Устав образовательной организации в соответствии с законом об образовании

Устав образовательной организации в соответствии с законом об образовании

1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (далее – новый закон). До вступления в силу нового закона об образовании, у образовательных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, был срок восемь месяцев для изучения данного нормативно-правового документа и принятия необходимого комплекса организационных мер, направленных на обеспечение эффективного и грамотного перехода на функционирование в соответствие с новым законом.

Проверки образовательных учреждений Чеченской Республики, проведенные в сентябре 2013 г., а также вопросы, поступающие от руководителей и других работников образовательных учреждений в адрес Министерства образования и науки Чеченской Республики, свидетельствуют о том, что не проведена на должном уровне соответствующая работа по изучению нового закона и принятию необходимых организационных мер образовательными учреждениями в субъекте.

У руководителей образовательных учреждений часто возникают такие вопросы: «Какие требования предъявляет новый закон к содержанию устава образовательной организации?», «Необходимо ли менять устав?», «Какие новые локальные нормативные акты должны появиться в образовательном учреждении?», «Меняется ли наименование образовательного учреждения в связи с заменой термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация?» и др.

В данной статье мы попытаемся ответить на вопросы, касающиеся главного локального нормативного акта любой образовательной организации – устава. В новом законе есть несколько статей, которые содержат требования к содержанию устава. Основная статья нового закона, посвященная уставу образовательной организации это статья 25 «Устав образовательной организации».

Согласно части 2 статьи 25 нового закона об образовании, в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3)виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4)структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Часть 5 ст. 26, часть 1 статьи 30 и часть 3 статьи 52 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополняют эти требования. Помимо информации, которую требует статья 25 нового закона, в уставе необходимо указывать также следующую информацию:
1) порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации» (часть 5 ст. 26);
2) порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30);
3) права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 3 статьи 52).

Полагаем возможным требование части 3 статьи 52 нового закона изложить в уставе следующим образом: «Правовой статус (права, обязанности и ответственность) вспомогательного (инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного, медицинского) персонала закреплен в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», Трудовым кодексом Российской Федерации в Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях и в трудовых договорах с работниками».

Новый закон в отличие от утратившего силу Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1, не предъявляет следующие требования к содержанию устава образовательной организации, а именно наличие следующей информации:
-наличие основных характеристик организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) правила приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
-открытие счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
-порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
-права и обязанности участников образовательного процесса (за исключением прав и обязанностей работников образовательных организаций занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52 нового закона);
перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Таким образом, новый закон предъявляет гораздо меньше требований к содержанию устава образовательной организации, чем утративший силу Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1. Сокращение требований к содержанию устава образовательной организации является положительным моментом для руководителей образовательных организаций, поскольку, чем меньше содержание документа, тем меньше вероятность того, что текст его будет содержать в себе положения не соответствующие законодательству РФ в сфере образования. Образовательная организация, конечно, может по своему желанию включить в текст устава, например, положения регламентирующие правила приема обучающихся или порядок комплектования работников образовательной организации, но скорее всего включение данных положений в устав будет только во вред для образовательной организации, поскольку законодательство регулярно меняется и дополняется. Согласно части 2 статьи 30 нового закона, по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, образовательная организация принимает локальные нормативные акты. Исходя из этой нормы нового закона (часть 2 статьи 30) основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности должны быть регламентированы не в уставе, а в других локальных нормативных актах образовательной организации. Руководителю образовательной организации выгодно регламентировать основные характеристики организации образовательного процесса в локальных нормативных актах, поскольку в случае необходимости внесения изменений, например, в режим занятий обучающихся, не придется проходить сложную процедуру внесения изменений в устав образовательной организации, а достаточно будет внести изменения в соответствующий локальный нормативный акт.

Новый закон об образовании не единственный нормативный акт, которым следует руководствоваться при составлении текста устава. Поскольку образовательная организация является некоммерческой организацией, то необходимо учитывать требования Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предъявляемые к содержанию учредительных документов всех некоммерческих организаций, а также общие требования к учредительным документам юридических лиц, предъявляемые ГК РФ.

Согласно части 3 статьи 14 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные законодательством РФ.

С учетом положений нового закона, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Гражданского кодекса РФ предлагаем следующий вариант структуры устава образовательной организации:
1. Общие положения
2. Предмет, цели и виды деятельности Учреждения
3. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения и имущество
4. Организация деятельности и управление Учреждением
5. Реорганизация и ликвидация Учреждения
6. Локальные нормативные акты Учреждения
7. Порядок внесения изменений, дополнений в Устав Учреждения

Отметим, что в соответствие с частью 5 статьи 108 нового закона, наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 января 2016 года, таким образом, у образовательных учреждений достаточно времени для того, чтобы внимательно изучить нормативно-правовые требования к содержанию главного локального документа образовательного учреждения и разработать юридически грамотный текст устава.

Руководителям образовательных учреждений необходимо запомнить часть 5 статьи 108 нового закона, так как не исключена возможность того, что контролирующие органы могут не знать о данной норме, и могут потребовать от образовательных учреждений привести свои уставы в соответствии с новым законом в иные сроки. Отметим, что никто не может сократить предусмотренный частью 5 статьи 108 нового закона срок для образовательных учреждений, в том числе и учредитель. Образовательная организация обладает автономией и самостоятельно решает, когда ей приводить содержание устава в соответствие с новым законом, главное, не позднее 1 января 2016 года.

Другой вопрос, интересующий руководителей ОУ, касается изменений в наименовании образовательной организации. Новый закон заменил термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация». В связи с этим многие руководители считают, что в наименовании их школы необходимо термин «учреждение» заменить термином «организация». Недавно изданное письмо Минобрнауки России от 10.06.2013 № дл-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» (далее – письмо) разъясняет данный вопрос. В письме отмечается, что понятие «образовательная организация» используется в новом законе, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об образовании наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях). Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – «организация», из чего следует, что в термине «образовательное учреждение» слово «учреждение» не нужно менять на слово «организация».

Рассмотрим следующее наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1». Обязательными в соответствии с новым законом, из данного наименования являются два слова: «общеобразовательное» и «учреждение». Понятие «учреждение» является организационно-правовой формой, а понятие «общеобразовательное» указывает на тип образовательной организации. Остальная информация, указание на собственника учреждения (муниципальное), указание на тип учреждения (бюджетное) и т.д., не является обязательной и указывается в наименовании по решению самой образовательной организации. Наименования большинства общеобразовательных учреждений Чеченской Республики соответствуют новому закону.

Отметим, что согласно той же части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании, наименования образовательных учреждений, как и уставы, подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.

Перечислим основные выводы:
1.Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе правила приема, перевода и отчисления учащихся, а также положения, регламентирующие правовой статус участников образовательного процесса теперь в уставе указывать не нужно;
2.Образовательное учреждение имеет срок до 1 января 2016 года, чтобы привести свой устав и наименование в соответствии с новым законом;
3.Термин «учреждение» в наименовании школ и других образовательных организаций не меняется на термин «организация».

Хазбиев Т.М.
главный специалист Министерства образования и науки Чеченской Республики,
старший преподаватель кафедры управления образованием ГБОУ ДПО «ЧИПКРО»,
руководитель юридической клиники юридического факультета ФБОУ ВПО
«Чеченский государственный университет»

mon95.ru

Устав образовательной организации в соответствии с законом об образовании

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В дополнение к данному перечню п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает, что в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться:

наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму,

место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью,

предмет и цели деятельности,

сведения о филиалах и представительствах,

права и обязанности членов (в рассматриваемом случае – учредителя или учредителей),

источники формирования имущества некоммерческой организации,

порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации,

порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации.

Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать:

указание на тип учреждения,

сведения о собственнике его имущества,

исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано,

указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

Следует отметить, что указанные выше требования к обязательному содержанию устава не являются исчерпывающими. Дополнительные требования к содержанию устава зависят от организационно-правовой формы образовательной организации.

Вместе с тем, законодательство РФ не содержит указаний на то, что содержание устава должно включать в себя исключительно обязательные положения. Наоборот, есть целый ряд оговорок о том, что какое-либо требование законодательства может быть конкретизировано в уставе. Например, абз. 2 п. 13 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» содержит оговорку о том, что уставом бюджетного учреждения может быть предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Таким образом, законодательство РФ не содержит запретов на включение в устав образовательной организации каких-либо положений, не предусмотренных обязательным перечнем содержания устава. Это означает, что в случае необходимости устав может дополнительно содержать любые положения, не противоречащие действующему законодательству РФ. Соответственно, в рассматриваемом случае исключать пункты устава, касающиеся регламентации образовательного процесса или приема в школу, а также иные положения, не предусмотренные обязательным перечнем, нет необходимости. Однако в любом случае с 1 сентября 2013 г. с вступлением в силу Федерального закона № 273-ФЗ устав образовательной организации должен быть приведен в соответствие с ним, а противоречащие ему положения должны быть исключены или изменены.

xn--273—84d1f.xn--p1ai

Устав образовательной организации в соответствии с законом об образовании

Действительно, основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ. Это указание в уставе на тип образовательной организации; на учредителя или учредителей образовательной организации; перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации. Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26.

Однако данной статьей не исчерпываются все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций. Дополнительные нормы можно разделить на три группы:

Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям;

Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;

Нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.

К первой группе относятся следующие требования :

Закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27);

Порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30);

Установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52);

Определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101);

Порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией. Относительно данных вопросов следует отметить следующие нормы:

Порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (п. 17 ч. 1 ст. 34);

Определение формы участия родителей в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7 ч. 3 ст. 44);

Порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления (п. 9 ч. 3 ст. 47);

Установление порядка назначения (избрания) руководителя (ч. 1 ст. 51);

Определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией (ч. 6 ст. 51).

Ко второй группе относятся следующие требования:

Установление специальных названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (ч. 2 ст. 33);

Установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией (п. 1 ч. 2 ст. 50);

Определение особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации (ч. 10 ст. 51);

Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия (ч. 13 ст. 51).

И, наконец, к третьей группе относятся такие требования, как:

Возможность формирования коллегиальных органов, не относящихся к числу обязательных (ч. 4 ст. 26);

Право образовательной организации на ведение научной и (или) творческой деятельности (ч. 4 ст. 28);

Установление иной (не образовательной) деятельности, которую образовательная организация вправе осуществлять (ч. 1 ст. 102).

Для большей наглядности все указанные выше требования объединены в таблице (курсивом выделены требования, относящиеся к отдельным образовательным организациям):

xn--273—84d1f.xn--p1ai

Устав образовательной организации в соответствии с законом об образовании

Комментарий к статье 25

Комментируемый Закон определяет образовательную организацию (п. 18 ст. 2) как некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст. 22 комментируемого Закона).

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческая организация представляет собой юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

Являясь юридическими лицами, образовательные организации должны действовать на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ).

Там же (п. 4 ст. 52) определены основные вопросы, которые должны быть представлены в уставе: сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Кроме этого, в уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

Особенности содержания устава образовательной организации определены в ч. 2 комментируемой статьи:

— тип образовательной организации;

— учредитель или учредители образовательной организации;

— виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

— структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Систематизируя законодательные положения об уставе юридического лица — образовательной организации, содержащиеся в гражданском законодательстве и законодательстве об образовании, можно выделить две категории уставных положений — существенные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Обязательные положения устава юридического лица и, в частности, некоммерческой организации перечислены в ст. 52 Гражданского кодекса РФ, иных актах гражданского законодательства — ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях» и др. Применительно к образовательной организации обязательные положения устава перечислены в ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Существенные положения устава образовательной организации могут быть объединены в следующие группы:

— положения, индивидуализирующие образовательную организацию (например, ее наименование, место нахождения);

— положения, определяющие правовое положение образовательной организации (тип образовательной организации, учредитель, организационно-правовая форма, права и обязанности участников образовательного процесса);

— положения, определяющие предмет деятельности образовательной организации (цели образовательного процесса, реализуемые образовательные программы);

— положения, устанавливающие основные параметры образовательного процесса (язык, на котором ведется обучение и осуществляется воспитание, порядок приема обучающихся, продолжительность обучения, порядок и основания отчисления обучающихся, система оценок, формы и порядок проведения аттестации, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления и др.);

— положения, касающиеся финансовой и хозяйственной деятельности образовательной организации (порядок использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательной организацией, порядок финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательной организации, осуществления предпринимательской деятельности, источники и порядок формирования собственности образовательной организации, порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности);

— положения, определяющие порядок управления образовательной организацией (компетенция учредителя, система органов управления образовательной организации и порядок их формирования, порядок комплектования работников образовательной организации и оплаты их труда, порядок изменения устава образовательной организации, порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации);

— перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регламентирующих деятельность образовательной организации.

Ряд обязательных положений появляется в уставе образовательной организации по непосредственному предписанию Федерального закона об образовании. Так, например, в соответствии с ч. 5 ст. 26 комментируемого Закона структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации. Согласно ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, и т.д.

Факультативные (необязательные) положения включаются в устав образовательной организации по мере необходимости по инициативе самой образовательной организации (например, о филиалах и представительствах, о творческой и музейной деятельности образовательной организации, о международном сотрудничестве, о внешнеэкономической деятельности и т.д.). Факультативные положения присутствуют в уставе не каждой образовательной организации; они включаются в устав образовательной организации в зависимости от особенностей ее структуры, специфики образовательной, исследовательской, творческой, спортивной и т.п. деятельности.

Так, в Уставе Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 г. N 55 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова» , содержатся отдельные разделы, посвященные научной и творческой деятельности, а также музейно-выставочной и издательской деятельности.

СЗ РФ. 2012. N 18. Ст. 2218.

С учетом выполнения НИУ «Высшей школой экономики» задач по информационно-аналитическому и экспертному обеспечению деятельности Правительства РФ в Устав НИУ ВШЭ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. N 184 ) был включен отдельный раздел V. «Информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации».

СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1230.

В соответствии со спецификой организации образовательного процесса, например, в Академии народного хозяйства и государственной службы составной частью Устава Академии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2012 г. N 473 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» , является приложение к Уставу, которое содержит перечень филиалов Академии (в перечне свыше 60 пунктов).

СЗ РФ. 2012. N 21. Ст. 2643.

Устав образовательной организации разрабатывается и принимается самой образовательной организацией (на общем собрании или конференции) и утверждается ее учредителем (учредителями). В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» утвержденный устав представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в настоящее время — в территориальный орган Федеральной налоговой службы).

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» ).

СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.

Порядок утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, устанавливается компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

— правительством субъекта Российской Федерации (например, Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 сентября 2009 г. N 354 «О Порядке утверждения уставов государственных образовательных организаций Республики Башкортостан» , Постановление Правительства Республики Бурятии от 15 июня 2005 г. N 201 «О Порядке утверждения уставов государственных образовательных учреждений Республики Бурятия» ;

Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 20.10.2009. N 20 (314). Ст. 1344.

Бурятия. 18.06.2005. N 107.

— региональным министерством (департаментом) образования (например, Приказ Департамента образования города Москвы от 21 апреля 2014 г. N 288 «О Порядке утверждения уставов (изменений в уставы) государственных образовательных организаций города Москвы и государственных учреждений города Москвы, подведомственных Департаменту образования города Москвы» , Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 7 июня 2010 г. N 313 «Об утверждении Порядка утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении Ленинградской области» ).

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Порядок утверждения устава муниципального образовательного учреждения устанавливается компетентным органом местного самоуправления:

— представительным органом местного самоуправления (например, решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 27 января 2005 г. N 6 «О «Положении о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений г. Владимира и утверждения их уставов» );

Владимирские ведомости. 25.02.2005. N 72 — 73.

— администрацией муниципального образования (например, Постановление Администрации Амурского муниципального района (Хабаровского края) от 28 марта 2014 г. N 336 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) Амурского муниципального района, а также утверждения уставов муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) и внесения в них изменений» ).

Сборник нормативных правовых актов органов местного самоуправления Амурского муниципального района. 11.04.2014. N 3.

Сохраняется практика использования типовых (примерных) уставов образовательных организаций. В настоящее время эта практика чаще встречается на муниципальном уровне (например, Постановление Администрации Великого Новгорода от 10 декабря 2001 г. N 218 «Об утверждении Примерного устава муниципального образовательного учреждения» , Постановление Администрации города Мценска от 6 февраля 2015 г. N 124 «Об утверждении Типового устава муниципальных бюджетных образовательных организаций города Мценска» ).

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Устав образовательной организации выполняет системообразующую функцию в процессе локального нормотворчества. В соответствии с ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона, образовательная организация принимает локальные нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие образовательные отношения:

а) в пределах своей компетенции;

б) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) в порядке, установленном ее уставом.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе локальные акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся.

Локальное нормотворчество образовательной организации находится в тесной и непосредственной связи с ее уставом, поскольку, во-первых, как уже отмечалось, локальные акты принимаются в порядке, установленном уставом (процедурный аспект взаимосвязи), а, во-вторых, содержание локальных актов не должно противоречить положениям устава образовательной организации (содержательная, материальная взаимосвязь).

Значением устава как акта, регулирующего все основные аспекты деятельности образовательной организации, обусловлено законодательно закрепленное (ч. 3 комментируемой статьи) требование создания в образовательной организации условий для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся с ее уставом. Гарантией реализации этого предписания является требование обязательного размещения копии устава образовательной организации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Данное требование установлено в соответствии с политикой информационной открытости образовательной организации в ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона.

Автор — Козырин А.Н., проф., д.ю.н.
По состоянию на 01 августа 2106 года

www.lexed.ru

Популярное:

  • Приказ минспорта рф от 12092013 730 Приказ Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 730 “Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области […]
  • Закон об организаторах торгов Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ"Об организованных торгах" С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2012 […]
  • Приказ 464 от 140613 минобразования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам […]
  • Ст17 закона рф о социальной защите инвалидов в рф Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ "О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Документ является […]
  • Фкз рф о судах общей юрисдикции в рф Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ"О судах общей […]
  • Адрес 9 арбитражный суд Девятый арбитражный апелляционный суд Арбитражные суды Наши судьи Правовые основы от 02 июля 2013 года № 187-ФЗ Федеральный закон от 28 апреля 2009 года № 73-ФЗ Федеральный закон от 24.07.2002 №102-ФЗ Федеральный закон от 29 […]
  • Реестр примерной образовательной программы основного общего образования Реестр примерной образовательной программы основного общего образования 8(495)912-63-37 [email protected] Реестр примерных основных образовательных программ: Примерная основная образовательная программа основного […]
  • Реестр пооп дошкольного образования Реестр пооп дошкольного образования 8(495)912-63-37 [email protected] Реестр примерных основных образовательных программ: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Реестр примерных […]