроля и качества работы налоговых органов рассматривается как фактор роста доходов бюджетной системы России. Таким образом, одной из основных задач налоговых органов на современном этапе становится обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет установленных законодательством налогов и сборов.

В практической деятельности налоговых органов большой проблемой на пути решения данной задачи является существование налоговой задолженности, которая возникает у налогоплательщиков по причинам, как зависящим, так и не зависящим от них.

В связи с этим вопросы урегулирования налоговой задолженности должны найти свое решение в комплексном подходе, учитывающем баланс контрольных и сервисных функций налоговых органов с одной стороны, и социально-экономических функций хозяйствующих субъектов – с другой.

Для достижения баланса интересов бюджета и хозяйствующих субъектов предлагаются различные методы, к числу которых относятся меры как добровольного, так и принудительного характера, в том числе и судебные.

Существует непосредственная взаимосвязь налоговой задолженности со степенью эффективности социальной политики государства, инфляцией и т.д.

Наличие налоговой задолженности у хозяйствующих субъектов может быть определена как один из существенных дестабилизирующих факторов, ограничивающих финансовые возможности регионов Российской Федерации и неэффективного налогового администрирования. В качестве примера приведем данные по Республике Дагестан (см. табл. 1 выше).

Ситуация с налоговой задолженностью в Республике Дагестан

За анализируемый период ВРП в Республике Дагестан увеличился в 1,2 раза, тогда как задолженность возросла в 3,3 раза на фоне роста поступлений налогов и сборов в 1,3 раза.

Удельный вес налоговой задолженности возрос с 0,89 до 2,44 процента, а к сумме поступлений налогов и сборов – с 16,2% до 42,0%.

Из данных таблицы можно сделать вывод о наличии серьезных проблем в деятельности налоговых органов Республики Дагестан в сфере урегулирования налоговой задолженности.

С позиций налогового администрирования задолженность перед бюджетом по налогам и сборам имеет довольно сложную структуру, в которой выделяется:

1) задолженность перед бюджетом, возможная к взысканию;

2) задолженность перед бюджетом, невозможная к взысканию;

3) задолженность перед бюджетом по пеням и санкциям.

Структура и динамика налоговой задолженности имеет объективные различия по регионам, как по структуре, так и по динамике. Данные по задолженности по Республике Дагестан приведены в табл. 2 (см. на с. 192).

Структура и динамика налоговой задолженности
по Республике Дагестан за 2009–2011 гг.

Как видно из данных таблицы, за 2009–2011 гг. суммарная задолженность перед бюджетом увеличилась в 3, 3 раза. При этом недоимка увеличилась в 1,8 раза: с 1715,5 млн руб. до 3159,6 млн руб.

В 2011 г. за счет принятия налоговыми органами мер в Дагестане урегулирована задолженность на сумму 4305,9 млн руб., что в 7,5 раза больше, чем в 2009 году. При этом значительный удельный вес приходится на судебную форму урегулирования налоговой задолженности: применение процедур банкротства – 71,7%) и взыскание Службой судебных приставов РД по решениям судебных органов – 26,2%.

Применение экономических инструментов регулирования налоговой задолженности (отсрочка, рассрочка) имеет отрицательную динамику, что свидетельствует об отсутствии какихлибо четких критериев и системности в деятельности налоговых органов республики по урегулированию налоговой задолженности.

Дифференцированный подход при взыскании налоговой задолженности

Поиск эффективных мер взыскания налоговой задолженности должен базироваться на принципе поддержания стабильности в сфере исполнения налоговых обязательств.

Представляется целесообразным выработать определенную программу в целях взыскания образовавшейся задолженности и устранения факторов, приводящих к ее образованию в последующем.

Для эффективного управления налоговой задолженностью предлагаем дифференцированный подход, опирающийся на классификацию налогоплательщиков-должников и действий налоговых органов по следующим группам (см. табл. 3 ниже).

Классификация налогоплательщиков-должников группам

Проставив в правой колонке оценочные показатели, налоговые органы имеют возможность системной организации работы с должниками. Другими словами, регулирующие действия экономического характера, направленные на соблюдение норм закона, носят более дифференцированный подход.

Предложенную группировку можно провести как в разрезе налогоплательщиков – юридических и физических лиц, так и по видам экономической деятельности и уплачиваемых налогов.

Заключение

Рассмотрев классификацию групп и проанализировав полученные данные можно сделать выводы о результативности мер урегулирования налоговой задолженности.

Результаты анализа также свидетельствуют об активности и слаженности государственных органов власти по реальному взысканию налоговой задолженности.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале


Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,486

creativeconomy.ru

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Похожие публикации

Государственное урегулирование задолженности по налогам и сборам осуществляется для возврата долгов, образовавшихся в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязательств. Согласно подп. 1 п. 1 стат. 23 НК уплачивать налоги должны физические и юридические лица. Право взыскания сумм недоимки, штрафов и пеней по платежам в бюджет и внебюджетные фонды возлагается на налоговые органы (подп. 9 п. 1 стат. 31). Какие методы используются для повышения собираемости налогов – об этом далее.

Как выполняется урегулирование задолженности по налогам и сборам в РФ

Налоговая задолженность – это неуплаченные в срок суммы налогов, установленных законодательными нормами РФ. Сроки для перечисления утверждаются на федеральном, региональном или местном уровне в зависимости от вида платежа. При образовании недоимки контрольные органы в лице ИФНС, ФСС и ПФР начисляет пени и штрафные санкции. При этом совокупный размер долгов состоит из урегулированных обязательств, то есть погашенных в срок, и неурегулированных. Последние характеризуются невозможностью взыскания по причине пропуска срока исковой давности (3 года).

Контрольные способы урегулирования задолженности по налогам:

  • Добровольное погашение налогоплательщиком недоимки и пеней на основании выставленного налоговыми органами требования (стат. 69 НК).
  • Принудительное взыскание долгов по налогам за счет денежных средств на расчетных счетах предприятия на основании решения налоговых органов (стат. 46).
  • Если средств на счетах недостаточно, производится взыскание долгов за счет активов должника (стат. 46, 47).
  • Списание части долгов при их реструктуризации – процедура может проводиться в отношении юрлиц по долгам в части федеральных налоговых платежей, а также начисленным штрафам и пеням. Порядок действий регламентируется постановлением № 1002 от 03.09.99 г.
  • Отсрочка или изменение по установленным срокам погашения налогов – может применяться в отношении общей величины неуплаченных налогов или только части (п. 2 стат. 61 НК). Механизм представления рассрочки (отсрочки) описан в стат. 64 НК, инвестиционного кредита – в стат. 67.
  • Применение процедуры банкротства предприятия-должника при соответствии основаниям по стат. 3 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.
  • Ограничение на выезд физлица-должника за пределы РФ – выносится судебными приставами в соответствии с нормами стат. 67 Закона № 229-ФЗ от 02.10.07 г.

Задолженность по налогам и сборам в бухучете компании

Общая задолженность по налогам и сборам в балансе предприятия отражается в числе прочих обязательств пассива. Внесение данных выполняется бухгалтером с учетом характера и продолжительности периода образования долга. Если налогоплательщику представлен инвестиционный кредит по налогам или же дана отсрочка/рассрочка в сроках исполнения обязательств, такие суммы необходимо отражать в составе долгосрочных обязательств по стр. 1450 (Прочие обязательства). Если же долг относится к текущим, данные указывают в краткосрочных обязательствах по стр. 1520 «Кредиторская задолженность».

Отсутствие задолженности по налогам и сборам означает нулевые остатки по рабочим бухсчетам или наличие переплаты. Такие суммы вносятся в стр. 1230 «Дебиторская задолженность». При этом, в соответствии с Планом счетов по Приказу № 94н от 31.10.00 г., в бухучете используется для отражения задолженности по налогам и сборам счет 68. Величина долгов перед бюджетом отражается по кредиту указанного счета, погашение обязательств – по дебету. Соответствующим образом на отчетную дату образуется сальдо расчетов с государством.

spmag.ru

Популярное:

  • Спортивная пенсия Чемпионам и тренерам могут предоставить право на досрочный выход на пенсию по выслуге лет Спортсменам могут предоставить право досрочно уходить на пенсию. Соответствующий законопроект подготовлен представителем фракции […]
  • Увольнение работника по ст 77 п 3 По собственному желанию: 10 шагов при оформлении увольнения работника по его инициативе Самый распространенный способ увольнения – расторжение трудового договора по инициативе работника. Он же наряду с увольнением по соглашению […]
  • Таможенные правила италии Таможня Италии Если Вы собрались посетить Италию, то должны знать правила въезда в данную страну. Итальянская таможня довольно редко проводит досмотр багажа, она руководствуется самыми обычными правилами и нормами вывоза и […]
  • Заявление в детский сад тверь Заявление в детский сад тверь Портал дошкольных образовательных учреждений и дошкольных отделений общеобразовательных учреждений г. Тверь В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. №1993-р и в целях […]
  • А вы верите в переселение душ А вы верите в реинкарнацию, переселение душ? Матрос 17 февраля 2017 в 20:53 wwwКотенок 17 февраля 2017 в 21:35 Матрос (автор темы) 17 февраля 2017 в 21:46 OMG (заблокирован) 17 февраля 2017 в 21:54 Psixoz (заблокирован) 17 […]
  • Уфрс реквизиты госпошлины Госпошлина в Росреестр: реквизиты, квитанция, возврат Актуально на: 19 июня 2017 г. Образец платежного поручения для уплаты пошлины при подаче заявления непосредственно в Росреестр Государственную регистрацию прав на недвижимое […]
  • Материнский капитал за каждого второго ребенка Материнский капитал: какие изменения можно ожидать в будущем? Материнский (семейный) капитал как мера поощрения к рождению или усыновлению второго ребенка начал предоставляться в нашей стране с 2007 года, со вступлением в силу […]
  • Инвентаризации расчетов по налогам и сборам Инвентаризация расчетов Обновление: 13 февраля 2017 г. Образец приказа о проведении инвентаризации расчетов Инвентаризация должна проводиться в любой организации, это установлено ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ […]