Уроки достоевского преступление и наказание

Великие уроки Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Произведения Ф.М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание».
В центре романа находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные).
Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова. Все это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся больным самолюбием и гордостью.
Раскольников – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. Эта теория захватывает Раскольникова полностью. Герой буквально становится ее фанатиком, ведь она удовлетворяет, в первую очередь, его гордыню.
Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей». Первая группа – это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно. На этих людей не распространяется моральный закон. К таким людям причисляет себя и Раскольников.
Для подтверждения своей «болезненной» теории он решается на убийство старухи-процентщицы. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая».
Гордость героя перерастает в гордыню – один из самых тяжких грехов в христианской религии. За этим грехом Раскольников забывает о других, делает их лишь пешками в своей страшной игре.
В противовес герою в романе выведен другой образ, которому абсолютно чужда гордость и близко смирение. Этот образ – Сонечка Мармеладова. Это глубоко и истинно верующий человек, которая воспринимает всю свою жизнь как смирение.
Сонечка тоже великая грешница, как и Раскольникова. Герой переступил через другого человека ради своей теории. Сонечка же переступила через себя ради других. Раскольников, как и сам автор, убежден, что жертва этой девушки напрасна. Ею она никого не спасла и никого не уберегла. Но Сонечка находится в плену у своих иллюзий и груза ответственности за близких.
Что же помогает героине выжить, сохранить свою душу, нравственную чистоту? Только одно – вера в Бога. Следуя завету Господа, Сонечка смирилась и честно несет свой крест.
Именно она становится по-настоящему близкой Раскольникову, идет с ним до конца, приводит его к вере, а значит, по мнению Достоевского, и к спасению. В этом плане примечателен эпизод чтения главы из Евангелия.
Вера — настолько личное и интимное для Сонечки, что она не хочет говорить об этом ни с кем, тем более, с неверующим Раскольниковым. Но тот заставляет ее начать читать историю о воскрешении Лазаря. Она говорит о том, что любой грешник может возродиться, стоит лишь ему поверить в Бога.
По мере прочтения этой легенды состояние Сонечки меняется. Она вся как будто раскрывается, отдается тому, что читает. Видно, как она верит во все, что написано в Библии, верит в чудо, которое может сотворить только Бог.
Введя легенду о воскрешении Лазаря в свой роман, Достоевский хотел показать, что возрождение возможно для любого человека, даже для самого падшего грешника.
По мнению писателя, гордость, гордыня, самомнение приводит человека к нравственной гибели. Именно поэтому он сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была еще и беременна, соответственно, герой убивает ее неродившегося ребенка.
После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее.
Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления с помощью Библии.
Важно, что библейские мотивы – одни из ведущих в «Преступлении и наказании». Известно, что сам Достоевский был религиозным человеком, глубоко верующим в Бога. Поэтому всех своих героев он оценивает с позиций христианской морали, считая ее основой человеческой жизни. Призыв к следованию библейским заветам — вот главный нравственный урок Ф.М. Достоевского, звучащий в его романе «Преступление и наказание».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Великие уроки Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

www.litra.ru

Уроки Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Guru · 06.04.2018

(357 слов) Характер каждого человека определяет его дальнейшую судьбу. Одни из нас, подобно тонким ветвям ивы, гнутся от порыва ветра, других, как прочные железные прутья, не так просто сломить. К числу первых можно отнести и героя знаменитого социально-психологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», бывшего мелкого чиновника Семена Мармеладова.

Мармеладова можно назвать одним из важнейших персонажей в произведении. С помощью этого героя автор преподносит читателю важные жизненные уроки. И самым главным является урок под названием «самоуважение». Уважение к себе — залог уважительного отношения к вам со стороны окружающих людей. Часто об этом говорят профессиональные психологи. Ф.М. Достоевский считается умелым мастером по изучению человеческих душ. Именно поэтому на примере Мармеладова мы можем понять, как важно видеть в себе личность, любить и ценить свои старания, заслуги и жизнь в целом.

Знакомство Мармеладова с главным героем романа Родионом Раскольниковым стало для второго катализатором внутренних перемен. История пьяницы и далеко не самого примерного семьянина тронула душу разочарованного в жизни студента. Раскольников еще больше убеждается в несправедливости этого мира, он принимает для себя решение искоренять все источники алчности и зла, которые окружают людей. Конечно, в дальнейшем это приводит героя к роковым ошибкам, но начало было положено доброе: молодой человек помог семье Мармеладова, тайком оставив немного денег.

История бывшего титулярного советника — антипример человеческого поведения и отношения к происходящему вокруг. Из монолога героя стоит подчеркнуть следующие важные правила для того, чтобы предотвратить совершение таких же ошибок, как у Семена Мармеладова. Так, ни в коем случае не нужно чересчур жалеть себя. Подобное отношение к себе может стать камнем преткновения на пути к личностному росту и счастью. Именно чувство сострадания к себе самому не дает мужчине справиться со своим недугом — пьянством. Сам он объясняет Раскольникову, что пьет лишь потому, что на дне стакана видит собственное горе.

Нельзя назвать главу семейства Мармеладовых абсолютно безнадежным и слабым человеком. Герой довольно часто слышит голос собственной совести и даже прислушивается к ней. Об этом свидетельствуют его многократные, пусть и неудачные, попытки все исправить. Однако нерешительность, боязнь поражения оставляют его в тупиковом положении. Таким образом, на примере персонажа романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» читатель может усвоить для себя нравственные уроки, цель которых заключается в том, чтобы помочь личности в сохранении своего человеческого «Я».

literaguru.ru

План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме:
Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчивого чтения и анализа романа. Сопровождается презентацией.

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Тема урока «Мотивы преступления Родиона Раскольникова»

  1. Обучающие –
  1. познакомить учащихся с героем романа Родионом Раскольниковым Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
  2. помочь им понять состояние героя накануне преступления, проанализировать мотивы преступления Родиона Раскольникова;
  3. подготовить учащихся к пониманию причин совершенного героем убийства.
  1. Развивающие –
  1. формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
  2. формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
  3. развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
  1. Воспитательные –
  1. воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Вид урока : проблемно- эвристическая беседа.

Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором».

Оборудование: презентация урока, текст романа «Преступление и наказание»; фрагмет из кинофильма Л.Кулиджанова по роману Ф.М. Достоевского.

I. Организационный момент

II. Объявление темы урока. Целеполагание. (Слайд №1)

На предыдущем уроке мы говорили о том, что роман «Преступление и наказание» — роман – исследование души человеческой, поиск человека в человеке. Перед своими читателями Достоевский ставит три вопроса исследовательского характера

Почему убил? Почему признался? Почему воскрес?

— Как родилось преступление? Что заставило Раскольникова взять в руки топор? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы.

III. Слово учителя. Работа по тексту. Чтение и проблемный анализ опорных глав романа (часть I, гл. 1-6).

В черновиках к «Преступлению и наказанию» Достоевский писал: «. уничтожить неопределенность, то есть объяснить убийство». Удалось ли ему это?

В первых шести главах романа мы видим лишь те события, что непосредственно предшествовали преступлению и подвели героя к роковой черте.

Давайте назовем эти события.

Учащиеся называют эпизоды романа, предшествующие убийству.

Выстраивается схема: Слайд №4

Гл.6 Разговор студента и офицера

Гл 5.Сон на Васильевском

Гл 4 Сцена на бульваре

Гл 3 Письмо матери

Гл 2. Встреча с С.Мармеладовым

Гл 1. Петербург. Проба.

Главным из них является, безусловно, письмо матери, в котором она рассказывает о своем бедственном положении, об унижении Дуни в семье Свидригайловых, наконец, о Лужине и Дуне. (Вспомним слова Раскольникова: «Сонечка! Вечная Сонечка. »)

Но на «пробу» Раскольников отправился до получения письма. И драму семьи он воспринимает не только как драму частную, только его касающуюся.

Значит, мотивы преступления надо искать уже в первой главе.

  1. Назовите ключевое слово первой главы, характеризующее мир, в котором живет герой, слово, объясняющее причину конфликта его с окружающим миром, слово, определяющее внутреннее состояние героя, наконец, его мечту, которая зародилась в углу, в каморке, похожей на шкаф?
  2. Таким словом будет слово «БЕЗОБРАЗНЫЙ» (синонимы: отвратительный, уродливый, ужасный)
  3. Как доказать это? Учащиеся работают с текстом 1, 2 главы, приводят цитатный материал, подтверждающий, что Петербург – ЗЛОЙ город.
  4. Безобразен Петербург (уличные сцены, пейзаж Петербурга, дома-колодцы, мертвый город, контраст «Город бедный, город пышный», интерьеры, лестницы, цветовая гамма Петербурга – желтый, желчный, злой)
  5. Безобразны люди (уличные сцены, толпа, пьяные, «входящие и выходящие так и шмыгали …»)
  6. Безобразна старуха – процентщица ( портретная характеристика)

Приходим к промежуточному выводу:

Все это безобразие отталкивает от себя умного, красивого, гордого Раскольникова (портрет) и объясняет социальные мотивы преступления.

  1. Обращает внимание на себя характеристика психологического состояния героя: «углубился в себя», «задавлен бедностью», «уединился в себя», «злая, желчная улыбка змеилась по его лицу» и др.
  2. Все это вызывает в душе Раскольникова безобразные чувства («злобное презрение», «чувство глубочайшего омерзения») – психологические и нравственные мотивы преступления.

Просмотр фрагмента кинофильма Л.Кулиджанова (начало фильма, 5 минут)

  1. Какое слово постоянно повторяет герой?
  2. Думаю…
  3. Что рождается из этих чувств?
  4. Рождаются мысли, думы, которые находят воплощение в «БЕЗОБРАЗНОЙ МЕЧТЕ» (философские мотивы).
  5. Найдите в тексте потверждение. Где автор говорит о «безобразной мечте»? (зачитать)
  6. Два несовместимых слова ставит автор рядом (оксюморон). Два голоса звучат в словах. Рядом добро, красота и отвращение, зло. Это не случайно.

Поставив рядом эти слова, Достоевский говорит о двойственности души главного героя, о его раздвоении. Писатель показывает, как в душе героя идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, верой и безверием, красотой и безобразием.

  1. Докажите это. (Учащиеся приводят примеры из 1-6 глав, подтверждающие противоречивость натуры Раскольникова, при этом обращаются к фамилии героя).

Отвращение («Неужели я смогу…») Зло (1 больше 100)

Ум, создавший теорию Добро (100 больше 1)

Вопросы к схеме:

  1. О чем мечтает герой?
  2. Какой смысл вкладывает в слово «мечта»?
  3. Что побеждает?
  4. Принимает ли то, что делает? Решителен ли он?

Вслед за автором мы прошли путь Р. Раскольникова.

Так какие же мотивы стали определяющими в решении героя пойти на убийство?

Выслушиваем мнения учеников, составляем таблицу, содержащую иллюстративный материал ( слайд № 5)

IV . Выводы (делаются учащимися совместно с учителем):

— Мотивы преступления лежат в преступном, безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова отвратительные чувства, из этих чувств рождаются мысли, каждая из которых стремится к одному из полюсов, затем в результатеборьбы двух противоположных идей побеждает идея Наполеона, идея власти.

V. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

Таким образом, нам удалось с вами выстроить всю цепочку, путь Радиона Раскольникова к преступлению.

Комментарий учителя «Путь от страдания к состраданию лежит через преступление».

СТРАДАНИЕ (неудовлетворенность окружающим миром)

РОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ («безобразная мечта»)

СТРАДАНИЕ (наказание героя)

VII.Домашнее задание: таблица «Мотивы преступления Р.Раскольникова», часть 1, глава 5 (Сон на Васильевском).

nsportal.ru

Урок литературы в 10-м классе. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Вступительный урок. Символика романа. Знакомство с главным героем

Разделы: Литература

Цель: знакомство с символикой романа, с главным героем; побуждение к внимательному, вдумчивому чтению произведения.

Предварительное домашнее задание группам учащихся к данному уроку:

При чтении романа выписать в тетрадь примеры использования автором

1 группа: желтого и красного цвета;

2 группа: числа “четыре”;

3 группа: числа “семь”;

4 группа: числа “одиннадцать”;

5 группа: действий, происходящих на лестнице;

6 группа: действий, происходящих в незамкнутом пространстве (на площадях, улицах, в проходных комнатах).

I. Вступительное слово учителя.

Мы приступаем к изучению одного из самых сложных произведений мировой литературы. По словам академика Д. С. Лихачёва, роман “Преступление и наказание” не предназначен для быстрого чтения. В нём поставлены острые моральные и философские вопросы. Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и поэтому многое недоговаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру. В этом духовном мире имеет значение и разное положение топора во время убийства процентщицы и Лизаветы, и описание внешности Раскольникова, и “жёлтый” цвет, наиболее устойчивый в романе, и тридцать копеек, которые Соня вынесла Мармеладову на похмелье, и слово “вдруг”, употребляющееся на страницах романа около 560 раз, и числа “семь”, “четыре”, “одиннадцать”, как бы преследующие Раскольникова, и многие другие детали.

При чтении романа “Преступление и наказание” имеет значение буквально всё: и числа, и имена, и фамилии, и петербургская топография, и время действия, и даже отдельные слова, – лишь медленное чтение романа даст возможность читателю постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство мысли Достоевского.

Сегодня мы познакомимся со значением некоторых символов романа. Начнём с имён некоторых героев.

II. Работа над символикой романа.

(Сообщение учителя и наблюдения учащихся над использованием символов в тексте романа. Это задание было дано перед прочтением романа, чтобы самостоятельное чтение не было поверхностным, но значение символов объясняется только сейчас.)

Раскольников Родион Романович

Фамилия имеет двойное толкование:

1. Раскол – раздвоение (ведь в Раскольникове как бы два человека: гуманист и убийца; отсюда и двойники, двойное портретирование).

2. Раскол – раскольничество (старообрядчество, староверие) – течение, возникшее в XVII веке в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона. Раскол характеризуется одной мыслью, фанатизмом и упрямством.

Раскол родины Романовых, т.е. протест против нравственной атмосферы, порядков этого государства.

Порфирий – “багряный”. Это цвет царской мантии. Отчество – намёк на монаршью власть (Пётр I). Раскольников, нарушив заповедь “не убий”, вступил в конфликт с двумя правдами – Божьей и человеческой.

Соня Мармеладова – символизирует Божью правду. Следователь представляет в романе правовое начало.

Жёлтый (желчный) – 1) цвет болезни, расстройства, надрыва печали. Сам грязно-жёлтый, уныло-жёлтый, болезненно-жёлтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности; 2) в русской литературе образ Петербурга прочно ассоциируется с жёлтым цветом. (Учащиеся приводят примеры использования жёлтого цвета из текста).

Красный цвет – символизирует кровь: Раскольников приносит старухе кольцо с красным камнем.

Лестница – это символ подъёма, борьбы, усилий. Это восхождение и нисхождение. Путь Раскольникова – это буквально путь “вверх” и “вниз”. Раскольников спускается и поднимается по лестнице 48 раз. (Примеры учащихся из текста).

Незамкнутое пространство (порог, прихожая, площадка, улица) – получают значение точки, где совершается кризис, неожиданный перелом судьбы, где принимаются решения, переступают заветную черту, обновляются или гибнут. Комната Раскольникова, комната Мармеладовых (проходная) – символизируют незащищённость (ср. “мой дом – моя крепость”), это и открытость (Мармеладов), и деталь образа Петербурга (уличные сцены) – города – преступника и соучастника преступлений. (Примеры из текста).

Цифровая символика

Вы уже заметили, что в романе некоторые числа настойчиво повторяются. Это не случайно. Цифровая символика в романе основана на фольклорных и библейских образах, а также на теории пифагорейцев, которая была известна Достоевскому. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Существует такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.

“4” – число человека. Четыре Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека, четыре времени года, четыре стены и угла у дома и т. д. Раскольников совершил преступление против человека. (Учащиеся приводят примеры использования числа 4 в романе).

“7” – единение Бога и человека. 3 – число Бога (библейское): Бог триедин, трижды Петр отрекается от Христа и т. д. 3 + 4 = 7- это залог провала дела, неугодного Богу и человеку. (Учащиеся приводят примеры использования числа 7 в романе)

“11” – связь с евангельским текстом. Притча о хозяине, который выходил нанимать работников на виноградник в 3-м часу, в 6-м, в 9-м и, наконец, в 11-м. А вечером заплатил всем поровну, начав с тех, кто пришёл в 11. В этом высшая справедливость. Никогда не поздно опомниться. Это число надежды на возрождение. (Учащиеся приводят примеры из текста).

Это, конечно, не все символические детали романа. Об этих и других мы подробнее поговорим при работе над текстом.

III. Работа над 1 главой.

Знакомство с героем. Многие из вас при написании сочинений мучаются над первой фразой. Это и понятно. Именно 1-я фраза должна быть очень точной, неслучайной. Давайте посмотрим, насколько информативно 1-е предложение романа.

1)В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, 2) один молодой человек 3) вышел из своей каморки, 4) которую нанимал от жильцов 5) в С-м переулке, на улицу и 6) медленно, как бы в нерешимости, отправился 5) к К-ну мосту.

1. Бедность: богатые старались выехать из города на лето, т. к. невыносимая грязь, вонь от “канав” делали жизнь невыносимой. Это атмосфера преступления.

3. Жильё его даже не комната – каморка.

4. Символ крайней неустроенности, неукоренённости героя: даже каморку нанимал “от жильцов”.

5. Точное указание места действия (для людей, знающих город).

6. Нерешимость (и однокоренные слова) – одно из ключевых слов романа.

“Преступление и наказание” – роман неразрешимых ситуаций и роковых решений.

Итак, герой молод, крайне беден и явно что-то задумал, но не решается исполнить. Ключевое слово 1 главы, пожалуй, безобразный и его синонимы.

Безобразная мечта.

  • Как это слово характеризует героя? Как показывает двойственность его натуры?
  • Что же за мечта занимала мысли героя? Что он задумал? (Убить старуху и на эти деньги продолжить образование и помочь потом всем обездоленным; срочно нужны деньги, чтобы помочь сестре и матери).
  • Зачитайте портрет героя. Что же подтолкнуло такого обаятельного человека решиться на убийство? Назовите причины (ответ найдите в 1 главе (3-й абзац).
  • Чего не договаривает герой? В тексте масса многоточий, умолчаний (теория наполеонизма) (4-й абзац, о трусости)
  • С какой целью Раскольников вышел из дому? Почему он шёл нерешительно? (Шёл “делать пробу”)
  • Кто должен стать его жертвой? Зачитайте портрет старухи. Какое впечатление произвела на вас процентщица? – Почему автор сталкивает героя с такой безобразной, жалкой старухой?
  • Почему это не добрая милая женщина? (Заповедь “не убий” распространяется на каждого человека, даже на такого мерзкого, как

    эта старуха. В этом и гуманизм писателя, и его предупреждение всем).

    Вывод: таким образом, мы убедились, что понять автора и его героев можно только внимательно читая роман, не пропуская детали и подробности. Только так мы можем вместе с Достоевским искать истину, ибо литература – это и есть поиск истины.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Система уроков по изучению романа Достоевского «Преступление и наказание» ( 10 класс)

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Система уроков по изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

    История создания романа Достоевского «Преступление и наказание

    Ч.1 гл.1,2,3,5 Первый день Раскольникова в Петербурге;

    письмо матери Раскольникова; сон Раскольникова

    Ч.2 гл.7 Сцена смерти Мармеладова

    Ч.4 гл.4 Описание каморки Сони

    Ч.5 гл.2,3,5 Поминки у Мармеладовых;

    Катерина Ивановна с детьми на улице

    В Петербурге Достоевского

    Городской пейзаж в романе.

    Внешний облик людей

    Вопрос: Что поражает читателя в Петербурге Достоевского?

    ч.1 гл 2-4 Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых.

    Ч.1 гл.6 Разговор студента и офицера

    Раскольников в мире бедных людей

    Чем вызваны противоречия в поступках и мыслях Раскольникова?

    Почему он стыдится своей чуткости и в то же время не может её преодолеть7

    Как Раскольников пришёл к мысли, что задуманное им не преступление?

    Ч.3 гл.5 Статья Раскольникова о преступлении.

    Ч.5 гл.4 Вторая встреча Раскольникова и Сони.

    Вопрос: в чём главная причина преступления Раскольникова?

    Теория Раскольникова как идея о праве сильной личности

    На какие разряды делит Раскольников всех людей?

    Как Раскольников отличает людей «обыкновенных» от «право имеющих»?

    Работа с авторскими ремарками, рисующими поведение героя.

    Посещение Сони и признание Раскольникова как понимание истинной причины преступления

    Ч.1 гл. 6,7 Сцена подготовки к убийству и само преступление

    Вопрос: почему автор так подробно описывает преступление Раскольникова?

    Почему герой, несмотря на все сомнения, совершает преступление?

    Почему Достоевский так детально описал все случайности на пути Раскольникова к преступлению?

    Почему автор благополучно «уводит» героя с места преступления?

    Материал о Лужине:

    Материал о Свидригайлове:

    Выписать в тетрадь мысли и чувства Раскольникова по отношению к Лужину и Свидригайлову.

    Раскольников и «сильные мира сего»

    Какие рассуждения из письма матери о Лужине и Свидригайлове привлекли внимание Раскольникова?

    Жизненные принципы героев.

    Их отношение к Дуне Раскольниковой.

    Отношение к ним самого Раскольникова

    Почему Свидригайлов считает, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды»?

    Ч.3 гл.5 ( 1-ая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем)

    Ч.4 гл.5 ( вторая встреча)

    Ч.3 гл 6 (Размышления Раскольникова после встречи с мещанином)

    Эпилог (размышления героя о преступлении)

    «Солгал-то он бесподобно, а вот натуру не сумел рассчитать…»

    Раскаивается ли Раскольников в преступлении?

    В чём упрекает себя Раскольников?

    Встречи со следователем( авторские ремарки, говорящие об ощущениях героя, о тупике.

    Зачем герой во второй раз идёт на поединок со следователем?

    Почему требует, чтобы его допрашивали непременно по форме?

    Почему, по мнению следователя, преступник не убежит?

    Ч.2 гл.1 (Раскольников в первый день после преступления)

    Ч.2. гл.2 ( инд. задание – Раскольников на Николаевском мосту)

    Ч.2 гл.6 (Блуждания по Петербургу)

    Ч.3 гл.3 (Разговор с матерью и Дуней)

    Почему Раскольников «сделал явку с повинной»?

    Почему Раскольников «сделал явку с повинной»?

    Анализ ощущений героя на утро после преступления, на улице, в общении с близкими людьми

    Инд. задание: вывод «Он как будто ножницами отрезал себя от мира»

    Достоевский считал, что самое страшное для человека – это одиночество в мире людей. Так ли это? Как это связано с решением Раскольникова «сделать явку с повинной»?

    «Правда» Сони Мармеладовой

    Сопоставление «правды» Раскольникова и «правды» Сони Мармеладовой

    Почему Раскольников со своим признанием идёт именно к Соне?

    Во имя чего преступила Соня?

    Что Раскольникову показалось странным у Сони и почему?

    Что даёт Соне силы жить?

    Ч.6 гл.2 (3-я встреча со следователем)

    Ч.5 гл.1 (Лебезятников)

    Критика о романе

    В чём заключается «правда» Достоевского?

    Готовиться к контрольной работе

    Работа по типу ЕГЭ ( на выбор учителя)

    Система уроков по изучению романа Достоевского «Преступление и наказание» ( 10 класс) разработана для общеобразовательных школ.

    Роман Достоевского традиционно вызывает у обучающихся много вопросов, поэтому уроки по данному произведению должны быть, на мой взгляд, максимально глубокими.

    В данной системе материал подобран таким образом, что учитель вместе с учениками имеет возможность глубоко погрузиться в роман и работать с деталью и словом Достоевского.

    Контроль при наличии большего количества часов может быть не только итоговым, но и промежуточным. Темы сочинения удобнее формулировать в соответствиями с темами уроков.

    • Куприянова Светлана Владимировна
    • 15530
    • 12.02.2015

    К учебнику: Литература. 10 класс. В 2 ч. Лебедев Ю.В. 3-е изд. — М.: 2016. Ч.1 — 367с.

    К уроку: Идеологический роман «Преступление и наказание»

    Номер материала: 384088

    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    infourok.ru

    Популярное:

    • Приказ мчс по службе Приказ МЧС России от 6 июля 2017 г. № 285 “Об утверждении примерной формы контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы” (не вступил в силу) В соответствии с частью 8 […]
    • Адвокат тарасова екатерина Адвокат тарасова Хочу проверить является ли адвокатом Тарасова Екатерина Ивановна в Москве по адресу Житная 14 МО РЕБЕНКА как второй раз не вынесла это процессура, и только в суде доказать подлежащее разрешению в отношении него […]
    • Химия пособие по егэ Химия, Новые задания ЕГЭ, Доронькин В.Н., 2016 Химия, Новые задания ЕГЭ, Доронькин В.Н., 2016. Пособие составлено в соответствии с изменениями формулировок и содержания заданий в тестах ЕГЭ по новой спецификации и предназначено […]
    • Договор дарения квартиры несовершеннолетнему внуку Договор дарения квартиры (дарственная) Каждый из нас за всю свою жизнь получал немало различных подарков, которые всегда приносили нам не только положительные эмоции, но и разочарования. Такой подарок, как квартира обрадует […]
    • Судебно-медицинская экспертиза архангельск ГБУЗ Архангельской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Адрес: 163045, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Самойло, 21 Телефон: +7 (8182) 212753, +7 (8182) 212752 Факс: +7 (8182) 229181 Подразделения 163045, […]
    • Функция и элементы налога Сущность и функции налогов, элементы налога, принципы налогообложения. Проблемы перестройки налоговой системы Налоги – это обязательные фиксированные платежи, выполняющие целый ряд функций, в основном четыре: фискальную – […]
    • За развод 650 рублей Госпошлина за расторжение брака в 2018 году В Российской Федерации для официального расторжения брака необходимо оплатить госпошлину. Ее размер разнится в зависимости от того, каким образом и при каких обстоятельствах был […]
    • Артиллеристы сталин дал приказ аккорды Артиллеристы сталин дал приказ аккорды ПЕСНЯ АРТИЛЛЕРИСТОВ Из кинофильма "В 6 часов вечера после войны", режиссер-постановщик Иван Пырьев, 1944 Слова Виктора Гусева Музыка Тихона Хренникова Горит в сердцах у нас любовь к земле […]